Научная статья на тему 'Оценка функционального состояния лиц операторскодиспетчерской группы методами компьютерной стабилографии'

Оценка функционального состояния лиц операторскодиспетчерской группы методами компьютерной стабилографии Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
194
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским технологиям , автор научной работы — Слива С. С., Костецкий В. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка функционального состояния лиц операторскодиспетчерской группы методами компьютерной стабилографии»

Раздел I

Модели и методы оценки и коррекции психофизиологического состояния человека-оператора

Таблица

Результаты психологического и психофизиологического исследования

Зона Психофизиологическое обследование, %, п=52 Стабилографическое обследование (КФР), %, п=52

«нормы» 90,3 84,6

«предболезни» 5,8 7,7

«болезни» 3,9 7,7

Таким образом, на наш взгляд целесообразным является дальнейшее изучение и внедрение стабилографического исследования, как скринингового метода, направленного на ранее выявление явлений психофизиологической дезадаптации у лиц опасных профессий. Это позволит своевременно выявлять перенапряжение адаптивных систем и осуществлять коррекцию нарушений, тем самым не допуская истощения процессов регуляции и управления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. -М., 1970. - 204 с.

2. Патент на изобретение № 2165733 РФ МКИ А 61В 5/130, 5/00. Способ оценки общего состояния человека /И.В. Кондратьев, Г.А. Переяслов, С.С. Слива, В.И. Усачев.

3. Айвазян С.А. и др. Прикладная статистика: Основы моделирования и первичная обработка данных. Справочное издание. -М.: Финансы и статистика, 1983. 471с.

С.С. Слива, В.Э. Костецкий

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЦ ОПЕРАТОРСКО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ ГРУППЫ МЕТОДАМИ КОМПЬЮТЕРНОЙ СТАБИЛОГРАФИИ

Одной из актуальных проблем безопасности движения транспортных средств, связанных с «человеческим фактором», является изменение функционального состояния у лиц операторско-диспетчерской группы из-за утомления и переутомления, чрезмерного психоэмоционального напряжения, которые развиваются в течение рабочей смены.

Следует отметить, что по мере централизации диспетчерского управления увеличивается поток информации и психоэмоциональная напряженность диспетчеров. При этом длительность смены у таких лиц с повышенной ответственностью, как правило, составляет 12 часов. Двое суток отдыха после смены далеко не всегда обеспечивают восстановление функционального состояния. Это приводит к ускоренному профессиональному «выгоранию», когда человек уже не справляется с возложенной на него функцией. Адекватная замена таких уникальных специалистов зачастую вызывает большие трудности.

Последние достижения в биомеханике, в частности, в компьютерной стабило-графии, позволяют по оценке функции равновесия обеспечить ускоренный пред-сменный и послесменный контроль, который в настоящее время не проводится. Реализация такого контроля позволила бы старшему диспетчеру, если не заменить диспетчера-оператора в случаях, когда его показатели не вошли в требуемые индивидуальные нормативы, то хотя бы знать, где в данной смене «слабое звено».

Методика быстрой и комфортной оценки функционального состояния пока реализуется только с помощью стабилоанализатора с биологической обратной свя-

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

зью «Стабилан-01». Этот комплекс разработан, сертифицирован и серийно изготовляется в ЗАО «ОКБ «Ритм» (г. Таганрог).

Суть стабилографического предсменного (послесменного) контроля состоит в том, что испытуемому человеку требуется всего лишь снять обувь, встать на ста-билоплатформу и спокойно простоять в течение 1-1,5 минуты. На экране монитора высвечиваются показатели функции равновесия. Результаты обследования сопоставляются с трехцветной шкалой индивидуальных норм. При попадании в зеленую зону предполагает допуск к работе. При попадании в желтую зону необходимо провести дополнительное обследование, например, измерение артериального давления, температуры и т.п., а также уведомить старшего диспетчера. Попадание в красную зону соответствует недопуску, но окончательное решение принимает старший диспетчер.

Индивидуальные нормативы человека формируются после пятого обследования и затем уточняются при последующих обследованиях, которые не вызывают сомнений у исследователя.

Аналогичный послесменный контроль позволяет оценить значимость проведенного дежурства в изменении функционального состояния диспетчера.

Однако все актуальнее стоит задача в мониторинге функционального состояния диспетчеров в процессе деятельности, который бы позволил заранее уведомлять старшего диспетчера в изменении функционального состояния того или другого диспетчера и прогнозировать вероятность их ошибочных действий.

С этой целью была проведена научно-исследовательская работа, в которой оценка функционального состояния проводилась по двигательной активности диспетчера во время работы. Для этого был разработан и изготовлен экспериментальный образец «очувствленного кресла» для диспетчера. Программно-аппаратный комплекс, включающий в себя это кресло, позволял регистрировать и анализировать траекторию центра давления, оказываемого испытуемым на сидение этого кресла. Для верификации дополнительно регистрировался пульс и проводился вариационный анализ сердечного ритма с оценкой функционального состояния диспетчера. Реальные испытания этого комплекса были проведены на СКЖД. По результатам НИР была успешно защищена кандидатская диссертация, в которой была показана перспективность использования «очувствленного кресла» для комфортной оценки функционального состояния диспетчера.

В ЗАО « ОКБ «Ритм» (г. Таганрог) делается следующий шаг в развитии этого важного направления. Изготовлены экспериментальные образцы компьютерного стабилокресла диспетчера (КСК-Д), которые обеспечивают регистрацию не простого распределения веса испытуемого по четырем датчикам силы, а сил и моментов сил по трем координатам, что позволит получить существенно больше полезной информации. С этой целью были разработаны специальный многокомпонентный датчик и программа для вычисления векторов сил и моментов сил по восьми сигналам с тензорезистивных датчиков.

Такой подход позволил спроектировать средство для комфортного мониторинга функционального состояния с учетом всех современных эргономических требований, не внося дополнительных неудобств в работе лиц операторско-диспетчерской группы в процессе профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.