Научная статья на тему 'Глобализация и современное управление в ВУЗе. Стратегии учета и покрытия накладных расходов'

Глобализация и современное управление в ВУЗе. Стратегии учета и покрытия накладных расходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ / УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Высотская Анна Борисовна

В рамках настоящей статьи автором была поставлена цель на основе углубленного анализа существующих методик учета затрат, выявить наиболее эффективную и адекватную современным условиям развития в современном университете. Эволюционирование форм управления университетом на фоне всеобщего процесса глобализации привело к обозначению проблемы грамотной постановки управленческого учета, в целом, и управления затратами, в частности. Грамотная постановка управленческого учета в ВУЗе способна позволить лучше понять структуру расходов и привести к устойчивости университета в долгосрочной перспективе. Имея полную картину экономических затрат на научные исследования и преподавание, становится возможным более эффективно управлять также и ценой этих мероприятий. Все это помогает в планировании долгосрочных инвестиций в инфраструктуру ВУЗа, чтобы не только поддерживать определенный уровень деятельности, но и развивать его в дальнейшем. Кроме того, прозрачная система управления затратами и определения себестоимости, позволила бы обеспечить решение ряда задач в области бухгалтерского учета, поставленных на Законодательном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глобализация и современное управление в ВУЗе. Стратегии учета и покрытия накладных расходов»

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И СОВРЕМЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ВУЗЕ.

СТРАТЕГИИ УЧЕТА И ПОКРЫТИЯ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ. GLOBALIZATION AND MODERN MANAGEMENT IN HIGH SCHOOL.

STRATEGIES OF OVERHEADS ACCOUNTING AND ALLOCATION.

ВЫСОТСКАЯ АННА БОРИСОВНА,

К.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита экономического факультета ЮФУ, e-mail:vysotskaya. ahagmail. com

VYSOTSKA YA ANNA,

phD.,Associate professor of accounting and audit department SFEDU e-mail:vysotskaya. abagmail. com

В рамках настоящей статьи автором была поставлена цель на основе углубленного анализа существующих методик учета затрат, выявить наиболее эффективную и адекватную современным условиям развития в современном университете. Эволюционирование форм управления университетом на фоне всеобщего процесса глобализации привело к обозначению проблемы грамотной постановки управленческого учета, в целом, и управления затратами, в частности.

Грамотная постановка управленческого учета в ВУЗе способна позволить лучше понять структуру расходов и привести к устойчивости университета в долгосрочной перспективе. Имея полную картину экономических затрат на научные исследования и преподавание, становится возможным более эффективно управлять также и ценой этих мероприятий. Все это помогает в планировании долгосрочных инвестиций в инфраструктуру ВУЗа, чтобы не только поддерживать определенный уровень деятельности, но и развивать его в дальнейшем.

Кроме того, прозрачная система управления затратами и определения себестоимости, позволила бы обеспечить решение ряда задач в области бухгалтерского учета, поставленных на Законодательном уровне.

Ключевые слова: глобализация; внутренний аудит;

гармонизация;бухгалтерский учет; накладные расходы; управление ВУЗом; управленческий учет.

In the article, the author has set a target to identify the most effective and appropriate management method in modern conditions of development in the modern University based on a thorough analysis of existing methods of cost accounting. Evolution of the University management forms on the background of a general process of globalization has led to certain challenges in management accounting in general and management of expenses, in particular.

Competent Management accounting at the University is able to provide a better understanding of the structure of costs and lead to the stability of the university in the long term. Having a complete picture of the economic costs of research and teaching, it is possible manage also the cost of these activities more effectively. All this helps as in planning of the long-term investments in the infrastructure of the University, and in maintaining a certain level of activity and developing it in further.

In addition, a transparent cost management system and the cost determination, would lead to reach a number of targets in the field of accounting established at the legislative level.

Keywords: globalization, internal audit, harmonization, accounting,

overheads, management of the institution of higher education, management accounting.

JEL classification: M1,M21,M41.

