Научная статья на тему 'Анализ тестов и нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» i ступени'

Анализ тестов и нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» i ступени Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
557
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС ГТО / СОДЕРЖАНИЕ И НОРМАТИВЫ / ДЕТИ 6-8 ЛЕТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зорина Светлана Дмитриевна, Ишанова Ольга Викторовна, Якимович Виктор Степанович, Юдина Наталья Михайловна

Статья посвящена анализу тестов и нормативов комплекса ГТО для детей 6-8 лет. В результате установили, что из восьми предлагаемых тестов половина из них направлена на определение у детей выносливости и координационных способностей. В пяти из восьми тестов нормативы не предусматривают половые различия. То есть, исходя из указанных нормативов, уровень выносливости, гибкости и координационных способностей у мальчиков и девочек 6-8 лет не различается. Нормативы, определяющие уровень развития скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей детей 6-8 лет существенно различаются по половому признаку. У мальчиков требования выше, чем у девочек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зорина Светлана Дмитриевна, Ишанова Ольга Викторовна, Якимович Виктор Степанович, Юдина Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of tests and standards of the All-Russian physical and sport complex "Ready for Labour and Defense" of the I stage

Annotation The article is devoted to the analysis of tests and specifications of the GTO complex for children aged 6-8. As a result, it was established that half of eight cases of tests is aimed at determining the endurance and coordination abilities of children. Five of the eight tests do not provide sex differences. That means that according to the standards the level of endurance, flexibility and coordination abilities of boys and girls aged 6-8 years does not differ. The standards that determine the level of development of high-speed, power and speed-strength abilities of children of 6-8 years differ significantly in gender. Boys have higher requirements than girls.

Текст научной работы на тему «Анализ тестов и нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» i ступени»

решения и осуществляется коррекция подготовки дзюдоистов.

Создание информационной базы данных и ее активное использование послужило основой для разработки экспериментальной технологии управления подготовкой квалифицированных дзюдоистов, состоящей из определенной последовательности действий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зебзеев, В.В. Информационная база данных подготовленности лыжников-двоеборцев разной квалификации / В.В. Зебзеев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015.

- № 6 (124). - С. 75-79.

2. Зебзеев, В.В. Информационная база данных подготовленности квалифицированных лыжников-двоеборцев / В. В. Зебзеев, О. С. Зданович // Теория и практика физической культуры. -2016. - № 1. - С. 78-82.

3. Оганджанов, А.Л. Педагогические технологии индивидуальной подготовки высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов : дис. ... д-ра пед. наук / Оганджанов А.Л. -Москва, 2007. - 384 с.

4. Цыпленкова, Е.С. Управление подготовкой квалифицированных прыгунов тройным на основе информационной базы данных специальной подготовленности : дис. ... канд. пед. наук / Цыпленкова Е.С. - Москва, 2015. - 166 с.

5. Черяпкин, Р.С. Управление специальной подготовкой десятиборцев на основе инновационных технологий / Р.С. Черяпкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.

- 2011. - № 9 (79). - С. 169-175.

6. Jost, B. Expert modeling of sport performance of high elite athletes / B. Jost, М. Coh // Acta Kinesiologica. - 2014. - № 8. - P. 82-85.

REFERENCES

1. Zebzeev, V.V. (2015), "Informational database of preparedness of skiers combinators of different qualification", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 78-82.

2. Zebzeev, V.V. and Zdanowich, O.S. (2016), "Highly-skilled Nordic combined skiers integrated fitness control database", Theory and Practice of Physical Culture, No. 1, pp. 11-14.

3. Oganjanov, A.L. (2007), Pedagogical technologies of individual training of highly qualified field athletes-jumpers, dissertation, Moscow.

4. Tsyplenkova, E.S. (2015), Control training triple jumpers qualified on the basis of information databases of the special preparedness, dissertation, Moscow.

5. Cherepiakin, R.S. (2011), "Control of the preparation of decathlon athletes based on the innovative technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 169-175.

6. Jost, B. and Coh, М. (2014), "Expert modeling of sport performance of high elite athletes" , Acta Kinesiologica, No. 8, pp. 82-85.

