Научная статья на тему 'Оценка эффективности управления поставками на предприятии'

Оценка эффективности управления поставками на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
412
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКИЕ УСЛУГИ / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК НА ПРЕДПРИЯТИИ / КОНТРАГЕНТЫ / ЗАКАЗЧИК / ПЕРЕВОЗЧИК / КОНЦЕПЦИЯ "ТОЧНО В СРОК" / FREIGHT FORWARDING SERVICES / SUPPLY CHAIN MANAGEMENT AT THE ENTERPRISE / PARTNERS / CUSTOMER / CARRIER / THE CONCEPT OF "JUST IN TIME"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пуговкина Людмила Викторовна

Динамика развития торговых и производственных отношений в рамках городов, предопределяют скорость и качество развития транспорта и оказания транспортно-экспедитирских услуг, что позволяет обеспечивать непрерывный экономический и производственный процесс. Предоставление качественных услуг по перевозке товарных автомобилей, определяет эффективность управления поставками и формирует необходимые компетенции по оказанию транспортно-экспедиторских услуг фирм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF SUPPLY MANAGEMENT AT THE ENTERPRISE

Dynamics of development trade and relations of production within the cities, predetermine the speed and quality of development of transport and rendering transport ekspeditorskikh services that allows to provide continuous economic and production. Providing high-quality services in transportation of commodity cars, defines effective management of deliveries and forms necessary competences on rendering transport-forwarding services of firms.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности управления поставками на предприятии»

В.В. Попович, Н.А. Добрянская ЭТАПЫ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКИХ ...

ситета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1 (12). нева стратепя збереження та розвитку: автореф. дис. на С. 108-110. здобуття наук. ступеня д-ра екон. наук : спец. 08.09.01 /

26. Шаульська Л. В. Трудовий потенщал: багатор1в- Л. В. Шаульська. - К., 2006. - 36 с.

ЕТАПИ В1ДТВОРЕННЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦ1АЛУ СЫЬСЬКИХ ТЕРИТОР1Й

© 2014

В.В. Попович, кандидат економ1чних наук, доцент кафедри шформацшних систем

та технологш ¡м. М.О. Браславця Н.А. Добрянська, доктор економ1чних наук, доцент кафедри економ1чно! теори

i економши шдприемства Одеський державний аграрний университет, Одеса (Украгна)

Анотащя: Розкрито сутшсть i змют поняття «вщтворення трудового потенщалу». Окреслено етапи вщтворення трудового потенщалу сшьських територш, запропоновано авторську модель цього процесу.

Ключовi слова: трудовий потенщал, вщтворення трудового потенщалу, етапи, сшьсьш територи.

STAGES OF LABOR POTENTIAL REPRODUCTION OF CONTRYSIDE

© 2014

V. V. Popovich, Ph.D., associate Professor of information systems and technology N.A. Braslava N.A. Dobriansky, doctor of Economics, Professor, chair of economic theory and business Economics

Odessa State Agrarian University, Odessa (Ukraine)

Annotation: The essence and the concept of "reproduction of labor potential" are disclosed. The stages of reproduction of labor potential of rural areas are defined, author's model of this process is proposed.

Keywords: labor potential, the reproduction of labor potential, stages, rural areas.

УДК 656.025

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПОСТАВКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

© 2014

Л.В. Пуговкина, ассистент кафедры «Экономика и сервис»

Поволжский государственный университет сервиса, филиал в Сызрани (Россия)

Аннотация: Динамика развития торговых и производственных отношений в рамках городов, предопределяют скорость и качество развития транспорта и оказания транспортно-экспедитирских услуг, что позволяет обеспечивать непрерывный экономический и производственный процесс. Предоставление качественных услуг по перевозке товарных автомобилей, определяет эффективность управления поставками и формирует необходимые компетенции по оказанию транспортно-экспедиторских услуг фирм.

Ключевые слова: транспортно-экспедиторские услуги, управление цепями поставок на предприятии, контрагенты, заказчик, перевозчик, концепция «точно в срок».

Скорость и качество транспортировки грузов во все времена имели большое значение не только для успешной работы отдельных фирм, но и в целом для динамичного развития торговых и производственных отношений в рамках городов, стран и экономических союзов различного масштаба.

Общий принцип оказания транспортно-экспедитор-ских услуг имеет определенную зависимость, а именно, ритмичность поставки груза позволяет обеспечить непрерывный и экономический производственный процесс [7-10].

