Научная статья на тему 'Оценка экономической эффективности внедрения мультисервисной сети в систему управления вуза'

Оценка экономической эффективности внедрения мультисервисной сети в систему управления вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИСЕРВИСНАЯ СЕТЬ / КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермаков Алексей Валентович

Предложена и обоснована модель мультисервисной сети, предназначенной для обучения. Изложены аспекты выбора показателей качества обслуживания трафика и выделены особенности, обусловленные сферой применения сетиI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n clause, multiservice education network model is proposed. The main aspects related to quality of service are discussed. Specific character of the education process is taking into consideration

Текст научной работы на тему «Оценка экономической эффективности внедрения мультисервисной сети в систему управления вуза»

Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании

УДК 004.7:378.5

A.B. Ермаков

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ МУЛЬТИСЕРВИСНОЙ СЕТИ В СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗА

Информатизация высших учебных заведений в нашей стране сегодня выходит на новый этап, который характеризуется переходом от компьютерных технологий в обучении к информационным технологиям комплексной поддержки учебного процесса. На этапе внедрения компьютерных технологий вузы закупали множество персональных компьютеров, принтеров, сканеров, мультимедийных проекторов, программного обеспечения и прочей оргтехники. Основной задачей в тот период было насыщение подразделений вуза данной техникой, внедрение ее в учебный процесс и научно-исследо-вательскую работу вуза. Создавались локальные компьютерные сети в пределах одного или нескольких компьютерных классов, с помощью которых проводились практические и лабораторные занятия со студентами.

Во многих вузах период насыщения компьютерной техникой сегодня практически завершен, настал период перехода количества в качество, т. е. перехода на стадию широкого внедрения информационных технологий не только в научную и учебную работу вуза, но и в систему управления: учебным процессом, самостоятельной работой студентов, вузом в целом. Информационное пространство современного вуза может включать в себя:

систему поддержки учебного процесса в поточных и групповых аудиториях,

базы учебно-методического материала, создаваемые на кафедрах и используемые в процессе занятий со студентами,

электронные библиотеки с возможностью удаленного доступа к ним.

доступ в сеть Интернет (по кабелю и/ или с помощью сети \ViFi),

систему доступа к учебно-методическим материалам для самостоятельной работы студентов внутри вуза,

систему доступа к учебно-методическим материалам для студентов, живущих в общежитиях,

систему поддержки консультационной работы преподавателей, включая дистанционное консультирование,

систему дистанционного обучения, систему связи с филиалами вуза в других городах,

информационную систему управления всем учебным процессом,

систему электронного документооборота вуза.

Создание перечисленных информационных систем требует весьма существенных капитальных вложений, переподготовки не только профессорско-преподавательского состава, но и работников системы управления. Естественно возникает вопрос об эффективности этих вложений. Один из главных результатов внедрения информационных технологий, как показывает мировая практика, — существенное повышение качества обучения, которое должно быть адекватно процессам глобальной информатизации всего общества. Кроме того, вуз может получать экономическую отдачу от внедрения этих технологий.

Влияние информационных технологий на экономику вуза. Рассмотрим внедрение мультисервисной сети (МС) на примере Санкт-Петербургского государственного

университета телекоммуникаций. Разработанная и построенная в университете в 2008 году МС поддерживает все перечисленные здесь подсистемы [I]. Для оценки экономического эффекта от внедрения будем сравнивать два сценария развития университета: с использованием МС и без нее, особо выделяя:

дополнительные возможности, которые дает эта система для расширения образовательных услуг на коммерческой основе,

экономию фонда оплаты труда за счет повышения производительности труда преподавателей и учебно-вспомогательного персонала,

экономию расходных материалов за счет внедрения безбумажных технологий,

дополнительные расходы, связанные с эксплуатацией МС.

объем капитальных затрат на создание МС.

Прежде всего отметим возможность расширения образовательных услуг, которые можно предоставлять на коммерческой основе. Во-первых, это дистанционное обучение студентов по основным специальностям вуза (в основном для Северо-Западного региона). Данная услуга позволит существенно повысить эффективность существующей заочной формы обучения за счет доступа обучающихся в режиме on-line ко всем необходимым учебным материалам и дистанционного консультирования. Во-вторых, получение второго высшего образования на основе дистанционного обучения, т. е. расширение контингента обучающихся за счет иногородних студентов. Указанное включает не только дистанционный контроль усвоения учебного материала, но и непосредственный контакт студентов с преподавателями в период экзаменационных сессий. В-третьих, организация курсов повышения квалификации специалистов телекоммуникационной отрасли в режиме дистанционного обучения. Данная форма работы широко используется и весьма эффективна, например, в Казахской академии информатизации. Опыт дистанционного обучения показал широкие возможности кооперации вузов и предприятий в деле переподготовки кадров. В-четвертых, переподготовка на

коммерческой основе в области использования современных информационных технологий в учебном процессе преподавателей из других вузов.

