Научная статья на тему 'Оценка института выборов в общественном сознании в период предвыборной кампании 2016 г. В городе Краснодаре'

Оценка института выборов в общественном сознании в период предвыборной кампании 2016 г. В городе Краснодаре Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
80
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Руденко А.В.

Особая политическая ситуация, сложившаяся вокруг выборов Государственной думы 2016 г., растущее социальное-экономическое напряжение причины того, что избиратели не проявили интереса к выборам. Для того, чтобы изучить общественное сознание в преддверии выборов 2016 г., было проведено социологическое исследование методом опроса (формализованные интервью). По результатам данного социологического исследования мы узнали общественное мнение в отношении института выборов на примере МО г. Краснодар. В результате исследования была подтверждена гипотеза о том, что информированность о выборах оказывает прямое влияние на общественное сознание, как фактор формирующий доверие к институту выборов и, как следствие, повышающий уровень электоральной активности, уровень политической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка института выборов в общественном сознании в период предвыборной кампании 2016 г. В городе Краснодаре»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 36

А.В.Руденко

Студент КубГУ, г. Краснодар, РФ E-mail: show.rudenko@yandex.ru

ОЦЕНКА ИНСТИТУТА ВЫБОРОВ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ В ПЕРИОД ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ 2016 Г. В ГОРОДЕ КРАСНОДАРЕ

Аннотация

Особая политическая ситуация, сложившаяся вокруг выборов Государственной думы 2016 г., растущее социальное-экономическое напряжение - причины того, что избиратели не проявили интереса к выборам. Для того, чтобы изучить общественное сознание в преддверии выборов 2016 г., было проведено социологическое исследование методом опроса (формализованные интервью). По результатам данного социологического исследования мы узнали общественное мнение в отношении института выборов на примере МО г. Краснодар. В результате исследования была подтверждена гипотеза о том, что информированность о выборах оказывает прямое влияние на общественное сознание, как фактор формирующий доверие к институту выборов и, как следствие, повышающий уровень электоральной активности, уровень политической культуры.

Ключевые слова

выборы, общественное мнение, общественное сознание, электоральная активность,

политическая культура

Политические деформации во всех сферах общественной жизни, слабая политическая конкуренция, отсутствие общенациональных идей в условиях деградации механизмов преемственности властных элит в настоящее время приводят к возникновению острой политической борьбы.

В таких условиях выборы становятся для участников политической жизни объектом повышенного интереса и полем для политических манипуляций с целью влияния на общественное сознание и в конечном счете на итоговые результаты выборного процесса.

История избирательных кампаний в РФ не раз демонстрировала применение таких манипуляций общественным сознанием, результатом которых стало общее недоверие институту выборов. Такие тенденции, по результатам всероссийского мониторинга, озвучивают социологические центры ФОМ, ВЦИОМ, РОМИР и Левада-Центра, отчеты и публикации ИС РАН и ИСЭРТ и др. Например, замеры общественного мнения ВЦИОМ фиксируют недоверие россиян к действующей избирательной системе и выборному процессу в частности. «В сознании масс существует аксиома, что власти виноваты во всем, поскольку всегда получают для себя выгодные только им итоги всенародного голосования» [1].

Выборы сегодня всё чаще воспринимаются обществом как формальная процедура, целью которой является недопущение хаоса и безвластия и механизмы избирательного процесса особого значения не имеют. Обратим внимание на тот факт, что, несмотря на снижающиеся показатели явок по стране, в массовом сознании отмечается стойкая значимость института выборов. Но почему тогда люди не ходят на выборы?

Можно сказать, что говорить, что в сознании российских граждан устоялся стереотип о значимости выборов как института, но не результатов выборов. Сложилась в некотором роде парадоксальная ситуация. Несмотря на достаточно высокий уровень общей информированности избирателей о предстоящих выборах в Госдуму и признании важности выборов, уровень политического участия избирателей остается достаточно низким и люди отказываются идти на выборы.