Введение. Являясь, в первую очередь, образовательным учреждением, университет все же должен осуществлять бизнес-деятельность, а, следовательно, выполнять все присущие этому процессу функции. При этом ключевая роль в данном процессе отводится высшему менеджменту ВУЗа.

В условиях, когда процесс глобализации влияет на все экономические и бизнес-процессы, вне зависимости от вида деятельности и организационноправовой формы хозяйствующего субъекта, многократно ускорился процесс принятия решений. На первое место выходят такие характеристики финансовой информации, как своевременность, уместность, нейтральность, понятность.

Актуальными продолжают оставаться и вопросы повышения гибкости и оперативности хозяйственной деятельности ВУЗа. На фоне чего вопросы калькуляции в ВУЗе остаются широко обсуждаемыми на протяжении длительного времени - особенно в части включения накладных расходов в состав "полной себестоимости". Что естественным образом составляет часть дискуссии о формировании полной себестоимости средствами управленческого учета в целом. Являясь предметом вековых споров не только в нашей стране, но и за рубежом, указанные вопросы далеко не во всех высших учебных заведениях решаются эффективно.

Обзор литературы. В настоящее время основная масса работ, посвященных управленческому учету в ВУЗе, содержит описание принципов управленческого учета - в том числе и ABC метода1. Как правило, работы

1АВС-метод (Activitybasedcosting) был разработан американскими учёными Р. Купером и Р. Капланом в конце 80-х годов прошлого века. В основе метода - затратный подход, при котором все операции делятся на управленческие, вспомогательные и основные операции. В процессе калькулирования себестоимости создаваемой потребительской ценности все текущие затраты, связанные с выполнением разного рода операций, группируются и переносятся на соответствующий объект затрат. При этом затраты, связанные с выполнением основных операций по созданию потребительской ценности, прямо переносятся на конкретный объект затрат. Однако накладные затраты, а именно расходы на выполнение управленческих и вспомогательных операций не могут быть непосредственно перенесены на соответствующий

отечественных авторов сводятся к описанию наиболее распространенных методов учета затрат. Так, например, в работе Кузнецовой С.П. была предложена методика, предназначенная для расчета нормативов накладных расходов на основе установления процентного соотношения к доходу (выручке). В работе И.Б. Валикова (2010) рассмотрены некоторые аспекты управленческого учета («директ-костинг», «стандарт-костинг», АВС-метод), а также бюджетирования накладных расходов. В работе М. И. Лугачева и В. Н. Бабешко (2011) обсуждаются вопросы финансового планирования при реализации учебных программ высшего образования в модели партнёрства бизнеса и образования.

Однако в наибольшей степени тематика учета накладных расходов развита на Западе. В подтверждение этому можно привести следующий (далеко не исчерпывающий) список основных публикаций в области управленческого учета в ВУЗе, в целом, и, в области учета накладных расходов, в частности это работы ТоммасоАгасисти (2008) и др.; Беббингтон Дж. (2011) и др.;

Кроме единичных исследований, здесь также широко распространены исследования и утверждение рекомендаций исследовательскими группами, с участием высшего руководства (см., например, «Отчет исследовательской группы», утвержденный в 2003 году, в Дублине).

Обзор существующих подходов. В рамках формирования системы учета накладных расходов в университете представляется целесообразным рассмотреть существующие способы калькулирования себестоимости единицы объема услуги и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования. При этом выбор способа калькулирования должен осуществляться таким образом, чтобы максимально оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур.

В общем виде затраты университета делятся на две большие категории (рис.1):

объект затрат, так как такие операции выполняются в различных бизнес-процессах, т.е. одновременно участвуют в создании нескольких объектов затрат.

Рис. 1. Расходы Университета

- Прямые затраты включают в себя такие, которые могут быть соотнесены напрямую с исследовательским проектом или образовательной услугой. Примерами являются заработная плата персонала, занятого непосредственно в проведении научно-исследовательских работ, а также материалы и оборудование, приобретенное для осуществления этой деятельности. Также если проект требует строительства или аренды новых объектов инфраструктуры, или, если существующая инфраструктура должна быть изменена, это также относится к прямым затратам.