Транспортировка, по оценкам экспертов, занимает более половины логистических затрат. Совершенствуя поставки на основе логистического подхода, т.е. интеграции и согласованности всех бизнес-процессов можно добиться значительной экономии ресурсов и одновременно наилучшего удовлетворения запросов потребителей. По данным сайта «Автостатистика» транспорт был и остается самой трудоемкой отраслью народного хозяйства [6].

На примере предприятия, являющегося Перевозчиком продукции ОАО «АВТОВАЗ» в статье будут рассмотрены предоставление транспортно-экс-педиторских услуг по перевозке товарных автомобилей. Прежде всего, следует дать определение услугам транспортно-экспедиторских фирм. К экспедиторскому обслуживанию относится организация транспортировки груза и предоставление всевозможных услуг, способствующих товародвижению. Как правило, компания берет ответственность за перевозимый груз и выполнение всех операций, которые могут потребоваться для его перемещения в пункт назначения. Отличительной чертой услуг, оказываемых ТЭК, является широкий спектр

и высокая стоимость. Качество услуг для транспортно-экспедиторских фирм - основной параметр, определяющий их рыночную нишу и целевую аудиторию.

Большое значение в работе компании имеет организация взаимодействия между внутренними структурными подразделениями компании и внешними контрагентами. Выделение ключевых для компании бизнес-процессов и бизнес-операций позволяет распределить сферы ответственности за те или иные операции между подразделениями. На основании единых правил работы и порядка обмена информацией и документами происходит взаимодействие как между отдельными сотрудниками предприятия, так и с сотрудниками компании-партнером - ОАО «АВТОВАЗ». На рисунке 1 показана схема взаимодействия логистического подразделения предприятия с контрагентами.

Брокер ^ ^Оператор 3PL

Рисунок 1 - Схема взаимодействия логистического подразделения с контрагентами

Как видно из рисунка 1, взаимодействие в процессе организации перемещения и складской обработки товарно-материальных ценностей происходит на трех основных уровнях:

- в рамках взаимодействия структурных подразделений, непосредственно участвующих в выполнении заказа поставки;

- в рамках организации - между различными подразделениями, способствующими лучшему выполнению заказа поставки;

- с внешними контрагентами - с представителями различных подразделений партнеров компании.

Теперь следует выяснить, какие задачи решаются на каждом уровне. Рассмотрим эти уровни, начиная от работы с внешними контрагентами, далее - решение вопросов в рамках предприятия и затем - внутри организации поставок. Такой подход обусловлен постановкой задач и последующим обеспечением выполнения достигнутых договоренностей с внешним партнером на более детальном уровне внутри компании с решением ее внутренних производственных задач.

При взаимодействии Перевозчика с Заказчиком ОАО «АВТОВАЗ» решаются следующие основные задачи:

- согласование условий закупки и поставки ТМЦ;

Перевозка грузов выполняется Перевозчиком в объемах, по назначениям и на условиях, указанных в заявках на перевозку грузов. Заказчик предоставляет Перевозчику оформленную товарно-транспортную накладную, являющуюся основным перевозочным документом.

- определение порядка расчетов за поставляемые ТМЦ;

Расчеты за услуги Перевозчика осуществляются по тарифам, действующим на дату отгрузки на ОАО «АВТОВАЗ» и согласованным с ПБУ ОАО «АВТОВАЗ» Расчеты производятся только в соответствии с «Порядком расчетов», являющимся неотъемлемой частью настоящего договора. Условия оплаты вне установленной уведомлением суммы договора подлежат дополнительному согласованию сторон.

- определение условий поставки ТМЦ от продавца к покупателю по срокам, ассортименту и объемам, определение порядка доставки ТМЦ;

Своевременное предоставление Заказчиком списка транспортных средств и водителей-экспедиторов, осуществляемых перевозку грузов. Перевозчик подает под погрузку автовозы, в исправном состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающим всем требованиям к такому роду транспортным средствам.

Перевозчик принимает на себя ответственность за сохранность и доставку груза, а так же обеспечивает непрерывную охрану с момента приемки в цехе экспедиции до момента передачи груза уполномоченному и ответственному за приемку груза представителю грузополучателя.

- определение возможности хранения и обработки ТМЦ;

Перевозчик несет материальную ответственность за сохранность груза с момента приемки его в цехе экспедиции до момента передачи Грузополучателю в пункте назначения. В случае повреждения груза или нарушения его комплектности Перевозчик возмещает заявителю претензии реальный ущерб.

