Т. Г. Гилядов
ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
В статье исследуется опережающее развитие производственной инфраструктуры региона, основными показателями эффективности которой являются выгода от функционирования ее основных элементов, с одной стороны, и расходы на ее рост и поддержание - с другой. Эти показатели определяют инфраструктурный региональный потенциал.
Ключевые слова и словосочетания: выгода, затраты, производственная инфраструктура, регион, рост, развитие.
Одним из важных факторов регионального экономического роста является состояние производственной инфраструктуры. Ее разнообразие и уровень развития обеспечивают для региона создание новых видов бизнеса, рабочих мест, увеличение поступления налогов, повышение качества жизни. Развитие промышленной инфраструктуры оказывает непосредственное влияние на развитие экономики региона.
Потенциал региона - показатель, посредством которого можно оценить возможность его деятельности и стратегию развития. Его можно определить, используя показатели трех групп. К первой группе относятся непосредственно ресурсы (трудовые, основные и оборотные фонды), которые характеризуют экономические возможности региона. Вторую группу составляют показатели условий развития потенциала. Они в равной степени оказывают влияние на все компоненты региональной экономики1. Показатели третей группы характеризуют потенциал результативности региональной экономики.
Различные субъекты хозяйствования посредством использования потенциала региона получают доходы. Экономический потенциал можно разделить на используемый и неиспользуемый2. Экономические ресурсы региона формируют используемый экономический потенциал. Он определяется как объем ресурсов, учитываемых в финансовом балансе региона, и раскрывается через объемные и удельные показатели: ресурсные, результативные и факторные. Например, ресурсы разведанных полезных ископаемых, численность трудовых ресурсов - это ресурсные показатели; абсолютные размеры произведенной продукции, валовая добавленная стоимость - это пример результативных показателей. Примером фактических факторных показателей являются динамические параметры потенциала.
1 См.: Максимова Ю. А., Моргунов В. И. Корпоративная маркетинго-логистическая стратегия бизнеса как эффективный инструмент современного менеджмента // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2010. - № 1. - С. 7-8.
2 См.: Карасев В. А. Транспортная система США - элемент мировой производственной инфраструктуры и рынок транспортных услуг // Экономические науки. - 2008. - № 1. - С. 8-9.
Н. М. Сабитова утверждает, что неиспользуемый экономический потенциал представлен ресурсами, которые могут быть вовлечены в оборот, но в настоящее время не применяются1. При этом подразумевается прогнозируемый и скрытый потенциал. Прогнозируемый потенциал раскрывается через такие показатели, как предполагаемые запасы полезных ископаемых, доля задолженности в фонде заработной платы и др. Скрытый потенциал выражается неоцененными величинами приведенных показателей потенциала. А. В. Янги-ров дополняет картину изменения потенциала: при субъективных изменениях внутренней и внешней ситуации он может перейти в используемый или прогнозируемый потенциал .
Потенциал характеризуется составом и структурой. Структура представлена целостностью, сложностью, взаимозаменяемостью, наличием альтернативных элементов, взаимосвязью и взаимодействием элементов, а также качественными особенностями, которые характеризуют развитие и использование производственного потенциала (способностью к восприятию инноваций, гибкостью и мощностью).
Важным компонентом потенциала региона является его инновацион-ность. В. А. Мешков подчеркивает, что субъекты, которые генерируют инновации, инновационные посредники и потребители инноваций формируют инновационный потенциал региона.
Инновационный потенциал оценивается комплексно. При этом используется обоснованная и научно выверенная система показателей, а также статистическая база. Величина показателя инновационного потенциала характеризует дальнейшее развитие региона, степень его готовности для создания, ос-
„э
воения и распространения инноваций, внедрения результатов нововведений .
Для регионального развития важным является определение инфраструктурного потенциала для выявления возможностей пространственного взаимодействия и распределения товарных потоков. Это позволяет определить основные закономерности, взаимосвязи региональных рынков, понять сущность материальных, финансовых, информационных связей. В целях достижения и поддержания устойчивого развития экономики региона производится оценка степени благоприятствования условий. Детерминанты межотраслевого уровня устанавливают специфические отраслевые факторы производства, тем самым определяется набор необходимых отраслей производственной инфраструктуры для реального сектора экономики.
