Научная статья на тему 'Оценка физических качеств гибкости, силовой выносливости и координационных способностей, необходимых для выполнения профессиональной деятельности'

Оценка физических качеств гибкости, силовой выносливости и координационных способностей, необходимых для выполнения профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
184
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЕ И ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ГИБКОСТЬ / ЛОВКОСТЬ / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СИЛОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / ТОЧНОСТЬ МЕТАНИЯ МЯЧА / RUSSIAN AND FOREIGN STUDENTS / FLEXIBILITY / DEXTERITY / SPECIFIC COORDINATION ABILITIES / STRENGTH ENDURANCE / ACCURACY OF THROWING THE BALL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шаренкова Людмила Анатольевна, Мищенко Ирина Викторовна, Аношина Татьяна Васильевна, Нейман Марк Аркадьевич

Известно, что профессия врача имеет ряд особенностей труда. Это и большая психическая нагрузка, и круглосуточные дежурства, и постоянное напряжение зрения и внимания, и выполнение тонких и точных движений по координации пальцами и кистями рук, и оказание медицинской помощи при любых погодных условиях и многое другое. Нами была проведена оценка гибкости, силовой выносливости и координационных способностей, необходимых для выполнения профессиональной деятельности врача. Были протестированы как русские, так и иностранные студенты, обучающиеся в Северном государственном медицинском университете. В результате исследования были получены данные о хорошем развитии силовой выносливости, как у русских, так и у иностранных студентов. А физическое качество гибкость и уровень координационных способностей, имеют уровень развития ниже среднего, как русские, так и иностранные студенты. Тем не менее, русские студенты имеют более высокий уровень координационных способностей, относящихся к целостным двигательным действиям, чем иностранные студенты. А иностранные студенты имеют более высокий уровень координационных способностей к кинестетическому дифференцированию, чем русские студенты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шаренкова Людмила Анатольевна, Мищенко Ирина Викторовна, Аношина Татьяна Васильевна, Нейман Марк Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF FLEXIBILITY, STRENGTH ENDURANCE AND COORDINATION ABILITIES NECESSARY FOR PERFORMING PROFESSIONAL ACTIVITIES

It is known that the profession of a doctor has a number of features of work. This is a great mental load, and round-the-clock duty, and constant strain of vision and attention, and performing fine and precise movements to coordinate the fingers and hands, and providing medical care in all weather conditions, and much more. We have carried out the assessment of flexibility, strength endurance and coordination abilities necessary to perform the professional activities of doctor. Both Russian and foreign students studying at the Northern state medical University were tested. The study results showed that both Russian and foreign students had good development of strength endurance. And the physical quality, flexibility and level of coordination abilities, have a level of development below average, both Russian and foreign students. However, Russian students have a higher level of coordination abilities related to holistic motor actions than foreign students. And foreign students have a higher level of coordination abilities for kinesthetic differentiation than Russian students.

Текст научной работы на тему «Оценка физических качеств гибкости, силовой выносливости и координационных способностей, необходимых для выполнения профессиональной деятельности»

Оценка физических качеств гибкости, силовой выносливости и координационных способностей, необходимых для выполнения профессиональной деятельности

Шаренкова Людмила Анатольевна,

кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры и медицинской реабилитации, ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» E-mail: ludmila.voyz@yandex.ru

Мищенко Ирина Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедры физической культуры, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» E-mail: i.mischenko2011@yandex.ru

Аношина Татьяна Васильевна,

старший преподаватель, кафедры физической культуры ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» E-mail: tupik-3@yandex.ru

Нейман Марк Аркадьевич,

старший преподаватель, кафедры физической культуры ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» E-mail: m.nejman@narfu.ru

