Научная статья на тему 'Развитие игорного бизнеса в России на примере интегрированной развлекательной зоны «Приморье»'

Развитие игорного бизнеса в России на примере интегрированной развлекательной зоны «Приморье» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1188
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗИНО / ИГОРНЫЙ БИЗНЕС / ИНТЕГРИРОВАННАЯ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЗОНА «ПРИМОРЬЕ» / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Турбин Александр Дмитриевич, Сюн Лэпин

Проекты, связанные с игорным бизнесом, в 2013 году привлекли в Макао более 29 миллионов посетителей, потративших порядка 7,45 миллиардов долларов США. Не удивительно, что многие государства региона поспешили включиться в гонку за иностранных, преимущественно китайских, игроков. Россия не осталась в стороне: проект интегрированной развлекательной зоны «Приморье» нацелен на региональный рынок. Данная работа ставит целью рассмотреть взаимоотношения бизнеса и властных структур, вовлечённых в реализацию проекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Турбин Александр Дмитриевич, Сюн Лэпин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие игорного бизнеса в России на примере интегрированной развлекательной зоны «Приморье»»

Турбин Александр Дмитриевич

студент Восточного института - Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток) Электронная почта: [email protected]

Сюн Лэпин

магистрант Сычуаньского Университета международных исследований (Чэньчжу, КНР)

Электронная почта: [email protected]

УДК 327

Развитие игорного бизнеса в России на примере интегрированной развлекательной зоны «Приморье»

Ключевые слова: казино, игорный бизнес, интегрированная развлекательная зона «Приморье», Россия

Проекты, связанные с игорным бизнесом, в 2013 году привлекли в Макао более 29 миллионов посетителей, потративших порядка 7,45 миллиардов долларов США. Не удивительно, что многие государства региона поспешили включиться в гонку за иностранных, преимущественно китайских, игроков. Россия не осталась в стороне: проект интегрированной развлекательной зоны «Приморье» нацелен на региональный рынок. Данная работа ставит целью рассмотреть взаимоотношения бизнеса и властных структур, вовлечённых в реализацию проекта

Введение

В позднем СССР первое казино было открыто в 1989 году в Таллине и называлось «Astoria Palace». Вскоре после этого, в августе 1989 года, казино открылось и в московском отеле «Савой». До того легальные азартные игры были доступны только в отелях Госкоминтуриста (были недоступны большинству граждан). В дальнейшем игорный бизнес быстро развивался, не в последнюю очередь благодаря слабо проработанной нормативной базе, позволявшей легко и недорого получить лицензии. Однако размах его был всё же довольно скромен. Так, к 1998 году в стране действовало более 250 организаций, вовлечённых в игорный бизнес, занято в нём было порядка 12,2 тысяч человек, а совокупные инвестиции в него составляли порядка 83,6 миллионов рублей, из которых 81,4 миллиона приходились на инвестиции из-за рубежа [5]. Для сравнения, на 1999 год в США было около 450 казино, создававших около 325 тысяч рабочих мест и приносящих в казну порядка 2,5 миллиардов долларов налогов [42].

Однако слабый государственный контроль за игорным бизнесом привёл к значительному недовольству в обществе, особенно в Москве и других крупных городах [40, 28]. В 2006 году Владимир Путин, ставя целью борьбу с организованной преступностью и игроманией, призвал радикально решить проблему азартных игр, сравнимую с «алкоголизацией населения» [10]. Внесённый в октябре законопроект был принят уже в декабре - Федеральный Закон № 244 «О государ-

ственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» предписал закрыть все казино к 2009 году [21]. Игорному бизнесу оставили лишь четыре площадки для развития: игорные зоны «Янтарная» (Калининградская область), «Азов-сити» (Ростовская область), «Сибирская монета» (Алтайский край) и, наконец, «Приморье» (Приморский край) [18].

Реализация проекта интегрированной развлекательной зоны «Приморье»

Федеральный Закон № 244 не только постановлял перенести весь игорный бизнес в специализированные зоны к 2009 году, но и значительно ужесточал требования, которые должны были соблюдаться до этого времени. Так, в Приморском крае на 2007 год было порядка 472 организаций, занимавшихся игорным бизнесом. В их владении было более 4300 игровых автоматов и 71 игровой стол [9]. Большая часть заведений нормам не соответствовала, регулярные проверки заканчивались их закрытием, изъятием и арестом игровых автоматов [3]. К 2009 году ни одна организация не получила лицензию на осуществление деятельности на территории зоны «Приморье» [19]. Соответственно, так как ФЗ № 244 предполагал закрытие казино, находящихся вне специальных зон, к 1-му июля 2009 года весь игорный бизнес Приморья ушёл в подполье.

