Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭМПАТИИ И СТРЕССОУСОЙЧИВОСТИ У СОТРУДНИКОВ САЛОНА КРАСОТЫ'

ОЦЕНКА ЭМПАТИИ И СТРЕССОУСОЙЧИВОСТИ У СОТРУДНИКОВ САЛОНА КРАСОТЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
130
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / СОТРУДНИКИ САЛОНОВ КРАСОТЫ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Проскурякова Лариса Александровна, Негодяев Антон Андреевич, Грякалова Алина Сергеевна

В статье излагаются результаты научного исследования сравнительного анализа эмпатии и стрессоусойчивости у сотрудников салонов красоты разного профиля профессиональной деятельности. Актуальность работы обусловлена изучением профессионально важных качеств у сотрудников в связи с высокой конкурентностью в профессии. Авторами произведен психологический анализ профессиональной деятельности сотрудника салона красоты. Изучены в психологической литературе разработанность понятий «эмпатии» и «стрессоустойчивость». Выборку составили 22 работника салонов красоты Юга Кузбасса. Парикмахеры - 22 человека, администраторы - 18 человек, в возрасте от 28 до 57 лет. Использованы стандартизированные психологические методики исследования эмпатии и стрессоустойчивости. В результате установлено, что администраторам, в сравнении с парикмахерами, свойственен высокий уровень стрессоустойчивости и заниженный уровень эмпатии. Они способны быстро справляться с трудностями, в сложных ситуациях сохранять спокойствие, четко определять цели, легко находить нужное решение. Парикмахеры имеют средний уровень данных показателей. Они чувствительны к настроению клиента, используют защитный механизм при сильных стрессовых ситуациях, который включается при неблагоприятных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Проскурякова Лариса Александровна, Негодяев Антон Андреевич, Грякалова Алина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF EMPATHY AND STRESS TOLERANCE AT THE BEAUTY SALON STAFF

The article presents the results of a scientific study of the comparative analysis of empathy and stress tolerance among employees of beauty salons of different professional profiles. The relevance of the work is due to the study of professionally important qualities of employees due to high competitiveness in the profession. The authors made a psychological analysis of the professional activity of a beauty salon employee. The development of the concepts of "empathy" and "stress tolerance" has been studied in the psychological literature. The sample consisted of 22 employees of beauty salons in the South of Kuzbass. Hairdressers - 22 people, administrators - 18 people, aged from 28 to 57 years. Standardized psychological methods for the study of empathy and stress resistance were used. As a result, it was found that administrators, in comparison with hairdressers, are characterized by a high level of stress tolerance and an understated level of empathy. They are able to quickly cope with difficulties, in difficult situations to save calm, clearly define goals, easily find the right solution. Hairdressers have an average level of these indicators. They are sensitive to the mood of the client, use a protective mechanism in severe stressful situations, which is activated under unfavorable conditions.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭМПАТИИ И СТРЕССОУСОЙЧИВОСТИ У СОТРУДНИКОВ САЛОНА КРАСОТЫ»

Разность выходной и входной диагностики в группе А состояла в снижении показателей утомления и стресса по методике А.Б. Леоновой (изменение на -1,3 и -3,05 соответственно, (p<0,05), астении (изменение на -2,75, p<0,01) и стресса по методике Л. Филлон (изменение на -5, p<0,05). Следовательно, релаксационный тренинг повлиял на уровень астении, утомления и стресса в экспериментальной группе, а именно привел к ее снижению.

Одновременно, в группе Б выходная диагностика показала тенденцию к снижению самочувствия и активности (изменение на -0,15 и -0,15 соответственно при p<0,05) и повышению настроения (изменение на 0,05, p<0,01), к повышению утомления (изменение на 0,45, p<0,01), стресса по методике А.Б. Леоновой (изменение на 0,2, p<0,01), астении (изменение на 0,45, p<0,01) и стресса по методике Л. Филлона (изменение на 0,25, p<0,01).

