Научная статья на тему 'Оценка формы влияния неосязаемого капитала на изменение конкурентоспособности в условиях сложившегося рынка'

Оценка формы влияния неосязаемого капитала на изменение конкурентоспособности в условиях сложившегося рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / УСТОЙЧИВОСТЬ / COMPETITIVENESS / MANAGEMENT DECISIONS / STABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина Г.П.

В статье рассматриваются формы трансформации неосязаемого капитала в показатели конкурентоспособности и капитализацию компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION FORMS OF INTANGIBLE CAPITAL TO INFLUENCE CHANGE IN COMPETITIVE CONDITIONS PREVAILING MARKET

The article examines the transformation of forms of intangible capital in the competitiveness indicators and the company's capitalization.

Текст научной работы на тему «Оценка формы влияния неосязаемого капитала на изменение конкурентоспособности в условиях сложившегося рынка»

ной системой мобильной связи на базе стандарта GSM позволили появиться широким возможностям разработки проектов и создания транспортных систем с автоматизированным управлением для разных видов транспорта.

В сфере проектирования и создания аналогичных систем успешно работают специализированные немецкие компании DENAX Communication for Products AG Kastor & Pollux, базирующаяся в городе Франкфурт, и Cubic Transportation Systems Deutschland GmbH, расположившаяся в городе Бонн. Они известны как создатели автоматизированных систем для общественного транспорта. Программные наработки компании в той или иной степени применяются больше чем в 30 странах по всему миру. Еще одна немецкая компания Barthauer Software GmbH, находящаяся в Брауншвейге, предлагает широкий спектр информационных и консалтинговых услуг в сфере разработки и внедрения ПО, направленного на автоматизацию системы управления различного назначения. Компания создаёт прикладное программное обеспечение, применяя в своём составе автоматизированные географические системы - GIS, а также автоматизированные системы проектной деятельности - CAD и пр. Спроектированы и внедрены в работу предприятий пакеты программ для принятия оптимальных управленческих решений в отношении ресурсов предприятия, городского транспорта и коммунального хозяйства, организации маркетинга с целью обслуживания клиентов надлежащего качества и пр.

Больше сотни предприятий, работающих в области промышленности и транспорта, успешно используют АСУ транспортными средствами на базе программного обеспечения TESS, спроектированного немецким Институтом оперативного управления Inform GmbH, (город Ахен). Пакет программ, состоящий из нескольких модулей, дает возможность быстро решать задачи различного рода, в том числе оперативного управления городским пассажирским транспортом, включая оптимизацию маршрутной системы. Преимущественная особенность пакета заключается в том, что наряду с применением формализованных и определённых данных и традиционной двухзначной логики имеется возможность для чёткой постановки и дальнейшего решения вероятностных оптимизационных задач использовать нетрадиционную, так называемую "неформальную"- нестрогую логику. Разработаны дружественные и понятные интерфейсы для осуществления корреспонденции с автоматизированной системой управления транспортной системой, материально-техническим обеспечением и ресурсами. Это связано с работой автоматизированных систем диспетчерского управления (АСДУ).

Внедрение навигационных систем на предприятиях городского пассажирского транспорта направлено на решение следующих базовых задач:

- информационное обеспечение перевозок: внедрение паспортов маршрутов, расчет расписания движения, формирование электронной карты города, составление оперативных сменно-суточных задании (нарядов) и т.д.;

- оперативное управление перевозочным процессом;

- формирование и вывод оперативных справок и выходных отчетных форм в конце смены.

Важнейшим блоком в общем модуле навигационной системы является блок оперативного управления перевозочным процессом заключающийся в решении следующих задач:

■ автоматизированный контроль процесса выпуска подвижного состава (ПС) на линию и его возврата в парк (депо);

■ автоматизированный контроль движения подвижного состава, формирование и выдача сообщении об отклонениях от графиков движения отдельных подвижных единиц (ПЕ);

■ автоматизизация функции регулирования и координации перевозочного процесса.

Совершенствование информационного обеспечения транспортных хозяйств за счет разработки и внедрения передовых информационных технологий будет способствовать снижению себестоимости перевозок на городском пассажирском транспорте.

