РАЗДЕЛ 5 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
PART 5 ECONOMIC SCIENCES
УДК 625.72
Е. А. Голубева,
Сибирская автомобильно-дорожная академия
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Основные производственные фонды в дорожном хозяйстве являются составной частью средств производства, используемых для осуществления строительства автомобильных дорог. В структуре основных фондов дорожных организаций ведущее место занимают машины и оборудование. Большой срок износа основных фондов, неудовлетворительное их состояние отрицательно сказываются на экономических показателях деятельности предприятия. В статье приводится анализ эффективности использования основных фондов Тюкалинского ДРСУ. Ключевые слова: основные производственные фонды, структура ОПФ, износ, амортизация, лизинг.
Дорожные организации выполняют огромный объем работ по содержанию и ремонту дорог. Их основными задачами являются:
- создание устойчивой и эффективной системы содержания дороги, которая позволит обеспечить надлежащий уход за сооружениями;
- устранение незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов дорог и дорожных сооружений, в результате которых поддерживается требуемое транс-портно-эксплуатационное состояние дорог и дорожных сооружений;
- обеспечение бесперебойного и безопасного движения транспорта при оптимальных расходах финансовых средств и материально-технических ресурсов, выделяемых для этих целей;
- осуществление в течение всего года (с учетом сезона) комплекса профилактических работ по уходу за дорогами, дорожными сооружениями.
Решение этих задач возможно на основе внедрения новых технологий и новой дорожно-строительной техники.
Вещественную основу основных фондов составляют средства труда, а вещественную основу оборотных фондов - предметы труда.
Средства труда - это машины, оборудование, здания, сооружения, транспортные средства и т. д. Предметы труда - это сырье, материалы, топливо, электроэнергия и т. д. Средства труда и предметы труда в совокупности составляют средства производства, которые участвуют в создании стоимости продукции, но характер их участия различен [1].
Основные фонды (ОФ) - это выраженная в денежной форме стоимость средств труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняют при этом свою натуральную форму и постепенно переносят свою стоимость на изготовляемую продукцию.
Основные фонды дорожно-строительных предприятий в соответствии со своим назначением подразделяются на производственные и непроизводственные. К производственным фондам относятся все средства труда, которые участвуют в производственном процессе, создают условия для его осуществления, служат для хранения и перемещения предметов труда и продуктов труда. К непроизводственным основным фондам относятся числящиеся на балансе предприятия здания, сооружения и другие объекты сельского хозяйства, строительных, торговых организаций, жилищно-коммунального хозяйства, просвещения, здравоохранения, культуры и др.
В зависимости от роли в процессе производства ОФ делятся на активную и пассивную части. К элементам активной части относятся машины и оборудование, а также другие средства труда, используемые для осуществления технологических процессов и перемещения предметов труда и продукции: транспортные средства, инструмент. Пассивная часть основных фондов включает в себя средства труда, которые создают необходимые условия для протекания производственного процесса, не оказывая непосредственного воздействия на предмет труда (т. е. здания, сооружения, передаточные устройства) [2].
Соотношение различных групп основных фондов в общей их стоимости, выраженное в процентах, составляет структуру основных производственных фондов (ОПФ). Структура ОФ зависит от размера предприятия, технического уровня, географического размещения. Прогрессивность структуры ОПФ определяется долей активной части. Если доля активной части основных фондов превышает 50 %, то структура считается прогрессивной.
Учет основных фондов производится в соответствии с их классификацией и структурой в натуральных показателях и денежном выражении.
Исходными документами для учета основных фондов в натуральном выражении являются паспорта оборудования рабочих мест предприятия. В паспорте приводится подробная техническая характеристика: год ввода в эксплуатацию, мощность, степень изношенности и т. д. Денежная оценка ОФ производится по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости основных средств.
Первоначальная стоимость отражает фактические затраты на приобретение (создание) основных средств. Первоначальная стоимость не изменяется. Исключением являются достройка, коренная реконструкция или частичная ликвидация.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат предприятия на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость.
