дискуссия ,
журнал научных публикаций X
Терентьев А.Я., соискатель, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина, г. Екатеринбург, Россия
ОЦЕНКА эКОНОМИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ УСЛУГ ВОДОСНАБЖЕНИЯ
И ВОДООТВЕДЕНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ МУП «ВОДОКАНАЛ» Г. ЕКАТЕРИНБУРГ)
Услуги водоснабжения и водоотведения традиционно считаются социальными услугами. Поэтому они всегда предоставлялись и предоставляются по крайне низким ценам, не считаясь с экономически необходимыми затратами. В связи с этим, потребителям сложно смириться с быстрым повышением цен на услуги водоснабжения и водоотведения, особенно с учетом того, что их качество ухудшается.
Понятие доступности. Понятие доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (ОКК) введено Федеральным законом от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) и подразумевает доступность приобретения и оплаты потребителями соответствующих товаров и услуг ОКК.
Также этим Законом установлено следующее:
• система критериев, используемых для определения доступности, устанавливается регулирующими органами (п. 4 ст. 4 гл. 2; п. 2 ст. 5 гл. 2 Федерального закона № 210-ФЗ);
• оценка доступности предшествует установлению тарифов на товары и ус-
луги организаций коммунального комплекса (п. 6 ст. 9 гл. 3 Федерального закона № 210-ФЗ); • производственные программы ОКК должны удовлетворять критериям доступности, устанавливаемым органами регулирования (п. 6 ст. 9 гл. 3 Федерального закона № 210-ФЗ).
Следовательно, доступность - это мера, позволяющая оценить соблюдение баланса интересов между потребителем и производителем, а значит, регулирующие органы вправе выбрать ту систему критериев, которая, по их мнению, наиболее полно удовлетворяет этому требованию.
Одним из значимых критериев, выбираемых органами регулирования, является экономическая доступность.
Выбор показателей экономической доступности. Проводя оценку финансовой доступности услуг водоснабжения и водоотведения, важно различать две составляющие этого понятия: способность потребителя оплатить услуги (платежеспособность) и его готовность платить. При этом, в центре внимания анализа доступности услуг должен находиться показатель платежеспособности [1], который отвечает на вопрос: достаточен ли уровень дохода домохозяйства, чтобы
(дискуссия
журнал научных публикаций
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
оплатить возросшую стоимость услуг водоснабжения и водоотведения без серьезного ущерба для потребления других товаров и услуг первой необходимости.
В международной практике считается, что домохозяйство не в состоянии платить за водоснабжение и канализацию, если оплата этих услуг требует значительного сокращения расходов на другие товары и услуги первой необходимости (продукты питания, здравоохранение, образование и т. п.). По этой причине понятие «экономическая доступность» связано в основном с определением максимально возможного предела расходов населения на оплату услуг водоснабжения и водоотведения. Оплата таковых, выраженная как процент от совокупных доходов (расходов) домохозяйства, не должна становиться непомерно высокой статьей расходов в семейном бюджете.
Для оценки способности населения оплачивать услуги водоснабжения и канализации могут применяться два подхода: • оценка доли расходов с использованием макроэкономических данных: рассчитывается средняя доля начислений домохозяйствам за услуги водо-
снабжения (канализации) в средних доходах домохозяйств; • оценка доли расходов с использованием микроэкономических данных: рассчитывается средняя доля начислений в доходах отдельных домохозяйств или групп домохозяйств (децилей или квантилей; домохозяйств определенного региона или города; определенной категории домохозяйств, например, получателей социальной помощи) [2]. Однако с учетом ограничений, накладываемых недостатком статистической информации, подробный анализ доходов отдельных домохозяйств или групп домохозяйств (второй подход) является более сложной задачей.
Расчет показателя экономической доступности. При всем многообразии показателей наиболее часто все же применяется доля расходов в среднедушевом доходе населения. Несмотря на наличие слабых мест (например, проблемы выбора параметров построения прогноза доходов), недостаточную обоснованность критериев, основанных на доле расходов на оплату ЖКУ, или недооценку роли каждой
дискуссия ,
журнал научных публикаций X
конкретной ОКК3, данный подход отличается простотой и понятностью расчетов.