Изначально планировалось, что первое казино в специализированной зоне «Приморье» откроется к саммиту АТЭС во Владивостоке [20], однако этого не случилось. Принадлежащее государству ОАО «Наш дом - Приморье» (позже реорганизованное в ОАО «Корпорация развития Приморского края») арендовало у Администрации Приморского края территорию интегрированной развлекательной зоны (ИРЗ) «Приморье» сроком на 15 лет. Данная территория включает в себя 619 гектаров земли на берегу Уссурийского залива, расположена в 50-ти километрах от Владивостока и в 15-ти километрах от международного аэропорта «Владивосток» [12]. Изначально планировалось построить 16 отелей с казино, яхт-клубом, набережной, горнолыжной трассой, торговыми центрами и т. д. [4]. Казино должны были иметь порядка 1200 игровых столов и 5000 игровых автоматов.

Изначально ОАО «Наш дом - Приморье» старалось привлечь российских инвесторов, определённый интерес проявляли компании из Владивостока, Москвы, Казани. Однако реальное строительство объектов начало только ООО «Первая Игровая Компания Востока» (ПИКВ). К 2012 году стало очевидным, что инвесторам не удаётся развивать зону согласно договорённостям, более того, задерживалась и плата за субаренду участков. Это привело к тому, что с рядом инвесторов договоры были расторгнуты в судебном порядке («Информация о ходе реализации проекта по созданию интегрированной раз-1 Документ предо- влекательной зоны «Приморье», стр. 4-5)1. ставлен Корпо- Несмотря на то, что договор аренды был подписан ещё в 2010 г.,

рациеи развития активное развитие проекта началось только в 2012. Консалтинговая Приморскош компания «Gaming Market Advisors» (GMA) была привлечена для всесторонней оценки проекта, определения географии потребителей и потенциальной выручки. Исходя из их оценок, за три года с начала функционирования совокупная выручка от проведения азартных игр в игорной зоне смогла бы достигнуть 1,1 млрд. долларов США, при-

чём порядка 500 миллионов приходились бы на VIP-сегмент (представители которого, как предполагается, в основном будут играть в популярную игру «баккара»). Причём в течение последующих десяти лет прогнозировался рост выручки до 5,2 миллиардов долларов США, 2,6 из которых также бы приходились на VIP-гостей (преимущественно из провинции Хэйлунцзян, а также из Пекина и Харбина). Также значительный поток ожидался из Республики Корея и Японии (Gaming Market Advisors Integrated Entertainment Zone Assessment, стр. 106-120)1. GMA исходила из того, что первое казино будет открыто ещё в начале 2014 года, таким образом определённые коррективы могут быть внесены с учётом увеличения конкуренции в игровой индустрии. Возможно, некоторые коррективы внесут и изменения на глобальной политической арене, а также ужесточение политики Китая по отношению к игрокам из своей страны [1].

Отчёт GMA относительно перспектив ИРЗ «Приморье» был приложен к «Запросу на концепции», составленному с участием Galaviz & Co, компании, позже ставшей частью GMA. Данный документ был предназначен для потенциальных инвесторов. В нём обозначалось, что правительство Приморского края планирует развитие зоны по характерной для Лас-Вегаса, Макао, Сингапура модели интегрированных курортов (OJSC Nash Dom Primorye Request for Concepts, стр. 12)2. Как предполагается, именно такая модель позволит создать большое количество рабочих мест, а также привлечь долгосрочные инвестиции в инфраструктуру, в том числе не связанную напрямую с игорным бизнесом. Способствовать инвестициям должно и налоговое законодательство, не предполагавшее налога на валовой доход с игорного бизнеса. К примеру, в Макао «специальный налог на игру» составляет 35% от валового дохода (он был введён в 1983, составил 25% и увеличивался ежегодно на 1% вплоть до 1991 года), не считая платы за лицензии и иные сборы. В Сингапуре налог формируется иначе - 5% с дохода от VIP и 15% от других категорий игроков [32].

