Научная статья на тему 'Оценка экономической безопасности социального государства'

Оценка экономической безопасности социального государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / WELFARE STATE / ECONOMIC SECURITY / SOCIAL SPENDING / STATE PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратьева Оксана Александровна

В статье рассматриваются сущность и признаки социального государства, выявляются проблемы социального государства, предлагаются пути их разрешения. Проводится анализ экономической безопасности социального государства на выявление основных направлений расходов на социальную сферу по показателям суммы социальных расходов в процентах к ВВП и процента социальных расходов к общему объему государственных расходов. Рассмотрены плановые показатели и результаты реализации государственных программ социальной сферы, таких как «Социальная поддержка граждан до 2020 года», «Развитие пенсионной системы на 2020-2035 годы», «Развитие образования до 2020 года», «Содействия трудоустройству населения до 2020 года», «Развитие здравоохранения до 2020 года» и «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кондратьева Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE ECONOMIC SECURITY OF WELFARE STATE

The article discusses the nature and characteristics of the welfare state, identifi es the problems of the welfare state, and suggests ways to solve them. The author analyzes economic security of the welfare state by identifying major areas of social spending in terms of the amount of social spending as a percentage of GDP and the percentage of social spending to total government spending. Targets and results of the implementation of state programs in social sphere, such as “Social support for citizens 2020”, “Development of the pension system for 2020-2035”, “Development of education 2020”, “Stimulation of employment 2020”, “Development of health care 2020” and “Development of culture and tourism for 2013-2020

Текст научной работы на тему «Оценка экономической безопасности социального государства»

ISSN 1994-5094 ♦-

119 -♦

Oksana Aleksandrovna Kondratyeva,

lecturer of the department of economic security, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 330

Оксана Александровна Кондратьева,

преподаватель кафедры экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

[email protected]

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

В статье рассматриваются сущность и признаки социального государства, выявляются проблемы социального государства, предлагаются пути их разрешения. Проводится анализ экономической безопасности социального государства на выявление основных направлений расходов на социальную сферу по показателям суммы социальных расходов в процентах к ВВП и процента социальных расходов к общему объему государственных расходов. Рассмотрены плановые показатели и результаты реализации государственных программ социальной сферы, таких как «Социальная поддержка граждан до 2020 года», «Развитие пенсионной системы на 2020-2035 годы», «Развитие образования до 2020 года», «Содействия трудоустройству населения до 2020 года», «Развитие здравоохранения до 2020 года» и «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы».

Ключевые слова: социальное государство, экономическая безопасность, социальные расходы, государственные программы.

ASSESSMENT OF THE ECONOMIC SECURITY OF WELFARE STATE

The article discusses the nature and characteristics of the welfare state, identifies the problems of the welfare state, and suggests ways to solve them. The author analyzes economic security of the welfare state by identifying major areas of social spending in terms of the amount of social spending as a percentage of GDP and the percentage of social spending to total government spending. Targets and results of the implementation of state programs in social sphere, such as "Social support for citizens 2020", "Development of the pension system for 2020-2035", "Development of education 2020", "Stimulation of employment 2020", "Development of health care 2020" and "Development of culture and tourism for 2013-2020".

Keywords: welfare state, economic security, social spending, state programs.

Становление социального государства является важнейшим направлением социально-экономического развития России. После принятия Конституции РФ и распада СССР социальное государство стало предметом внимания многих российских ученых. И по сей день исследовательский интерес ученых вызывает изучение сущности и признаков социального государства, выявление проблем социального государства и путей их разрешения.

Анализ экономической безопасности социального государства базируется на выявлении основных направлений расходов на социальную сферу. Целью данной оценки является определение приоритетов государственной социальной политики. Необходимо определить как объем социальных расходов, так и их место в общей системы государственных расходов.

Для оценки используются следующие показатели: во-первых, сумма социальных расходов в процентах к ВВП; во-вторых, процент доли социальных расходов к общему объему государственных расходов.