- организация объема информацией и документами

Перевозчик несет ответственность за правильность

оформляемых им и принимаемых от Заказчика документов, а также за их соответствие требованиям Заказчика. В рамках договора допускается использование факсимильного воспроизведения подписи (факсимиле) при подписании документов, связанных с исполнением настоящего договора за исключением первичных документов. По письменному запросу Заказчика Перевозчик предоставляет необходимую информацию, касающуюся сведений о Перевозчике, а также правоустанавливаю-

щие и регистрационные документы, не носящие конфиденциальный характер, а по согласованию сторон, также относящиеся к конфиденциальным. Вся информация, предоставляемая сторонами, связанная с заключением и исполнением договора, считается конфиденциальной и не подлежит разглашению третьим лицам.

Таким образом, для организации поставки и обработки ТМЦ сначала решаются коммерческие вопросы, согласовывается объем и ассортимент ТМЦ, устанавливается порядок взаимодействия между компаниями и определяются ответственные сотрудники соответствующих подразделений предприятия для их выполнения. Ответственные за реализацию условий договора, а также за решение определенных производственных задач в рамках компании сотрудники осуществляют свою работу на основании принятого в организации порядка и установленной технологии.

Организация взаимодействия внешних контрагентов логистического подразделения и утвержденный порядок оказания транспортно-экспедиторских услуг, документооборота и обмена информацией позволяет сотрудникам предприятия сосредоточиться на своей работе. Любые возникающие вопросы будут решаться на соответствующих уровнях руководства в установленные сроки и своевременно доводиться до конечных исполнителей.

Задачи, порождаемые внешней конкурентной средой предприятия, неминуемо приводят к необходимости перехода от управления только собственной деятельностью к контролю и оценке эффективности всей логистической цепи. Организация должна участвовать в управлении не только своих структурных подразделений, но и логистических звеньев, которые расположены ниже или выше по материальному потоку. Это реализуется через договорную работу, сотрудничество и кооперацию в определенной области, принятие совместных стандартов и регламентов.

Цепь поставок охватывает все организации и виды деятельности, связанные с перемещением и обработкой товарно-материальных ценностей, начиная со стадии сырья и исходных материалов и заканчивая доставкой готовых продуктов конечному пользователю, а также связанные финансовые и информационные потоки. Материалы и информация перемещаются вверх и вниз по цепи поставок. Таким образом, цепочка поставок Перевозчика состоит из трех основных участников:

1. Поставщики товаров и материалов - поставщики и производители оборудования, деталей, компонентов, запасных частей и т.п.;

2. Заказчик - в лице предприятия ОАО «АВТОВАЗ»;

3. Потребители - конечные пользователи продукции

Целью управления цепью поставок на предприятии является формирование такой сети движения товарно-материальных ценностей, при которой нужные ресурсы и товары будут доставлены в нужное место, в нужное время с наименьшими издержками, благодаря развитию концепции «точно в срок». Процесс управление в цепи поставок включает комплекс функций и действий:

- управление информационными системами;

- составление календарных графиков продаж;

- обработка заказов;

- управление товарно-материальными запасами;

- складирование;

- обслуживание потребителей;

- утилизация отходов.

За управление потоками товарно-материальными ценностями между всеми организациями, расположенными в цепи поставок, ответственными являются непосредственно Перевозчик.

В качестве объекта исследования были выбраны отношения между перевозчиком и заказчиком на основе клиентоориентированного подхода для долгосрочного сотрудничества. Основными контрагентами,

как выяснилось выступают предприятия сервисной сети ОАО «АВТОВАЗ», ООО «Тран-Терминал», ООО «ТАГАЗ», ООО «Транс-Юг», ООО «РосАвтоТранс», ООО «Система Логистик», с ними заключены договоры на оказание транспортно-экспедиторских услуг.

Как правило, договор на поставку материала заключается на год, а в течение года условия этого договора корректируются путем подписания дополнительных соглашений.

Для заказчика в первую очередь важно, чтобы фирма-перевозчик была квалифицирована, поэтому происходит оценка перевозчика. Оценка перевозчика производится по следующим критериям: качество перевозки, стоимость, условия перевозки и оплаты, сроки поставки, нормы отгрузки.

Предприятию следует внедрить систему «точно в срок», для того чтобы сделать процесс перевозки и заключения договора как можно короче, используя ресурсы оптимальным способом. Для этого следует:

- исключить сбои по осуществлению поставок для предприятия и нарушения процесса производства, главными из которых являются поломки автотранспорта в пути, что

приводит к опозданиям;

- сделать систему гибкой;

- сократить время подготовки к процессу и все производственные сроки;

- свести к минимуму материальные запасы;

- устранить необоснованные затраты.

