Научная статья на тему 'Оценка эффективности территориального общественного самоуправления и его вклада в социально-экономическое развитие муниципального образования'

Оценка эффективности территориального общественного самоуправления и его вклада в социально-экономическое развитие муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3045
573
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности территориального общественного самоуправления и его вклада в социально-экономическое развитие муниципального образования»

В малом предпринимательстве имеются большие резервы экономического и социального развития города. Данная сфера при соответствующей государственной поддержке, способна приносить много полезного городскому сообществу, повышая благосостояние граждан.

С одной стороны, малое предпринимательство представляет большие возможности в повышении собираемости налогов. Как показывает практика, повысить собираемость налогов при нынешних ставках не удается. Люди рискуют, но продолжают уходить от слишком больших отчислений. Больше всего нарушений налогового законодательства (в том числе сокрытие прибыли в крупных размерах) совершают предприятия, осуществляющие торгово-закупочную деятельность, связанную с продуктами питания (почти половина всех нарушений), и именно эта сфера деятельности является основной для малого предпринимательства. Тем не менее, малое предпринимательство уже сейчас стало одним из основных источников налоговых поступлений в ряде субъектов РФ.

С другой стороны, сами налоги могут оказывать положительное воздействие на развитие предпринимательства. Одним из методов поддержки развития малого предпринимательства должна стать налоговая политика, строящаяся на принципах стабильности и достаточности. Стабильность должна проявляться: 1) в недопущении изменений налогового законодательства, усиливающих налоговое бремя; 2) в сохранении порядка расчетов налогов в течение года; 3) в стабильности форм отчетности; 4) в сохранении сроков и процедуры уплаты налогов. Достаточность должна проявляться в установлении предельного размера совокупной налоговой нагрузки для субъектов малого предпринимательства в зависимости от видов деятельности.

Отчисляя государству в виде налогов значительную часть своих доходов, предприниматели при этом будут видеть, что средства для них не потеряны, а служат развитию их деятельности. Поэтому необходимо разработать и ввести механизмы реального участия представителей малого бизнеса в формировании налоговой политики, предоставить им возможность лоббировать интересы малого бизнеса, активно участвуя в решении территориальных задач.

Предоставление льгот малым предприятиям следует рассматривать не как способ создания им тепличных условий, а как метод создания экономических условий, стимулирующих деятельность предпринимателей. Налоговые льготы для субъекта малого предпринимательства устанавливаются только с учетом интересов населения по группам предприятий, расположенных на территории города, исходя из классификации по видам деятельности и отраслевому признаку. При этом льготы должны быть только целевыми, с четко определенными условиями использования льготных сумм или требованиями к осуществлению производственнохозяйственной деятельности налогоплательщика.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что налоги могут и должны стать основным источником финансовых ресурсов города, чем обеспечат формирование устойчивого конкурентного преимущества для его развития.

В.П. Максимов

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ЕГО ВКЛАДА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современных условиях одной из главных задач, стоящих перед органами местного самоуправления в муниципальных образованиях, особенно на уровне крупных городских поселений, является разработка механизмов вовлечения жителей в процессы местного самоуправления. Из всего многообразия организационных форм участия населения в местном самоуправлении важная роль принадлежит территориальному общественному самоуправлению (ТОС) как самоорганизации граждан по месту жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного осуществления собственных начинаний в вопросах местного значения [1].

В последние годы, по мнению большинства ученых и специалистов в области муниципального управления, территориальное общественное самоуправление становится наиболее массовой и эффективной формой непосредственного вовлечения граждан в процесс решения местных вопросов и рассматривается в качестве самостоятельного элемента системы организации местного самоуправления в муниципальных образованиях (например, [9; 10]).

Становление ТОС как самостоятельного института участия жителей в местном самоуправлении по месту их жительства обусловлено наличием характерных особенностей, которые не свойственны другим формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления.

На наш взгляд, наиболее существенными признаками территориального общественного самоуправления, позволяющими выделить его доминирующее значение среди других форм вовлечения жителей в управленческие процессы в рамках муниципального образования, являются:

- территориальный признак, обозначающий действия ТОС на определенной части территории муниципального образования;

- инициативный признак, характеризующий возникновение ТОС исключительно по желанию и инициативе самих жителей, проживающих на соответствующей территории;

- нормативно-правовой признак, устанавливающий правовой статус и место ТОС в системе местного самоуправления и являющийся субъектом муниципального права;

- функциональный признак, означающий реализацию функций, направленных на предоставление особого вида услуг по реализации общественных потребностей населения, защиты их прав и интересов.

В настоящее время наблюдается значительный количественный и качественный рост органов ТОС в городских муниципальных образованиях в различных формах самоорганизации населения, основной целью которых является культурное, социальное и экономическое развитие локальных территорий.

