К.Ю. СОРОКИН
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Ключевые слова: система транспортного обслуживания региона, грузовой автомобильный транспорт, материально-техническая база, финансирование, стратегия развития транспортной инфраструктуры Чувашской Республики.
Рассмотрены материально-техническая база грузового автомобильного транспорта региона, в том числе наличие подвижного состава, его структура, формы собственности, «возрастной» состав и его влияние на показатели использования. Обозначены основные проблемы транспортного обслуживания региона и стратегические направления дальнейшего развития.
K.Yu. SOROKIN REGIONAL ASPECT OF TRANSPORTSERVIC
Specific features of the cargo motor vehicles development in the region are determined in the paper. The material and technical resources are analyzed, including the availability of rolling-stock, its structure, forms of proprietorship, age-related structure of cargo motor vehicles and its influence on the usage characteristics. The main problems of the transport service of the regions are pointed out and the strategy of the further development is defined by the author.
Состояние и развитие транспортной системы имеют для Российской Федерации и её регионов исключительное значение. Транспортная система, наряду с другими инфраструктурными отраслями обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, является важным инструментом достижения социальных и экономических целей.
Система транспортного обслуживания региона представляет собой совокупность элементов транспортной инфраструктуры, через взаимодействие которых удовлетворяются потребности в перемещении грузов и пассажиров в регионе. В качестве элементов, составляющих основу системы транспортного обслуживания региона можно выделить: совокупность транспортных предприятий общего пользования, транспортные подразделения предприятий отраслей региона (ведомственный транспорт), малые предприятия и транспорт индивидуальных предпринимателей.
Транспортная система Чувашской Республики является составной частью транспортно-коммуникационной системы России, а её устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием стабилизации и подъема экономики, ее структурной перестройки, улучшения условий и уровня жизни населения. Транспортная система республики успешно функционирует и обеспечивает потребность в грузовых и пассажирских перевозках.
Находясь в центре Поволжья, Чувашия является небольшим по территории, но динамично развивающимся регионом. Хорошей базой для развития транспортной инфраструктуры являются выгодность географического положения, благоприятные природно-климатические условия, развитость промышленного производства, достаточный ресурс рабочей силы.
Чувашия обладает конкурентоспособным производственно-техническим и научным потенциалом, хорошо развитым сельским хозяйством и квалифицированными кадрами. Ведущее место в экономике занимает промышленность. На ее долю приходится треть валового регионального продукта, в отрасли трудится свыше 30% занятого населения, сосредоточено более половины производственных основных фондов. Именно развитие производства отраслей экономики определяет необходимость наличия эффективной системы транспортного обслуживания региона.
Состояние транспортного обслуживания региона определяется объемом перевозок и грузооборотом (табл.1) [3].
Перевозки грузов и грузооборот по видам транспорта общего пользования Чувашской Республики
Годы 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Транспорт - всего, тыс.т 19968,6 9854,3 4848,6 5045,5 5202,2 5558,1 6155,4 6091,9 5727,0
В том числе
железнодорожный, тыс.т 4178 1216 842 867 967 1027 1465 1327 1338
автомобильный, тыс.т 10489 7273 2940 3087 2969 2590 2744 2710 2333
внутренний водный, тыс.т 5298 1365 1066,5 1032 1170 1941 2079,3 2013 2056,0
воздушный, т 3600 294,5 142,4 59,5 96,2 80,0 107,6 47,5 24,2
Грузооборот отдельных видов транспорта общего пользования, млн т-км:
автомобильного 415,0 222,5 101,7 112,5 142,3 102,8 179,3 287,4 284,5
воздушного 1,3 0,05 0,02 0,01 0 0,02 0 -
С начала экономических реформ в транспортной системе Чувашской Республики значительно снизился объем перевозок грузов как в общем объеме, так и по отдельным его видам. За период 1990-2006 гг. общий объем перевозок всеми видами транспорта снизился в 3,5 раза, в том числе на железнодорожном транспорте - в 3,1 раза, автомобильном - в 4,5 раза, внутреннем водном -в 2,6 раза. Грузооборот по автомобильному транспорту общего пользования за этот период снизился в 1,4 раза.
К положительным тенденциям работы транспортной системы республики за 2000-2006 гг. можно отнести: рост объема грузовых перевозок всеми видами транспорта на 18,1%, в том числе на железнодорожном транспорте - в 1,6 раза, внутреннем водном - на 92%. Грузооборот на автомобильном транспорте республики за этот период вырос в 2,8 раза.
В организации транспортного обслуживания региона грузовой автомобильный транспорт играет ведущую роль. На его долю приходится более 40% общего объема перевозок.
