Научная статья на тему 'Оценка экономической безопасности автотранспортной системы региона'

Оценка экономической безопасности автотранспортной системы региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
855
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК / КОНКУРЕНТНОСТЬ АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА / ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ АВТОТРАНСПОРТА / QUALITY OF AUTOMOBILE TRANSPORTATIONS / COMPETITION OF MOTOR TRANSPORTATION SERVICES / PRODUCTIVITY OF ROLLING STOCK / TECHNICAL AND ECONOMIC INDICATORS / PROFITABILITY / EFFICIENCY OF MOTOR TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тохиров Тохиржон Исломжонович

Даны обоснования критериев и показателей оценки экономической безопасности автотранспортной системы региона. Проанализированы технико-экономические показатели, влияющие на экономическую безопасность автотранспортной системы региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка экономической безопасности автотранспортной системы региона»

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОЙ

СИСТЕМЫ РЕГИОНА

Т. И. ТОХИРОВ

Даны обоснования критериев и показателей оценки экономической безопасности автотранспортной системы региона. Проанализированы технико-экономические показатели, влияющие на экономическую безопасность автотранспортной системы региона.

Ключевые слова: качество автомобильных перевозок; конкурентность автотранспортных услуг; производительность подвижного состава; технико-экономические показатели; рентабельность; эффективность автотранспорта.

Основной проблемой оценки экономической безопасности автотранспортной системы является выбор параметров, по которым будет оцениваться экономическая безопасность.

Выбор и обоснование критериев и показателей оценки экономической безопасности.

Анализ перевозок грузов и пассажиров, услуг и работ на автомобильном транспорте дает возможность оценить экономическую безопасность.

Основными задачами анализа перевозок грузов и пассажиров являются:

- общая оценка выполнения плана перевозок и изменений в натуральных, стоимостных и относительных показателях;

- оценка изменений технико-

эксплуатационных показателей и выявление причин, воздействующих на характеристики транспортного процесса;

- исследование потерь и выявление резервов роста объемов перевозок;

- разработка комплекса организационнотехнических мероприятий по повышению конкурентоспособности на рынке автотранспортных услуг, их количества и качества.

При анализе выполнения плана перевозок грузов первоначально характеризуем общие итоги выполнения по объему перевозок, транспортной работе и числу отработанных авточасов.

Для того чтобы сделать правильный вывод о деятельности автомобильного транспорта недостаточно установить степень выполнения плана перевозок за анализируемый период. Нужно сопоставить объемы перевозок за ряд соответствующих периодов, что даст представление о динамике указанного показателя. При этом следует установить причины, обусловившие ту или иную

динамику объема перевозок или грузооборота. Закономерным является непрерывное увеличение транспортной работы.

Все изменения, происходящие в организации перевозок, сказываются на значении техникоэксплуатационных показателей, в конечном итоге, определяющих экономическую безопасность автотранспортной системы региона, в результате организационных, технических, технологических, экономических, социальных и других мероприятий.

Экономическая безопасность автотранспортной системы региона оценивается системой технико-эксплуатационных показателей, характеризующих количество и качество выполненной работы. Технико-эксплуатационные показатели, влияющие на экономическую безопасность, можно разделить на две группы.

К первой группе следует отнести показатели, характеризующие степень эффективности использования подвижного состава грузового автомобильного транспорта: коэффициенты технической готовности, выпуска и использования подвижного состава; коэффициенты использования грузоподъемности и пробега, среднее расстояние ездки с грузом и среднее расстояние перевозки; время простоя под погрузкой-разгрузкой, время в наряде, техническая и эксплуатационная скорости.

Вторая группа характеризует эффект результатов работы подвижного состава: количество ездок, общее расстояние перевозки и пробег с грузом, объем перевозок и транспортная работа.

Приведем расчет некоторых техникоэксплуатационных показателей, влияющих на экономическую безопасность автотранспортной системы региона.

