2. Grazhdanskij processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 14.11.2002 N 138-FZ (red. ot 19.12.2016) : s izm. i dop. vstup. v silu s 01.01.2017 [Civil procedural code of the Russian Federation from 14.11.2002 N 138-FZ (as amended on 19.12.2016) : Rev. and additional joined. effective from 01.01.2017]. Spravochno-pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus». - (data obrashhenija: 01.02.2017).
3. Patlasov, O. Ju. Marketing personala : uchebnik dlja bakalavrov [Staff Marketing: A Textbook for Bachelors]. Moscow; Dashkov i K publ. 2015. pp. 367-375.
4. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 N 63-FZ (red. ot 07.02.2017) [Criminal code of the Russian Federation from 13.06.1996 N 63-FZ (as amended on 07.02.2017)] Spravochno-pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus». - (data obrashhenija: 01.02.2017).
5. Who will be blacklisted? Argumenty i fakty. 2016. no. 35. pp. 2.
6. Gorovcova M. Volontjor ili dobrovolec? Kakie izmenenija v zakonodatel'stve stoit ozhidat' v blizhajshee vremja [A volunteer? What legislation changes should be expected in the near future]. IA «GARANT». Analiticheskie stat'i. 10.07.2013. A volunteer or a volunteer? What changes in the legislation should be expected in the near future Available at: http://www. garant.ru/article/482997/#ixzz2wxNI48jc.
7. Peshkova N. Volunteering in Russia. Chelovek i trud. 2013. no. 3. pp. 42-44.
8. Mamontova E. On a voluntary basis. Rossijskaja biznes-gazeta. Kar'era i menedzhment. 2012. no. 873 (44). Available at. http://www.rg.ru/2012/11/20/volonterstvo.html.
9. Dlja jekspatov snizjat minimal'nyj porog oplaty truda [The minimum wage threshold will be lowered for expats]. 19 marta 2014. For expats, the minimum wage threshold will be lowered. Access mode. goo.gl/ZqzoB3.
10. Pravitel'stvo predlozhilo platit' rabotajushhim rossijanam po 100 rublej v chas [The government offered to pay working Russians 100 rubles per hour]. 2016. Access mode. goo.gl/NwHVG6.
11. Patlasov O. Ju. Labor activity of convicts under the influence of criminal subculture: gaps in legislation and rules of law collisions. Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. 2017. no. 1.
© О. Ю. Патласов, 2017
Автор статьи: Олег Юрьевич Патласов, доктор экономических наук, профессор, проректор Омской гуманитарной академии, Омского регионального института, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
С. Н. Апенько, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой инновационного и проектного управления, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.
С. В. Матюшенко, доктор педагогических наук, доцент, Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации.
УДК 625.731:624.138.23 Б01 10.17238^^998-5320.2017.27.186
Е. А. Голубева,
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ ГП «ДРСУ № 2» ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Одним из решающих факторов конкурентоспособности и эффективности предприятия в условиях современной рыночной экономики является обеспечение высокого уровня качества кадрового потенциала, а именно разработка кадровой политики. Обозначены проблемы управления кадрами в дорожно-строительном производстве. Выполнен анализ динамики движения рабочей силы в привязке с анализом структуры и объёмов строительно-монтажных работ. Рассмотрена зависимость эффективности работы предприятия от кадровой политики, являющейся важной сферой работы дорожно-строительной организации.
Ключевые слова: трудовые ресурсы, персонал, производственные кадры, рабочая сила, анализ, выработка, оплата труда, дорожно-строительная организация.
Введение. Персонал - главная движущая сила дорожно-строительной организации, выступающая в качестве трудовых ресурсов и являющаяся одновременно связующим звеном между техническими и экономическими факторами производственного процесса [1].