В настоящее время развитие грузового автомобильного транспорта в регионе характеризуется следующими особенностями:
- за грузовым автомобильным транспортом сохраняется ведущее положение в транспортном обслуживании региона;
- увеличение численности автопарка и изменение его структуры;
- изменение формы собственности АТО и уменьшение размеров автотранспортных организаций;
- увеличение численности перевозчиков за счет малых автотранспортных предприятий и транспорта индивидуальных предпринимателей;
- низкая производительность грузового автотранспорта;
- низкий технический уровень отечественных автомобилей, высокая степень их изношенности в эксплуатации, несоответствие структуры парка автомобилей номенклатуре грузов и требованиям обеспеченности их сохранности;
- низкие технико-экономические показатели использования грузового автомобильного транспорта;
- негативное влияние автомобильного транспорта на население и окружающую среду;
- высокая ресурсоемкость автомобильного транспорта (расход топлива нефтяного происхождения составляет 60%, трудовые ресурсы - 70%);
- сеть автомобильных дорог региона не отвечает темпам автомобилизации;
- низкий технический уровень автомобильных дорог, что приводит к увеличению дорожно-транспортных происшествий.
Эти обстоятельства снижают качество транспортного обслуживания в регионе и вызывают необходимость повышенного внимания к проблемам рационального использования автомобильного транспорта, повышения эффективности АТО.
Для оценки состояния транспортного обслуживания используются количественные и качественные показатели внутренней и внешней среды системы транспортного обслуживания.
Основными внутренними факторами, влияющими на состояние транспортного обслуживания, являются: объем грузовых перевозок и грузооборот; наличие грузовых автомобилей (количественный и качественный состав); техникоэксплуатационные показатели использования грузового автопарка; обеспеченность трудовыми ресурсами; протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием; степень износа основных фондов; инвестиции в основной капитал транспорта и др.
Из внешних факторов, напрямую связанных с функционированием транспортной системы, необходимо выделить уровень развития промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие предприятий пищевой и легкой промышленности, расширение строительства.
Одним из основных внутренних факторов, влияющих на объем грузовых перевозок, является состояние материально-технической базы транспорта, которая включает наличие подвижного состава и его структуры, протяженность путей сообщения, показатели использования отдельных видов грузового подвижного состава общего пользования. Транспортное обслуживание в Чувашской Республике осуществляет автомобильный парк различных видов грузового автомобильного транспорта и различных форм собственности. Общий эксплуатационный автомобильный парк грузовых автомобилей республики увеличился с 26777 ед. в 1995г. до 31218 ед. в 2006г., или на 17%. В личной собственности граждан в настоящее время находится 66,8% грузовых автомобилей, 96,4% -легковых автомобилей, 56,4% - автобусов. За 1995-2005 гг. количество грузовых автомобилей в личной собственности граждан увеличилось в 3,9, легковых
- в 2, автобусов - в 6,4 раза.
На эффективность транспортного обслуживания оказывает влияние качественный состав грузового автомобильного транспорта. Существующее на региональном рынке предложение грузовых автомобилей пока нельзя считать удовлетворительным с точки зрения соответствия коммерческим и техническим требованиям автотранспорта. Важнейшими отличительными особенностями современного отечественного парка автотранспортных средств являются сильная изношенность, несовершенная структура, разномарочность, неоднородность.
Изношенный подвижной состав в настоящее время не соответствует современным требованиям рынка по параметрам экономичности перевозок и нормам безопасности.
Возрастная структура грузового автомобильного парка подвижного состава всей отраслей экономики Чувашской Республики (на конец года, %) [1]
Год эксплуатации 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Грузовые автомобили - всего 100 100 100 100 100 100 100 100
В том числе находящиеся в эксплуатации, лет:
до 2 2,6 2,9 3,9 4,0 4,5 3,7 5,5
2,1-5 13,3 5,7 5,3 5,5 6,3 6,8 8,8 10,1
5.1-8 40,8 15,9 11,5 8,6 7,8 7,4 7,9 8,0
8,1-10 15,3 19,5 16,7 13,6 11 8,6 7,8 6,1
10,1-13 13,0 23,2 24,1 25,6 23,6 21,7 18,4 15,1
более 13 лет 17,6 33,1 39,5 42,8 47,3 51 53,4 55,2
Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что доля машин со сроком службы до 10 лет в 1995 г. составляла 69,4%, в 2006 г. - 29,7%, т.е. уменьшилась в 2,3 раза. Одновременно появилась тенденция на увеличение срока службы машин свыше 10 лет с 13% в 1995 г. до 15,1% в 2006 г. В настоящее время доля машин со сроком службы более 13 лет составляет 55,2% против 17,6% в 1995 г., или увеличение срока службы за эти годы составило 3,1 раза. Такое положение объясняется отсутствием у предприятий отрасли финансовых ресурсов, достаточных для обновления техники. По мере «старения» техники снижается коэффициент ее технической готовности, сокращается время пребывания в работе, что приводит к срывам сроков выполнения транспортных работ и потерям объемов перевозок.
