Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РЕЛАКСАЦИОННОГО ТРЕНИНГА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СОТРУДНИКОВ СЛЕДСТВЕННОГО ИЗОЛЯТОРА'

ВЛИЯНИЕ РЕЛАКСАЦИОННОГО ТРЕНИНГА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СОТРУДНИКОВ СЛЕДСТВЕННОГО ИЗОЛЯТОРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОТРУДНИКИ / СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР / РЕЛАКЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Проскурякова Лариса Александровна, Губарева Анна Вадимовна, Милетьева Ирина Сергеевна

В статье излагаются результаты научного исследования влияния релаксационного тренинга на психоэмоциональное состояние сотрудников следственного изолятора. Актуальность работы обусловлена спецификой деятельности сотрудников данного типа учреждений. Авторами произведен психологический анализ профессиональной деятельности сотрудника следственного изолятора. Изучены в психологической литературе разработанность понятия «психоэмоциональное состояние», применение психокоррекционных программ для его улучшения. Выборку составили 40 сотрудников следственного изолятора № 2 по г. Новокузнецку. Возрастная группа 21-60 лет; разделены на контрольную (Б) и экспериментальную группы (А). Использованы стандартизированные психологические методики исследования самочувствия, активности, настроения, утомления, астении и стресса. Программа релаксационных упражнений рассчитана на 37 академических часов. Периодичность занятий 3 раза в неделю, в течение 24 дней. В результате входной диагностики в целом по группе преобладал низкий уровень самочувствия и астении, средний - по другим изучаемым показателям. Внедрение тренинга в группе А улучшило самочувствие, активность и настроение, снизило уровень утомления, астении и стресса у сотрудников. К группе Б статистически значимых изменений исследуемых показателей не установлено. Тренинг показал свою эффективность и может быть использован в профессиональной работе психологов следственного изолятора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Проскурякова Лариса Александровна, Губарева Анна Вадимовна, Милетьева Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF RELAXATION TRAINING ON THE PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF THE STAFF OF THE DETENTION CENTER

The article presents the results of a scientific study of the effect of relaxation training on the psycho-emotional state of the staff of the detention center. The relevance of the work is due to the specifics of the activities of employees of this type of institution. The authors carried out a psychological analysis of the professional activity of a pre-trial detention center employee. The development of the concept of "psycho-emotional state", the use of psycho-correction programs to improve it are studied in the psychological literature. The sample consisted of 40 employees of the pre-trial detention center No. 2 in Novokuznetsk. The age group is 21-60 years old; divided into control (B) and experimental groups (A). Standardized psychological methods were used to study well-being, activity, mood, fatigue, asthenia and stress. The program of relaxation exercises is designed for 37 academic hours. The frequency of classes is 3 times a week, for 24 days. As a result of the input diagnosis, a low level of well-being and asthenia prevailed in the group as a whole, an average level - according to other studied indicators. The introduction of training in Group A improved well-being, activity and mood, reduced the level of fatigue, asthenia and stress among employees. There were no statistically significant changes in the studied indicators for group B. The training has shown its effectiveness and can be used in the professional work of psychologists of the pre-trial detention center.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РЕЛАКСАЦИОННОГО ТРЕНИНГА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СОТРУДНИКОВ СЛЕДСТВЕННОГО ИЗОЛЯТОРА»

Психология

УДК 159.9

доктор биологических наук, доцент Проскурякова Лариса Александровна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент Губарева Анна Вадимовна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); доктор технических наук, доцент Милетьева Ирина Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Кемерово)

