Научная статья на тему 'Оценка экономической устойчивости грузовой транспортной компании'

Оценка экономической устойчивости грузовой транспортной компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
518
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ / ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC SUSTAINABILITY / ASSESSMENT OF FINANCIAL SUSTAINABILITY / TECHNO-ECONOMICSUSTAINABILITY / HUMAN RECOURCES POLICIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожевников Руслан Александрович, Глыва Анна Валерьевна

В статье рассмотрена экономическая устойчивость как научная категория, показатели оценки финансовой устойчивости предприятия, технико-экономическая составляющая экономической устойчивости, оценка экономической устойчивости по критерию персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines economic sustainability as a scientific category, indicators for assessing the financial sustainability of an enterprise, techno-economic components of economic sustainability, and an assessment of economic sustainability by staff criteria.

Текст научной работы на тему «Оценка экономической устойчивости грузовой транспортной компании»

МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ И ФИНАНСАМИ

Р.А.Кожевников

А.В.Глыва

УДК: 33:656.225 DOI: 10.24411/2071-6435-2019-10074

Оценка экономической устойчивости грузовой транспортной компании

В статье рассмотрена экономическая устойчивость как научная категория, показатели оценки финансовой устойчивости предприятия, технико-экономическая составляющая экономической устойчивости, оценка экономической устойчивости по критерию персонала.

Ключевые слова: экономическая устойчивость, оценка финансовой устойчивости, технико-экономическая устойчивость, кадровая политика

На современном этапе экономического развития одним из важнейших условий деятельности любого хозяйствующего субъекта является экономическая устойчивость, на которой базируется его развитие и стабильное положение на рынке транспортных услуг.

Экономическая устойчивость является научной категорией, в которой комплексно отражаются сложные процессы и явления, охватывающие все сферы функционирования предприятия, что определяет различные подходы к характеристике его деятельности, зачастую различные по содержанию и методам оценки.

В совокупности дефиниций научных подходов этого понятия можно выделить следующие.

Первый основан на взаимосвязи экономической устойчивости и условий хозяйственной среды функционирования предприятия, состоящей из комплекса взаимозависимых внутренних и внешних факторов. Большинство авторов в рамках данного подхода рассматривают понятие экономической устойчивости либо как возможность предприятия адаптироваться к условиям хозяйствования с учетом изменения внутренней и внешней среды, либо как свойство сохранять имеющееся состояние его стабильного функционирования.

Второй подход к определению рассматриваемой категории базируется на связи экономической устойчивости с экономическим равновесием, стабильностью и надежностью финансово-хозяйственной деятельности.

Третий метод основан на том, что в практике хозяйственной деятельности категория экономической

© Р. А. Кожевников, 2019, © А.В.Глыва

устойчивости предприятия рассматривается как синтез качественных и количественных характеристик производительных сил, социально-экономических отношений и их эффективного использования в условиях функционирования и развития предприятия. Применение данного подхода, как правило, рационально только с позиций увязки экономической устойчивости с определенным состоянием экономического развития. При этом взаимосвязь этих категорий более сложная, чем только причинно-следственная связь, поскольку на формирование каждой из них значительное воздействие оказывают инновационные факторы.

В настоящее время имеется весьма полное научно-методическое обеспечение в части анализа результатов хозяйственной деятельности предприятия. Применительно к оценке состояния экономической устойчивости конкретизация методического подхода должна ориентироваться на показатели, агрегировано отражающие отдельные функциональные составляющие и близкие по своему содержанию к универсальным индикаторам деятельности предприятия, имеющим пороговые значения.

Среди множества показателей, применяемых для оценки финансовой устойчивости предприятия, наиболее распространенными являются коэффициенты:

— абсолютной ликвидности;

— текущей ликвидности;

— общей ликвидности;

— автономии, показывающий долю собственных средств в валюте баланса (коэффициент финансовой независимости);

— обеспеченности оборотных активов собственными источниками оборотных средств, показывающих долю оборотных активов, формируемых за счет собственных источников оборотных средств;

— обеспеченности запасов и затрат собственными источниками, показывает степень покрытия запасов и затрат собственными источниками оборотных средств.

В качестве оценочных критериев могут быть использованы значения показателей сопоставимых компаний, среднеотраслевые значения, значения, рекомендуемые центральными органами управления.

