Научная статья на тему 'Эмпирическое исследование психологии профессий дипломатического профиля'

Эмпирическое исследование психологии профессий дипломатического профиля Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
277
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ / ПСИХОЛОГО-ПРОФЕССИОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ДЕСКРИПТОРНЫЙ АНАЛИЗ / ДЕСКРИПТОРНЫЙ СЛОВАРЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пчелинова В.В., Назаренко М.Б.

Эмпирическое изучение банка описаний структурированной целостной картины мира профессий, дает возможность познакомиться по короткому коду с интересующим их описанием в самом кратком виде. В нашей стране такой банк данных отсутствует и его создание представляется нам специальной задачей профессиоведческих исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмпирическое исследование психологии профессий дипломатического профиля»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы

1. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 224 с.

2. Международная стандартная классификация занятий: Пер. с англ. - М.: Финстатин-М43 форм, 1998. -352 с

3. Пчелинова В.В. Дескрипторный словарь в формировании представлений психолога о мире труда // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2010. - № 3. С. 76-87.

© Пчелинова В.В., Назаренко М.Б., 2017

УДК 1

В.В. Пчелинова

канд. псих. наук, МГИМО г. Москва, РФ E-mail: pcheliova@mail.ru М.Б. Назаренко

студентка,

Одинцовский филиал МГИМО МИД России Филолого-психологический факультет, 3 курс

г. Одинцово, РФ E-mail: Infinity.rom@ mail.ru

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация

Эмпирическое изучение банка описаний - структурированной целостной картины мира профессий, дает возможность познакомиться по короткому коду с интересующим их описанием в самом кратком виде. В нашей стране такой банк данных отсутствует и его создание представляется нам специальной задачей профессиоведческих исследований.

Ключевые слова

Классификация профессий, психолого-профессиоведческий анализ, дескрипторный анализ,

дескрипторный словарь.

Изучая профессии дипломатического профиля мы видим, что каждой профессии соответствует нормативное описание - квалификационная характеристика, профстандарт и др. В нашем исследовании профессий дипломатического профиля такими источниками стали Международная стандартная классификация занятий, Общероссийский классификатор занятий, Единый квалификационный справочник должностей и др. Все эти документы необходимо проанализировать с единых методологических позиций, чтобы обеспечить качественное и системное описание соответствующих картин - моделей дипломатических профессий в целях профессионального и карьерного ориентирования молодежи, избирающей соответствующую профподготовку. Предполагается провести психолого-профессиоведческий анализ с последующим построением формул профессий всех отрядов специалистов дипломатического профиля. Процедуры формульного описания профессий базируются на универсальной классификации профессий, разработанной ф целях трудового и профессионального ориентирования.

Ниже приведена обзорная схема универсальной классификации профессий, состоящая из 53-х дескрипторов, включающая описания четырех ярусов: предметов, целей, средств и условий труда. Эта схема была разработана на основе 16-ти признаковой классификации профессий Е.А. Климова и была

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

расширена В.В. Пчелиновой до 53-х оснований, необходимых для дифференцированного описания любой профессии и любого их множества. В кратком виде эта схема представлена ниже (Климов, Пчелинова, 1997).

