V
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
"ДК 316 621 А. М. КИСЕЛЁВА
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
САМОУПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ
Самоуправленческие традиции местных сообществ обусловлены территорией локального проживания и необходимостью защиты своих социально-экономических интересов. Раскрытие и использование потенциала местных сообществ позволит выстроить партнерские взаимоотношения с органами местного самоуправления на основе различных совместных программных мероприятий. В свою очередь, этот процесс обеспечит эффективность функционирования института общественного самоуправления на территории муниципального образования.
Ключевые слова: местные сообщества, территориальное общественное самоуправление, социальное партнерство, потенциал, муниципальное образование, гражданская активность.
Территориальное общение индивидов проникает решительно во все стороны экономической жизни и хозяйственной деятельности членов местных сообществ и проявляется в области производства, обмена, распределения, а также в сфере потребления. Участие граждан в осуществлении самоуправленческих функций, самостоятельность в управлении собственными делами являются признаками местного сообщества как субъектноуправленческой категории и определяют их самоуправ-ленческий потенциал, практическая реализация которого обусловлена гражданскими инициативами и активными жизненными позициями членов местных сообществ. Для современного муниципального образования выделяют различные по своей социальной природе виды самоуправлений, каждый из которых сопровождается собственными вариантами гражданской активности [ 1]:
— территориальное или соседское, которое основывается на общности места проживания и защите соответствующих территориальных интересов, на решении проблем граждан микроуровня;
— социально-групповое или коммунитарное, которое базируется на постоянной или достаточно длительной принадлежности граждан к той или иной социальной группе, имеющей собственные устойчивые социальнокультурные признаки и функции и обеспечивающей режим защиты узкогрупповых интересов (религиозные сообщества, семейные ассоциации, молодежные ассоциации);
— профессиональных сообществ, основывающееся на принадлежности тех или иных индивидов к одной профессии, а также к одному и тому же профессиональному институту, которое предполагает единство и
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011
защиту социальных и профессиональных интересов;
— гражданское, представляющее собой ассоциации индивидов, которые создаются на основе единства целей и задач, связанных с решением текущих проблем в политической и экономической жизни макроуровня (государственного, регионального, городского значения).
Для проведения эффективной социально-экономической политики на уровне муниципального образования данные виды самоуправления необходимо объединять в один блок городских социально-управленческих задач и формировать единый подход к их решению, поскольку эффективные территориальные самоуправленческие связи должны приводить к развитию эффективного гражданского общества. Эти процессы обусловлены общинно-кооперативными началами, исторически заложенными в основу российского образа жизни, и сформировавшие менталитет и правовую культуру местного сообщества. Поэтому существующая современная система территориального общественного самоуправления (далее — ТОС) — это исключительно российское явление, обусловленное встраиванием ТОС в механизм общественных движений, представленный гражданским видом самоуправления. Это связано с регистрацией институционализированных общественных движений в качестве неправительственных организаций, к которым относятся и структуры ТОС. Профсоюзные, жилищные, различные протестные общественные движения могут сопровождаться определенным участием и поддержкой ТОС в виде совместных программных мероприятий, акций, информирования и организации членов местных сообществ, если затрагиваются интересы территории жизнедеятельности ТОСа или муниципальной системы в целом под воздействия неблагоприятных факторов внешней среды.
Такое взаимодействие становится возможным благодаря тому, что ТОС соединяет в себе индивидуальное и общественное начало и выступает как один из элементов системы гражданского общества, обеспечивая ему поддержку становления и развития, постепенно увеличивая количество собственных общественных характеристик. Социальная эволюция обусловила постепенное сближение общинных и общественных характеристик социально-территориальных отношений, что в настоящее время выразилось в определенном равновесии между общинным стилем поведения местных сообществ на территории проживания и общественным назначением самоуправления.