В настоящее время эффективное грамотное управление персоналом становится одним из ключевых условий успешной экономической политики. Еще совсем недавно конкурентная борьба была
сосредоточена в области развития технологий, технических инноваций, совершенствования организационных структур, маркетинга. На сегодняшний день уже практически никто из специалистов в области менеджмента не сомневается, что основным аспектом успешной деятельности любой без исключения организации является качественное управление кадрами. Поэтому очень опасной для руководителя может стать недооценка значения человеческого фактора, его места в производственном процессе, а также пренебрежение психологическими и социологическими методами работы.
Оценка экономической и социальной эффективности управления занятостью, проблемы эффективности маркетинга персонала на микроуровне рассмотрены в работах российских учёных [2].
Управление трудовыми ресурсами включает множество составляющих: кадровую политику, регулирование взаимоотношений в коллективе, социально-психологические аспекты. Ключевое же место отведено определению путей роста производительности, стимулированию творческой инициативы, повышению уровня мотивации работников [3].
Основная часть. Анализ использования трудовых ресурсов ГП ДРСУ № 2. На сегодняшний день дорожно-строительная отрасль является одной из наиболее ёмких и масштабных, исходя из количества вовлечённых в производственный процесс людей. Кадровая ситуация в этой сфере, на первый взгляд, представляется безоблачной: специалистов строительного профиля разной квалификации и уровня образования достаточно много, и кажется, что подбор нужной команды для реализации имеющихся проектов не вызовет трудностей. Тем не менее, эта задача решается не так-то просто. Причина - кадровый потенциал задействован не в полной мере. Такое положение частично объясняется тем, что начинающие специалисты пока ещё не успели приобрести в достаточном объёме необходимый практический опыт, вследствие чего остро ощущается дефицит квалифицированных кадров. Именно поэтому многие компании стараются решить проблему путем привлечения работников предпенсионного и пенсионного возраста, которые чётко осознают своё место и роль в структуре производственного процесса.
Следует также отметить, что сегодня, в связи с кардинальными изменениями в дорожно-строительной отрасли, произошедшими в постсоветский период, руководители компаний несут в значительной степени большую ответственность перед своими подчинёнными. И в первую очередь - материальную. Поэтому очень важно не только найти нужного специалиста и обеспечить ему все необходимые условия как в профессиональном, социальном, финансовом плане, но и удержать его. В настоящий момент существуют три основных разновидности структуры дорожно-строительных организаций:
• Стандартный вариант - оставшийся практически неизменным со времен социалистической системы хозяйствования.
• Строительные компании, спланированные по западному образцу.
• Небольшие дорожно-строительные фирмы, функциональные обязанности в которых, в том числе и работа с персоналом, возложены на одного, максимум, - двух ключевых специалистов [4].
Несложно догадаться, что каждая из существующих структур, предполагает свою специфическую стратегию управления кадрами. Но, как показывает практика, большинству руководителей вообще не приходилось специально обучаться основам управления трудовыми ресурсами. Подобная ситуация не лучшим образом сказывается на эффективности работы дорожно-строительных организаций.
Управление трудовыми ресурсами на предприятиях дорожно-строительной отрасли имеет свою специфику, а любое направление хозяйственной деятельности имеет свои особенности, которые должны быть учтены руководством для осуществления грамотной эффективной работы с персоналом. Основной вид деятельности дорожно-строительных организаций - строительство, эксплуатация и ремонт автомобильных дорог [5].
ГП «ДРСУ №2» Омской области выполняет объёмы СМР преимущественно по содержанию и ремонту сети автомобильных дорог. При анализе выполнения задания по производству работ ГП «ДРСУ №2» за 2013-2015 годы в первую очередь проанализируем выполнение подрядных работ. Наглядно динамика выполнения подрядных работ представлена на рисунке 1.
350 000
300 000
250 000
200 000
150 000
100 000
50 000
15 382
1010
197 542
305 280
9835
258 543
■ субподряд
□ собственными средствами
2013
2014
2015
Рис. 1. Динамика выполнения подрядных работ
Анализ динамики выполнения подрядных работ показал, что ГП «ДРСУ №2» в основном выполняет подрядные работы собственными силами, что составляет в среднем 97 % от общего объёма работ. Остальной объём работ приходится на субподрядные организации - в среднем 3 %, что является незначительным. Далее в таблице 1 приведён анализ выполнения работ по назначению объектов за 2013-2015 годы.