Рассмотрим некоторые показатели экономической устойчивости грузовой железнодорожной компании АО «ФГК».

Таблица 1

Оценка ликвидности и платежеспособности АО «ФГК»

Наименование показателей 2016 2017 Рекомендуемые значения

Коэффициент абсолютной ликвидности 0,4 0,23 0,2-0,5

Коэффициент быстрой ликвидности 1,5 0,87 0,5-1,0

Коэффициент текущей ликвидности 1,9 1,26 Ко. л. > 1

Коэффициент автономии (коэффициент финансовой независимости) 0,9 0,77 Ка * 0,5

За анализируемый период экономическое положение АО «ФГК» следует признать ликвидным и платежеспособным, так как все представленные коэффициенты находятся в пределах рекомендуемых значений. В частности, коэффициент абсолютной ликвидности подтверждает, что третья часть краткосрочной задолженности организации может быть погашена в ближайшее время за счет денежных средств и их эквивалентов. При этом организация в состоянии обеспечить полное погашение имеющейся у него краткосрочной задолженности за счет оборотных средств. Состояние текущей ликвидности вполне удовлетворительно, поскольку коэффициент текущей ликвидности за 2017 год равен 1,26, что значительно превышает рекомендованные значения. Коэффициент автономии показывает, что основная часть активов организации образована за счет собственного капитала, а следовательно, зависимость организации от заемных источников кредитных средств незначительна.

Важнейшей характеристикой стабильного положения хозяйствующего субъекта выступает ее финансовая устойчивость. Она характеризует стабильность экономической среды, в которой функционирует предприятие, а также результаты его деятельности.

Исходное условие этой оценки заключается в том, что перманентный капитал (сумма собственного капитала и резервов, приравненных к собственным пассивам и долгосрочной кредиторской задолженности) должен быть не меньше суммы внеоборотных активов, запасов, затрат и убытков:

Б + Z + У <ИС + КТ, где

Б — сумма внеоборотных активов, рублей;

Ъ — сумма затрат и убытков, рублей;

У—стоимость запасов предприятия, рублей;

ИС— сумма собственного капитала и резервов, приравненных к собственным пассивам, рублей;

КТ— долгосрочная кредиторская задолженность, рублей.

При этом выделяется два основные направления оценки финансовой устойчивости: по степени покрытия запасов и затрат источниками средств и по степени покрытия внеоборотных активов источниками средств. Наиболее общим показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, рассчитываемый как разница между величинами источников и запасов и затрат. В зависимости от степени покрытия можно выделить три показателя:

• наличие собственных источников Ес= Ис — ¥— У ;

♦ наличие собственных и долгосрочных заемных источников

ЕТ = ИС - Б - У + Кт;

♦ наличие общих источников ЕТ = ИС — Б — У + Кт + К1.

Этим трем показателям соответстветствуют три показателя обеспеченности запасов и затрат:

♦ излишек или недостаток собственных источников формирования запасов и затрат ± Ес = Ес — 2;

♦ излишек или недостаток собственных и долгосрочных источников формирования запасов и затрат ± Ет = Ет — 2;

♦ излишек или недостаток общей величины источников формирования запасов и затрат ± Е0 = Е0 — 2.

С помощью этих величин определяется трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации:

5Я = {$1(±ЕС), 52(±ЕТ)^з(±ЕО), где 5,- = 1, если ±

ЕС(т,о) > 0;0, если ЕС(Т,О) < 0.

На основании этих расчетов можно выделить 4 типа финансовой устойчивости:

— абсолютная устойчивость 8 = (1,1,1);

— нормальная устойчивость 8 = (0,1,1);

— неустойчивое финансовое состояние 8 = (0,0,1);

— кризисное финансовое состояние 8 = (0,0,0).

Характеристика финансовой устойчивости компании приведена в таблице 2.