Известно, что профессия врача имеет ряд особенностей труда. Это и большая психическая нагрузка, и круглосуточные дежурства, и постоянное напряжение зрения и внимания, и выполнение тонких и точных движений по координации пальцами и кистями рук, и оказание медицинской помощи при любых погодных условиях и многое другое. Нами была проведена оценка гибкости, силовой выносливости и координационных способностей, необходимых для выполнения профессиональной деятельности врача. Были протестированы как русские, так и иностранные студенты, обучающиеся в Северном государственном медицинском университете. В результате исследования были получены данные о хорошем развитии силовой выносливости, как у русских, так и у иностранных студентов. А физическое качество гибкость и уровень координационных способностей, имеют уровень развития ниже среднего, как русские, так и иностранные студенты. Тем не менее, русские студенты имеют более высокий уровень координационных способностей, относящихся к целостным двигательным действиям, чем иностранные студенты. А иностранные студенты имеют более высокий уровень координационных способностей к кинестетическому дифференцированию, чем русские студенты.

Ключевые слова: русские и иностранные студенты, гибкость, ловкость, специфические координационные способности, силовая выносливость, точность метания мяча.

о с

CJ

см см

Многочисленными исследованиями доказано, что физические упражнения позитивно влияют на здоровье человека. Занятия физической культурой, проводимые в высших учебных заведениях, содействуют подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности. Многочисленные исследования подтверждают, что выпускники вузов, активно занимавшиеся во время учебы физической культурой и спортом, успешно трудятся в сложнейших условиях производства. Основной задачей ППФП (профессионально-прикладной физической подготовки) студентов медицинских вузов является формирование, с помощью различных средств физической культуры, профессионально важных свойств и качеств личности врача [8,11,13].

Профессия врача имеет ряд особенностей труда: большая психическая нагрузка, круглосуточные дежурства, дежурства на дому и вызова, рабочая поза обеспечивается длительным напряжением мышц, постоянное напряжение зрения, внимания и многое другое. Например, у врачей-стоматологов рабочие позы с наклоном и изгибом позвоночника занимают более 80% рабочего времени. Трудовые операции заключаются в выполнении дифференцированных, тонких по координации микродвижений пальцами и кистями рук при постоянном напряжении зрения и внимания. Из физических качеств, имеющих решающее значение в операционной деятельности хирурга, опрошенные отметили высокую работоспособность (67,1%), внимание (53,1%), точность движений (46,8%) и ловкость (66,3%) [7,14].

Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой. Известно, что хорошо растянутые мышцы являются более сильными и способными к длительной работе. Ловкость -это способность человека быстро овладевать сложными движениям. А также быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость характеризуется координацией и точностью движений. Координация движений -основной компонент ловкости. Гибкость необходима для оказания помощи человеку в любой экстренной ситуации в любом исходном положении, ловкость - чтобы быстро, точно и уверенно выполнить все врачебные манипуляции. Развитие координационных способностей зависит от разных факторов, таких как: уровень общей физической подготовки, степень развития двигательных способностей, работа двигательного анализатора

и др. Хорошая координация уменьшает риск получения травм, т.к. позволяет правильно распределить нагрузку на различные части тела и группы мышц [1, 2, 3, 4, 5, 6, 12].

Целью нашего исследования являлась оценка физических качеств гибкости, силовой выносливости и координационных способностей студентов-медиков.

Для оценки данных качеств, мы провели тестирование студентов 2 и 3 курсов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов, а также международного факультета врача общей практики. В исследовании использовали следующие тесты:

1. Тест на гибкость - наклон вперёд (ноги прямые), стоя на кубе (см).

2. Тест на силовую выносливость - сгибание и разгибание рук в упоре лёжа от пола (количество раз).

3. Тесты для оценки специфических координационных способностей:

а) Тесты для оценки координационных способностей, относящихся к целостным двигательным действиям:

- метание теннисного мяча на точность попадания. Результат - точность метания (попадания в цель).

- челночный бег 3х10 м, из исходного положения - стоя лицом вперёд.

б) Для оценки специфических координационных способностей использовали тест для оценки способности к кинестетическому дифференцированию - точное катание мяча рукой массой 1 кг (Р. Юнг, модификация А.В. Вишнякова). Результат - среднее отклонение (в сантиметрах) из 3 попыток. Также определялась разность между показателями ведущей и не ведущей руки.