Направления социальной политики включают:

- обеспечение защиты от безработицы;

- проведение активной политики на рынке труда, повышающей занятость;

- доступность образования;

- обеспечение социальной защиты в случае наступления старости;

- доступность медицинского обслуживания;

- обеспечение социальной защиты материнства и детства;

- выплату социальных выплат и пособий в случае временной нетрудоспособности;

- социальную поддержку в случае инвалидности;

- обеспечение социальной поддержки на случай производственных травм;

- обеспечение социальной защиты иждивенцев;

- общие меры защиты от социальной изолированности и бедности на основе поддержки всех жителей, у которых нет источника дохода (или он недостаточен для нормального существования) и они не охвачены видами социального обеспечения, описанными выше.

Опираясь на данные организации экономического сотрудничества и развития, отметим, что лидерами по уровню расходов на социальную сферу являются Франция и Нидерланды. Основная доля расходов тратится на здравоохранение и образование. Россия значительно отстает от развитых стран по уровню расходов на социальную сферу. В российской практике преобладают расходы на пенсионное обеспечение, на развитие других направлений социальной сферы тратится очень мало (рис. 1).

120

Вестник СГСЭУ. 2019. № 3 (77)

Развитие социального государства также напрямую зависит от возможностей бюджета страны [1]. Эти возможности можно рассчитать по показателю объема расходования консолидированного и федерального бюджета на одного жителя. Динамика расходов консолидированного и федерального бюджета на социальную сферу представлена в табл. 1.

Согласно данным, на социальную сферу тратится более 25% расходов федерального и консолидированного бюджета (рис. 2).

Большую часть структуры расходов консолидированного бюджета занимают расходы на пенсионное обеспечение. Низкая доля расходов на социальную поддержку населения - прямое следствие слабого развития социальной государственности.

I пенсионное обеспечение

■ выплаты яйцам нетрудоспособного возраста

расходы на здроохранение I Прочие социальные вы платы

Рис. 1. Расходы стран на социальное обеспечение за 2017 г., % к ВВП

Рис. 2. Структура расходов государства на социальную сферу по направлениям финансирования

за 2017 г., % от общей суммы консолидированного бюджета [8]

Таблица 1

Динамика расходов федерального и консолидированного бюджета на социальную сферу

Расходы государства на социальную сферу Годы

2013 2014 2015 2016 2017

Федеральный бюджет

Всего расходов, млрд долл. 13 965,3 14 831,6 15 620,3 16 416,5 17 159,6

Расходы на социальную сферу, млрд долл. 4 025,6 4 724,0 5 563,9 5 662,6 6 123,2

Консолидированный бюджет

Всего расходов, млрд долл. 26 574,6 27 661,7 29 741,5 31 323,68 32 546,3

Расходы на социальную сферу, млрд долл. 13 254,9 14 783,3 16 644,5 17 141,7 18 124,6

ISSN 1994-5094 121 ♦-♦

Таблица 2

Плановые показатели реализации программы «Социальная поддержка граждан» до 2020 г.

Показатель 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Доля граждан, получивших социальные услуги, в общей доле граждан, обратившихся за их получением, % 98,1 98,4 98,7 99,0 99,3 99,6 100

Доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения, % 12,2 11,5 11,2 11,0 10,8 10,5 10,2

Расходы на социальную поддержку населения составляют значительную часть консолидированного бюджета, однако их доля по сравнению с другими видами социальных расходов низкая.

Согласно данным Всемирного банка, структура расходования средств на социальную поддержку граждан включает в себя [2]:

- монетизированные выплаты отдельным категориям граждан - 1,3% ВВП;

- немонетизированные выплаты отдельным категориям граждан - 1,3% ВВП;

- адресная поддержка - 0,3% ВВП.

Развитие адресной поддержки населения могло

бы существенно повысить эффективность расходования бюджетных средств.

Для решения данной задачи в 2013 г. была разработана государственная программа « Социальная поддержка граждан до 2020 года», которая включает в себя четыре направления:

1) совершенствование методов социальной поддержки отдельных категорий граждан;

2) развитие социального обслуживания граждан;

3) развитие социальной поддержки детей и семьи;

4) повышение целесообразности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Под реализацию данной программы было выделено 9 472 766 244 тыс. руб. Плановые показатели реализации программы представлены в табл. 2. Однако средства на реализацию данной программы сокращаются (с 2015 до 2017 г. уменьшение финансирования на 18%).