Восстановительная стоимость соответствует затратам на создание или приобретение аналогичных основных средств в современных условиях, т. е. в ценах, действующих на момент переоценки. Переоценку основных фондов можно проводить путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
Наиболее точным методом оценки ОФ по восстановительной стоимости является прямая оценка их стоимости с использованием рыночных цен для новых объектов. Документальным подтверждением стоимости переоцениваемого объекта служит экспертное заключение независимых оценщиков, осуществляющих оценку.
Остаточная стоимость - это первоначальная (восстановительная) стоимость, уменьшенная на величину износа.
Оценка ОФ по остаточной стоимости позволяет решить вопросы о целесообразности дальнейшей эксплуатации оборудования, о списании устаревшего оборудования, дает реальное представление о величине основных фондов, позволяет определить величину потерь при преждевременном списании основных фондов при их замене или реконструкции [1].
В процессе эксплуатации величина основных фондов изменяется в результате ввода новых основных средств, выбытия части действовавших. Поэтому общая первоначальная стоимость основных средств рассчитывается на начало планового года, на конец этого года и в среднем за год.
Основные производственные фонды в процессе их эксплуатации изнашиваются и переносят свою стоимость на вновь созданный продукт.
Физический износ дорожно-строительного оборудования - это утрата дорожной техникой своей потребительской стоимости в результате снашивания деталей, воздействия естественных природных факторов и агрессивных сред.
Для экономического возмещения износа основных фондов часть их стоимости включается в себестоимость готовой продукции на протяжении всего срока функционирования в виде амортизационных отчислений. Планомерный процесс перенесения стоимости основных фондов на производимую продукцию называется амортизацией основных фондов [2]. Заметим, что восстановить ОПФ за счет средств амортизации не всегда удается.
Рассмотрим положение вещей на конкретном предприятии.
Государственное предприятие Омской области «Тюкалинское дорожное ремонтно-строительное управление» создано в соответствии с Указом губернатора Омской области от 16 июля 2001 г. № 152 «О дорожном хозяйстве Омской области». Зарегистрировано в Городской палате Департамента недвижимости администрации г. Омска 29 декабря 2001 года.
Фирменное наименование предприятия:
- полное - Государственное предприятие Омской области «Тюкалинское дорожное ремонтно-строительное управление»;
- сокращенное - ГП «Тюкалинское ДРСУ».
Предприятие является коммерческой организацией и юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. На балансе предприятия состоит 30 единиц дорожной техники - это активная часть основных производственных фондов.
Таблица 1
Балансовая стоимость технологического оборудования, состоящего на балансе «Тюкалинского дорожного ремонтно-строительного управления» на 2013 год
Наименование оборудования Кол-во, шт. Балансовая стоимость за 2013 г., руб. Балансовая стоимость, руб., всего Балансовая стоимость за 2014 г., руб. Балансовая стоимость, руб., всего
Активная часть ОПФ
Автогрейдер 3 1402411 4207233,60 1402411 4207233,60
Снегоочиститель 4 1044539 4178156,23 1044539 4178156,23
Трактор 4 515658,2 2062632,85 515658,2 2062632,85
Бульдозеры 2 921830,9 1843661,71 921830,9 1843661,71
КДМ 4 1033046 4132182,54 1033046 4132182,54
Погрузчики одноковшовые 3 956606,8 2869820,40 956606,8 2869820,40
Экскаваторы одноковшовые 1 2617674 2617673,73 2617674 2617673,73
Окончание таблицы 1
Наименование оборудования Кол-во, шт. Балансовая стоимость за 2013 г., руб. Балансовая стоимость, руб., всего Балансовая стоимость за 2014 г., руб. Балансовая стоимость, руб., всего
Кран на автомобильном ходу 1 3282955 3282955,27 3282955 3282955,27
Компрессор передвижной с ДВС 1 2741088 2741087,64 2741088 2741087,64
Каток дорожный самоходный гладкий, 8т 1 1680888 1680888,39 1680888 1680888,39
Агрегат сварной передвижной 1 97972,04 97972,04 97972,04 97972,04
Молоток отбойный пневматический 1 304393,5 304393,50 304393,5 304393,50
Котел битумный передвижной 1 362558,7 362558,73 362558,7 362558,73
Машина дорожного мастера 2 1402510 2805020,90 1402510 2805020,90
Заливщик швов на базе автомобиля 1 7484049 7484049,12 7484049 7484049,12
Пассивная часть ОПФ
Здания - - 6090000 - 6150000
Квартиры 5 48000 240000 48000 310000
Сооружения - - 2226000 - 2240000
Производственный и хозяйственный инвентарь - - 52000 - 71500
Офисное оборудование - - 461000 - 483000
Итого 49499286,65 49924786,24
Таблица 2
Динамика структуры ОПФ
Показатели Наличие на 2013 год Поступило за 2013 год Выбыло за 2013 год Наличие на 2014 год
Машины и оборудование 40 670 286,65 3 083 621,59 - 43 753 908,24
Здания и сооружения 8 556 000 144 000 - 8 700 000
Другие виды 513 000 41 500 - 554 500
Итого 49 739 286,65 3 269 121,59 - 53 008 408,24
Анализ таблицы 1, 2 показал, что за анализируемый период произошли изменения в структуре основных фондов. Стоимость основных фондов возросла на 425499,59 руб. или всего на 1 %, что является недостаточным для данного предприятия.
