Научная статья на тему 'Оценка экономической эффективности академических единиц при нормативно-подушевом финансировании высшего образования'

Оценка экономической эффективности академических единиц при нормативно-подушевом финансировании высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ЦЕНТР ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НОРМАТИВНЫЕ ЗАТРАТЫ / ТРАНСФЕРТНАЯ ЦЕНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евстафьев К. А.

Переход к финансовому обеспечению высшего образования на основе нормативных затрат ставит задачу определения экономической эффективности академических единиц, реализующих образовательные программы. В статье рассмотрен метод оценки эффективности факультетов университета с учетом нормативных затрат и механизма трансфертного ценообразования между академическими единицами. Полученные результаты позволяют произвести их группировку по критерию эффективности и получить аналитические данные для управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка экономической эффективности академических единиц при нормативно-подушевом финансировании высшего образования»

3(189) - 2014

Рынок образовательных услуг

УДК 336.61

ОЦЕНКА

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ПРИ НОРМАТИВНО-ПОДУШЕВОМ ФИНАНСИРОВАНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

К. А. ЕВСТАФЬЕВ,

помощник директора, Институт менеджмента, экономики и предпринимательства E-mail: [email protected] Калининградский государственный технический университет

Решению принципиальной задачи «смещения акцентов бюджетного процесса от управления затратами к управлению результатами», первоначально сформулированной в Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах [5], к окончанию 2012 г. способствовало завершение изменений правового положения государственных и муниципальных бюджетных учреждений.

В настоящее время фундаментальной основой построения финансовой системы, ориентированной на результат, служит Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации [4]. В качестве мер децентрализации при принятии решений об эффективном и результативном использовании финансовых ресурсов предусматривается развитие системы государственных и муниципальных заданий.

Государственная политика повышения эффективности бюджетных расходов реализуется в форме представления учреждениям из соответствующих бюджетов субсидий, величина которых опреде-

Переход к финансовому обеспечению высшего образования на основе нормативных затрат ставит задачу определения экономической эффективности академических единиц, реализующих образовательные программы. В статье рассмотрен метод оценки эффективности факультетов университета с учетом нормативных затрат и механизма трансфертного ценообразования между академическими единицами. Полученные результаты позволяют произвести их группировку по критерию эффективности и получить аналитические данные для управленческих решений.

Ключевые слова: образование, бюджетирование, центр финансовой ответственности, эффективность, нормативные затраты, трансфертная цена.

При внедрении новых форм финансового управления в учреждениях образования в соответствии с проводимой реформой финансового обеспечения их деятельности в качестве одной из основных задач ставится оценка эффективности центров ответственности как единиц финансовой структуры этих учреждений.

ляется на основе нормативных затрат на единицу государственной (муниципальной) услуги в соответствии с параметрами госзадания.

Переход к финансированию на основе нормативных затрат в условиях среднесрочного (трехлетнего) финансового планирования неизбежно требовал соответствия денежного обеспечения государственных услуг показателям, утвержденным в бюджете и сводной бюджетной росписи. В связи с этим в переходный период 2011-2012 гг. учредителям было предоставлено право определения нормативных затрат отдельно по каждому бюджетному или автономному учреждению.

Это хотя и решало вопрос обеспеченности субсидий предусмотренными в бюджетах средствами, но по своей сути не соответствовало идее нормативно-подушевого финансирования, поскольку в таких условиях нормативные затраты на выполнение идентичных услуг могли значительно различаться даже в пределах одного региона.

В сфере высшего образования разница в нормативных затратах для вузов, находящихся на одной территории, могла привести к существенной разнице стоимости платного обучения по одним и тем же направлениям подготовки. Ведь в соответствии с указаниями Минобрнауки России стоимость платных образовательных услуг не может быть установлена ниже величины финансового обеспечения таких же услуг, выполняемых в рамках государственного задания [7].

Новый порядок определения нормативных затрат в системе высшего образования, который будет применяться с 2015 г., предусматривает единый размер нормативных затрат для специальностей и направлений подготовки, объединенных в стоимостные группы, «по которым устанавливаются равные минимальные итоговые значения нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги по специальностям и направлениям подготовки по очной форме обучения» [6].

Однако задача унификации размера нормативных затрат на оказание услуг в сфере высшего образования на государственном уровне начала решаться раньше. В 2012 г. Министерство образования и науки РФ опубликовало расчетные величины нормативных затрат, рассчитанные по группам специальностей (табл. 1) [3].