Задействован и механизм «налоговых каникул». Были закреплены пониженные налоговые ставки: налог на прибыль в первые 5 лет должен составить 0%, следующие 5 лет - 10%; на имущество в первые 5 лет - 0%, в последующие 5 лет - 0,5% [7]. Доход государства будет изначально сводиться к доходу со ставок, установленных законом Приморского края от 06.11.2003 № 75-КЗ «О налоге на игорный бизнес» (ежемесячно 125000 р. за игровой стол, 7500 р. за игровой автомат) и спектру федеральных/краевых/местных налогов для юридических лиц, зарегистрированных в РФ. Значительная часть бюджетных поступлений должна формироваться от налога на доходы физических лиц (13%) - как зарплат сотрудников ИРЗ «Приморье», так и налогов с выигрыша в казино. Определённый расчёт также делается на мультипликативный эффект, вызванный притоком туристов [8]. В перспективе, КРПК ожидает, что проект ИРЗ «Приморье» будет в год приносить порядка 950 миллионов рублей в федеральный бюджет, и порядка 3,7 миллиардов рублей в бюджет Приморского края (Интервью с представителем КРПК). Пока же после открытия казино «Tiger de Cristal» ожидаются налоговые поступления в размере 180 миллионов рублей в год.

Результатом процедуры «Запроса на концепции» стали переговоры и подписание инвестиционных соглашений между Melco Crown

Документ предоставлен Корпорацией развития Приморского края.

Документ предоставлен Корпорацией развития Приморского края.

Entertainment и ПИКВ, а также между ОАО «Наш дом - Приморье» и NagaCorp Ltd. В соответствии с соглашениями ПИКВ получила три земельных участка, в первом казино должно быть размещено не менее 280 игровых автоматов и 20 игровых столов. В дальнейшем иностранные инвесторы приобрели ещё 15% акций компании, доведя свою долю до 85% [31]. Согласно последним заявлениям, первый отель с казино планируется открыть в конце августа или в начале сентября [17].

Naga Corp Ltd. (реализующая проект через ООО «Приморский Энтертейнмент Резортз Сити») планирует инвестировать порядка 800 миллионов долларов, что ещё раз было подтверждено во время очередного визита делегации компании во Владивосток [2]. В декабре 2015 года был представлен проект гостиничного комплекса «Маяк», казино которого должны иметь около 100 игровых столов и 500 игровых автоматов. Строительство планируется начать в 2015 году [6].

ООО «Роял Тайм», вошедшее в проект ещё на ранней его стадии, не выполняло условия соглашений и не начало никаких строительных работ, однако из проекта в отличие от других, не выполнявших условия инвесторов, исключено не было. На сегодняшний день компания представила проект своего интегрированного курорта «Жар-птица» (Phoenix) [14].

Были заключены соглашения и с Diamond Fortune Holdings Prim (дочерней компании Diamond Fortune Holdings Limited), их совладельцами являются российские и азиатские инвесторы. Предполагаются инвестиции объёмом не менее 913,7 млн. долларов, интегрированный комплекс «Golden Gate» планируется начать возводить в первом полугодии 2016 года, первым планируют построить 12-этажный отель на 452 номера с казино, ресторанами и т. д.

«Корпорация развития Приморского края» выступает как координатор проекта. Инвесторы концентрируются на профильных проектах и имеют дело только с КРПК, которая решает вопросы с государственными органами, обеспечивает транспортную доступность и создание инженерной инфраструктуры [43]. Также ведётся контроль над исполнением инвестиционных соглашений.

Внимание уделено и обеспечению транспортной доступности ИРЗ «Приморье». Планируется, что пассажиры, следующие транзитными рейсами через международный аэропорт «Владивосток», но не имеющие российской визы, смогут покидать аэропорт сроком до 72 часов. Более того, проект Федерального закона «О свободном порте Владивостока» также включает положения о введении в международном аэропорту Владивостока режима «открытого неба». Оба законопроекта должны значительно упростить организацию так называемых джанкет-туров (способа привлечения клиентов через посредника, которому казино платит комиссию [37]).