Выводы. Проведение данного исследования показало преобладание низкого уровня самочувствия у 50% всех сотрудников следственного изолятора, для 40% сотрудников характерен средний уровень активности и настроения (37% человек) Общий результат утомления и стресса по всей выборке характеризовался средним уровнем развития (82 и 62% служащих соответственно). Для 90% сотрудников выборки характерно наличие низкого уровня астении. Общий результат стресса (по Л. Филлону) указывал на наличие для 50 % сотрудников низкого уровня стресса. Исходно различий между данными в сравниваемых группах не было выявлено.

Разработан и внедрен релаксационный тренинг, имеющих высокую практическую значимость, которая находит себя в профилактике дисфункциональных психоэмоциональных состояний личности сотрудников следственного изолятора путем применения психологических упражнений и техник во время тренинга, а также закрепление полученных знаний и умений для дальнейшего самостоятельного использования сотрудниками с целью регуляции психоэмоционального состояния.

После внедрения тренинга психоэмоциональное состояние сотрудников группы А значимо улучшилось за счет повышения самочувствия (по среднему значению с 4,75 до 5,85 баллов), активности (с 4,6 до 5,15) и настроения (с 4,95 до 6); снижения утомления с 18,85 до 17,55 и стресса с 20,65 до 17,6 баллов (по методике А.Б. Леоновой), астении с 58,9 до 56,15 (по методике А. Д. Малковой), и стресса с 107,5 до 102,5 (по методике Л. Филлона).

В контрольной группе статистически значимых изменений показателей психоэмоционального состояния не выявлено.

Таким образом, разработанный и внедренный тренинг показал свою эффективность и может быть использован в профессиональной работе психологов следственного изолятора для повышения их показателей психоэмоционального состояния, а именно улучшения самочувствия, активности и настроения, снижения утомления, астении и уровня стресса.

Литература:

1. Иванова, С.В. Эмоциональный интеллект как фактор эффективной профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации / С.В. Иванова // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2019. - № 12. - С. 18-24

2. Кокурин, А.В. Обучающие тренинги - эффективная форма профессиональной подготовки практических психологов / А.В. Кокурин // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2004. - № 2. - С. 21-23

3. Лобыкина, А.А. Социально-психологическая адаптация при различном уровне риска дефицита магния / А.А. Лобыкина, Л.А. Проскурякова // Здравоохранение Российской Федерации. - 2022. - Т. 66. - № 1. - С. 47-54. - DOI 10.47470/0044-197X-2022-66-1-47-54. - EDN ISMKIU

4. Певнева, А.Н. Психические состояния личности: практическое руководство / А.Н. Певнева. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2011. - 48 с.

5. Проскурякова, Л.А. Взаимосвязь девиантного поведения с мотивацией обучения подростков / Л.А. Проскурякова, И.В. Поляков // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-2. - С. 275-278

6. Lambert, E.G. Is the job burning me out? An exploratory test of the job characteristics model on the emotional burnout of prison staff / E.G. Lambert, N.L. Hogan, K.C. Dial, S. Jiang M.I. Khondaker. - Text: electronic // Prison Journal. - 2012. - № 92. -P. 3-23

7. Lambert, E.G. The Consequences of Emotional Burnout Among Correctional Staff / E.G. Lambert, S.M. Barton-Bellessa, N.L. Hogan. - Text: electronic // SAGE Open. - 2015. - № 5. - P. 1-15

Психология

УДК 159.9

доктор биологических наук, доцент Проскурякова Лариса Александровна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент Негодяев Антон Андреевич

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент Грякалова Алина Сергеевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ОЦЕНКА ЭМПАТИИ И СТРЕССОУСОЙЧИВОСТИ У СОТРУДНИКОВ САЛОНА КРАСОТЫ

