Для оценки инвестиционной привлекательности авторами выделены финансово-экономические и институциональные факторы развития региона. Финансово-экономическое состояние региона определяется анализом обобщающих показателей развития, уровня промышленного производства и финансово-кредитной системы региона. Инсти-
туциональные факторы включают политическую обстановку, уровень социальной напряженности, а также анализ состояния человеческих ресурсов региона. При оценке степени влияния данных критериев на инвестиционную привлекательность региона применяются социологические, статистические и математические методы исследования.
СПИСОК ЛИТЕАРТУРЫ
1. Новиков А.В. Инвестиционная привлекательность региона: Учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 2001. 141 с.
2. Официальный сайт журнала "Эксперт" // www. expert.ru.
3. Климова Н.И. Инвестиционный потенциал ре-
гиона. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 1999. 276 с.
4. Савин В.А. Россия как потенциальный рынок для привлечения иностранных инвестиций // Маркетинг в России и за рубежом, 1999. № 2.
5. Герчиков В.И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2003.
Ростова О.В., Сулоева С.Б. этапы управления инвестиционным процессом в регионе
Изменения, вызываемые процессами глобализации, обостряют конкуренцию между субъектами мировой экономики, которая развертывается также и на региональном уровне. При этом одна из важнейших проблем эффективного развития региона в ограниченности инвестиционных ресурсов для реализации его стратегических целей и задач. От того, как она решается во многом зависит эффективность производства, модернизация и обновление производственных мощностей и ряд других условий развития региона, позволяющих существенно повысить его социально-экономический уровень.
Недостаток инвестиционных ресурсов отрицательно сказывается на темпах экономического роста и не позволяет достичь желаемых структурных изменений в экономике региона, что определяет необходимость разработки системного подхода к привлечению инвестиций в регион, способного обеспечить стабильный приток инвестиций с рынков капитала.
В связи с тем, что тенденции развития инвестиционных процессов в современной экономике имеют перекос в сторону коммерческих интересов, требуется разработка новых подходов их формирования с целью обеспечить не только количественный, но и качественный рост инвестиций, выражающийся в увеличении социальной и бюджетной эффективности.
Ввиду ограниченности бюджетных ресурсов, а также по причине неодинакового уровня соци-
ально-экономической эффективности бюджетных инвестиций региона в развитие инвестиционного потенциала различных сфер экономической деятельности усиливается интерес к вопросам выбора приоритетов государственного участия в развитии инвестиционного потенциала различных отраслей экономики.
В связи с этим возникает необходимость создания комплексной системы управления инвестиционным процессом в регионе с учетом следующих положений:
1. При анализе инвестиционной ситуации в регионе и разработке комплекса мер, направленных на ее улучшение необходимо учитывать, не только оценку факторов инвестиционного климата, основанную на объективной статистической информации, но и субъективную оценку инвестиционной привлекательности региона потенциальными инвесторами.
2. Выбор региональных отраслевых приоритетов должен производиться на основе сочетания интересов инвесторов (коммерческой эффективности) и инвестируемой социально-экономической системы региона (увеличение социальной и бюджетной эффективности).
3. Необходимо отслеживать реакцию инвесторов на изменения инвестиционного климата в регионе с целью корректировки механизма реализации выбранной стратегии. Для этого предлагается создание системы мониторинга
позволяющей по комплексной оценке системы показателей определять эффективность выбранной стратегии в условиях постоянно меняющейся внешней среды.
Схема управления инвестиционным процессом в регионе представлена на рис. 1. Рассмотрим более подробно основные этапы этого процесса.
VI этап. Формирование механизма стимулирования инвестиционной деятельности в регионе
Проверка отношения
инвесторов к предложенным мерам
-П
VII этап. Мониторинг инвестиционного процесса в регионе
^_
Реакция хозяйственной системы. Улучшение инвестиционного климата региона Увеличение притока инвестиций Увеличение темпов экономического роста системы
Рис. 1. Этапы управления инвестиционным процессом в регионе
1. Необходимо сформировать дерево целей региональной инвестиционной политики с учетом декомпозиции глобальной цели. Для достижения целей верхних уровней следует определить набор приоритетных стратегических зон хозяйствования и отраслей региональной экономики, способных обеспечить увеличение темпов экономического роста системы и создать благоприятные условия для их развития в регионе. Но поскольку именно инвестиции являются основой развития данных отраслей необходимо разработать систему управления инвестиционным процессом в регионе, позволяющую обеспечить стабильный приток инвестиций.