В табл. 3 приведены данные о влиянии срока службы автомобилей ГАЗ-3307 на некоторые показатели их использования.
Из табл. 3 видно, что с увеличением срока службы ухудшаются, по существу, все показатели. В частности, количество рабочих дней в году к восьмому году эксплуатации уменьшается на 41, часов - на 302, годовой пробег - на 9,5 тыс. км, объем перевозок грузов за смену - на 7,9 т. Расход горючего в расчете на 1 км увеличивается на 25%. Особенно заметное ухудшение начинается после трех лет эксплуатации.
Низкий уровень технической оснащенности транспортных цехов затрудняет своевременное и высококачественное проведение ремонтных работ. Периодичность ТО-1 и ТО-2 часто не соблюдается, что приводит к значительным потерям внутрисменного рабочего времени на устранение неисправности автомобилей, а также к резкому (почти в 2 раза) увеличению затрат на поддержание их в технически исправном состоянии за счет увеличения объема работ по ремонту.
Таблица 3
Показатели использования грузовых автомобилей марки ГАЗ-3307 в зависимости от сроков службы
Наименование показателя Год эксплуатаи ии
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й
Количество рабочих дней в году, дни 167 165 164 149 134 131 129 126
Количество отработанных часов в году, ч 1189 1224 1055 1030 985 945 823 887
Годовой пробег, тыс. км 24,4 22,3 22,0 18,9 18,3 16,2 16,4 14,9
Объем перевозок за смену, т 16,0 16,3 15,1 14,5 14,1 12,4 9,2 8,1
Расход горючего, л/км 0,24 0,24 0,25 0,26 0,26 0,28 0,29 0,30
В условиях перехода к рынку ситуация с финансированием затрат на развитие грузового автотранспорта еще более обострилась. Приобретение новых автомобилей и другой техники в настоящее время затруднено из-за высоких цен на них и отсутствия достаточных денежных средств. Поэтому руководители автотранспортных предприятий вынуждены ремонтировать отслужившие свой срок автомобили, расходуя на ремонт значительные средства и удорожая тем самым транспортную составляющую в себестоимости производства. Обновление грузового парка автомобильного транспорта в республике в 2006 г. составило около 1,5% вместо 10% по нормативу. В то же время списано более 10% автопарка.
Необходимость обновления грузового парка транспортных средств тесно связана с несоответствием сложившегося к настоящему времени потребительского спроса на рынке транспортных услуг автомобилей конструкции кузова автомобиля и грузоподъемности. На автотранспортных предприятиях республики преобладают автомобили-фургоны грузоподъемностью от 3 до 5 т (70%) и от 5 до 7 т (23%). Доля автомобилей малой грузоподъемности (до 1 т) составляет 5%, от 1 до 3 т -10%. В промышленно развитых странах парк грузовых автомобилей грузоподъемностью до 2 т составляет 80-90%. Именно парк малотоннажных грузовых автомобилей обеспечивает эффективное функционирование малых и средних предприятий, всей системы сервиса в условиях рыночной экономики.
Вместе с тем имеющиеся в настоящее время грузовые автомобили не обеспечивают потребности транспортного рынка в конкурентоспособном подвижном составе, требуемом уровне безопасности, качестве, ресурсе и других показателях. Главными недостатками отечественных автомобилей являются повышенный расход топлива, несоответствие современным требованиям безопасности, экологии, большая собственная масса, низкая надежность, что увеличивает себестоимость перевозок грузов.
Значительное отставание темпов роста тарифов на транспортные услуги от цен на запасные части и горюче-смазочные материалы обусловливает высокую себестоимость перевозок, трудности с финансовым и материальным обеспечением производства. Отсутствие достаточных объемов перевозок вызвано, в частности, утратой части традиционной клиентуры в связи с приобретением ими собственного автотранспорта.
Развитие конкуренции объективно привело к тому, что значительные изменения претерпела и система взаимоотношений автотранспортных предприятий с потребителями услуг. В период административно-планового развития экономики потребители услуг и перевозчики взаимодействовали, как правило, на основе долгосрочных (обычно - годовых) договоров, в настоящее время подавляющее большинство перевозок выполняется на основе разовых заказов. Это связано как с объективными особенностями формирующегося рынка, так и с экономической нестабильностью, не позволяющей пока устанавливать договорные связи на длительный период. Фактически большинство транспортных предприятий заняты ежедневным поиском грузов, и такое положение предъявляет новые серьезные требования к организации и функционированию коммерческих служб АТП.