В крупных городах преимущественное развитие получили комитеты и советы территориального общественного самоуправления, состоящие из домовых, уличных комитетов, старших по подъездам, домам и улицам. В небольших городах основными видами органов ТОС являются уличные, квартальные и домовые комитеты, а в сельской местности функции органов ТОС осуществляют старосты.

В городах Урало-Сибирской зоны органы ТОС охватывают от 20 до 92% жителей территории, о чем свидетельствуют данные табл. 1.

Таблица 1

Количественный состав комитетов (советов) ТОС и уровень их охвата жилой территории в городах Урало-Сибирской зоны в 2003 году

Город Количество комитетов (советов) ТОС Численность жителей, тыс. чел. Уровень охвата жилой территории города ТОС, %

Екатеринбург 23 1293,0 20,0

Ижевск 23 650,3 30,0

Новосибирск 80 1425,6 45,0

Омск 71 1133,9 72,0

Оренбург 48 516,6 50,0

Пермь 67 1000,1 58,6

Тюмень 28 500,2 42,0

Челябинск 119 1078,3 92,0

Приведенные в таблице данные отражают различный количественный состав органов ТОС в городах и уровень охвата его жилой территории. В городах Омск, Пермь, Челябинск

сформированы органы ТОС с развитой системой, охватывающей от 58 до 92% территории. Ко второй группе относятся Новосибирск, Оренбург, Тюмень, в которых организация ТОС функционирует в стадии устойчивого развития и охватывает от 42 до 50% населения. В третью группу городов входит Екатеринбург и Ижевск, где ТОС находится в начальной стадии становления с охватом жилого сектора от 21 до 30%.

Одним из факторов, способствующих развитию ТОС, является создание необходимой нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность территориального общественного самоуправления как на уровне субъектов РФ, так и на уровне самих муниципальных образований. В большинстве субъектов РФ в 1996 - 2001 годах были приняты собственные законы о территориальном общественном самоуправлении, которые определили правовые, организационные и экономические основы самоорганизации граждан по месту жительства при решении местных вопросов.

На уровне муниципальных образований ТОС рассматривается в качестве составной части общей системы местного самоуправления. Об этом свидетельствует анализ ряда нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих вопросы создания и функционирования территориального общественного самоуправления, в которых ТОС включено в систему местного самоуправления большинства крупных городов для участия жителей в местном самоуправлении по месту их непосредственного проживания: дом, улица, двор, квартал, микрорайон (например, [2; 3; 4]).

Опыт практической деятельности ТОС показывает, что данная форма самоорганизации жителей начинает оказывать все большее влияние на социально-экономические процессы, происходящие на внутригородских территориях. Особенно заметную роль стали играть органы ТОС в благоустройстве дворовых и уличных территорий, контроле за состоянием жилого фонда, организации досуга, защите прав и интересов своих жителей.

Заметный количественный рост органов ТОС в городских муниципальных образованиях и их практическое участие в управлении процессами жизнедеятельности людей вызывают потребность в получении объективной информации о их деятельности, формах и методах работы с населением. Расширяется потребность в информации о деятельности ТОС, учитывающей его вклад в развитие муниципальных образований со стороны различных управленческих структур, межмуниципальных ассоциаций, некоммерческих организаций (НКО).

Таким образом, круг всех заинтересованных управленческих структур и организаций можно разделить на следующие условные группы:

1) органы государственного и муниципального управления, ассоциации муниципального сотрудничества, включая муниципальные предприятия и учреждения;

2) жители и актив ТОС, проживающие на территории, где функционируют созданные органы ТОС;

3) органы ТОС в целях проведения сравнительного анализа результатов своей деятельности с другими органами территориального общественного самоуправления;

4) бизнес-структуры, оказывающие спонсорскую помощь органам ТОС в реализации социальных проектов;

5) политические партии и общественные организации, включая НКО, для взаимодействия с органами ТОС в целях консолидации усилий по созданию гражданского общества.

Сегодня в большинстве муниципальных образований не ведется база данных органов ТОС, отсутствует информация о деятельности ТОС, работающих на территории.

Таким образом, дальнейшее развитие ТОС и усиление его влияния на процессы, происходящие в микрорайонах, поселках, дворах, вызывают необходимость разработки методических подходов к определению оценки эффективности ТОС и его вклада в социально-экономическое развитие муниципальных образований.

Сложность решения этой проблемы обусловлена еще и тем, что само понятие «территориальное общественное самоуправление» в теории о местном самоуправлении появилось сравнительно недавно и находится в стадии изучения. Среди ученых и специалистов в области муници-

пального управления отсутствует единая точка зрения на определение сущности ТОС и его места в системе управления социально-экономическими процессами в городских образованиях.

В результате этого остаются нерешенными методические вопросы оценки эффективности ТОС, не разработана система показателей, отражающая деятельность органов ТОС, что до настоящего времени не позволяет в достаточной мере измерить их вклад в социальное и экономическое развитие муниципального образования.

