DOI: 10.12737/1783 УДК 656
ШВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
МЕБЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
заведующий кафедрой управления производством, доктор экономических наук, профессор
В. П. Бычков студент А. Ю. Харламова студент А. Н. Благой ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»
Floreal [email protected]
Сегодня в нашем бурно развивающемся мире, в век глобализации особенно важной для деятельности любого предприятия, в частности, для мебельного предприятия, становится правильная и эффективная организация транспортного обслуживания. Транспортировка сырья и материалов, внутризаводское перемещение грузов, доставка готовой продукции до потребителя - это важные и необходимые этапы жизнедеятельности каждого мебельного предприятия. И в этой связи, роль транспортного обслуживания на предприятии заключается в качественном выполнении возложенных на него задач и функций.
Вопросами организации транспортного обслуживания занимается логистика. Она решает такие важные для предприятия задачи, как доставка нужной продукции в нужном количестве, нужного качества, в нужное место и в нужное время с минимальными затратами. Эти требования к доставке называют основными принципами логистики.
Транспорт является одним из важнейших элементов логистики. Он реализует основную идею логистики - создать надежно, устойчиво и оптимально функцио-
нирующую систему: «снабжение - производство - распределение - потребление».
При реализации этой идеи на практике у предприятий мебельной отрасли выделяют следующие проблемные зоны:
1 Высокие транспортные издержки по продвижению готовой продукции по каналам сбыта, по причине разнородности упаковочных мест и их физических параметров (длина, ширина, высота).
2 Простой транспорта при погрузке и выгрузке в связи с большой долей непаке-тированных перевозок и необходимости ручной укладки груза.
3 Потери при транспортировке, в связи с непакетированными перевозками, как следствие, механические повреждения груза во время транспортировки.
Доля транспортных издержек в цене товаров доходит до 15.. .20 % (для сравнения, в ЕС это значение не превышает 7.8 %) [1]. Это пятая часть себестоимости продукции. Поэтому в современных условиях для снижения себестоимости мебельной продукции и повышения уровня ее конкурентоспособности необходимо совершенствовать организацию транспортного обслуживания на предприятии.
Наибольшее применение при транс-
портном обслуживании мебельных предприятий имеет автотранспорт. В настоящее время мебельные предприятия подразделяются на те, которые имеют собственный автотранспортный цех и которые используют услуги логистических операторов (аутсорсинг). Встречается и смешанный вариант (свой транспортный цех с привлечением логистических операторов со стороны). Для компаний, работающих на российском рынке, по природе своей присуще желание иметь все свое - свой транспортный цех, свою 1Т-группу, свое логистическое подразделение.
Каждый из способов организации транспортного обслуживания мебельных предприятий имеет определенные преимущества и недостатки, на что указывается в работе [2]. Тем не менее, в мировой практике все большее распространение получает аутсорсинг. Значение логистического аутсорсинга заключается в отсутствии необходимости использования собственных ресурсов для организации логистических функций, которые фирма может доверить внешнему партнеру. В результате высвобождается капитал для развития основных видов деятельности, повышается скорость адаптации к изменениям как во внешней среде, так и на рынке [3].
Что выгоднее - создавать собствен-
ное транспортное подразделение или отдать эту услугу на аутсорсинг - каждая компания решает для себя с учетом своей специфики и возможностей.
Рассмотрим в качестве примера два крупных мебельных предприятия города Воронежа - ОАО ХК «Мебель Черноземья» и ХК «Ангстрем».
Холдинг «Мебель Черноземья» владеет собственным автомобильным хозяйством (см. табл.). Компания осуществляет поставки своей продукции как по городу, так и в междугороднем сообщении. Для этого используется как собственный автопарк, так и услуги привлеченных логистических компаний. Учет использования собственного подвижного состава ведется по маркам машин, с указанием показателей, таких как общий пробег, пробег с грузом, тонно-километры, часы в пути, расход топлива, номинальная грузоподъемность автомобиля. Автопарк представлен такими автомобилями как КамАЗ, МАЗ, ЗИЛ, DOOSAN.
Из приведенных данных видно, что коэффициент использования пробега очень низкий. Это говорит о том, что предприятие не в полной степени использует имеющиеся ресурсы и нужно принять меры по увеличению производительности подвижного состава.
Таблица
Показатели использования автомобилей транспортного цеха ХК «Мебель Черноземья»
Показатели использования собственного парка 2010 г 2011 г
Списочное количество автомобилей, ед. 91 82
Общий пробег автомобилей, км 1876569 2354900
Пробег с грузом, км 792007 879186
Коэффициент использования пробега 0,42 0,37
Другая крупная воронежская мебельная компания - «Ангстрем» не имеет собственного автомобильного хозяйства. Она полностью полагается на услуги логистических компаний. Продукция предприятия «Ангстрем» пользуется спросом далеко за пределами Воронежского региона, поэтому приходится доставлять продукцию в отдаленные уголки страны и за её пределы.
На наш взгляд, интерес представляет применяемая на предприятии система осуществления перевозок, система расчета оплаты и учета. Во-первых, учет ведется только по количеству перевозимого груза, так как логистические компании рассчитывают оплату согласно тарифам за тонны. Про тарифы стоит рассказать отдельно. Они зависят не только от расстояния доставки и других климатически-террито-риальных условий, но и от популярности маршрута. Тарифный коэффициент в одну сторону и в другую могут значительно отличаться. Для логистических компаний ХК «Ангстрем» проводит своего рода тендер, по окончании которого с логистической компанией заключается недолговременный договор, поскольку у разных компаний различные возможности и заключение долгосрочного контракта не представляется целесообразным. Это возможно благодаря тому, что в настоящее время на Воронежском рынке аутсорсинговых услуг существует более 50 компаний, занимающихся организацией транспортного обслуживания предприятий.