Литература:

1. Официальный сайт компании Autodesk [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.autodesk.ru/adsk/servlet/pc/ item?siteID=871736&id=9906054

2. Материалы сайта http://www.kommersant.ru.

3. Коссой Ю.М. Коммерческая эксплуатационная деятельность городского транспорта в условиях рыночных отношений. Ч 1.Учеб. пособ. -Н.Новгород: ННГУ, 1993. - 49 с.

4. Скрицкий Г.А. Перспективы применения инновационных технологий в городском пассажирском автотранспорте в России // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 1. - стр. 78.

5. Тиверовский В.И. Информационные технологии на транспорте. Ч.1 // Вестник транспорта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pressarchive.ru/vestnik-transporta/ 2002/04/01/10622. html

6. Туревский И.С. Экономика и управление автотранспортным предприятием. Учеб.пособие. - М.: Высшая школа, 2006. - 222 с.

7. Якимов М.Р. Автореферат на соискание степени доктора технических наук по теме"Научная методология формирования эффективной транспортной системы крупного города" [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://vak.ed.gov.ru/ru/dissertation/ index.php? id54=15075

ОЦЕНКА ФОРМЫ ВЛИЯНИЯ НЕОСЯЗАЕМОГО КАПИТАЛА НА ИЗМЕНЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЛОЖИВШЕГОСЯ РЫНКА

Сорокина Г.П., д.э.н., Университет машиностроения

В статье рассматриваются формы трансформации неосязаемого капитала в показатели конкурентоспособности и капитализацию компании.

Ключевые слова: конкурентоспособность, управленческие решения, устойчивость.

EVALUATION FORMS OF INTANGIBLE CAPITAL TO INFLUENCE CHANGE IN COMPETITIVE CONDITIONS PREVAILING MARKET

Sorokina G., Doctor of Economics, University of Engineering The article examines the transformation of forms of intangible capital in the competitiveness indicators and the company's capitalization. Keywords: competitiveness, management decisions, stability.

Результатом рутинных управленческих решений становится капитализация компании и если роль материального капитала в устойчивой конкурентоспособности неоспорима, то выявление влияния элементов неосязаемого капитала на конкурентоспособность интересная научно-практическая задача, которая ставилась наряду со многими другими в процессе выполнения научного исследования по проекту 11-02-00283.

С учетом введенного в научный оборот определения конкурен-

тоспособности организации, определяемой, как стабильная рыночная позиция, обладающая положительной динамикой, базирующаяся на устойчивом предпочтении потребителей в удовлетворении их конкретных потребностей. Необходимо было выявить степень и форму влияния элементов неосязаемого капитала на конкурентоспособность организации.

Итак, конкурентоспособность организации, согласно предложенному определению включает в себя:

176 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA j №6 2013 j

1. Устойчивость организации, которая реализуется на основании двух базовых форм устойчивости - внешней и внутренней. К внешней устойчивости отнесем понятие рыночной устойчивости, которая в основном реализуема рыночной долей организации. Рыночная доля является определяющей не только в отношении потребителей, как эквивалент их лояльности и в то же время потенциал формирования моды, клиентских сетей, «партизанского маркетинга», в том числе скрытого и вирусного маркетинга, но и в отношении конкурентной силы и заинтересованности, а, следовательно, поддержки государства (например, «Автоваз»). К внутренней устойчивости отнесем финансовую устойчивость, так как она отражает все процессы, происходящие внутри организации, прямо или опосредованно влияющие на финансовую стабильность.

2. Положительную динамику - выраженную в более интенсивном развитии относительно среднерыночного, отражаемого в динамических показателях рыночной доли, имиджа, прибыли и т.д.

3. Потребительское предпочтение, основанное на социальных аттитюдах, то есть на восприятии и поведении потребителя в отношении организации, товара, бренда, осознанность этих отношений и поведения, их эмоциональный компонент, значимость предыдущего опыта в формировании социальных установок и их динамичный характер. То есть на узнаваемости товара, эмоциональной окраске, восприятии качества товара, желании им обладать и т.д.