Объекты производственной инфраструктуры находятся в тесной взаимосвязи между собой. Для формирования эффективной производственной инфраструктуры система инвестирования в регионе должна обеспечивать создание и развитие таких экономических систем, которые в наибольшей степени соответствуют сложившимся социально-экономическим условиям региона и
1 См.: Сабитова Н. М. О понятии финансового потенциала региона и методологии его оценки // Финансы. - 2003. - № 2. - С. 6-9.
2 См.: Янгиров А. В. Воспроизводственный потенциал в системе управления региональной экономикой : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Уфа, 2008. - С. 22.
3 См.: Мешков В. А. Влияние инфраструктуры реального сектора на устойчивое развитие экономики региона : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Ижевск, 2007. - С. 15.
обеспечивают положительный максимальный эффект инвестирования в региональную экономику.
А. Р. Бахтизин и Е. В. Акинфеева предлагают рассматривать следующую взаимосвязь: потенциал производственной инфраструктуры (Э) характеризуется выгодой от функционирования объектов инфраструктуры (V), доступностью инфраструктурного ресурса (Я) и должен стремиться к максиму-1
му :
п т
Эо = ЕЕ Э у ^ тах, (1)
i=1 а=1
где п - количество элементов производственной инфраструктуры;
т - количество объектов г-го элемента производственной инфраструктуры;
Эу - экономическая эффективность у-х инфраструктурных объектов 1-х элементов производственной инфраструктуры.
В производственной инфраструктуре предполагается наличие дохода от функционирования соответствующих инфраструктурных объектов, расходов по развитию данного типа инфраструктуры и рисков, которые оказывают влияние на деятельность инфраструктуры. Для эффективности производственной инфраструктуры необходимо, чтобы выгода в инфраструктурных объектах превышала затраты и риски их функционирования2:
п т п т п т
Vij = ее О у - ее ву - ее Бу > 0, (2)
г=1 у=1 г=1 у=1 г=1 у=1
где Vij - выгода функционирования у-х инфраструктурных объектов в 1-х элементах инфраструктуры;
Оу - ресурсы у-х инфраструктурных объектов в г-х элементах инфраструктуры;
ву - издержки у-х инфраструктурных объектов в 1-х элементах инфраструктуры;
Бу - риски у-х инфраструктурных объектов в 1-х элементах инфраструктуры.
Ю. Н. Ефименко дополняет, что после проведения мероприятий по обеспечению доступности инфраструктуры (V/ + 1) увеличивается количество объектов функционирования инфраструктуры, выгода функционирования каждого из которых уменьшается и становится меньше V;;, а общая выгода г-го элемента инфраструктуры увеличивается из-за расширения объема инфраструктурного функционирования3:
п т п т п т
vi¡+1 = ЕЕ о у+1 - ее ву+1 - ЕЕ бу+1 > 0, (3)
I=1}=1 I=1}=1 I=1}=1
1 См.: Бахтизин А. Р., Акинфеева Е. В. Сравнительный анализ существующих методов оценки инновационного потенциала регионов Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. -2010. - № 3.
2 Там же.
3 См.: Ефименко Ю. Н. Вложение инвестиций в создание инновационной инфраструктуры формирующегося мегаполиса : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2009. - С. 19.
n m n m n m
Vjj +1 = ZZ Djj+1 - ZZ Gij +1 - zz Sij +1 ^ max, (4)
i=i j=i i=i j=i i=i j=i
где Vij+i - выгода j-го инфраструктурного объекта i-го элемента инфраструктуры после проведения мероприятий по обеспечению доступности инфраструктуры;
Dij+i - набор показателей дохода j-го инфраструктурного объекта после проведения мероприятий по обеспечению доступности инфраструктуры;
Gij+i - набор показателей затрат j-го инфраструктурного объекта после проведения мероприятий по обеспечению доступности инфраструктуры;
Sij+i - набор показателей, характеризующих потери от рисковых ситуаций j-го инфраструктурного объекта после проведения мероприятий по обеспечению доступности инфраструктуры.