Согласно сведениям о реализации госпрограммы на 20 мая 2018 г., целевые показатели были достигнуты. Приоритет данной программы - сокращение уровня бедности, охрана семьи и детства, сокращение детской бедности, что является залогом эффективного развития социального государства.

Повышение расходов на пенсионное обеспечение позволило немного сократить уровень бедности среди людей пожилого возраста. Расходы на пенсионное обеспечение в России являются самыми высокими по сравнению с другими странами (рис. 3). Для сокращения уровня расходования были приняты меры по увеличению пенсионного возраста. В настоящее время активно идет разработка государственной программы «Развитие пенсионной системы на 2020-2035 годы».

о--

2014 2015 2016 2017

Рис. 3. Расходы на пенсионное обеспечение, млрд руб.

Важнейшим направлением развития социального государства является повышение уровня образования населения. Размер расходования консолидированного бюджета на сферу образования составляет 17% от общих расходов на социальную сферу (рис. 4). Структура расходов на образование в 2017 г. такова:

- расходы на общее образование - 1448,4 млрд долл.;

- расходы на дошкольное образование -679,0 млрд долл.;

- расходы на высшее и послевузовское профессиональное образование - 505,3 млрд долл.;

Тем не менее, опираясь на данные Организации экономического сотрудничества и развития, расходы России на образование ниже среднего показателя по миру.

Рис. 4. Расходы на образование граждан, млрд руб.

122 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 3 (77) -♦

Приоритеты развития образования на 2018 г. выполнены в полном объеме. Некоторые плановые показатели приведены в табл. 4.

Следующим немаловажным направлением социального государства является политика содействия трудоустройству. В марте 2018 г. была разработана программа содействия трудоустройству населения до 2020 г.

Основной целью этой программы является формирование институциональных и экономических предпосылок, которые будут способствовать результативному развитию рынка труда. Размер средств выделенных на реализацию программы составляет 387 067 782,1 тыс. руб.

Программа содействия трудоустройству населения до 2020 г. включает две подпрограммы:

Подпрограмма 1. Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан;

Подпрограмма 2. Развитие институтов рынка труда.

Установлены следующие плановые показатели реализации программы содействия трудоустройству населения до 2020 г. (табл. 5).

Стоит отметить, что на 2018 г. Россия не сильно отстает от среднего показателя зарплатоемкости по миру.

Таблица 4

Некоторые плановые показатели реализации государственной программы «Развитие образования» до 2020 г.

Показатель 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Удельный вес выпускников организаций профессионального образования последнего года выпуска, трудоустроившихся по полученной специальности, % 48,9 51,1 53,3 55,6 57,8 60

Отношение среднемесячной заработной платы профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации, % 133 150 200 200 200 200

Обеспеченность студентов общежитиями, % от числа нуждающихся 92 94 96 100 100 100

Таблица 5

Плановые показатели реализации программы содействия трудоустройству населения до 2020 г.

Показатель 2018 2019 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень безработицы, в % к работающему населения 5,9 5,8 5,7

Отношение минимального размера пособия по безработице к величине прожиточного минимума 100 100 100

Удельный вес граждан, удовлетворенных полнотой, качеством и доступностью услуг в области содействии занятости, в % 87 88 98

Удельный вес безработных граждан, ищущих работу 12 и более месяцев, в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, процентов 10 9,5 8,5

Численность лиц с установленным впервые профессиональным заболеванием, человек 7100 7000 6900

В настоящее время реализуется федеральная программа «Развитие образования», цель которой заключается в формировании потенциала молодежи в интересах социально ориентированного и инновационного развития страны, обеспечении высокого качества образования в рамках постоянно изменяющихся запросов населения, а также обеспечении конкурентоспособности российского уровня образования на мировом образовательном рынке (табл. 3).

Таблица 3

Структура расходования денежных средств на реализацию программы «Развитие образования» до 2020 г.