Производительность подвижного состава за время в наряде определяется произведением грузоподъемности автомобиля qн, тонна, коэффициента использования его грузоподъемности у и количества ездок пе, совершенных автомобилем:

Если в формулу определения производительности подвижного состава Q подставить значение количества ездок и время одной ездки, то получим выражение производительности, которая зависит от технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава:

Как видно из формулы, производительность подвижного состава формируется под влиянием нескольких технико-эксплуатационных показателей, характеризующих отдельные стороны работы автомобильного транспорта. Каждый из показателей, в свою очередь, находится под влиянием разнообразных факторов, включая организационноэкономические и материально-технические, воздействуя на которые можно изменить значения показателей, а значит и значение производительности автомобильного парка. Таким образом, необходимость и направление воздействия можно установить на основе анализа уровня показателей использования автомобильного парка. Всякие упущения и недостатки в работе транспорта являются отражением недостатков в применяемых методах управления им.

Особенность и уровень влияния техникоэксплуатационных показателей на экономическую безопасность автотранспортной системы производится способом цепных подстановок в выражения, которые позволяют произвести практические расчеты.

Анализ перевозок пассажиров методически мало отличается от грузовых перевозок. Последовательность этапов анализа перевозок пассажиров рейсовыми автобусами осуществляется в следующей последовательности:

1) проводят сравнение общих базисных итогов и отчетных данных о числе перевезенных пассажиров и пассажирооборота, оценивают влияние выполнения задания на отдельных маршрутах на общие результаты работы. Изменение пассажиро-оборота на маршрутах зависит от ввода в действие или ликвидации маршрутов, изменение рассе-ленности жителей в связи с новой застройкой и недостаточной обеспеченностью подвижным со-

ставом, изменением конфигурации сети автобусных маршрутов и др.;

2) определяют уровень соблюдения маршрутного расписания и выполнение запланированных рейсов;

3) оценивают уровни показателей, характеризующие экономическую безопасность автотранспортной системы, а затем определяют степень их влияния на транспортную работу.

Для автобусного парка пассажирооборот Р за определенный период равен:

Р = ТнУэ^двувАссавДк

где Тн - продолжительность работы автопарка в наряде, ч;

Уэ - средняя эксплуатационная скорость, км/ч;

в - коэффициент использования пробега;

gв - вместимость автопарка;

ув - коэффициент использования вместимости;

Асп - средне списочное число автобусов;

ав - коэффициент выпуска автобусов на линию;

Д - число календарных дней в анализируемом периоде.

Так как среднесуточный пробег автобуса равен:

I = т V

** сут -1 н гэ

то

Рп ^сут/^йв ■^В'^СП^Б Дк

Время в наряде состоит из продолжительности работы автобусов на маршруте Тм и времени, затрачиваемого на нулевые пробеги То:

На эффективность использования автобусов на линии оказывает влияние качество диспетчерского регулирования. Выявление факторов, способствующих повышению качества обслуживания пассажиров, - одна из важнейших оценочных задач.

Скорость движения - качественный показатель, характеризующий эффективность использования автобусного парка, она зависит от внедрения скоростных маршрутов, регулировки движения, простоев на остановочных пунктах, состояния проезжей части дороги и улиц. Помимо технической Ут и эксплуатационной скоростей Уэ, на пассажирском транспорте применяют скорость сообщения Ус, которая характеризует скорость доставки пассажиров к месту назначения.

Влияние технико-эксплуатационных показателей на оценку эффективности функционирова-

ния пассажирского транспорта, также как и на грузовых перевозках, определяют с помощью цепных подстановок.

При анализе перевозок пассажиров Qп применяют следующую формулу:

где 1пп - средняя дальность поездки пассажира, то есть расстояние, которое в среднем проезжает один пассажир в автобусе, км.

Для автомобилей-такси основным показателем, влияющим на эффективность их использования, является коэффициент использования пробега, способствующего увеличению пробега и доходов. Он зависит от спроса населения на этот вид перевозок, рационального размещения стоянок автомобилей-такси и большинства рассматриваемых технико-эксплуатационых показателей.

В целом на пассажирских перевозках для повышения качества транспортного обслуживания населения следует создавать и модифицировать системы управления качеством перевозок. Эти системы должны действовать в рамках региональных программ.

