Научная статья на тему 'Особенности экономического анализа грузоперевозок автотранспортных предприятий'

Особенности экономического анализа грузоперевозок автотранспортных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2012
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ГРУЗООБОРОТ / АНАЛИЗ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК / ECONOMIC ANALYSIS / CARGO TURNOVER / ANALYSIS OF A CARGO TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горскина Анна Вячеславовна, Курносова Анастасия Юрьевна

В статье рассмотрены теоретические и методические основы проведения анализа грузоперевозок автотранспортных средств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горскина Анна Вячеславовна, Курносова Анастасия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ECONOMIC ANALYSIS OF THE CARGO TRANSPORTATION OF THE MOTOR TRANSPORTATION ENTITIES

In article theoretical and methodical the basics of carrying out the analysis of a cargo transportation of trucking facilities are covered

Текст научной работы на тему «Особенности экономического анализа грузоперевозок автотранспортных предприятий»

УДК 332.01

Горскина Анна Вячеславовна, студентка 4 курса факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО КГУ

e-mail: glazkriczkaya@inbox.ru

Курносова Анастасия Юрьевна, магистрантка 1 курса факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО КГУ e-mail: anastasiya.0801@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ГРУЗОПЕРЕВОЗОК АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация: в статье рассмотрены теоретические и методические основы проведения анализа грузоперевозок автотранспортных средств

Ключевые слова: экономический анализ, грузооборот, анализ грузоперевозок

Gorskina Anna Vyacheslavovna, the student 4 rates of faculty of economy and FGBOU'S management IN KGU

e-mail: glazkriczkaya@inbox.ru

Kurnosova Anastasia Yurevna, magistrantka of 1 rate of faculty of economy and FGBOU'S management IN KGU e-mail: anastasiya.0801@mail.ru

FEATURES OF THE ECONOMIC ANALYSIS OF THE CARGO TRANSPORTATION OF THE MOTOR TRANSPORTATION ENTITIES

Summary: in article theoretical and methodical the basics of carrying out the analysis of a cargo transportation of trucking facilities are covered

Keywords: economic analysis, cargo turnover, analysis of a cargo transportation

Современная транспортная инфраструктура представляет собой единую транспортную сеть железнодорожных, автомобильных, водных, воздушных, беспроводных муниципальных и промышленных коммуникаций.

Под грузовыми автотранспортными перевозками подразумевается совокупность работ и услуг, сопряженных с подготовкой и организацией автомобильных перевозок грузов, в том числе техническую эксплуатацию автотранспортных средств, транспортно-экспедиционные работы. Автомобильный транспорт в процессе своей деятельности не изготавливает товаров, его продукцией считается сама процедура перевозки, следовательно, продуктом этой отрасли считаются комплексные транспортные услуги, который она предоставляет клиентам. Они осуществляют транспортировку грузов, хранение, технический сервис и ремонт подвижного состава, а также организуют снабжение необходимыми эксплуатационными материалами и запасными частями.

Основные задачи анализа грузоперевозок представлены на рисунке 1.

комплексный

анализ выполнения

плана грузоперевозо к и динамики в

натуральных, стоимостных и

относительны х показателях

Основные задачи анализа грузоперевозок

по

транспортировк е грузов -контроль уровня удовлетворения потребностей заказчиков по срокам доставки и номенклатуре грузов

анализ изменения технико-эксплуатационны х характеристик и выявление факторов, действующих на характеристики автотранспортног о процесса

исследование воздействия отдельных причин на выполнение объемных показателей

изучение издержек и выявление резервов увеличения

объемов перевозок; действенный контроль над перевозочным процессом, расчет

подготовка комплекса организационно-технических мероприятий по увеличению конкурентоспособности автотранспортного предприятия на рынке услуг грузоперевозок, их доли и качества).

Рисунок 1 - Задачи анализа грузоперевозок Высокая скорость межрегиональных перевозок и свойственная ему эластичность стали основополагающими факторами интенсивного применения

автомобильного транспорта. Кроме того, при доставке автомобильным транспортом перевозимые грузы доставляются без лишних издержек на перегрузку, и позволяют обеспечить ту срочность, которая необходима клиенту. Данный вид транспорта гарантирует систематичность поставки, и требования к упаковке товара гораздо ниже по сравнению с другими отраслями транспорта, что позволяет клиентам уменьшить издержки.