Следует отметить, что в научной литературе, посвященной участию населения в осуществлении местного самоуправления, начинают подниматься вопросы оценки деятельности органов ТОС и некоммерческих организаций, их роли в развитии территорий муниципальных образований.

Так, С.А. Выголов считает, что разработка единых критериев оценки деятельности советов ТОС должна проводиться в целях:

- обеспечения инструментов прогнозирования, планирования, реализации, контроля и анализа развития ТОС на территории города;

- получения ориентиров органами ТОС для управления своей деятельностью.

Он предлагает использовать в качестве единых критериев оценки деятельности ТОС такие, как: направления деятельности органов ТОС; соотношение запланированных и решенных проблем; количество проведенных мероприятий; численность жителей, принявших участие в мероприятиях ТОС; сумма привлеченных материальных и финансовых средств [6, с. 129].

В.И. Редюхин высказывает мнение о том, что общественные организации составляют важнейший ресурс устойчивого социально-экономического развития территорий и их вклад можно выразить в получении экономических, социальных, политических «выгод» в конкретном муниципальном образовании [7, с. 72].

Г.Л. Рыбальский, отмечая важность развития взаимодействия муниципальных органов власти с НКО и другими общественными организациями, предлагает использовать для оценки вклада третьего сектора такой комплексный показатель, как соотношение результатов и затрат. В состав показателей результатов входят: социальная приоритетность, масштаб действий, профессионализм или качество и социальный результат в конкретной области, а в состав затрат - степень привлечения финансовых средств бюджетов различных уровней, внебюджетных и нематериальных источников и, в первую очередь, - волонтерского труда [8, с. 70].

Т.В. Чубарова, рассматривая некоммерческие общественные организации как организации, занятые в неприбыльном третьем секторе, считает, что оценка вклада в развитие территории муниципального образования носит в большей степени не экономический, а социальный характер [8, с. 77].

А.Э. Джашитов предлагает в качестве количественных показателей деятельности комитетов ТОС в области социального обслуживания и социальной помощи жителям использовать следующие показатели: оказание материальной помощи детям, инвалидам, ветеранам, многодетным семьям; численность жителей, получивших подарки от органов ТОС; количество подростковых клубов и молодежных центров, с которыми взаимодействуют КТОСы; количество проведенных праздников с участием комитетов ТОС [5, с. 14].

Исходя из вышеизложенного, следует, что, несмотря на различные подходы к критериям оценки эффективности территориального общественного самоуправления и других форм самоорганизации населения, авторы единодушны в том, что их деятельность оказывает положительное влияние на социально-экономические процессы, происходящие на территории муниципального образования, и вызывает необходимость разработки методики такой оценки. Однако до сих пор не дано однозначного определения оценочным показателям деятельности органов ТОС в муниципальном образовании.

Следовательно, для того, чтобы научиться измерять этот вклад, необходимо разработать инструментарий, с помощью которого можно будет проводить оценку деятельности органов ТОС на территории муниципального образования.

Думается, что инструментарий количественной и качественной оценки эффективности

ТОС должен состоять из системы индикаторов, характеризующих деятельность органов ТОС, включающих в себя организационные, социальные и экономические показатели, и критерия как комплексного показателя вклада ТОС в социально-экономическое развитие территории.

Критерий и показатели оценки эффективности ТОС имеют определенную взаимосвязь и взаимозависимость.

Критерий представляет собой совокупный вклад в развитие территории муниципального образования, тогда как показатели служат для выражения количественной оценки эффективности органов территориального общественного самоуправления. То есть критерий не может быть количественно выражен без системы показателей, характеризующих деятельность органов ТОС.

Методологическое разграничение между ними состоит в том, что если критерий представляет собой внутреннюю сущность выраженных процессов, то показатели являются конкретной формой отображения данного критерия.

На наш взгляд, критерием оценки эффективности территориального общественного самоуправления является не только достижение результатов в экономической и социальной сфере конкретной территории муниципального образования, но и в росте социального капитала, который выражается в возрастании активности граждан, развитии коллективного самоуправления, повышении ответственности за реализацию собственных инициатив, снижении социальной напряженности на территории.

Для определения оценки эффективности территориального общественного самоуправления важное значение имеет правильный выбор показателей, позволяющих объективно раскрывать деятельность органов ТОС и их вклад в социально-экономическое развитие территории муниципального образования.

Сложность выбора показателей для определения потенциала ТОС обусловлена тем, что самоорганизация жителей может осуществляться в различных организационных формах (от низовых в виде домовых и уличных комитетов до более высокого уровня в виде комитетов, советов микрорайонов и поселков), а сами органы ТОС могут выполнять самые разнообразные функции, затрагивающие интересы жителей, при этом их деятельность носит не всегда постоянный характер.