Таблица 1
Анализ выполнения работ по назначению объектов
0
Виды работ 2013 год 2014 год 2015 год
Тыс. р. % Тыс. р. % Тыс. р. %
Строительство 1924 0,97 0 0,00 0 0,00
Реконструкция 0 0,00 0 0,00 0 0,00
Ремонт 116772 58,81 194626 62,87 6899 2,57
Содержание 58710 29,57 103941 33,58 244587 91,14
Прочие 21155 10,65 10989 3,55 16892 6,29
Итого 198561 100,00 320662 100,00 268378 100,00
На рисунке 2 представлена структура выполнения объёмов работ по назначению объектов ГП «ДРСУ №2» за 2013-2015 годы.
Таким образом, можно сделать вывод, что наибольший объем работ приходится на содержание дорог, доля которых составляет 51,42 %; работы по ремонту автомобильных дорог - 41,42%. Наименьшая доля приходится на работы по строительству автомобильных дорог. Работы по реконструкции дорог за анализируемый период не производились.
Далее в таблице 3 приведена динамика выполнения объёмов работ по назначению объектов ГП «ДРСУ №2» за 2013-2015 годы.
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
31,14
6 58,81 2,87
29,57 3,58
10,6! 6,29
0,97 ^ 2,57 1
□ Прочее
□ Содержание
□ Ремонт
■ Строительство
2013
2014
2015
Рис. 2. Структура выполнения объёмов работ по назначению объектов
Таблица 2
Динамика выполнения объёмов работ по назначению объектов
Виды работ Абсолютный прирост, тыс. руб. Абсолютный прирост, %
13/14 гг. 13/15 гг. 13/14 гг. 13/15 гг.
Строительство -1924 0 -100 0
Реконструккция 0 0 0 0
Ремонт 77854 -187727 66,7 -96,46
Содержание 45231 140646 77,04 135,31
Прочие -10166 5903 -48,05 53,71
Анализ динамики показал, что за три года значительно выросли объёмы по содержанию автомобильных дорог, а в 2015 году кардинально уменьшилось количество выполняемых работ по ремонту дорог, и предприятие работает достаточно стабильно.
Технологическая схема организации производства включает приём и хранение исходного сырья: цемента, щебня, песка, металла, а также складирование готовой продукции, её отгрузку в автомобильный транспорт. Ко всему прочему, полноту инфраструктуры дорожно-строительного предприятия обеспечивают административные и энергетические службы, комплекс вспомогательных производств, подъездные пути, транспортные и другие подразделения. Таким образом, ГП «ДРСУ № 2» характеризуются высокими производственными мощностями, разветвлённой многоуровневой структурой и, соответственно, большим штатом работников.
Изучение показателей трудовых ресурсов начинается с анализа обеспеченности предприятия персоналом. К основным объектам такого анализа относятся:
• изучение состава и структуры промышленно-производственного персонала;
• обеспеченность хозяйствующего субъекта рабочими, административно-управленческим персоналом и специалистами;
• обеспеченность квалификационного и профессионального состава рабочих;
• изучение движения рабочей силы.
Анализ обеспеченности кадрами начинается с изучения структуры и состава персонала [5-7].
В таблице 3 приведён анализ движения рабочей силы ГП «ДРСУ №2» за 2013-2015 годы.
Анализ показателей позволяет сделать вывод, что за период с 2013 по 2015 годы в ГП «ДРСУ № 2» среднесписочная численность увеличилась на 44 человека, что является положительной тенденцией. Основная причина выбытия работников на предприятии - увольнение по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины, «пик» таких увольнений пришелся на 2015 год -6 человек по собственному желанию и 12 человек за нарушение трудовой дисциплины.