Необходимым условием эффективного функционирования автомобильного транспорта в рыночных условиях является высокая конкурентоспособность услуг, представляемых потребителям.

Конкурентоспособность транспортных услуг определяется в основном двумя факторами -уровнем себестоимости услуг и уровнем их качества. Снижение себестоимости и повышение качества перевозок конкретных грузов и пассажиров - важнейшие направления повышения конкурентоспособности транспортных услуг.

Снижение себестоимости перевозок может быть достигнуто за счет экономии топлива, запасных частей, шин, а также за счет повышения эффективности функционирования автомобильного транспорта в регионе.

Повышение качества перевозок грузов предполагает выполнение доставки точно в установленные сроки при высокой сохранности количества и качества перевозимых грузов. На перевозках пассажиров качество услуг определяется выполнением их в соответствии с расписанием движения и уровнем комфортности (удобства), которые перевозчик может предоставить пассажирам.

Изменение себестоимости перевозок зависит от двух групп факторов:

Обусловивших отчетное значение общей суммы расходов и определивших отчетный объем перевозки (тонно-километры, пассажиро-кило-

метры, платные километры пробега). Влияние их на себестоимость обуславливается различными причинами. Например, возросло среднесписочное число автомобилей большой грузоподъемности, что способствовало изменению структуры автомобильного парка. Следствием этого явилось увеличение сумм амортизационных отчислений, затрат на топливо, техническое обслуживание и т. д. Однако ухудшилось использование автомобилей на линии по времени, возросли просто и в ожидании погрузки разгрузки. И то, и другое способствовало изменению себестоимости, но между собой эти причины не связаны.

При анализе влияния технико-эксплуатационных показателей на себестоимость перевозок исходят из того, что по степени влияния они делятся на две группы.

К первой группе относятся грузоподъемность (вместимость) подвижного состава, коэффициент использования грузоподъемности (вместимости) и коэффициент использования пробега.

С увеличением показателей этой группы повышается экономическая безопасность автотранспортной системы без повышения пробега. Влияние этой группы показателей на себестоимость эффективно, так как снижаются переменные и постоянные затраты, приходящие на 10 тыс км.

При этом сумма переменных затрат изменяется незначительно, то есть повышение экономической безопасности автотранспортной системы опережает рост затрат.

Показатели второй группы - коэффициент выпуска автомобилей на линию, продолжительность работы в наряде, техническая скорость и др. повышают эффективность функционирования подвижного состава при значительном увеличении пробега. С ростом пробега повышаются переменные затраты, зависящие от движения (ГСМ, запасные части, шины).

Правильный глубокий анализ себестоимости перевозок имеет чрезвычайно важное значение для выявления внутренних неиспользованных резервов, направленных на повышение эффективности функционирования автомобильного транспорта.

Прибыль представляет собой важный обобщающий показатель деятельности автомобильного транспорта, так как все мероприятия направлены на обеспечение экономической безопасности автотранспортной системы и снижение себестоимости перевозок и обеспечивают уменьшение суммы расходов. Балансовая прибыль слагается из прибыли от перевозок, выполнения транспортно-экспедиционных операций, погрузочноразгрузочных работ и других видов деятельности.

Одним из важнейших экономических показателей, характеризующих состояние экономической безопасности автотранспортной системы, является рентабельность. Показатели рентабельности рассчитываются отношением эффекта (прибыли) к наличным или используемым ресурсам (капитал, затраты и пр.).

Различают рентабельность: продаж (деление прибыли на полученную выручку); производства (отношение прибыли к затратам на производство); инвестиций (деление прибыли на сумму инвестиций); капитала (отношение прибыли к стоимости капитала).

Показатель рентабельности является сложным, учитывающим действие многих факторов. Чем более емким становится показатель, тем сложнее анализ.

Для развернутого анализа уровня рентабельности с указанием степени и направления влияния каждого фактора разрабатываются обоснованные нормативы рентабельности, планирование и контроль ее уровня:

- влияние на общую рентабельность фондоотдачи и ускорение оборачиваемости оборотных средств;

- влияние объема выполненной работы себестоимости перевозок и средней ставки дохода применительно к грузовым перевозкам.

