Научная статья на тему 'Системный подход как направление инновационной деятельности в сфере организации транспортного обслуживания мебельных предприятий'

Системный подход как направление инновационной деятельности в сфере организации транспортного обслуживания мебельных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Лесотехнический журнал
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH / СИСТЕМА / SYSTEM / МЕБЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / FURNITURE COMPANY / МЕБЕЛЬ / FURNITURE / КАЧЕСТВО ПЕРЕВОЗОК / QUALITY OF TRANSPORTATION / ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / TRANSPORT SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бычков Дмитрий Владимирович

В статье рассматриваются особенности системного подхода, как направления инновационной деятельности в сфере организации транспортного обслуживания промышленных предприятий. Обосновывается необходимость его применения на предприятиях мебельной промышленности, на которых целевой функцией транспортного обслуживания является выполнение работ по доставке грузов в соответствии с потребностями указанных предприятий и при высоком качестве обслуживания к показателям качества обслуживания относятся своевременное выполнение перевозок, сохранность грузов (их количества и потребительских свойств), минимальные транспортные издержки. В заключительной части статьи приводится разработанная автором система организации транспортного обслуживания мебельных предприятий, которой необходимые элементы (подсистемы), направлены на достижение поставленной цели. Одним из признаков (свойств) предлагаемой системы является ее гибкость, т.е. способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Указанное свойство имеет большое значение в современных условиях инновационной экономики, характеризующейся активным внедрением в производство достижений науки и передового опыта, включая достижения в области экономики, организации производства и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бычков Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIC APPROACH AS THE DIRECTION OF INNOVATIVE ACTIVITY IN SPHERE THE ORGANIZATION OF TRANSPORT SERVICE FURNITURE ENTERPRISES

The article discusses the features of the system approach, as directions of innovative activity in the sphere of organization of transport services for industrial enterprises. The necessity of its application in the furniture industry, in which the objective function of the transport service is performing work for the delivery of goods in accordance with the needs of these enterprises and high quality service to the service quality indicators include the timely implementation of transportation, the safety of goods (quantity and consumer properties), the minimum transport costs. In the final part of the article the author develops a system of organization of transport services furniture enterprises, which are necessary elements (subsystems), aimed at the achievement of this goal. One of the characteristics (properties) of the proposed system is its flexibility, i.e. the ability to adapt to the changing conditions of the external and internal environment. This property is of great importance in modern conditions of innovative economy, characterized by active introduction of achievements of science and best practices, including achievements in the field of Economics, organization of production and management.

Текст научной работы на тему «Системный подход как направление инновационной деятельности в сфере организации транспортного обслуживания мебельных предприятий»

Управление. Моделирование. Информатика

DOI: 10.12737/8488 УДК 33: 656

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК НАПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕБЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Д. В. Бычков

Агентство по инновациям и развитию Воронежской области, г. Воронеж, Российская Федерация

В статье рассматриваются особенности системного подхода, как направления инновационной деятельности в сфере организации транспортного обслуживания промышленных предприятий. Обосновывается необходимость его применения на предприятиях мебельной промышленности, на которых целевой функцией транспортного обслуживания является выполнение работ по доставке грузов в соответствии с потребностями указанных предприятий и при высоком качестве обслуживания к показателям качества обслуживания относятся своевременное выполнение перевозок, сохранность грузов (их количества и потребительских свойств), минимальные транспортные издержки. В заключительной части статьи приводится разработанная автором система организации транспортного обслуживания мебельных предприятий, которой необходимые элементы (подсистемы), направлены на достижение поставленной цели. Одним из признаков (свойств) предлагаемой системы является ее гибкость, т.е. способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Указанное свойство имеет большое значение в современных условиях инновационной экономики, характеризующейся активным внедрением в производство достижений науки и передового опыта, включая достижения в области экономики, организации производства и управления.

Ключевые слова: инновационная деятельность, системный подход, система, мебельные предприятия, мебель, качество перевозок, транспортное обслуживание.