Принимая во внимание особенности организации и функционирования этих форм территориальных общественных формирований населения показатели оценки эффективности ТОС должны отвечать ряду требований:

• объективность - показатели должны реалистично раскрывать деятельность органов ТОС в социальной и экономической областях;

• комплексность - показатели должны максимально отражать все направления деятельности различных органов ТОС, реализуемые на территории;

• сопоставимость - показатели и способы их расчета должны быть основаны на единой методологии, позволяющей проводить оценку с определенной периодичностью (квартал, полугодие, год) в зависимости от сроков действия органов ТОС на соответствующей территории.

Таким образом, показатели оценки эффективности ТОС должны обеспечивать объективность и сопоставимость результатов их деятельности, учитывая при этом весь круг вопросов, решаемых органами ТОС на своих территориях, а также их наглядность и простоту для руководителей и актива ТОС, жителей, участвующих в территориальном общественном самоуправлении, органов государственной власти и местного самоуправления.

Показатели оценки эффективности ТОС можно выразить в количественных, натуральных или стоимостных единицах, характеризующих участие жителей в реализации собственных инициатив в вопросах развития своих территорий.

Анализ полномочий органов ТОС, закрепленных в нормативных правовых документах органов местного самоуправления в городах Российской Федерации, практика реализации собственных инициатив населения в вопросах местного значения показывают, что основные виды деятельности органов ТОС и их вклад в социально-экономическое развитие конкретного муниципального образования можно выразить через систему определенных показателей, состо-

ящую из следующих основных групп:

1. Общие показатели, характеризующие организационную деятельность самих органов ТОС, формы и методы работы с жителями, проживающими на территории ТОС.

2. Социальные показатели, отражающие оказание органами ТОС социальных услуг населению.

3. Экономические показатели, выраженные в улучшении инфраструктуры территории, в границах которой осуществляют свою деятельность органы ТОС.

При общей оценке организации работы органов ТОС и основных форм и методов работы с населением для реализации своих функций можно использовать следующие количественные показатели:

1) количество заседаний, проведенных комитетом ТОС;

2) число вопросов, рассмотренных на заседании комитета ТОС;

3) количество проведенных собраний (сходов) с жителями домов, улиц;

4) количество проведенных опросов жителей, проживающих на территории ТОС;

5) количество проведенных комитетом ТОС приемов жителей:

- численность жителей, обратившихся в комитет ТОС;

- число вопросов, решенных при содействии комитета ТОС;

6) количество проведенных градостроительных согласований по застройке территории.

При определении социальной эффективности территориального общественного самоуправления следует применять показатели, характеризующие деятельность органов ТОС в развитии социальных процессов, происходящих на своих территориях. Под социальными процессами следует понимать реализацию территориальными общественными формированиями собственных инициатив в социальной сфере с учетом интересов жителей и возрастания активности жителей в управлении территорией проживания.

Исходя из этого, в группу показателей социальной эффективности ТОС следует включить следующие:

1) количество открытых детских клубов по месту жительства;

2) количество созданных детских кружков (в них занимается детей);

3) количество созданных детских спортивных секций (в них участвует детей);

4) количество созданных спортивных дворовых команд (в них участвует детей);

5) количество проведенных спортивных соревнований (в них участвует детей);

6) количество созданных детских трудовых бригад (в них участвует подростков);

7) количество детей, направленных в загородные и городские лагеря отдыха;

8) количество проведенных праздников дворов, улиц;

9) количество проведенных культурно-массовых мероприятий с ветеранами (в них приняло участие);

10) количество проведенных смотров-конкурсов на звание:

- лучший дом,

- лучший двор (улица),

- лучший подъезд;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11) оказана социальная помощь:

- многодетным семьям,

- инвалидам,

- пенсионерам;

12) создано народных дружин по охране общественного порядка (в них участвует жителей);

13) проведено рейдов ДНД;

14) количество составленных административных протоколов.

При оценке экономической эффективности территориального общественного самоуправления рекомендуется использовать ряд показателей, отражающих усилия органов ТОС в развитии инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность людей, и улучшении состояния жилого фонда в границах своих территорий.

В эту группу показателей экономической эффективности ТОС, характеризующих практическую деятельность органов ТОС, следует отнести такие, как:

1. Установлено единиц:

- малых архитектурных форм, шт.;

- детских спортивных площадок и хоккейных кортов, шт.;

- детских игровых городков, шт.

2. Отремонтировано внутридворовых дорог и тротуаров, м2.

3. Проведен текущий ремонт:

- малых архитектурных форм, шт.;

- спортивных площадок, шт.;

- детских игровых городков, шт.

4. Отремонтировано силами жителей:

- домов;

- подъездов.

5. Установлено:

- металлических дверей в подъездах, шт.;

- домофонов, шт.

6. Организовано субботников,

в них приняло участие жителей, чел.

7. Посажено:

- деревьев;

- кустарников;

- цветов.