2. Анализ текущего состояния инвестиционного процесса.
Инвестиционный процесс - это процесс привлечения инвестора к объекту инвестиций с целью достижения эффективного развития экономической системы.
2.1. Анализ существующего инвестиционного климата.
Определение основных конкурентов за инвестиционные ресурсы (оценка инвестиционного климата статистическими методами):
— Среди регионов России своей классификационной группы;
- Среди регионов Федерального округа.
2.2. Анализ инвестиционной активности.
Инвестиционная активность в регионе - это
интенсивность инвестиционной деятельности, характеризующейся объемом и темпами привлечения инвестиций. Ее основными показателями являются абсолютный и душевой объемы капитальных вложений в регионе, а также темп роста инвестиций. Кроме того, необходимо проанализировать структуру инвестиций по соотношению Российских и иностранных инвестиций, по отраслям экономики, по источникам финансирования и видам вложений.
2.3. Оценка удовлетворенности экономической системы в инвестициях.
3. Анализ специфических факторов инвестиционной привлекательности региона. Поскольку регионы Российской Федерации характеризуются специфическими особенностями развития и функционирования, это обуславливает и особенности в формировании их инвестиционной привлекательности, а также неоднозначность количества и состава аналитических показателей, используемых в ее оценке. Следовательно, появляется необходимость выявления этих специфических факторов в конкретном регионе для их включения в интегральный показатель.
Кроме того, при оценке инвестиционной привлекательности целесообразно оптимизировать систему показателей, оставив те факторы, на которые может влиять региональное правительство, т. е. исключить из рассмотрения неизменяемые факторы, а также факторы, относящиеся к федеральному уровню управления. Такие изменения позволяют, во-первых, обеспечить отражение именно региональной составляющей в формировании инвестиционной привлекательности региона, во-вторых, сокращают объемы требуемой для оценки информации и облегчают процесс проведения оценки, не снижая качество и объективность получаемых результатов.
В процессе принятия инвестором решения об инвестировании в тот или иной проект проводится его SWOT-анализ, т. е. выявляются сильные и слабые стороны проекта, а также возможности и угрозы, создаваемые внешней средой. Внешней средой для предприятия является регион, в котором предполагается реализовывать проект, поэтому в качестве внешних, будут выступать специфические факторы инвестиционного климата данного региона. Следовательно, для повышения инвестиционной привлекательности региона необходимо выявить его сильные и слабые стороны с точки зрения инвестиционной привлекательности, а на их основании определить возможности и угрозы инвестирования (рис. 2).
4. Выявление представлений инвесторов об инвестиционной привлекательности региона. Поскольку, оценивая инвестиционный климат, инвестор привносит в его характеристику свои субъективные суждения, считая привлекательным именно тот инвестиционный климат, который максимально соответствует его представлениям и ожиданиям. Поэтому инвестиционная привлекательность будет определяться не только инвестиционным климатом региона, но и субъективными предпочтениями и ожиданиями инвесторов.
Следовательно, прежде чем приступить к работе по формированию благоприятного инвестиционного климата, необходимо выяснить, какие его характеристики инвесторы считают наиболее привлекательными, а какие наиболее непривлекательными, а также их значимость для принятия решения об инвестировании.
4.1. Количественная оценка факторов инвестиционной привлекательности.
Для этого разрабатываются 2 матрицы: "Возможности", которая включает в себя потенциал и побудительные механизмы и "Угрозы", которая включает инвестиционные риски и барьеры (рис. 3).
