Научная статья на тему 'Оценка эффективности ускорения доставки мебели потребителям'

Оценка эффективности ускорения доставки мебели потребителям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕБЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МЕБЕЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДОСТАВКИ / ЗАТРАТЫ / ВРЕМЯ ДОСТАВКИ / FURNITURE COMPANIES / FURNITURE / DELIVERY EFFICIENCY / COST / DELIVERY TIME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бычков Д. В.

Рассматриваются методологические вопросы оценки эффективности ускорения доставки мебели, как дорогостоящего груза, до конечного потребителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бычков Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluating the effectiveness of accelerating the delivery of furniture to consumers

Methodological issues for evaluating the efficiency of accelerating the delivery of furniture, like the expensive goods to the final consumer

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности ускорения доставки мебели потребителям»

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УСКОРЕНИЯ ДОСТАВКИ МЕБЕЛИ

ПОТРЕБИТЕЛЯМ Д.В. Бычков

Центр кластерного развития Воронежской области, г. Воронеж

Рассматриваются методологические вопросы оценки эффективности ускорения доставки мебели, как дорогостоящего груза, до конечного потребителя

Работа транспорта по перемещению грузов создает стоимость, которая присоединяется к стоимости перемещаемого груза. Поэтому в месте потребления грузов (товаров) они становятся дороже на величину транспортных издержек.

Транспорт на промышленных предприятиях является материальной основой процесса производства и обращения, осуществляя связи как внутри предприятия, так и между производителями и потребителями продукции. Длительность процесса перевозок во многом определяет весь процесс обращения общественного продукта, поскольку время воспроизводства последнего складывается из времени производства и времени обращения. В этой связи, чем короче продолжительность транспортирования товаров, тем меньше время обращения и общее время воспроизводства, а, следовательно, тем больше в единицу времени можно произвести общественного продукта. Таким образом, транспорт оказывает активное воздействие на эффективность основного производства в целом: чем выше эффективность работы транспорта (меньше время транспортирования и величина транспортных издержек), тем выше эффективность общественного производства.

Затраты на транспортное обслуживание являются значимым показателем для большинства мебельных предприятий, так как напрямую определяют величину их прибыли. Уменьшение величины затрат на доставку за счет организационного мероприятия может дать мебельным предприятиям существенную экономию. В этой связи варианты доставки грузов отбираются, прежде всего, по ценовому критерию. При этом часто предпочтение отдается варианту с минимальными затратами или варианту с затратами, величина которых лежит в допустимых пределах.

Затраты на транспортное обслуживание мебельного предприятия, имеющих собственный автопарк, включают заработную плату водителей с отчислениями на социальное страхование, топливо для эксплуатации автомобилей и смазочные материалы, затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, шины, амортизационные отчисления на восстановление основных фондов - закрепленных за транспортным цехом (участком), цеховые и общехозяйственные расходы. Снижение транспортных затрат на внешние перевозки является одним из важных направлений снижений себестоимости продукции мебельного производства, поскольку их доля на отраслевых предприятиях в настоящее время составляет около 10% и, как показывает анализ, последние годы имеет тенденцию к повышению.

Снижение себестоимости перевозок может быть достигнуто за счет увеличения производительности

подвижного состава. В этой связи большое значение приобретает рациональное использование подвижного состава, оцениваемое такими показателями, как коэффициенты технической готовности и выпуска на линию, коэффициент использования пробега и т.д. Речь идет о максимальном использовании провозных возможностей автопарка, принадлежащего предприятию, при минимальных затратах.

При оценке влияния технико-эксплутационных показателей на себестоимость перевозки необходимо исходить из того, что при увеличении грузоподъемности подвижного состава, коэффициента использования грузоподъемности и коэффициента использования пробега, себестоимость перевозок снижается как по группе переменных затрат (зависящих от пробега), так и по группе постоянных (не зависящих от пробега) [1].

Коэффициент выпуска автомобилей на линию, продолжительность работы автомобилей на линии, техническая скорость и др. - повышают параметры функционирования подвижного состава при значительном увеличении пробега. С ростом пробега соответственно повышаются переменные затраты, зависящие от движения (ГСМ, запасные части, шины). Поэтому вышеперечисленные технико-эксплуатационные показатели влияют на себестоимость только через постоянные затраты, к которым относятся цеховые и общехозяйственные расходы.

Одним из важнейших показателей использования автомобилей, осуществляющих транспортное обслуживание мебельных предприятий, является скорость доставки грузов, и, прежде всего, мебели.

