Научная статья на тему 'Оценка экономической и налоговой эффективности проекта игорная зона «Приморье»'

Оценка экономической и налоговой эффективности проекта игорная зона «Приморье» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС / ИГОРНАЯ ЗОНА / НАЛОГОВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / GAMBLING TAX / GAMING ZONE / TAX EFFICIENCY / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пенькова С.Ю., Петечел Т.А.

В статье рассматриваются особенности налогообложения игорного бизнеса в зарубежной и российской практиках, анализируется эффективность работы действующих российских игорных зон, дается оценка инвестиций и прогноз налоговых поступлений от игорной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE ECONOMIC AND TAX EFFICIENCY OF THE PROJECT OF GAMBLING ZONE "PRIMORYE"

The article considers the taxation of a gambling business in foreign and Russian practice, examines the effectiveness of the current Russian gambling zones, assesses the investment in the Primorsky region and gives a forecast of tax revenues from gambling activities.

Текст научной работы на тему «Оценка экономической и налоговой эффективности проекта игорная зона «Приморье»»

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 1 (43) ■ Часть 1 ■ Январь

Commercial Mortgage Backed Securities are less subject to prepayment risk, as commercial mortgages are usually mounted on a certain date.

4. ABS in the narrow sense of the word - are securities backed by auto loans and Small and Medium Enterprises Loans (SMEs).

In Europe segment of securities backed by SMEs loans are greatly supported by public policies in countries such as Spain and Germany.

This segment of securitization market is very relevant for Russia as well as refinancing of small and medium-sized businesses is vital to the economy of any country in the period of macroeconomic instability.

Therefore, Russia needs to develop special government programs to encourage the issue of securities backed by SMEs loans.

Securitization of SME loans allows us to supplement the existing direct lending by the two-level scheme and it has the following advantages:

- Allows to turn illiquid portfolio of loans for small and medium-sized businesses in the bank's balance sheet into liquid securities with a high rating, with low-risk that fulfill the criteria to be included in the Lombard List of the Central Bank of the Russian Federation;

- Allows to bring in SME lending investors' funds, not related with SMEs and with lending in general (pension funds, insurance companies, management companies of mutual funds and private investment);

- Allows partner banks to release capital through the sale of the loan portfolio to SPV - issuer of covered bonds, whereby the bank may increase the volume of lending to SMEs.

Thus, it is necessary to develop standards for lending of small and medium-sized businesses in Russia. These standards will help banks to form portfolios of homogeneous loans for subsequent securitization, make loans cheaper and attract longterm money.

References

1. Official site of National Bureau of Credit History //www.nbki.ru

2. Official Site AHML // www.ahml.ru

3. Baer Kh.P. Asset Securitization: securitization of financial assets - innovative technology financing banks / Translation from German. M.: Wolters Kluwer. - 2007. - P. 624.

4. Kharitonchik A.I. Synthetic securitization as an innovative method of credit risk management // Problems and prospects of Economics and Management: materials of the International Scientific Conference (St. Petersburg, April 2012 г.). -SPb.: Renome. - 2012. - P. 115-117.

5. Kozak S., Teplova O. Securitization as a tool of liquidity and stability management in financial institutions in the period of crisis: the case of Germany and Russia // Scientiarum Polonorum ACTA, Oeconomia 9 (3) 2010. -P. 181-195.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.43.038 Пенькова С.Ю.1, Петечел Т.А.2

:ORCID: 0000-0002-9118-951X, студент, 2кандидат экономических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И НАЛОГОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА ИГОРНАЯ ЗОНА

«ПРИМОРЬЕ»

Аннотация

В статье рассматриваются особенности налогообложения игорного бизнеса в зарубежной и российской практиках, анализируется эффективность работы действующих российских игорных зон, дается оценка инвестиций и прогноз налоговых поступлений от игорной деятельности.

Ключевые слова: налог на игорный бизнес, игорная зона, налоговая эффективность, инвестиции.