Возможные сложности

В вопросе регулирования работы казино российское законодательство следует ограничительной модели. Однако, сравнивая проработанность законодательной базы РФ и, к примеру, Макао, можно придти к выводу, что нам есть куда стремиться. Система регулирования игорной деятельности в Макао предполагает постоянное и чрезвычайно открытое для контроля взаимодействие всех акторов (как государственных, так и частных). Под строжайшим контролем нахо-

дятся операторы-концессионеры, которые должны отчитываться по большей части своих операций, а их деятельность подлежит ежегодной независимой аудиторской проверке. Крупные (более 5%) акционеры известны, более того, они не всегда могут продать свои акции без разрешения контролирующих органов. Даже компании, занимающиеся привлечением людей в казино (т. н. «Junket tour promoters» или «promoters of casino games of fortunes») должны получать соответствующие разрешения [36, 24, 30]. Конечно, законодательная база Макао также развивалась постепенно и до сих пор там остаются свои «белые пятна». Однако высокая динамика изменения российского законодательства неизбежно порождает у инвесторов вопрос о его относительной стабильности. Расчёт рисков, связанных с потенциальными изменениями нормативной базы, был важным моментом при ведении переговоров. Своевременная выработка законодательства, способного противостоять «отмыванию денег» и иным противозаконным действиям, сопутствующим игорной индустрии [26], была бы более предпочтительна, нежели очередной всплеск запретительных законов. И без того решение о ликвидации игорной зоны «Азов-сити» и переносе игорной зоны в Сочи нанесло значительный удар по доверию законодателям [16].

Стоит заметить, что видна определённая разница между ожиданиями и реальностью относительно создания рабочих мест. Заявлено, что планируется создать порядка 30 тысяч рабочих мест [13], однако на данный момент первое казино, когда оно будет полностью введено в строй, сможет обеспечить работой порядка 1200 человек, 300 из которых будут крупье, уже проходящие соответствующее обучение. Часть исследователей [33] говорит о том, что существует мало доказательств тому, что открытие новых казино напрямую ведёт к значительному росту занятости в смежных областях, не касающихся гостиничного дела и индустрии развлечений. Если они правы, то, даже выйдя на полную мощность, ИРЗ создаст лишь порядка 20 тысяч рабочих мест, что, кстати, сходится с ожиданиями инвесторов.

Также не совсем понятны планы «Первой Игровой Компании Востока», планирующей открыть казино «Tiger de cristal» с 65 игровыми столами и 1000 игровых автоматов. Отношение игровых столов к автоматам в Макао в 2014 было 5697 к 12584 [28]. Игровые автоматы на данный момент не слишком популярны среди китайских игроков, что подтверждается и статистикой, и исследованиями [38]. Зачем же в «Tiger de cristal» будет так много игровых автоматов? Возможно, количество игровых столов планируется нарастить после открытия. Но даже так выходит, что как минимум в первое время казино будет рассчитывать в большой поток местных игроков (это подтверждается и последними интервью с представителями ПИКВ [17]), что несёт определённые риски благосостоянию местного населения и противоречит общей концепции ИРЗ «Приморье». Вкупе с «налоговыми каникулами», отсутствием налога на валовой доход это может сделать проект сомнительно выгодным для Приморского края.

Стоит сказать и о ситуации с игорным бизнесом в Северо-Восточной Азии. Интересны проекты, обсуждаемые в Республике Корея и Японии. В Республике Корея на сегодняшний день находится 17 казино, лишь одно из которых открыто для своих граждан. Однако существует крупный проект «8-City», который планируется закончить к

1 Документ предоставлен Корпорацией развития Приморского края.

2 Документ предоставлен Корпорацией развития Приморского края.

2030 году. Столь долгосрочные планы смогут повлиять на проект ИРЗ «Приморье» только в случае значительных задержек (Gaming Market Advisors Integrated Entertainment Zone Assessment, стр. 106-120)'.

Примерно так же дело обстоит и с вопросом легализации казино в Японии. Эта тема становится всё актуальнее с приближением Олимпийских игр 2020 в Токио. Лоуренс Хо, председатель Melco International Development Limited заявлял о готовности вложить огромные средства в развитие игорного бизнеса в Японии [39] после его легализации, но так называемый «Casino Bill» до сих пор не принят [34], несмотря на поддержку со стороны Синдзо Абэ и его правительства [35]. Так что организация игорного бизнеса в Японии по сей день под запретом [25]. В отчёте GMA отмечено, что даже если игорный бизнес начнёт активно развиваться в Японии, то на ИРЗ «Приморье» это повлияет незначительно ввиду «большого спроса на услуги» и определённую уникальность проекта (Gaming Market Advisors Integrated Entertainment Zone Assessment, стр. 106-120).2

Анализируя растущую конкуренцию и игорной индустрии, некоторые исследователи подчёркивают важность клиентоорентирован-ного подхода как источника конкурентного преимущества [41, 23]. Найдётся ли во Владивостоке, в котором на данный момент работает всего одна четырёхзвёздочная гостиница, достаточно кадров надлежащего уровня? Остаётся надеяться на координацию усилий инвесторов и местных учебных заведений, определённая консультативная работа уже ведётся [27]. Более того, «Первая Игровая Компания Востока» также начала подготовку кадров, открыв школу крупье [22].