На основе выявленных базовых составляющих конкурентоспособности организации оценим способ и степень влияния элементов неосязаемого капитала на конкурентоспособность. Признаем сложившуюся классификацию неосязаемого капитала на маркетинговый, человеческий и инновационный, определив основные показатели и проявления каждого из них:

Маркетинговый капитал 1. К лояльности потребителей отнесём только конативный компонент лояльности, то есть поведенческую составляющую многомерной лояльности, измеряемой также на основе социальных установок, т.е. лояльными потребителями будем считать потребителей совершивших не менее двух последовательных покупок и отражаемых в матрице перехода вероятностей Маркова в клетках с равными индексами строки и столбца, т.е ¡='. Самое значимое влияние лояльность потребителей оказывает на рыночную устойчивость, т.к. она формирует основу рыночной доли. Высокий уровень лояльных потребителей повышает математическое ожидание непереключения потребителей на другую марку в течении п периодов, которое можно оценить по формуле 1, то есть создает эффект инертности рыночной доли.

1

П :

1

■ а.

(1)

где а.. - ячейка в матрице перехода вероятности отражающая лояльность к компании.

Положительный опыт использования товара формирует устойчивое предпочтение потребителей, то есть потенциал формирования бренда, основанного на сознательном канале восприятия прямой имиджформирующей информации, то есть переход в состояние вера=знание'!1.

Лояльность потребителей формирует стабильный денежный поток минимизируя риски непродажи в доле сопоставимой с долей лояльных потребителей, тем самым косвенно повышая финансовую устойчивость.

2. Корпоративный имидж - это восприятие организации целевой аудиторией (клиентами), основанной на реальных знаниях, ассоциативных, эмоциональных представлениях и окрасках, времени существования на рынке и других динамических, статических и поведенческих категориях.

Основа корпоративного имиджа это его способность к имиджевому переносу, то есть базиса формирования зонтичных брендов, ассоциаций с потребностями, стилем жизни и одушевленным образом [1]. На основе перечисленных свойств корпоративного имиджа можно констатировать, что корпоративный имидж повышает потребительские предпочтения на основе потенциала имиджевого переноса, потенциала формирования товарного бренда и т.д. Корпоративный имидж находится в прямой взаимосвязи с долей лояльных покупателей, повышая её устойчивость и размерность, что в свою очередь повышает рыночную устойчивость организации.

Психологи утверждают, что один потребитель в день может распространить имиджформирующую информацию не менее чем 6 респондентам, по принципу «снежного кома» данная информация, трансформируясь, приобретая гиперболическую тенденцию, рас-

пространяется со скоростью геометрической прогрессии, следовательно, положительный или отрицательный отзыв потребителя становится имиджформирующей информацией, преобразуется в своеобразное рекламное сообщение в виде сетевого или партизанского маркетинга доносится до потенциальных потребителей, тем самым увеличивая вероятность покупки товара.

Ценовая чувствительность взаимосвязана с уровнем имиджа, следовательно, высокий корпоративный имидж позволяет повышать уровень цен на величину выше среднерыночной. Самое косвенное влияние оказывает корпоративный имидж на финансовую устойчивость. Данное влияние сводится к повышению инвестиционной привлекательности на основе виртуального снижения инвестиционных рисков на основе повышения степени доверия к именитой фирме, или вложения денег для приобретения имиджевого переноса.

3. Товарный имидж и бренд. В соответствии с теорией «вера-знание» товарный бренд оказывает прямое влияние, на потребительское предпочтение, повышая уровень доверия к товару. На этом же основании повышается лояльность клиентов и происходит стихийное распространение информации по каналу клиент -клиент, тем самым увеличивая или уменьшая рыночную долю. По аналогии с корпоративны имиджем товарный имидж снижает чувствительность потребителей к цене, тем самым позволяя получать большую прибыль на основе снижения ценовой эластичности.

Ценовая премия бренда это разница между ценой имиджевого товара и средневзвешенной ценой товаров конкурентов. Ценовая премия бренда формирует дополнительную прибыль организации, обеспечивая тем самым её финансовую устойчивость.