Аннотация. В статье излагаются результаты научного исследования сравнительного анализа эмпатии и стрессоусойчивости у сотрудников салонов красоты разного профиля профессиональной деятельности. Актуальность работы обусловлена изучением профессионально важных качеств у сотрудников в связи с высокой конкурентностью в профессии. Авторами произведен психологический анализ профессиональной деятельности сотрудника салона красоты. Изучены в психологической литературе разработанность понятий «эмпатии» и «стрессоустойчивость». Выборку составили 22 работника салонов красоты Юга Кузбасса. Парикмахеры - 22 человека, администраторы - 18 человек, в возрасте от 28 до 57 лет. Использованы стандартизированные психологические методики исследования эмпатии и стрессоустойчивости. В результате установлено, что администраторам, в сравнении с парикмахерами, свойственен высокий уровень стрессоустойчивости и заниженный уровень эмпатии. Они способны быстро справляться с трудностями, в сложных ситуациях сохранять спокойствие, четко определять цели, легко находить нужное решение. Парикмахеры имеют средний уровень данных показателей. Они чувствительны к настроению клиента, используют защитный механизм при сильных стрессовых ситуациях, который включается при неблагоприятных условиях.

Ключевые слова: эмпатия, стрессоустойчивость, сотрудники салонов красоты, практическая психология.

An^taUm. The article presents the results of a scientific study of the comparative analysis of empathy and stress tolerance among employees of beauty salons of different professional profiles. The relevance of the work is due to the study of professionally important qualities of employees due to high competitiveness in the profession. The authors made a psychological analysis of the professional activity of a beauty salon employee. The development of the concepts of "empathy" and "stress tolerance" has been studied in the psychological literature. The sample consisted of 22 employees of beauty salons in the South of Kuzbass. Hairdressers - 22 people, administrators - 18 people, aged from 28 to 57 years. Standardized psychological methods for the study of empathy and stress resistance were used. As a result, it was found that administrators, in comparison with hairdressers, are characterized by a high level of stress tolerance and an understated level of empathy. They are able to quickly cope with difficulties, in difficult situations to save calm, clearly define goals, easily find the right solution. Hairdressers have an average level of these indicators. They are sensitive to the mood of the client, use a protective mechanism in severe stressful situations, which is activated under unfavorable conditions.

Key words: empathy, stress tolerance, beauty salon staff, practical psychology.

Введение. Успешность деятельности сотрудника салона красоты во многом зависит от его профессионализма, обусловленного стажем работы. Кроме этого, безусловно, значимую роль в привлечении клиентов играют качеств личности парикмахера, главным из которых считается эмпатия [7]. Она является залогом успешного взаимопонимания с клиентом, без чего невозможно удовлетворение его желаний и потребностей, способность «слышать» и «чувствовать» потребителя. Сотруднику недостаточно одного понимания позиции клиента, еще важно обладать способностью переживать вместе с ним процесс услуг парикмахера, чувствовать его настроение, быть способным к выражению эмпатии.

Профессия сотрудников салона красоты отличаются интенсивностью общения и напряженностью эмоционального состояния, а это значит, что они подвержены влиянию стресса. Г. Селье считал, что стресс - это целостный комплекс психических и физиологических изменений, происходящих в организме человека в ответ на какое-либо внешнее или внутреннее воздействие [6]. В практическом аспекте под стрессом понимается состояние психофизиологического напряжения. Важным качеством организма считается способность противостоять этим перегрузкам, быть стрессоустойчивым.

Стрессоустойчивость - это взаимосвязь личностных особенностей, которые помогают человеку переносить травмирующие для него состояния, которые связаны с интеллектуальными, эмоциональными и физическими нагрузками. Напряженность работы приводит к нарастающему ощущению неудовлетворенности, утрате творческого настроя, ухудшению настроения, накоплению утомления, что в значительной степени сказывается и на эффективности деятельности.

Работник салона красоты априори должен быть стрессоустойчивым. Это указывает, что такое качество, как стрессоустойчивость имеет важное значение для профессионального успеха [8].

Несмотря на то, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно подробно и глубоко изучено как понятие «эмпатия», так и проблема стрессоустойчивости, однако их особенности в различных профессиях сферы «человек-человек» мало изучены, а в профессиональной деятельности сотрудников салона красоты ранее не изучались.

Учитывая актуальность данной проблемы, тема работы: «Оценка эмпатии и стрессоустойчивости у сотрудников салона красоты».

Цель: выявление особенностей эмпатии и стрессоустойчивости у сотрудников салона красоты.