Результаты теста на гибкость, силовую выносливость и челночный бег сравнивали с балль-но-рейтинговой системой, принятой в Северном государственном медицинском университете [9,10].

В тесте на метание теннисного мяча на точность попадания приняли участие 75 русских студентов (18 юношей и 57 девушек) и 84 иностранных студента (39 девушек и 45 юношей из Индии), обучающихся в СГМУ. В результате исследования выяснили, что точность попадания мяча в цель у русских и иностранных девушек совпадает. Из шести попыток правой рукой и те и другие попадают 3 раза, а левой рукой - 2 раза. Русские юноши правой и левой руками попадают по 3 раза, а индийские юноши попадают в цель левой рукой 3 раза, а правой рукой - 4 раза. Можно сказать, что координационные способности правой руки у иностранных студентов развиты чуть лучше, чем у русских. Это можно объяснить тем, что индийские студенты (юноши) практически все играют в крикет.

В челночном беге 3х10 м приняли участие 77 русских студентов (54 девушки и 23 юноши), иностранных студентов - 105 человек (48 девушек

и 57 юношей). Русские юноши показали высокий результат в челночном беге - 7,2 секунды, что соответствует оценке «отлично». Индийские студенты показали результат 8,75 секунды, что соответствует оценке «три балла». Русские девушки показали хороший результат - 8,2 секунды, что соответствует оценке «хорошо» (4 балла). Индийские девушки показали очень слабый результат -10,35 секунды, что намного хуже результата на один балл (1 балл - 9,6 секунды). Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что русские студенты имеют более высокий уровень координационных способностей, относящихся к целостным двигательным действиям.

Для определения силовой выносливости провели тест сгибание и разгибание рук в упоре лёжа от пола юноши, девушки из исходного положения в упоре на коленях от пола. В отжимании приняли участие 83 русских студента (32 юноши и 51 девушка) и 87 иностранных студента (53 юноши и 34 девушки). Результаты у русских и индийских юношей примерно одинаковые - 35 и 32 раза соответственно. У иностранных студентов результат чуть не дотягивает до оценки «хорошо» (35 раз соответствует 4 баллам). У русских и индийских девушек - 22 и 18 раз соответственно, что соответствует оценке «хорошо». Из полученных данных видно, что уровень силовой выносливости одинаковый, что у русских, что у иностранных студентов и соответствует оценке «хорошо».

В тесте для оценки способности к кинестетическому дифференцированию (точное катание мяча рукой массой 1 кг) участвовало 57 русских студентов, из них 36 девушек и 21 юноша. А также 67 иностранных студентов - 20 девушек и 47 юношей. Определялся результат - среднее отклонение (в сантиметрах) из трёх попыток, а также разность между показателями ведущей и не ведущей руки. У русских девушек среднее отклонение в катании мяча правой рукой составило 38,4 см, а левой рукой - 39,0 см. Таким образом, при катании мяча правой и левой руками различий не выявлено, что свидетельствует о пропорциональном развитии обеих рук. Но в тоже время, результат указывает на недостаточность развития координационных способностей, в частности, к кинестетическому дифференцированию. У русских юношей среднее отклонение в катании мяча правой рукой составило 14,4 см, а левой рукой - 29,2 см. Таким образом, при катании мяча правой и левой руками выявили значительную разницу в отклонении между ведущей и не ведущей рукой. Разница составляет 14,8 см, что свидетельствует о не пропорциональности развития силы рук и недостаточном развитии координационных способностей к кинестетическому дифференцированию. У иностранных девушек среднее отклонение в катании мяча правой рукой составило 28,3 см, а левой рукой - 18,5 см, что также может свидетельствовать о не пропорциональности развития силы рук и недостаточном развитии координационных

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

см

CM

способностей к кинестетическому дифференцированию, хотя они показали результат лучше, чем русские студентки. У иностранных юношей среднее отклонение в катании мяча правой рукой составило 19,7 см, а левой рукой - 18,9 см, что свидетельствует о пропорциональном развитии обеих рук. Уровень координационных способностей к кинестетическому дифференцированию левой рукой у них выше, чем у русских студентов.