Исследованиями института комплексных транспортных проблем установлено, что скорость доставки грузов, влияющая на своевременность доставки, имеет неодинаковое значение для грузов, отличающихся стоимостью [2,3]. Это объясняется тем, что увеличение стоимости груза повышает ответственность за его сохранность и усложняет использование автотранспортных средств в результате чего увеличиваются затраты на перевозку, что нами подтверждено на примере перевозки продукции мебельных предприятий.

Большое значение для принятия оптимальных управленческих решений при диспетчеризации работы автомобильного транспорта в этих условиях имеет учет стоимости перевозимого груза. Выше отмечалось, что увеличение стоимости груза очень часто сопровождается соответствующим ростом затрат на их доставку за счет применения специализированного подвижного состава, экспедиционного сопровождения груза и т.д. Кроме того, увеличение стоимости перевозимого груза вызывает необходимость уменьшения сроков доставки грузов от поставщика до потребителя. Это объясняется

тем, что ускорение доставки сырья, материалов, комплектующих изделий на производственное предприятия в стоимостном выражении эквивалентно дополнительному выпуску продукции за период времени, равный сроку сокращения доставки.

Ускорение их доставки на склад предприятия-потребителя, по мнению автора работы сокращает продолжительность производственного цикла, уменьшает издержки на содержание запасов за счет уменьшения самих запасов. В результате возникает дополнительный эффект, который материализуется в основном производстве обслуживаемого предприятия [4].

Однако, ускорение доставки сырья и материалов в некоторых случаях, на наш взгляд, не всегда экономически целесообразно. Например, в деревообрабатывающих отраслях, включая мебельную промышленность, подвоз сырья и материалов должен быть синхронизирован с ритмом основного производства. Он должен осуществляться в строгом соответствии с заданным графиком доставки, согласованным в договоре между поставщиком и потребителем. Всякое отклонение от графика может привести к экономическим потерям. В частности, несвоевременный завоз сырья может привести к приостановке основного производственного процесса на предприятии, которое выступает в качестве его потребителя. Ускорение доставки может быть причиной увеличения сверхнормативных запасов сырья, и соответственно, затрат на их хранение. В то же время ускорение доставки представляет интерес в сфере реализации мебели, особенно при перевозке ее на большие расстояния. Это объясняется тем, что ускорение доставки способствует увеличению объема продаж (реализации) и сокращению затрат на хранение запасов мебели на складе готовой продукции. В то же время замедление доставки приводит к существенному росту потерь доходов мебельного предприятия, к которым добавляются затраты предприятия на хранение запасов мебели на складе.

Ускорение доставки мебели сопровождается увеличением затрат за счет применения специализированного подвижного состава, экспедиционного сопровождения, перевозки в разобранном виде и т.д. Поэтому для принятия оптимального управленческого решения при диспетчеризации работы автомобильного транспорта необходима предварительная оценка эффективности ускорения доставки. Экономический эффект от ускорения доставки мебели нами предлагается рассчитывать по формуле

Э = См-Дг + ДС-ДЗ,

где См - среднесуточный объем реализации мебели, руб.;

Д( - сокращение времени доставки мебели до покупателя, час;

ДС - сокращение затрат предприятия на хранение мебели на складе готовой продукции руб.;

ДЗ - увеличение затрат, связанных с ускорением доставки, руб.

Эффективность ускорения доставки мебели будет определяться из выражения

^ См-Дг + ДС Е =------------.

ДЗ

Из предлагаемой формулы видно, что эффективность ускорения доставки в общем случае возрастает в связи с увеличением стоимости перевозимой мебели. Ее можно использовать при выборе варианта организации доставки готовой продукции, отличающейся качеством и, соответственно, ценой.

Таким образом, для мебели, как торгового груза, обладающего высокой стоимостью, необходимо более высокое значение скорости доставки, поскольку замедление приводит к росту потерь доходов на мебельном предприятии.

Литература

1. Бачурин А.А. Анализ производственно -хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий [Текст]: учебное пособие / А.А. Бачурин. - М.: Академия, 2004.-387с.

2. Сопоставимые издержки разных видов транспорта при перевозке грузов. [Текст]/ под ред. В.И. Дмитриева, К.А. Шимко; ИКТП при Госпланке СССР. М. «Транспорт», 1972-488с.

3. Шелковенкова Е.П. Совершенствование управления транспортного процесса с учетом сроков доставки грузов [Текст]/ Научно-технический сборник ЦБНТИ Министерства автомобильного транспорта РСФСР. Сер.5 «Экономика, управление и организация производства». Вып. 10.М.: 1981.-с.9

4. Гончаров В.А. Эффективность производственной инфраструктуры [Текст]: учебное пособие / В.А. Гончаров, О.А. Бурбело, А.И. Вавин. Луганск, 1994.-165с.

® 8 (473)2-43-76-67

Ключевые слова: мебельные предприятия, мебель, эффективность доставки, затраты, время доставки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.