Министерством определен состав нормативных затрат, которые включают в себя расходы, непосредственно связанные с выполнением государственной

Таблица 1

Нормативные затраты по группам специальностей, установленные Минобрнауки России на 2012/2013 учебный год

Группа Бакалавриат, Магист-

специалитет ратура

Специальности, не требующие 60,20 70,57

лабораторного оборудования

Специальности, требующие 63,76 74,13

лабораторного оборудования

Специальности, требующие 66,23 76,6

особо сложного лабораторного оборудования

Специальности с установлен-

ным соотношением чис-

ленности преподавателей и

студентов: - 1:8 68,84 76,61

- 1:7 74,71 83,54

- 1:6 83,35 93,73

- 1:5 94,75 107,19

- 1:4 112,00 127,55

Приоритетные специальности 112,00 127,54

услуги (в первую очередь - оплата труда профессорско-преподавательского состава, включая начисления на фонд оплаты труда) и нормативные затраты на общехозяйственные нужды, в том числе оплату коммунальных услуг, административно-управленческих расходов и оплату труда сотрудников, не принимающих непосредственного участия в учебном процессе (от руководства до технического персонала).

Конкретные значения составляющих базовых нормативных затрат рассчитываются на основании требований федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных нормативов, санитарных норм и правил, а при их отсутствии -экспертным методом с учетом выделенного объема бюджетных средств [6].

Следует отметить, что рассчитанные Министерством образования и науки РФ суммы нормативных затрат в целом соответствуют выделенным объемам финансового обеспечения. Расчеты финансовой службы Калининградского государственного технического университета показали, что различие в величине финансового обеспечения, определенного с использованием нормативных затрат, и фактическим объемом финансирования составляет около 4 %.

Определение величин нормативных затрат и их унификация по стоимостным группам направлений подготовки позволяет внедрить новые методы финансового анализа и управленческого учета внутри высшего учебного заведения.

3(189) - 2014

Рынок образовательных услуг

Общепризнано, что бюджетирование, ориентированное на результат, должно проводиться с применением технологии выделения центров финансовой ответственности (ЦФО) [2]. При этом подход к схеме и методологии выделения ЦФО в структуре вуза напрямую связан с возможностью оценки эффективности их деятельности.

Так, предложенный в свое время принцип определения центров финансовой ответственности в соответствии с организационной структурой [1] в условиях бюджетно-сметного финансирования при отсутствии собственных доходов центров не позволял произвести оценку финансовой эффективности каждой академической единицы. В случае установления обоснованных величин нормативных затрат, соответствующих реальным расходам на реализацию образовательных программ, появляются новые возможности для оценки эффективности академических единиц.

Рассмотрим функционирование академической единицы. Под этим термином будем подразумевать обобщенное понятие, включающее в себя как институт в составе университетского комплекса, факультет, так и кафедры. Схема финансовых потоков такой единицы включает в себя источники финансового обеспечения и расходы (см. рисунок).

Следует сразу отметить, что предметом настоящего исследования являются только расходы, связанные с оплатой труда персонала, принимающего непосредственное участие в образовательном процессе. Все остальные затраты принимаются централизуемыми в общеуниверситетском фонде [2].

При указанном подходе расходами академической единицы, рассматриваемой в качестве центра финансовой ответственности, являются:

1) оплата труда профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала в соответствии со штатным расписанием;

2) оплата почасовой учебной нагрузки сверх установленной штатной нагрузки;

3) выплаты персоналу за реализацию дополнительных платных образовательных программ, не включенных в учебную нагрузку;

4) оплата труда преподавателей других академических единиц, принимающих участие в подготовке специалистов по направлениям, реализуемым ЦФО (трансфертные зачетные единицы). Типичным примером трансфертных расходов является учет оплаты труда преподавателей кафедр фундаментальных и гуманитарных дисциплин в затратах ЦФО на подготовку специалистов прикладных направлений;

Академическая единица

Трансфертные зачетные единицы

Плата за обучение по программам ВПО

Дополнительное образование

Субсидии из бюджета

\ У

Трансфертные зачетные единицы

Академическая единица (центр финансовой ответственности)

Нормативные затраты, не связанные с оплатой труда профессорско-преподавательского состава

Общеуниверситетский фонд

Оплата труда (штат)

Фонд стимулирования

Оплата дополнительной нагрузки

Начисления на фонд оплаты труда

Финансовый результат

* ВПО - высшее профессиональное образование.

Схема финансовых потоков академической единицы университета

5) фонд стимулирования, являющийся важнейшей составной частью системы бюджетирования, ориентированного на результат, и устанавливаемый в соответствии с общеуниверситетской финансовой политикой;

6) начисления на перечисленные выплаты персоналу;

7) расходы, включенные в состав нормативных затрат и не связанные с оплатой труда персонала, принимающего непосредственное участие в образовательном процессе, а также подлежащие после централизации в общеуниверситетском фонде направлению на другие статьи нормативных затрат.