Контактная информация: zebzeev85@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.11.2017

УДК 796.011

АНАЛИЗ ТЕСТОВ И НОРМАТИВОВ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» I СТУПЕНИ

Светлана Дмитриевна Зорина, кандидат педагогических наук, Ольга Викторовна Ишанова, кандидат педагогических наук, Волжский институт экономики педагогики и права (ВИЭПП); Виктор Степанович Якимович, доктор педагогических наук, профессор, Наталья Михайловна Юдина, кандидат педагогических наук, Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета (ВПИ), г. Волжский

Аннотация

Статья посвящена анализу тестов и нормативов комплекса ГТО для детей 6-8 лет. В результате установили, что из восьми предлагаемых тестов половина из них направлена на определение у детей выносливости и координационных способностей. В пяти из восьми тестов нормативы не

предусматривают половые различия. То есть, исходя из указанных нормативов, уровень выносливости, гибкости и координационных способностей у мальчиков и девочек 6-8 лет не различается. Нормативы, определяющие уровень развития скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей детей 6-8 лет существенно различаются по половому признаку. У мальчиков требования выше, чем у девочек.

Ключевые слова: физкультурно-спортивный комплекс ГТО, содержание и нормативы, дети

6-8 лет.

ANALYSIS OF TESTS AND STANDARDS OF THE ALL-RUSSIAN PHYSICAL AND SPORT COMPLEX "READY FOR LABOUR AND DEFENSE" OF THE I STAGE

Svetlana Dmitrievna Zorina, the candidate of pedagogical sciences, Olga Viktorovna

Ishanova, the candidate ofpedagogical sciences, the Volzhskiy Institute of Economics of Pedagogy and Law; Victor Stepanovich Yakimovich, doctor of pedagogical sciences, professor, Natalia Mikhailovna Yudina, the candidate of pedagogical sciences, Volzhskiy Polytechnic Institute (branch) of Volgograd State Technical University, Volzhskiy

Annotation

The article is devoted to the analysis of tests and specifications of the GTO complex for children aged 6-8. As a result, it was established that half of eight cases of tests is aimed at determining the endurance and coordination abilities of children. Five of the eight tests do not provide sex differences. That means that according to the standards the level of endurance, flexibility and coordination abilities of boys and girls aged 6-8 years does not differ. The standards that determine the level of development of high-speed, power and speed-strength abilities of children of 6-8 years differ significantly in gender. Boys have higher requirements than girls.

Keywords: physical culture and sports complex of GTO, contents and standards, children aged 6-8 years old.

ВВЕДЕНИЕ

В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, Указом Президента России от 24 марта 2014 года введен в действие Всероссийский физ-культурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).

I ступень ГТО предназначена для детей в возрасте 6-8 лет. Учитывая особою важность начального этапа приобщения детей к ценностям отечественной физической культуры, представляется целесообразным выполнить детальный анализ тестов и нормативов, предназначенных для детей младшего возраста, чтобы при разработке методик их физической подготовки не совершать педагогических ошибок.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализировали содержание тестов комплекса ГТО I ступени. Целью анализа было определение ведущих физических способностей детей, от которых в большей мере зависит результативность сдачи норм ГТО. Анализировали также сами нормативы, соотношение их параметров уровням сложности комплекса, а также оценивали сложность их выполнения для мальчиков и девочек.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для детей в возрасте 6-8 лет I ступень комплекса ГТО включает 4 вида обязательных тестов и 4 вида тестов по выбору.

Первый обязательный тест - челночный бег 3*10 м или бег на 30 м. Эти испытания предусмотрены как для мальчиков, так и для девочек. Данный тест направлен на определение уровня развития и оценку скоростных возможностей детей 6-8 лет. Если бег на 30 м как тест, определяющий скоростные возможности детей, не вызывает вопросов, то

челночный бег 3*10 м в большей мере выявляет координационные способности, чем скоростные возможности.

Второй обязательный тест - смешанное передвижение на дистанции 1 км. Здесь также не предусмотрено гендерных различий. Этот тест представляет собой чередование бега и ходьбы на ровной дорожке, имеющей разметку для точного определения длины преодолеваемой дистанции. При помощи данного теста предполагается определить уровень развития выносливости.

Третий обязательный тест направлен на определение уровня развития силы. Тест включает несколько испытаний, которые для мальчиков и девочек несколько различны. Так, для мальчиков предусмотрено три разновидности теста: подтягивание из виса на высокой перекладине; подтягивание из виса лежа на низкой перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Для девочек есть всего две рановидности испытаний: подтягивание из виса лежа на низкой перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.

