Научная статья на тему 'Оценка эффективности управления предприятиями регионального строительного комплекса'

Оценка эффективности управления предприятиями регионального строительного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТОВАРНЫЕ РЫНКИ / ЭКОНОМИКА СТРОИТЕЛЬСТВА / СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова Галина Юрьевна

Рассмотрены вопросы управлении инвестиционно-строительным комплексом Волгоградского региона, вариативность его развития в зависимости от влияния различных факторов. Проведен анализ эффектов, получаемых на разных уровнях управления инвестиционно-строительным комплексом. Предложена методика оценки эффективности управления строительными организациями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions of management of an investment and building complex of the Volgograd region, variants of his development depending on influence of the various factors arc considered. The analysis of effects received at different levels of management by an investment and building complex is analyzed. The technique of an estimation of a management efficiency of building organizations is offered

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности управления предприятиями регионального строительного комплекса»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Захаров Ю.Ю. Правовые аспекты реформирования электроэнергетики. М.: ИД "Арбитражная практика", 2005.

2. Puller, Steven L. "Pricing and Firm Conduct in California's Deregulated Electricity Market", POWER Working Paper PWP-080. University of California Energy Institute, January 2001.

3.Wolfram. Strategic Bidding in a Multiunit Auction: an Empirical Analysis of Bids to Supply Electricity in England and Wales. RAND Journal of Economics, 29 (1998): 703.

4. Borenstein, Severin, James Bushnell, and Frank Wolak. "Diagnosing Market Power in California's Deregulated Wholesale Electricity Market", POWER Working Paper PWP-064. University of California Energy Institute, Revised, August 2000.

5. Wolak, F.A., Patrick, R.H. "The Impact of Market

Rules and Market Structure on the Price Determination Process in the England and Wales Electricity Market", POWER Working Paper PWP-047. University of California Energy Institute, April 97.

6. Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ/ под ред Редькина И.В.. Нестор Академик Паблишерз:, 2006.

7. Источник: International Energy Agency. World Energy Outlook. 2006.

8. Аболмасов А. и Колодин Д. Конкурентный рынок или создание монополий: структурные проблемы российского оптового рынка электроэнергии // ВШЭ. 2002.

9. Сухарев С. Стратегия эффективного развития. Экзамен, 2008.

10. Хлебников В.В. Рынок электроэнергии в России. М.: ВЛАДОС, 2005.

УДК 69:658.014

Новикова Г.Ю.

Оценка эффективности управления предприятиями регионального строительного комплекса

В условиях рыночной экономики основной задачей региональных органов управления при разработке стратегии и тактики развития региона становится создание режима наибольшего благоприятствования процессу формирования, развития и функционирования региональных товарных рынков, основанных на учете как федерального хозяйственного права, так и всей совокупности региональных особенностей (демографических, социальных, экономических и экологических). Строительный комплекс является локомотивом, движущим экономику страны, и Волгоградского региона, в частности.

Основная задача регионального органа управления РСК в современных условиях - создание режима наибольшего благоприятствования процессу формирования, развития и функционирования региональных строительных рынков, в том числе рынка недвижимости, основанных на учете как федерального хозяйственного права, так и всей совокупности региональных особенностей (демографических, социальных, экономических и экологических).

При управлении инвестиционно-строительным комплексом необходимо добиваться макси-

мального соответствия объекта и субъекта управления и, как следствие, повышения эффективности строительного производства, увеличения ввода в эксплуатацию строительных объектов и мощностей, а следовательно, и улучшения социального положения населения. Эффективное управление потенциалом строительного комплекса региона возможно только при таком подходе к процессу его формирования и развития, который учитывал бы все влияющие на него факторы.

В Волгоградской области как типичном регионе юга России нарождающиеся стабилизационные тенденции пока не носят комплексного, системного характера, их устойчивость и необратимость во многом зависят от общей экономической ситуации, складывающейся в народном хозяйстве. Усиление сложности и нестабильности экономического пространства в современных условиях приводит к тому, что стандартные типы адаптационного поведения предприятий строительного комплекса и процессы управления изменениями становятся все менее эффективными. Последнее сопровождается потерей потенциала развития и функционирования предприятий. В связи с этим возникает потребность по-новому посмотреть на

проблему взаимодействия предприятий строительного комплекса и внешней среды - с позиций процессов адаптации и самоорганизации.