- Косвенными, или накладными расходами признаются расходы, понесенные в ходе исследовательского проекта или оказания образовательной услуги, но которые не могут быть отнесены напрямую или исключительно к этим видам деятельности. Примерами таких косвенных затрат являются расхода на освещение, отопление, обслуживание, библиотечное обслуживание, компьютерные услуги. К этой группе относятся также расходы на административно-управленческий персонал, услуги которого необходимы для осуществления деятельности, включая набор персонала, закупку оборудования и материалов, формирование финансовой отчетности.

Накладные расходы, в свою очередь, можно представить в следующем виде (рис. 2):

Накладные

расходы

университета

г *

Накладные расходы Общеуниверситетские

подразделении - накладные расходы -

■ НРП ОНР

? ч

Накладные Накладны

расходы е расходы

факультетов/п кафедр/

одоазделении отделов

V ^ V

Рис. 2. Схема накладных расходов Университета

Предполагается, что накладные расходы университета, произведенные за отчетный период, согласно утвержденной учетной политики, распределяются на себестоимость оказанных услуг, а в части не распределяемых расходов - на увеличение расходов текущего финансового года.

Для определения наиболее эффективной модели учета затрат, представляется целесообразным рассмотреть существующие методики распределения затрат, наиболее распространенные в применении:

1. Прямой

2. Пошаговый

3. Распределения встречных услуг с помощью системы линейных уравнений

4. Методика определения накладных расходов на базе производственных площадей

5. Международные модели.

Если рассмотреть их более подробно, можно определить наиболее эффективные:

1. Прямой метод распределения используется наиболее широко. При этом игнорируются встречные услуги одного подразделения другому, все услуги списываются на затраты основных центров ответственности (ЦО).

2. Пошаговый метод используется для распределения встречных услуг обслуживающих (вспомогательных) подразделений. Это более точный, чем прямой, метод последовательного распределения затрат. Цикл распределений обычно начинают с центра ответственности, который оказывает услуг больше, чем потребляет. Эти услуги распределяются между вспомогательными и производственными ЦО. Далее берут следующий вспомогательный ЦО и последовательно, шаг за шагом, продолжают распределение. Заканчивают подразделением, оказавшим минимальный объем услуг.

3. Метод распределения встречных услуг с помощью системы линейных уравнений.Прямой и пошаговый методы недостаточно корректны в случае оказания вспомогательными цехами взаимных, встречных услуг друг другу. Например, администрация обслуживает сотрудников ЦО информационных технологий и, в свою очередь, получает часть услуг. Данный метод включает три стадии.

1 стадия: оказание встречных услуг выражается через линейную зависимость, т.е. строится система линейных уравнений;

2 стадия: решается система линейных уравнений;

3 стадия: полностью собранные затраты вспомогательных цехов

распределяются далее пропорционально количеству оказанных услуг.

4. Методика определения накладных расходов на базе производственных

площадей (Кузнецова С.П., 2000). Норматив накладных расходов

устанавливается в процентах к доходу (выручке), получаемому в результате выполнения подразделением работ (услуг). Деятельность подразделений, приносящая внебюджетный доход, разделена на следующие виды:

- Учебная, связанная с оказанием образовательных услуг.

- Научная, связанная с проведением научно-исследовательских и опытноконструкторских работ.

- Прочая, не относящаяся к учебной и научной деятельности.

Общий процент накладных расходов подразделения, для которого производится расчет, находится в зависимости от вида деятельности подразделения и складывается из определенных составляющих.

Накладные расходы в рамках выделенных групп распределяются между подразделениями и относятся к подразделениям, деятельность которых приносит относительно небольшой внебюджетный доход (рассчитываются только общевузовские накладные расходы):

- общевузовские накладные расходы - ко всем подразделениям в равной степени независимо от вида деятельности подразделения;

- учебные накладные расходы - подразделениям, осуществляющим платную образовательную деятельность, пропорционально среднегодовому приведенному контингенту учащихся;

- прочие накладные расходы - подразделениям, осуществляющим учебную, научную и прочую деятельность, пропорционально площади, занимаемой подразделением, для которого производится расчет.