Год Федеральный бюджет, тыс. руб.

2013 506 233 060,5

2014 418 987 694,7

2015 441 104 902,0

2016 412 426 976,7

2017 455 428 314,6

2018 456 703 769,2

2019 458 960 147,0

2020 644 306 900,2

НБЫ1994-5094 ♦-

123 -♦

Расходы консолидированного бюджета на здравоохранение имеют более низкую динамику роста по сравнению с ростом расходов на пенсионное обеспечение (рис. 5). Структура расходов консолидированного бюджета на здравоохранение в 2017 г.:

- стационарная медицинская помощь - 293,7 млрд руб.;

- амбулаторная медицинская помощь - 141,0 млрд руб.

Рис. 5. Расходы государства на здравоохранение, млрд руб.

С 2017 г. на территории России реализуется федеральная программа «Развитие здравоохранения» до 2020 г. Основная ее цель - обеспечить доступность медицинской помощи и повысить эффективность медицинских услуг. Объем и качество этих

услуг должны соотноситься с уровнем заболеваемости. Бюджет программы - 12 933 776 363,2 тыс. руб.

Несмотря на планы, по итогам 2018 г. многие показатели не были достигнуты: например, отмечается низкая обеспеченность станциями скорой медицинской помощи и т. д.

Существенная часть средств расходов бюджета приходится на финансирование социально-культурной сферы. Динамика расходов на культуру снижается в последние годы, что вызвано сложным экономическим положением страны и необходимостью финансирования других направлений социальной сферы (рис. 6).

Рис. 6. Расходы государства на культуру, млрд руб.

В настоящее время на территории России функционирует программы «Развитие культуры и ту-

Таблица 6

Плановые показатели реализации программы развития здравоохранения до 2020 г.

Показатель 2018 2019 2020

Охват диспансеризацией взрослого населения, % 22 22 22

Распространённость потребления табака среди взрослого населения, % 30 26 28

Материнская смертность (случаев на 100 тыс. детей, родившихся живыми), человек 10 9 8

Количество научных работников с индивидуальным индексом Хирша более 10 (нарастающим итогом), человек 400 500 600

Доля станций (отделений) скорой медицинской помощи, оснащенных информационными системами для скорой медицинской помощи, в общем количестве станций (отделений) скорой медицинской помощи, % 70 80 90

Показатель 2018 2019 2020

Количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 года 124 130 136

Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия, % 35 36 37

Отношение средней заработной платы работников учреждений культуры к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации, % 100 100 100

Количество фильмов выдающихся режиссеров, размещенных в бесплатном доступе в сети «Интернет», единиц 385 435 485

Уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления туристских услуг, % 90 90 90

Таблица 7

Плановые показатели реализации программы развития культуры и туризма до 2020 г.

124 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 3 (77) -♦

ризма на 2013-2020 годы». Объем финансирования составляет 740 033 393 тыс. руб. Основные задачи программы:

- формирование духовно развитой личности;

- укрепление единства российского народа;

- повышение гражданской идентичности;

- развитие въездного туризма;

- сохранение культурного и природного наследия.

Согласно аналитическим отчетам плановые показатели по итогам 2018 г. не были достигнуты по уровню удовлетворенности населения сферой туризма, сохранение культурного наследия, что планировалось в начале.

Таким образом, проведенный анализ экономической безопасности социального государства показал, что увеличение расходов государства на социальную сферу не может гарантировать обес-

печение автоматического улучшения уровня жизни населения. Более половины всех расходов Российской Федерации направлены на развитие социальной сферы. Это говорит о социальной направленности экономической политики государства. Наблюдается рост расходов на образование и здравоохранение. В области финансирования социальной политики сильно смещен акцент на пенсионное обеспечение в ущерб другим направлениям.

1. Кондратьева О.А. Роль бюджетного финансирования в обеспечении качества жизни // Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития общества: мат. X междунар. науч.-практ. конф. Минск, 2017.

2. Russian Federation: social expenditure and fiscal federalism in Russia / World Bank. URL: https://openknowledge. worldbank.org/handle/10986/2735.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.