Penkova S.Yu.1, Petechel T.A.2

:ORCID: 0000-0002-9118-951X, student, 2PhD in Economics, Associate Professor, Far Eastern Federal University ASSESSMENT OF THE ECONOMIC AND TAX EFFICIENCY OF THE PROJECT OF GAMBLING ZONE

"PRIMORYE"

Abstract

The article considers the taxation of a gambling business in foreign and Russian practice, examines the effectiveness of the current Russian gambling zones, assesses the investment in the Primorsky region and gives a forecast of tax revenues from gambling activities.

Keywords: gambling tax, gaming zone, tax efficiency, investments.

В исторической перспективе развития Советского Союза и России особое внимание концентрировалось на Дальневосточном регионе, который сегодня объявлен «национальным приоритетом на весь XXI век» по причине его выгодного экономико-географического положения и возможности успешной реализации таких общегосударственных функций как оборонная, сырьевая, транспортно- транзитная и другие [1].

Таким образом конкурентными преимуществами Приморского края являются [2]:

1) близость расположения к экономически-развитым центрам АТР, а также повышающийся интерес ведущих российских компаний к деятельности за рубежом. Население в радиусе 1000 км от Владивостока, административного центра, составляет около 410 млн. человек, в том числе 300 млн. человек экономически активного населения. Так, Владивосток имеет статус единственного города в стране со столько серьезным ресурсным окружением;

64

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 1 (43) ■ Часть 1 ■ Январь

2) наличие современной инфраструктуры, ключевые объекты которой в энергетике, транспортной сфере и коммунальном хозяйстве были возведены в период подготовки к Саммиту АТЭС-2012;

3) формирование международного транспортного коридора, а также Дальневосточного мультимодального транспортно-логистического узла(хаба) на базе Международного аэропорта Владивостока;

4) наличие Дальневосточного федерального университета, уникального инновационного научно-образовательного комплекса, призванного обеспечивать регион высококвалифицированными кадрами, развивать инновационную экономику Приморья и Российской Федерации, а также сотрудничество со странами АТР.

5) функционирование современных институтов развития: «Агентство по привлечению инвестиций в Приморский край», открыто представительство федерального Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов.

Привлекательность Приморского края для ведения бизнеса подтверждается пятикратным ростом иностранных инвестиций в 2012 году, увеличением в структуре инвестиций доли частного капитала на 14% (Рис.1).

Рис. 1 - Динамика инвестиций в основной капитал в Приморском крае

Источник: Инвестиционный портал Приморского края [Электронный ресурс] URL: http://invest.primorsky.ru (дата обращения: 09.10.2015).

Также данная тенденция характеризуется расширением числа партнеров внешнеэкономической деятельности Приморья до 106 стран. Важнейшими инвесторами являются Япония (68,4%), Германия (25,7%), Китай (1,8%), Республика Корея (1,4%) (Рис.2).

Рис. 2 - Страновая структура иностранных инвестиций в Приморский край

Источник: Инвестиционный портал Приморского края [Электронный ресурс] URL: http://invest.primorsky.ru (дата обращения: 09.10.2015).

Не смотря на положительные тенденции роста инвестиционной привлекательности края, дальнейшее развитие территории осложняется растущей конкуренцией с другими странами АТР. Для решения данной проблемы было предложено создать совершенно новый проект, открывающий значительные возможности для Дальнего Востока, а главное- приносящего существенный поступления в бюджет. Так, одним из ведущих проектов стало открытие 08 октября 2015г. интегрированной игорной зоны «Приморье» [3].

Решение было принято после анализа уже имеющегося опыта в России и за рубежом. Аналогичный опыт внедрения игорных зон имеется и большинстве ведущих зарубежных стран, таких как США (Лас-Вегас), Китай (Макао), Сингапур, Монте-Карло, Франция и т.д. Зарубежный опыт показал, что такая экономическая мера имеет значительный фискальный эффект и высокую налогоотдачу вследствие повышенных налоговых ставок (Рис. 3).

65

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 1 (43) ■ Часть 1 ■ Январь

Рис. 3 - Динамика поступлений налога на игорный бизнес в странах-лидерах по развитию игорного бизнеса

Источник: Министерство финансов [Ministry of Finance of USA, China, Singapore] [Электронный ресурс] (дата обращения: 10.10.2015).