Данные тест и все его разновидности не в полной мере выявляют силовые способности в чистом их виде, так как не предусматривают проявления максимальных усилий. Эти испытания в большей степени определяют силовую выносливость, чем силу.

Четвертый обязательный тест - наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу. Этот тест направлен на определение уровня развития гибкости, как мальчиков, так и девочек.

Таким образом, обязательные тесты комплекса ГТО I ступени предусматривают определение уровня развития у детей 6-8 лет четырех базовых физических способностей: быстроты, силы, выносливости и гибкости. Тем не менее, некоторые из них не вполне информативны.

Первый тест по выбору - прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Данный тест предполагает выявление уровня развития скоростно-силовых возможностей. Выполняю его как мальчики, так и девочки.

Второй тест по выбору - метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м. Данный тест направлен на определение и оценку уровня развития координационных способностей. Его также выполняют как мальчики, так и девочки.

Третий тест по выбору зависит от природно-климатических условий проживания детей. Если это снежные районы, то тогда в качестве испытания они выполняют бег на лыжах на дистанциях 1 или 2 км. В бесснежных районах детям предлагается альтернатива в виде смешанного передвижения на 1,5 км по пересеченной местности. Данный тест и его разновидности ориентированы на определение уровня развития выносливости, как мальчиков, так и девочек.

Четвертый тест по выбору - плавание без учета времени. Этот тест предусматривает оценку владения детьми жизненно необходимым двигательным навыком - плаванием. Здесь важно продемонстрировать не результат, а умение держаться на воде и навык перемещения в водной среде.

И так, из четырех предлагаемых тестов по выбору один из них направлен на оценку двигательного навыка прикладного характера, один на определение уровня развития ско-ростно-силовых качеств, один на определение уровня развития координационных способностей, и один - на оценку выносливости.

Таким образом, из восьми тестов комплекса ГТО I ступени для детей 6-8 лет половина из них направлена на определение у них выносливости и координационных способностей (по два, в сумме четыре). То есть, судя по содержанию предлагаемых испытаний, для детей в возрасте 6-8 лет наиболее значимыми при оценке их уровня общей физической подготовленности является выносливость и координационные способности. Хотя в обязательном порядке у них также должна оцениваться еще сила и гибкость. Но, для того чтобы стать обладателем значка любого достоинства требуется продемонстрировать умение плавать или показать определенный уровень развития скоростно-силовых качеств.

Все нормативы комплекса ГТО I ступени, как для мальчиков, так и для девочек, подразделяются на три уровня, соответствующие золотому, серебряному и бронзовому значкам.

1.1. Тест «челночный бег 3*10 м». Норматив бронзового значка у мальчиков составляет - 10,4 с, а у девочек - 10,9 с. Разница в 0,5 с. Норматив серебряного значка для мальчиков - 10,1 с, для девочек 10,7 с. Разница в 0,6 с, но мальчики для выполнения норматива, по сравнению с бронзовым значком, должны улучшить результат на 0,3 с, а девочки - на 0,2 с. Норматив золотого значка у мальчиков составляет 9,2 с, для девочек - 9,7 с. Разница в 0,5 с, но для выполнения норматива золотого значка, по сравнению с серебряным, мальчики должны улучшить результат на 1,1 с, а девочки - на 1,0 с. То есть, разница между нормативами между золотым и серебряным значком более чем в 3 раза превышает разницу между нормативами бронзового и серебряного значков.

1.2. Тест «бег 30 м». Норматив бронзового значка для мальчиков определен в 6,9 с, а для девочек - 7,2 с. Разница составляет 0,3 с, что меньше, в челночном беге. Норматив серебряного значка для мальчиков составляет 6,7 с, для девочек - 7,0 с. Разница точно такая же, как и в предыдущем случае - 0,3 с. Как мальчики, так и девочки для выполнения норматива серебряного значка, по сравнению с бронзовым, должны улучшить результат на 0,2 с. Это почти также, как и в челночном беге. Норматив золотого значка для мальчиков составляет 5,9 с, а для девочек - 6,2 с. Здесь разница 0,3 с, но для выполнения норматива золотого значка мальчики и девочки должны улучшить свой результат на 0,8 с, по сравнению с нормативом серебряного значка. То есть, разница между нормативами между золотым и серебряным значком почти в 4 раза превышает разницу между нормативами бронзового и серебряного значков.