4. Сбытовая сеть- это налаженные каналы сбыта товаров и услуг организации поддающиеся контролю со стороны данной организации. Сбытовая сеть организации позволяет оптимизировать затраты на товародвижение повышая финансовую устойчивость, управлять интенсивностью сбыта, получать обратную связь с потребителем, чутко реагируя на его запросы, тем самым повышать динамику сбыта и потребительскую лояльность. Управляемая сытовая сеть повышает доступность товара, его узнаваемость и является логичным дополнением к имиджу товара. Отлаженная сбытовая сеть ограничивает конкуренцию, повышая входные барьеры для входа в отрасль, стоимостью создания сопоставимой сбытовой сети для получения аналогичного охвата и преимущества по издержкам, характерным крупным компаниям.

5. Базы клиентских данных позволяют построить маркетинг отношений с клиентами, тем самым повысить их лояльность, стабилизируя рыночную долю, и повысить их потребительское предпочтение к марке.

6. Высокая рыночная доля, а тем более рыночное лидерство напрямую влияет на рыночную устойчивость компании, позволяет выступать в качестве законодателя моды, увеличивает клиентский опыт, формируя устойчивое потребительское предпочтение тем самым стабилизируя денежный поток от продаж и повышая финансовую устойчивость компании.

Человеческий капитал. С точки зрения прямого влияния, на конкурентоспособность следующие два составляющих неосязаемого капитала оказывают лишь опосредованное влияние на конкурентоспособность, отражаясь частично в элементах маркетингового капитала.

Человеческий капитал в работе будем рассматривать в его проявлениях таких как: Производительность труда, персональный бренд, синергия, креативность, коммуникабельность. В данных проявлениях влияние человеческого капитала на конкурентоспособность выражается следующими проявлениями. [2,3,4]

1. Производительность труда - коэффициент отражающий количество произведенного блага за единицу времени. Увеличение производительности труда влечет за собой не только сокращение издержек, но и потенциал интенсивного роста, что оказывает влияние как на финансовую устойчивость, так и на динамические показатели рынка.

2. Персональный бренд - это использование в организации для различных экономических целей известную личность, в основном персональный бренд реализуется через маркетинговый капитал в виде потенциала формирования моды, следования за лидером, аффективной окраски потребления, тем самым формируя уникальное предложение и развивая потребительское предпочтение.

3. Под синергией в данной работе будем понимать положительный эффект от совместной работы, инфраструктурное обеспечение основного производственного процесса. Синергия в данном кон-

ТКАШРОШ" БШШБББ Ш КШБЬЛ | №6 2013 | 177

тексте обеспечивает увеличение производительности труда, тем самым формируя финансовую устойчивость, и позволяет создать потенциал роста рыночной доли.

4. Креативность в представленной модели выражается к способности прсонала создавать новое уникальное знание и трансформировать его в овеществленную форму в виде нового товара, уникального торгового предложения, рекламы, имиджа и т.д. Апогеем креативного мышление может стать создание так называемых «голубых океанов», то есть уникальных новых рынков с временной монополией, основанных на удовлетворении вновь созданной потребности или оригинальным удовлетворением имеющихся потребностей. Следовательно, креативность позволяет создать новый рынок, захватив на нем временное рыночное лидерство, повысив тем самым рыночную устойчивость организации, повысить потребительскую ценность товара как реальную, так и виртуальную, тем самым расширить существующую долю рынка и увеличить ценовую премию бренда, развивая динамические характеристики рыночной устойчивости компании. Создать или повысить потребительскую лояльность на основе создания новых модных трендов, формирования новых потребностей или создания уникальных способов удовлетворения существующих потребностей.

5. Коммуникабельность как проявление человеческого капитала подразумевает явность навыков социализации, в том числе способность к убеждению, развитию социальных отношений и т.д. Коммуникабельность позволяет в основном на основе слияния с маркетинговым капиталом формировать клиентские сети используя партизанский и сетевой маркетинг, использовать прямые продажи тем самым не только развивая потребительское предпочтение, но и формируя потенциал роста рыночной доли компании на основе маркетинговых коммуникаций.

Инновационный капитал организации можно разделить на задокументированный капитал, поддающийся реальной оценке, который можно отделить от компании, инновационный капитал, внедренный или внедряемый в процесс производства и управления, и потенциальный инновационный капитал. В вязи с данной стратификацией выделим следующие формы проявления инновационного капитала.