SYSTEMATIC APPROACH AS THE DIRECTION OF INNOVATIVE ACTIVITY IN SPHERE THE ORGANIZATION OF TRANSPORT SERVICE FURNITURE

ENTERPRISES

D. V. Bychkov

Agency for Innovation and Development of Voronezh region, Voronezh, Russian Federation

Abstract

The article discusses the features of the system approach, as directions of innovative activity in the sphere of organization of transport services for industrial enterprises. The necessity of its application in the furniture industry, in which the objective function of the transport service is performing work for the delivery of goods in accordance with the needs of these enterprises and high

Лесотехнический журнал 4/2014

265

Управление. Моделирование. Информатика

quality service to the service quality indicators include the timely implementation of transportation, the safety of goods (quantity and consumer properties), the minimum transport costs. In the final part of the article the author develops a system of organization of transport services furniture enterprises, which are necessary elements (subsystems), aimed at the achievement of this goal. One of the characteristics (properties) of the proposed system is its flexibility, i.e. the ability to adapt to the changing conditions of the external and internal environment. This property is of great importance in modern conditions of innovative economy, characterized by active introduction of achievements of science and best practices, including achievements in the field of Economics, organization of production and management.

Keywords: Innovative activity, system approach, system, furniture company, furniture, quality of transportation, transport services.

Под организацией транспортного обслуживания промышленных предприятий понимается комплекс организационноэкономических мероприятий, направленных на выполнение своевременной и бесперебойной доставки сырья и материалов на предприятие, перемещение грузов внутри него, доставка готовой продукции потребителям и вывоза производственных отходов. Выполнение данного комплекса мероприятий вызывает необходимость применения системного подхода к организации транспортного обслуживания предприятия, предусматривающего учет и использование всех факторов, оказывающих влияние на решение поставленных перед транспортным подразделением задач.

В современных условиях системный подход выступает как направление инновационной деятельности, под которой понимается процесс создания и практической реализации новшеств в области технологии и управления производством.

Субъектом инновационной деятельности являются инновации, под которыми понимаются новшества (новации), доведенные до внедрения в практику [1]. Ин-

новации представляют собой новую наукоемкую продукцию, товар (услугу), технологию, новые методы управления, востребованные рынком и защищенные, как объекты интеллектуальной собственности или являющиеся секретом (ноухау). Инновации являются основой повышения конкурентоспособности продукции, расширения и укрепления рыночных позиций.

Применение системного подхода при организации транспортного обслуживания мебельных предприятий объясняется тем, что транспорт (особенно автомобильный) принимает активное участие на всех стадиях товародвижения, создавая тем самым необходимые условия для функционирования предприятий. При этом он тесно связан с объектами внутренней среды (отделами, цехами), так и внешней (грузоотправителями, грузополучателями) и др.

Система организации транспортного обслуживания мебельных предприятий, на наш взгляд, представляет собой совокупность взаимосвязанных и интегрированных в единое целое процессов доставки сырья и материалов на предприятие, внутрипроизводственной транспортировки и

266

Лесотехнический журнал 4/2014

Управление. Моделирование. Информатика

сбыта готовой продукции, в основе которой лежит форма организации работы транспорта, направленная на создание условий для успешного функционирования и повышения конкурентоспособности предприятий.

Основными свойствами, характеризующими организацию транспортного обслуживания как систему в современных условиях, является открытый характер системы по отношению к внешней среде, ее комплексность, динамизм и гибкость процессов транспортировки, саморегулирование.

Реализация системного подхода к повышению эффективности организации транспортного обслуживания возможна при соблюдении ряда принципов, представленных в таблице.

В соответствии с общими положениями и требованиями системного подхода и особенностей продукции мебельных предприятий, как вида груза, рассмотренных в работе [2], проектирование системы организации транспортного обслуживания вышеуказанных предприятий должно включать:

1. Постановку целей организации транспортного обслуживания.

2. Общую характеристику системы и состав входящих в нее подсистем.

3. Перечень задач организации транспортного обслуживания, реализуемых в каждой подсистеме.