1. Биономический тип труда с объектами живой природы - П. 2. ехнономический тип труда в абиотических системах - Т.3. Социономический тип труда с человеком или группой - Ч. 4. Сигнономический тип труда - работа со знаковыми системами - З. 5. Артономический тип труда -работа с художественными образами - Х. б.Первая гностическая цель труда - Г1. Экспертный труд -выполнение операций сличения, сортировки 7.Вторая гностическая цель труда - Г2. Аналитический труд - углубления в скрытые связи предметов и явлений 8.Первая преобразующая цель труда - П1. Труд по систематизации - организация, синхронизация и упорядочение 9.Вторая преобразующая цель труда -П2. Труд - с оказанием влияния, воздействием, обработкой 10.Третья преобразующая цель труда - П3. Обслуживающий труд - участие в реализации «чужой» потребности, несвойственной самому субъекту труда. 11.Изыскательная цель труда - И. Изобретательский труд - поиск наилучшего варианта преобразующей задачи с одновременными гностическими действиями 12.Ручные средства. Ручной труд -активное приспособление руки - Р. 13.Механизированные средства. М. Труд с механизмами - усиление физической мощи человека ^.Автоматизированные средства труда - А. Роботизированный труд -исполнительные действия, счет, слежение, навигация в недоступных средах. 15.Приборы и устройства -ПУ Труд с усилением познавательных способностей человека. 16.Функциональные орудия труда - Ф. Органолептический труд - органы чувств, анализаторные и физиологические системы. 17.Функциональные, речеголосовые проявления. - Ф1 Труд по оказанию бытовых услуг - с использование житейских речевых форм. 18.Функциональные, сложные речеголосовые проявления - Ф2. Обучающий труд - ус передача представлений в в устной речи. 19.Функциональная мыследеятельная активность - Ф3. Умственный труд - письменная речь строиться на основе научных понятий. 20.Функциональные - мимика, пантомимика, жестовые ансамбли - Ф4. Труд с выразительными средствами - активизация невербальных проявлений. 21.Функциональные- координированные движения всего тела - Ф5. Мускульный труд - овладение телом . 22.Функциональное - справедливое поведение -Ф6. Труд по управлению - единство аффекта и интеллекта. 23.Функциональные базы знаний - Ф7. Интеллектуальный труд - решение масштабных практических и теоретических задач в оперативном и долгосрочном режимах. 24.Строгий алгоритм - АЛ. Операторский труд - четко определен порядок действий, который не изменяется. 25.Алгоритм с новизной - АН. Труд с принятием решений -алгоритмы подстраиваются под новые задачи 26.Неопределенность при достижении заданного результата

- Н. Испытательный труд - процесс труда осложняется множеством проблемных ситуаций. 27.Ииндивидуализированное выполнение трудовых заданий - ИН. Труд без ситуативного взаимодействия с коллегами 28.Коллективное участие работающих - К. Коллективный труд -одновременное осуществление действий работников по получению результата труда. 29.Исполнительность - действия по указаниям другого ИС. Исполнительный труд - обусловлен контуром «чужого» напряжения. ЗО.Самоорганизация - планирование, распределение нагрузки, изменение способов работы - ОС. Труд с высокой степенью самостоятельности - деятельность, обусловленная контуром «своего» напряжения. 31.Организаторский труд - учет особенностей других -О. синхронизация усилий других по достижению заданного результата. 32.Немногочисленные контакты

- К1. Труд в уединении. ЗЗ.Многочисленные контакты - К2. Труд с сохранением структуры общения в разнородных социальных группах. 34.Контакты с клиентами, поставщиками - К3. Консультативный труд - межличностное общение по определенным запросам. 35.Контакты с сотрудниками - К4. Корпоративный труд - межличностное общение с лицами, имеющими определенный круг функций. 36.Контакты с группой - К5. Публичный труд - презентация различных сведений и достижений в общении по интересам. 37.Контакты в замкнутом круге лиц - К6. Труд в особых условиях сосуществования длительное время-с одним и теми же людьми. 38.Контакты с быстро меняющимся кругом лиц - К7. Труд с нарушением структуры общения с потребителями повседневных услуг. 39.Контакты с живым миром на фоне социальных контактов -К8. Сопроводительный труд -