Т ерриториальный коллективизм направляет индивидуальную деятельность каждого члена местного сообщества, поскольку обусловлен защитой личных интересов на своей территории. В этом случае предполагаются длительные социальные контакты, которые обусловлены временем проживания на определенной территории и также самой территорией. До середины 80-х годов XX века местное сообщество в целом было недостаточно активным при утверждении своих интересов. Индивиды в большей степени являлись наблюдателями. Общественное мнение не было столь влиятельным, как в настоящее время, точнее, оно практически не учитывалось административным уровнем, и само понятие общественности воспринималось негативно. Новое общественное мнение уже имеет достаточную динамику и подвижность и с учетом российского общества закрепляется в обновленных и обновляемых на основе самоорганизационных тенденций традициях, нормах, обычаях.
В крупном городе проявление самоуправлен-ческой активности приобретает особый социальный
смысл, поскольку у органов местной власти содержится очень слабое представление о проблемах, возникающих на местах. В таких условиях интенсивное развитие территориальных образований является чуть ли не единственным способом преодоления дефицита местной управленческой инициативы, свойственной крупным муниципальным образованиям. В данных системах основными социальными формами, призванными реализовать основополагающие принципы территориального общественного самоуправления, становятся орган, совет или комитет территориально-общественного самоуправления (соответственно -ОТОС, СТОС или КТОС). Например, в городе Омске такой структурой стали комитеты территориального общественного самоуправления. КТОСы функционируют в Оренбурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Саратове, Ставрополе, Челябинске и в других крупных городах. Данные структуры последовательно и более эффективно, чем другие формы, развиваются в последние годы и являются постоянно действующим органом территориального общественного самоуправления. В Москве в качестве основных структур ТОС выступают КОСы — комитеты общественного самоуправления, в Томске — органы территориального общественного самоуправления, в Нижнем Новгороде, Барнауле, Волгоградской области, Сургуте, Красноярске, Сочи, Тюмени, Твери — советы территориального общественного самоуправления, в Екатеринбурге — советы территориального общественного самоуправления микрорайонов и жителей, в Хабаровске — инициативные группы и домовые комитеты и т.д.
Каждое муниципальное образование постепенно формирует структурную основу общественного самоуправления, пока не всегда обеспечивая равномерный охват жителей своей территории. В частности, в Омске количество КТОСов в округах города различно и суммарно включает в себя 76 структур, где количество населения колеблется от 1,5 до 40 тысяч человек. Ситуация по России отражает диспропорцию развития органов ТОС. Например, в Сочи функционируют 56 советов ТОС с охватом жителей от 209 до 32780 человек, в Перми — 90 структур ТОС объединяют в основном от 5 до 20 тысяч человек, реже более 20 тыс. жителей. В Тюмени 40 советов ТОС охватывает примерно 34 % территории города; в Новосибирске — 115 советов ТОС; в Екатеринбурге — 52 совета ТОС; в Самаре — 74 единицы ТОС; в Сургуте — 30 советов ТОС; в Саратове — 31 КТОС; в Томске — всего 8 органов общественной самодеятельности и т.д. В то же время следует отметить практически одновременный период возникновения самоуправленческих течений в различных муниципальных образованиях — это 1990—1994 годы (Саратов, Новосибирск, Хабаровск), с волнообразным усилением данных процессов к концу 90-х годов. Например, создание первых общественных структур в Тюмени приходится на 1994— 1995 годы, возникших на основе первого родительского комитета школы; в Красноярске первые упоминания о ТОС приходятся на 1992— 1993 годы; в Омске первый КТОС возник в 1992 году в поселке Загородном Центрального района города; в Екатеринбурге первые ТОСы возникли уже в конце 80-х как подразделения районных администраций города. Но имеются примеры становления первых территориальных общественных структур начиная с XXI века: во Владивостоке к середине 2008 года официально зарегистрирован только один ТОС «Иртыш-32», через год к нему добавилось еще три аналогичные структуры.