Мы провели исследование среди жителей города Краснодара в августе 2016 г. и попытались оценить

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

институт выборов в общественном сознании в преддверии выборов в Государственную думу с точки зрения информированности о предстоящих 18 сентября 2016 г. выборов.

В каждой возрастной категории были те, кто за месяц до выборов утверждали, что ничего о них не слышали и не знали о предстоящем голосовании. В отношении возрастных категорий опрошенных наиболее информированными за месяц до даты выборов (среди всех групп возрастов) оказались краснодарцы в возрасте 50 лет и старше. На вопрос «Знаете ли Вы о предстоящих в 2016 году выборах в Госдуму РФ?» утвердительно ответили 72% молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет; 78% респондентов в возрасте от 31 до 49 лет; 87 % людей, в возрасте от 50 и старше (см. табл. 1).

Таблица 1

Результаты ответов на вопрос: «Знаете ли Вы о предстоящих в 2016 году

выборах в Госдуму РФ?»

I Да, знаю ■ Нет, не знаю

100

80

60

40

20

173 78,5 «7;4 1

Z/ 21,5

Август 18-30 лет

Август 31-49 лет Август от 50 и старше

Исходя из результатов опроса, потенциал явки избирателей в августе 2016 года составлял 61 % в сумме ответов «Скорее всего буду участвовать» и «Да, обязательно». Не планировали принимать участие в выборах более 9% краснодарцев. Более 17 % за месяц до дня голосования не приняли окончательного решения об участии.

Тройку лидирующих причин, приводимых в обоснование неучастия в выборах (из числа предложенных анкетой мотивов), составляют: «Не вижу смысла в голосовании (выборы фальсифицируются)» - 25%, «Не знаю никого из депутатов» - 26% и «Не доверяю депутатам/партиям» -21%.

О готовности участвовать в выборах (в совокупности ответов «Да, обязательно» и «Скорее всего буду участвовать») заявили респонденты в возрасте 50 лет и старше 73 %; в меньшей степени 52% желание голосовать присуще в возрастной категории 18 - 30 лет (см. табл. 2).

Таблица 2

Результаты ответов на вопрос: «Если Вы НЕ собираетесь участвовать в выборах, голосовать то почему?»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

С другой точки зрения, результаты ответов респондентов об уровне информированности закономерно отождествлять со степенью заинтересованности избирателей в получении сведений о выборной кампании. Чем больше уровень информированности, тем выше степень заинтересованности в информации. Соответственно, тем больше включенность в политику и сознательно выбранная общественная позиция, тем выше вероятность явки респондентов на выборы с целью выражения собственной позиции посредством реализации своего избирательного права.

Можно сделать вывод, что информированность действительно может оказывать влияние на оценку института выборов, как механизм, формирующий общественное сознание, влияющий на уровень доверия горожан к институту выборов и, соответственно, на электоральную активность и политическую культуру в целом.

По результатам данного социологического исследования мы узнали общественное мнение в отношении института выборов на примере МО г. Краснодар. В результате исследования мы подтвердили гипотезу о том, что информированность о предстоящих выборах оказывает прямое влияние на общественное сознание, как фактор формирующий доверие к институту выборов и, как следствие, повышающий уровень электоральной активности, уровень политической культуры.

Отметим, что полученные нами результаты исследования, характерны для общероссийской тенденции. Среди главных мотивов неучастия в выборах остаются две взаимозависимые причины: неинформированность и недоверие к институту выборов и депутатам (потенциальным и избранным).