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

партнерское общение с представителями живой природы. 40.0тветственность за сохранение имущества, ценностей - денег - МТ. Труд с возможностью исправления ошибок. 41.0тветственность за воспитание, развитие, сохранение моральных норм МР. Труд с моральной ответственностью - ошибки носят скрытый и отсроченный характер. 42.0тветственность за жизнь и здоровье людей, животных, растений, микроорганизмов- ЖЗ. Труд с ответственностью за жизнь и здоровье - возможность нанесения непоправимого урона. 43.0бычная ответственность Простой труд - исправление недостатков - ОБ. 44.Бытовые условия работы. Канцелярский труд - психофизиологическая адаптация, снижающая иммунитет - Б. 45. Работа на открытом воздухе - ОВ. Труд с необходимостью психофизиологической адаптации. 46.Различные опасности или риск для жизни- Н1. Опасный труд - нарушена потребность в безопасности 47.Необходимость быстрого исправления аварий. - Н2. Труд с возможностью аварийных ситуаций - готовность к перестройке функциональных состояний от комфортного к опасно дискомфортному. 48.Патронаж лиц с особенным сознанием, поведением и развитием - Н3. Охранный труд - с возможностью нарушения потребности в эстетическом восприятии человека и мира. 49.Навязанные, вынужденные темп и ритм труда - Н4. Труд с необходимостью изменения индивидных и типологических особенностей. 50. Физический труд - преобладание потребности в напряжении физических сил в противовес умственным нагрузкам - Н5. 51.Статичность рабочей позы Н6. Стереотипный труд - преобладание потребности фиксации тела в противовес раскрепощенному движению. 52.Работа в ночную смену - Н7. Ночной труд - нарушение базовых суточных ритмов. 53.Наличие аномальных физико-химических условий производства Н8. Труд с вредными условиями -нарушается экологическая связь человека и природы. (Пчелинова, 2010)

Используя данную схему путем сопоставления смыслового содержания профессиограммы и смыслового содержания каждого из 53-х дескрипторов, можно составлять формулы профессий в буквенно-цифровом виде, а затем подвергать их различным процедурам сравнения. В нашем исследовании по экономическим источникам мы отобрали 81 описание различных профессий дипломатического профиля и сравнили их между собой с помощью процедур составления формул профессий и последующего факторного анализа.

Извлечение из текста профессиограммы генерального консула имеет следующий вид: «...должностное лицо, возглавляющее отдельное генеральное консульство. Его правовое положение и характер работы аналогичны тем, которые присущи вообще консулу. Отличие между ними является формальным, отражающим уровень установленных консульских отношений между представляемым государством и государством пребывания. Генеральным консулам могут иногда поручаться функции политического или представительского характера, особенно при международных организациях.» (Международная стандартная классификация занятий, 1988, С. 26).

Пример дескрипторного «прочтения» профессиограммы генерального консула будет выглядеть следующим образом: .должностное (З) лицо (Ч), возглавляющее (О) отдельное (З) генеральное (З) консульство (К4). Его (Ч) правовое (З) положение (ИС) и характер (З) работы (АН) аналогичны (З) тем (З) , которые (з) присущи (Г1) вообще (З) консулу (Ч). Отличие (З) между ними (К2) является формальным (З), отражающим (З) уровень (ИС) установленных (К5) консульских (К5) отношений (К5) между (К2) представляемым (З) государством (З) и государством (З) пребывания (К5). Генеральным (Ч) консулам (Ч) могут (З) иногда (Н4) поручаться (ИС) функции (Н) политического (К5) или представительского (К5) характера (З), особенно (З) при международных (К5) организациях (К4)... . Таким образом всего было составлено 81 дескрипторное описание и соответственно выведена 81 формула.

В ходе дескрипторного анализа текстов был оставлен дескрипторный словарь, своойственный описаниям профессий дипломатического профиля. Слова, использованные для составления профессиограмм, группировались в соответствии с каждым из 53-х дескрипторов. Оказалось, что авторы описаний деятельности дипломатов использовали 43 признака (80%).

Для подготовки данных к математической обработке была составлена матрица объектов оценивания - профессий и дескрипторов размером (81Х43).

В целях углубления структуры семантичеких представлений был проведен факторный анализ этой

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

матрицы. Необходимость применения факторного анализа в данном исследовании обусловлена тем, что этот метод является методом многомерного количественного описания и измерения. Многомерность объектов, изучаемых при формировании картины мира профессий, рассматривается нами как многомерное представления двух рядов объектов изучения - мира профессий дипломатического профиля и его 43-х классификационных разновидностей признаков.