Заключение

Хотя эксперты GMA с оптимизмом взглянули на перспективы ИРЗ «Приморье», значительный сегмент рынка Северо-Восточной Азии, а тем более АТР уже занят. Растущая конкуренция делает практически невозможным повторение чуда, подобного Макао.

Правительства в большинстве случаев сосредоточены на регулировании игорной деятельности, в то время как крупные негосударственные акторы, крупные международные компании играют всё более важную роль, формируя облик игорной индустрии в АТР.

Следствием этого становится необходимость формирования взвешенной политики со стороны властных структур. Слишком жёсткое регулирование отпугнёт инвесторов (их и так ждут с распростёртыми руками в других странах), слишком большие же уступки таят в себе риск остаться без каких-либо выгод для региона, а вдобавок ещё и получить источник потенциального недовольства общественности. В случае России развитие нормативной базы видится в усилении контроля над денежными потоками, повышении транспарентности в игорной индустрии. Очень важно привлечь опытных инвесторов, способных привезти в Приморье иностранных игроков. В ином случае, единственным положительным исходом станет формирование альтернативы нелегальным заведениям Владивостока и Приморского края, а от ИРЗ «Приморье» ждут гораздо большего. У проекта есть свои преимущества: относительно удобное географическое положение и потенциальная возможность сыграть на культурном колорите. И ими надо воспользоваться сполна.

Литература

1. Борьба с отмыванием денег в казино Макао // Сайт azov-city-gr. ru, 21.12.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.azov-city-gr.ru/ ru/new/3791/ [Дата обращения: 13.02.2015].

2. Во Владивосток прибыла делегация NagaCorp Ltd. // Сайт Корпорации развития Приморского края, 30.05.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdprim.ru/51-vo-vladivostok-pribyla-delegatsiya-nagacorp-ltd [Дата обращения: 13.02.2015].

3. В Приморье только одно игорное заведение соответствует нормам безопасности // Сайт информационного агентства Regnum, 05.07.2007 [Электронный ресурс]. URL: http://www.regnum.ru/news/ economy/852508.html [Дата обращения: 13.02.2015].

4. Годовой отчёт ОАО «Наш дом - Приморье» за 2012 год // Сайт ОАО «Наш дом - Приморье», 28.06.2013 [Электронный ресурс]. URL: http://primdevelop.ru/shareholders/reports/ [Дата обращения: 13.02.2015].

5. Единовременное обследование организаций игорного бизнеса в I полугодии 1998 года, Госкомстат России // Доступно в Центральной базе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.

6. Ещё один инвестор игорной зоны «Приморье» представил проект развлекательного комплекса // Сайт Администрации Приморского края, 08.12.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://primorsky.ru/ news/common/78290/ [Дата обращения: 13.02.2015].

7. Закон Приморского края № 329-K3 от 19.12.2013 «О внесении изменения в статью 2 закона Приморского края «О налоге на имущество организаций» // Интернет-портал «Российской Газеты», 20.12.2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/12/20/ primorie-zakon329-reg-dok.html [Дата обращения: 13.02.2015].

8. Закон Приморского края от 06.11.2003 № 75-КЗ // Сайт Федеральной налоговой службы, 17.05.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nalog.ru/rn25/about_fts/docs/4470818/ [Дата обращения: 13.02.2015].

9. Игорные заведения Приморья играют по новым правилам // Сайт primamedia.ru, 14.07.2007 [Электронный ресурс]. URL: http://primamedia.ru/news/rjegistracija_izmjenjenij_chto_k_ chjemu/14.07.2007/44261/igornie-zavedeniya-primorya-igrayut-po-novim-pravilam.html [Дата обращения: 13.02.2015].

10. Игорный бизнес пойдет на зону // Сайт газеты «Известия», 05.10.2006 [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.ru/news/317846 [Дата обращения: 13.02.2015].