При этом вариативность налоговых ставок на единицу игорного значительна: от 40 до 360 долларов за игровой автомат, от 1565 до 5550 долларов за игровой стол. В некоторых странах установлены адвалорные ставки 50% - в Египте; 35% - в Макао; 33% - в Голландии; 45% - в Польше; от 45 до 55 % в зависимости от дохода игорного заведения - в Дании. Самая высокая ставка налога на игорный бизнес зафиксирована в Германии- более 80% зачисляется в бюджет государства. В остальных странах, налог на игорный бизнес не превышает 50% барьер, в том числе сумма налога распределяется по нормативу между государственным бюджетом, игорным фондом, фондом туризма/инвестиций/социального страхования. Таким образом, через налоги перераспределяется от 30 до 50% доходов от игорного бизнеса в зависимости от политики государства [4].

Проведя ретроспективный анализ налоговых доходов в части формирования государственного бюджета стран-лидеров в области игорного бизнеса, можно сделать вывод, что налог на игорный бизнес занимает значительную часть в бюджете стран, а также имеет тенденцию роста на протяжении последних десятков лет.

Согласно соответствующему закону, с 2006г. в России создано 4 игровые зоны в Краснодарском, Алтайском краях, в Калининградской области и в Приморье. Говоря о налоговой эффективности, оценить налоговые поступления можно только по игорной зоне Азов-Сити, функционирующей практически с момента принятия закона, с 2007г [3]. Не смотря на то, что налоговые поступления несколько снизились с момента её открытия, всё еще возможно говорить о существенном налогов эффекте (Рис. 4).

Рис. 4 - Динамика поступлений налога на игорный бизнес от ИЗ «Азов-Сити», 2007-2014гг.

Источник: Статистика и аналитика ФНС РФ [Электронный ресурс] URL: https://www.nalog.ru/rn23/ (дата обращения: 15.10.2015).

Принимая во внимание зарубежный и российский опыт, многие специалисты подтверждают, что уникальная экосистема Приморского края, его экономико-географическое положение делают игорную зону «Приморье» наиболее привлекательным проектом с точки зрения инвестиций. Проект реализуется с привлечением соинвесторов за счёт внебюджетных источников. Интерес к проекту уже проявили российские и иностранные инвесторы из Китая, США, Австрии и Японии (Рис. 5).

66

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 1 (43) ■ Часть 1 ■ Январь

225 ООО 000; 12%

920 000 000; 50%

■ Гонконг, Тайвань (ООО «Джи 1 Интертейнменг»)

■ Камбоджа (NagaCorpLtd)

■ США (ООО «Даймонд Форчун Холдинге Прим»)

■ РФ-г.Казань (ООО «Роял Тайм»)

Рис. 5 - Страновая структура иностранных инвестиций в ИЗ «Приморье»

Источник: Инвестиционный портал Приморского края [Электронный ресурс] URL: http://invest.primorsky.ru (дата обращения: 09.10.2015).

Так как игорный бизнес является фундаментальной составной частью туристической индустрии, представляя отрасль развлечения и досуговых мероприятий, реализация такого крупномасштабного проекта будет способствовать созданию мультипликативного эффекта, оказывающего положительное влияние на формирование бюджета государства в части увеличения денежных поступлений и налоговой составляющей, которая в полном объеме зачисляется в бюджет региона. Таким образом, предоставляется возможным оценить прямые и косвенные бюджетные эффекты (денежные потоки) от реализации проекта.

Прямой налоговый денежный поток, образующийся посредством зачисления в краевой бюджет налога на прибыль от операционной деятельности по проекту (ставка налога на прибыль организаций равна 20 %, в том числе 18 % зачисляется в бюджет Приморского края и 2 % зачисляется в федеральный бюджет), а также налога на игорный бизнес, который на территории Приморского края взимается в максимальном размере, предусмотренном НК РФ (25 000 рублей за один игровой стол, 7 500 рублей за один игровой автомат, 125 000 000 за одну кассу тотализатора или за одну кассу букмекерской конторы) [5].

Косвенный налоговый эффект является суммой налоговых отчислений поставщиков товаров, работ и услуг (в том числе финансовых), закупаемых на инвестиционной и операционной стадиях реализации проекта. Налоговые эффекты бизнес-окружения по текущей деятельности рассчитаны как доля в 20 % от прямого налогового денежного потока.

