Научная статья на тему 'Оценка факторов конкурентоспособности предприятий рыбной промышленности Приморского края'

Оценка факторов конкурентоспособности предприятий рыбной промышленности Приморского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
606
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Строкач Л. К.

Предложена и апробирована на примере предприятий рыбной промышленности Приморского края методика рейтинговой оценки факторов конкурентоспособности, позволяющая (на основе экспертной оценки) определить степень их влияния на конкурентоспособность предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка факторов конкурентоспособности предприятий рыбной промышленности Приморского края»

Вопросы экономики

Л.К. СТРОКАЧ

Оценка факторов конкурентоспособности предприятии рыбной промышленности Приморского края

Предложена и апробирована на примере предприятий рыбной промышленности Приморского края методика рейтинговой оценки факторов конкурентоспособности, позволяющая (на основе экспертной оценки) определить степень их влияния на конкурентоспособность предприятия.

На конкурентоспособность предприятий оказывает влияние множество факторов, причем как положительное, так и отрицательное. Выявление этих факторов, а также оценка степени их влияния на конкурентоспособность предприятий позволит определить имеющиеся резервы и сформировать основные направления повышения конкурентоспособности.

С целью определения совокупности факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий, нами проведено исследование на региональном отраслевом рынке рыбной промышленности, первый этап которого был направлен на выявление этих факторов и их классификацию. Для этого проводился экспресс-опрос руководителей предприятий рыбной промышленности, функционирующих на рынке Приморского края.

На сегодняшний день четкой классификации факторов конкурентоспособности предприятий не существует. Предлагается делить факторы на внутренние и внешние. К внутренним относят объективные обстоятельства, которые определяют возможности предприятия обеспечивать собственную конкурентоспособность, к внешним - социально-экономические и организационные условия, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.

На основе анализа экономической литературы и данных экспресс-опроса нами разработана следующая классификация факторов конкурентоспособности рыбодобывающих предприятий.

I. Внутренние факторы.

1. Сырьевые ресурсы предприятия:

- наличие выделенного лимита квот на вылов рыбопродукции для предприятия;

- вид ресурса, валютоемкость и доступность ресурса;

- рыночная доля предприятия как добывающей единицы;

- имидж района промысла.

2. Финансово-экономическое состояние предприятия:

- размер прибыли;

- объем товарной пищевой продукции в тоннах и рублях;

- величина собственных оборотных средств предприятия;

- объем выловленного сырья в тоннах и рублях;

- коэффициент финансовой устойчивости.

3. Производственный потенциал предприятия:

- оптимальное количество и вид рыбодобывающих и приемнотранспортных судов;

- наличие собственных перерабатывающих производств;

- степень использования производственных мощностей;

- степень износа ОПФ;

- структура и стоимость ОПФ;

- коэффициент выбытия и обновления ОПФ.

4. Кадровый потенциал предприятия:

- структура и квалификация кадров;

- качество менеджмента предприятия;

- производительность труда;

- численность персонала.

5. Маркетинговый потенциал предприятия:

- наличие маркетинговой службы;

- наличие информационной и нормативно-методической базы управления;

- имидж района промысла;

- имидж рыбодобывающих судов предприятия;

- сбытовые возможности расширения географических границ рынка;

- наличие разветвленной системы сбыта;

- качество продукции.

6. Инвестиционный потенциал предприятия:

- возможность выгодного привлечения внешних финансовых ресурсов;

- величина внутренних источников финансирования (нераспределенная прибыль и коэффициент инвестирования);

7. Научно-инновационный потенциал:

- численность научно-производственного персонала на предприятии;

- затраты на исследования, разработки и технологические инновации;

8. Территориально-географическое положение предприятия:

- доступ к природным ресурсам;

- доступ к транспортным сетям;

II. Внешние факторы.

1. Сырьевые ресурсы исключительной экономической зоны России на ДВ:

- величина общего допустимого улова в регионе.

2. Правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов:

- правовая система государственного управления в сфере рыболовства и охраны подводных биологических ресурсов;

- механизм распределения квот на вылов водных биоресурсов;

- лицензирование;

- патентирование;

- сертификация;

- поддержка государством отечественного рыболовства на международном уровне и внутри страны.

3. Инфраструктура рынка рыбной продукции:

- производство услуг связи и транспорта;

- численность кредитных и страховых учреждений;

- производство услуг торговли;

- производство судоремонтного сервиса.

4. Условия спроса на внутреннем и внешнем рынках:

- уровень конкуренции в отрасли;

- тип и емкость отдельных рынков сбыта;

- барьеры на внутренних и внешних рынках;

- среднедушевое потребление рыбной продукции;

- доля рыбопродукции в структуре потребительских расходов населения на приобретение продуктов питания.

5. Территориально-географическое положение региона:

- положение по отношению к другим регионам страны;

- тесное сотрудничество со странами АТР;

- наличие и функционирование рыбных и морских портов;

- наличие железнодорожных путей;

- близость районов промысла.

6. Трудовые ресурсы рыбной промышленности:

- среднесписочная численность работников рыбной промышленности;

- удельный вес работников рыбной отрасли в общей численности занятых в промышленности края;

- количество специалистов-выпускников высших и средних учебных заведений Приморского края соответствующего профиля.

Определение степени влияния вышеприведенных факторов на конкурентоспособность предприятий рыбной промышленности сопряжено с рядом методических проблем оценки, обработки и интерпретации информации. Результаты первого этапа исследования позволили нам принять гипотезу, согласно которой факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий, описываются и измеряются совокупностью статистических (количественных) и экспертных (качественных) показателей.

На втором этапе исследования был проведен анализ факторов конкурентоспособности предприятий путем их ранжирования по 10-балльной системе с применением метода экспертных оценок.

Экспертов отбирали с учетом следующих требований:

• работает в сфере рыбной промышленности;

• является специалистом в области исследуемой проблемы.

Для определения рейтинга какого-либо фактора отдельному показателю (в зависимости от оценки эксперта) присваивается определенный балл. Причем фактор, оцениваемый в 10 баллов, оказывает наибольшее влияние на конкурентоспособность предприятия, а в 1 балл -минимальное. Результаты оценки факторов конкурентоспособности предприятий рыбной промышленности приведены в табл. 1.

Таблица 1

Коэффициенты весомости факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий рыбной промышленности Приморского края

Факторы конкурентоспо- собности Эксперт Сред- ний

1 2 3 4 5 6 7 8 коэф-т весо- мости

Внутренние Ресурсный потенциал 0,14 0,22 0,07 0,14 0,21 0,22 0,19 0,16 0,17

Производственный потенциал 0,18 0,13 0,25 0,14 0,11 0,11 0,12 0,14 0,15

Инвестиционный потенциал 0,18 0,13 0,10 0,11 0,07 0,17 0,15 0,12 0,13

Финансово-экономическое состояние 0,18 0,09 0,20 0,14 0,15 0,17 0,19 0,10 0,15

Научно-инновационный потенциал 0,09 0,13 0,05 0,14 0,04 0,07 0,10 0,15 0,10

Кадровый потенциал 0,09 0,09 0,18 0,13 0,17 0,17 0,10 0,14 0,13

Маркетинговый потенциал 0,09 0,17 0,12 0,11 0,21 0,07 0,13 0,16 0,13

Территориально- географическое положение 0,05 0,04 0,03 0,09 0,04 0,02 0,02 0,04 0,04

Итого 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00

Внешние Сырьевые ресурсы ИЭЗ России на ДВ 0,22 0,27 0,17 0,19 0,24 0,26 0,29 0,23 0,23

Правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов 0,15 0,26 0,22 0,24 0,19 0,20 0,23 0,26 0,22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Окончание табл. 1

Факторы конкурентоспо- собности Эксперт Сред- ний

1 2 3 4 5 6 7 8 коэф-т весо- мости

Условия спроса на внутреннем и внешнем рынках 0,22 0,05 0,22 0,14 0,24 0,13 0,15 0,09 0,16