Факторный анализ множества из 81-ой оцениваемой профессии дипломатического профиля в сопряжении с 43-мя классификационными признаками (дескрипторами, которые фактически использовались при составлении профессиограмм) показал наличие группировок - факторных пространств, насчитывающих 5 факторов, своеобразно отражающих конфигурации 53-х классификацинныых признаков. Так в один фактор вошли такие профессии как "Исполнительный секретарь/консульское учреждение, Исполнительный секретарь/правительственная администрация, Руководитель

администрации/правительство, Руководитель/система исправительных учреждений, Секретарь, исполнительный / неправительственная администрация, Секретарь, правительство / законодательные органы, Помощник министра/правительство, Инспектор/налоги", которые именуются в просторечии как тип «серого кардинала»

Таким образом в эпирическом исследовании , на базе формульных описаний можно провести математико-статистический анализ сходства и различий изучаемых профессий сформулировать рекомендации для работы по профессиональному и карьерному ориентированию.

Список использованной литературы

1. Климов Е.А., Пчелинова В.В. Психология труда и инженерная психология. Программа курса, учебный материал и методические рекомендации по изучению курса (учебное пособие для студентов-психологов). М - Институт государственного администрирования, - 1997.

2. Международная стандартная классификация занятий: Пер. с англ. — М.: Финстатин-М43 форм, 1998. — 352 с.

3. Общероссийский классификатор занятий. ИПК Издательство стандартов, 1998.

4. Пчелинова В.В. Дескрипторный словарь в формировании представлений психолога о мире труда // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. — 2010. — № 3. С. 76-87.

© Пчелинова В.В., Назаренко М.Б., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 36

А.В.Руденко

Студент КубГУ, г. Краснодар, РФ E-mail: show.rudenko@yandex.ru

ОЦЕНКА ИНСТИТУТА ВЫБОРОВ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ В ПЕРИОД ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ 2016 Г. В ГОРОДЕ КРАСНОДАРЕ

Аннотация

Особая политическая ситуация, сложившаяся вокруг выборов Государственной думы 2016 г., растущее социальное-экономическое напряжение - причины того, что избиратели не проявили интереса к выборам. Для того, чтобы изучить общественное сознание в преддверии выборов 2016 г., было проведено социологическое исследование методом опроса (формализованные интервью). По результатам данного социологического исследования мы узнали общественное мнение в отношении института выборов на примере МО г. Краснодар. В результате исследования была подтверждена гипотеза о том, что информированность о выборах оказывает прямое влияние на общественное сознание, как фактор формирующий доверие к институту выборов и, как следствие, повышающий уровень электоральной активности, уровень политической культуры.

Ключевые слова

выборы, общественное мнение, общественное сознание, электоральная активность,

политическая культура

Политические деформации во всех сферах общественной жизни, слабая политическая конкуренция, отсутствие общенациональных идей в условиях деградации механизмов преемственности властных элит в настоящее время приводят к возникновению острой политической борьбы.

В таких условиях выборы становятся для участников политической жизни объектом повышенного интереса и полем для политических манипуляций с целью влияния на общественное сознание и в конечном счете на итоговые результаты выборного процесса.

История избирательных кампаний в РФ не раз демонстрировала применение таких манипуляций общественным сознанием, результатом которых стало общее недоверие институту выборов. Такие тенденции, по результатам всероссийского мониторинга, озвучивают социологические центры ФОМ, ВЦИОМ, РОМИР и Левада-Центра, отчеты и публикации ИС РАН и ИСЭРТ и др. Например, замеры общественного мнения ВЦИОМ фиксируют недоверие россиян к действующей избирательной системе и выборному процессу в частности. «В сознании масс существует аксиома, что власти виноваты во всем, поскольку всегда получают для себя выгодные только им итоги всенародного голосования» [1].

Выборы сегодня всё чаще воспринимаются обществом как формальная процедура, целью которой является недопущение хаоса и безвластия и механизмы избирательного процесса особого значения не имеют. Обратим внимание на тот факт, что, несмотря на снижающиеся показатели явок по стране, в массовом сознании отмечается стойкая значимость института выборов. Но почему тогда люди не ходят на выборы?

Можно сказать, что говорить, что в сознании российских граждан устоялся стереотип о значимости выборов как института, но не результатов выборов. Сложилась в некотором роде парадоксальная ситуация. Несмотря на достаточно высокий уровень общей информированности избирателей о предстоящих выборах в Госдуму и признании важности выборов, уровень политического участия избирателей остается достаточно низким и люди отказываются идти на выборы.

Мы провели исследование среди жителей города Краснодара в августе 2016 г. и попытались оценить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.