ВЛИЯНИЕ РЕЛАКСАЦИОННОГО ТРЕНИНГА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СОТРУДНИКОВ

СЛЕДСТВЕННОГО ИЗОЛЯТОРА

Аннотация. В статье излагаются результаты научного исследования влияния релаксационного тренинга на психоэмоциональное состояние сотрудников следственного изолятора. Актуальность работы обусловлена спецификой деятельности сотрудников данного типа учреждений. Авторами произведен психологический анализ профессиональной деятельности сотрудника следственного изолятора. Изучены в психологической литературе разработанность понятия «психоэмоциональное состояние», применение психокоррекционных программ для его улучшения. Выборку составили 40 сотрудников следственного изолятора № 2 по г. Новокузнецку. Возрастная группа 21-60 лет; разделены на контрольную (Б) и экспериментальную группы (А). Использованы стандартизированные психологические методики исследования самочувствия, активности, настроения, утомления, астении и стресса. Программа релаксационных упражнений рассчитана на 37 академических часов. Периодичность занятий 3 раза в неделю, в течение 24 дней. В результате входной диагностики в целом по группе преобладал низкий уровень самочувствия и астении, средний - по другим изучаемым показателям. Внедрение тренинга в группе А улучшило самочувствие, активность и настроение, снизило уровень утомления, астении и стресса у сотрудников. К группе Б статистически значимых изменений исследуемых показателей не установлено. Тренинг показал свою эффективность и может быть использован в профессиональной работе психологов следственного изолятора.

Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, профессиональная деятельность, сотрудники, следственный изолятор, релакционный тренинг.

Annоtation. The article presents the results of a scientific study of the effect of relaxation training on the psycho-emotional state of the staff of the detention center. The relevance of the work is due to the specifics of the activities of employees of this type of institution. The authors carried out a psychological analysis of the professional activity of a pre-trial detention center employee. The development of the concept of "psycho-emotional state", the use of psycho-correction programs to improve it are studied in the psychological literature. The sample consisted of 40 employees of the pre-trial detention center No. 2 in Novokuznetsk. The age group is 21-60 years old; divided into control (B) and experimental groups (A). Standardized psychological methods were used to study well-being, activity, mood, fatigue, asthenia and stress. The program of relaxation exercises is designed for 37 academic hours. The frequency of classes is 3 times a week, for 24 days. As a result of the input diagnosis, a low level of well-being and asthenia prevailed in the group as a whole, an average level - according to other studied indicators. The introduction of training in Group A improved well-being, activity and mood, reduced the level of fatigue, asthenia and stress among employees. There were no statistically significant changes in the studied indicators for group B. The training has shown its effectiveness and can be used in the professional work of psychologists of the pre-trial detention center.

Key words: psycho-emotional state, professional activity, employees, pre-trial detention center, relaxation training.

Введение. Интерес государственных структур и психологии служебной деятельности сотрудников службы исполнения наказаний связан с рядом причин. Во-первых, выделяется особенность рассматриваемой профессиональной сферы -выполнение служебных обязанностей требует от психики служащих развитых когнитивной и эмоционально-волевой сфер. Во-вторых, высокие требования к психике сотрудников службы исполнения наказаний связаны с интенсивным взаимодействием со специфичным контингентом, которое, в свою очередь, может привести к деформации личности и ухудшению психоэмоционального состояния служащих.

Вместе с этим, постоянный процесс развития человеческого общества приводит к усложнению межличностного взаимодействия, новым поведенческим формам, изменению ценностей и особенностей общения [3]. Существующая в настоящее время в Российской Федерации служба исполнения наказаний требует оперативной адаптации деятельности служащих к происходящим в мире изменениям, в частности, к особенностям субъектов криминальной сферы. Работа в государственных учреждениях, деятельность которых связана со служебным характером, не может не отразиться на психоэмоциональном состоянии людей, занятых в данной сфере [5].

Цель: выявить влияние релаксационного тренинга на психоэмоциональное состояние сотрудников следственного изолятора.

Изложение основного материала статьи. Объектом исследования является профессиональная деятельность сотрудников следственного изолятора. Предмет - влияние релаксационного тренинга на психоэмоциональное состояние сотрудников следственного изолятора. Была выдвинута гипотеза о том, что релаксационный тренинг влияет на психоэмоциональное состояние сотрудников следственного изолятора, а именно улучшает показатели самочувствия, активности и настроения, снижает утомление, астению и уровень стресса.