Инфраструктура региона 0,13 0,21 0,22 0,13 0,14 0,13 0,12 0,18 0,16

Территориальногеографическое положение региона 0,06 0,16 0,15 0,19 0,05 0,20 0,12 0,12 0,13

Трудовые ресурсы региона 0,22 0,05 0,02 0,11 0,14 0,08 0,09 0,12 0,10

Итого 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00

По данным табл. 1 сырьевые ресурсы исключительной экономической зоны России на ДВ - внешний фактор, оказывающий наибольшее влияние на конкурентоспособность предприятий.

Общий объем биологических ресурсов 200-мильной исключительной экономической зоны России в Тихом океане оценивается более чем в 18 млн т, из которых 15 млн т составляют рыбы и 3 млн т - нерыбные объекты. Среди рыб преобладают треска, минтай, навага (8,0 млн т), сельдь (2,0 млн т), сайра (1,5 млн т); анчоус, лосось, мойва (в среднем по 0,6-0,7 млн т); бычок, лемонема, макрурус, терпуги, тунец (по 0,1-

0,4 млн т); акула, окунь, палтус, песчанка (по 0,01-0,05 млн т) [2].

Запасы биологических ресурсов в отечественной экономической зоне на Дальнем Востоке претерпели значительные изменения, а общий допустимый улов (ОДУ) промысловых объектов снизился с 5419,8 тыс. т в 1990 г. до 3113, 780 тыс. т в 2004 г., или на 42,6 % (табл. 2). Ухудшение состояния сырьевой базы отечественной экономической зоны явилось следствием как природных причин, так и возрастающего браконьерского промысла.

В последние годы сырьевую базу рыбного хозяйства Приморского края в основном формируют 10 объектов, суммарная доля которых в общем вылове равна 92,3%: минтай, сельдь, сайра, терпуги, камбала, треска, крабы, командорский кальмар, макрурус и палтус. Такой ограниченный перечень морских объектов, широко эксплуатируемых рыбаками не только Приморского края, но и всего Дальневосточного бассейна, делает рыболовство края очень неустойчивым и уязвимым с точки зрения ресурсного обеспечения. Тем более что с 1998 по 2004 г. объем ОДУ минтая снизился с 2220 до 910 тыс. т, т.е. на 1320 тыс. т, или на 59%. Также сократился на 82 тыс. т ОДУ трески и на 35 тыс. т - наваги [1].

Неблагоприятное состояние запасов краба (в первую очередь камчатского) привело к сокращению их ОДУ с 76,9 тыс. т в 2000 г. до 55,0 тыс. т в 2004 г.

Таблица 2

Динамика ОДУрыбы и нерыбных объектов в 200-мильной исключительной экономической зоне России на Дальнем Востоке в 1990-2004 гг., тыс. т

Объект промысла 1990 1997 2000 2001 2002 2003 2004

Рыбы и нерыбные объекты 5419,8 4409,5 4240,287 3924,764 3142,176 3249,264 3113,780

В т.ч.: Рыбы 4886,3 3900,6 3612,261 3364,05 2453,079 2545,025 2435,183

Ракообраз- ные 75,3 69,8 82,655 77,139 77,521 82,106 80,012

из них: крабы 53,4 61,9 64,450 64,33 55,900 60,457 55,022

креветки 21,90 7,9 18,205 17,371 21,621 21,649 24,990

Моллюски 183,9 352,2 399,167 373,618 434,687 430,862 420,574

Иглокожие 17,0 20,0 19,334 14,650 16,344 11,422 8,022

Водоросли 246,0 57,5 117,300 141,330 150,510 168,970 160,260

Млекопи- тающие 11,3 8,8 9,510 7,355 9,835 9,029 8,749

Повсеместное снижение вылова связано как с изменением естественных условий обитания, так и с лимитированием объемов уловов в 200-мильной зоне и практическим свертыванием промыслов в открытых районах и зонах других государств.