Роль государства в инвестиционно-строительной деятельности отошла на второй план. Если раньше государство успешно совмещало функции заказчика, инвестора, застройщика, а иногда и потребителя строительной продукции, теперь на передний план выходят интересы частных инвесторов. Отсутствие у строительных предприятий государственных заказов вынуждает их вести борьбу за потребителя. Для привлечения покупателя строительные предприятия вынуждены повышать качество продукции, но отсутствие господдержки привело к тому, что износ основных фондов большинства строительных предприятий составил от 50 до 70%. Отсутствие общего информационного поля приводит к тому, что строительные предприятия не могут найти "своего" инвестора. Региональные органы власти не в состоянии уделять внимание развитию строительной отрасли в нужном объеме.

Ключевую роль в процессе инвестиционно-строительной деятельности играет строительное предприятие, поскольку именно оно производит конечную продукцию [2]. В настоящее время большая часть строительных предприятий Волгоградской области обладает неплохим экономическим потенциалом. Устойчивость функционирования и развития строительного комплекса, как сложной хозяйственной системы всецело зависит от действия тех или иных факторов окружающей среды, на которые, в принципе, предприятия комплекса не оказывают прямого влияния [5]. Основными факторами являются региональная экономическая политика, инвестиционная привлекательность региона и входящих в ИСК отраслей, инновационный и кадровый потенциал комплекса, обеспеченность ресурсами, территориальное рассредоточение предприятий, мобильность, современные техника и технология, а также структура ИСК.

Влияние вышеуказанных факторов, а также соприкосновение интересов основных участников инвестиционно-строительного процесса обусловливают развитие ИСК по четырем основным вариантам [3].

Инвестиционно-отраслевой вариант. В основе развития комплекса лежит отраслевой аспект. Вариант характеризуется устойчивой взаимосвязью частного инвестора и предприятий комплекса, интересы которых выходят на первый план. Развитие происходит на уровне организационно-экономических переделов в горизонтальном

направлении. Стремлению владельцев частного капитала вкладывать средства в строительное производство препятствует отсутствие в регионе эффективно действующего информационного поля, поддержки региональных органов власти. Это зачастую не позволяет инвестору эффективно взаимодействовать со строительным предприятием. Следствием становятся низкие объемы инвестиций и потребность в рациональных вариантах взаимодействия со структурами власти.

Территориально-отраслевой вариант. Стабилизация ситуации происходит за счет устойчивой взаимосвязи между территориальными структурами власти и предприятиями строительного комплекса. Развитие происходит сверху вниз. Приоритетным является повышение инвестиционного потенциала ИСК, а следовательно, и региона. Основная масса инвестиций проходит через органы власти, которые берут на себя функции их перераспределения, разрабатывая и реализуя инвестиционные программы и проекты. Отличается высокими объемами государственных инвестиций, но требует привлечения и частных инвесторов.

Инвестиционно-территориальный вариант характеризуется стабилизацией ситуации за счет устойчивой взаимосвязи между структурами власти и частными инвесторами (совместные фонды, агентства, ассоциации, союзы). Стремление органов власти повысить инвестиционную привлекательность региона встречает отклик у частных инвесторов, желающих с выгодой разместить средства. Эффективность взаимодействия достигается применением залогово-гарантийного механизма обеспечения прав инвесторов. Вариант отличается средними объемами инвестиций. Отсутствуют рациональные методы взаимодействия с предприятиями инвестиционно-строительного комплекса.

Каждый из вышеуказанных вариантов не учитывает интересы трех сторон инвестиционно-строительной деятельности, которые учтены в четвертом варианте - комбинированном.

Комбинированный вариант сочетает достоинства трех предыдущих вариантов и характеризуется высокой эффективностью инвестиционных проектов. Отличается высокими и средними объемами инвестиций, стабилизацией ситуации рациональным взаимодействием всех участников инвестиционно-строительного комплекса. Развитие идет по территориальному, инвестиционному и отраслевому направлениям. Управление комплексом осуществляется на трех уровнях,

представляющих собой иерархичную структуру системы управления.

"Управленческий уровень", в который входят комитеты, департаменты, центры развития, отвечает за территориальное развитие региона. "Корпоративный уровень" - средний уровень иерархии управления. В него входят ассоциации, фонды, союзы, корпорации, холдинги. Выполняет координационные, коммуникационные функции, обеспечивает движение денежных и информационных потоков. Поддерживает инвестиционную составляющую развития ИСК. "Уровень предприятия" представлен организациями ИСК, каждое из которых занято решением локальных задач, что в совокупности обеспечивает отраслевое направление развития комплекса.