8. Привлечено дополнительных финансовых средств, р.,

в том числе с помощью муниципальных грантов, р.

9. Оказана материальная помощь социально незащищенным категориям населения.

В целом предлагаемая система показателей эффективности территориального общественного самоуправления позволит в определенной степени проводить комплексную оценку деятельности органов общественного самоуправления на различных уровнях (по отдельным органам ТОС, в границах территории микрорайонов, поселков, внутригородского района, в целом по муниципальному образованию) и получать необходимую информацию о ТОС с определенной периодичностью.

Таким образом, в качестве интегральных показателей оценки деятельности органов территориального общественного самоуправления на конкретных самоуправляющих территориях в муниципальном образовании можно выделить следующие:

- количественный состав органов ТОС;

- численность актива ТОС;

- соотношение числа запланированных и решенных задач;

- количество жителей, обратившихся в орган ТОС за помощью;

- количество проведенных мероприятий органами ТОС;

- количество созданных социальных объектов по месту жительства;

- количество жителей микрорайона (поселка), принявших участие в мероприятиях ТОС;

- сумма привлеченных финансовых и материальных средств.

В целях проведения более объективной оценки эффективности деятельности ТОС следует использовать ряд дополнительных показателей: количество направлений деятельности органа ТОС; наличие (отсутствие) жалоб на орган ТОС; оценка (положительная, отрицательная) деятельности органа ТОС, получаемая на ежегодной конференции жителей микрорайона, поселка.

Для оценки эффективности территориального общественного самоуправления и его вклада в реальные социально-экономические процессы на территории следует использовать данные экспертных оценок, полученных от специалистов, работников органов местного самоуправления, а также результаты социологических опросов жителей, проживающих на территории деятельности ТОС.

В 2002 году нами была впервые поведена комплексная оценка эффективности территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании «город Челябинск» с использованием разработанной системы показателей. При этом оценка эффективности осуществлялась раздельно по каждому району, что позволило выявить не только вклад органов ТОС в социально-экономическое развитие отдельного района, но и провести сравнение эффективности ТОС между районами, а также оценить усилия ТОС в целом по муниципальному образованию.

Организационная деятельность комитетов ТОС и применяемые формы работы с жителями, проживающими на территориях, характеризуют показатели, приведенные в табл. 2.

Таблица 2

Данные о формах и методах работы комитетов ТОС по районам города Челябинска в 2002 году

Показатели работы комитетов ТОС Районы города В

Кали- нин- ский Курча-товский Ленин- ский Метал- лурги- ческий Совет- ский Тракто- роза- водский Цент- раль- ный целом по городу

Количество комитетов ТОС 17 11 24 19 19 16 13 119

Количество заседаний, проведенных комитетами ТОС 331 160 450 304 294 238 177 1954

Число рассмотренных вопросов на заседаниях комитетов ТОС 1058 338 736 315 100 532 528 3607

В том числе: - по согласованию градостроительных решений 84 124 113 32 32 97 139 621

- о взаимоотношении с организациями ЖКХ 95 37 213 53 21 41 83 543

- о состоянии жилого фонда 82 26 410 56 47 91 105 817

Количество проведенных собраний (сходов) с жителями 688 49 496 180 86 159 143 1801

Количество проведенных опросов жителей 1015 33 335 114 76 60 53 1686

Количество проведенных комитетами ТОС приемов жителей 1888 552 2447 1036 1165 730 992 8810

Количество жителей, обратившихся в комитет ТОС, чел. 4620 835 7373 2304 3576 2514 1604 22826

Количество вопросов, решенных при содействии КТОС 1477 315 1783 706 2042 529 808 7660

Из данных таблицы видно, что комитетами ТОС в 2002 году было проведено 1954 заседания или в среднем каждый КТОС провел 16 заседаний в год. На заседаниях комитетами ТОС было рассмотрено более 3600 вопросов, касающихся основных направлений деятельности органов территориального общественного управления, из которых 22,7% - о состоянии жилого фонда, 17,2% - по согласованию градостроительных решений на территории, 15% - о взаимоотношении с организациями ЖКХ.

В своей деятельности органами ТОС активно используются такие формы работы с населением, как организация собраний и сходов с жителями домов и улиц, проведение опросов жителей по защите прав граждан при реализации градостроительных проектов на своих территориях.

В 2002 году было организовано более 1600 опросов жителей, состоялось более 1800 собраний и сходов, или в среднем каждый КТОС повел 15 опросов граждан и 14 собраний с жителями по месту жительства. В большинстве случаев деятельность органов ТОС по своевременному информированию граждан позволила органам городского самоуправления принять правильные решения, учесть интересы развития городских территорий и улучшить условия проживания жителей. Получили развитие такие методы работы с населением, как проводимые председателями комитетов ТОС личные приемы жителей, так и совместные приемы с руководителями предприятий ЖКХ, участковыми уполномоченными милиции по месту жительства. Обращение жителей в комитеты ТОС позволяет им оперативно разрешать возникающие проблемы непосредственно на месте, избегая процедур, связанных с их рассмотрением в администрации города и районов. В 2002 году председателями КТОСов было проведено более 8 тыс. приемов жителей, на которых в органы ТОС обратилось более 22 тыс. человек.