В тесте на определение физического качества -гибкость участвовало 75 русских студентов (29 юношей и 46 девушек) и 73 иностранных студента (33 девушки и 40 юношей). Русские юноши показали средний результат - 9,1 см, что соответствует оценке «три балла», русские девушки - 14,3 см, что соответствует оценке «два балла». Индийские юноши показали результат - 2,4 см, что соответствует одному баллу (один балл - 2 см). А девушки показали результат 4,8 см, что практически тоже соответствует одному баллу (один балл - 5 см). Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что русские студенты имеют более высокий уровень гибкости, чем иностранные студенты, хотя и соответствует результату - ниже среднего.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о хорошем уровне силовой выносливости и недостаточном развитии координационных способностей и гибкости, обучающихся в СГМУ. Тем не менее, русские студенты имеют более высокий уровень координационных способностей, относящихся к целостным двигательным действиям, чем иностранные студенты. А иностранные студенты имеют более высокий уровень координационных способностей к кинестетическому дифференцированию, чем русские студенты. Следовательно, на занятиях по физической культуре, надо больше уделить времени для развития координационных способностей и гибкости, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Аверьянов И.В. Методика совершенствования кинестетических координационных способностей футболистов 10-11 лет: дис. ... канд. пед. наук / И.В. Аверьянов. - Омск, 2008. - 240 с.

2. Варламов Д.Б., Егорычева Е.В., Чернышева И.В., Шлемова М.В. Координационные способности и факторы, влияющие на их развитие // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-2.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15686

3. Васенков Н.В. Динамика состояния физического здоровья и физической подготовленности студентов / Н.В. Васенков // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 5. -С. 91-92.

4. Двейрина О.А. Координационные способности: определение понятия, классификация форм проявления / О.А. Двейрина // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». - 2008. -№ 1. - С. 35-38.

5. Замашкин К.С., Толстова С.Ю. Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста // Успехи современного естествознания. -2013.-№ 10. - С. 28-29; URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/ view?id=32920

6. Иванов И.В. Развитие координационных способностей юных футболистов.//Экспери-ментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по материалам XXXIV-XXXV междунар. науч.-практ. конференции № 4-5 (32). - Новосибирск: СибАК, 2019.- С. 46-56.

7. Козлов И.С. Методика развития общей выносливости у студентов не физкультурных ВУЗов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта 2008 г.,- № 9. - С. 30-34.

8. Проходовская Р.Ф. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов // Материалы IV междунар. науч.-метод. конф. -М., 2000. - Ч. 2. - С. 89-92.

9. Пушкина В.Н., Гернет И.Н., Колодий Н.Г., Кал-гин В.В., Джгаркава О.В. Бально-рейтинговая технология системы оценки знаний студентов по дисциплине «физическая культура» в медицинских вузах / Методические рекомендации. - Архангельск, 2013. - СГМУ,- 62с.

10. Рабочая тетрадь по физической культуре. Часть I «Основы здоровья» / Руководство к практическим занятиям // Совершаева С.Л., Бондаренко Е.Г., Шаренкова Л.А. и др. - Архангельск, СГМУ,- 2014. - 66 с.

11. Спиридонова В.В., Сергеева А.Г. Особенности развития выносливости у студентов пер-вокурссников // Студенческий электрон. науч. журнал,- 2019. -17(61).

12. Толстоухов Я.Ф. Развитие координационных способностей у детей среднего школьного возраста, занимающихся мини-футболом / Я.Ф. Толстоухов // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2017. - № 2. -С. 30-33.

13. Физическая культура: Учебное пособие / Под ред. доцента Е.В. Харламова. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 464 с.

14. Хламов В.В., Драничкин А.С. Особенности развития выносливости у учащейся молодежи с разной профессиональной направленностью // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 3. C. 23.

assessment of physical qualities of flexibility, strength endurance and coordination abilities necessary for performing professional activities

Sharenkova L.A., Mischenko I.V., Anoshina T.V., Neumann M.A.