1. Интеллектуальная собственность - защищенный патентам инновационный капитал организации способный принести доход от их прямой реализации, способный служить ликвидным активом организации, тем самым влияя на финансовую устойчивость. Интеллектуальная собственность в силу своей патентной защиты может служить защитой от проникновение на рынок новых конкурентов, временно ограничивая конкуренцию.

2. Технические или продуктовые инновации - создание нового продукта или совершение потребительских свойств существующих продуктов компании.

Технические или продуктовые инновации являются носителями новой потребительной стоимости, а, следовательно, могут быть реализованы в дополнительный доход, новую рыночную нишу, расширение существующей рыночной доли, позволяет организации стать «законодателем моды», тем самым оказывая прямое влияние на конкурентоспособность по всем четырем анализируемым направлениям.

3. Технологические и управленческие инновации - инновации оптимизирующие процесс создания блага, тем самым позволяющие сократить издержки. Технологические и управленческие инновации оказывают прямое влияние, на финансовую устойчивость компании, сокращая издержки и повышая производительность факторов производства, формируют потенциал роста рыночной доли.

4. Инновационный потенциал организации отражает способность компании генерировать новое знание, то есть способность к инновационному развитию. Инновационный потенциал подразумевает возможность создания организацией предыдущих элементов инновационного капитала, то есть его воздействие на конкурентоспособность отражается только потенциалом роста рыночной доли.

Маркетинговый, человеческий и инновационный капитал оказывают разностороннее воздействие на конкурентоспособность компаний в условиях рынка. Неосязаемые ценности используются в бизнес-процессах компаний, и в результате фирма получает определенные, однозначно оцениваемые эффекты. Основных групп эффектов четыре.

Во-первых, это увеличение входящего денежного потока - повышение выручки, как за счет увеличения количества проданных товаров и услуг, так и за счет повышения цены; получение иных

доходов, в том числе от продажи лицензий, патентов.

Во-вторых, это повышение эффективности бизнес-процессов, выражающееся в сокращении затрат, увеличении производства продукции при неизменных затратах, оптимизации структуры затрат, различных видах экономии.

В-третьих, это повышение инвестиционной привлекательности. Возможность привлекать значительные средства с минимальными затратами времени, минимальной ценой привлекаемого капитала и с наименьшей вероятностью потери контроля над бизнесом не только повышает финансовую устойчивость фирмы, но и служит базисом для динамичного развития всех остальных элементов конкурентоспособности.

В-четвертых, это повышение барьеров вхождения на рынок конкурентов. Ограничение числа конкурентов, действующих на одном рынке, повышает стабильность объема продаж, повышает управляемость конкурентоспособностью компании (так как она всегда относительна, и невозможно ее определение по отношению к неизвестному, потенциальному конкуренту). Также немаловажно сокращение количества возможных альтернатив для клиентов и поставщиков - это значительно снижает их конкурентную силу.

Маркетинговый капитал.

1. Лояльность потребителей - приверженность потребителей к определенной марке или товаропроизводителю. Высокая лояльность потребителей к нашей марке снижает риск непродажи, снижает степень неопределенности при принятии решений, и следовательно повышает управляемость рыночной ситуацией, точность прогнозов и выполняемость планов компании. Ожидания клиентов обеспечивают высокие уровни продаж нашего товара, что открывает возможность использовать большее ресурсов для развития, а не для внутреннего страхования рисков в резервных фондах, а также снижает страховую премию, при страховании коммерческих рисков компании при применении внешнего страхования.

2. Корпоративный имидж включает не только корпоративный бренд, но весь поток информации, генерируемы компанией и совокупные образы в сознаниях контактных аудиторий. Положительный имидж может быть прямо коммерциализован через продажу компании с учетом гудвилла, продажу права на использование корпоративного бренда (лицензии, франшизы и т.п.). Положительный имидж компании благотворно влияет на степень лояльности потребителей, и опосредованно формирует все соответствующие лояльности эффекты. Деловая репутация и положительный имидж компании привлекают инвесторов и повышают уровень их доверия, даже при не самых позитивных финансово-экономических показателях. Также, формирование имиджа является длительным и дорогостоящим процессом - это служит естественным барьером для потенциальных конкурентов - на достижение паритета по узнаваемости и отношению клиентов необходимо потратить значительные средства и время, что увеличивает первоначальные затраты, срок окупаемости нового бизнеса, повышает риски [117].