В 2004 г. значительно изменилось видовое соотношение квот, выделенных предприятиям Приморского края по сравнению с предыдущим периодом. Произошло сокращение квот на вылов традиционных объектов и увеличение - на малоценных и слабо освоенных объектов в районах промысла с низкой степенью эксплуатации. Все это сдерживает темпы добычи рыбы и производства пищевой продукции. Значительное сокращение объемов квот, выделяемых приморским добывающим предприятиям, привело к росту недозагрузки имеющихся производственных мощностей флота. Равноценной компенсации этих потерь при существующем соотношении объемов вылова по объектам промысла найти нельзя, но увеличить добычу других объектов, в частности сайры, терпугов, камбалы, креветок, кальмаров, морских водорослей, за счет полного выбора выделенных квот вполне возможно.

Таким образом, современное состояние запасов биоресурсов и сложившийся характер промысла в северо-западной части Японского моря определяют два основных направления рыбохозяйственной деятельности: более эффективное использование ресурсов традиционных объектов и развитие промысла новых перспективных объектов прибрежного рыболовства, за счет которых и будет обеспечено расширение сырьевой базы рыбной промышленности на ближайшие десятилетия.

Правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов по данным нашего исследования также оказывает существенное

влияние на конкурентоспособность предприятий. Отсутствие единой государственной политики в эксплуатации водных биологических ресурсов является одной из главных проблем рыбопромышленного комплекса, сдерживает темпы его развития.

В 2004 г. в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. № 704 «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов» все ресурсы, в том числе неиспользуемые, распределены между предприятиями. Впервые квоты были выделены для рыбодобывающих предприятий на длительный срок - 5 лет - по результатам предыдущей деятельности за три года. Однако законом не предусмотрено участие субъектов в регулировании использования водных биологических ресурсов, не разработан механизм оборота долей в общих объемах квот на вылов водных биологических ресурсов на вторичном рынке, также отсутствует Типовое положение о порядке конкурсного распределения рыбопромысловых участков. Все это влечет за собой возникновение проблем в деятельности рыбодобывающих предприятий.

Необходимы изменения и в Федеральном законе «О государственной границе Российской Федерации» по упрощению порядка многоразового пересечения государственной границы РФ рыбопромысловыми судами при ведении промысла водных биологических ресурсов, поскольку разделение промышленных квот на квоты прибрежного рыболовства и квоты исключительной экономической зоны привело к тому, что судам прибрежного рыболовства запрещено выходить за пределы 12-мильной зоны, а внутренние морские воды и территориальное море закрыты для экспедиционного флота. Все это затрудняет вылов рыбы из-за ее постоянной миграции.

С помощью тарифного регулирования государство может создать отечественному производителю благоприятные условия для сбыта рыбной продукции на внутреннем рынке. Все добытые в ИЭЗ РФ биологические ресурсы должны направляться для учета, декларирования и последующей переработки в российские порты. Такие меры будут способствовать значительному сокращению незаконного промысла водных биоресурсов в исключительной экономической зоне РФ и неконтролируемого вывоза улова за пределы страны.

Для создания конкурентных преимуществ предприятиям рыбной промышленности Приморского края необходимо решение задач по развитию и совершенствованию законодательной базы в области управления водными биоресурсами, а также совершенствование системы управления водными биоресурсами исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации с целью их рационального использования, сохранения и воспроизводства.

Таким образом, предложенная рейтинговая оценка позволяет выявить наиболее важные факторы конкурентоспособности, изучение которых поможет наиболее точно оценить конкурентоспособность предприятия. Результаты оценки также могут использоваться при прогнозировании деятельности предприятий.

Литература

1. Жук А.П. Методологические основы формирования конкурентоспособности рыбной отрасли Дальнего Востока / А.П. Жук // Дальневосточный регион - рыбное хозяйство. 2005. № 3. С. 82-116.

2. Программа развития рыбохозяйственного комплекса Приморского края на период до 2010 г. - Владивосток: Администрация Приморского края, 2001. - 423 с.

© Строкач Л.К., 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.