Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
ОЦЕНКА ФЕНОМЕНА «ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ» КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА РОМАНА Т. ГАРДИ «ТЭСС ИЗ РОДА Д'ЭРБЕРВИЛЛЕЙ» И ЕГО РОЛЬ В ДУХОВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ГЕРОЕВ
Мухлисахон Халмурзаева
Студентка Чирчикского государственного педагогического института
Ташкенсткой области
Научный руководитель: Э. С. Сергеева
Старший преподаватель Чирчикского государственного педагогического
института Ташкенсткой области
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается модель социального поведения людей в виде «общественного мнения», а так же его роль в судьбах героев в литературе. Путем сопоставления романов Т. Гарди «Тэсс из рода Д'Эрбервиллей» и Дж.Остин «Гордость и предубеждение» производится оценка влияния данного социального феномена на формирование личностных качеств персонажей. Ключевые понятия: феномен, противопоставление, социум, конфликт, аграрный кризис, капитализм
EVALUATION OF THE PHENOMENON OF "PUBLIC OPINION" AS A
CENTRAL PROBLEM OF THE ROMAN T. GARDI "TESS OF THE D'ERBERVILLE" AND ITS ROLE IN THE SPIRITUAL EVOLUTION OF
HEROES
ABSTRACT
This article examines the model of social behavior of people in the form of "public opinion", as well as its role in the fate of heroes in literature. By comparing the novels of T. Hardy "Tess of the D'Urbervilles" and J.Austin "Pride and Prejudice" assesses the impact of this social phenomenon on the formation of personal qualities of the characters.
Keywords: phenomenon, opposition, society, conflict, agrarian crisis, capitalism
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
ВВЕДЕНИЕ
Противопоставление является одним из любимых приемов художественной литературы, с помощью которого авторы пытаются путем подчеркивания острого социального конфликта выделить и актуализировать проблемы взаимоотношений между социумом и индивидуальной личностью. Тем самым, выделяя роль индивида в жизни общества и места социума в судьбе отдельной личности [1, С.78].
Проблема «общественного влияния» многократно рассматривалась в произведениях отечественных и зарубежных писателей, что доказывает значимость данного феномена в литературе. По своей сущности, герои литературных произведений являются либо отражением общественного устройства и нравов, либо «лишними», т.е. не разделяющими взглядов большинства и выступающих против общепринятых идеологий, либо отреченными и не принятыми большинством. В любом случае, общество и личность являются взаимосвязанными и неразделимыми понятиями. С помощью конфликтных ситуаций в сюжетных линиях произведений писатели пытаются раскрыть сущность общества и его роль в жизни одного человека, как и жизнь одного человека как неотъемлемая часть общества.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ
Отличительной чертой данного феномена является способность отражения действительности с помощью социального положения общества в произведении. Таким образом, можно заметить отголоски исторических и политических событий, социально-экономических ситуаций периода, глубоко волнующих писателей. Невозможно также полноценное восприятие личности героев не изучив исторические предпосылки написания того или иного литературного произведения.
Так, в конце прошлого века, в условиях политической реакции и кризиса буржуазной культуры, английский писатель Томас Гарди смело поднял голову в защиту гуманизма и правдивого идейного искусства[2, C. 219]. Он выступил как протестант и обличитель, возмущенный лицемерием и цинизмом морали угнетателей, жестокостью буржуазной цивилизации.
Деятельность Томаса Гарди как романиста совпадает с периодом экономического кризиса, в результате утери английским капитализмом монопольного положения в мировом рынке во время перехода от капитализма к империализму. На фоне нестабильной финансово-экономической картины
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
бурно развивается литература, отражающая условия жизни английских трудящихся. И в данный период ТомасомГарди создается серия«Романов характеров и быта», состоящая из семи романов, правдиво описывающих социально бытовое положение Англии прошлого века. Действия произведений происходят на юго-западных территориях Англии, преимущественно в южном сельском графстве Дорсетшир[3, C. 36]
Цикл «Романы характеров и быта» свидетельствует о глубоком интересе автора к судьбам обитателей английских деревень. В силу того, что Гарди пишет свои романы в период аграрного кризиса в стране, повлекшего за собой обнищание и разорение сельских тружеников, безработицу и обострение классовых противоречий, он философически размышляет над трагической судьбой английского крестьянства[4, C. 214]. И это, в дальнейшем, находит свое отражение в одном из величайших романов писателя из серии «Романов характеров и быта» «Тэсс из родаД'Эрбервиллей».Если в первых произведениях цикла автор символически отражает коллизии- капиталистическое общество против сельского уклада жизни, то в заглавии «Тэсс из рода Д'Эрбервиллей. Чистая женщина, правдиво изображенная», он переходит к прямой защите простого человека, ставя его в центральное положение.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
В романе «Тэсс из рода Д'Эрбервиллей» Т. Гарди повествует историю жизни крестьянкой батрачки Тэсс - светлой, обаятельной, чистой женщины, которую буржуазное общество с его лицемерной моралью обрекает на муки, толкает на преступление и, наконец, казнит.