Изложение основного материала статьи. Объектом исследования является стрессоустойчивость. Нами предполагается, что существуют особенности эмпатии и стрессоустойчивости у сотрудников салона красоты, а именно: у администраторов салона красоты эмпатия ниже, а стрессоустойчивость выше, чем у парикмахеров; большую выраженность имеет рациональный канал эмпатии у администраторов, а эмоциональный и интуитивный каналы - у парикмахеров.

Работа осуществлялась на базе нескольких салонов красота Юга Кузбасса. Выборку составили 40 сотрудников салонов красоты г. Новокузнецка (женщины): парикмахеры - 22 человека, администраторы - 18 человек, в возрасте от 28 до 57 лет, имеющие различный стаж профессиональной деятельности: от 10 до 32лет. Исследование включало в себя четыре этапа: теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, составление профессиограммы сотрудников салонов красоты; психодиагностика эмпатии и стрессоустойчивости; интерпретация полученных результатов. Для диагностики эмпатии применялись:

• Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.

• Методика диагностики эмпатии И.М. Юсупова.

С целью изучения стрессоустойчивости у сотрудников салонов красоты использовались:

• Тест на определение стрессоустойчивости (Сост. Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова).

• Методика перцептивной оценки типа стрессоустойчивости Н.П. Фетискина.

В работе использованы следующие методы: теоретический анализ литературы, профессиографический метод, эмпирический - психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных: вычисление первичных статистик, определение достоверности различий с использованием t-критерия Стьюдента, корреляционный анализ (критерий Пирсона). Полученные различия считали статистически значимыми при p<0,05. Все расчеты проводились в статистическом программном пакете IBM SPSS Statistics Version 22 (лицензия 20160413-1).

Понятие «эмпатия» первым ввел в психологию Э. Титченер в 1903 году, обозначая процесс вчувствования [1]. Термин «Эмпатия» появился в английском словаре в 1912 г., и был близок понятию «симпатия». Возник он от немецкого слова einfuhling (проникновение), примененного Т. Липпсом в 1885 г. в связи с психологической теорией воздействия искусства на людей [1, 4]. Одно из ранних определений эмпатии мы находим у З. Фрейда в работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905): «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным» [4].

Эмпатия - сложный и многообразный механизм, незаменимый в человеческом взаимодействии, позволяющий со-испытывать (co-feel) и мысленно моделировать то, что переживает другой человек. Основные следствия этого механизма -наши способности имитировать и понимать другого человека. Первое помогает в процессе развития и обучения, а второе незаменимо в коммуникации [2]. В нашем исследовании эмпатия, согласно определению А.А. Бодалева, - «это способность понимать переживания другой личности и сопереживать ей в процессе межличностных отношений» [2].

Существует два подхода к трактовке понятия «стрессоустойчивость»:

- Ряд психологов считают основой стрессоустойчивости саморегуляцию человека: Л.Г. Дикая, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев;

- Другие авторы: Л. Мерфи, Р. Лазарус, С. Фолкман, относят к данной характеристике различные копинг-механизмы и механизмы психологической защиты (Н. Хаан).

Исследователи считают, что у каждого человека есть определённый, характерный только для него набор личностных черт и физиологических особенностей, которые определяют его устойчивость к стрессу, не отрицая и тот факт, что важным фактором в её формировании считают результатом тренировок [5].

Таким образом, стрессоустойчивость является очень разноплановым и содержательным качеством личности, объединяющим целый комплекс способностей и различных явлений.

В данной работе мы придерживаемся определения М. Тышковой, которая под стрессоустойчивостью понимает способность выдерживать чрезмерное возбуждение и эмоциональное напряжение, возникающее под воздействием стрессоров.

Профессия сотрудника салона красоты отличается интенсивностью общения и напряженностью эмоционального состояния. Среди качеств, обеспечивающих успешность выполнения профессиональной деятельности сотрудников салонов красоты А. Грецов выделяет: терпеливость, чистоплотность, общительность, вежливость, внимательность, спокойствие, тактичность, дружелюбие, уверенность в себе и в правильности своих действий, изобретательность, эстетический вкус, аккуратность, основательность и умение тщательно выполнять работу, доброжелательность по отношению к людям, энергичность, легкость в общении с людьми, наблюдательность и стрессоустойчивость [3].