Развитие ИСК по комбинированному варианту помимо экономического позволяет достичь ряд дополнительных эффектов, которые не обеспечивает ни один из предыдущих вариантов. Это в первую очередь высокий социальный эффект, заключающийся в оздоровлении территории, создании новых рабочих мест, обеспеченности населения жильем. Природоохранный эффект - следствие применения новой техники и технологии. Итог -повышение инвестиционной привлекательности региона.

Вовлечение большего числа участников в инвестиционно-строительную деятельность позволяет комплексу развиваться по принципу эмер-джентности, а значит, обеспечить интегральный эффект. При этом следует использовать различные формы интеграции, что будет способствовать сокращению продолжительности инвестиционных процессов и повышению технического уровня строительства.

Целью создания интегрированных структур управления в региональном строительном комплексе является обеспечение относительно равных экономических условий участникам инвестиционно-строительного процесса и согласованного развития всех технологических звеньев производства строительного продукта [1].

Эффективность, получаемая ИСК, зависит от многих составляющих и описывается формулой:

Y = ША, Х, Р, Я, V, I), Y^max, (1) где А - вариант развития комплекса; Х - факторы воздействия на комплекс; Р - потенциал комплекса; Я - ресурсы, необходимые для осуществления инвестиционно-строительной деятельности; V - объем продукции, производимой ИСК; I - привлеченные инвестиции.

Комбинированный вариант развития комплекса предпочтителен, поскольку в нем достижение максимальной отдачи обусловлено формированием эффективной системы управления деятельностью и развитием участников инвестиционно-строительного процесса.

Эффективность функционирования строительного комплекса страны в значительной мере определяется развитием и рациональным размещением производственных сил в ее отдельных регионах. Нами выявлено, что сложившиеся региональные строительные комплексы представляют собой большей частью разрозненные строительные организации, характеризующиеся существенной вариабельностью численности работников и объемов выполняемых работ. Это является основной причиной недостаточной эффективности региональных строительных комплексов, препятствует их развитию.

В настоящее время не существует общепринятой методики оценки эффективности управления строительного предприятия. Существующие методы либо не дают конкретного численного значения, либо не принимают в расчет воздействие многочисленных факторов.

Нами выполнены исследования по разработке оценки эффективности управления организациями строительного комплекса региона.

Исходя из общих принципов системного анализа в управлении, для разработки оценки эффективности управления организациями строительного комплекса целесообразно использовать метод экспертных оценок [4]. Этот метод предполагает, что практический опыт и знания экспертов позволяют выполнить экспертизу сравниваемых альтернатив с целью определения полезности каждого исхода.

При оценке эффективности управления организациями строительного комплекса необходимо провести анализ рыночной ситуации, а именно:

- деятельности конкурентов (по каким качествам и ресурсам строительная организация их превосходит);

- собственного потенциала;

- конъюнктуры рынка (спрос и предложение на строительные услуги в данном сегменте рынка);

- макросреды: демографическое, экономическое, технико-технологическое, правовое, политическое окружение, экологическая среда.

Факторами, отражающими эффективность управления в рамках отдельно взятой организации являются:

1. Факторы, относящиеся к производственной сфере:

- логистическое обеспечение деятельности предприятия (Х1);

- своевременное техническое перевооружение предприятия (Х2);

- эффективность использования основных производственных фондов (Х3);

- инновационная деятельность предприятия

(Х);

- внедрение современных компьютерных технологий (Х5)

2. Факторы, относящиеся к обслуживающей сфере.

- трудовой потенциал предприятия (Х6);

- маркетинговая активность предприятия

(Х);

- инвестиционная деятельность предприятия

(x);

3. Финансовые показатели.

- абсолютная ликвидность (Х9);

- автономия строительного предприятия

(Хю);

- оборачиваемость активов (Х);

- рентабельность продукции (Х12).

Чтобы оценить эффективность управления строительной организации по сравнению с другими организациями-конкурентами, необходимо определить группы участников торга, место организации на рынке по сравнению с организациями-конкурентами.