2. Тест «смешанное передвижение 1 км». Здесь как для мальчиков, так и для девочек, норматив золотого, серебряного и бронзового значка одинаковый - без учета времени. То есть, результат в этом виде испытаний не важен, главное - не останавливаясь преодолеть дистанцию.

3.1. Тест «подтягивание из виса на высокой перекладине». Нормативы предусмотрены только для мальчиков. Бронзовый значок - 2 раза, серебряный - 3 раза, золотой - 4 раза. Разница в количестве подтягиваний между нормативами значков одинаковая - 1 раз.

3.2. Тест «подтягивание из виса лежа на низкой перекладине». Норматив бронзового значка для мальчиков составляет 5 раз, для девочек - 4 раза. Разница в одно подтягивание. Норматив серебряного значка у мальчиков составляет 6 раз, у девочек - 5 раз. Разница также в одно подтягивание. Норматив золотого значка для мальчиков определено в 13 раз, а для девочек - 11 раз. Разница величины норматива между серебряным и золотым значком для мальчиков составляет 7 раз, а для девочек - 6 раз. То есть, для того, чтобы выполнить норматив золотого значка в этом тесте, нужно показать результат в 2 раза лучше, чем норматив серебряного значка.

3.3. Тест «сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу». Норматив бронзового значка у мальчиков составляет 7 раз, а для девочек - 4 раза. Разница в 3 отжимания. Норматив серебряного значка для мальчиков составляет 9 раз, а для девочек - 5 раз. То есть, мальчики для выполнения норматива серебряного значка должны отжаться на 2 раза больше, а девочки - на 1 раз. Норматив золотого значка для мальчиков составляет 17 раз, а для девочек - 11 раз. Таким образом, для того, чтобы мальчики выполнили норматив золотого значка, им необходимо отжаться больше на 8 раз, а девочкам на 6 раз, по сравнению с нормативом серебряного значка. Это означает, что для выполнения нормативов золотого значка, как мальчикам, так и девочкам в этом тесте нужно также в 2 раза улучшить свой результат, по сравнению с серебряным значком.

4. Тест «наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу». Норматив для мальчиков и девочек бронзового и серебряного значков одинаковый - касание пола пальцами рук. Норматив золотого значка также одинаковый для мальчиков и девочек -достать пол ладонями.

И так, в двух их четырех обязательных тестов нормативы не предусматривают половые различия. То есть, исходя из указанных нормативов, уровень выносливости и гибкости у мальчиков и девочек 6-8 лет не различается.

Нормативы двух других тестов, характеризующих скоростные, силовые и координационные способности, имеют существенные половые различия. У мальчиков они выше, по сравнению с девочками. То есть, исходя из логики составителей данного комплекса ГТО, мальчики и девочки 6-8 лет существенно отличаются по уровню развития скоростных, силовых и координационных способностей.

Один из обязательных тестов не предусматривает, кроме полового различия, еще и различия в нормативах между значками. Один тест тоже кроме полового различия, не устанавливает разницу между нормативом серебряного и бронзового значков. Но различие норматива золотого и серебряного значков есть. Это опять же касается оценки выносливости и гибкости.

Два оставшихся теста устанавливают между нормативами бронзового и серебряного значков, как для мальчиков, так и для девочек, небольшую разницу. А вот между нормативами серебряного и золотого значка - достаточно большую. Например, в силовых тестах претенденты на золотой значок должны показать результаты в 2 раза лучше, чем норматив серебряного значка. То есть, по сути, они должны быть в два раза сильнее. Однако это не касается подтягивания на высокой перекладине. Там величина нормативов возрастает равномерно.

5. Тест «прыжок в длину с места толчком двумя ногами». Норматив бронзового значка для мальчиков равен 115 см, для девочек - 110 см. Разница составляет 5 см. Норматив серебряного значка, как для мальчиков, так и для девочек повышается на 5 см. Соответственно он становится 120 см и 115 см. Норматив золотого значка повышается еще на 20 см для всех детей. В результате он достигает 140 см у мальчиков, и 135 см у девочек. На всех уровнях нормативы мальчиков на 5 см превышают результаты девочек.

6. Тест «метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м». Для мальчиков и девочек нормативы одинаковые. На бронзовый значок требуется попасть в цель 2 раза из пяти бросков, на серебряный - 3 раза, и на золотой - 4 раза.