3. Имидж товара и товарный бренд, как правило, обеспечивает получение относительно высокой нормы доходности (т.н. премия бренда), кроме того бренд сам по себе является активом и может быть реализован продажей или арендой. Наличие сильного товарного бренда значительно сокращает риски непродажи и повышает лояльность потребителей. Кроме того, существование брендов повышает стоимость вывода конкурирующих товаров на рынок.

4. Наличие разветвленной и развитой сбытовой сети позволяет значительно снизить издержки, связанные с обращением и поиском партнеров. Контроль над существующими системами сбыта ограничивает конкуренцию через осложнение или даже воспрещение доступа конкурентов к клиентам, а создание собственной сбытовой сети крайне затратный и длительный процесс.

5. Базы клиентских данных позволяют реализовывать множество коммуникационных технологий и тем самым повышать лояльность клиентов. Построение клиентских сетей и сообществ сокращает вероятность перехода клиентов к конкурентам и повышает инертность потребительского поведения.

6. Большая рыночная доля или особенно рыночное лидерство обеспечивает стабильный и высокий доход. Инертность поведения потребителей и существование привычек потребления повышают устойчивость рыночных позиций лидеров. Кроме того, компания, обладающая большой рыночной долей привлекает инвесторов низкими рисками и высокой нормой прибыли.

Маркетинговый капитал обеспечивает величину и постоянство входящего денежного потока, позволяет привлекать инвестиции и косвенно влияет на эффективность бизнес-процессов компании.

178 ТКАШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №6 2013 |

Человеческий капитал.

1. Высокая производительность труда обеспечивает прямой экономический эффект, а также зачастую является лимитирующим фактором в отрасли услуг.

2. Персональный бренд - это единица корпоративного человеческого капитала, т.е. индивидуум, обладающий известностью и устойчиво-положительным личным имиджем в отрасли, на рынке. Фактор имени исполнителя является экономическим сигналом, позволяющим контрагентам принимать решения в условиях асимметрии информации - это создает дополнительный денежный поток, связанный с увеличением объема продаж и премией бренда, но при этом также повышаются ожидания клиентов. Аналогично повышается инвестиционная привлекательность компании, в которой работает известный индивид - потенциальные инвесторы оценивают проекты не только по экономическим показателям, но и по субъективному «качеству» команды исполнителей - как «виртуальному» показателю надежности проекта. «Виртуальность качества» команды исполнителей заключается в том, что зачастую известность не является объективным показателем компетенций исполнителей, но зато является экономическим сигналом, на основании которого могут приниматься решения.

3. Показатель синергии отражает общее качество совместного труда персонала организации - насколько эффект действий всего коллектива превосходит сумму эффектов действий отдельных сотрудников. Этот показатель обеспечивается качеством менеджмента, качеством выполнения вспомогательных работ и функций, именно этот показатель учитывает качество человеческого капитала вспомогательных и обеспечивающих сотрудников. Синергия может снизить издержки и повысить экономическую эффективность всей системы.

4. Креативность - это способность сотрудников генерировать новые идеи, создавать прорывные и улучшающие инновации, рационализировать бизнес-процессы и технологии. Прорывные инновации, выраженные в создании принципиально новых товаров, поддержанные маркетинговыми усилиями могут создавать новый спрос или «отколоть» сегмент от существующего рынка. Созданные таким образом новые рынки, именуемые «Голубыми океанами» обладают уникальными для рыночной экономики характеристиками - они временно монопольны и способны генерировать значительный денежный поток своему обладателю. Улучшающие и технологические инновации, создаваемые креативными сотрудниками повышают потребительскую ценность товара и эффективность бизнес-процессов. Кроме того, постоянно высокий уровень инновационной активности в компании привлекает инвесторов и растормаживает персонал для организационных преобразований.