Относительная эффективность управления организации определяется путем сравнения по парам. Результаты сравнения однотипных данных представляют собой локальные показатели, которые имеют различную весомость относительно друг друга. В данном случае весомость определяет значимость того или иного показателя.

В каждом конкретном случае сравнение строительной организации сорганизацией-конкурентом может привести к трем следующим взаимоисключающим ситуациям:

- все показатели показывают на ее превосходство по отношению к организации-конкуренту;

- некоторые показатели указывают на ее превосходство, некоторые - на превосходство организации-конкурента;

- все показатели указывают на превосходство организации-конкурента.

Для разрешения этой неопределенности следует разделить все возможные показатели на более или менее значимые. На практике этот вопрос обычно решается неформализованными, главным

образом экспертными методами. Экспертные оценки включают организацию проведения всех этапов экспертизы и применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке этих суждений.

Плохо формализуемые проблемы можно разделить на две характерные группы. К первой следует отнести те из них о которых можно получить требуемый для оценки информационный материал. Главное для оценки по данной группе является подбор экспертов. Ко второй группе относятся проблемы, по которым нет возможности получить достаточный для оценки информационный материал. В этих случаях полученные мнения экспертов могут быть различны, что не всегда приводит к достоверной оценке.

Качество полученной информации при экспертизе в значительной мере зависит от квалификации экспертов. Их обычно оценивают по следующим характеристикам:

- компетентность, отношение к порученному делу, широта мышления;

- конструктивность мышления, самокритичность, широта ума.

Наиболее значимой характеристикой эксперта является компетентность, или степень квалификации. Компетентность можно оценить опытом работы в данной области, наличием или отсутствием ученой степени, занимаемой должностью и т.д.

Существует метод самооценки компетентности эксперта, который заключается в расчете коэффициента компетентности по формуле:

Кк = (Ки + Ка)/2, (2)

где Ки - коэффициент информированности по проблеме, получаемый на основе самооценки эксперта по десятибалльной шкале и умножения этой оценки на 0,1; Ка - коэффициент аргументации, получаемый путем самооценки эксперта по 10-балльной шкале и умножения этой оценки на 0,1.

Многообразие факторов, оказывающих влияние на деятельность строительного предприятия, вызывает необходимость определения наиболее значимых параметров, подлежащих учету при оценке эффективности управления.

В настоящее время не существует общепринятой методики оценки эффективности управления строительного предприятия. Существующие методы либо не дают конкретного численного значения, либо не принимают в расчет воздействие многочисленных факторов.

Так как эффективность управления строительным предприятием - это комплексная качественная характеристика его функционирования, то логично полагать, что для ее оценки требуется использовать показатель, который рассчитывался бы как интегральный, учитывающий весь комплекс факторов.

Изучение взаимосвязи между эффективностью управления строительной организацией и факторами, ее определяющими, будет заключаться в определении формы и количественной характеристики такой связи, а также степени тесноты (сопряженности) связи. Эти две основные задачи могут быть решены с помощью факторного анализа (табл. 1).

Произведем обработку данных, полученных в табл. 1.

В ходе анкетирования было получено т последовательностей, каждая из которых состоит из п упорядоченных рангов. В данном случае т = 10 - это количество экспертов, принявших участие в определении значимости факторов, п = 13 - количество групп показателей, принятых в качестве факторов эффективности управления строительной организации.

Определим приоритет факторов эффективности управления и общую меру согласованности между экспертами. Для упорядочения групп сопоставим сумму рангов по каждой отдельной группе (столбец в табл. 3). Группа показателей с наименьшей суммой рангов является наиболее значимой. По мере возрастания суммы оценок значимость факторов падает, что характеризует и уменьшение их влияния на эффективность управления.

Для оценки эффективности управления строительной организации значимость групп показателей должна удовлетворять следующим требованиям:

- более значимый критерий должен иметь наибольшую сумму;

- сумма коэффициентов значимости должна составлять 1.

Для удовлетворения данным требованиям ранги Ш были пересчитаны по формуле:

1 - R / X R

К = V_' у

Кзн 1(1 - Ri) ' (3)

г

где Кзн - коэффициент значимости показателя.

Результаты расчета рангов в виде коэффициента значимости приведены в табл. 2.

