Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ И ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ТАТЬЯНЫ ЕСЕНИНОЙ «ЖЕНЯ – ЧУДО ХХ ВЕКА»'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ И ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ТАТЬЯНЫ ЕСЕНИНОЙ «ЖЕНЯ – ЧУДО ХХ ВЕКА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

120
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / интерактивные методы / русский язык и литература / компьютерные технологии / произведение «Женя – чудо ХХ века». / distance learning / interactive methods / Russian language and literature / computer technology / the work "Zhenya is a miracle of the twentieth century".

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александра Валерьевна Екабсонс, Эмма Владимировна Ким

Статья посвящена актуальной проблеме преподавания русского языка и литературы в процессе онлайн обучения. Основная задача статьи аргументировать дистанционное обучение как новую форму обучения в учебном процессе при помощи инновационных технологий. В статье изложены методы преподавания русского языка и литературы при помощи инновационных технологий. Выделены проблемы, решаемые преподавателями в режиме онлайн занятий . Также раскрыты интерактивные методы преподавания русского языка и литературы на примере произведения «Женя-чудо ХХ века» Татьяны Есениной . Дан анализ эффективности, а также недостатков нетрадиционных форм проведения занятий русского языка и литературы в режиме дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александра Валерьевна Екабсонс, Эмма Владимировна Ким

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF DISTANCE LEARNING RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE AND PREPARATION FOR WRITING A DISSERTATION ON THE EXAMPLE OF TATYANA ESENINA'S WORKS "ZHENYA MIRACLE OF THE XX CENTURY"

The article is devoted to the actual problem of teaching Russian language and literature in the process of online learning. The main objective of the article is to argue distance learning as a new form of learning in the educational process with the help of innovative technologies. The article describes the methods of teaching Russian language and literature using innovative technologies. The problems solved by teachers in online classes are highlighted. Interactive methods of teaching Russian language and literature are also revealed on the example of the work "Zhenya-the miracle of the twentieth century" by Tatiana Yesenina. The analysis of the effectiveness and disadvantages of non-traditional forms of teaching Russian language and literature in distance learning mode is given.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ И ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ТАТЬЯНЫ ЕСЕНИНОЙ «ЖЕНЯ – ЧУДО ХХ ВЕКА»»

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ И ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ТАТЬЯНЫ

ЕСЕНИНОЙ «ЖЕНЯ - ЧУДО ХХ ВЕКА»

Александра Валерьевна Екабсонс PhD, и.о. доцента кафедры русского языка и литературы Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской области alexandra.ekabsons@yandex.ru

Эмма Владимировна Ким

Магистрант Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской

области

emmakim! 1021983888@gmail.com АННОТАЦИЯ

Статья посвящена актуальной проблеме преподавания русского языка и литературы в процессе онлайн обучения. Основная задача статьи аргументировать дистанционное обучение как новую форму обучения в учебном процессе при помощи инновационных технологий. В статье изложены методы преподавания русского языка и литературы при помощи инновационных технологий. Выделены проблемы, решаемые преподавателями в режиме онлайн занятий . Также раскрыты интерактивные методы преподавания русского языка и литературы на примере произведения «Женя-чудо ХХ века» Татьяны Есениной . Дан анализ эффективности, а также недостатков нетрадиционных форм проведения занятий русского языка и литературы в режиме дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, интерактивные методы, русский язык и литература, компьютерные технологии, произведение «Женя - чудо ХХ века».

INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF DISTANCE LEARNING RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE AND PREPARATION FOR WRITING A DISSERTATION ON THE EXAMPLE OF TATYANA ESENINA'S WORKS "ZHENYA - MIRACLE OF THE XX CENTURY"

ABSTRACT

The article is devoted to the actual problem of teaching Russian language and literature in the process of online learning. The main objective of the article is to argue distance learning as a new form of learning in the educational process with the help of

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

innovative technologies. The article describes the methods of teaching Russian language and literature using innovative technologies. The problems solved by teachers in online classes are highlighted. Interactive methods of teaching Russian language and literature are also revealed on the example of the work "Zhenya-the miracle of the twentieth century" by Tatiana Yesenina. The analysis of the effectiveness and disadvantages of non-traditional forms of teaching Russian language and literature in distance learning mode is given.

Keywords: distance learning, interactive methods, Russian language and literature, computer technology, the work "Zhenya is a miracle of the twentieth century".