Таблица 3
Анализ движения рабочей силы
Показатели 2013 год 2014 год 2015 год
1. Состояло работников на начало периода (чел), в т.ч. 127 144 154
а) ИТР 23 24 27
б) Рабочие 104 120 127
2. Принято всего работников в течение года (чел). 26 24 2
3. Выбыло всего работников в течение года (чел), в т.ч. 9 14 54
а) по собственному желанию 3 2 9
б) за прогулы 2 4 12
в) в связи с окончанием срока трудового контракта 3 6 18
г) прочие причины 1 2 2
4. Состояло работников на конец года, чел. 144 154 102
5. Среднесписочная численность работников, чел. 136 149 128
6. Коэффициент оборота по приёму 0,19 0,16 0,02
7. Коэффициент оборота по увольнению 0,07 0,09 0,42
8. Коэффициент текучести 0,04 0,04 0,16
9. Коэффициент постоянства состава 0,87 0,87 0,78
160 140 120 100 80 60 40 20
23
104
24
120
27
111
2013 2014 2015
Рис. 3. Динамика изменения количества работников
□ ИТР
□ Рабочие
За анализируемый период количество сотрудников ГП «ДРСУ №2» стабильно увеличивается, что является положительной тенденцией развития предприятия.
В 2015 году отмечено резкое сокращение коэффициента оборота по приёму работников с 33,94 до 7,22 %, это может быть связано с тем, что в 2015 году численность выбывших работников почти в 2 раза превышает численность принятых. Максимальный уровень коэффициента оборота по приёму наблюдается в 2014 году и составляет 33,94 %, т. к. в этом году было принято наибольшее число работников за рассматриваемый период - 56 человек.
В 2013 году наблюдается наименьшее значение коэффициента оборота по увольнению -6,62 %, это связано с минимальным число уволенных работников за весь рассматриваемый период -9 человек.
Анализ эффективности использования трудовых ресурсов показал, что максимальная среднегодовая заработная плата на одного работника приходилась на 2014 год и составляла 270 тыс. р. В следующем году данный показатель сократился на 11,2 % и составил 239,72 тыс. р., причиной этому стало сокращение объёмов работ на 16,31 %. В 2015 году по сравнению с 2014 годом произошло увеличение показателя выработки на одного работника на 7,9 % и составило 2096,7 тыс. р. на человека. Это говорит о том, что в 2014 и 2015 годах темп роста производительности труда опережал темп роста среднегодовой заработной платы, что свидетельствует о нерациональном соотношении принятых рабочих и их заработной платы за выполненные работы, в связи с чем происходит перерасход заработной платы.
Далее в таблице 5 для полного объёма ситуации приведен баланс рабочего времени календарный, табельный, максимально возможный и явочной фонды рабочего времени.
Рис. 4. Динамика движения рабочей силы
В таблице 4 приведён анализ эффективности использования трудовых ресурсов ГП «ДРСУ №2» за 2013-2015 годы.
Таблица 4
Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
Показатели 2013 год 2014 год 2015 год Темп прироста, %
2014/13 гг. 2015/14 гг.
Объём СМР, тыс.руб. 198561 320662 268378 61,49 -16,31
Среднесписочная численность работников, чел. 136 165 128 21,3 -22,4
Фонд заработной платы, тыс.руб. 28990,0 44550,0 30684,6 53,67 -31,12
Выработка на 1 работника, тыс.руб./чел 1460,01 1943,41 2096,7 33,11 7,9
Среднегодовая заработная плата на 1 работника, тыс. руб. 213,16 270,0 239,72 26,67 -11,2
Таблица 5
Баланс рабочего времени
Наименование показателя 2013 год 2014 год 2015 год
на 1 раб. всего на 1 раб. всего на 1 раб. всего
Количество календарных дней 365 49640 365 60225 365 46720
Количество отработанных дней 192 26112 195 32175 202 25856
Количество неявок 173 23528 170 28050 163 20868
В том числе: Ежегодные отпуска 44 5984 44 7260 44 5632
Больничные 10 1360 7 1155 3 384
Прогулы 4 544 4 660 1 128
Праздничные и выходные дни 115 15640 115 18975 115 14720
Количество отработанных чел./час., всего 1560 212160 1583 261195 1623 207744
В том числе: Сверхурочные 24 3264 23 3795 7 896
Количество дней, отработанных в выходные 5 680 6 990 4 512
Продолжительность рабочего дня, час 8 8 8 8 8 8
Количество сверхурочных часов на одного работника 24 23 7
Использование рабочего времени анализируется путём сопоставления отчётных данных с плановыми показателями. Анализ начинается с общей оценки использования рабочего времени [9, 10]. Объектом анализа является величина отклонения фактически отработанного времени в человеко-часах в отчётном периоде от соответствующего показателя за предыдущий период или планового показателя.
