ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ БЕЗРАБОТНЫХ В ПРОЦЕССЕ ВТОРИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
С.А. Петунова, Е.Л. Николаев
Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова,
Чебоксары
Издержки безработицы и неполной занятости носят не только экономический, но и социальный, а также психологический характер [1, 3, 11]. Утрата привычного статуса, длительное пребывание в ситуации безработицы негативно сказывается на самооценке личности, ее благополучии, сопровождается ростом тревожной симптоматики, приводит к появлению признаков депрессии, свидетельствуя о нарастании признаков психической дезадаптации и снижении уровня психологического здоровья личности [4, 5, 12, 13].
Не имея возможности найти работу по специальности, многие безработные готовы сменить свою прежнюю профессию на иную, более соответствующую требованиям современного рынка труда, что отражает одну из эффективных стратегий копинг-поведения [6]. В связи с этим одним из направлений построения эффективной политики занятости является переподготовка безработных граждан, представляющая собой их вторичную профессионализацию [2, 9].
Процесс вторичной профессионализации в зрелом возрасте и в ситуации потери работы имеет ряд существенных обще- и социально-психологических отличий от первичной профессионализации студентов. Профессиональная переподготовка выполняет не только социальную и образовательную функции, но и функцию психологической защиты. Основная трудность вторичной профессионализации состоит в том, что субъект переобучения уже обладает профессиональным самосознанием, а также часто имеет профессиональный опыт. Учебная деятельность здесь выступает как средство достижения определенных целей, но в процессе ее освоения может стать привлекательной сама по себе [9].
С целью изучения факторов, определяющих актуальное психоэмоциональное состояние безработных и занятых граждан в связи с их вторичной профессионализацией, нами был проведен анализ самооценки личности испытуемых, уровня тревожности и социальной фрустрированности.
В исследовании приняло участие 206 безработных и занятых граждан. Из них 126 безработных, зарегистрированных в центрах занятости г. Чебоксары и проходивших на момент исследования профессиональную переподготовку в учреждении дополнительного профессионального образования, и 80 человек, занимающихся постоянной профессиональной деятельностью, проходящих профессиональную переподготовку в высшем учебном заведении с целью соответствия квалификационным требованиям. В работе использован ряд методик, выбор которых был обусловлен логикой исследования, доступностью и возможностью использования в разных возрастных группах:
1. Экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации по В.В. Бойко.
2. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси.
3. Шкала реактивной и личностной тревожности
Ч.Д. Спилбергера в модификации Ю.Л. Ханина.
Результаты, полученные в ходе проведения методики "Экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации" В.В. Бойко показали, что занятые граждане, проходящие профессиональную переподготовку, менее фрустрированы, чем безработные, о чем свидетельствует наибольшее число испытуемых, имеющих низкий уровень фрустрированности (85 %).
Результаты оценки уровня тревожности свидетельствуют, что 58,7 % безработных на момент исследования находились в состоянии актуальной тревоги, т.е. испытывали кратковременное, но очень существенное нарушение эмоционального равновесия, снижение работоспособности; 59,5 % безработных имели средний уровень личностной тревожности. У 26,9 % безработных отмечался высокий уровень личностной тревожности, т.е. высокая эмоциональная чувствительность сочеталась с повы-
шенной ранимостью и обидчивостью, что значительно затрудняет общение и достижение целей в жизни.
Выявлены некоторые различия в показателях по подшкале личностной тревожности в группах с высшим и средним профессиональным образованием. Безработных с высшим образованием мы склонны относить к категории наиболее тревожных личностей, т.е. предрасположенных воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности, особенно в ситуациях, касающихся оценки их компетенции и престижа.
Результаты исследования занятых граждан свидетельствуют о том, что большая их часть (86,2 %) испытывает низкий уровень актуальной (ситуативной) тревоги, что связано с невысокой значимостью происходящего вокруг, достаточной уверенностью в себе, внутренней расслабленностью. Люди находятся в состоянии достаточной адаптированности к окружающей обстановке. Большая часть занятых граждан (96,2 %) имеет также низкий и средний уровень личностной тревожности. При этом они чувствуют себя достаточно комфортно, их эмоциональное равновесие сохранено.