5. В международной практике наиболее популярны две модели учета затрат в университетах:

- Американская,

- Ирландская.

При этом способ учета затрат, в том числе и накладных, закрепляется на государственном уровне и является обязательным для применения во всех ВУЗах, без исключения. По некоторым исследованиям (см.напр., Cronin M. и др., 2003), американская модель имеет некоторые преимущества, так как располагает следующими основными параметрами:

- процедура выявления косвенных расходов и расчета уровня для каждого сектора учета представляет собой систематический процесс;

- образовательные учреждения отвечают за распределение косвенных расходов в секторах, где накладные расходы не могут быть четко определены;

- аудит накладных расходов проводится регулярно, что гарантирует, минимизацию косвенных расходов и правильное распределение.

Ирландская модель основывается на принципе прозрачного учета затрат (TRAC). В основе которого лежит система учета израсходованного времени профессорско-преподавательским составом на основе регулярных отчетов по заранее установленным критериям.

Предлагаемый подход. Эффективность системы управления расходами во многом зависит от правильности принятых управленческих решений. В этой связи размер отчислений накладных расходов должен иметь четкое обоснование. Для этих целей необходимо представить оргструктуру всего университета с разделением на «Центры финансовой ответственности» (ЦФО). Кроме того необходимо разработать такую модель учета затрат, в которой все затраты будут закреплены за конкретным ЦФО и распределены на прямые и накладные.

1. Вариант.

Распределение производственных накладных расходов - окончательная стадия размещения накладных расходов ЦФО в себестоимость услуг. За основу можно взять следующие показатели:

- время, например, часы работы человека или производственного оборудования,

- % стоимости труда

- % материальных затрат

- % первоначальной стоимости или за единицу продукции

- % затрат на административные накладные расходы

- % продаж (продажа или распределение накладных).

Процесс будет включать две стадии:

1. Расчет ставки распределения расходов (R) каждого ЦФО следующим образом:

Общие накладные расходы/Общие часы работы человека или оборудования (заработная плата ППС)

2. Отнесение на единицу услуги:

По каждому ЦФО накладные расходы на услугу Х будут равны:

^цфо1 x Нцфо1) + ^цфо2 x Нцфо2)+... + ^цфо12 x Нцфо12), где R = ставка распределения накладных расходов,

H = время, затраченное ЦФО на выполнение услуги Х.

При этом нормативные ставки накладных расходов должны быть определены предварительно на основе расчетных или бюджетных показателей, рассчитанных до начала периода.

Положение о накладных расходах должно иметь следующую структуру:

1. Общие положения

2. Принципы расчета (принятая методика)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Порядок расчета

4. Источники покрытия расходов

5. Ответственные за исполнение

6. Методические указания.

2. Вариант.

Затраты по оказанию услуг учитываются на затратных счетах:

«Основное производство»;

«Общепроизводственные расходы»;

«Общехозяйственные расходы»;

«Коммерческие расходы»;

«Издержки обращения».

Прямые затраты - это затраты, которые можно непосредственно отнести на производство конкретной продукции или конкретных услуг.

Косвенные или накладные расходы - это расходы, которые являются общими для предприятия и поэтому их нельзя отнести на конкретный, вид продукции. Тем не менее, их необходимо учесть в себестоимости, а следовательно, и в цене оказываемых услуг. Для этого их распределяют пропорционально выбранной базе: себестоимости данного вида продукции, материальным затратам или заработной плате. Себестоимость продукции без косвенных расходов называют производственной себестоимостью (нетто-себестоимостью) а себестоимость с включенными в нее косвенными расходами, соответственно, полной себестоимостью или брутто-себестоимостью (Кольвах

0.И., 2000).