Анализ показал, что на изменение эффективного фонда рабочего времени оказывают влияние следующие факторы:
- изменение среднесписочной численности рабочих;
- изменение продолжительности рабочего года (количества отработанных дней одним рабочим в среднем за год;
- изменение средней продолжительности рабочего дня.
Однако потери рабочего времени не всегда приводят к уменьшению объёма выпуска продукции, так как они могут быть компенсированы повышением интенсивности труда работников [11].
В целом, в Российской Федерации проблема обеспеченности высококвалифицированными кадрами для дорожно-строительных предприятий нашей страны стоит остро и с каждым годом будет нарастать, поскольку «Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года» - Утв. Распоряжением Правительства РФ от 22.11.08. №1734-р предусматривает рост строительства автомобильных дорог с твердым покрытием. Реализация этой стратегии невозможна без наличия высококвалифицированных кадров в данной отрасли.
Сейчас на территории Российской Федерации действуют 55 вузов, которые готовят специалистов в области дорожного строительства по специальности 08.03.01. - Автомобильные дороги. Однако, расположение данных вузов по территории нашей страны весьма неравномерно. Так, на Центральный ФО приходится 14 вузов, на Сибирский ФО - 10 вузов, на Дальневосточный ФО - 3 вуза, Южный ФО - 5 вузов. Отметим, что в этот округ входит 8 субъектов федерации, но вузы сосредоточены только в трёх. При этом общая протяжённость автомобильных дорог с твёрдым покрытием в Центральном ФО составляет 340920,3 км, Сибирском ФО - 256686,5 км, в Дальневосточном ФО -87122,7 км, Южном ФО - 134094,9 км. Таким образом, можно сделать вывод, что основное количество вузов сосредоточено на Европейской части России. Однако Урал, Сибирь и Дальний Восток это 75 % площади всей страны и в перспективе предполагается бурное развитие транспортной инфраструктуры в данных регионах.
Действительно, Российская Федерация характеризуется территориальной неравномерностью развития сети автомобильных дорог и большой её протяжённостью в районах Сибири и Дальнего Востока. Поэтому вопрос дефицита профессиональных кадров должен решаться в соответствии с проблемой развития сети автомобильных дорог каждого региона.
Выводы. На сегодняшний день роль эффективности производственных процессов резко возрастает, а потому возникает острая необходимость в активизации всех имеющихся резервов, и в большей степени в тех областях, где ранее этому вопросу не уделялось должного внимания. Несомненно, одним из таких направлений является управление персоналом. Этот момент особенно актуален для предприятий дорожно-строительной отрасли.
В современных условиях производства повышение эффективности управления персоналом достигается следующими методами:
• грамотным подбором кадров;
• обучением и стимулированием профессионального роста персонала;
• систематической переподготовкой и повышением квалификации работников;
• обеспечением стабильной занятости;
• высокой организацией рабочих мест;
• рациональным планированием рабочего времени;
• совершенствованием оплаты и методов нематериальной мотивации труда;
• формированием корпоративной культуры и созданием уютного психологического микроклимата;
• разработкой и реализацией комплекса социально-экономических программ.
В рамках государственных программ необходимо создавать учебные заведения различного уровня подготовки специалистов в области управления предприятиями дорожно-строительной отрасли.