При содействии актива органов ТОС было положительно решено свыше 7 тыс. обращений, что составило более 33 % от общего количества.

Используя разработанные показатели количественной оценки социальной эффективности ТОС, нами было проведено исследование деятельности органов ТОС по их воздействию на социальные процессы, способствующие повышению уровня удовлетворенности средой проживания жителей, о чем свидетельствуют данные табл. 3.

Таблица 3

Социальная эффективность деятельности комитетов ТОС по районам города Челябинска в 2002 году

Районы города В

Показатели Кали- нин- ский Курча- товский Ленин- ский Метал- лурги- ческий Совет- ский Тракто- роза- водский Цент- раль- ный целом по городу

Количество открытых детских

клубов по месту жительства 11 - 6 8 2 5 2 34

Количество созданных детских

кружков 162 7 28 14 24 9 14 258

- в них участвует детей 4852 170 445 413 327 180 138 6525

Количество созданных детских

спортивных секций 15 1 16 10 21 13 11 87

- в них участвует подростков 278 30 672 255 550 77 346 2208

Количество созданных детских

спортивных дворовых команд 44 5 14 16 16 22 27 144

- в них участвует детей 497 77 687 337 318 257 335 2508

Количество проведенных

спортивных соревнований 167 9 101 50 25 104 71 527

- в них приняло участие детей 1066 203 935 421 294 423 1040 4382

Количество созданных детских

трудовых бригад 10 6 32 2 14 8 10 82

- в них занято детей 279 59 1008 22 342 95 107 1912

Количество детей, направленных

в лагеря отдыха 465 16 767 39 289 225 210 2011

Проведено культурно-массовых мероприятий: - праздников дворов 35 22 41 25 26 24 30 203

- вечеров с ветеранами 63 26 41 31 44 45 54 304

микрорайонов, - в них приняло участие 6024 2371 5178 528 2406 3170 7516 27193

Районы города В

Показатели Кали- нин- ский Курча- товский Ленин- ский Метал- лурги- ческий Совет- ский Тракто- роза- водский Цент- раль- ный целом по городу

Оказана социальная помощь: - многодетным семьям 36 52 245 22 64 361 103 883

- инвалидам 18 9 193 420 23 90 18 771

- пенсионерам 111 133 716 382 220 921 95 2578

Создано ДНД 12 4 - 1 8 1 - 26

- в них участвует жителей 220 60 - 7 60 30 - 377

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проведено совместных рейдов с инспекторами милиции 161 27 308 41 183 213 190 1123

- составлено административных протоколов 103 16 53 280 149 23 12 636

Из таблицы видно, что одним из приоритетных направлений деятельности органов ТОС является работа с детьми по месту жительства. Так в 2002 году при их участии было создано 300 детских клубов и кружков детского творчества, в которых стали заниматься более 6500 детей.

У силиями комитетов территориального общественного самоуправления удалось активизировать спортивную работу в микрорайонах и поселках, с их помощью было организовано 87 детских спортивных клубов и секций, а в период летних каникул создано 144 дворовые команды, проведено более 500 спортивных соревнований по различным видам спорта, в которых приняли участие более 9 тыс. детей.

В ряде районов города получило развитие проведение спортивных соревнований среди дворовых команд. Так в Калининском районе второй год проводится спартакиада детских команд по месту жительства. Комитеты ТОС района регулярно проводят футбольные турниры среди дворовых команд, что способствует привлечению детей к занятию спортом в период летнего отдыха. С целью занятости детей в летние каникулы комитеты ТОС создают детские трудовые бригады, которые по договорам с предприятиями ЖКХ участвуют в благоустройстве и озеленении дворовых территорий. Например, в 2002 году под руководством органов ТОС работали 82 трудовых бригады во всех районах города.

Более 2000 детей из малообеспеченных семей по обращениям председателей КТОСов были направлены в загородные и городские лагеря отдыха по льготным путевкам.

Исходя из общей оценки усилий органов ТОС в организации занятости подростков по месту их проживания, следует отметить, что комитеты ТОС создали более 600 различных детских досуговых объединений, в которых нашли занятие по интересам более 20 тыс. детей и подростков.

Другим направлением деятельности комитетов ТОС являются проведение культурномассовых мероприятий, связанных с историей создания микрорайонов, дворов и улиц города, организация досуговых мероприятий по месту жительства, посвященных знаменательным датам нашей страны, встречи с ветеранами войны и труда в микрорайонах и поселках.