В доходной части ЦФО необходимо учитывать следующие составляющие:

1) доходы от оказания платных услуг по направлениям академической деятельности ЦФО. Основной частью таких доходов является плата за обучение по направлениям подготовки, практикуемых на выпускающих кафедрах;

2) доходы от прочих образовательных услуг, какими могут являться программы повышения квалификации, переподготовки, дополнительного образования;

3) часть бюджетных субсидий, определенная в соответствии с размером нормативных затрат, установленных по направлениям подготовки выпускающих кафедр и контингенту обучающихся по данным направлениям;

4) трансфертные отчисления за участие сотрудников ЦФО в реализации программ других академических единиц.

Доля перечисленных составляющих в ресурсах отдельных академических единиц может существенно различаться. Так, для факультетов, реализующих наиболее востребованные потребителями образовательные услуги (традиционно к ним относятся экономические и юридические специальности), основой являются поступления от обучающихся на платной (контрактной) основе.

Если в структуре университета выделены академические единицы, преподающие базовые фундаментальные и гуманитарные дисциплины без выпуска по данным направлениям (их спектр широк - от высшей математики и химии до иностранных языков и физической культуры), преобладающей (если не исключительной) составляющей будут являться трансфертные взаиморасчеты с другими академическими единицами. Для направлений, реализуемых преимущественно за счет бюджетного финансирования (к ним в насто-

ящее время относится большинство технических специальностей), основным финансовым источником являются бюджетные субсидии, рассчитанные в соответствии с нормативными затратами.

Задача определения финансовых потоков в рамках трансфертного взаимодействия с другими академическими единицами может представлять значительную сложность. Основой определения базы для трансфертных расчетов должны являться данные информационной системы по сводной учебной нагрузке в разрезе направлений подготовки с отдельным указанием для каждого направления академических единиц, как непосредственно преподающих учебную дисциплину, так и профильных (выпускающих).

Трансфертный доход академической единицы определяется как объем учебных часов, входящих в учебную нагрузку по направлениям, соответствующим профилям других академических единиц, умноженный на принятую в университете ставку почасовой оплаты. Аналогично трансфертным расходом будет являться произведение почасовой ставки на нагрузку по дисциплинам, которую преподаватели других академических единиц читают по профильным для рассматриваемого ЦФО направлениям подготовки.

В качестве нормы почасовой оплаты целесообразно включать в расчет усредненную ставку в зависимости от должностей и квалификации профессорско-преподавательского состава. В то же время расчет отдельных ставок для различных академических единиц не представляется целесообразным, так как затрудняет систематизацию и унификацию расчетов.

Следует отметить, что оптимальной для расчета представляется ставка, при которой финансовый результат академической единицы, денежным источником которой является исключительно трансфертный доход, будет наиболее близок к нулю, так как в сумму оплаты трансфертной нагрузки не должна включаться дополнительная прибыль.

Доля нормативных затрат, подлежащая централизации, определяется исходя из определенной в соответствии с установленной методикой структурой нормативных затрат для каждой стоимостной группы направлений подготовки и рассчитывается по академическим единицам как средневзвешенное значение по контингенту обучающихся: X(НЗ„ -НЗ1ОТП) X п„

Кц'= ' X НЗ} „ X п„ '

3(189) - 2014

Рынок образовательных услуг

где академические единицы индексируются по у, а реализуемые внутри них направления подготовки -по /, под НЗ понимается величина соответствующих нормативных затрат, а под НЗФОТП - фонд оплаты труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги, в составе нормативных затрат.

Финансовый результат академической единицы, характеризующий ее экономическую эффективность, рассчитывается как отношение разницы суммы источников финансового обеспечения и расходов на оплату труда персонала, а также частью доходов, подлежащих централизации в соответствии со структурой нормативных затрат, к общей величине финансового обеспечения:

IИФОу -IРу - НЗу

ФРу =

-100%.

I ИФОу

В табл. 2 приведены результаты расчета, проведенного для академических единиц (факультетов) Калининградского государственного технического университета. В составе расходов учитывался фонд стимулирования профессорско-преподавательского состава в размере 30 % от оплаты труда, установленной штатным расписанием.

Проведенный анализ позволяет произвести группировку академических единиц внутри университета по критерию их эффективности. В табл. 2 можно выделить следующие группы.

1. Высокоэффективные, финансовый результат которых превышает 20 %. В эту группу входят

Таблица 2

Финансовый результат академических единиц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Номер академической единицы (факультета) Субсидии из бюджета Платные программы ВПО Дополнительное образование Доля трансфертов другим единицам в собственной нагрузке, % Доля трансфертов других единиц в нагрузке по выпускаемым направлениям, % Доля нормативных затрат, подлежащая централизации, % Финансовый результат, °%

1 + 19 47 21 36

2 - 100 - - 0

3 1

4 + + 29 55 26 7

5 6 59 30 28

6 43 57 13

7 - 30 40 26 1

8 13 35 -14

факультеты 1 и 5, основой доходной базы которых является оплата обучения по востребованным на рынке направлениям подготовки.

