ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТА РИТМИЧНОИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТА ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ МЕБЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИИ В.П. Бычков, д-р экон. наук, профессор
Воронежская государственная лесотехническая академия
В статье рассматриваются особенности формирования экономического эффекта при проведении мероприятий по организации ритмичной работы транспорта на предприятии мебельного производства
Непрерывный процесс воспроизводства материальных благ предполагает необходимость постоянного перемещения продуктов труда из сферы потребления. В процессе этого перемещения продукты труда образуют запасы. Если принять за начальную стадию кругооборота выход готовой продукции, то дальнейшее её движение приводит к образованию транспортных запасов, запасов на складах промежуточных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, запасы в сфере производства и потребления.
На мебельных предприятиях также формируются запасы сырья, комплектующих изделий, материалы, а также готовой продукции, в качестве которой выступает мебель различного назначения. Размеры запасов нормируются. Они зависят от мощности предприятия, продолжительности производственного цикла и других факторов, в том числе от работы транспорта. Перебои в доставке сырья на предприятие могут вызвать остановку производственного процесса и резко ухудшить экономическое положение этого предприятия.
В то же время отрицательное влияние на работу мебельного предприятия оказывает наличие излишних и сверхнормативных производительных запасов, которые увеличивают потребность предприятий в складских помещениях, требуют дополнительных эксплуатационных затрат на их содержание.
Предприятия - потребители часто бывают вынуждены создавать запасы сырья и полуфабрикатов на своих складах на случай несвоевременных поставок продукции поставщиками. Несвоевременная отгрузка мебели, залеживание её на складе готовой продукции также сопровождается экономическими потерями предприятия.
Таким образом, ритмичная работа мебельного предприятия в значительной мере зависит от ритмичной работы транспорта как на доставке сырья и полуфабрикатов, так и на вывозе готовой продукции.
Задачей организации ритмичной работы предприятия является соблюдение установленных пропорций в развитии производства. В этой связи всякое отклонение в соотношении или соответствии отдельных частей производительного процесса является нарушением ритма.
Под ритмичной работой транспорта понимается такая работа, при которой процесс перевозок грузов по их завозу на предприятие и вывозу с предприятия осуществляется в строгом соответствии с плановым
заданием за любой период времени, на который это задание установлено (1).
Ритмичность и качество предоставляемых транспортных услуг определяет эффективность и стабильность функционирования предприятия в целом, о чем отмечается в работе (2).
В настоящее время для контроля за ритмичностью работы транспорта на мебельном предприятии, имеющий свой транспортный цех, применяются планы-графики перевозок, причем графики строят как на основе данных об объеме перевозок нарастающим итогом, так и на основе данных за каждый день. На график наносятся фактические данные по перевозкам. Сопоставление линии, отражающей фактический объем перевозок, с линией планового объема позволяет выявить ритмично или неритмично работает транспортный цех.
Анализ хода выполнения плана-графика на предприятиях показал, что в большинстве случаев нарушение ритмичности имеет место в первой и третьей декадах каждого месяца. В первой декаде наблюдается отрицательная аритмичность, в третьей -положительная. При этом плановые объемы по всем декадам распределяются примерно равными долями, тогда как фактическое распределение неодинаково. В первой декаде она она составляет 22-28, во второй -30-35, в третьей - 40-45 %.
Такой способ позволит выявить ритмично или неритмично работает транспорт, но не позволяет дать количественную оценку уровня ритмичности за любой период времени, что необходимо не только для глубокого анализа процесса транспортного обслуживания предприятия, но и для применения различных средств материального воздействия на повышение ритмичной работы транспортного цеха.
Для количественной оценки уровня ритмичности работы транспорта при доставке сырья и материалов можно использовать коэффициент, который рассчитывается по формуле, предложенной нами в работе (1)
т П.
Кр = 2 -^Ч 1=^1
где - фактический объем перевозок грузов в
пределах планового задания, день;
выполненный за !
^ - то же по плану;
т - число дней в анализируемом периоде.
На мебельных предприятиях объем работы транспорта при доставке мебели потребителям учитывается в стоимостном измерении, т.е. стоимости мебели, доставленной до потребителя. Поэтому на доставке мебели коэффициент ритмичности работы транспорта предлагается рассчитывать по формуле:
Кр = 2
т С
П'
=14
где С1 и СП1 - соответственно стоимость мебели, перевезенной фактически в пределах плана, и по плану за 1ыи день.
Экономический смысл коэффициента ритмичности, рассчитанного по предлагаемой методике, заключается в том, что он характеризует удельный вес стоимости мебели, доставленной в соответствии дневным плановым заданием. Отсюда разность (1-Кр) есть недовыполнение плана в относительных величинах. Умножая разность (1-Кр) на плановый объем перевозок за анализируемый период можно получить потери доходов предприятия из-за неритмичной работы за тот же период.
С помощью коэффициента ритмичности были рассчитаны потери доходов, на мебельном предприятии «Мебель Черноземье». Из-за неритмичной работы транспорта на подвозе сырья и материалов и доставке мебели их доля составила около 8 % от общей суммы доходов предприятия.
Следствием неритмичной работы транспорта и соответственно предприятия могут быть внутрисмен-ные потери рабочего времени оборудования и работников основных и вспомогательно-обслуживающих цехов, сверхурочные работы, а также работы в выходные и праздничные дни, что ухудшает экономическое и финансовое положение предприятия. Себестоимость производства продукции увеличивается за счет дополнительных выплат работникам за сверхурочную работу в выходные и праздничные дни и внутрисменные простои не по вине работника.
Косвенное влияние на увеличение себестоимости транспортных работ при неритмичной работе оказывают потери объема перевозок в связи с недоиспользованием провозных возможностей подвижного состава и снижением уровня производительности труда, так как недовыполнение перевозок сопровождается увеличением размера постоянных затрат на единицу грузовой работы.
Затраты на эксплуатацию автопарка при неритмичной работе увеличиваются не только за счет дополнительных выплат за сверхурочные часы, но и за счет повышения затрат на текущий ремонт транспортных средств, так как последний при неритмичной работе зачастую используется при нарушении правил технической эксплуатации, несоблюдении нормативных сроков проведения технического обслуживания. В свою очередь это приводит к повышению изнашиваемости узлов и агрегатов автомобилей и увеличению объема работ и затрат на поддержание их в технически исправном состоянии.
Таким образом, обеспечение ритмичной работы транспорта позволяет при той же технической оснащенности, при тех же ресурсах повысить эффективность использования подвижного состава, увеличить производительность труда и снизить себестоимость перевозок.
Литература
1. Бычков, В. П. Эффективность транспорта в комплексных лесных предприятиях: сущность, показатели, пути повышения: монография [Текст] / В. П. Бычков. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 1989. - 176 с.
2. Фатхутдинов, Р. А. Организация производства [Текст]: учебник / Р. А. Фатхутдинов. - 3 изд. перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2007. - 544 с.
® 8(473)2-43-76-67
Ключевые слова: мебельное предприятие, транспорт, доставка грузов, ритмичность работы транспорта, экономические потери, эффект.