При всем этом себестоимость перевозок на речном и железнодорожном транспорте в отличие от автомобильного транспорта, заметно ниже. Существенный удельный вес заработной платы в совокупной сумме эксплуатационных затрат, сравнительно небольшая грузоподъемность, и, следовательно, небольшая производительностью используемой техники, и обуславливают в данной ситуации высокий уровень себестоимости.

В основном, резервами сокращения себестоимости грузовых автомобильных перевозок являются экстенсивные факторы, приведенные на рисунке 2.

Рисунок 2 - Экстенсивные факторы сокращения себестоимости

В отличие от железнодорожного, автомобильный транспорт отличают относительно небольшие вложения в техническое оснащение погрузочно-разгрузочных терминалов и эксплуатация автодорог общего пользования. Однако удельный вес переменных издержек (фонд оплата труда водителей, расходы на горюче смазочные материалы, запасные части, и ремонт) в автомобильном транспорте в расчете на 1 километр перевозки грузов велика. Напротив, постоянные расходы (накладные расходы, амортизация имеющегося парка автомобилей) не слишком велика.

В структуре основных фондов автотранспортных компаний наибольший удельный вес занимают (для разных предприятий от 30 до 90%)

автотранспортные средства, и значительно меньшая доля приходится на здания и сооружения (обычно не более 40%).

Некоторые характерные черты имеет и оборот основных фондов автотранспортных предприятий, и прежде всего это большая степень изнашиваемости основных средств и поэтому требуется постоянное обновление. Состав основных фондов разных автотранспортных предприятий, может сильно различаться в зависимости от состава автомобильного парка, обеспеченности оборудование, наличия производственных мастерских для сервиса и ремонта автомобилей и уровня автоматизации и механизации сервисных и ремонтных процедур.

Оценка основных средств начинается с исследования размера, состава и структуры основных производственных фондов. В процессе анализа определяются изменения в сравнении с предшествующим периодом. Следует оценить изменения и по структуре основных производственных фондов. Кроме структуры нужно рассмотреть качественную структуру основных производственных фондов, который характеризует их технический уровень и техническое состояние.

Для этого определяется его физический и моральный износ, возрастной состав, удельный вес технически более современных типов транспортных средств. Большое воздействие на техническое состояние основных фондов оказывает их перемещение, исследование которого проводится с помощью показателей обновления, поступления, выбытия, прироста.

С целью оценки эффективности использования основных фондов в сфере грузовых автомобильных перевозок анализируются следующие показатели фондвооруженности, рентабельности основных фондов, фондоотдачи, фондоемкости.

За исключением перечисленных показателей, с целью анализа использования автомобильного транспорта применяются приведенные в таблице 1.

Выполнение плана перевозок и эффективность использования основных средств находятся в непосредственной зависимости от технического состояния используемой техники и своевременного выполнения технического

обслуживания и ремонта. Издержки на проведение технического обслуживания и ремонта машин составляют по разным видам транспортных предприятий до 25 % суммы расходов по содержанию автомобильного парка.

Отношение времени нахождения транспортных средств в технически исправном состоянии к общему времени нахождения транспортных средств в хозяйстве это коэффициент технической готовности парка. Коэффициент технической готовности парка, при постоянных эксплуатационных условиях (погодных, дорожных) зависит от среднего пробега транспорта в сутки и времени простоя транспорта на пунктах технического обслуживания и текущего ремонта. Коэффициент технической готовности является очень значимым показателем эффективности работы автомобильного предприятия. Таблица 1 - Показатели оценки эффективности работы основных средств

автотранспортных предприятий

Название коэффициента Методика расчета

Числитель Знаменатель

Коэффициент сменности работы Ксм Количество отработанного времени Количество машин

Коэффициент интенсивного использования Кинт Фактический объем грузоперевозок Плановый объем грузоперевозок (по тех. Паспорту)

Коэффициент экстенсивного использования Кэ Фактически отработанное время Эффективный (запланированный) фонд времени

Коэффициент интегральной загрузки Ки Коэффициент интенсивного использования Кинт 1/ Коэффициент экстенсивного использования Кэ

Статический коэффициент использования грузоподъемности Количество перевезенного груза Количество груза которое могло быть перевезено (тонн).