Так, с 2014 по 2022гг. налоговый денежный поток от деятельности игорной зоны, включая прямой и косвенный потоки существенно увеличится со 129 млрд. руб. с налога на прибыль организаций и 9 млрд. руб. с налога на игорный бизнес до 1040 млрд. руб. и 45 млрд. руб. соответственно (Рис. 6).

Источник: Корпорация развития Приморского края

http://www.cdprim.ru/index.php/ru/irz-primorye (дата обращения: 17.10.2015).

[Электронный ресурс] URL:

67

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 1 (43) ■ Часть 1 ■ Январь

Итогом реализации данного масштабного проекта может стать огромный интерес к Приморскому краю и всей России в целом. Создание игорной зоны позволит максимально интегрировать Владивосток как форпост Российской Федерации на Дальнем Востоке, в Азиатско-тихоокеанское экономическое пространство. Это может создать большое количество высокодоходных рабочих мест, увеличить поступления в бюджеты разных уровней, развить инфраструктуру и в целом улучшить облик России на международном уровне.

Литература

1. Послание Президента Федеральному собранию [Электронный ресурс].

URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19825 (дата обращения: 09.10.2015).

2. Инвестиционный климат Приморского края [Электронный ресурс] URL: http://invest.primorsky.ru/index.php/ru/2013-08-14-02-59-27 (дата обращения: 09.10.2015).

3. О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ

4. Горский И.В., Медведева О.В. Практика налогообложения игорного бизнеса// Налоговая политика и практика. -2013, №3

5. О налоге на игорный бизнес: Закон Приморского края от 06.11.2003 № 75-КЗ

References

1. Poslanie Prezidenta Federal'nomu sobraniju [Electronic resource]. URL:

http://kremlin.ru/events/president/news/19825 (Accessed : 09.10.2015).

2. Investicionnyj klimat Primorskogo kraja [Electronic resource] URL: http://invest.primorsky.ru/index.php/ru/2013-08-14-02-59-27 (Accessed : 09.10.2015).

3. O gosudarstvennom regulirovanii dejatel'nosti po organizacii i provedeniju azartnyh igr: Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2006 g. N 244-FZ

4. O naloge na igornyj biznes: Zakon Primorskogo kraja ot 06.11.2003 № 75-KZ

5. Gorskij I.V., Medvedeva O.V. Praktika nalogooblozhenija igornogo biznesa// Nalogovaja politika i praktika. -2013, №3

DOI: 10.18454/IRJ.2016.43.085 Попкова А.В.

ORCID: 0000-0002-1825-0097, студент,

Северный Арктический федеральный университет,

научный руководитель Синицкая Н.Я. - д.э.н., зав. каф. государственного и муниципального управления КЛАССИФИКАЦИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Аннотация

В статье рассмотрена классификация корпоративных информационных систем по основным признакам, особенности ERP-систем, проведен анализ крупных российских и западных компаний-производителей ERP-систем. Ключевые слова: ERP, корпоративные информационные системы, автоматизация бизнеса.

Popkova A.V.

ORCID: 0000-0002-1825-0097 student,

Northern (Arctic) Federal University CLASSIFICATION OF CORPORATE INFORMATION SYSTEMS

Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article considers classification of corporate information systems, features of ERP systems, analysis of large Russian and Western manufacturers of ERP-systems.

Keywords: ERP, corporate information systems, automation of business.

В современных условиях ведения бизнеса, одним из ключевых факторов успеха является способность идти «в ногу со временем». Ситуация в мире динамично меняется, а потоки информации растут в геометрической прогрессии. И в таких условиях просто необходимо иметь в компании корпоративную информационную систему (КИС), позволяющую вести учет и управление предприятием. Отслеживание показателей деятельности предприятия помогает своевременно реагировать на изменения и экономить ресурсы. Автоматизация бизнес -процессов открывает широкие возможности для развития предприятия в будущем.

На сегодняшний момент на рынке корпоративных информационных систем представлены различающиеся между собой по стоимости, срокам и трудоемкости внедрения, функциональным возможностям, сложности эксплуатации. Их классификация [2] по основным признакам представлена в таблице 1.

68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.