SWOT - анализ предприятия
Внутренние факторы
СИЛЫ
(Strengths)
СЛАБОСТИ
(Weaknesses)
Внешние факторы
ВОЗМОЖНОСТИ
(Opportunities)
УГРОЗЫ
(Threats)
к " &
i *
m °
SWOT - анализ региона
с точки зрения инвестиционной привлекательности
Инвестиционная привлекательност
ВОЗМОЖНОСТИ
для инвесторов
УГРОЗЫ
для инвесторов
Внутренние факторы
СИЛЬНЫЕ
стороны региона
СЛАБЫЕ
стороны региона
Рис. 2. Анализ специфических факторов инвестиционной привлекательности региона
Матрица
«Возможности» «Угрозы»
J В,, — ' Значимость (влияние на эффективность инвестиций) ^В, j У,, I ' Значимость (влияние на эффективность инвестиций) — У,
B,V Оценка' (уровень в регионе) В,,, 1 y,v Ьценка' И (уровень ^те регионе) —« У ,,,
Ви - Необходимо предпринять активные действия по усилению этих факторов в 1 Вш - г Поддержание текущего В„ J состояния У, - Необходимо предпринять активные действия по снижению уровня убытков или вероятности возникновения У,, - Снижение возможных убытков У,,, - Снижение вероятности возникновения У„ - Поддержание текущего состояния
Рис. 3. Матрица "Возможности и угрозы"
Матрица "Возможности". Все элементы матрицы распределены в зависимости от их значимости для ведения бизнеса и уровня в регионе. Она состоит из четырех групп:
"В" - факторы, которые характеризуются высокой оценкой в регионе, а также имеющие высокое влияние на эффективность инвестиций.
Высокая оценка означает, что по данным направлениям потенциал реализуется с высокой или максимальной степенью эффективности. В отношении элементов данной группы региону нет необходимости принимать меры по их развитию, до тех пор, пока не наметится тенденция снижения их уровня, т. е. до тех пор, пока не появятся признаки их перехода во "Вторую" группу.
"Вя" - факторы, имеющие низкую оценку, но при этом высокое влияние на эффективность инвестиций. Факторы, имеющие высокий коэффициент значимости, но низкую экспертную оценку, должны стать центром приложения усилий региональных властей по улучшению ситуации. Регион должен предпринимать активные действия по усилению их позиции.
"В ц" - факторы, которые характеризуются высокой оценкой, но при этом имеющие невысокое влияние на эффективность инвестиций.
"В" - факторы, которые получили низкую оценку, но и значимость их на эффективность инвестиций также минимальна. Учитывая невысокое значение для инвесторов факторов двух последних групп достаточно лишь поддерживать их текущее состояние.
Матрица "Угрозы". Значимость и оценка элементов этой матрицы зависят соответственно от величины возможного убытка и вероятности его возникновения. Она состоит из следующих групп:
"У" - факторы, убыток от которых сравнительно высок, и при этом вероятность их возникновения также высокая. На данной группе должно быть сосредоточено основное внимание региональных властей. В зависимости от того, какое вмешательство может быть наиболее оперативным и менее затратным, регион должен предпринять действия по переводу элементов данной группы в третью или во вторую путем снижения возможного уровня убытка или вероятности возникновения риска соответственно.
"У " - факторы, убыток от которых может быть значительным, но вероятность их возникновения (проявления) низкая. В отношении элементов данной группы региону необходимо
предпринимать меры по снижению возможного убытка, и тем самым переводить их в разряд четвертой группы. Данные факторы, несмотря на невысокую вероятность их возникновения, остаются под пристальным вниманием инвесторов ввиду возможности значительного убытка.
"Уц" - факторы, убыток от которых невысокий, но при этом вероятность их возникновения высокая. Несмотря на то, что элементы данной группы не связаны со значительными убытками, но по причине высокой вероятности их проявления, они увеличивают убытки инвестора в долгосрочном периоде. Региональным властям необходимо предпринимать меры по снижению вероятности их возникновения и переводу в четвертую группу.