Так, общая сумма накладных расходов, например, за 2012 год, составила 932366,4 тыс.руб. (что составляет 24,6% от общего дохода). Удельный вес накладных расходов для каждого ЦФО предлагается определять пропорционально начисленной заработной плате профессорско-преподавательского состава.

Структура доходов и расходов университета представлена в Приложении

1.

При этом предполагается, что накладные расходы должны быть дифференцированы по видам экономической деятельности, определенным Уставом Университета, а также:

- распределяться по центрам ответственности (структурным подразделениям), с учетом различных источников финансирования,

- иметь четко обозначенную, подробную структуру статей НРП и ОНР.

Рис. 3. Структура накладных расходов Университета.

Особенности, присущие ОНР, выражаются в следующем:

> Величина общеуниверситетских накладных расходов (ОНР) определяется согласно объему нормативных затрат на общехозяйственные нужды, исчисляется в процентах и утверждается приказом по Университету.

> Для целей формирования ПФХДУ накладные расходы нормируются по статьям затрат и составляют расходы по сопровождению образовательной и научной деятельности ЮФУ.

Особенности формирования НРП заключаются в следующем:

> величина НРП (от субсидии) устанавливается в соответствии с нормативными затратами на общехозяйственные нужды

^ структура НРП (от средств от приносящей доход деятельности), в части, оставшейся после распределения (отчислений в ФНР), определяется подразделением самостоятельно в соответствии с ПФХДП.

Особенности формирования описанных видов накладных расходов определяют особенности формирования и распределения фонда на покрытие накладных расходов (ФНР). Так, учет накладных расходов целесообразно вести раздельно по накладным расходам подразделений (НРП) и общеуниверситетским накладным расходам (ОНР).

Средства ФНР подлежат распределению на себестоимость оказанных услуг, а в части нераспределяемых расходов - на увеличение расходов текущего финансового года.

распределяются пропорционально объему выручки от реализации услуг, выполнению работ, доходам структурных подразделений.

В свою очередь,нормативы отчислений в ФНР должны учитывать особенности формирования норм накладных расходов структурного подразделения (НРП) по видам деятельности, по которым заказчиком может быть установлен специальный режим расчета нормативных затрат.

Современные условия функционирования Университета высвечивают необходимость регулярного планирования объема ФНР по отношению к ожидаемому доходу с последующей корректировкой (ежеквартально) ПФХДУ и ПФХДП. И в этих условиях наиболее адаптивной представляется модель, основанная на ситуационно-матричном подходе к бухгалтерскому учету.

3. Модель формирования фонда накладных расходов Университета Пусть планируемый на предстоящий год объем поступлений составит Q = 4000000000 руб. Норматив удельных прямых расходов d20,70 = 23% или 0,23 от планируемого дохода. Отсюда устанавливаем объем прямых расходов S (20, 70) = d20,70 • Q = 0,23- 4000000000 = 920000000 руб., где S (20, 70)

символическая запись проводки: Дебет 20 - «Основное производство»,

Кредит 70 - «Расчеты с персоналом по оплате труда» - 920000000 руб.

Далее, приняв за единицу объем прямых расходов (р20,70 = 1), по отношению к ней используем установленные нормативы накладных расходов: Р25,91.2 = 0,08 (8%), Р26,91.2 = 0,24 (24%)2.

Исходя из этого, формируем шаблон журнала учетных операций по учету расходов (табл. 1) в соответствии с формулой или, подставляя значения, имеем MDT* = 1-Е (20,70) + 0,08-Е (25,91.2) + 0,24-Е (26,91.2) . Этой формуле соответствует следующее заполнение шаблона журнала операций.