Список использованной литературы:

1. Деятельность государственных институтов / Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2017. Режим доступа URL: https://wciom.ru/news/ratings/odobrenie_deyatelnosti_gosudarstvennyx_institutov/ (дата обращения: 12.12.2017)

2. Электоральный рейтинг политических партий / Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2016. Режим доступа URL: http://wciom.ru/news/ratings/elektoralnyj_rejting_politicheskix_partij/ (дата обращения 01.10.2016)

© Руденко А.В., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

УДК 911.5

Вовженяк Инна Станиславовна

Магистрант 2 курса Дальневосточного федерального университета

г. Владивосток, РФ e-mail: inna-pogi@mail.ru

ОЦЕНКА ЭСТЕТИЧНОСТИ ПЕЙЗАЖА НА ПРИМЕРЕ БУХТЫ БОЯРИН (ОСТРОВ РУССКИЙ, ПРИМОРСКИЙ КРАЙ)

Аннотация

В настоящей статье представлены результаты пейзажно-эстетической оценки одного из крупнейших прибрежных ландшафтных комплексов острова Русский (Приморский край) близ бухты Боярин. Представлена краткая физико-географическая характеристика исследуемого района. Выявлено, что природные панорамы бухты Боярин обладают высокой пейзажно-эстетической ценностью.

Ключевые слова

Пейзаж, пейзажное ландшафтоведение, эстетика ландшафта, остров Русский, Приморский край.

Развитие ценностного отношения общества к природе началось с давних времен. Сегодня как никогда для многих районов мира (включая и нашу страну) все более острой становится проблема охраны ценных ландшафтов и их пейзажно-эстетических свойств. Пейзаж представляет собой вид, открывающийся с какой-либо точки, физиономическое выражение ландшафта, где все природные компоненты (рельеф, водные объекты, почвы, растительность и др.) взаимосвязаны. Пейзаж производная ландшафта, т.к. его границы индивидуально-субъективны.

Цель настоящей работы заключалась в проведении эстетической оценки пейзажа одного из прибрежных ландшафтных комплексов острова Русский (Приморский край) близ бухты Боярин.

Для оценки эстетичности пейзажа был выбран ключевой участок вблизи бухты Боярин, которая расположена в заливе Петра Великого на западном побережье острова Русский между мысами полуострова Кондратенко-Трапездникова и Рагозина. В физико-географическом отношении район бухты Боярин в целом является типичным для острова Русский. Для окрестностей близ бухты Боярин характерно холмистое очертание, не считая пляжной зоны. Берега острова (в т.ч. бухты Боярин) в основном абразионные. Для исследуемой территории, как и многих районов Приморского края, типичен муссонный климат. В целом климат теплый и влажный. В январе здесь отмечаются средние температуры в пределах 13-14оС, августа - +21-22оС; среднегодовое количество осадков - около 800 мм [2]. Среднегодовые скорости ветра могут достигать до 7 м/с. На оцениваемой местности протекающих рек нет. Почвы - желто-буроземные и буроземы оподзоленные (желтоземно бурые лесные) [1]. Растительность представлена широколиственными лесами с преобладанием дуба монгольского и липы, с участием клёнов, диморфанта, граба и ясеня. Достаточно многочисленны морские птицы, такие как бакланы, чайки, чистики, кайры.

Настоящая оценка проводилась с учетом методических указаний К.И. Эрингеса и А.-Р.А. Будрюнаса [3] по детальному эколого-эстетическому исследованию пейзажей. Ценность выбранной методики заключается в том, что она позволяет оценивать пейзажное разнообразие. Как уточняют авторы, по данному методическому материалу можно проводить повторную оценку одного и того же пейзажа в различных атмосферных условиях, в разное время года (кроме зимы) и в разное время суток, при этом оценка даст примерно одинаковое число баллов. Применение методики обеспечивает поведение эколого-эстетических исследований ландшафта.

Для оценки эстетичности пейзажа выбран наиболее репрезентативный фотоснимок (рис. 1), сделанный в период наибольшей рекреационной посещаемости исследуемого района (сентябрь) на контрольной обзорной точке (с холма недалеко от маяка «Тигар»). Слева на снимке обозрима часть бухты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.