Аналогичным образом коэффициент значимости рассчитывался для трех групп факторов эффективности управления строительной организации: производственной сферы, обслуживающей сферы и финансовых показателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Окончательный, интегральный коэффициент эффективности управления строительными организациями представляет сумму произведений показателей с учетом их значимости:

Y=0,082*X1+0,13 *Х2+0,073 *Х3+0,065 *Х4+0,0 71 *Х5+0,063 *Х6+ +0,109*Х7+0,083 *Х8+0,115 *Х9+ 0,038*Х10+0,053*Хп+0,118*Х12 (4)

К достоинствам разработанной методики оценки эффективности управления организациями регионального инвестиционно-строительного комплекса можно отнести следующее:

Таблица 1

Расчет факторов эффективности управления строительных организаций экспертным методом

Эксперты Показатели производственной Показатели обслужи- Финансовые показатели

и показа- сферы вающей сферы

тели Х Х, Хз Х, Х« Х Х, Х„ Х,„ Х Х,,

Эксперт 1 4 3 8 12 5 11 6 7 10 2 9 1

Эксперт 2 6 7 3 9 5 8 4 11 10 1 12 2

Эксперт 3 10 2 4 8 7 3 5 6 12 11 9 1

Эксперт 4 2 1 6 10 4 9 8 7 12 3 11 5

Эксперт 5 9 3 7 12 10 11 1 2 8 5 4 6

Эксперт 6 5 4 9 1 6 12 7 8 11 3 10 2

Эксперт 7 8 2 9 11 10 12 3 1 7 4 6 5

Эксперт 8 3 1 2 8 4 6 11 5 10 7 12 9

Эксперт 9 7 5 9 3 10 8 1 2 12 4 11 6

Эксперт10 3 2 7 11 4 10 5 6 9 1 8 12

Таблица 2

Расчет факторов эффективности управления строительных организаций с учетом их значимости

Эксперты и показатели Показатели производственной сферы Показатели о живающей с( бслу-еры Финансовые показатели

Х Х, Хз Х^ Х, Х« Х Х, Х„ Х,„ Х Х„

XR 57 30 64 85 65 90 51 55 49 101 92 41

Rj -13 -40 -6 15 -5 20 -19 -15 -21 31 22 -29

К 0,082 0,13 0,073 0,065 0,071 0,063 0,109 0,083 0,115 0,038 0,053 0,118

К зн подгр 0,421 0,255 0,324

- простота и легкость применения данной методики;

- возможность применения данной методики в любом регионе Российской Федерации;

- по желанию пользователя данной методики, факторы, определяющие эффективность управления строительной организации могут быть изменены или дополнены.

Поскольку развитие РСК - важное направление региональной инвестиционной стратегии, необходимо создать в составе органов власти

структуру, занимающуюся координацией инвестиционно-строительной деятельности. В настоящее время существующая структура исполнительной ветви субъекта федерации не в состоянии самостоятельно эффективно заниматься проблемами инвестиционно-строительной деятельности и привлекает для этого сторонних экспертов, поэтому имеет смысл создание отдельной структуры, занимающейся вопросами эффективной организации инвестиционно-строительной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асаул А.Н Формирование системы управления строительным комплексом в современных условиях [Электронный ресурс] // http:// www.aup.ru.

2. Бабич Т.Н. Планирование на предприятии / Т.Н. Бабич, Э.Н. Кузьбожев: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2005. 336 с.

3. Еремкин А.А. Выбор вариантов развития предприятий строительного комплекса в условиях реализации инвестиционных программ. Автореферат

диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук. Пенза, 2005.

4. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА М, 2004. 480 с.

5. Экономика строительства: Учебник / Под общей ред. И.С. Степанова. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт-Издат, 2004. 620 с.

УДК 621.34:385.5

Жеребов Е.Д., Бабкин А.В.

методика формирования производственной программы при стратегическом планировании развития промышленного предприятия

Произошедшие существенные изменения в экономике страны и отраслях промышленности, структурная перестройка системы управления промышленностью, создание предприятий новых организационно-правовых форм и существенное изменение условий и принципов их функционирования и финансирования, формирование конкурентной среды, а также ряд макроэкономических, нормативно-правовых, организационно-плановых

и многих других факторов существенно сказались на функционировании как предприятий, так и системы заказов на продукцию, поставляемую для федеральных государственных нужд.

Обострение конкурентной борьбы обусловило необходимость разработки современными предприятиями стратегии своего развития. Значение стратегического поведения, позволяющего предприятию выживать в конкурентной борьбе в долго-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.