В течение 2002 года комитеты ТОС при активном участии населения организовали и провели 203 праздника дворов, улиц и более 300 праздничных мероприятия для ветеранов войны и труда, инвалидов и матерей, что способствовало формированию местных традиций у жителей и содействовало культурному развитию территорий.

Одной из действенных форм вовлечения населения в решение проблем сокращения уровня уличной преступности на территории является участие самих жителей в охране общественного порядка.

В этих целях при каждом пятом комитете ТОС сформированы народные дружины, кото -рые осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами внутренних дел районов по следующим направлениям:

- проведение бесед с населением по разъяснению норм законодательства;

- организация «постов соседского контроля» для вызова милиции, пожарной службы, службы газа к месту нарушения общественного порядка;

- патрулирование по установленным маршрутам.

В течение 2002 года силами добровольных народных дружин совместно с участковыми уполномоченными проведено более 1100 рейдов по предупреждению правонарушений, выявлению притонов и мест нахождения наркоманов, составлено более 600 административных протоколов. Деятельность народных дружин по месту жительства способствовала сокращению уличных правонарушений, особенно среди подростков, снижению числа преступлений, связанных с распространением наркотиков в микрорайонах и поселках.

Таким образом, общая оценка результативности территориального общественного самоуправления и его вклада в социальное развитие территории выражается в качественном преобразовании образа жизни людей и среды их проживания посредством реализации собственных инициатив в организации около 300 различных подростковых клубов и детских кружков по интересам, создании более 200 спортивных секций и команд по месту жительства, проведении свыше 1000 культурных и спортивных мероприятий в микрорайонах и поселках, оказании социальной помощи более 4200 жителям из числа социально незащищенных слоев населения.

В целом, реализуя социальные функции, органы ТОС вовлекли в различные досуговые мероприятия в течение года более 52 тыс. жителей, что составило около 5% населения города Челябинска.

На основе разработанных количественных показателей экономической эффективности ТОС нами были обобщены результаты деятельности 119 комитетов ТОС и их вклада в социально-экономическое развитие каждого внутригородского района территории муниципального образования, о чем показывают данные, представленные в табл. 4.

Таблица 4

Результаты экономической деятельности комитетов ТОС по районам города Челябинска в 2002 году

Районы города В

Показатели Кали- нин- ский Курча- товский Ленин- ский Метал- лурги- ческий Совет- ский Тракто- роза- водский Цент- раль- ный целом по городу

Установлено единиц: - малых архитектурных форм 84 26 185 65 139 276 195 970

- детских спортивных и хоккейных кортов 18 9 17 22 30 21 25 142

- детских игровых городков 27 14 9 23 22 11 16 122

Отремонтировано внутридво-ровых дорог, м2 3977 730 2304 2367 19510 1800 16680 47368

Установлено: - металлических дверей в подъездах, шт. 228 219 181 346 417 270 223 1884

- дверей с домофонами 316 71 94 61 99 355 58 1054

Организовано субботников 141 15 102 55 133 22 85 556

Посажено: - деревьев 346 183 352 890 425 950 539 3692

- кустарников 275 182 668 700 192 175 - 2192

Оказана материальная помощь жителям, р. 22710 30700 43100 14200 18700 183700 500 313610

Привлечено дополнительных финансовых средств, тыс. р. 2263,3 870,0 530,0 6,5 1232,2 97,0 1005,0 6005,0

- на основе муниципальных грантов, р. 60000 25000 20000 20000 5000 5000 30000 165000

Приведенные в таблице данные свидетельствуют о значительном вкладе территориального общественного самоуправления в развитие инфраструктуры с учетом потребностей жителей на своих территориях.

В рамках реализации городской целевой программы «Двор-2002» комитеты ТОС при участии самих жителей, промышленных предприятий, коммерческих фирм, жилищно-коммунальных служб провели значительную работу по благоустройству и озеленению дворовых территорий, ремонту подъездов домов.

В ходе проведения работ по благоустройству территорий дворов по инициативе и при непосредственном участии органов ТОС в течение года установлено около 1000 малых архитектурных форм, оборудовано более 250 детских игровых городков и спортивных площадок, выполнен ремонт внутриквартальных дорог и тротуаров общей площадью 47 тыс. м2 с привлечением средств застройщиков и арендаторов нежилых помещений.

Органы ТОС способствовали кооперированию личных средств жителей и привлечению их к проведению ремонтных работ в своих подъездах, что позволило установить около 3000 металлических дверей, в том числе более 1000 оборудованы домофонами.

По инициативе комитетов ТОС регулярно проводятся субботники по уборке и озеленению территорий микрорайонов и поселков, на которых жителями было посажено около 6000 саженцев деревьев и кустарников, завезено более 700 машин земли и песка.

В целях привлечения жителей домов к благоустройству дворовых территорий органы ТОС организовали проведение конкурсов: «Лучшая клумба микрорайона», «Лучшая улица поселка», в результате которых жителями было высажено более 20 тыс. ед. цветочной рассады на дворовых клумбах и газонах.

