Научная статья на тему 'Разработка инфраструктурного стандарта как инструмента стратегического управления'

Разработка инфраструктурного стандарта как инструмента стратегического управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суслова Ю.Ю.

The paper reviews the basis for rationalizing the infrastructure standard as a tool for strategic management of market infrastructure. A list is proposed of major indicators to describe its development, and a proposal is put forward to use an infrastructure standard to regulate the organization of activities of consumer market entities for the purposes of meeting current and anticipated requirements of the public.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of infrastructure standard as a tool of strategic management

The paper reviews the basis for rationalizing the infrastructure standard as a tool for strategic management of market infrastructure. A list is proposed of major indicators to describe its development, and a proposal is put forward to use an infrastructure standard to regulate the organization of activities of consumer market entities for the purposes of meeting current and anticipated requirements of the public.

Текст научной работы на тему «Разработка инфраструктурного стандарта как инструмента стратегического управления»

во имя жизни...

разработка инфраструктурного стандарта как инструмента

стратегического управления

Современный уровень развития рыночной инфраструктуры, при сложившемся производстве и потреблении, к сожалению, не может в достаточной мере обеспечить нормальное товарное обращение. Поэтому одной из основных задач стратегического управления является форсированное формирование современного многоцелевого комплекса рыночной инфраструктуры, включающего в себя отдельные системные блоки и структурные элементы.

Высокая насыщенность экономики инфраструктурными элементами различного функционального назначения является объективной закономерностью и важным условием существования рынка средств производства как фактора, определяющего развитие всех отраслей. Однако стоит отметить, что в формировании как федеральных, так и муниципальных инфраструктурных комплексов практически отсутствует, или слабо выражена, институциональная роль государства. Одним из важнейших условий развития рыночной инфраструктуры является участие государства и муниципалитетов в разработке и осуществлении целевых программ, направленных на обеспечение финансовых и материально-вещественных гарантий, способствующих росту экономики региона.

Продуктивность любой отрасли народного хозяйства является объективной характеристикой глубины реализации тех концептуальных принципов деятельности в цепи

Суслова Ю.Ю.

канд. экон. наук,

доцент кафедры

экономики и

планирования

Красноярского

государственного

торгово-

экономического

института

о и з

«производитель - инфраструктурный комплекс - потребитель», которые в совокупности формируются на основе целенаправленной и эффективной экономической политики как на федеральном, так и муниципальном уровне. Объективные условия формирования рыночной инфраструктуры требуют присутствия государства в качестве субъекта, осуществляющего регулирование цен и таможенных тарифов, устанавливающего соответствующие ограничения, нормы, нормативы и правила, которые регламентируют инфраструктурный стандарт в экономике города. Одним из важнейших направлений вмешательства власти ное формирование рыночной ы является создание современ-са инфраструктуры как одной из стратегических задач управления. Прежде всего, это касается развития действующих и создания новых элементов рыночной инфраструктуры, объединяемых во взаимосвязанные и взаимодополняющие системные блоки, для обеспечения эффективности всей экономики. Поскольку рыночная инфраструктура, проявляющая себя в виде отдельных комплексов, выступает в качестве посредника между производством и потреблением, то именно она располагает реальной информацией о диспропорциях, возникающих в производственно-хозяйственной деятельности. Преодоление всех возможных отклонений или их минимизация направлены на повышение функциональной устойчивости предприятий в конкретных условиях.

Проводить сопоставление достигнутого уровня социально-экономического развития города в целом, и рыночной инфраструктуры в частности, практически невозможно, так как в современной отечественной практике управленческой деятельности, в том числе и на мере обеспечить нормальное уровне города, отсутствует

система целевых ориентиров, выполняющих роль

современный уровень развития

рыночной инфраструктуры

не может в достаточной

товарное обращение

российское предпринимательство, 2007, №9(1)

нормативных значений рыночная инфраструктура

различных социальных

параметров. в настоя- выступает в качестве щее время процесс соци-

ального нормирования посредника между сводится обычно к выра-

ботке предельных значе- производством и потреблением

ний материальных благ,

гарантированных государством по обеспечению функционирования механизма социаль- _

ной защиты населения, а не целеполагания

в системе стратегического управления и пла- _

нирования.

Социальные стандарты качества жизни людей _

должны устанавливать не «минимальный», _

а «нормативный» уровень условий жизнеде- _

ятельности населения. Поэтому необходи- _

мо ввести термин «инфраструктурный стандарт», представляющий собой совокупность норм и правил, регламентирующих организацию деятельности субъектов потребительского рынка в целях удовлетворения текущих

и перспективных потребностей населения. _

Подобный подход предусмотрен в утвержденной концепции развития потребительского

рынка Красноярска на 2006-2010 гг., одним из _

разработчиков которой явился автор данной статьи.