Заметны существенные различия в самооценке безработных и занятых граждан, проходящих на момент исследования профессиональную переподготовку. 55 % занятых граждан имеют оптимальную, адекватную самооценку, тогда как у 47,6 % безработных отмечается неадекватно высокий уровень самооценки. Испытуемые контрольной группы в отличие от испытуемых экспериментальной группы правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относятся к себе, стремятся реально смотреть на свои неудачи и успехи, стараются ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. Высокую самооценку можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности.
Состояние фрустрированности, выявленное у безработных и обусловленное невозможностью удовлетворения потребностей в жизни, возможно, имеет материальный характер и мотивирует их проходить профессиональную переподготовку с целью найти высокооплачиваемую работу (мотив внешнего характера), так как
безработица снижает уровень и качество жизни, ставя человека в более сложное финансовое положение, чем до потери работы. Кроме того, безработные, находящиеся в состоянии фрустраци-онной напряженности, испытывают трудности с самооценкой, с определением себя как целеустремленной личности. Нежелание раскрыть свои способности, самореализоваться во время учебного процесса обусловлено этим же состоянием. Безработные склонны к неадекватному завышению своей самооценки, отсюда и неадекватная интерпретация приобретенного опыта и неадекватные ожидания относительно самого себя и других людей.
С учетом высокой фрустрационной напряженности в психоэмоциональном состоянии безработных, психологам центров занятости рекомендуется в работе с нетрудоустроенными гражданами способствовать переоценке ими прошлого жизненного и профессионального опыта, акцентировать внимание на позитивных моментах жизни (конкретных удачных ситуациях) и на имеющихся эффективных сторонах личности безработных. Особое внимание необходимо уделять развитию стрессоустой-чивости и жизнестойкости - качеств, позволяющих переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки [7, 8, 10].
Литература
1. Владимиров К. О. Особенности механизмов психологической защиты у безработных женщин в период экономического кризиса // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 129-133.
2. Городецкая И.М. Ценностно-мотивационные проявления личности безработных в процессе их вторичной профессионализации: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05: Казань, 1999. 260 с.
3. Зайцева В.Б. Психологический аспект дезадаптации безработных // Вестник Санкт-Петерб. ун-та МВД России. 2009. № 1. С. 181-189.
4. Николаев Е.Л. О психологическом подходе к оценке психического здоровья населения // Соц. и клин. психиатрия. 2006. Т. 16, № 3. С. 38-45.
5. Николаев Е. Л. Современные направления исследования пограничных психических расстройств // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2007. № 3. С. 8-49.
6. Николаев Е.Л., Суслова Е.С., Александров Д. В. Клинико-
психологический дискурс исследований здоровья // Вестник Чуваш. ун-та. 2010. № 4. С. 164-170.
7. Потапов О.В., Ульянов И.Г. Клинико-антропологический подход к психотерапии психических расстройств у шахтеров, потерявших работу // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2009. № 2. С. 85-88.
8. Суслова Е.С., Николаев Е.Л. Психологические механизмы совла-дания при дезадаптации личности: культуральный аспект // Вестник Чуваш. ун-та. 2006. № 1. С. 281-288.
9. Траилина Л.П., Траилин Г.П. Психологические аспекты вторичной профессионализации личности // Ежегодник Рос. психол. о-ва. Психология и практика. Т. 4 . Ярославль, 1998. Вып. 1. С. 122.
10. Chen L., Li W., He J., Wu L., Yan Z., Tang W. Mental health, duration of unemployment, and coping strategy: a cross-sectional study of unemployed migrant workers in eastern china during the economic crisis // BMC Public Health. 2012. Vol. 12, N 1. P. 597.
11. Petunova S.A., Nikolaev E.L. Mental health risks in unemployed residents of Chuvashia // Psychiatry for a changing world: XIV National Congress of the Serbian Psychiatric Association and III Congress for Eastern Europe and the Balkans. Belgrade, 2012. P. 147.
12. Rosenthal L., Carroll-ScottA., Earnshaw V.A., Santilli A., Ickovics J.R. The importance of full-time work for urban adults' mental and physical health // Soc. Sci. Med. 2012. Vol. 75, N 9. P. 1692-1696.
13. Strandh M., Hammarstrom A., Nilsson K., NordenmarkM., Russel H. Unemployment, gender and mental health: the role of the gender regime // Sociol. Health Illn. 2012. Sep. 26.