Таблица 2

Оценка с зинансовой устойчивости

№ Показатель Условные обозначения тыс. рублей

2017 2016

1 Источники собственных средств ИС 85 133 704 79081440

2 Внеоборотные активы F 95570811 74 091 539

3 Убытки У 11 173465 5365822

4 Наличие собственных источников оборотных средств ЕС -21 610572 -375921

5 Долгосрочные пассивы К1 6427124 0

6 Наличие собственных и долгосрочных заемных источников ЕТ -15 183448 -375921

7 Краткосрочные кредиты и займы К' 1623639 0

8 Общая величина источников ЕО -13 559 809 -375921

9 Общая величина запасов и затрат г 4173872 3895530

10 Излишек/недостаток собственных источников оборотных средств ± ЕС -25784444 -4 271451

Излишек/недостаток соб-

11 ственных и долгосрочных источников оборотных средств ± ЕТ -19 357320 -4 271451

12 Излишек/недостаток основных источников запасов и затрат ± ЕО -17 733681 -4 271451

Произведенные расчеты позволяют констатировать проблемное состояние финансовой устойчивости компании и необходимость принятия дополнительных мер по ее стабилизации.

Для характеристики финансового состояния весьма важна оценка уровня рентабельности, на базе которой можно прогнозировать долгосрочное финансовое благополучие и стабильность предприятия, то есть способность предприятия обеспечить ожидаемую норму прибыли в достаточно длительной перспективе. Для кредиторов и инвесторов, вкладывающих денежные средства в предприятие, показатели рентабельности являются основным индикатором, который гарантирует получение требуемой нормы прибыли, базирующимся на финансовой устойчивости организации и ликвидности отдельных статей баланса (таблица 3).

Таблица 3

Оценка рентабельности деятельности компании

Наименование показателя Единицы измерения 2016 2017

Выручка тыс. рублей 73240018 100766400

Валовая прибыль тыс. рублей 4052731 22070800

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) тыс. рублей 5759158 16 123100

Рентабельность продукции (продаж) % 6,0 6,3

Технико-экономическая составляющая экономической устойчивости компании характеризуется техническим состоянием и движением основных производственных фондов. АО «ФГК» является крупнейшим оператором на рынке грузовых железнодорожным перевозок. Ее вагонный парк насчитывает 132,6 тыс. единиц подвижного состава. Наибольшую долю в его структуре занимают полувагоны — 71%, крытые вагоны — 10%, универсальные платформы — 7%, цистерны — 12%. Для оценки технико-экономической составляющей рас-

считывается ряд показателей и коэффициентов:

а) показатели движения:

• коэффициент ввода (поступления);

• коэффициент обновления;

• коэффициент выбытия;

• коэффициент ликвидации;

• коэффициент расширения.

б) показатели технического состояния:

• коэффициент износа;

• коэффициент годности;

• коэффициент замены.

в) показатели эффективности:

• фондоотдача;

• фондоемкость.

Показатели движения и использования основных фондов различаются как по стадиям развития систем, так и по техническим этапам (укладам). На стадии развития максимального значения достигают коэффициенты ввода, годности, расширения, фондоотдачи, сменности. Для стадии зрелости характерен рост коэффициентов обновления, износа, выбытия, замены, ликвидации, принимающих максимальное значение на стадии старости системы. С учетом разнонаправленного характера проведения частных оценок представляется целесообразным выбрать наиболее обобщающий показатель, например, коэффициент износа, который хотя и не даст полного представления о состоянии основных средств на предприятии, однако явится индикатором экономической устойчивости предприятия по этому критерию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К _сумма начисленного износа основных средств изн_ первоначальная стоимость основных средств

В качестве пороговых можно принять следующие значения данного коэффициента с назначением классов, соответствующих стадии развития систем: (таблица 4).

Таблица 4

Класс состояния ОС Степень износа ОС

1 2

Оживление от 0% до 25% — незначительный износ

Подъем от 25% до 50% — средний износ

Депрессия от 50% до 75% — сильный износ

Кризис от 75% до 100%.— критический износ

Динамика износа вагонов компании за последние годы положительна. Значение этого показателя за 2017 год составил 40,8%.

АО «ФГК» проводит активную политику по обновлению подвижного состава, исключая коммерчески невостребованные вагоны с устаревшими технико-экономическими показателями и истекшим сроком службы, приобретая в значительных масштабах новые вагоны, в том числе инновационные, что позволяет снизить средний возраст вагонного парка в два раза.

Источниками информации для оценки экономической безопасности по критерию персонала служат статистическая отчетность, данные табельного учета и отдела кадров. К наиболее значимым среди множества показателей, используемых для оценки трудовых ресурсов, являются:

• степень обеспеченности предприятия персоналом, определяемая отношением фактической среднесписочной численности персонала, распределенного по категориям и профессиям, к плановой численности;

• характеристика качественного состава кадров по уровню их квалификации;

• рентабельность персонала (в динамике), которая определяется отношением чистой прибыли к среднесписочной численности персонала.