Наиболее актуальным в современных условиях жесткой конкуренции в данной профессии является необходимость изучения особенностей эмпатии и стрессоустойчивости у сотрудников салона красоты.

В научной работе для изучения объекта исследования составлена профессиограмма, рассмотрены профессионально-важные качества, в которых особое место занимают психоэмоциональные показатели [1].

В результате исследования уровня эмпатических способностей по методике В.В. Бойко выявили, что среднее значение данного показателя в выборке администраторов соответствует заниженному уровню - 15,3+0,98, что характеризует их как менее чувствительными к людям личностями. В то время как в выборке парикмахеров значение эмпатии на среднем уровне и составило 22+0,89. Парикмахеры способны чувствовать настроение и желание клиента.

По методике диагностики эмпатии И.М. Юсупова было выявлено, что 5% администраторов обладают высокой эмпатией, 28% - средней, 67% - низкой. Иначе представлен уровень эмпатии парикмахеров: 27% обладают высоким уровнем эмпатии, средний уровень эмпатических способностей имеют 64%, низкий - 9% соответственно.

Для исследования стрессоустойчивости мы использовали опросник Н.В. Киршевой, Н.В. Рябчиковой. Средние значения стрессоустойчивости оказались выше у администраторов (29,5+1,3 - высокий уровень), что позволяет им не выходить из равновесия при тяжелых неожиданных ситуациях. Однако у парикмахеров выявлен умеренный уровень стрессоустойчивости (36,09+1,2), свидетельствующих о повышении у них уровня стресса при сильных триггерных ситуациях.

По методике перцептивной диагностики Н.П. Фетискина среднее значение уровня стрессоустойчивости в выборке администраторов было высоким - 13,56+1,55, в то время как в выборке парикмахеров оно соответствовало умеренной степени выраженности стрессоустойчивости - 20+1,54.

Вычисление значения t-критерия Стьюдента показало наличие достоверных различий в показателях эмпатии и стрессоустойчивости у сотрудников салона красоты: администраторов и парикмахеров. Что свидетельствует о подтверждении гипотезы: у администраторов эмпатия ниже, а стрессоустойчивость выше, чем у парикмахеров, с большей выраженностью рационального канала эмпатии, а у парикмахеров наиболее представленным эмоциональным и интуитивным каналом.

В ходе корреляционного анализа не было выявлено значимых взаимосвязей между эмпатией и стрессоустойчивостью в выборках администраторов и парикмахеров, но определены прямые, заметной силы по шкале Чеддока, статически значимые, взаимосвязи результатов диагностики эмпатии между собой в группе администраторов (r=0,536; t=2,538, при p<0,05) и парикмахеров (r=0,661; t=3,937; p<0,01) и данных по стрессоустойчивости администраторов (r=0,501; t=2,316 -зависимость значима, при p<0,05) и парикмахеров (r=0,525; t=2,762; p<0,01).

Таким образом, специфика работы сотрудников салона красоты заключается в том, что в ней возникает много ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью, а это требует от сотрудников хорошей стрессоустойчивости и возможности снятия эмоциональной напряженности общения.

Выводы. Полученные результаты свидетельствуют, что администраторам свойственен высокий уровень стрессоустойчивости и заниженный уровень эмпатии. Они способны быстро справляться с трудностями, в сложных ситуациях сохранять спокойствие, четко определять цели, легко находить нужное решение.

Парикмахеры имеют средний уровень стрессоустойчивости и эмпатии. Они чувствительны к настроению клиента, могут использовать защитный механизм при сильных стрессовых ситуациях, который включается при неблагоприятных условиях.

Изучение психологических особенностей эмпатии и стрессоустойчивости сотрудников салона красоты может применятся для психологической подготовки сотрудников к различным ситуациям, связанным с профессиональной деятельностью с целью профилактики стресса и оказанию психологической помощи по его преодолению. Полученные результаты исследования могут использоваться в работе практического психолога или специалиста по работе с персоналом салонов красоты, для разработки тренингов, программ психологического обеспечения эффективности профессиональной деятельности сотрудников салона красоты.