Библиографический список
1. Гарманов, Е. Н. Предприятия дорожно-строительного комплекса в условиях рыночных отношений: учеб. пособие / Е. Н. Гарманов, Ю. Н. Петров, А. А. Елисеев, К. А. Субботин. - М. : МАДИ (ГТУ), 2011. -280 с.
2. Патласов, О. Ю. Маркетинг персонала : учебник для бакалавров / О. Ю. Патласов. - М : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. - 384 с.
3. Гавриш, В. В. Экономика дорожного строительства : учеб. пособие: в 2 ч. / В. В. Гавриш. - Красноярск : ИПК СФУ, 2010. - Ч. 1. - 273 с., Ч. 2. - 240 с.
4. Гриценко, А. Д. Экономика строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог / А. Д. Гриценко, Е. А. Гриценко. - Иваново : Иван. гос. ун-т, 2011. - 280 с.
5. Кривко, Е. В. Экономика отрасли (дорожное строительство) : учебное пособие / Е. В. Кривко. - Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2010. - 306 с.
6. Минько, Э. В. Организация коммерческой деятельности промышленного предприятия : учебное пособие для вузов / Э. В. Минько, А. Э. Минько. - М. : Финансы и статистика, 2010. - 608 с.
7.Скляренко, В. К. Экономика предприятия : учебное пособие / В. К. Скляренко, В. М. Прудников. -М. : ИНФРА-М, 2010. - 256 с.
8. Руденко, А. М. Управление человеческими ресурсами : учебное пособие / А. М. Руденко. -Ростов-н/Д. : Феникс, 2015. - 351с.
9. Тебекин, А. В. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / А. В. Тебекин. - М. : Юрайт, 2012. -
320 с.
10. Управленческие решения : учебник для вузов / И. А. Фирсова [и др]. - М. : Юрайт, 2012. - 335 с.
11. Аврамов, А. И. Экономика дорожного хозяйства : учебник / А. И. Аврамов, А. А. Авсеенко, Е. Н. Гарманов / под редакцией Е. Н. Гарманова. - М. : Академия, 2012.
E. A. Golubeva,
The Siberian Automobile and Highway University, Omsk
MANAGEMENT EFFICIENCY EVALUATION BY LABOR RESOURCES OF STATE ENTERPRISE "ROAD MAINTENANCE AND CONSTRUCTION DEPARTMENT NO. 2"
IN OMSK REGION
One of the decisive factors of the competitiveness and efficiency of an enterprise in a modern market economy is the provision of human resources high level quality, namely the development of personnel policy. The article outlines the problems of personnel management in road construction. The workforce dynamics movement is analyzed in conjunction with the analysis of the structure and volumes of construction and installation work. Enterprise work efficiency dependence on the personnel policy, which is an important sphere of work of the road-building organization, is considered.
Keywords: labor resources, personnel, production personnel, labor force, analysis, production, labor remuneration, road construction organization.
References
1. Garmanov E. N., Petrov Ju. N., Eliseev A. A., Subbotin K. A. Predprijatija dorozhno-stroitel'nogo kompleksa v uslovijah rynochnyh otnoshenij: ucheb. posobie [Enterprises of the road-building complex in the conditions of market relations: A Tutorial. Moscow. MADI (GTU) publ., 2011. 280 p.
2. Patlasov O. Ju. Marketing personala: Uchebnik dlja bakalavrov. [Personnel Marketing: A Textbook for Bachelors]. Moscow. Dashkov i K publ. 2015. 384 p.
3. Gavrish V.V. Jekonomika dorozhnogo stroitel'stva: ucheb. posobie: v 2 ch. [Economics of road construction: A Tutorial: in 2 parts]. Krasnojarsk. IPK SFU publ. 2010. part 1. 273 p. pp.4. part 2. 240 p.
4. Gricenko A. D., Gricenko E.A. Jekonomika stroitel'stva, remonta i soderzhanija avtomobil'nyh dorog. [Economics of construction, repair and maintenance of highways]. Ivanovo, Ivan. gos. un-t publ. 2011. 280 p.