Развитие грузового автотранспорта и повышение эффективности его деятельности связаны с двумя основополагающими факторами: созданием экономических условий, стимулирующих повышение эффективности производства, и внедрением новых прогрессивных технологий.
Помимо традиционных мероприятий на грузовом транспорте в настоящее время требуется внедрение логистического процесса, основанного на товародвижении от склада готовой продукции изготовителя до потребителя. При этом повышается роль графиков и партионности доставки, сохранности грузов, снижения тарифов.
Особо важную роль для грузового автотранспорта играет решение таких важных для предприятий задач, как развитие производственно-технической базы; совершенствование тарифов и кадровой политики; повышение уровня экологической безопасности транспорта.
Повышению эффективности транспортного обслуживания региона будет способствовать:
- высокий технический уровнь транспортных средств и оборудования, а также применение современных перевозочных, управленческих и информационно-телекоммуникационных технологий;
- пополнение парка грузовых автомобилей, пользующихся спросом на рынке транспортных услуг как по конструкции кузова, так и по грузоподъемности;
- развитие транспортно-экспедиционных фирм и транспортных бирж, облегчающих поиск потребителей услуг;
- обновление парка грузовых автомобилей за счет дополнительного инвестирования, а также лизинговой деятельности;
- повышение технико-эксплуатационнных показателей использования грузовых автомобилей за счет рациональной организации технического обслуживания и ремонта подвижного состава;
- реструктуризация парка автотранспортных средств в соответствии со структурой, свойственной рыночной экономике.
Реализация указанных рекомендаций будет способствовать качественному улучшению материально-технической базы транспортных организаций и увеличению объемов перевозок в регионе.
Для решения проблемы развития транспортной инфраструктуры в Чувашской Республике Кабинетом Министров Чувашской Республики принята «Комплексная программа экономического и социального развития Чувашской Республики на период 2003-2010 годы», в которой в подразделе «Развитие транспорта и логистической инфраструктуры» обозначены основные проблемы транспортного комплекса республики, в частности:
- обновление подвижного состава и развитие маршрутной сети пассажирского транспорта;
- создание конкурентной среды в сфере перевозок;
- внедрение автоматизированной системы управления движением пассажирского транспорта и единой системы маршрутной сети;
- подведение дорог с твердым покрытием по маршрутам школьных автобусов к базовым школам и подъездных дорог к 354 населенным пунктам;
- обновление изношенного парка машин и механизмов, занятых на ремонте дорог;
- создание логистической инфраструктуры и др. [2].
Для решения данных проблем в Программе определены мероприятия по следующим направлениям:
- повышение обеспеченности автомобильными дорогами с твердым покрытием и улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния;
- развитие инфраструктуры речного порта г. Чебоксары;
- решение проблемы высокой степени износа подвижного состава общественного пассажирского транспорта;
- обеспечение эффективной и сбалансированной организации работы транспортного комплекса республики и снижение транспортных издержек промышленных предприятий.
Перспективы развития транспортной инфраструктуры региона на долгосрочную перспективу определены в проекте Закона «О стратегии социальноэкономического развития Чувашской Республики до 2020 года». Согласно этой стратегии основными проектными направлениями по развитию потенциала транспортной и инженерной инфраструктуры являются [1]:
- создание современных грузовых терминалов (г. Чебоксары, Новочебок-сарск, Канаш);
- повышение транспортной доступности за счет соединения сельских населенных пунктов автодорогами с сетью дорог общего пользования;
- организация комплексных сервисных пунктов обслуживания движения, отвечающих международным стандартам и современным требованиям;
- развитие логистического комплекса как связующего для системы создающихся логистических центров Поволжья (Нижегородского, Казанского, Самарского, Астраханского) и др.
Реализация данной стратегии позволит повысить эффективность транспортной системы региона в целом и качество транспортного обслуживания в частности, сможет обеспечить как прямой экономический эффект от развития самой транспортной системы, так и косвенный эффект, получаемый в других отраслях экономики Чувашской Республики от развития транспорта, а также решение крупных социально-экономических проблем в регионе.
Литература
1. Закон Чувашской Республики от 04.06.2007 г. № 8 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года»
2. Комплексная программа экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010гг./ Указ Президента ЧР «О комплексной программе экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы. Чебоксары. 2003 г. 25 июня №61.
3. Транспорт Чувашии, 2007: Стат.сборник/ Чувашстат. Чебоксары, 2006. 97 с.
СОРОКИН КОНСТАНТИН ЮРЬЕВИЧ родился в 1962 г. Окончил Карагандинский политехнический институт, Московский университет потребительской кооперации. Заместитель генерального директора ООО «Кооптранс-сервис» Чувашпотребсоюза. Область научных интересов - исследования в области экономики, организации и управления на транспорте. Автор 15 научных статей.