Внедрение концепции «точно в срок» будет базироваться на оптимальных маршрутах перевозки продукции со склада потребителю.

Вначале необходимо выполнить ряд подготовительных работ, перечень которых приведен в таблице 1.

Таблица 1

Номер событий Перечень работ Продолжительность выполнения работ, дни

1 J

0 1 Определение рынка н оптимального тарифа за перевозку груза 5

1 2 Составление карты потребителя 2

0 2 Фиктивная работа 0

2 3 Прогнозирование товарооборота 3

3 4 Расчет оптимальной величины поставки 4

4 5 Определение полезной площади склада для хранения продукции 4

0 6 Фиктивная работа 0

2 6 Передача информации о потребителях 1

6 7 Определение возможностей выполнения погрузочных работ и выгрузочных работ у потребителей 7

7 8 Обоснование и выбор подвижного состава для поставки продукции 6

8 5 Передача информации 4

5 9 Расчет оптимального маршрута перевозки продукции потребителям 5

1 9 Фиктивная работа 0

9 10 Составление согласованных графиков доставки продукции потребителям 7

Исходя из данных таблицы 1 очень важны последовательность и своевременность выполнения указанных операций, поэтому сроки их выполнения должны определяться заранее, для чего следует составить сетевой график.

Сетевой график представленный на рисунке 2, состоит из «узлов» обозначенных кругами, и соединяющих их «ребер» (стрелок). Каждому узлу соответствует событие, заключающееся в окончании этапа работ. Каждой стрелке соответствует определенная работа, понимаемая как процесс [4]. Для каждой работы обозначена продолжительность, обозначенная на стрелках по данным таблицы 1.

Рисунок 1 - Сетевой график работ при составлении рациональных маршрутов движения автотранспорта и согласованных графиков доставки продукции

График нужен для того, чтобы отразить все технологические связи между работами.

Для всего цикла составления согласованности графика доставки продукции, введем следующие обозначения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данному сетевому графику критический путь начинается с узла 0, и первая работа, которая должна быть выполнена находится в точке 1, тогда продолжительность выполнения будет 5 дней. После узла 1 следующим событием является событие 2. Срок свершения будет 7 дней. Из узла 2 может быть два направления: 2 - 3 - 4 - 5 и 2 - 6 - 7 - 8 - 5 . Вся информация сходится в пункте 5 и затраты составят 18 дней. Учитывая затраты времени на события 9 и 10, получим критический путь, равный 30 дням:

18+7+5

Кп=5+2+3+4+4+5+7=30 дней

Определив сетевой график работ, следует исследовать рынок по оказанию автотранспортных услуг.

Таким образом, качество оказываемых услуг для транспортно-экспедиторских фирм - основной параметр, определяющий их рыночную нишу и целевую аудиторию. Гарантируя 100 % выполнение обязательств, они имеют право устанавливать цены значительно выше среднерыночных, не рискуя потерять клиентов. Экспедиторские компании стремятся соответствовать требованиям клиентов и стараются свести к минимуму риск нарушений сроков поставки и расширить спектр услуг. Организация взаимодействия внешних контрагентов логистического подразделения и утвержденный порядок оказания транспортно-экспедиторских услуг, документооборота и обмена информацией позволяет сотрудникам предприятия сосредоточиться на своей работе. Любые возникающие вопросы будут решаться на соответствующих уровнях руководства в установленные сроки и своевременно доводиться до конечных исполнителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 .04.2011 № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом» [Электронный ресурс]. - 8 кб.

2. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. М.: Олимп-Бизнес, 2008

3. Логистическая стратегия предприятия:разработка и реализация. Практические рекомендации. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2011. - с.137

4. Неруш Ю.М., Неруш А.Ю. Практикум по логистике: учеб. Пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008

5. Транспортная логистика. Новейшие технологии построения эффективной доставки / Роман Сергеевич Беспалов. - Москва : Вершина, 2008. - 384 с.

6. www.avtostatistik.ru

7. Ярыгин О.Н. Математическая модель цепи поставок для исследования Ьи1^Ыр-эффекта // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.

2011. № 2. С. 24-28.

8. Павлов А.В. Организационная и информационная структуры управления предприятием и их роль в интенсификации процесса управления // Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 6 (7). С. 115-128.

