дискуссия
журнал научных публикаций
К.А. Кайзер, инженер, сектор экономических разработок, Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр, г. Владивосток, Россия, [email protected]
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЫСЛА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ САРДИНЫ И ЯПОНСКОЙ СКУМБРИИ ПРИ УСЛОВИИ ОБНОВЛЕНИЯ ДОБЫВАЮЩЕГО ФЛОТА
В данной работе поднимается проблема освоения восстанавливающихся объектов промысла дальневосточного рыбохозяйственного бассейна за счет постройки новых добывающих и транспортных судов. В статье обоснована необходимость обновления флота, показан количественный потенциал строительства среднетоннажных судов для рыбного промысла. На основании данных текущей рыночной конъюнктуры и условий хозяйствования проведен анализ эффективности инвестиций в добывающий флот на промысле сардины-иваси и скумбрии. Параметры расчета задавались с учетом условий промыслового режима судна, транспортного плеча доставки уловов, суточного вылова по наблюдаемым историческим показателям промысловой обстановки. Ввиду недостатка данных по отечественному вылову анализируемых объектов ограниченно использовалась информация о японском промысле. По результатам инвестиционного анализа проекта постройки среднетоннажных добывающих и транспортных судов были получены показатели чистого дисконтированного дохода, внутренней нормы доходности и дисконтированного срока окупаемости. Ставка дисконтирования рассчитывалась на основании модели САРМ. Полученные результаты инвестиционного анализа позволяют судить о возможностях обновления рыбодобывающего флота и рекомендовать к реализации проект постройки новых среднетоннажных судов, предназначенных для промысла сардины-иваси и скумбрии.
Ключевые слова: рыбный промысел, добывающий флот, инвестиционный проект, чистый дисконтированный доход, инвестиции в дальневосточную рыбохозяйственную отрасль, срок окупаемости инвестиций, внутренняя норма доходности.
Обновление добывающего флота рыбной промышленности в настоящее время является крайне актуальной задачей, рассматриваемой на уровне Президента и Правительства РФ1. Определенные перспективы модернизации производственной базы рыбного хозяйства возникают в связи с возобновлением промысла таких массовых объектов, как дальневосточная сардина и японская скумбрия. Представляется целесообразным изучить потенциал обновления среднетоннажного добы-
вающего флота посредством постройки судов на отечественных верфях с перспективой целевого промысла указанных видов рыбы. При достижении исторического объема ежегодного вылова сардины и скумбрии на уровне 800-850 тыс. т2 возможна постройка до 80-90 новых среднетоннажных судов, предназначенных для промысла данных видов, что является существенным резервом для наращивания промысловых мощностей российского рыбохозяйственного комплекса.
№ 1(75) ЯНВАРЬ 2017
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
Выполненные на основании реестра прекращению промысла. Причиной было па-
флота расчеты показывают, что за 5 лет с 2010 дение уровня запасов данной рыбы, однако
года по 2015 год средний возраст среднетон- сегодня отмечается их циклическое восста-
нажных судов увеличился почти на 10%, со- новление. Промысел сардины возобновился
ставив 27,6 года. Необходимо отметить, что нормальным сроком эксплуатации среднетоннажного судна считается период 20-25 лет, в связи с чем следует заключить, что среднетоннажный флот дальневосточного рыбо-хозяйственного бассейна эксплуатируется сверх нормы, о чем не перестают напоминать специалисты отрасли3.
Таким образом, перед отраслью стоит задача массового обновления промыслового флота. Достигнуть этого можно в том числе за счет введения в промысел новых объектов, какими являются сардина-иваси и скумбрия.
До начала 1990-х годов вторым по значимости после минтая объектом промысла в дальневосточном рыбохозяйственном бассейне была дальневосточная сардина. К 1990 году ее вылов достиг 830 тыс. т, однако вслед за этим всего в течение трех лет он резко снизился, что позднее привело к полному
Определенные перспективы модернизации производственной базы рыбного хозяйства возникают в связи с возобновлением промысла таких массовых объектов, как дальневосточная сардина и японская скумбрия.