7.1. Тест «бег на лыжах на 1 км». Норматив бронзового значка для мальчиков составляет 8 минут 45 секунд, для девочек на 30 с медленнее - 9 минут 15 секунд. Для того чтобы выполнить норматив серебряного значка мальчикам и девочкам необходимо пробежать дистанцию на 15 секунд быстрее. Норматив золотого значка повышается еще на 30 секунд. В итоге мальчики должны показать результат 8 минут, а девочки - 8 минут 30 с.

7.2. Тест «бег на лыжах на 2 км». Здесь норматив для мальчиков и девочек абсолютно одинаковый, как одинаковый он и для всех значков - преодолеть дистанцию, не останавливаясь. Время бега не учитывается.

7.3. Тест «смешанное передвижение на 1,5 км по пересеченной местности». Также как и в предыдущем испытании, время прохождения не учитывается, главное - добежать до финиша. Это требование одинаковое для всех.

8. Тест «плавание без учета времени». Норматив бронзового и серебряного значков для мальчиков и девочек одинаковый - нужно проплыть 10 м. А вот для выполнения норматива золотого значка необходимо преодолеть дистанцию в 15 м.

И так, в трех их четырех тестов по выбору нормативы не предусматривают половые различия. То есть, исходя из указанных нормативов, уровень выносливости и координационных способностей у мальчиков и девочек 6-8 лет не различается. Не различаются у них и умения плавать. Такая же точно ситуация и в обязательных тестах, но там координационные способности у детей разного пола оценивались не одинаково. Требования к мальчикам выше. Норматив, характеризующий скоростно-силовые способности, имеет половые различия. У мальчиков они выше, по сравнению с девочками. То есть, исходя из логики составителей данного комплекса ГТО, мальчики и девочки 6-8 лет существенно отличаются по уровню развития еще и скоростно-силовых способностей. У мальчиков они более развиты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И так, исходя из сделанного анализа нормативов комплекса ГТО I ступени, можно сделать следующее заключение:

1. Все нормативы делятся на две группы: в одной из них не учитываются половые различия, в другой они существуют. В основном нет различий в нормативах мальчиков и девочек, определяющих уровень развития выносливости, гибкости и координационных способностей, а также оценивающих умение прикладного характера - плавание. Нормативы, определяющие уровень развития скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей детей 6-8 лет существенно различаются по половому признаку. У мальчиков требования выше, чем у девочек.

2. В тестах, ориентированных на оценку развития скоростных, силовых и ско-ростно-силовых способностей, нормативы золотого значка значительно выше, чем нормативы серебряного и бронзового значка, разница между которыми небольшая.

Контактная информация: zorina_sd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.11.2017

УДК 796.011.3

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Сергей Николаевич Зуев, доктор педагогических наук, профессор, Российская таможенная академия, г. Москва; Ахмеджан Ибрагимович Рахматов, кандидат педагогических наук, профессор, мастер спорта СССР, заслуженный работник физической культуры РФ, заведующий кафедрой, Вячеслав Александрович Галкин, старший преподаватель, Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва; Алексей Алексеевич Коник, кандидат педагогических наук, Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина; Наталья Петровна Подскребышева, кандидат педагогических наук, доцент, Белгородский университет кооперации, экономики и права, г. Белгород

Аннотация

Реализация Федеральных образовательных стандартов в области физической культуры предполагает внедрение инновационных форм и методов обучения. Новый подход к процессу физического воспитания предполагает дифференцированной выбор средств и методов физической культуры. В этих условиях особую актуальность приобретает профессионально-прикладная физическая подготовка.

Ключевые слова: студенты, экономические специальности, профессионально-прикладная физическая подготовка, психофизические качества, специальная физическая подготовка.

DIRECTIONS OF INCREASING PHYSICAL PREPAREDNESS AND FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALTIES

Sergey Nikolaevich Zuev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian Customs Academy, Moscow; Akhmedzhan Ibragimovich Rakhmatov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Master of Sports of the USSR, honored worker ofphysical culture of the Russian Federation, department chairman, Vyacheslav Aleksandrovich Galkin, the senior teacher, Russian University Transport (MIIT), Moscow; Aleksey Alekseevich Konik, the candidate of pedagogical sciences, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. I.D. Putilina; Natalia Petrovna Podskrebysheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Belgorod

Annotation

The implementation of Federal educational standards in the field of physical education involves the introduction of innovative forms and methods of teaching. A new approach to the process of physical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.