11. Инвестиции в игорную зону «Приморье» превысят 2 млрд долларов // Сайт новостного агентства Интерфакс, 13.01.2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/tourism/tourisminf. asp?id=417533&sec=1466 [Дата обращения: 13.02.2015].

12. Интегрированная развлекательная зона «Приморье» // Сайт Корпорации развития Приморского края [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdprim.ru/irz-primorye [Дата обращения: 13.02.2015].

13. Крейг Баллантайн: игорный бизнес - финансовый инструмент // Сайт делового еженедельника «Конкурент», 20.01.2015 [Электронный ресурс]. URL: http://konkurent.ru/ekonomika/558-

kreyg-ballantayan-igornyy-biznes-finansovyy-instrument.html [Дата обращения: 13.02.2015].

14. Новый резидент игорной зоны «Приморье» презентовал свой проект // Сайт Корпорации развития Приморского края, 16.04.2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdprim.ru/105-novyj-rezident-igornoj-zony-primore-prezentoval-svoj-proekt [Дата обращения: 26.05.2015].

15. ОАО «Корпорация развития Приморского края» приняла участие во встрече губернатора Приморского края В. В. Миклушевско-го с Лоуренсом Хо, председателем совета директоров Summit Ascent Holdings Limited // Сайт Корпорации развития Приморского края, 11.09.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdprim.ru/57-oao-korporatsiya-razvitiya-primorskogo-kraya-prinyala-uchastie-vo-vstreche-gubernatora-primorskogo-kraya-v-v-miklushevskogo-s-lourensom-kho--predsedatelem-soveta-direktorov-summit-ascent-holdings-limited [Дата обращения: 13.02.2015].

16. Одна из двух действующих в России игорных зон будет закрыта // Сайт газеты «Ведомости», 30.01.2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/companies/news/38844301/proigrali-10-mlrd-rub [Дата обращения: 13.02.2015].

17. Первое казино в Приморье откроет свои двери для посетителей в конце лета // Сайт primamedia.ru, 24.05.2015 [Электронный ресурс]. URL: http://primamedia.ru/news/economics/24.05.2015/439588/pervoe-kazino-v-primore-otkroet-svoi-dveri-dlya-posetiteley-v-kontse-leta.html [Дата обращения: 26.05.2015].

18. Распоряжение Правительства РФ от 20.08.2009 Ш213-р «О создании игорной зоны «Приморье» на территории Артемовского городского округа Приморского края» // Доступно в базе нормативно-правовых документов «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92632/ [Дата обращения: 13.02.2015].

19. Реестр выданных, переоформленных и аннулированных разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне «Приморье» // Сайт Администрации Приморского края [Электронный ресурс]. URL: http://primorsky. ru/authorities/executive-agencies/departments/tourism/register-of-issued-and-cancelled-permits-for-implementing-the-activity-on-the-organization-and-condu.php [Дата обращения: 20.10.2014].

20. Саммиту готовят фишку // Сайт Российской газеты, 12.04.2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2011/04/12/kazino.html [Дата обращения: 13.02.2015].

21. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета от 31 декабря 2006 г. № 4263.

22. «Школа крупье» начала работать в Приморье // Официальный сайт Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края, 10.12.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://primorsky.ru/news/main/78529/ [Дата обращения: 13.02.2015].

23. Bowen J., Chen S. The relationship between customer loyalty and customer satisfaction. // International Journal of Contemprorary

Hospitality Management, 2001, № 13 (5), стр. 213-217. Материал доступен на сайте издательства Emerald [Электронный ресурс]. URL: http:// www.emeraldinsight.com/doi/abs/10.1108/09596110110395893?journalC ode=ijchm [Дата обращения: 13.02.2015].

24. Casino gaming law in Macau // University of Coimbra web-site [Электронный ресурс]. URL: https://estudogeral.sib.ucpt. [Дата обращения: 13.02.2015].

25. Criminal code of Japan (Act #45), article 186. // Japanese Ministry of Justice web-site [Электронный ресурс]. URL: http://www. japaneselawtranslation.go.jp/law/detail/?ft=2&re=02&dn=1&yo=penal+co de&x=0&y=0&ky=&page=1 [Дата обращения: 13.02.2015].

26. Fallsand G., Thompson P. Casinos, casino size, and crime: A panel data analysis of Michigan counties // The Quarterly Review of Economics and Finance, 2014, т. 54, № 1, стр. 123-132. Материал доступен в базе данных ScienceDirect.