Коэффициент использования пробега Груженый пробег Общий пробег (км)

Коэффициент технической скорости движения Общий пробег Движение без груза (км/ч)

Коэффициент Эксплуатационной скорости Общий пробег Время в наряде (км/ч)

Экономической характеристикой необходимости осуществления технического обслуживания и текущего ремонта на собственном или другом ремонтном предприятии является стоимость проведения данных работ, на один километр пробега, он включает затраты на осуществление технического обслуживания и текущего ремонта и связанные с этим транспортные расходы.

Состав анализируемых показателей на транспорте должен учитывать специфику автотранспортных услуг и их экономического значения. Грузооборот, выраженный в тонно-километрах (перевозка 1 тонны груза на расстояние 1 км) является основным показателем. Этот показатель является универсальным, так как он отражает перемещение грузов на определенное расстояние. На практике его применение позволяет соотнести транспортные издержки любых видов транспорта и выбрать предприятиям-заказчикам оптимальные транспортные расходы. Он используется в системе стратегического управления предприятием, и наиболее эффективно отражает объем транспортной продукции.

Основой для анализа грузоперевозок это план и отчетность о его реализации, информация о движении кадрового состава автотранспортного предприятия в течение рассматриваемого периода, отчетные и базисные сведения об уровне технико-эксплуатационных показателей, сведения статистической отчетности и оперативного учета.

Производственная программа по эксплуатации автомобильного состава характеризуется:

- общим пробегом в километрах;

- объемом перевозок грузов в тоннах;

- грузооборотом в тонно-километрах.

Оценку изменения данных показателей рассчитывают в динамике и проводят исследования предпосылок данных изменений. Для каждой категории автомобилей существует собственный объемный показатель работы. По автомобилям, работающим на цельной оплате, - это объем перевозок грузов в тоннах и грузооборот в тонно-километрах; по автомобилям, работающим по часовой оплате, - объем работы, в часах. По данным показателям рассчитывается процент выполнения плана и динамика.

В общем виде размер грузооборота автомобильного транспорта находится в зависимости от: среднегодового числа машин в автотранспортном предприятии; количества времени отработанной в среднем 1 автомобилем; средней скорости движения; использования пробега; средней грузоподъемности 1 автомобиля и использования грузоподъемности.

Факторная модель грузооборота представляет собой:

У= М * Д * П * Ск * Р * кв * КГР * КП,

где V - объем грузооборота, M - среднегодовое количество машин, Д -количество дней отработанных 1 автомобилем за год, П - длительность работы машины в наряде, CK - средняя техническая скорость машины, P - средняя грузоподъемность, KB - коэффициент выпуска машин на линию, КГР -коэффициент использования грузоподъемности, КП - коэффициент использования пробега.

Таким образом, можно сделать вывод, что для того, чтобы дать оценку выполнения производственного плана по всему автопарку, требуется обобщающий показатель, который отражал бы объем работы всех автомобилей. Этим показателем считается грузооборот в условно-натуральных или стоимостных показателях. Условно-натуральным показателем является техно-километр. При проведении анализа принимают во внимание, что выполнение ежедневного задания транспортировки грузов находится в зависимости, как от автохозяйства, так и от заказчиков.

Список литературы:

1. Новосельский С.О. К вопросу о методике экспресс-анализа финансовой устойчивости предприятий АПК / С.О. Новосельский, О.А. Акулова. - В сборнике: научное обеспечение агропромышленного производства: материалы Международной научно-практической конференции. Курская ГСХА. 2014. С.255-258

2. Новосельский С.О. Роль оценки активов в процессе обеспечения финансовой устойчивости предприятий АПК / С.О. Новосельский, М. Евдокимова. - В сборнике: научное обеспечение агропромышленного производства: материалы Международной научно-практической конференции. Курская ГСХА. 2014. С.255-258

3. Сазонов С.П. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: Учебное пособие / С.П. Сазонов. - Брянск: Изд-во БГТУ, 2014. - 240 с.

4. Цой А. Г. Особенности организации деятельности автотранспортного предприятия [Текст] / А. Г. Цой // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 3 февр. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 187-191. — ISBN 978-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.