Научная статья на тему 'Оценка эстетичности пейзажа на примере бухты Боярин (остров Русский, Приморский край)'

Оценка эстетичности пейзажа на примере бухты Боярин (остров Русский, Приморский край) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПЕЙЗАЖ / ПЕЙЗАЖНОЕ ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ / ЭСТЕТИКА ЛАНДШАФТА / ОСТРОВ РУССКИЙ / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вовженяк Инна Станиславовна

В настоящей статье представлены результаты пейзажно-эстетической оценки одного из крупнейших прибрежных ландшафтных комплексов острова Русский (Приморский край) близ бухты Боярин. Представлена краткая физико-географическая характеристика исследуемого района. Выявлено, что природные панорамы бухты Боярин обладают высокой пейзажно-эстетической ценностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эстетичности пейзажа на примере бухты Боярин (остров Русский, Приморский край)»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

УДК 911.5

Вовженяк Инна Станиславовна

Магистрант 2 курса Дальневосточного федерального университета

г. Владивосток, РФ e-mail: [email protected]

ОЦЕНКА ЭСТЕТИЧНОСТИ ПЕЙЗАЖА НА ПРИМЕРЕ БУХТЫ БОЯРИН (ОСТРОВ РУССКИЙ, ПРИМОРСКИЙ КРАЙ)

Аннотация

В настоящей статье представлены результаты пейзажно-эстетической оценки одного из крупнейших прибрежных ландшафтных комплексов острова Русский (Приморский край) близ бухты Боярин. Представлена краткая физико-географическая характеристика исследуемого района. Выявлено, что природные панорамы бухты Боярин обладают высокой пейзажно-эстетической ценностью.

Ключевые слова

Пейзаж, пейзажное ландшафтоведение, эстетика ландшафта, остров Русский, Приморский край.

Развитие ценностного отношения общества к природе началось с давних времен. Сегодня как никогда для многих районов мира (включая и нашу страну) все более острой становится проблема охраны ценных ландшафтов и их пейзажно-эстетических свойств. Пейзаж представляет собой вид, открывающийся с какой-либо точки, физиономическое выражение ландшафта, где все природные компоненты (рельеф, водные объекты, почвы, растительность и др.) взаимосвязаны. Пейзаж производная ландшафта, т.к. его границы индивидуально-субъективны.

Цель настоящей работы заключалась в проведении эстетической оценки пейзажа одного из прибрежных ландшафтных комплексов острова Русский (Приморский край) близ бухты Боярин.

Для оценки эстетичности пейзажа был выбран ключевой участок вблизи бухты Боярин, которая расположена в заливе Петра Великого на западном побережье острова Русский между мысами полуострова Кондратенко-Трапездникова и Рагозина. В физико-географическом отношении район бухты Боярин в целом является типичным для острова Русский. Для окрестностей близ бухты Боярин характерно холмистое очертание, не считая пляжной зоны. Берега острова (в т.ч. бухты Боярин) в основном абразионные. Для исследуемой территории, как и многих районов Приморского края, типичен муссонный климат. В целом климат теплый и влажный. В январе здесь отмечаются средние температуры в пределах 13-14оС, августа - +21-22оС; среднегодовое количество осадков - около 800 мм [2]. Среднегодовые скорости ветра могут достигать до 7 м/с. На оцениваемой местности протекающих рек нет. Почвы - желто-буроземные и буроземы оподзоленные (желтоземно бурые лесные) [1]. Растительность представлена широколиственными лесами с преобладанием дуба монгольского и липы, с участием клёнов, диморфанта, граба и ясеня. Достаточно многочисленны морские птицы, такие как бакланы, чайки, чистики, кайры.

Настоящая оценка проводилась с учетом методических указаний К.И. Эрингеса и А.-Р.А. Будрюнаса [3] по детальному эколого-эстетическому исследованию пейзажей. Ценность выбранной методики заключается в том, что она позволяет оценивать пейзажное разнообразие. Как уточняют авторы, по данному методическому материалу можно проводить повторную оценку одного и того же пейзажа в различных атмосферных условиях, в разное время года (кроме зимы) и в разное время суток, при этом оценка даст примерно одинаковое число баллов. Применение методики обеспечивает поведение эколого-эстетических исследований ландшафта.

Для оценки эстетичности пейзажа выбран наиболее репрезентативный фотоснимок (рис. 1), сделанный в период наибольшей рекреационной посещаемости исследуемого района (сентябрь) на контрольной обзорной точке (с холма недалеко от маяка «Тигар»). Слева на снимке обозрима часть бухты

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

Боярин, справа - залив Старка (за которым находится о. Попова), вдалеке виднеются острова Наумова, Малый и Клыкова. Свое название бухта Боярин получила в честь одного из корветов, который участвовал в экспедиции под командованием генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева-Амурского, направленной к берегам Приморья в 1858-1859 гг. В результате этой экспедиции бухта одной из первых появилась на картах о. Русский [4].

Рисунок 1 - Вид в бухте Боярин (справа залив Старка) [4]

При оценке эстетичности признаков пейзажа, суммарное количество баллов составило 53. Данный панорамный пейзаж довольно ценен. Оценку этого пейзажа составляют 34 показателя из 80, в т.ч. к ним относится 1 показатель деятельности человека. Согласно используемому методическому материалу, исследуемый пейзаж является панорамным (120о-240о), поэтому при оценке обилия объектов полученная оценка увеличивалась на 1 балл.