Важное значение имеет анализ изучения движения и технического состояния основных производственных фондов предприятия. Для проведения анализа рассчитываем следующие показатели:
Коэффициент обновления (Кобн):
т„ „ Стоимость поступивших ОПФ
Кобн =-=---=-, (1)
Стоимость_ ОПФ _ на _ конец _периода
Кобн = 3269121,59/53008408,24 = 0,06
2. Коэффициент выбытия (Кв):
Стоимость выбывшых ОПФ
Кв =-----, (2)
Ст оимост ь _ ОПФ _ на _ начало _ периода
Кв = 0/49739286,65 = 0
3. Коэффициент прироста (Кпр):
Сумма прироста ОПФ , ч
Кпр =--- ---, (3)
Стоимост ьОПФ _ на _ начало _ периода
Кпр = 3269121,59/49739286,65 = 0,07
Из расчетных показателей видно, что предприятие на 6 % обновило активную часть основных производственных фондов. Выбыло 0 % ОПФ. Прирост активной части ОПФ составил 7 %.
Основной проблемой дорожно-строительных организаций является нехватка активной части ОПФ, их физический и моральный износ. Отсутствие современной дорожной техники приводит к нарушению технологии производства дорожно-строительных работ. Отметим, что решением этой проблемы могло бы стать приобретение дорожной техники в лизинг.
Лизинговые операции являются одной из форм привлечения инвестиций в дорожное строительство.
Лизинг - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом и без права выкупа имущества лизингополучателем. Лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга [3].
Лизинговая сделка - совокупность договоров, необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга. Предметом лизинга могут быть оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.
Оценить целесообразность приобретения новых машин и оборудования на предприятии можно путем сравнения суммарной величины дисконтируемой прибыли от эксплуатации технического средства за предполагаемый срок службы Пэ на предприятии с его рыночной или прейскурантной ценой ЦП [3].
Если Пэ > Цп, техническое средство следует купить, если Пэ < Цп, то от покупки его следует воздержаться; при Пэ = ЦП - можно купить, если нет другого, более выгодного варианта приобретения технического средства.
Расчет чистого дисконтированного приведен в таблице 3.
Расчет суммарной дисконтируемой прибыли от эксплуатации технического средства осуществляется по следующей формуле:
Пэ =У + , (4)
Э ¿0(1 + г У (1 + г)Т ' ()
где Д; - доходы от эксплуатации технического средства в год ^ Pt - затраты на эксплуатацию технического средства в год ^
Л - ликвидационная стоимость технического средства по истечении срока его службы на предприятииТ;
г - норма дисконта.
Таблица 3
Расчет чистого дисконтированного дохода (ЧДД) при оценке целесообразности приобретения новой техники
Шаг расчета г, год Доходы от эксплуатации технического средства Дг, тыс. руб. Расходы на эксплуатацию технического средства Рг, тыс. руб. Коэффициент дисконтирования Чистый дисконтируемый доход, тыс. руб.