В процессе проведения стратегического анализа развития города должны комплексно оцениваться факторы внутреннего потенциала и внешней среды для определения текущего _

положения и выявления перспектив. Главная _

цель анализа заключается в информационном наполнении процедуры стратегического планирования, а также проведения оценки

и мониторинга социально-экономического _

положения города.

Анализ стартовых условий развития города _

целесообразно проводить на основе изучения аспектов качества жизни горожан, накопленного социально-экономического потенциала и совокупности внешних факторов. Социально-экономический потенциал города можно подразделить на три крупных блока, взаимодействующих между собой посредством

_нельзя объективно оценить возникновения причин__но-следственных связей

_одним показателем качество и экономических отношений, представленных управления социально- на рис. 1.

__Использование катего-

_экономическим развитием рии «инфраструктурный стандарт» в про-сложноорганизованной системы цессе формирования __системы целей страте_ гического плана развития города обуславливается тем обстоятельством, что она может рассматриваться как своеобразная интегральная оценка всех сторон жизнедеятельности людей, характеризующая количественный и качественный аспекты удовлетворения их материальных и духовных потребностей. аже при отсутствии на федеральном уров-системы инфраструктурных показателей, юродское управление может приступить к обоснованию и разработке собственных стандартов.

о им

Социально-экономический потенциал города

Ресурсный потенциал

- Природно-ресурсный потенциал

- Экономико-географический потенциал

- Демографический потенциал

Инфраструктуры ы й потенциал

- Социально-инфраструктурный потенциал

- Инфраструктурный стандарт развития потребительского рынка города

Потенциал развития города

- Трудовой потенциал

- Производственный потенциал

- Научно-инновационный потенциал

- Инвестиционный потенциал

- Бюджетный потенциал

Рис. 1. Социально-экономический потенциал города и его состав российское предпринимательство, 2007, №9(1)

Перечень наиболее значимых индикаторов рыночной инфраструктуры города представлен:

- степенью соответствия образа и уровня жизни населения определенным стандартам;

- природно-ресурсным и экономическим потенциалом города;

- потенциальными возможностями для использования ресурсов;

- наличием финансовых и материальных источников;

- наличием инфраструктуры для развития внутренних и внешних связей;

- социально-политической стабильностью. Необходимость использования обобщенных показателей диктуется наличием большого числа данных социально-экономического положения города. Нельзя объективно оценить одним показателем качество управления социально-экономическим развитием сложноорганизованной системы. Для оценки стратегических решений муниципалитетов предлагается система обобщенных показателей:

- степень достижения стратегических целей экономической и социальной политики города;

- уровень комфортности проживания, благополучия среды обитания;

- самодостаточное развитие потенциала города.

Множество ключевых индикаторов жестко не регламентированы и могут меняться с течением времени.

В составе процесса стратегического управления развитием города целесообразно использовать в качестве инструмента реализации плана комплексные целевые программы. Их применение позволит повысить эффективность практики муниципального управления, социально-экономических

социальные стандарты качества жизни людей

должны устанавливать не «минимальный»,

а «нормативный» уровень условий жизнедеятельности

населения

и административных механизмов, новых организационных технологий и внедрения инфраструктурных стандартов.

Литература

1. Концепция развития потребительского рынка города Красноярска на 2006-2010 годы: постановление администрации города Красноярска от 25.09.2006г. № 793.

2. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс: учеб. пособие / под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. - М.: Финстатинформ, 1997. - 220 с.

3. Колодин В.С., Инфраструктурное обеспечение региональных товарных рынков : учеб. пособие. - Иркутск: БГУЭП, 2005. - 112 с.

4. Лапушинская Г.К., Петров А.Н. Планирование в условиях рынка: Учебное пособие.- М.: Дашков и Ко, 2003. - 252с.

5. Чаплина А.Н. Методология и методы управления потребительским рынком для городского населения: Монография / Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2002. - 231 с.

Yu. Yu. Suslova

Candidate of Economic Sciences,

Docent of Department of Economics and Planning,

Krasnoyarsk State Institute of Trade and Economics State Educational Establishment of Higher Vocational Education

The development of infrastructure standard as a tool of strategic management

The paper reviews the basis for rationalizing the infrastructure standard as a tool for strategic management of market infrastructure. A list is proposed of major indicators to describe its development, and a proposal is put forward to use an infrastructure standard to regulate the organization of activities of consumer market entities for the purposes of meeting current and anticipated requirements of the public.

российское предпринимательство, 2007, №9(1)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.