5. Коммуникабельность - это набор компетенций персонала, характеризующих социальные навыки. Коммуникабельность обеспечивает эффективность личных продаж, ведения переговоров. За счет налаживания межличностных взаимоотношений обеспечивается применение многих GR - технологий и получение связанных с ними рыночных и внерыночных преференций - выражающихся в административной ренте. Зачастую коммуникабельность может обеспечить формирование экономических сигналов не только для клиентов, но и для инвесторов, тем самым обеспечивая повышение инвестиционной привлекательности, пусть даже и на основании «виртуальных активов».

Человеческий капитал, по сути, является основой всех неася-заемых ценностей, персоналом они создаются и персонал является их носителем. Человеческий капитал прямо влияет на конкурентоспособность компании - приносить прямой доход, увеличивает эффективность бизнес-процессов, в некоторых случаях может служить «виртуальным активом», привлекающим и обеспечивающим инвестиции.

Инновационный капитал.

1. Технические инновации - это новые или улучшенные товары, обладающие высокой относительной потребительской ценностью товара для клиентов. Высокая относительная потребительская ценность товара повышает лояльность клиентов и формирует рыночные барьеры, т.к. повышает затрат конкурентов на переключение потребителей. При значительном превышении потребительской ценности товара над конкурентами может сформироваться «голубой океан», приносящие все бенефиции локальных и временных монополий. Сами по себе успешные технические инновации являются ликвидными и высокодоходными активами, поэтому привлечение инвестиций становится более простым для компании инноватора.

Как правило, товары, обладающие превосходящими технико-экономическими показателями, создаются с применением современных дорогостоящих и интеллектуальноемких технологий - это ведет к повышению технологических и инвестиционных барьеров для входа на рынок конкурентов.

2. Технологические и управленческие инновации объединены, так в основном проявляются в сокращении прямых и косвенных издержек бизнес-процессов. Это повышение эффективности, в свою очередь обеспечивает высокие и инвестиционно-привлекательные технико-экономические показатели. Кроме того, имеет место повышение технологических и инвестиционных барьеров для входа на рынок.

3. Инновационный потенциал организации включает структурные (эффективность и приспособленность организационной структуры фирмы к реализации инноваций, доступ к центрам коллективного пользования, наличие формальных признаков качества персонала (звания и степени) и т.п.) и информационные (информационная система, доступ к базам данных, системы защиты информации и т.д.) характеристики, а также научный задел коллектива. Инновационный потенциал повышает производительность инновационной деятельности, вероятность генерации новых идей и успешность реализации инноваций. Наличие инновационного потенциала формирует сигналы, свидетельствующие о меньших инвестиционных рисках, что повышает инвестиционную привлекательность.

4. Интеллектуальная собственность может быть прямо коммер-циализована продажей или передачей в аренду, а также аналогично с предыдущей формой проявления инновационного капитала повышает инновационную привлекательность. Однако наиболее сильным эффектом, воздействующим на конкурентоспособность предприятий, характерным для интеллектуальной собственности является создание юридических барьеров входа на рынок. Юридические барьеры являются наиболее труднопреодолимыми при должной их реализации.

Выводы:

В процессе работы были определены формы влияния неосязаемых результатов управленческих решений на капитализацию и конкурентоспособность организаций. Выделенные эффекты позволяют сформировать пул рутинных управленческих решений и достаточно однозначно выявить их вклад в конкурентоспособность предприятий.

Литература:

1. Годин А.М. Брендинг: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кж%», 2006. - С.34 -35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Нуреев Р.М. «Развитие человеческого капитала как реальная альтернатива сырьевой специализации страны» Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5. № 3.С. 111-129.

3. Курганский С.А.Человеческий капитал: сущность, структура, оценка/ Иркут. гос. экон. акад. — Иркутск, 1999.

4. Колядин А.П. Структурные элементы человеческого капитала // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006. Т. 4. № 2. С. 61-65.

5. Захаров А.В. Анализ тенденций изменения конкурентоспособности основных брендов на автомобильном рынке РФ// Известия МГТУ «МАМИ» 2013 г. № 1(15) т. 5

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2013 | 179

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.