9. Степина С.Е., Агуреева Т.П., Степина А.Е. Методика управления движением запасов на автосервисном предприятии на основе статистического анализа

временных рядов // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 114-122.

10. Конорев В.В. Концепция построения логистических систем для уровня промышленного комплекса региона // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4 (11). С. 94-97.

11. www.it-mix.ru

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF SUPPLY MANAGEMENT AT THE ENTERPRISE

© 2014

L.V. Pugovkina, assistant of the chair «Economics and Service» Volga State University of Service, Syzran (Russia)

Annotation: Dynamics of development trade and relations of production within the cities, predetermine the speed and quality of development of transport and rendering transport ekspeditorskikh services that allows to provide continuous economic and production. Providing high-quality services in transportation of commodity cars, defines effective management of deliveries and forms necessary competences on rendering transport-forwarding services of firms.

Keywords: freight forwarding services, supply chain management at the enterprise, partners, customer, carrier, the concept of "just in time".

УДК 327.44:739.211

МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

© 2014

А. В. Родионов, кандидат экономических наук, доцент Луганский национальный аграрный университет, Луганск (Украина)

Аннотация. В статье сформулированы положения методологии развития систем управления качеством образовательного потенциала региона. Обоснована и графически представлена система противоречий, которые определяют диалектику проблемы управления качеством образовательного потенциала региона. Определены концептуальные основы развития систем управления качеством в высшей школе

Ключевые слова: методология; образовательный потенциал; управление качеством; развитие; экономика знаний; информация.

Постановка проблемы. Фундаментальные методологические принципы исследования базируются на обобщающих положениях, которые отражают наиболее важные особенности реальной действительности с учетом существующего опыта. Этими принципами является: диалектика (рассмотрение явлений и процессов исходя из их взаимообусловленности и существующих противоречий), детерминизм (объективная причинная обусловленность процессов и явлений), изоморфизм (соотношение объектов, которые отражают тождественность их построения). Исходя из вышеизложенного, развитие фундаментальной методологии исследования процесса управления качеством высшего образования нуждается в определении ключевых явлений и процессов, которые заключаются в его основе, существующих противоречий их развития, связей и соотношений. Установления также требуют концептуальные основы исследования процесса управления качеством в высшей школе и их соотношения с реальным состоянием развития исследуемой системы, то есть следует осуществить проверку практической реализации теоретически определенных концепций и закономерностей.

Анализ последних исследований и публикаций. В ходе исследования использованы материалы научных трудов по экономике и управлению в сфере высшего образования. В числе использованных в качестве методической основы иследования работ следует выделить труды О. Сагиновой [1], О. Подковыровой [2], И. Амелиной [3], И. Бойко [4], О.Белаша [5], Ю. Васильева [6], В. Владимирова [7], В. Герчиковой [8], В. Гумбольдта [9], Л. Дьячковой [10]. Формулирование положений методологии развития систем управления качеством высшего образования основывалось на использовании законов диалектики, путем поиска основных противоречий в развитии исследуемого объекта. В ходе исследования также были использованы методы анализа, индукции и дедукции, а также системный подход и графический метод. В трудах ученых [2;5;6] системы управления каче-

ством высшего образования рассматриваются как подсистемы административных структур, направленных на организацию процесса предоставления услуг. При этом, категория качества не выделяется как ключевая характеристика функционирования общественного института высшего образования. Обеспечение его результативности обуславливается как комплексный результат деятельности административных [3], учебных, научных [8], маркетинговых [1; 5], кадровых организационных единиц [7;9]. На наш взгляд, такого рода подход является узким и его необходимо пересмотреть в части рассмотрения процесса управления качеством услуг высшего образования в качестве основной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования высшей школы.

Целью статьи является усовершенствование методических основ управления качеством образовательного потенциала регионов.

Изложение основного материала исследования. Систематизация установленных противоречий и противоречий в развитии системы высшего образования предоставила возможность определить их связь и влияние на состояние исследуемого явления качества высшего образования. Отмеченные положения были изображены графически на рис. 1., как система противоречий, которые определяют диалектику проблемы управления качеством высшего образования.

Фундаментальными положениями, которые были использованы в качестве концептуальной основы исследования были определены концепцией: человеческого капитала; позитивного влияния функционирования системы высшего образования на процессы экономического роста и развития страны; экономики знаний. Конкретизируя основные положения концепции человеческого капитала, возможно, утверждать, что высшее образование: на индивидуальном уровне - формирует профессиональные характеристики высшего качества и является залогом профессиональной реализации ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.