Литература:

1. Басова, А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А.Г. Басова. - Текст: электронный // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С. 254-256. - URL: https://moluch.ru/archive/43/5271 (дата обращения: 22.12.2022)

2. Ермолова, М.Ю. Что такое эмпатия: когнитивные теории и модели / М.Ю. Ермолова. - Текст: непосредственный // Современная зарубежная психология. - 2016. - Т. 5. - № 4. - С. 59-66

3. Клепцова, Е.Ю. Стрессоустойчивость работников индустрии красоты / Е.Ю. Клепцова, К.Ю. Ворончихина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 8 (август). - С. 124-133. - Текст: электронный. - URL: http://e-koncept.ru/2018/182019htm (дата обращения: 27.11.2022)

4. Кроль, Л. Как работает эмпатия. Чувствуй и побеждай / Л. Кроль. - Москва: КЛАСС, 2017 - 240 с. - ISBN 978-58637-5236-5. - Текст: непосредственный

5. Лобыкина, А.А. Социально-психологическая адаптация при различном уровне риска дефицита магния / А.А. Лобыкина, Л.А. Проскурякова // Здравоохранение Российской Федерации. - 2022. - Т. 66. - № 1. - С. 47-54. - DOI 10.47470/0044-197X-2022-66-1-47-54. - EDN ISMKIU

6. Мандель, Б.Р. Психология стресса: учебное пособие / Б.Р. Мандель. - 2-е изд., стер. - Москва: Флинта, 2019. -252 с. - ISBN 978-5-9765-2005-9. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1048011 - (дата обращения 29.07.2019). -Текст: электронный

7. Ожогина, Я.Д. Роль эмпатии в межличностном общении и взаимодействии / Я.Д. Ожогина, Л.А. Проскурякова // Наука через призму времени. - 2020. - № 10(43). - С. 44-46. - EDN JYHQGX

8. Проскурякова, Л.А. Взаимосвязь уровня стресса с пищевым поведением у студентов / Л.А. Проскурякова, А.Е. Степаненко // Студенческие научные достижения: сборник статей VI Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 25 октября 2019 года. - Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. - С. 240-242. - EDN PNEBRU

Психология

УДК 159.9

доцент, кандидат педагогических наук Пчелинцева Евгения Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановская государственная медицинская академия» (г. Иваново)

ДЕТСКАЯ ПСИХОТРАВМА МАТЕРИ, КАК ПРИЧИНА НАСИЛИЯ НАД РЕБЕНКОМ

Аннотация. Статья посвящена исследованию психотравмирующих триггеров, запускающих каскад сочетанных, комбинированных насильственных действий над ребенком дошкольного возраста со стороны матери. Актуальность обусловлена необходимостью исследовать природу возникновения антигуманных, жестоких действий матери, с учетом диатез-стрессовой модели, где диатез - это биологическая предрасположенность к определенному патологическому состоянию, а стресс - как фактор, актуализирующий эту предрасположенность. Проведен теоретический анализ научной литературы, раскрывающий характера связей между неспецифической психической предрасположенностью к насилию, начавшейся на ранних этапах онтогенетического развития матери и выбранной взрослыми тактикой воспитания детей. Представлены результаты подтверждают связь нестабильного психоэмоционального состояния матерей, сформировавшегося на ранних этапах онтогенетического развития и выбранной ими деструктивной тактики воспитания собственного ребенка. На основе исследования, определен уровень реактивной и личностной тревожности, как триггера, запускающего каскад насильственных действий над ребенком. Доказано, что детская психотравма, имеющая место у матерей, на долгие годы пролонгировало депрессию женщины, способствуя зарождению агрессивности, либо инфантильности как нежелания найти понимание, принятие собственных детей. Соотнесение полученных результатов свидетельствует о взаимообусловленности пролонгированного хронического стресса, тревожных состояний личности, свидетельствующих о наличии склонности матерей воспринимать, жизненные ситуации, как угрожающие, вызывающие невротический конфликт, неприятие собственного ребенка.