В данной работе оценке и подсчету баллов подлежал только пейзаж без пейзажного подступа, т.к. он оценивается больше с эстетической точки зрения тогда, как подступ главным образом с экологической. Качество пейзажа по данной методике можно оценить достаточно полно. К тому же в нашем случае дополнительно было проведено полевое обследование местности, что обеспечило высокую значимость (не искаженность) полученных данных.

Как отмечалось ранее, представленный пейзаж панорамный (рис. 1) и имеет всего 4 вида: элементарный, секторный, панорамный, циркорамный. Признаки пейзажа оценивались по трем шкалам в соответствии с методикой [3]. Из предложенных 80 показателей, поделенных на 4 группы, в оценке было использовано 34: 33 природных и 1 антропогенный, что обусловлено непостоянностью антропогенной деятельности в оцениваемом районе (сезонная рекреационная активность), отсутствием долговременных сооружений, но присутствует культурно-исторический ресурс. Суммарное количество баллов составило 53, это показывает, что данный пейзаж имеет эстетическую ценность.

Таким образом, проведенная нами оценка позволила выявить, что прибрежный ландшафтный комплекс бухты Боярин обладает высокой пейзажно-эстетической ценностью, и полученная информация может найти практическое применение. Природные комплексы в целом могут влиять на психоэмоциональное состояние человека. Красота пейзажа может расцениваться как рекреационный ресурс и должна учитываться в туристско-рекреационном проектировании. При кадастровой оценке какой-либо площади эстетическая оценка пейзажа может увеличить или уменьшить стоимость территории. Также, результаты исследования могут дать объективные основания для охраны тех или иных наиболее ценных природных ландшафтов. Стоит отметить, что результаты представленной оценки требуют дальнейших исследований, направленных на изучение пейзажно-эстетических ресурсов острова Русский.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х

Список использованной литературы:

1. Атлас Приморского края / ред. кол.: Е. И. Наздратенко (пред.) и др. - Владивосток: Дальпресс, 1998. 48 с.

2. Микишин Ю.А., Гвоздева И.Г. Палеосреда острова Русский (южное Приморье) // Фундаментальные исследования. 2014. №3. С. 516-522.

3. Эрингис К.И., Будрюнас А.-Р.А. Сущность и методика детального эколого-эстетического исследования пейзажей // Экология и эстетика ландшафта. - Вильнюс, 1975. С. 107-159.

4. Бухта Боярин [электронный ресурс]. Режим доступа: http://ostrov-russkiy.ru/place/bukhta-boyarin.html, свободный. - (дата обращения: 04.12.2017)

© Вовженяк И.С., 2017

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.851

Л.В. Бойко, учитель математики МБОУ СОШ №41 г. Белгорода Е-mail: [email protected] Е.М. Лобанова, учитель математики МБОУ СОШ №41 г. Белгорода Е-mail: [email protected] И.В. Василенко, учитель математики МБОУ СОШ №41 г. Белгорода Е-mail: [email protected]

УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

Одной из эффективных форм организации коллективной и индивидуальной самостоятельной работы учащихся на уроках математики является систематическое выполнение устных упражнений на всех этапах обучения. Учитель должен ориентироваться на то, что, выполняя устные упражнения, учащиеся не только приобретают вычислительные навыки, а прежде всего, закрепляют теоретические знания, тренируют внимание и память. Несмотря на то что устный опрос на уроках математики является одной из основных форм оперативной проверки знаний и умений учащихся, его надо использовать на каждом уроке: во время проверки домашнего задания, актуализации знаний из нового материала, фронтального опроса, планового, тематического учета знаний, а также во время контроля. В частности, удачно подобранная система устных упражнений способствует развитию логического мышления учащихся, повышает их математическую культуру, формирует навыки тождественных преобразований, повышает творческую активность, приучает к внимательности, формирует умение планировать свою деятельность. Устные упражнения можно разделить на такие виды:

• условие упражнения воспринимается на слух, и после ее выполнения ученики, ничего не записывая, сообщают результат;

• ученики читают условие упражнения (с учебника или доски), а решают задачу устно;

• ученики, рассмотрев рисунок и короткое условие задачи по геометрии, устно находят все необходимые соотношения между элементами изображенной фигуры и предоставляют ответ;

• по условию задачи учащиеся составляют соответствующий схематический рисунок геометрической фигуры или графика функции, или краткое условие текстовой задачи, решение выполняют без записей.

Учащимся с начальным уровнем учебных достижений можно предложить повторить решение задач, которые предварительно были рассмотрены в классе.

С помощью устных упражнений по геометрии на готовых чертежах можно решить дидактические задачи:

• формирование навыков применять соответствующие теоремы к решению задач;

• усвоение теоретических знаний по текущему материалу;

• организация учебной самостоятельной работы учащихся в процессе решения задач;

• развитие речи учащихся.

Устные упражнения по геометрии на готовых рисунках помогают сэкономить время, увеличить объем материала, рассматриваемого на уроке, повысить эффективность урока, поскольку не тратится время на выполнение чертежа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.