2. Эффективные, с величиной финансового результата от 0 до 20 %. К таким академическим единицам отнесены факультеты 4, 6 и 7, основой финансовой базы которых является подготовка технических специалистов в соответствии с государственным заданием, в том числе по программам подготовки по приоритетным специальностям.

3. Обеспечивающие академические единицы, не осуществляющие выпуска по профильным специальностям и реализующие общеобразовательную подготовку на всех факультетах. Их финансовой базой являются трансфертная учебная нагрузка, а финансовый результат близок к нулю (факультеты 2 и 3).

4. Неэффективные академические единицы с отрицательным финансовым результатом. К ним можно отнести факультет 8, преимущественно реализующий программы подготовки специалистов в рамках государственного задания.

Таким образом, метод оценки эффективности центров финансовой ответственности в учреждении высшего образования с учетом нормативных затрат на подготовку специалистов и трансфертных финансовых отношений позволяет получить необходимую управленческую информацию о состоянии финансов внутри академических единиц.

Следует отметить, что данный метод применим к оценке более мелких академических единиц, таких как кафедры или лаборатории внутри факультетов. Проведение такого анализа применительно к структурным составляющим наиболее проблемной академической единицы (факультет 8) позволяет определить степень их влияния на отрицательный финансовый результат факультета в целом, а также наличие наиболее и наименее эффективных подразделений (табл. 3).

Представленные данные позволяют провести предварительную классификацию факторов, снижающих финансовую эффективность. Высокая доля неэффективных единиц внутри факультета свидетельствует о наличии определенных системных проблем, присущих академической единице в целом.

Следует отметить, что данные проблемы могут быть не связанными с качеством менеджмента, а вызванными одним или несколькими факторами внешней среды. В процессе исследования характера аспектов, снижающих эффективность, следует проанализировать следующие показатели:

Таблица 3 Финансовый результат внутренних академических единиц с фондом стимулирования профессорско-преподавательского состава в размере 30 %

• контрольные цифры приема за счет средств федерального бюджета;

• динамику приема на контрактное обучение;

• уровень стоимости обучения, соответствие его рыночной среде и величине нормативных затрат;

• структуру нормативных затрат в части отчислений в общеуниверситетский фонд.

В то же время различие в показателях эффективности свидетельствует о наличии индивидуальных для внутренних академических единиц проблем. Так, финансовый результат кафедр 1-3 существенно различается, хотя источники их финансового обеспечения по своей структуре схожи. Наличие в структуре факультета академической единицы без выпускаемых специальностей и направлений подготовки и действующей исключительно в рамках трансфертных взаимоотношений при резко выраженной финансовой неэффективности (кафедра 6) является очевидной проблемой, требующей первоочередного исследования.

Данные, полученные в результате исследований по приведенной методике, могут служить основой для углубленного анализа деятельности академических единиц, имеющих отрицательную или низкую финансовую эффективность. В рамках такого разбора возможно введение поправочных коэффициентов в расчет эффективности с учетом специфики академических единиц в части:

• стоимости оплаты трансфертных часов с учетом квалификации профессорско-преподава-

тельского состава, а также при организации поточных занятий; • обоснованного изменения норматива отчислений в общеуниверситетский фонд с учетом требований учебного процесса. Так, расчет показывает возможность выхода на рентабельную деятельность при снижении величины отчислений в общеуниверситетский фонд до 10-20 % для факультетов с низкой и отрицательной эффективностью. Результаты углубленного анализа эффективности в итоге должны лечь в основу будущих управленческих решений.

Список литературы

1. Гринь А. М. Управление бюджетом вуза // Университетское управление. 2003. № 4 (27). С. 16-24.

2. Евстафьев К. А. Бюджетное планирование в высшем учебном заведении в условиях финансовой реформы // Известия КГТУ. 2012. № 12. С. 203-211.

3. Нормативные затраты на реализацию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования (аспирантура, адъюнктура) и подготовку докторантов по специальностям на единицу государственной услуги на прием 2012/2013 учебного года: утв. Ми-нобрнауки России 05.06.2012 № ИБ-67/02вн.

4. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

5. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов: постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249.

6. Об утверждении методики определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки: приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 № 638.

7. Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания: приказ Минобрнауки России от 20.12.2010 № 1898.

Номер внутренней академической единицы (кафедры) Субсидии из бюджета Платные программы ВПО Доля трансфертов другим единицам в собственной нагрузке, °% Доля трансфертов других единиц в нагрузке по выпускаемым направлениям, °% Доля нормативных затрат, подлежащая централизации, °% Финансовый результат, °%

1 + 40 50 26 -12

2 29 48 -4

3 3 83 9

4 + 36 2

5 64 56 -16

6 - 100 - - -46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.