следования социальных проблем (электрон- http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/no4.html
ный журнал), 2012. № 4. - Режим доступа:
УДК 338.47
К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОСТАВКИ МЕБЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛЯМ
В. П. Бычков
ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»
Результаты организации транспортного обслуживания мебельных предприятий, как системы, должны рассматриваться в тесной связи с результатами деятельности предприятия. Выделить присущие специфике организации транспортного обслуживания предприятий результаты можно, обозначив цели организационной деятельности. Каждая цель отражает именно тот результат, который предполагается получить от проведения конкретной организационной работы.
В системе организации транспортного обслуживания предприятия цели могут быть внешние и внутренние. Внешние цели характеризуют те результаты, которые существенно влияют на экономику всего предприятия и должны быть учтены в процессе организации работы транспорта. Например, выполнение графика доставки сырья и материалов, обеспечение сохранности мебели при перевозке и проведении погрузочно-разгрузочных работ и т.д.
Внутренние цели служат проявлением сущностных характеристик организации транспортного обслуживания и связаны с выполнением основных функций системы.
В качестве внутренних целей как ре-Лесотехнический журнал 2/
зультата организации транспортного обслуживания следует считать уровень технико-эксплуатационных показателей использования подвижного состава: коэффициента технической готовности и коэффициента выпуска автомобилей на линию, времени пребывания автомобилей на линии, коэффициента использования пробега и грузоподъемности, расстояния перевозки, технической скорости, времени простоя под разгрузочно-погрузочными операциями и производительности подвижного состава.
Следует подчеркнуть, что достижение внешних целей находится в сильной зависимости от уровня технико-эксплуатационных показателей.
Внешние и внутренние цели организации транспортного обслуживания образуют систему организационных целей, определяющих направленность процесса организации и его будущие результаты. Реализация целей составляет основное содержание эффективности организации транспортного обслуживания. Если цели данного периода не достигнуты, то организационная деятельность не может быть признана эффективной.
В то же время требования экономической эффективности организации транспортного обслуживания предполагают установление определенного соответствия между полученными результатами и затратами на их получение.
В общем случае экономическая эффективность организации транспортного обслуживания показывает конечный полезный эффект от использования средств производства и живого труда: чем она выше, тем больше эффект.
Работа транспорта по перемещению грузов создает стоимость, которая присоединяется к стоимости перемещаемого груза. Поэтому в месте потребления грузов (товаров) они становятся дороже на величину транспортных издержек.
Транспортные издержки являются значимым показателем для большинства промышленных предприятий, так как они напрямую складываются из затрат на заработную плату водителей с отчислениями на социальное страхование, топливо для эксплуатации автомобилей и смазочные материалы, затраты на техобслуживание и ремонт подвижного состава, амортизационные отчисления на восстановление автотранспортных средств, шины, цеховые и общехозяйственные расходы.
Расходы на доставку грузов составляют для большинства предприятий весомую часть себестоимости готовой продукции. Уменьшение величины затрат за счет рационального выбора варианта доставки может дать предприятиям существенную экономию. В этой связи варианты доставки грузов отбираются, прежде всего, по ценовому критерию. При этом часто пред-
почтение отдается варианту с минимальными затратами или варианту с затратами, величина которых лежит в допустимых пределах.
Указанное обстоятельство имеет особенно большое значение при доставке мебели, поскольку мебель относится к числу дорогостоящих грузов. В условиях стабильного спроса на мебель ускорение ее доставки до конечного потребителя в стоимостном выражении эквивалентно дополнительному объему реализации продукции за период времени, равный сроку сокращения доставки. В результате возникает дополнительный эффект, который материализуется в сфере реализации. В то же время доставка мебели, как дорогостоящего груза, требует дополнительных затрат, связанных с выполнением экспедиционных операций, применением специализированных автомобилей (фургонов), контейнеров, поддонов и т.п. В этом случае экономический эффект от ускорения доставки мебели (Э) может быть рассчитан по формуле
Э=QЦДt-ДC, (1)
где Q - суточное количество груза в среднем за год, т;
Ц - оптовая цена одной тонны груза, р.;
Дt - сокращение времени перевозки; ДС - изменение эксплуатационных затрат при ускорении доставки, р. Из приведенной выше формулы видно, что если стоимость дополнительно реализованной продукции оказывается меньше дополнительных затрат на ее □ влтавку, то ускорение доставки неэффективно.
Следует заметить, что увеличение скорости необходимо учитывать при составлении графика работы подвижного состава на линии, согласованного между □ влзоотправителем и грузополучателем (покупателем). График следует строго выполнять, поскольку его нарушение может привести к нежелательным последствиям. В работе [1] указывается, что в сфере производства характерным показателем □вляяется не скорость перевозки, а срок доставки груза. В этой сфере увеличение скорости движения подвижного состава, а, следовательно, и снижения срока доставки, может привести к нежелательным последствиям - необходимости складирования у получателя, хранение груза и дополнительные, вызванные этим, затраты. Аналогичные последствия, на наш взгляд, имеют место и в сфере реализации готовой продукции.
Снижение транспортных издержек способствует повышению эффективности производства и реализации готовой продукции на предприятиях мебельной промышленности. В то же время для предотвращения и уменьшения потерь как в сфере производства, так и в сфере реализации готовой продукции мебельные предприятия широко используют такие способы организации перевозок, которые, как уже отмечалось, сопровождаются увеличением транспортных затрат, но повышают качество услуг. К таким способам относятся: экспедирование груза, применение специализированного подвижного состава, и, в частности, фургонов, организация контейнерных способов доставки мебели и др. Экономический эффект применения по-
добных способов формируется, главным образом, в сфере реализации готовой продукции за счет уменьшения потерь по вине транспорта [2].
Экономические потери, которые несут мебельные предприятия в связи с повреждением мебели в пути (Ппг), могут быть рассчитаны по формуле
П = ncQ, (2)
пг
где n - процент повреждения мебели при транспортировке;
с - стоимость единицы веса (объема) груза, р./т (м3);
Q - объем перевозок грузов, т (м3). Потери, связанные с несвоевременной отгрузкой готовой продукции (Пно)
Пно = SXTX (Qgc - Qdc),
где S х — себестоимость хранения единицы веса груза в единицу времени, р./тч;
Т х - продолжительность хранения, ч;
Qnc - количество груза, поступившего
на склад за определенный период времени;
Q^- количество груза, вывезенного
со склада за тот же период времени. Учет дополнительных затрат и потерь по вине транспорта и включение их в общую сумму затрат, позволит дать более глубокую оценку экономической эффективности организации его использования при доставке мебели потребителям.
Библиографический список
1. Вельможин А.В., Гудков В.А., Ми-
ротин Л.Б., Куликов А.В. Грузовые автомобильные перевозки. М.: Горячая линия -Телеком, 2006. 560 с.
2. Бычков В.П. Методологический подход к оценке качества транспортных
работ на промышленных предприятиях // Вестник Воронежского государственного технического университета, 2011. № 11.3, С. 70-71.