4. Связь транспортного цеха с другими подразделениями мебельного предприятия при организации транспортного обслуживания.

5. Характеристику функций линей-

ных руководителей и подразделений (отделов, служб) в организации транспортного обслуживания.

Целевой функцией организации транспортного обслуживания мебельного предприятия является выполнение работ по доставке грузов в соответствии с потребностями предприятия и при высоком качестве обслуживания. Основными задачами системы являются обеспечение своевременного выполнения перевозок установленных объемов грузов, обеспечение сохранности, количества и потребительских свойств перевозимых грузов при возможно меньших транспортных издержках [2].

Главная цель организации транспортного обслуживания мебельных предприятий - создать оптимальные условия для экономической и социальной эффективности функционирования предприятий.

Степень достижения основной цели организации транспортного обслуживания должна оцениваться, на наш взгляд, следующими основными показателями:

•Своевременность или ритмичность доставки грузов, что означает выполнение перевозок в строгом соответствии с оперативным планом работы мебельного предприятия, разрабатываемым на короткие периоды времени (сутки, неделю, месяц).

•Сохранность грузов при перевозке и выполнении погрузочно-разгрузочных работ, что имеет особое значение при доставке мебели потребителям.

•Себестоимость перевозок стоимостная оценка затрат всех видов ресурсов, используемых для выполнения процесса перевозок

Достижению указанных целей будет

Лесотехнический журнал 4/2014

267

Управление. Моделирование. Информатика

Таблица

Основные принципы формирования системы организации функционирования транспорта

Принцип Содержание принципа

Принцип целостности Означает, что деятельность по повышению эффективности производственных процессов на основе развития транспортного обслуживания должна носить всеобщий характер и выполняется всеми подразделениями предприятия, работа которых должна быть полезна в рамках системы.

Принцип структурности Предполагает возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. связей и отношений в системе

Принцип иерархичности Означает, что каждая подсистема, входящая в состав системы может в свою очередь рассматриваться как система более низкого порядка

Принцип взаимозависимости системы и среды Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой. Под средой в данном случае понимаются все окружения проектируемой системы, которое воздействует посредством факторов организации производства, факторов системы управления предприятием и внешней по отношению к предприятию среды

Адаптивность и гибкость системы Система транспортного обслуживания должна легко перестраиваться в соответствии с требованиями факторов, оказывающими на нее влияние

Многоаспектность системы Отражает многоаспектный состав системы, основанный на элементном, функциональном, организационном, динамическом аспектах.

способствовать научно-техническое и организационное развитие транспортного цеха, коммерциализация отношений транспортного подразделения с другими подразделениями и создание условий для повышения уровня жизни работающих на транспорте.

Необходимым требованием, предъявляемым к системе организации транспортного обслуживания предприятий, является высокая производительность транспорта на перевозке грузов. Высокая производительность способствует: во-первых,

ускорению доставки грузов; во-вторых, снижению себестоимости транспортных

работ и, соответственно, уменьшению ее доли в себестоимости производства и реализации мебели.

Система организации транспортного обслуживания предприятия должна быть открытой системой, которая будет тесно взаимодействовать с другими сферами деятельности промышленного предприятия. Субъектом коммуникаций в сфере транспортного обслуживания на предприятии должен выступать транспортный цех, объектами коммуникаций - отделы сбыта, материально-технического снабжения, бухгалтерия, отдел маркетинга, экономическая служба, юридическая служба.

268

Лесотехнический журнал 4/2014

Управление. Моделирование. Информатика

Предметом взаимосвязи транспортного цеха с указанными подразделениями предприятия является обмен информацией, связанной с организацией транспортного обслуживания на предприятии.

Информационная связь транспортного цеха с другими подразделениями и службами мебельного предприятия позволяет учесть особенности организации производственного процесса и продукции этого предприятия, а также особенности организации транспортных работ.

Организация транспортного обслуживания на предприятиях относится к сфере деятельности линейного руководителя-директора, начальника транспортного цеха, мастера, бригадира. Линейный руководитель несет всю полноту ответственности за состояние и надлежащий уровень организации транспортного обслуживания.