Таблица 1- Шаблон журнала операций по учету оплаты труда

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов - E (X,Y) Коэффи циент преобраз ования (Px,y)

Дебет Кредит

1. Прямые расходы отнесены на себестоимость 20 70 1

2. Учтены накладные расходы подразделений 25 91.2 0,08

3. Учтены общеуниверситетские накладные расходы 26 91.2 0,24

Итого: 1,32

На основании таблицы 1 шаблон левосторонней Главной книги в соответствии с векторно-матричным уравнением выглядит следующим образом:

(VDR* - VCR*) t-i+ MDT* e - VCT* =(VDR* - VCR*) t

2Через установленные нормативы можно так же определить величины всех остальных элементов затрат в соответствии с п.8 ПБУ 10/99 «Расходы организации». Например, пусть норматив материальных расходов составляет 9% или 0,09 от объема продаж, а норматив приобретения материалов - 12% или 0,12. Тогда планируемый объем материальных затрат в нашем случае составит 8 (20, 10) = d20,10 • р = 0,09' 7500000 = 675000 руб., а планируемый объем приобретения, соответственно, 8 (10, 60) = d20,10 • р = 0,12' 7500000 = 900000руб. Ставка НДС Р19,60 = 18% или 0,18. На этой основе, следуя предлагаемой методике, уже нетрудно создать шаблоны соответствующих балансовых отчетов.

Таблица 2 - Шаблон левосторонней Главной книги в коэффициентах преобразования_______________________________________________________________

Счета Сальдо н. С кредита в дебет счетов MDT* Итого Дебет Итого Креди Сальдо

Дебе т VDR * Креди т VCR* 20 25 26 70 91.1 MDT* e т VCT* Дебет VDR* Креди т VCR*

20 0 0 1 1 0 1 0

25 0 0 0,08 0,08 0 0,08 0

26 0 0 0,24 0,24 0 0,24 0

70 0 0 0 1 0 1

91.1 0 0 0 0,32 0 0,32

Итог о 0 0 0 0 0 1 0,32 1,32 1,32 1,32 1,32

Умножая все элементы шаблона на сумму прямых расходов S (20, 70) = 840000000 руб., получаем в одно действие с помощью Excel следующее заполнение Главной книги в абсолютных величинах:

Таблица 3 - Левосторонняя Главная книга по расходам в абсолютных величинах (в млн.руб.)______________________________________________________

Счета Сальдо н. С кредита в дебет счетов MDT* Итого Дебет Итого Креди Сальдо

Дебе т VDR * Креди т VCR* 20 25 26 70 91. 1 MDT* e т VCT* Дебет VDR* Креди т VCR*

20 0 0 920 920 0 920 0

25 0 0 73, 6 73,6 0 73,6 0

26 0 0 22 0,8 220,8 0 220,8 0

70 0 0 0 920 0 920

91.1 0 0 0 294,4 0 294,4

Итог о 0 0 0 0 0 920 1214,4 1214, 4 1214,4 1214,4

Заключение. Таким образом,очевидно следующее: для ВУЗа ответственность увеличивается, потому что здесь привлекаются значительные государственные средства. Следует ожидать, что в этой связи основные бизнес-процессы должны быть адекватными и устойчивыми. Именно одним из таких ключевых бизнес-процессов и будет являться калькуляция, так как на ее основе происходит потребление финансовых ресурсов, которые связаны с деятельностью и результативностью ВУЗа.

При этом, затраты образовательного учреждения при оказании услуг делятся на прямые и накладные.

Для планирования накладных расходов российское законодательство позволяет применять следующие методы:

1) метод прямого счета по каждой статье затрат;

2) определение расходов в процентном отношении к основной заработной плате производственных рабочих;

3) смешанный метод, когда одна часть статей затрат определяется прямым счетом (амортизационные отчисления; зарплата вспомогательного и административно-управленческого персонала, налоги и сборы, относимые на себестоимость), другая - как процент к основной заработной плате производственных рабочих.

При этом законодательством РФ объем накладных расходов не регламентирован. Указанный процент должен регламентироваться внутренними документами вуза (учетная политика, приказы (распоряжения) ректора).

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1.Валиков И.Б. (2010) «Методика управленческого учета накладных расходов». Экономика и управление №8(69), Санкт-Петербург.

2. Васильева, М.В.