Для расчета показателя экономической доступности применяется следующая формула (вычисления производятся отдельно по каждому виду услуги):
Доля затрат
Тариф . х
г т вода/стоки
х Объем потребления
вода/стоки
Средний душевой доход
где Доля затрат - доля затрат на услуги водоснабжения (водоотведения) в среднем душевом доходе населения региона (муниципального образования), %;
Тариф вода/стоки - предлагаемый ОКК тариф для данного региона (муниципального образования) в рассматриваемом году, руб./м3, с НДС;
Объем потребления вода/стоки -расчетный объем водоснабжения (водоотведения) по группе потребителей «Насе-
ление» в рассматриваемом году, м3/чел.; определенный по приборам учета, а в случае их отсутствия - по нормативам потребления или нормам расхода, установленным в соответствии с законодательством, или иным расчетным методом;
Средний душевой доход - усредненный показатель месячного дохода на одного человека в рассматриваемом году, руб./чел.
Величина и динамика средних душевых доходов населения непосредственно связаны с темпами развития экономики региона. Прогноз доходов строится исходя из предположения, что их динамика повторяет динамику валового регионального продукта (ВРП). На основании анализа ситуации в предыдущие периоды разрабатывается сценарий экономического развития региона в прогнозный период. Построение сценария осуществляется с учетом прогнозных значений ВВП и совокупного
Таблица 1. Доля расходов населения на услуги ОКК
Услуга Тариф, руб./м3 в мес., с НДС Объем потребления, м3/чл. в мес. Расходы населения на услуги ОКК, руб./ мес. Срдний душевой доход, руб./чел. в месю Доля расходов в среднем душевом доходе населения, %
Водо снабжение 20,80 5,5 114,4 18800 0,61
Водоотведение 17,94 7,7 138,14 18800 0,73
Таблица 2. Оценка экономической доступности услуг водоснабжения в ЕМУП «Водоканал» за 2007-2010 годы
год Тариф полного комплекса услуги водоснабжения питьевой водой с НДС, руб/м3 Норматив потребления (в жилых домах с полным благоустройством без приборов учета), м3/мес Средний душевой доход, руб/чел. в мес. Доля расходов в среднем семейном бюджете населения, %
1 2 3 4 5
2007 10,40 5,62 14400 1,5
2008 11,94 5,62 22627 1,1
2009 12,73 5,62 23128 1,2
2010 18,15 5,62 25000 1,5
^^SSiÎ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАуКИ
Таблица 3. Оценка экономической доступности услуг водоотведения в ЕМУП «Водоканал» за 2007-2010 годы
год Тариф полного комплекса услуги водоотведения питьевой водой с НДС, руб/м3 Норматив потребления (в жилых домах с полным благоустройством без приборов учета), м3/мес Средний душевой доход, руб/чел. в мес. Доля расходов в среднем семейном бюджете населения, %
1 2 3 4 5
2007 3,73 10,34 14400 1,0
2008 4,41 10,34 22 627 0,8
2009 5,56 10,34 23128 0,9
2010 9,37 10,34 25000 1,5
Таблица 4. Динамика расходов населения за услуги водоснабжения и водоотведения в ЕМУП «Водоканал» за 2007-2010 годы
Водоснабжение Водоотведение
год Расход населения за услугу, руб/мес. Основание Расход населения за услугу, руб/мес. Основание
1 2 3 4 5
2007 58,42 ПГЕ от 28.12.2006 № 2716 38,56 ПГЕ от 28.12.2006 № 2716
2008 67,11 ПГЕ от 30.11.2007 № 5545 45,63 ПГЕ от 30.11.2007 № 5545
2009 71,55 ПГЕ от 03.12.2008 № 5175 57,47 ПГЕ от 03.12.2008 № 5175
2010 101,99 ПГЕ от 30.11.2009 № 5332 96,88 ПГЕ от 30.11.2009 № 5332
ВРП субъекта РФ. Величина доходов населения определяется на основании полученных данных экономического роста [4].