FGBOU VO "Northern state medical University", Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov

It is known that the profession of a doctor has a number of features of work. This is a great mental load, and round-the-clock duty, and constant strain of vision and attention, and performing fine and precise movements to coordinate the fingers and hands, and providing

medical care in all weather conditions, and much more. We have carried out the assessment of flexibility, strength endurance and coordination abilities necessary to perform the professional activities of doctor. Both Russian and foreign students studying at the Northern state medical University were tested. The study results showed that both Russian and foreign students had good development of strength endurance. And the physical quality, flexibility and level of coordination abilities, have a level of development below average, both Russian and foreign students. However, Russian students have a higher level of coordination abilities related to holistic motor actions than foreign students. And foreign students have a higher level of coordination abilities for kinesthetic differentiation than Russian students.

Keywords: Russian and foreign students, flexibility, dexterity, specific coordination abilities, strength endurance, accuracy of throwing the ball.

References

1. Averyanov I.V. Methods of improving the kinesthetic coordination abilities of football players 10-11 years old: dis. ... cand. ped sciences / I.V. Averyanov. - Omsk, 2008. - 240 p.

2. Varlamov D. B., Egorycheva E.V., Chernysheva I.V., Shlemo-va M.V. Coordination abilities and factors influencing their development // International Student Scientific Herald. - 2016. -No. 5-2 .;

1. URL: http://eduherald.ru/en/article/view?id=15686

2. Vasenkov N.V. Dynamics of the state of physical health and physical fitness of students / N.V. Vasenkov // Theory and practice of physical culture. - 2008. - No. 5. - P. 91-92.

3. Dweirina O.A. Coordination abilities: definition of a concept, classification of forms of manifestation / O.A. Dveirina // Scientific and theoretical journal "Scientific notes". - 2008. - No. 1. -P. 35-38.

4. Zamashkin KS, Tolstova S. Yu. The development of coordination abilities in children of primary school age // Successes in modern science. -2013. - No 10. - P. 28-29;

5. URL: http://natural-sciences.ru/en/article/view?id=32920

6. Ivanov I.V. The development of the coordination abilities of young football players. // Experimental and theoretical research in modern science: Sat. Art. based on materials XXXIV-$5XXV int. scientific-practical Conference No. 4-5 (32). - Novosibirsk: SibAK, 2019. - P. 46-56.

7. Kozlov I.S. The methodology for the development of general endurance in students of non-athletic universities // Uchenye Zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta 2008., - No. 9. - P. 30-34.

8. Prokhodovskaya R. F. Professionally-applied physical training of students // Materials of the IV Intern. scientific method. conf. -M., 2000. - Part 2. - P. 89-92.

9. Pushkina V.N., Gernet I.N., Kolodiy N.G., Kalgin V.V., Dzh-garkava O.V. Ball rating technology of a system for assessing students' knowledge of the discipline "physical education" at medical schools / Methodological recommendations. - Arkhangelsk, 2013. - SSMU,- 62 p.

10. Workbook on physical education. Part I "Fundamentals of Health" / Guide to practical exercises // Sosteva SL, Bondarenko EG, Sharenkova LA et al. - Arkhangelsk, SSMU,- 2014. - 66 p.

11. Spiridonova V.V., Sergeeva A.G. Features of the development of endurance in first-year students // Student electron. scientific Journal,- 2019. -17 (61).

12. Tolstoukhov Y.F. Development of coordination abilities in children of secondary school age engaged in futsal / Ya.F. Tolstoukhov // Physical education and children and youth sports. -2017. - No. 2. - P. 30-33.

13. Physical education: Textbook / Ed. Associate Professor E.V. Kharlamov. - M .: ICC "Mart"; Rostov n / a: Publishing center "Mart", 2005. - 464 p.

14. Khlamov V.V., Dranichkin A.S. Features of the development of endurance in students with different professional backgrounds // Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities. 2009. No. 3. - P. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.