Ключевые слова: детская психотравма, агрессивность, комбинированные насильственные действия, хронический стресс, дистресс, инфантильность, агрессивность.

Annotation. The article is devoted to the study of psychotraumatic triggers that trigger a cascade of combined, combined violent actions on a preschool-age child by the mother. The relevance is due to the need to investigate the nature of the occurrence of inhumane, cruel actions of the mother, taking into account diathesis-a stress model, where diathesis is a biological predisposition to a certain pathological condition, and stress is a factor actualizing this predisposition. A theoretical analysis of the scientific literature is carried out, revealing the nature of the links between the nonspecific mental predisposition to violence, which began at the early stages of the ontogenetic development of the mother and the tactics of parenting chosen by adults. The results presented confirm the connection between the unstable psycho-emotional state of mothers formed at the early stages of ontogenetic development and the destructive tactics of raising their own child chosen by them. Based on the study, the level of reactive and personal anxiety was determined as a trigger that triggers a cascade of violent actions against a child. It has been proved that the childhood psychotrauma that occurs in mothers prolonged the depression of a woman for many years, contributing to the emergence of aggressiveness, or infantilism as an unwillingness to find understanding, acceptance of their own children. The correlation of the obtained results indicates the interdependence of prolonged chronic stress, anxiety states of personality, indicating the presence of a tendency of mothers to perceive life situations as threatening, causing neurotic conflict, rejection of their own child.

Key words: child psychotrauma, aggressiveness, combined violent actions, chronic stress, distress, infantilism, aggressiveness.

Введение. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования свидетельствует о том, что инновационные научные исследования, раскрывающие основу диады «диатез - стресс», пытаются объяснить:

- связь биологических или генетических признаков (диатезов) со средовыми факторами (стрессорами), вызывающие депрессию, тревогу (Банщикова Т.Н., Фомина Е.А., Соломонов В.А., Моросанова В.И.) [6, 7];

- обусловленность тактики материнского воспитания «здесь и сейчас», сопряженной насильственными действиями (угрозами, наказаниями, физическим травмированием ребенка), стрессом, тревогой, имеющих место на ранних этапах онтогенетического развития матери (О.О. Бандура, А.В., Усова, М.Д., Ольховский и др.) [1, 8]. Вышеописанные обстоятельства подтверждают концепцию многофакторной природы насилия над ребенком рассматриваемой в работах (E. Benedek, G.A. Bonanno, N.P. Field и др.) [10]. При этом, особый интерес в контексте нашего исследования вызывает, концепция (D.S. Baldwin), психосоциальной обусловленности возникновения антигуманных, жестоких действий матери, согласно которой, источником диатеза выступают хронические стрессовые негативные условия психического развития раннего онтогенеза, серьезные психотравмирующие депрессивные расстройства, сформированных в детстве, способствующих формированию специфического психосоматического типа личности [10].

Исследования Н.В.Вальковой , указывают, что формирование неспецифической психической предрасположенности (диатеза) обусловлено различным сочетанием следующих факторов:

• генетической наследственности, повышающей уязвимость человека к стрессам в целом [4];

• воспитания ребенка в неполной семье, бракоразводный процесс родителей [3];

• психотравмирующие переживаний и нарушений привязанности к родителям в дисфункциональной семье в послеродовой период (с продолжающейся разбалансировкой психофизиологических систем) [9];

• формирования специфического психосоматического типа личности «С» (cancer), основными чертами которого (в различных соотношениях) являются: избегание выражения негативных эмоций, психологическая инфантильность [2, 7].

Решая проблему коррекции тяжелых последствий насилия над ребенком D.S. Baldwin G.A. Bonanno, N.P. Field, приходят к определенным выводам [5]. Воспроизведем некоторые из них: возникшие ранее психотравмирующие ситуации в детские годы у самой матери, которые были вытеснены на неопределенное время из сфер психики личности, в ситуации осуществления насилия над собственным ребенком манифестируют, создавая дистресс; патологические виды психологических защит (вытеснение, отрицания, рационализация и др.), формируют патологический опыт использования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.