Результаты анализа рентабельности должны быть направлены на обеспечение экономической безопасности автотранспортной системы, но Снижение себестоимости перевозок, улучшение производительности труда являются резервами роста рентабельности. Кроме того, это - ликвидация сверх нормативных запасов материальных ценностей, реализация лишних основных производственных фондов, сокращение и устранение не планируемых расходов и потерь.

Развитие рыночной экономики в области автомобильного транспорта характеризуется приоритетным развитием сферы услуг, расширением сферы транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей на региональном уровне.

Особое значение в условиях рынка следует придавать своевременному обновлению транспортной продукции, развивать новые виды перевозок и услуг, изучать потребности клиента и, в первую очередь, следует уделять внимание переработке, промежуточному хранению, организации погрузочно-разгрузочных операций, информационным и другим услугам.

Общий подход к определению экономической эффективности новых видов транспортноэкспедиционного обслуживания (ТЭО) на современном этапе можно свести к следующему:

- определять варианты новых видов услуг;

- по каждому варианту определять затраты, результаты и экономический эффект;

- лучшим будет признан вариант, у которого величина экономического эффекта максимальна.

Экономический эффект рассчитываем по формуле:

где Э - экономический эффект от внедрения новых видов ТЭО;

Р - стоимостная оценка (доходы) от реализации новых видов ТЭО;

З - стоимостная оценка затрат.

Приведенные разновременные затраты и результаты всех лет периода реализации к расчетному году осуществляются путем умножения их величины за каждый год на коэффициент приведения, который рассчитывается по формуле

где Ен - норматив затрат и результатов, численно равный нормативу эффективности капиталовложений (Ен = 0,1);

р1 - расчетный год;

1 - год, затраты и результаты которого приводятся к расчетному году.

Стоимостная оценка результатов за расчетный период определяется по формуле

где Р4 1 - стоимостная оценка результатов в t - году расчетного периода;

1н - начальный год расчетного периода;

1к- конечный год расчетного периода.

Затраты ресурсов при организации новых видов ТЭО рассчитываются следующим образом:

где З4 - величина затрат всех ресурсов в году ^

И4 - текущие издержки при производстве новых видов ТЭО в году t без учета амортизационных отчислений на реновацию;

К - единовременные затраты при производстве новых видов ТЭО в году ^

Л t - остаточная стоимость (ликвидационное сальдо) основных фондов, выбывающих в году 1

В качестве обобщающего показателя интенсификации процесса транспортно-экспедиционного обслуживания на автомобильном транспорте можно применить региональный коэффициент успеха, который определяется по формуле:

где ДТЭо - сумма доходов от организации новых видов ТЭО в регионе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗТЭО - сумма затрат от этой организации.

Литература

1. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: Оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 36-44.

2. Ковалев В. А. Организация грузовых автомобильных перевозок: учеб. пособие. Красноярск, 2001.

3. Минакир П. А. Экономика регионов. Дальний Восток. М., 2006.

4. Основы экономической безопасности. (Государство, регион, предприятие, личность) / под ред. Е. А. Олейникова М., 1997.

5. Экономика автомобильного транспорта / под ред. Г. А. Кононовой. М., 2009.

Величина экономического эффекта от внедрения новых видов ТЭО в регионе будет выглядеть:

где К1 - коэффициент успеха в текущем году;

К(1+1) - коэффициент успеха в следующем году.

Величина эффекта, выраженная через коэффициент успеха, будет определять эффективность реализации новых видов ТЭО в регионе интенсивными методами.

ASSESSMENT OF ECONOMIC SAFETY OF MOTOR TRANSPORTATION SYSTEM OF THE REGION

T. I. Tokhirov

Justifications of criteria and indicators of an assessment of economic safety of motor transportation system of the region are given. The technical and economic indicators influencing economic safety of motor transportation system of the region are analyzed.

Key words: quality of automobile transportations, competition of motor transportation services, productivity of rolling stock, technical and economic indicators, profitability, efficiency of motor transport.

St St St

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.