"Уу - факторы, убыток от которых невысокий, и при этом вероятность возникновения низкая. Что касается элементов данной группы, то регион может свести свое влияние на них к минимуму. Вероятность возникновения данных угроз низкая, и даже в случае их проявления, убыток инвесторов является незначительным.
Таким образом, основное внимание региональных властей должно быть сосредоточено на группах "Вя" и "у. Направления развития, соответствующие таким факторам должны признаваться приоритетными и стать центром приложения усилий региональных властей.
4.2. Получение совокупного показателя инвестиционной привлекательности
Для количественной оценки выявленных возможностей и угроз используется метод экспертной оценки, т. к. именно он может отразить субъективное мнение инвесторов об инвестиционной привлекательности региона. Оценка осуществляется с применением метода Дельфы. Этот метод относится к классу количественных методов групповых экспертных оценок. Опрос экспертов проводится в несколько туров. После каждого тура, определяется область предпочтительных количественных значений объектов, а также степень согласованности мнений экспертов с использованием коэффициента конкордации.
На следующем этапе, на основании полученных балльных оценок факторов, а также их значимости для инвесторов выводится совокупный показатель 1П, который характеризует степень преобладания потенциалов региона над рисками, т.е. его инвестиционную привлекательность.
к
1 Вк
V = — к
к
I ¿ш
йГ =к=
к
кк
ХВ]к I ¿ш
У] = м— йу =
к 1 к
1=1_
п
1П = -
I ¿У У
1=1
к -
I
У -
&. I —
О1 1 -К -
в,-
вк--
1П -
оценка уровня ьго фактора возможностей
оценка уровня j-го фактора угроз
значимость ь го фактора возможностей
значимость j- го фактора угроз
количество экспертов, участвующих в оценке
оценки уровня, выставляемые экспертами для возможностей
оценки уровня, выставляемые экспертами для угроз
оценки значимости, выставляемые экспертами для возможностей
- оценки значимости, выставляемые экспертами для угроз
- совокупный показатель инвестиционной привлекательности региона
т
5. Разработка системы отраслевых приоритетов. Ввиду ограниченности бюджетных ресурсов, а также по причине неодинакового уровня социально-экономической эффективности инвестиций необходимо выбрать те отрасли, в которых увеличение инвестиции даст наибольший эффект с целью создания для них наиболее благоприятных условий.
Основные принципы формирования отраслевых приоритетов:
- учет конъюнктуры рынка;
- поощрение производственных инвестиций в отрасли, которые могут стать "точками роста" для экономики региона;
- формирование кластеров и развитие отраслей-потребителей, использование мультипликативных эффектов от инвестирования;
- учет мотивации интересов инвесторов и инвестируемой социально- экономической системы.
Необходимо обеспечить соблюдение баланса интересов 3-х уровней:
■ бюджета региона - налоги (фискальный);
■ населения - рабочие места (социальный);
■ инвесторов - прибыльность (инвестиционный).
6. Разработка стратегии управления инвестиционным процессом в регионе. Данный этап включает в себя следующую последовательность действий:
1. Определение приоритетных направлений развития региона с учетом инвестиционной ситуации и поставленных целей. На основе классификации отраслей в соответствии с региональными приоритетами можно использовать ту или иную
стратегию повышения их инвестиционной привлекательности.
2. Разработка комплекса мер, оказывающих влияние на улучшение приоритетных факторов.
3. Проверка отношения инвесторов к предложенным мерам.
4. Разработка механизма реализации данного комплекса мер.
5. Разработка концепции инвестиционной политики региона.
6. Разработка стратегии привлечения инвестиций в регион.
7. Мониторинг инвестиционного процесса в регионе.
Инвестиционный климат любой хозяйственной системы характеризуется большим динамизмом. Усиление конкуренции за инвестиционные ресурсы, стремительное развитие и смена технологий, растущая диверсификация, усложнение бизнес-процессов и другие факторы обуславливают необходимость использования современных аналитических инструментов, позволяющих с достаточной степенью достоверности определить эффективность выбранной стратегии в условиях постоянно меняющейся внешней среды.