Одним из показателей эффективности органов ТОС является привлечение дополнительных средств за счет предприятий и организаций на развитие своих территорий. Так в 2002 году ими было аккумулировано внебюджетных финансовых средств от спонсоров на общую сумму более 6 млн рублей.

За счет муниципальных грантов по итогам городского конкурса социально-значимых проектов было дополнительно получено на социальное развитие территорий 165 тыс. рублей.

На наш взгляд, предлагаемая методика оценки эффективности территориального общественного самоуправления будет способствовать решению следующих задач в рамках муниципального управления.

1. Разработанная система показателей оценки эффективности ТОС позволит проводить комплексную оценку деятельности различных органов ТОС и степень их участия в социальноэкономическом развитии территории муниципального образования.

2. С помощью предлагаемой системы показателей можно измерить эффективность работы органов ТОС как на уровне дома, улицы, микрорайона, поселка, отдельного внутригородского района, так и в целом по муниципальному образованию.

3. Данная методика оценки эффективности ТОС позволит органам местного самоуправления получать достоверную информацию о наличии местных общественных ресурсов для последующего их включения в социально-экономические программы развития территорий муниципального образования в целях оптимизации расходования местных бюджетов.

4. Полученные данные о деятельности ТОС с помощью системы показателей могут стать основой для создания базы постоянного мониторинга в муниципальном образовании для использования информации о ТОС другими муниципальными образованиями, Союзом российских городов, региональными и нерегиональными ассоциациями муниципальных образований Российской Федерации.

Список использованной литературы

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.08.95 № 154-ФЗ.

2. Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми: Решение Пермской городской Думы от 20.06.00. № 73.

3. Положение о территориальном общественном самоуправлении населения в городе Омске: Решение Омского городского Совета от 06.12.00. № 330.

4. Положение ТОС в городе Челябинске: Решение Челябинской городской Думы от 28.05.02. № 16/4.

5. Джашитов А.Э. Самоуправление. Ч. 1. Территориальное общественное самоуправление. Саратов, 2000. 204 с.

6. Органы территориального общественного самоуправления в Перми: Сб. материалов / Под ред. А. А. Жукова и др. Пермь, 2002. 144 с.

7. Редюхин В.И. Механизмы взаимодействия органов местного самоуправления и общественно-гражданских формирований для устойчивого развития территории и региона // Гор. управление. 2002. № 9. С. 70 - 77.

8. Редюхин В.И. Оценка вклада общественного сектора в социально-экономическое развитие территории // Гор. управление. 2001. № 11. С. 74 - 79.

9. Уваров Л.А. Система местного самоуправления // Конституц. и муницип. право. 2000. № 2.

С. 28 - 32.

10. Шугрина Е. Политико-правовая природа территориального общественного самоуправления населения // Гор. управление. 1998. № 4. С. 20 - 24.

Б.В. Савенков, В.М. Улановский, Н. С. Понкратов КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КАРАБАША

В современных экономических условиях, как никогда прежде, повысились требования к качеству управленческих решений, принимаемых органами местной власти. Качество управленческой работы на уровне местного управления является одним из определяющих условий для развития всей страны, поскольку оно обеспечивает включение максимального количества ресурсов в процесс производства и их наиболее эффективное использование.

Эффективные управленческие решения предполагают четкую целевую направленность, адресность, своевременность и обоснованность, учет возможных отрицательных последствий и перспектив. Современная система сбора и обработки информации о социально-экономическом положении муниципального образования, основанная на унифицированной федеральной системе показателей, не дает целостного представления о социально-экономическом развитии муниципального образования как объекта управления, так как оперирует традиционными показателями, характерными для отраслей народного хозяйства. Но на территории любого муниципального образования расположено множество различных сфер и отраслей народного хозяйства, социальная и инженерная инфраструктура. В результате усиливается потребность органов местного самоуправления в получении информации о социально-экономическом положении и развитии муниципального образования, дающей целостное и реальное представление о состоянии территории и обеспечивающей принятие эффективных управленческих решений. Возникает задача - как организовать эффективную систему контроля социально-экономического развития муниципального образования, с одной стороны, удовлетворяющую потребность органов власти в информации для принятия управленческих решений, а с другой стороны, позволяющую организовывать эффективное взаимодействие хозяйствующих субъектов, жителей и органов власти на основе единых и понятных для всех критериев и показателей. Для решения этой задачи на первом этапе необходимо определиться с критериями и показателями социально-экономического развития муниципального образования, понятными для всех хозяйствующих субъектов и жителей.

Главным критерием оценки действий в новых экономических условиях является эффективность, т.е. отношение результата к затратам. Большинство руководителей преуспевающих фирм и компаний работают по этому критерию. Органы государственной власти и местного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.