27. Far Eastern Federal University web-site (English version) [Электронный ресурс]. URL: http://www.dvfu.ru/web/fefu/schools3 [Дата обращения: 13.02.2015].

28. Gambling Industry Explodes In Russia // Сайт washingtonpost.com, 26.06.2005 [Электронный ресурс]. URL: http://www.washingtonpost. com/wp-dyn/content/article/2005/06/25/AR200506250103 5.html [Дата обращения: 13.02.2015].

29. Gaming inspection and Coordination Bureau statistics // Gaming inspection and Coordination Bureau web-site [Электронный ресурс]. URL: http://www.dicj.gov.mo/web/en/information/DadosEstat/2014/ content.html#n4 [Дата обращения: 13.02.2015].

30. Godinho J., Casino gaming in Macau: evolution, regulation and challenges // University of Nevada, Las Vegas Gaming Law Journal, 02.06.2014, т. 5, № 1, ст. 7.

31. Group Led by Lawrence Ho to Raise Stake in Russian Casino // Сайт The Wall Street Journal, 23.04.2014 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.wsj.com/articles/SB10001424052702303834304579519702316714962 [Дата обращения: 13.02.2015].

32. How casino tax is computed // Сайт Inland revenue Authority of Singapore [Электронный ресурс]. URL: http://iras.gov.sg/irashome/ page04.aspx?id=10032 [Дата обращения: 13.02.2015].

33. Humphreys B., Marchand J. New casinos and local labor markets: Evidence from Canada // Labour Economics, 2013, т. 24, № C, стр. 151160. Материал доступен в базе данных ScienceDirect.

34. Japan casino bill delayed again; resort opening could miss Olympics -sources // Сайт Reuters, 22.10.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.reuters.com/article/2014/10/22/japan-politics-casinos-idUSL3N0SH30I20141022 [Дата обращения: 13.02.2015].

35. Japan Casino Bill Set to Pass Next Month, Lawmaker Says // Bloomberg web-site, 30.09.2014 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.bloomberg.com/news/2014-09-30/japan-casino-bill-set-to-pass-next-month-lawmaker-says.html [Дата обращения: 13.02.2015].

36. Lei n.16/2001 Regime jurídico da explorado de jogos de fortuna ou azar em casino (Закон № 16/2001 «О Правовом статусе деятельности казино») // Сайт Игорной инспекции и Координационного Бюро Специального административного района Макао [Электронный ресурс]. URL: http://www.dicj.gov.mo/web/pt/legislation/FortunaAzar/lei_01_016.

html [Дата обращения: 13.02.2015].

37. Legal definitions and legal terms dictionary of U.S. Legal Forms, Inc. web-site [Электронный ресурс]. URL: http://definitions.uslegal.eom/g/ gaming-junket/ [Дата обращения: 13.02.2015].

38. Liu X., Wan Y. An examination of factors that discourage slot play in Macau casinos // International Journal of Hospitality Management, 2011, № 30, стр. 167-177. Материал доступен в базе данных ScienceDirect.

39. Melco Crown ready to invest $5 billion for Japan casino: Nikkei. // Сайт Reuters, 09.04.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www. reuters.com/article/2014/04/09/us-melco crownentertainment-j apan-idUSBREA3726E20140409 [Дата обращения: 13.02.2015].

40. Russian Roulette: Gambling in Russia // Сайт Pravda.ru, 08.10.2003 [Электронный ресурс]. URL: http://english.pravda.ru/history/08-10-2003/3863-gambling-0/ [Дата обращения: 13.02.2015].

41. Shia Y., Prenticeb С., He W. Linking service quality, customer satisfaction and loyalty in casinos, does membership matter? // International Journal of Hospitality Management, 2014, № 40, стр. 81-91. Материал доступен в базе данных ScienceDirect.

42. State of the States: The American Gaming Association Survey of Casino Entertainment // American Gaming Associaton web-site [Электронный ресурс]. URL: http://www.americangaming.org/industry-resources/research/state-states [Дата обращения: 13.02.2015].

43. Vladimir Miklusheskiy and Lawrence Ho discussed the development of «Primorye» gambling zone // Сайт губернатора Приморского края, 11.09.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://miklushevskiy.com/ news/4260.html [Дата обращения: 13.02.2015].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.