На уровне транспортного цеха в сферу деятельности руководителя входит руководство работой по непрерывному совершенствованию организации транспортного обслуживания; утверждению организационных проектов транспортного обслуживания и контролю над их выполнением; привлечению научных учреждений и консультантов для решения организационных задач; руководству работой по подготовке и переподготовке кадров по направлению организации транспортного обслуживания.

На уровне подразделений транспортной службы предприятия линейные руководители должны решать задачи постоянного совершенствования организации работ в подразделении, обеспечение деятельности по эффективному использованию всех видов ресурсов.

На рисунке представлена разработанная автором система организации транспортного обслуживания мебельного предприятия.

Одним из признаков (свойств) предлагаемой системы является ее гибкость, т.е. способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Под адаптацией понимается приспособление системы организации транспортного обслуживания мебельных предприятий к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Систему можно считать успешно адаптируемой, если она реагирует на окружающую среду таким образом, чтобы обеспечивать благоприятные последствия для своей деятельности.

Указанное свойство имеет большое значение в современных условиях инновационной экономики, характеризующейся активным внедрением в производство достижений науки и передового опыта, включая достижения в области экономики, организации производства и управления.

Лесотехнический журнал 4/2014

269

Управление. Моделирование. Информатика

Производственная инфраструктура предприятия

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Критерии эффективности системы организации транспортного обслуживания предприятия

Комплектность доставки грузов

Сохранность

грузов

Ритмичность грузоперевозок

Своевременность доставки грузов

Риунок. Система организации транспортного обслуживания мебельного предприятия

270

Лесотехнический журнал 4/2014

Управление. Моделирование. Информатика

Библиографический список

1. Анисимов, Ю. П. Инновационная система региона [Текст] / Ю. П. Анисимов, С. В. Шапошникова, Т. М. Грязнова, Е. В. Солнцева / под редакцией Ю. П.Анисимоваю. - ВИТЦ-Воронеж : научная книга, 2007. - 576 с.

2. Бычков В.П. Формирование и развитие системы организации транспортного обслуживания промышленных предприятий [Текст] : монография / В. П. Бычков, В. А. Верзлин, Н. М. Бухонова, Д. В. Бычков. - М. : НИЦ «Инфра-М», 2013. - 185 с.

References

1. Anisimov Y.P., Shaposhnikova S.V., Gryaznova T.M., Solntseva E.V. Innovacionnaja sis-tema regiona [Innovation system in the region]. Voronezh , 2007, 576 p. (In Russian).

2. Bychkov V.P., Verzlin V.A., Bukhonova N.M., BychkovD.V. Formirovanie i razvitie sis-temy organizacii transportnogo obsluzhivanija promyshlennyh predprijatij [The formation and development of the organization of transport service industries]. Moscow, 2013, 185 p. (In Russian).

Сведения об авторах

Бычков Дмитрий Владимирович - специалист агентства по инновациям и развитию Воронежской области, г. Воронеж, Российская Федерация; e-mail: dbichkov@govvrn.ru.

Information about authors

Bychkov Dmitriy Vladimirovich - Specialist of Agency for Innovation and Development of Voronezh region, Voronezh, Russian Federation; e-mail: dbichkov@govvrn.ru.

DOI: 10.12737/8490 УДК 519.862

МНОГОФАЗНАЯ АЦИКЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ МЕБЕЛЬНОГО ХОЛДИНГА

доктор технических наук, профессор А. Д. Данилов1 Д. В. Тонких1

доктор технических наук, профессор Д. Н. Афоничев2 1 - ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», г. Воронеж, Российская Федерация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 - ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора

Петра I», г. Воронеж, Российская Федерация

Смоделирована система товародвижения мебельного холдинга в виде взвешенного направленного графа. На основе полученной структуры синтезирована многофазная ациклическая система массового обслуживания с непрямолинейной последовательностью прохождения и вет-

Лесотехнический журнал 4/2014

271

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.