В продолжение всего романа, читатель наблюдает за изменениями характерных черт личности героев произведения под влиянием так называемого «социального влияния». Формирование личности главной героини романа Тэсс, мы можем условно подразделить на несколько этапов, в рамках которых происходят переломные моменты жизненного пути, сыгравших решающую роль в формировании героини как полноценной личности на протяжении всего сюжета произведения.
Первым этапов является «вхождение в общество». Обусловлен он вынужденным уходом юной Тэсс из семьи. Именно это и становится, в дальнейшем, причиной трагической судьбы героини. Потеря невинности и незаконное рождение сына навлекают на Тэсс первую волну общественного возмущения и непринятия. На данном этапе героиня впервые сталкивается с
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
разрушительной силой общества. Происходит осознание масштабов влияния общества на судьбу героини и безвыходной зависимости от него.
Второй этап обусловлен попытками сбежать от общественного влияния и вынужденность героиней скрывать своего прошлого, с целью избежать второй волны непринятия, что является
Третий этап зависимость от мнения любимого человека и страх перед следующей волной осуждения.
Первый этап, стоило бы назвать этапом «взросления». После встречи Тэсс с Алека Д'Эрбервилль, чьим жертвой она оказывается в начале произведения, она сталкивается с первым ударом «общественной морали» в виде упреков, насмешек, оскорблений. Со смертью незаконнорожденного сына она обретает горький опыт влияния окружающих на ее жизнь. Вместо сопереживания и помощи, она терпит мучения. Что в результате подталкивает ее к решению покинуть родные края и отчий дом. На данном этапе эволюции как личности, героиня открывает для себя жестокую истину власти «общественного мнения».
Желание быть неузнанной приводит Тэсс в молочную ферму в Тэлбойтес. Здесь же мы наблюдаем за вторым этапом ее становления. Вкусив всю жестокость общественной морали на первом этапе «взросления», героиня признает силу социального влияния и обретает страх. Страх быть осужденной, приводит ее к душевным мучениям и, встретив истинную любовь, не позволяет принять его ухаживания и чувства. Данный этап является результатом горького опыта, который Тэсс получила на предыдущем. Страх перед социумом и его мнением толкает ее на необдуманные поступки, а так же на обман.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нужда и лишения обрекают юную Тэсс покинуть отчий дом. И именно это и становится причиной ее дальнейшей трагической судьбы. Она становится жертвой Алека Д'Эрбервилль, богатого бездельника. И навлекает на семью «позор», возвратившись, домой обесчестив. «Общественное мнение» оборачивается против нее и грозит небесными и земными карами. Невиновная в случившемся с ней горем Тэсс, вынуждена терпеть оскорбления, насмешки и обвинения со стороны общественности, вместо жалости она получает укор. Общественная мораль лишает юную женщину возможности окрестить и назвать именем своего незаконнорожденного сына. Она же обрекает на «адские страдания» младенца, с точки зрения религии, изъяв у него право на крещение перед смертью».
Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region
Таким образом, проведенный теоретико-методологический анализ романа позволил сделать вывод, что феномен общественного мнения романа Т. Гарди «Тэсс из рода Д'Эрбервиллей»- это многогранное социальное явление, которое зависит от типа общества, в котором оно формируется и развивается, от его ценностей и совокупного общественного строя.
REFERENCES
1. Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение: книга для учителей. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997.С.78
2. Боборыкин П. Д. Воспоминания: В 2 т. - М, 1995. - Т. 2. - С. 219.
3. Луначарский А. В. Собр. соч.: В 8 т. - М, 2000. - Т. 6. - С. 36.
4. Боборыкин П. Д. Воспоминания: В 2 т. - М, 1995. - Т. 2. - С. 214.