в 2016 году, и сырьевая база, по прогнозам ученых, в ближайшие годы должна существенно возрасти4.
Возобновление
промысла сардины-иваси происходило за счет перемещения действующего флота на добычу нового объекта. Однако ввиду предстоящего массового списания флота и роста запасов рыбы представляется труднореализуемым дальнейшее наращивание объемов вылова иваси за счет существующих промысловых мощностей.
Чтобы оценить экономический потенциал модернизации рыбной промышленности за счет введения в промысел новых объектов - сардины-иваси и скумбрии, - был проведен расчет показателей эффективности инвестиций проекта постройки среднетон-нажного судна для промысла указанных видов рыбы. Горизонт планирования принят равным 20 годам.
дискуссия
журнал научных публикаций
Предполагалось, что промысел сардины ведется с июня по ноябрь в Южно-Курильской зоне с выловом на судосутки промысла 20 т, аналогично скумбрии - с декабря по март. В апреле судно переходит в порт для проведения межрейсового технического обслуживания и ремонта.
Промысловые суда оборудованы Я8,^тан-ками, что позволяет сгружать выловленную рыбу на живорыбные транспортные суда для доставки на береговую переработку. Стоимость инвестиций в одно добывающее и одно транспортное судно определялась на основании предложений российских судостроительных компаний (ОСК) и составила 10,5 млн евро.
Цена на сырец определена на уровне 45 р./кг для сардины и 65 р./кг для скумбрии. Основанием послужили данные сдач сырца в японских портах.5
Наши расчеты показали, что при заданных показателях промысла (300 судосуток (ссут.) промысла при среднем вылове 20 т/ ссут.), издержках и ценах на сырец судно может достигать уровня рентабельности продаж в 20-30%, что является для рыбной промышленности довольно оптимистичной оценкой. Полученные результаты могут измениться по мере роста цены на топливо, которая из-за падения цены на нефть находится на минимальных значениях за последние 10 лет. Кроме того, уровень заработной платы - основной статьи издержек, может расти существенно опережающими темпами по сравнению с инфляцией (уровень реальной заработной платы в расчетах увеличивался каждый год на 2%). Если анализировать другие риски, то стоит упо-
мянуть о возможных изменениях в законодательстве о налогах и сборах в ближайшие несколько лет.
Результаты расчета показателей эффективности инвестиций в проект добычи сардины-иваси и скумбрии представлены в таблице.
Согласно данным, представленным в таблице, при выбранной ставке дисконтирования (23,5% - рассчитывалась по адаптированной модели САРМ6) проект находится практически на границе окупаемости. Тем не менее, положительный №У позволяет рекомендовать его к реализации.
Стоит отметить, что представленный проект должен находиться в тесной связи с возможностями переработки на береговых предприятиях бассейна, ведь полученное сырье предлагается доставлять в свежем виде. Проводимые в данном направлении работы показывают, что общая окупаемость проекта, включающего блок береговой переработки, возможна только при выпуске продукции с высокой добавленной стоимостью.
Таким образом, можно сделать вывод, что промысел восстанавливающихся объектов дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, сардины-иваси и скумбрии, имеет определенный экономический потенциал с точки зрения обновления добывающего флота предприятий рыбного хозяйства. Проведенные расчеты позволяют утверждать, что при существующих в настоящее время издержках и ценах на сырец круглогодичный целевой промысел окупает стоимость инвестиций в новые суда, предназначенные для добычи иваси и скумбрии. ^
Ввиду предстоящего массового списания флота и роста запасов рыбы представляется труднореализуемым дальнейшее наращивание объемов вылова иваси за счет существующих промысловых мощностей.
Показатели эффективности инвестиций в среднетоннажное и транспортное судно с RSW-танками для промысла сардины-иваси и скумбрии
Показатель Значение показателя
Ставка дисконтирования, % 23,5
Чистый дисконтированный доход (NPV), млн р. 34,7
Внутренняя норма доходности (IRR), % 24,9
Дисконтированный период окупаемости (DPP), лет 15
№ 1(75) ЯНВАРЬ 2017
ДИСКУССИЯ t
журнал научных публикаций Ц
Литература
1. Официальный сайт Кремля [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/50524 (дата обращения: 25.12.2016).