Списочная численность персонала составляет 1803 человека, из которых 60% специалисты, 19,5% руководители, что соответствует характеру производственной деятельности компании.

Анализ рентабельности персонала АО «ФГК» показывает, что в 2017 году. прибыль на одного работника составила 8 942,37 тыс. рублей, что почти в три раза выше результата за 2016 год(3 213,82 тыс. рублей).

К наиболее сильным сторонам в обеспечении экономической устойчивости можно отнести финансовую устойчивость, платежеспособность и кадровую политику. Проведенный анализ дает основание считать компанию АО «ФГК» отвечающей важнейшим условиям экономической устойчивости хозяйствующего субъекта. Данную структуру можно признать ликвидной и платежеспособной. Вместе с тем необходимо отметить некоторое проблемное состояние финансовой устойчивости, что требует принятия дополнительных мер по ее стабилизации.

Литература

1. Бухвальд Е.М., Иванов О. Б. Транспорт и решение задач транспортной интеграции российской экономики // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2016. № 1. С. 7-24

2. Дедова И.Н., Кожевников Г. И., Глыва А. В. Заемный капитал как финансовый потенциал транспортной компании // III Международной научно-практической конференции «Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность». Сб. науч. тр. М: РУТ (МИИТ), 2018. С. 122-125

3. Межох З.П., Глыва А. В. Внутренний аудит как инструмент экономиче-

ской безопасности транспортной компании // III Международной научно-практической конференции «Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность». Сб. науч. тр. М: РУТ (МИИТ), 2018. С. 214-221

4. Кожевников Р.А., Бахарев Е. В., Шиповская Н. И., Кожевников Г. И. Экономическое обоснование проектного управления инвестиционной деятельностью на железнодорожном транспорте. М.: Известия, 2018. 140с.

5. Кожевников Р.А., Соколов Ю. И. Основы системы управления финансовыми рисками хозяйствующего субъекта // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, науки, технологии. 2017. № 4-5. С. 163-168.

6. Chistik O.F., Nosov V. V., Tsypin A. P., IvanovO. B., PermyakovaT. V. Research Indicators of Railway transport Activity in Time Series. International Journal of Economic Perspectives. 2016. Vol. 10. № 3.C. 57-65.

References

1. Bukhvald E.M., Ivanov O. B. Transport and solving problems of transport integration of the Russian economy. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2016, no. 1, pp.7-24 (in Russian).

2. DedovaI.N., Kozhevnikov G. I., Glyva A. V. Zaemnyi capital kak finanso-viy potencial transportnoy kompanii [Borrowed capital as a potential transport company]. III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii "Vklad transporta v nacionalnuu economicheskuu bezopasnost'" [III International Scientific and Practical Conference "The contribution of transport to national economic security"], Moscow, pp.122-125 (in Russian).

3. Mezhokh Z.P., Glyva A. V. Vnutrenniy audit kak instrument economicheskoy bezopasnosty transportnoy kompanii [Internal audit as a tool of economic security of a transport company]. IIIMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii "Vklad transporta v nacionalnuu economicheskuu bezopasnost'" [III International Scientific and Practical Conference "The contribution of transport to national economic security"], Moscow, pp.214-221 (in Russian).

4. Kozhevnikov R.A., Bakharev E. V., Shipovskaya N. I., Kozhevnikov G. I. Eco-nomicheskoe obosnovanieproektnogo upravleniya investicionnoi deyatelnostiu na zheleznodorozhnom transporte [The economic rationale for project management of investment activities in railway transport], M.: Izvestia, 2018, p.140 (in Russian).

5. Kozhevnikov R.A., Sokolov Yu. I. Fundamentals of the financial risk management system of an economic entity. Competitiveness in the global world: economics, science, technology, 2017, no. 4-5, pp.163-168 (in Russian).

6. Chistik O.F., Nosov V. V., Tsypin A. P., Ivanov O. B., Permyakova T. V. Research Indicators of Railway transport Activity in Time Series. International Journal of Economic Perspectives, 2016, vol. 10, no. 3, pp. 57-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.