Следует особо отметить, что внедрение МС позволяет существенно укрупнить студенческие лекционные потоки за счет улучшения визуализации учебного материала с помощью интерактивных досок и подключения персональных студенческих ноутбуков. а также за счет использования радиомикрофонов преподавателями и студентами во время лекций. Это позволяет почти вдвое сократить число лекторов на первых трех курсах и сэкономить фонд оплаты труда пре подавател е й.

Внедрение электронного документооборота и переход от раздаточного учебного материала на бумажных носителях к его электронной форме существенно сокращает расходы на бумагу и порошок для принтеров и ксероксов, а также трудозатраты учебно-вспомогательного персонала (т. е. фонд оплаты труда).

Оценку экономической эффективности внедрения МС можно провести на основе известных методов инвестиционного проектирования 12|, опираясь на такие показатели, как чистая текущая стоимость (NPV), внутренняя норма доходности (/RR), индекс рентабельности (Pi) и срок окупаемости (РВР). Как любой инвестиционный проект, проект внедрения МС сопряжен с определенными рисками, оценку влияния которых можно сделать на основе анализа функций чувствительности проекта, как показано в [3]. Источниками инвестиций в проект создания МС могут быть собственные и заемные средства.

Оценка экономической эффективности. При расчетах горизонт планирования выбран равным десяти годам, а период (шаг) планирования — одному году. На основе хорошо известной модели Cash-Flow построена динамическая модель финансовых потоков данного проекта с учетом:

прироста входных денежных потоков за счет упомянутых дополнительных образовательных услуг,

прироста текущих затрат, связанных с эксплуатацией МС,

экономии расходных материалов и фонда оплаты труда преподавательского и вспомогательного персонала, объема инвестиций. При расчете входных и выходных финансовых потоков принимались во внимание только те из них, которые непосредственно относились к данному инвестиционному проекту. Поскольку вся система МС обслуживает весь вуз, включая традиционный контингент студентов, то на долю новых форм обучения приходится около 30 % всего объема инвестиций в создание МС. Как скоро окупятся эти вложения и каким будет экономический эффект от внедрения информационных технологий — вот те вопросы, которые интересовали нас в процессе разработки данного проекта.

В следующей таблице приведены укрупненные показатели соответствующих финансовых потоков. При расчетах учитывалось влияние постепенно снижающейся инфляции с годовым темпом 15 % в 2009 и 10 % в 2018 году, действующее налоговое окружение государственного образовательного учреждения и ставка коммерческого кредита в размере 20 % годовых, так как источником финансирования проекта были бюджетные и заемные средства.

Чистая текущая стоимость ЫРУ( Т) — важнейший показатель эффективности, характеризующий суммарный дисконтированный экономический эффект данного инвестиционного проекта, достигаемый к интересующему нас моменту времени Т. Чистая текущая стоимость рассчитывается как разность между накопленным дисконтированным чистым финансовым потоком (УУС/7) и накопленными дисконтированными инвестициями (/) к любому периоду времени Т.

(I)

Чистый финансовый поток NСГ состоял из чистой прибыли и амортизационных отчислений. В инвестиции были включены вложения как в основные, так и в оборотные средства. Строго говоря, при расчете ЫРУ(Т) под чистым финансовым потоком и инвестициями следует понимать их приростные значения ДУУС/7 и Д/ соответственно, порождаемые данным инвестиционным проектом. В наших расчетах Д/ составлял около 30 % от полных вложений в МС, что соответствовало доле новых образовательных услуг в общих доходах. Ставка дисконтирования, учитывающая влияние

Финансовые потоки инвестиционного проекта

Финансовые' потоки Среднегодовое значение, тыс. руб.