Одним из таких инструментов является система мониторинга инвестиционного процесса в хозяйственной системе, которая предполагает сбор информации, ее комплексную оценку по определенной системе показателей и принятие решения о необходимости корректировки механизма реализации выбранной стратегии.
В процессе мониторинга анализ ведется по двум направлениям.
1. Анализ динамики инвестиционного климата:
- сравнение текущего и предыдущего значения совокупного показателя инвестиционного климата для конкретного региона;
- динамика ранга региона в рейтинге инвестиционного климата регионов РФ.
2. Соответствие динамики инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности. Поскольку данные величины имеют разные единицы измерения, то сравниваются относительные показатели динамики, а именно - темпы роста совокупных показателей. Необходимость реализации тех или иных мероприятий будет определять-
ся исходя из соотношения между темпом роста показателя инвестиционной привлекательности и темпов роста объемов инвестиций, фактически осуществленных в экономику региона.
Сопоставление фактической инвестиционной активности в регионе с его инвестиционной привлекательностью показывает степень реализации этой привлекательности, т. е. степень реального использования хозяйствующими субъектами и региональными органами государственной власти объективно существующего инвестиционного климата. Алгоритм проведения мониторинга инвестиционного процесса в регионе представлен на рис. 4.
Рис. 4. Алгоритм мониторинга инвестиционного процесса в регионе
8. Реакция хозяйственной системы.
1. Улучшение инвестиционного климата региона.
2. Увеличение притока инвестиций.
3. Увеличение темпов экономического роста системы.
Роль инвестиционного климата в обеспечении экономического роста можно раскрыть через теорию мультипликатора и акселератора. Если в стране складывается благоприятный инвестиционный климат, то приток инвестиций соответственно увеличивается, что в свою очередь ведет к росту ВВП и НД, то есть обеспечивает экономический рост.
Причем в данном случае наблюдается действие эффекта мультипликатора, проявляющееся в том, что прирост НД происходит в гораздо большем размере, чем прирост инвестиций.
Таким образом, реализация данного механизма управления инвестиционным процессом в регионе позволит не только увеличить объем привлекаемых инвестиций, но и обеспечит их качественный рост, выражающийся в увеличении
социальной и бюджетной эффективности. Кроме того, предложенные методики позволят субъекту управления выявить приоритетные направления развития региона с учетом инвестиционной ситуации. Внедрение в практику предложенных в исследовании моделей и рекомендаций по их использованию будет содействовать достижению стратегических целей и задач в области совершенствования управления инвестиционным процессом в регионе, повышению эффективности затрат на формирование конкурентоспособных инвестиционных условий в отраслях экономики региона, как за счет оптимизации развития составляющих инвестиционного потенциала, так и за счет дифференцированного и своевременного устранения факторов, препятствующих или ограничивающих его использование.
Данные рекомендации могут быть также использованы для принятия решений в области повышения инвестиционной привлекательности промышленного комплекса региона и выработке стратегии улучшения инвестиционного климата.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер.с англ. М.: Интерэксперт: ИНФРА-М, 1995. 527 с.
2. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. К.: МП "ИТЕМ" ЛТД, 1995. 447 с.
3. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леус-ский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник. Изд. 2-е, СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. 719 с.
4. Гуськова Т.Н., Рябцев В.Н., Ганиатулин В.Н.
Оценка инвестиционной привлекательности объектов статистическими методами. М: Изд-во ГАСБУ, 1999. 149 с.
5. Экономическая стратегия фирмы: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Градова.
4-е изд., перераб. СПб.: Специальная литература. 2003. 959 с.
6. Эффективность стратегии фирмы: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Градова. СПб.: Специальная литература. 2006. 414 с.
Подколзина И.М., Томилина И.А. Государственное регулирование регионального рынка зерна
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению.
Государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функ-
ционирование экономики и, вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.
Неадекватная кредитно-денежная, налоговая и инвестиционная политика государства, полный упадок отечественного машиностроения, ухудшение климатической ситуации в южных районах страны, падение плодородия почв в результате некомпенсированного отчуждения