(2010)Концептуальныенаправленияпостроениясистемыналоговогопрогнозирова ния и планирования на макро- и микроуровне// Управленческийучет. - №2.

3.Высотская А.Б. (2009) Бухгалтерское моделирование финансовых результатов

коммерческих организаций.

ВестникРостовскогогосударственногоэкономическогоуниверситета (РИНХ). № 28. С. 286-294.

4. Высотская А.Б. (2012) Налоговое планирование в управлении финансовой деятельностью предприятия. Налоги и налогообложение. 2012. № 2. С. 8-12.

5.Кольвах О.И. (2000)Ситуационно-матричнаябухгалтерия в

бухгалтерскомучете и экономическоманализе. Монография - М.

6.Кольвах О. И. (2010)Ситуационно-матричноемоделирование в

бухгалтерскомучете и балансоведении: монография/О. И. Кольвах. М.:

Вузовская книга, 2010. 336с.

7. Кузнецова С.П. (2000) Методика определения накладных расходов подразделения ВУЗа, занимающихся деятельностью, приносящей внебюджетный доход. Университетское управление. № 4(15). С. 65-66.

8.Лугачев М.И., Бабешко В.Н. (2011) «Моделированиефинансовыхпотоков, обеспечивающихучебныйпроцесс в вузе, при участиибизнес-заказчика». ТРУДЫ МФТИ. Том 3, № 4

9. Agasisti T., Arnaboldi M., Azzone G.

(2008)Strategicmanagementaccountinginuniversities: the Italian experience. Higher Education. January 2008, Volume 55, Issue 1, pp 1-15.

10. Bebbington, J., Gray, R., Hibbit, C., and Kirk, E. (2001) Full Cost Accounting: An Agenda for Action. Series: ACCA research report (73).

11. Cronin M., Thornhill D. (2003) «Report of the Group on Research Overheads», Dublin.

REFERENCES

1. Valikov I. (2010) "Methods of accounting management overheads" Economics and management of number 8 (69), St. Petersburg.

2. Vasilyeva, M. Conceptual directions of construction of tax forecasting and planning at the macro-and micro level //Management Accounting. - 2010. - № 2.

3. Vysotskaya A. (2009) Accounting modeling of financial results in commercial organizations. Bulletin of the Rostov State Economic University (RINH) .Number 28.

S. 286-294.

4. Vysotskaya A. (2012) Tax planning in the financial management of the enterprise. Taxes and taxation.Number 2. P.p. 8-12.

5. Kolvakh O. Situational-matrix accounting in the accounting and economic analysis. Monograph - Moscow, 2000.

6. Kolvakh O. (2010) Situational and matrix modeling in accounting and balance science: monograph M. 336p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kuznetsova S. (2000) Methods of determining the overheads in the units of the university engaged in non-budgetary income activities. Management of the University. Number 4 (15). p. 65-66.

8. Lugachev M., Babeshko V.(2011) "Modeling of financial flows to ensure the educational process at the university, with the participation of the business of the customer." Proceedings of MIPT.Volume 3, № 4.

9. Agasisti T., Arnaboldi M., Azzone G.

(2008)Strategicmanagementaccountinginuniversities: the Italian experience. Higher Education. January 2008, Volume 55, Issue 1, pp 1-15.

10. Bebbington, J., Gray, R., Hibbit, C., and Kirk, E. (2001) Full Cost Accounting: An Agenda for Action. Series: ACCA research report (73).

11. Cronin M., Thornhill D. (2003) «Report of the Group on Research Overheads», Dublin.

СВЕДЕНИЯОБАВТОРАХСТАТЬИ

«Г лобализация и современное управление в ВУЗе. Стратегии учета и покрытия накладных расходов».

Фамилия, имя, отчество Высотская Анна Борисовна

Научная степень, ученое звание, место работы, должность К.э.н. Южный федеральный университет доцент

Контактный Телефон +79287794745

Адрес, e-mail 344022, г.Ростов-на-Дону, ул.Б.Садовая, 162/70 кв.6 vysotskaya.ab@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.