ВВЕДЕНИЕ

В век компьютерных технологий произошли большие изменения во всех сферах человеческой деятельности. Не обошли этот процесс и систему образования. Сегодня информационно-коммуникационные технологии прочно вошли в учебный процесс и играют огромную роль в обучении, развитии, воспитании учащихся. Использование мультимедийных средств в обучении значительно повышает интерес к предмету и дает простор для самостоятельной творческой деятельности как учителя, так и ученика. Особенно актуален вопрос дистанционного обучения русскому языку и литературе в период пандемии, когда учащиеся получают знания через онлайн занятия , а значит лекции должны быть организованы интересно, доступно, чтобы у студентов при выполнении заданий не возникало трудностей. Благодаря мультимедийным средствам занятия по русскому языку и литературе можно организовать в форме путешествия, занимательной викторины, увлекательной игры и так далее. Преподаватель сам выбирает, в какой форме он преподаст учебный материал. Как правило, преподавание русского языка и литературы включают работу с текстом. Работая дистанционно, педагогу трудно проверить прочел ли художественное произведение студент, насколько усвоил он содержание текста. В данном случае можно использовать аудиозапись теста с его графическим изображением. А для его усвоения составляются лингвистические карты, ментальные карты, перепутанные логические цепочки и т.д.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Благодаря широкому спектру возможностей инновационных технологий, очень интересно можно провести словарную работу при обучении русскому языку как иностранному. Учащимся гораздо понятнее будет значение профессионализмов, историзмов, архаизмов, заимствованных слов, если они сначала увидят изображение, а только потом обратятся к толковому словарю.

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

Наглядный материал, который может быть представлен в виде слайдов, облегчает восприятие теоретической информации по теме «Лексика». Презентация в дистанционном обучении играет очень важную роль, т.к. она может использоваться на любом этапе процесса обучения русскому языку и литературе. Яркие, красочные слайды с изображением портретов писателей, их семейные фотографии, иллюстрации обложек книг - все это вызывает огромный интерес у студентов. Дистанционное обучение русскому языку и литературе не обходится без использования слайдов. Видеозаписи и анимации также являются хорошими помощниками в проведении онлайн занятий . Учащиеся с удовольствием смотрят фрагменты из кинофильмов к тем художественным произведениям, о которых рассказывает преподаватель. После просмотра можно дать непосредственно сам литературный текст, а на этапе проверки знаний тесты. Так, при подготовке к написанию диссертаций , изучая творчество Татьяны Есениной, дочери великого русского поэта Сергея Есенина, студентам было дано задание подготовить анализ её произведения «Женя-чудо ХХ века», изданного в 1962 году в журнале «Новый мир» в Узбекистане и в Чехословакии. Подобные задания даются при исследовательской работе при подготовке к авторефератам, научным статьям и т.д. Данное произведение было издано в очень ограниченных экземплярах и широкому читателю оно недоступно. Проблему помогают решить инновационные компьютерные технологии. Так например, можно устроить интерактивное занятие с представителями Музея Сергея Есенина, где хранятся вещи и произведения Татьяны Есениной, в том числе и сатирический роман «Женя-чудо ХХ века».

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Таким образом, преподаватель решает сразу несколько задач: проводит

виртуальную экскурсию в Музей Есенина в Ташкенте , даёт наглядный обзор

редкого произведения «Женя-чудо ХХ века», знакомит с жизнью и творчеством

литератора и журналиста Татьяны Есениной, а также с архивными

документами по данной теме. Следовательно, при таком инновационном

подходе к обучению литературе решаются за одно занятие несколько задач.

Такой инновационный подход считается очень эффективным при проведении

исследовательской работы в процессе подготовке к диссертационной работе.

Хочется отметить и роль интерактивных таблиц. Они могут используются

практически на всех семинарах. Интерактивная таблица снабжена

всплывающими окнами, подсказками, что облегчает выполнять виды

письменных работ с пропущенными орфограммами. Для развития интереса к Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan

Academic Research, Uzbekistan 401 www.ares.uz

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

русскому языку и литературе можно включить в занятие исторические, этимологические справки, которые подаются в игровой форме работы, например, « «Собери пословицу», «Исключи лишнее слово», «Паутина» и т.д. Современное образование требует внедрения в учебный процесс тестов Pisa. Такой вид работы очень интересен, ведь он требует нестандартного мышления. Используя инновационные компьютерные технологии, преподаватель может составить самые разнообразные задания по литературе, с анимированными изображениями, чтобы студент мог легко справиться с тестами Pisa. Что же касается традиционных проверочных работ в виде тестов, то здесь у преподавателя также широкий спектр возможностей. Как правило, обычный тест состоит из нескольких вариантов, один из которых является верным. Учащиеся решают тесты вместе с преподавателем на дистанционном обучении. Сначала даются задания, потом педагог предлагает сделать проверку, результаты тестов учащиеся видят сразу, а значит тут же узнают свою оценку. Кроме того, учитель по ту сторону экрана дает объяснение пройденным орфограммам, что является большим плюсом, т.к. учащиеся сразу выполняют работу над ошибками. Если традиционная работа с тестами кажется обыденной, то тесты в дистанционном обучении наоборот выполняются с охотой и интересом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методика работы над сочинением в дистанционном обучении