На период первого квартала 2009 г. органы ТОС функционируют в 64 субъектах РФ из 83, учитывая регистрацию Устава минимум одной структуры ТОС [2]: зарегистрировано примерно 16 тысяч Уставов ТОС. Органы общественного самоуправления могут регистрироваться в качестве юридического лица в форме некоммерческой организации, что способствует увеличению собственной финансово-ресурсной базы, позволяя участвовать в гражданских правоотношениях и осуществлять предпринимательскую деятельность. В среднем по России, по данным Министерства регионального развития РФ, в качестве юридического лица зарегистрировано около 2 тысяч ТОС, что составляет 12 % от общего количества ТОС [2]. При этом максимальное количество зарегистрированных территориально-общественных организаций находится в Сибирском федеральном округе (около 65% от всех оформленных как юридическое лицо ТОС), минимальное — в Центральном федеральном округе.
За последнее десятилетие деятельность органов ТОС сосредоточена на поиске оптимальных способов решения проблем членов местных сообществ, на совершенствование сложившейся системы общественных формирований. Руководители органов ТОС всегда были заинтересованы в развитии самоуправ-ленческого потенциала местных сообществ и своем эффективном взаимодействии как с гражданами, так и с органами власти. Современный период развития общественного самоуправления обусловил необходимость заключения партнерских отношений с органами власти в целях оптимизации не только самоуправлен-ческих функций, но и функций социального управления муниципальным образованием. Этим моментом комментируется факт возрастания требований данного социального института к качеству своей работы и проблемам, которые сопровождают деятельность ТОС. Для поощрения и поддержки такой работы некоторые органы власти проводят конкурсы на лучшую структуру ТОС. В частности, в Волгоградской области проводится областной смотр-конкурс на право носить почетные звания Волгоградской области «Образцовый ТОС» и «Лидер ТОС», проводимый среди ТОС, зарегистрированных в качестве юридических лиц и ставших победителями областного конкурса «Лучший ТОС года» не менее двух раз. В качестве критериев оценки берутся блок экономических и социальных показателей, показатели общей культуры организации, а также уже имеющееся награды, премии и т.д. В Хабаровске с 2008 г. проводится городской смотр-конкурс «Лучший домовой комитет». В 2009 г. принято и реализуется постановление администрации города о конкурсе «Лучший орган ТОС города Омска». Сложность и развитие управленческих технологий за прошедший период определило и потребность в обучении специалистов активов КТОСов. Например, свою эффективность показала передвижная школа управления «Лидер-инкубатор» в Волгоградской области, целью которой является постоянно действующие курсы групповых, индивидуальных, консультационных занятий с представителями ТОС. В Омске одной из форм обучения членов ТОС стал социально-образовательный проект «Народный факультет Омского государственного университета», реализуемый на средства муниципального гранта.
В то же время, прежде чем формировать механизм социального партнерства с органами местного самоуправления в режиме социального управления муниципальной системой, всем членам местных сообществ следует определить и закрепить статус партнерства между собой, обеспечить консолидацию сил и воз-
можностей в социальной практике общественного самоуправления на локальном пространстве. Схема взаимодействия граждан и органов ТОС постепенно отрабатывается. Актуализируется и процесс встраивания территориального общественного самоуправления в гражданское инициативное движение. Ведь кумуляция граждан на основе общественных инициатив является одной из возможных стратегий самоорганизации местного сообщества и его самоуправле-нческого поведения. Следует выделить два направления гражданского инициативного взаимодействия органов ТОС с другими общественными формированиями: во-первых, включение некоторых общественных структур в сферу деятельности органов ТОС и осуществление единой программы развития территории (речь, как правило, идет о структурах, которые действуют в пределах своего микрорайона), во-вторых, сотрудничество отдельного органа ТОС с разными общественными формированиями, включая другие органы территориального самоуправления, в рамках программ развития округа и всего муниципального образования. Такое взаимодействие определяется необходимостью проведения опросов общественного мнения, культурно-общественных и спортивных мероприятий, осуществлением совместной подготовки предложений в административные органы по вопросам принятия нормативных актов с целью решения определенных проблем местных сообществ.