Таким образом, компания «Ангстрем» представляет собой пример компании, которая решила полностью сосредоточиться на выполнении основной дея-
тельности, а транспортное обслуживание передать на аутсорсинг. Это освобождает компанию от затрат на техническое обслуживание, ремонта транспортной техники, расходов по заработной плате персонала транспортного подразделения, по заправке ГСМ, по амортизации и др.
Отметим, что на логистическом рынке Центрально-Черноземного района сложились следующие тенденции: увеличение объема грузооборота, развитие аутсорсинга управленческой логистики (рис.). Глобализация рынка уже сопровождается приходом в регион зарубежных компаний. Уровень конкуренции растет и, как следствие, повышается качество услуг [4].
Высокая доля расходов на логистику показывает, что оптимизация управления материальными потоками имеет значительные резервы для улучшения экономических показателей деятельности предприятий.
Мы считаем, что окончательное решение о переходе на аутсорсинговую организацию транспортного обслуживания должно приниматься по критерию минимума суммы транспортных затрат, рассчитанной на 1 ткм или на 1 км работы автомобиля. При таком подходе каждое мебельное предприятие, имеющее свой автопарк, прежде чем переходить на аутсорсинг должно провести тщательное маркетинговое исследование рынка транспортных услуг, оценить уровень использования грузовых автомобилей специализированных автотранспортных предприятий, сравнить его с уровнем использования своего автопарка и только после этого принять решение.
У современной автотранспортной компании, которая может выступать в ка-
%
ТОО I-
I 201 1 ГОД 2012 год
/ //
Щ Чф _
Рисунок. Логистические услуги, передаваемые на аутсорсинг в ЦЧР, %
честве аутсорсера при обслуживании мебельного предприятия, должен быть собственный современный автопарк, оснащенный автомобилями, специально предназначенными для перевозок мебели, сырья и материалов для ее изготовления. Необходимо наличие складских помещений, позволяющих принимать, обрабатывать и хранить грузы клиентов.
Необходимо также иметь представительства в тех городах страны, в которые доставляется мебель, что позволит контролировать процесс доставки.
При выборе транспортной компании следует обращать внимание на надежность работы транспортной компании, которая гарантируется официальной регистрацией, наличием соответствующих лицензий и сертификатов, качеством оказания услуг, включая сохранность груза в пути и выполнении погрузочно-разгрузочных работ, и своевременностью доставки.
Немаловажным фактором при выбо-
ре партнера по доставке грузов является скорость решения спорных ситуаций, поскольку разные компании по-разному подходят к решению таких ситуаций [5].
При неэффективной работе собственного транспортного цеха можно создать внутри предприятия интрапренерское транспортное подразделение, функционирующее на издержках внутрифирменного предпринимательства. Это позволит создать материальные стимулы для улучшения подвижного состава и уменьшения транспортных затрат.
Обеспечение высоких результатов функционирования транспортного обслуживания возможно только при системном подходе к реализации вышеперечисленных мероприятий. Перечисленные мероприятия носят преимущественно общий характер, поэтому для отдельных предприятий мероприятия могут дополняться и изменяться в зависимости от специфики деятельности, размера предприятия и иных особенностей.
Библиографический список
1. Транспорт России. Официальный печатный орган Министерства транспорта РФ. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.transportrussia.ru/logistika/faza-akti-vnogo-rosta.html (дата обращения: 17.05. 2013).
2. Бычков В.П., Бочарникова И.А. Экономическое обоснование транспортного обслуживания мебельных предприятий на основе аутсорсинга // Материалы регион. науч. конф. ВГЛТА (23-28 марта 2009 г.). Воронеж, 2009. С. 108-119.
3. Бычков В.П., Бухонова Н.М. Методология системного подхода к организации транспортного обслуживания промышленного предприятия. Ж. Организатор производства, 2011. Т.51. №4. С.14-17.
4. Министерство транспорта РФ [Электронный ресурс]. Ц^: http://www. mintrans.ru/news/detail.php?ELEMENT ГО= 17014 (дата обращения: 17.05.2013).
5. Андреев А.В. Основные критерии поиска и выбора перевозчика. Ж. Межрегиональная транспортно-логистическая ассоциация, 2012. №1. С. 33.
DOI: 10.12737/1785 УДК 33:656
ЭКОНОМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАГРЯЗНЕННЫХ РАДИОНУКЛИДАМИ ЛЕСНЫХ ЗЕМЕЛЬ
кандидат экономических наук, доцент, декан учетно-экономического факультета
Р. Г. Дубас1
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления производством
В. П. Бычков2
1 - Киевский университет управления и предпринимательства
2 - ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»
Постановка проблемы. По данным радиационного обследования, проведенного радиологической службой Государственного агентства лесных ресурсов Украины, вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в зоне радиоактивного загрязнения расположено около 3,5 млн. гектаров лесов, из которых 157 тыс. гектаров выведено из хозяйственного обращения в результате высоких уровней радиоактивного загрязнения цезием-137. Из общей площади загрязненных лесов 43,8 % имеют плотность загрязнения цезием-137 свыше 1
Ю/Км , где лесохозяйственная деятельность ограничивается и регламентируется специальными рекомендациями по ведению лесного хозяйства в условиях радиоактивного загрязнения, утвержденными отраслевым министерством Украины.
Исследования проф. Малиновского А.С. [1] свидетельствуют о том, что в пяти полесских областях Украины при загрязнении почвы изотопами цезия от 5 до 15 КУкм2 только территория сенокосов и пастбищ лесного фонда насчитывает 44,5 тыс. га, расположенных в разных лесорас-