Работа осуществлялась на базе следственного изолятора № 2 по г. Новокузнецку. Выборку составили 40 сотрудников, в возрасте от 21 до 60 лет; случайным методов разделенных по 20 служащих на контрольную (Б) и экспериментальную группы (А). Служебные звания участников исследования варьируются от сержантов до майоров, стаж работы от 1 года до 15 лет, 41 % мужчины. Исследование проводилось в три этапа: входная диагностика психоэмоциональных показателей у сотрудников следственного изолятора, разработка и внедрение релаксационного тренинга, выходная диагностика. Применены следующие методы исследования: анализ теоретической литературы, психодиагностическое тестирование, профессиограмма, эксперимент, метод математико-статистической обработки (t-критерий Стьюдента). Для получения эмпирического материала использован психодиагностический инструментарий: тест «Самочувствие, активность, настроение» (В.А. Доскин, Лаврентьева Н.А., В.Б. Шарай, М.П. Мирошников); опросник «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности (утомление-монотония-пресыщение-стресс)» А.Б. Леонова; шкала «Астеническое

состояние» (Л.Д. Малкова, Т.Г. Чертова); шкала стресса «PSM-25» (Л. Филлон, Л. Лемур, Р. Тисье), адаптация Н.Е. Водопьяновой. Все расчеты проводились в статистическом программном пакете IBM SPSS Statistics Version 22 (лицензия 20160413-1). Различия считали статистически значимыми при p<0,05.

В научной работе для изучения объекта исследования составлена профессиограмма в соответствии с разработанной С.И. Сотниковой структурой. В психологическом анализе профессиональной деятельности сотрудника следственного изолятора изучена общая характеристика профессии, описаны условия и средства труда, и рассмотрены профессионально-важные качества, в которых особое место занимают психоэмоциональные показатели [1].

Психоэмоциональное состояние в психологии рассматривается в категории психических состояний. Это одно из малоизученных в науке частей психики человека. В нашей научной работе для понимания психоэмоционального состояния использовали предложенное А.Н. Певневой определение: сложное многоструктурное явление, характеризующее личность в данный момент; системная реакция на воздействия из внешней среды; уровень психической активности человека и фон протекания психических процессов [4]. Рассматриваем в работе такие виды психоэмоционального состояния, как самочувствие и астению (характеризующие личность в данный момент) активность и настроение (уровень психической активности человека и фон протекания психических процессов), утомление и стресс (как системная реакция на воздействия из внешней среды).

В настоящее время имеются научные исследования, посвященные методам и технологиям управления психоэмоциональным состоянием среди сотрудников системы исполнения наказаний. В процессе анализа доступных литературных источников не обнаружили исследования, направленные на изучение воздействия релаксационного тренинга на психоэмоциональное состояние сотрудников следственного изолятора, что позволяет повторно акцентировать внимание на актуальности нашей научной работы.

Среди зарубежных исследований многие работы посвящены воздействию эмоционального выгорания на психику служащих тюремных учреждений. Большой вклад в изучение этого направления принадлежит Е.Г. Ламберту [6, 7]. Зарубежные исследования к актуальным вопросам в служебной деятельности относят изучение влияния профессиональной среды на эмоциональную и личностную составляющую человеческой жизни.

Отечественные исследования отличаются от западных большей практической направленностью относительно работы психологических служб учреждений ФСИН с персоналом. Вопрос внедрения психологических технологий в систему исполнения наказаний поднимался в Российской практике в начале 2000-х годов [2].

Проведение входной диагностики показало следующие результаты. По тесту В.А. Доскина с соавторами самочувствие (4,75 в группе А и 4,7 в группе Б), активность (4,6 и 4,8 баллов соотвественно) и настроение (в группе А - 4,95, в группе Б - 4,75 баллов) находятся на среднем уровне. По опроснику А.Б. Леонова так же все исследуемые показатели имеют средний уровень: утомление (18,85 и 19,25 баллов в экспериментальной и контрольных группах) и стресс (20,65 в группе А и 19,75 баллов в группе Б). Установлен средний уровень астении по методике Л.Д. Малкова, Т.Г. Чертова «Астеническое состояние» (58,9 в экспериментальной и 57,0 баллов в контрольных группах). Показатели стресса по шкале «PSM-25» так же соответствуют среднему уровню (107,5 в группе А и 111,5 в группе Б). Значимых различий между исходными данными в сравниваемых группах не было выявлено.