практически не отличается от традиционной. В первом случае, конечно,

преподаватель использует больше наглядностей, например, при написании

сочинения на тему «Моя Родина Узбекистан» можно показать иллюстрации

городов нашего края, природные богатства, исторические мемориалы,

архитектурные памятники. Такая информация поможет учащимся развить

фантазию, сформулировать свои мысли. Ради справедливости стоит отметить

недостаток дистанционного преподавания русского языка и литературы в том,

что педагог не может проверить, сам писал работу студент или он списал

текст с Интернета. Говоря об отрицательных факторах дистанционного

обучения родному языку, следует также подчеркнуть, что преподаватель не

контролирует ситуацию за выполнением домашнего задания студентом.

Учащегося во время занятия может отвлекать посторонний шум, разговоры

домочадцев, звуки домашних питомцев, звонки по телефону и т.д. В связи с чем

концентрация внимания снижается, а следовательно и результативность

усвоения предмета тоже. Это является главным минусом дистанционного Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan

Academic Research, Uzbekistan 402 www.ares.uz

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

обучения. Кроме того, студент может пропустить он-лайн урок по техническим причинам, отключили электроэнергию, не работает телевизор или компьютер и т.д. Положительных факторов все же больше. Во-первых, преподаватель намного больше использует возможности компьютерных средств обучения, аудио и видеозаписи, презентации, мультимедиа. Во-вторых, при выполнении упражнений по русскому языку, учащиеся могут пользоваться различными электронными ресурсами, сами создавать презентационный материал, те же самые викторины, игры «Бинго» по литературе, индивидуальные творческие работы. В-третьих, дистанционные уроки очень увлекательный процесс, который повышает мотивацию к обучению. Учитель может виртуально перенести учащихся куда угодно, например, в Страну древнерусской литературы или на Острова Фонетики, показать Третьяковскую галерею, где хранятся картины Репина, Васнецова. В четвертых, учащимся намного интереснее пользоваться современными гаджетами, отправлять домашнее задание по электронной почте или с помощью мессэнжера. Конечно, не стоит полностью отказываться от традиционных форм обучения, потому что «живое» присутствие преподавателя, личный контакт очень необходим при изучении русского языка. Но сочетание современных инновационных методов преподавания с традиционными уроками повышают эффективность и качество современного образования, и это факт. Информационные технологии обогащают занятие , помогают развивать творческие способности, формируют компетентную личность, что является главным требованием современного общества.

REFERENCES

1. «Средовый подход к организации образовательного процесса в школе» Критарова Жанна Николаевна kritarva@rambler. ru /Электронный ресурс/

2. Полат Е.С. , Хуторской А.В.»Проблемы и перспективы дистанционного образования в средней образовательной школе . Доклад /Электронный ресурс/ Режим доступа htt//www. Ioso.ru/ Ioso.senatus/meeting280900.html.

3. Сатунина А.Е. Элеткронное обучение Плюсы и минусы//Современные проблемы науки и образования.-2006.-№1.

4. Ануфриева Светлана Романовна. «Организация и поведение дистанционного урока» 2017г.

5. Екабсонс, А. В. (2021). ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК МИРОПОНИМАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ДРАМАТУРГА. ACADEMIC

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES, 2(8), 368-377. https://doi.org/10.24412/2181-1385-2021-8-368-377

6. Екабсонс А.В. Время и пространство в современной русской драматургии рубежа XXI веков//Национальный университет Узбекистана, 2020

7. Кононова И.Ю. специфика вводных и вставных конструкций в русском языке// Узбекистонда хорижий тиллар. - 2020. - № 3 (32). - С. 28-41. https://doi.org/ 10.36078/1595400305;

8. Хамидуллаева Г.А. Императив как средство воздействия в рекламных текстах. https://cyberleninka.ru/article/Mmperativ-kak-sredstvo-vozdeystviya-v-reklamnyh-tekstah

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.