Входные потоки

Образовательные услуги

услуги первого высшего образования через ДО 12 202

услуги второго высшего образования через ДО 20 336

услуги повышения квалификации через ДО (чел.) 6 101

услуги повышения квалификации преподавателей 3 050

магистратура 12 202

Собственные вложения (всего) 40 ООО

Кредиты (всего) 37 648

Выходные потоки

Эксплуатационные расходы 116

Накладные расходы (включая налоги и ФОТ ППС) 1 249

Экономия текущих затрат (164)

Фонд оплаты труда (обслуживание МС) 2 773

Проценты по кредитам (всего) 23 170

Инвестиции в оборудование (всего) 47 400

Инвестиции в СМР (всего) 18 600

Инвестиции в оборотные средства (среднегодовые) 86

инфляции и риска, выбрана вначале 20 %. На рис. I показан график Т) суммарного долга по заемным средствам и чистой прибыли после уплаты процентов по кредитам.

Для бюджетной бесприбыльной организации чистую прибыль следует трактовать как финансовую возможность ежегодного инвестирования в развитие материальной базы вуза и в повышение заработной платы персонала. В данный проект было реинвестировано порядка 16 млн р. чистой прибыли.

Как видно из приведенной зависимости МРУ с учетом амортизации, срок окупаемости проекта при условии Л7>И Т) = 0 равен четырем годам с четвертью. К концу горизонта планирования указанная чистая текущая стоимость достигает значения 89 900 тыс. р.

Коэффициент внутренней экономической эффективности Р1( Т) — это отношение накопленного дисконтированного чистого денежного потока к накопленным дисконтированным инвестициям в данный период. Когда Р/(Т) = 1, наступает окупаемость проекта с точки зрения всех инвесторов. С экономической точки зрения этот показатель дает представление о том, сколько

чистого денежного потока приносит один рубль накопленных инвестиций в каждый период реализации проекта:

Данный показатель считается безразмерным. а с точки зрения информативности он полностью эквивалентен ЫРУ(Т). Далее показана кривая зависимости Р/(Т).

Внутренняя норма возврата — или внутренняя норма доходности, вычисляется как годовой процент, при котором дисконтированная на его основе чистая текущая стоимость (ЛГИ) обращается в ноль. т. е. соблюдается равенство

¿Г 11 + Ш(Т)]' ¿[1 + //?/?(П]' '

где //?/?(7) — внутренняя норма возврата к моменту Т. Следует иметь в виду, что показатель //?/?(Т) необходимо рассчитывать только для тех периодов времени Г, которые находятся после срока окупаемости проекта, т. е. в зоне положительной МРУ. На рис. 3 показана динамика этого показателя.

Принято считать, что кривая ¡ЯШТ) монотонно стремится к предельной рентабельности инвестиций.

Тыс. руо.

Рис. I. Динамика показателей инвестиционного проекта

( —♦— > — общий долг на начато первого и конец последующих периодов; (—■—) — чистая прибыль после уплаты процентов по кредитам: (—л—) — ЫРУс учетом амортизационных средств

При финансировании проекта риски кредиторов практически отсутствуют, так как коэффициент текущей задолженности не превышает 0,75, а коэффициент покрытия ссуды и процентов — не ниже 1,52 в течение всего четырехлетнего периода кредитования.

Оценка чувствительности проекта к влиянию рисков. Анализ влияния рисковых событий на финансовые результаты проекта проведен на основе методики [3]. Основные источники риска в данном проекте — колебания объема спроса на образовательные услуги, предоставляемые на коммерческой основе, и рост реальных эксплуатационных расходов по сравнению с расчетными. Эти риски моделировались с помощью таких риск-параметров, как объемы продаж образовательных услуг пяти ви-

дов затрат (Х|_5), которые могли изменяться в течение всего периода планирования.

В качестве целевой функции У( Т) выбрано накопленное сальдо финансовых потоков проекта (АЗСР). Рассчитывались относительные функции чувствительности:

5г .. А У/У Ах, / х,

(4)

по всем риск-параметрам для указанных целевых функций. На рис. 4 представлено семейство функций чувствительности к отклонениям натуральных объемов продаж образовательных услуг.

Численно любая функция чувствительности показывает, на сколько процентов изменится целевая функция при изменении риск-параметра на один процент. Из приведенных кривых чувствительности

(0.5)

/ЯЯ. %

50 45 41) 55 30 25 211 15 IV 5 о

Перно.1 (в голах)

Рис. 2. Динамика показателя Р/( Т)

1

Н 1

щ Ж к в ш ; .

ША ¡1рР

¡¡Я и!

¡¡¡Р

И щ

9 ю

Перилл (в голах)

Рис. 3. Динамика показателя /Л/?(Т)

АЗСР видно, что наиболее "опасный" периодом реализации данного проекта — третий год. В этот период руководство вуза должно принимать все меры для сохранения запланированного уровня продаж и не допускать роста текущих издержек.