На следующем этапе для укрепления и повышения психоэмоционального состояния сотрудников следственного изолятора в группе А был внедрен «Релаксационный тренинг для коррекции психоэмоционального состояния сотрудников уголовно-исполнительной системы», направленный на улучшение самочувствия, активности и настроения, а также снижение интенсивности негативных состояний утомления, астении и стресса.

Занятия проводились в теплом, хорошо освещенном помещении, например, аудитория для проведения лекций и практических занятий, спортивный зал, сенсорная комната, кабинет психологической разгрузки. Во время процесса занятий рекомендовали выключить или перевести в беззвучный режим мобильные устройства. Программа релаксационных упражнений рассчитана на 37 академических часов (1 академический час = 45 минутам), из которых 24 часа отведено на практические занятия и 13 часов - на домашние задания. Занятия составлены с учетом перерыва (5 минут). Периодичность занятий: минимум 3 раза в неделю, в течение 24 дней.

После проведения релаксационного тренинга в группе А возросли показатели самочувствия, активности и настроения (изменение на 1,1, 0,55 и 1,25 соответственно, p<0,05). Для большей части респондентов теперь характерно преобладание чувства комфортности, испытывать бодрость, проявлять активность и инициативность в деятельности, обладать стабильным эмоциональным фоном и проявлять адекватные реакции (таблица 1). Таким образом, проведение релаксационного тренинга способствовало улучшению самочувствия, активности и настроения сотрудников группы А.

Таблица 1

Динамика показателей психоэмоционального состояния в группах исследования

Показатель Математический показатель Экспериментальная Контрольная группа

психоэмоционального группа

состояния

Самочувствие Средняя изменчивость 1,1 -0,15

^критерий 2,789*

Активность Средняя изменчивость 0,55 -0,15

^критерий 2,358*

Настроение Средняя изменчивость 1,25 0,05

^критерий 3,499**

Утомление Средняя изменчивость -1,3 0,45

^критерий 3,535**

Стресс Средняя изменчивость -3,05 0,2

^критерий 4,547**

Астения Средняя изменчивость -2,75 0,2

^критерий -3,42**

Стресс Средняя изменчивость -5 0,25

^критерий -3,273**

*уровень значимости: p < 0,05, ** уровень значимости: p < 0,01

Разность выходной и входной диагностики в группе А состояла в снижении показателей утомления и стресса по методике А.Б. Леоновой (изменение на -1,3 и -3,05 соответственно, (p<0,05), астении (изменение на -2,75, p<0,01) и стресса по методике Л. Филлон (изменение на -5, p<0,05). Следовательно, релаксационный тренинг повлиял на уровень астении, утомления и стресса в экспериментальной группе, а именно привел к ее снижению.

Одновременно, в группе Б выходная диагностика показала тенденцию к снижению самочувствия и активности (изменение на -0,15 и -0,15 соответственно при p<0,05) и повышению настроения (изменение на 0,05, p<0,01), к повышению утомления (изменение на 0,45, p<0,01), стресса по методике А.Б. Леоновой (изменение на 0,2, p<0,01), астении (изменение на 0,45, p<0,01) и стресса по методике Л. Филлона (изменение на 0,25, p<0,01).

Выводы. Проведение данного исследования показало преобладание низкого уровня самочувствия у 50% всех сотрудников следственного изолятора, для 40% сотрудников характерен средний уровень активности и настроения (37% человек) Общий результат утомления и стресса по всей выборке характеризовался средним уровнем развития (82 и 62% служащих соответственно). Для 90% сотрудников выборки характерно наличие низкого уровня астении. Общий результат стресса (по Л. Филлону) указывал на наличие для 50 % сотрудников низкого уровня стресса. Исходно различий между данными в сравниваемых группах не было выявлено.

Разработан и внедрен релаксационный тренинг, имеющих высокую практическую значимость, которая находит себя в профилактике дисфункциональных психоэмоциональных состояний личности сотрудников следственного изолятора путем применения психологических упражнений и техник во время тренинга, а также закрепление полученных знаний и умений для дальнейшего самостоятельного использования сотрудниками с целью регуляции психоэмоционального состояния.