2. Барышко М.Е. Промысел скумбрии и сардины-иваси на Дальнем Востоке: моногр. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2009. 479 с.
3. Жук А.П., Мизюркин М.А. Современная структура флота рыбной промышленности России на Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне // Рыбное хозяйство. 2015. № 4. С. 49-55.
4. Состояние промысловых ресурсов. Прогноз общего вылова гидробионтов по Дальневосточному рыбохозяйственному бассейну на 2016 г. (краткая версия). Владивосток: ТИНРО-Центр, 2016. 389 с.
5. РК-ПРОФИ. Еженедельный электронный бюллетень о международном рыбном бизнесе [Электронный ресурс]. URL: www.fishnet.ru (дата обращения: 25.12.2016).
6. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М.: Олимп-Бизнес, 2008. 1008 с.
ECONOMIC POTENTIAL'S ASSESSMENT OF FISHERY ORGANIZATION OF FAR EAST SARDINE AND JAPANESE MACKEREL IN THE CONDITIONS OF FISHING FLEET'S RENEWAL
K.A. Kayzer, engineer.
Sector of economic researches.
Pacific Scientific Research Fisheries Center.
Vladivostok, Russia, [email protected]
This paper discusses the implementation problem of restoring fishery object of Far East fisheries basin by means of building new fishery and transport ships. The article substantiates the necessity of the fleet's renewal, shows quantitative potential of medium range vessels' constructing for fisheries. On the base of current market conjuncture data and economy conditions the author has conducted an analysis of investment efficiency in the fishing fleet of sardine and mackerel. The calculation parameters were set taking into account the conditions of vessels 'fishing performance, transport leg of fare delivery, daily fare according to the historical indices. Due to the lack of data of domestic fare, the author used some information of Japanese fisheries. According to the results of the investment analysis of building project of medium range fishing and transport vessels the article has indices of net present value (NPV), internal rate of return (IRR) and discounted payback period (DPP). The rate of discounting was calculated on the base of CAPM model. The results of investment analysis allows talking about the renewal's opportunities of the fishing fleet and recommends the project's realization of new medium range vessels assigned for sardine and mackerel fishing.
Key words: fisheries, the fishing fleet, investment project, NPV, investment in the far East fishery industry, payback period, internal rate of return.
References
1. Official website of the Kremlin (in Russian). Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/ 50524 (accessed: 25.12.2016).
2. Baryshko M.E. Promysel skumbrii i sardiny-ivasi na Dal'nem Vostoke: monografiia [Fishing mackerel and sardine-iwashi in the far East: monograph]. Vladivostok, Dal'rybvtuz, 2009. 479 p.
3. Zhuk A.P., Miziurkin M.A. Sovremennaia struktura flota rybnoi promyshlennosti Rossii na Dal'nevostochnom rybokhoziaistvennom basseine [The Modern structure of the fleet of the fishing industry of Russia for the far Eastern fishery basin]. Rybnoe khoziaistvo - Fish farm. 2015, No 4, pp. 49-55.
4. Sostoianie promyslovykh resursov. Prognoz obshchego vylova gidrobiontov po Dal'nevostoch-nomu rybokhoziaistvennomu basseinu na 2016 g. (kratkaia versiia) [The state of fisheries resources. The forecast total catch of hydrobionts in the far Eastern fishery basin by 2016 (short version)]. Vladivostok, TINRO-Tsentr, 2016, 389 p.
5. RK-PROFI. Ezhenedel'nyi elektronnyi biulleten' o mezhdunarodnom rybnom biznese [RK-PROFI. A weekly e-newsletter on international fishing business]. Available at: www.fishnet.ru (accessed: 25.12.2016).
6. Breili R., Maiers S. Printsipy korporativnykh finansov [Principles of corporate Finance]. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2008, 1008 p.