Оценить влияние одновременного воздействия совокупности рисков можно на основе полного относительного отклонения целевой функции через относительные отклонения аргументов в виде следующей суммы (линейная модель):

= ......V/. (5)

У ^ ' .г.

I I

Функции чувствительности, входящие в указанную сумму, играют роль своеобразных весовых коэффициентов, определяющих степень влияния того или иного риск-парамегра на целевую функцию. Если предположить, что относительные отклонения объемов продаж услуг не превзойдут 20 %, с учетом того, что влияние инфляции на рост издержек уже учтено, то в самом неблагоприятном периоде полное от-

носительное отклонение накопленного сальдо финансовых потоков не превзойдет 45 %. Полученная оценка максимального отклонения Л5С7Г с течением времени быстро убывает, так как убывают все функции чувствительности проекта к рискам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видим, инвестиции в создание современной информационной системы для поддержки учебного процесса и системы управления вузом вполне могут окупиться в приемлемые сроки. Кроме того, наш опыт показал, что при создании подобных систем особое внимание следует уделить: во-первых, разработке проекта информационной системы с учетом перспективы развития вуза. Чем тщательнее проработан проект, тем меньше проектные риски на этапе реализации последнего. Во-вторых, внедрение подобной системы коренным образом меняет традиционный учебный процесс, его управление и методическое обеспечение. Это очень серьезное нововведение и к нему нужно тщательно готовить как преподавательский состав, гак и работников управления вузом.

0 12345678 9 10

Ж'рно I (к I о iat)

Рис. 4. Динамика функций чувствительности инвестиционного

проекта

(--) — услуги первого высшего образования через ДО (чел.);

(—м—) — услуги второго высшего образования через ДО (чел.); (—*—) — услуги повышения квалификации через ДО (чел.): (—♦—) — услуги повышения квалификации преподавателей (чел.); ( —♦—) — магистратура (чел.);

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ермаков A.B. Особенности мультисервис-ной сети для системы обеспечения учебного процесса // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер. Информатика, телекоммуникации, управление. 2008. № 6(69). С. 198-202.

2. Котов В.И., Ловиюс В.В. Разрабогка бизнес-плана: Учеб. пособие. СПб.: Иза-во "Линк", 2008. 136 с.

3. Котов В.И. Анализ рисков инвестиционных проектов на основе чувствительности и теории нечетких множеств. СПб.: Судостроение, 2007. 128 с.

УДК 004.7:378.5

А. А. Сидоров, П.В. Сенченко

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РЕГЛАМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Сегодня подготовка кадров в вузах наряду с традиционными формами и методами может осуществляться на основе использования инновационной модели образования с применением технологии группового проектного обучения (ГПО). Проектная методика не нова, но с учетом современных требований к уровню подготовки специалистов пред-сташшется нам достаточно прогрессивной.

Качество реализации любой инновации, в том числе образовательной, не всегда зависит лишь от ее внутреннего содержания. Часто решающее значение в вопросах результативности и эффективности ее использования имеет административная и инфор-мационно-технологическая инфраструктура. Такое положение дел указывает на необходимость применения современных информационных технологий поддержки организационно-управленческой деятельности. В данной статье рассматривается подход, основанный на использовании электронного административного регламента.

Сущность образовательной технологии группового проектного обучения

Истоки технологии группового проектного обучения находятся в русле научно-образовательной традиции университетов. По сути проектный метод существовал в вузах достаточно давно в рамках функционирования студенческих конструкторских

бюро. Развитие обозначенного подхода основано на формировании у студентов социально-коммуникационных компетентно-стей. а также навыков работы в команде и ответственности за общее дело.

Образовательная технология группового проектного обучения предполагает практическое закрепление знаний и навыков научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности в работе над проектом, результат которого ориентирован на дальнейшее использование. Основные задачи этого способа обучения следующие:

формирование у студента навыков самостоятельной работы и индивидуальной ответственности при выполнении конкретных частей проекта;

систематизация получаемых знаний, навыков и умений;

формирование междисциплинарного подхода к получению знаний;

получение теоретических знаний и практического опыта по оценке трудоемкости, планированию, контролю и анализу при реализации проекта;

развитие коммуникационной компетентности через организацию командной работы;

формирование компетентности, направленной на разработку конечного продукта, обладающего социальной и/или экономической значимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.