Для оценки прироста общей выгоды от функционирования инфраструктурных объектов в элементах инфраструктуры необходимо найти отношение суммы выгод от функционирования всех инфраструктурных объектов элементов инфраструктуры.
Доступность производственной инфраструктуры зависит от расширения инфраструктурных услуг в регионе, роста количества объектов инфраструктуры, снижения цен за услуги. Потенциал производственной инфраструктуры региона влияет на выгоду от инфраструктурных услуг, расширение доступности их на рынке. Например, Ю. А. Жаравина утверждает, что оценить потенциал производственной инфраструктуры можно с помощью следующей моде-i
ли :
n t n t n t
Rx = ZZ Qx - ZZ Zx - zz Ex > 0, (5)
i = i x=i i = i x = i i = i x = i
n t n t n t
Rix = ZZ Qix - ZZ Zx - zz Ex ^ max, (6)
i=i x = i i=i x = i i=i x = i
где Rx - потенциал х-х субъектов региона от существующего потенциала инфраструктурного ресурса i-го элемента инфраструктуры;
n - количество элементов производственной инфраструктуры;
t - количество субъектов региона;
Qix - уровень социально-экономического потенциала х-х субъектов региона в результате получения ресурса от i-го элемента производственной инфраструктуры;
Zix - уровень издержек х-х субъектов региона, связанный с привлечением ресурса от i-го элемента производственной инфраструктуры;
Eix - уровень рисков х-х субъектов региона, связанных с получением ресурса от i-го элемента производственной инфраструктуры.
А. В. Калиновский в своих работах выявил, что для оценки возможного прироста потенциала субъектов региона от дополнительного повышения потенциала инфраструктурного ресурса необходимо найти отношение суммы выгод субъектов региона в результате получения инфраструктурного ресурса
1 См.: Жаравина Ю. А. Производственная инфраструктура как фактор повышения конкурентоспособности национального хозяйства : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2006. - С. 12.
при одновременном дополнительном увеличении его доступности от элементов инфраструктуры к сумме выгод субъектов предпринимательства в результате получения инфраструктурного ресурса от элементов инфраструктуры до реализации соответствующих мероприятий1.
Состояние инфраструктуры оказывает непосредственное влияние на развитие субъектов региона. Чем больше развита инфраструктура, тем больший эффект получают субъекты региона. Для региональных субъектов наблюдается увеличение выгоды при повышении качества и росте количества элементов инфраструктуры, а также при уменьшении расходов на инфраструктуру. По мнению Р. Д. Алчановой, при увеличении количества субъектов
в регионе, улучшении бизнес-климата потенциал инфраструктуры не умень-
2
шается .
Производственная инфраструктура является социально-экономической основой развития потенциала региональной экономики. Компоненты инфраструктуры формируют материально-институциональную среду для расширенного воспроизводства подсистем региона.
Таким образом, потенциал региона характеризуется совокупностью средств, ресурсов и источников, которые применяются в воспроизводстве развития территории. Развитие потенциала региона находится в нелинейной зависимости от развития производственной инфраструктуры региона. Выявление потребности в инфраструктурном потенциале позволяет определить возможности пространственного взаимодействия и распределения товарных потоков, что способствует нахождению закономерностей региональных рынков, пониманию материальных, финансовых и информационных связей. Определение инфраструктурного потенциала и соотнесение его с потенциалом региона позволяет выделить приоритетные направления развития, обеспечивающие для региона максимальный эффект. Согласованный механизм управления производственной инфраструктурой способствует синхронизации системы расселения и вовлечения предприятий в строительство объектов инфраструктуры, что будет способствовать экономии средств государственного бюджета и формированию высокодоходной региональной экономики.
Список литературы
1. Бахтизин А. Р., Акинфеева Е. В. Сравнительный анализ существующих методов оценки инновационного потенциала регионов Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. - 2010. - № 3.
2. Гагарина Г. Ю. Некоторые проблемы оценки уровня неравномерности территориального развития // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2011. - № 3 (39).
1 См.: Калиновский А. В. Совершенствование управления системами региональной инфраструктуры в условиях мегаполиса (на примере Санкт-Петербурга) : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2007. - С. 12.
2 См.: Алчанова Р. Д. Развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Уфа, 2009. - С. 14.