1 180 120 0,89 53,57
2 200 130 0,80 55,80
3 190 140 0,71 35,59
4 210 150 0,64 38,13
5 210 130 0,57 45,39
6 205 125 0,51 40,53
7 210 120 0,45 40,71
8 200 130 0,40 28,27
338,00
Для примера оценим целесообразность приобретения дорожным предприятием единицы дорожной техники прейскурантной стоимостью 300 тыс. руб. со сроком службы Т = 8 лет, если динамика ожидаемых доходов Д; и расходов от его эксплуатации Рt представлена данными в таблице 3. Норма дисконта принята 12 %, ликвидационная стоимость машины по истечении срока службы составит 100 тыс. руб.
Подставляя значения в формулу, получаем: ПЭ = 338 + 100 х 0,40 = 378 тыс. руб.
Это больше прейскурантной стоимости. Поэтому приобретение данной единицы дорожной техники является целесообразным.
Однако иногда бывают ситуации, когда дорожно-строительному предприятию целесообразнее взять дорожную технику в аренду. Решение этой задачи сводится к сравнению показателей дисконтируемых затрат для двух вариантов инвестиций: в покупку и в аренду, так как доходы от использования машин в обоих вариантах будут одинаковыми [3] Если исходить из того, что техническое обслуживание машины осуществляется арендодателем, то показатель ЧДД от аренды машин ЧДДа можно записать следующим образом:
ЧДЦа = (Цп --^г)- £ ТГ^,
(1 + г )г ^(1 + г)' (5)
где А; - величина арендной платы в расчете на 1 смену работы машины в году ^
К - количество смен работы машины в году t в соответствии с планируемым годовым режимом ее использования.
При ЧДДа > 0 целесообразна аренда, а при ЧДДа < 0 - покупка машины.
Выводы:
1. Лизинг необходимо рассматривать как важнейший инструмент инвестиционной деятельности, который при снижении ставок рефинансирования будет способствовать обновлению парка дорожно-строительной техники организаций дорожного строительства.
2. При приобретении дорожно-строительным предприятием единицы дорожной техники необходимо сделать экономическое обоснование, определяя ЧДД.
3. При малых объемах строительно-монтажных работ необходимо принимать решение о целесообразности аренды дорожной техники у сторонней организации.
Библиографический список
1. Шимко, П. Д. Экономика : учебник для вузов / П. Д. Шимко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 605 с.
2. Смирнов, Э. А. Разработка управленческих решений / Э. А. Смирнов. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 304 с.
3. Лизинг: основы теории и практики: учебное пособие / В. А. Шабашев, Е. А. Федулова, А. В. Кошкин ; под ред. проф. Г. П. Подшиваленко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2007. - 191 с.
E. A. Golubeva,
The Siberian automobile and highway Academy
EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF USE OF FIXED ASSETS
IN ROAD CONSTRUCTION
Basic production assets in the road sector are part of the means of production used for construction of roads. In the structure of fixed assets road organizations leading place is occupied by machinery and equipment. The large period of depreciation of fixed assets, their poor condition has a negative impact on the economic performance of the company. The article provides the analysis of the efficiency of fixed assets tyukalinsk DRSU.
Keywords: basic production assets, the structure of BPA, depreciation, amortization and leasing.
References
1. Shimko, P. D. Economics: textbook for universities. - 3-e Izd., pererab. and extra-M. : yurait, 2013 - 605 с.
2. Smirnov, E. A. Development management decisions. Moscow, UNITY-DANA, 2010. - p. 304.
3. Leasing: the basics of theory and practice: a textbook / V. A. Shabashov, E. A. Fedulova, A. V. Koshkin; under the editorship of Professor G. P. Podshivalenko. - 3-e Izd., revised and enlarged extra - M. : KNORUS, 2007. - 191 p.
© Е. А. Голубева, 2015
Автор статьи - Елена Анатольевна Голубева, кандидат технических наук, доцент, Сибирская автомобильно-дорожная академия, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Светлана Юрьевна Столбова, кандидат технических наук, доцент, Сибирская автомобильно -дорожная академия.
Дмитрний Николаевич Коротаев, доктор технических наук, профессор, Сибирская автомобильно-дорожная академия.