Доступность жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) и приемлемость цен на воду для населения. Обычно государственные органы оценивают доступность всех ЖКУ для населения в целом посредством определения предельной доли затрат на ЖКУ в виде доли (%) общего или располагаемого дохода семьи. Например, в России ставилась стратегическая задача постепенного увеличения предельной доли затрат на ЖКУ с 20% до 23% дохода семьи. Семьи, чьи расходы на жилищно-коммунальные услуги превышают эту долю, имеют право на получение государственных субсидий.
Установление такого предела во многом является политическим решением, в обосновании которого взяты соображения о том, какую часть своих доходов (в среднем) домашние хозяйства тратят на еду и напитки (кроме спиртных) и на другие жизненно важные услуги, такие как транспорт и связь. Также основанном на оценке того, насколько посильными для государственного бюджета будут притязания домашних хозяйств, расходующих на ЖКУ больше, чем установлено пределом (20-23%), на получение помощи от государства.
Приведем пример расчета доли расходов в среднедушевом доходе населения для России в наши дни (табл. 1).
Итак, результат получен, однако ответ на вопрос о доступности услуг ОКК все
еще остается открытым. Следовательно, далее необходимо выбрать базу для сравнения полученных показателей, т. е. критерий доступности.
Оценка экономической доступности ЕМУП «Водоканал». Проведем сейчас оценку экономической доступности услуг водоснабжения и водоотведения для конкретного предприятия отрасли - для Екатеринбургского МУП «Водоканал». В последующих таблицах отдельно приведены данные для оценки экономической доступности для услуг водоснабжения и водо-отведения. Кроме того, в динамике приведены официальные данные по расходу населения г. Екатеринбурга за эти услуги.
Данные по услугам водоснабжения и водоотведения приведены раздельно, но потребители платят в целом, поэтому в следующей таблице приведена суммарная оценка экономической доступности услуг ЕМУП «Водоканал».
Из таблицы следует, что величина экономической доступности услуг водоснабжения и водопользования в г. Екатеринбурге в 2007-2010 годах не выше максимально рекомендуемого значения в 4%. Повышение нагрузки на потребителя обусловлена началом реализации с 2007 года областной Инвестиционной программы, расходы на которую дополнительно заложены в тариф.
Проведенная оценка экономической доступности услуг водоснабжения и во-доотведения позволяет подвести черту под дискуссией относительно источников технической модернизации отрасли. Не смотря на действующую сегодня мас-
ДИСКУССИЯ ,
журнал научных публикаций X
Таблица 5. Динамика экономической доступности услуги водоснабжения и водоотведения в ЕМУП «Водоканал» за 2007-2010 годы
год Экономическая доступность услуг ЕМУП «Водоканал», %
2007 2,53
2008 1,87
2009 2,09
2010 2,98
штабную инвестиционную программу в г. Екатеринбурге, финансирование которой закладывается в виде инвестиционной надбавки к тарифу, суммарная нагрузка на потребителя оказалась ниже рекомендуемых 4%. Таким образом, именно инвестиционная надбавка к тарифу может рассматриваться сегодня в качестве действенного реального пути технического перевооружения отрасли водоснабжения и водоотведения. I'
1. Галушкина Т.П., Слесаренок С.Ф. Доступность водных услуг как индикатор устойчивого развития на региональном уровне [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tiras.vox.md/materials/85-88.pdf
2. Мартусевич А.П. Доступность услуг городского водоснабжения в ННГ. М. СОШ. 2002.
3. Семинар «Законодательно-нормативное обеспечение ЖКХ: анализ практики применения нормативно-методических документов и обсуждение проектов
и предложений к новым», доклад Фонда "Институт экономики города» «О критериях доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса» от 12 марта 2009 г.
4. В случае, когда необходимо рассчитать доходы по району или муниципальному образованию, можно применить аналогичный по смыслу ВРП показатель - суммарный объем произведенной продукции в основных экономических отраслях района или муниципального образования - и построить прогноз на основании анализа этого показателя.
5. Клюева О.Н. Экономическая доступность услуг водоснабжения и водоотведения / ЖКХ Водоснабжение и водоотведение. 2009. №8. Ч.1. С.65-69.