После внедрения тренинга психоэмоциональное состояние сотрудников группы А значимо улучшилось за счет повышения самочувствия (по среднему значению с 4,75 до 5,85 баллов), активности (с 4,6 до 5,15) и настроения (с 4,95 до 6); снижения утомления с 18,85 до 17,55 и стресса с 20,65 до 17,6 баллов (по методике А.Б. Леоновой), астении с 58,9 до 56,15 (по методике А. Д. Малковой), и стресса с 107,5 до 102,5 (по методике Л. Филлона).

В контрольной группе статистически значимых изменений показателей психоэмоционального состояния не выявлено.

Таким образом, разработанный и внедренный тренинг показал свою эффективность и может быть использован в профессиональной работе психологов следственного изолятора для повышения их показателей психоэмоционального состояния, а именно улучшения самочувствия, активности и настроения, снижения утомления, астении и уровня стресса.

Литература:

1. Иванова, С.В. Эмоциональный интеллект как фактор эффективной профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации / С.В. Иванова // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2019. - № 12. - С. 18-24

2. Кокурин, А.В. Обучающие тренинги - эффективная форма профессиональной подготовки практических психологов / А.В. Кокурин // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2004. - № 2. - С. 21-23

3. Лобыкина, А.А. Социально-психологическая адаптация при различном уровне риска дефицита магния / А.А. Лобыкина, Л.А. Проскурякова // Здравоохранение Российской Федерации. - 2022. - Т. 66. - № 1. - С. 47-54. - DOI 10.47470/0044-197X-2022-66-1-47-54. - EDN ISMKIU

4. Певнева, А.Н. Психические состояния личности: практическое руководство / А.Н. Певнева. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2011. - 48 с.

5. Проскурякова, Л.А. Взаимосвязь девиантного поведения с мотивацией обучения подростков / Л.А. Проскурякова, И.В. Поляков // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-2. - С. 275-278

6. Lambert, E.G. Is the job burning me out? An exploratory test of the job characteristics model on the emotional burnout of prison staff / E.G. Lambert, N.L. Hogan, K.C. Dial, S. Jiang M.I. Khondaker. - Text: electronic // Prison Journal. - 2012. - № 92. -P. 3-23

7. Lambert, E.G. The Consequences of Emotional Burnout Among Correctional Staff / E.G. Lambert, S.M. Barton-Bellessa, N.L. Hogan. - Text: electronic // SAGE Open. - 2015. - № 5. - P. 1-15

Психология

УДК 159.9

доктор биологических наук, доцент Проскурякова Лариса Александровна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент Негодяев Антон Андреевич

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент Грякалова Алина Сергеевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ОЦЕНКА ЭМПАТИИ И СТРЕССОУСОЙЧИВОСТИ У СОТРУДНИКОВ САЛОНА КРАСОТЫ

Аннотация. В статье излагаются результаты научного исследования сравнительного анализа эмпатии и стрессоусойчивости у сотрудников салонов красоты разного профиля профессиональной деятельности. Актуальность работы обусловлена изучением профессионально важных качеств у сотрудников в связи с высокой конкурентностью в профессии. Авторами произведен психологический анализ профессиональной деятельности сотрудника салона красоты. Изучены в психологической литературе разработанность понятий «эмпатии» и «стрессоустойчивость». Выборку составили 22 работника салонов красоты Юга Кузбасса. Парикмахеры - 22 человека, администраторы - 18 человек, в возрасте от 28 до 57 лет. Использованы стандартизированные психологические методики исследования эмпатии и стрессоустойчивости. В результате установлено, что администраторам, в сравнении с парикмахерами, свойственен высокий уровень стрессоустойчивости и заниженный уровень эмпатии. Они способны быстро справляться с трудностями, в сложных ситуациях сохранять спокойствие, четко определять цели, легко находить нужное решение. Парикмахеры имеют средний уровень данных показателей. Они чувствительны к настроению клиента, используют защитный механизм при сильных стрессовых ситуациях, который включается при неблагоприятных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.