5. Krivko E. V. Jekonomika otrasli (dorozhnoe stroitel'stvo): uchebnoeposobie. [The economy of the industry (road construction): A Tutorial for Universities]. Habarovsk: TOGU publ. 2010. 306 p.
6. Min'ko Je. V., Min'ko A. Je. Organizacija kommercheskoj dejatel'nosti promyshlennogo predprijatija: uchebnoe posobie dlja vuzov. [Organization of commercial activities of industrial enterprises: A Tutorial for universities]. Moscow. Finansy i statistika, 2010. 608 p.
7. Skljarenko V. K., Prudnikov V. M. Jekonomika predprijatija: uchebnoe posobie. [Economics of the enterprise: A Tutorial]. Moscow. INFRA-M publ. 2010. 256 p.
8. Rudenko A. M. Upravlenie chelovecheskimi resursami: uchebnoe posobie. [Human Resource Management: A Tutorial]. Rostov-na-Donu. Feniks publ. 2015. 351p.
9. Tebekin A.V. Strategicheskij menedzhment: uchebnik dlja vuzov. [Strategic management: a textbook for universities]. Moscow. Jurajt publ. 2012. 320 p.
10. Firsova I. A. and others. Upravlencheskie reshenija: uchebnik dlja vuzov. [Management solutions: a textbook for universities]. Moscow. Jurajt publ. 2012. 335 p.
11. Avramov A.I., Avseenko A.A., Garmanov E.N. Jekonomika dorozhnogo hozjajstva: uchebnik [Economics of the road economy: a textbook]. Moscow. Akademija publ. 2012
© Е. А. Голубева, 2017
Автор статьи: Елена Анатольевна Голубева, кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и проектного управления в транспортном строительстве, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, г. Омск, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
А. С. Стринковская, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления предприятиями, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет.
А. А. Гейдт, доктор экономических наук, профессор, председатель ревизионной комиссии, Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (г. Москва).
УДК 33.69 DOI 10.17238^П1998-5320.2017.27.195
О. В. Демиденко, Н. Е. Алексеев, Омская гуманитарная академия, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, г. Омск
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПОТОКОВ
Представлены динамика развития рынка жилищного строительства, результаты анализа транспортных затрат в строительстве, рассмотрена доминирующая роль автомобильного транспорта в материальном обеспечении строительства. Предлагается логистическая система транспортно-технологического обеспечения строительных потоков материальными ресурсами, позволяющая сократить продолжительность и стоимость возведения объектов.
Ключевые слова: жилищное строительство, транспортно-технологический процесс, материальные ресурсы, транспортные затраты, логистическая система, себестоимость.
В технологии строительного производства транспортно-технологический процесс является связующим звеном между отдельными процессами производства строительных материалов и строительно-монтажных работ.
Индустриальные методы производства строительных работ - технология крупнопанельного домостроения, монолитное строительство, система поточных линий, реконструкция - требуют транспортно-технологических процессов, которые проектируются, подготавливаются и осуществляются с учётом соответствующих способов производства строительных работ.
По проведённым исследованиям объёмы строительного производства в Омском регионе по сравнению с 1998 годом увеличились в 3 раза. Стоимость строительства увеличилась в 8,2 раз, а цены за 1 м2 более, чем в 10 раз. Аналогичная ситуация складывается в целом по России (табл. 1).
В современных условиях жилищное строительство осуществляется преимущественно за счёт частных капитальных вложений. Динамичное развитие строительного производства обусловлено развитием сферы ипотечного кредитования, правительственной программы субсидирования отдельных категорий потребителей. Улучшились архитектурно-планировочные и объёмно-конструктивные решения жилых зданий, повысилась требовательность потребителей к качеству строительных работ, возросла заинтересованность инвесторов и заказчиков в сокращении стоимости и сроков строительства [2].
Основными факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций и препятствующих экономическому развитию, являются высокий уровень налогов, высокий процент коммерческого кредита, недостаток заказов на работы, недостаток финансирования, низкая платежеспособность населения, высокая стоимость материалов, конструкций, изделий, недостаток квалифицированных рабочих.