Диагностика состояния вовлеченности членов местного сообщества в систему общественного самоуправления позволяет сделать следующий вывод. После определения точек соприкосновения инициативы местного сообщества и возможностей органов ТОС главной целью последних теперь является повышение самоуправленческой активности индивидов, поскольку, в свою очередь, благодаря актуализации инициативы членов местных сообществ определяются и факультативные полномочия органов местного самоуправления. Но доля активных граждан, которые поддерживают и участвуют в мероприятиях, проводимых структурами ТОС, достаточна низкая. Сознание членов местного сообщества еще осталось во многом на предметно-деятельном уровне, где главное внимание уделяется конкретным результатам деятельности именно органов ТОС, без собственного активного участия. Причиной низкой активности граждан является их неготовность участвовать в процессе самоуправления собственной территорией. Причем на современном этапе такая неготовность проявляется уже не столько в пассивности или безразличии населения, сколько в сложившихся представлениях об общественном самоуправлении, а именно: в неразвитости массовой политической культуры: незнании гражданами собственных прав и возможностей участия в решении местных вопросов, выдвижении и реализации собственных инициатив, а также неверии в реальность такого участия; в недоверии органам муниципальной власти по поводу их стремления вовлечь жителей в реальные процессы управления территорией; в недостатке информационной, организационной, финансовой и методической базы для реализации гражданских инициатив.
Поскольку легитимность самого территориальнообщественного самоуправления обеспечивается участием и поддержкой индивидов, то при таких условиях дальнейшая актуализация структур территориального общественного самоуправления возможна лишь при сохранении и повышении потребности в них со стороны, как индивидов, так и муниципальных органов власти. Повышение интереса членов мест-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011
Таблица 1
Примеры практики ТОС в городах (по материалам официальных сайтов ТОС и администраций городов)
Город Направление Программа Мероприятия
Тюмень экологическая деятельность, благоустройство территории Совместная работа ТОС «Тура» и ТОС «Плеханово» Организация очистки водоема, вопросы водопонижения
Самара охрана общественного порядка Акции «Вихрь-антитеррор» Совместные рейды с участковыми уполномоченными милиции и ОПОП
Сочи экологическая деятельность, благоустройство территории «За чистый Сочи!» Санитарное содержание внутригородских районов. Участие в конкурсе
Барнаул социальная помощь и социальное обслуживание «В здоровом теле — здоровый дух» Профилактика правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, пропаганда здорового образа жизни
Саратов культурно-досуговая деятельность Взаимодествие с национальными диаспорами: ТОС «Новый» с татарской, ТОС «Солнечный» с башкирской, казахской, ТОС «Волга» - с армянской, ТОС «Мирный» - с цыганской Укрепление национальных традиций и поддержка культурных ценностей
Омск культурно-досуговая деятельность Радиопередача «Их именами названы улицы», проведенная совместно с КТОСом «Загородный» и КДЦ «Загородный» Материалы об омичах - героях Великой Отечественной войны
ного сообщества к самоуправлению возможно на основе эффективной информационной, разъяснительной (рекламной) деятельности, привлечения индивидов с учетом их профессиональных знаний к конкретным программам и мероприятиям, занятости населения в разработке социально-экономических программ развития.
Мотивирование самоуправленческого поведения местного сообщества имеет особое значение: если личные интересы индивида совпадают с общественными интересами, происходит постоянное развитие и укрепление позиций системы общественного самоуправления. Мотивирование в общественном самоуправлении должно представлять собой два постоянных процесса: во-первых, воздействие непосредственно на индивида с целью привлечения его к деятельности, включающее побуждение и поощрение; во-вторых, выявление проблем территории, решение которых важно для большинства индивидов и направление коллективных усилий местных сообществ и органов муниципальной власти на решение этих проблем конструктивными цивилизованными методами.
Это должно обеспечиваться разработкой ряда практических направлений, позволяющих населению составить объективное представление о деятельности местных органов власти и об открывающихся возможностях решения территориальных проблем с использованием института территориального общественного самоуправления. К ним следует отнести: выпуск бесплатных информационных бюллетеней, листовок для населения, пропагандирующих передовой опыт их работы (Саратов, Омск); создание постоянно действующего консультационного пункта с разработанной программой оказания практической помощи населению; расширение возможностей привлечения ведущих средств массовой информации к освещению опыта и результатов работы наиболее передовых комитетов территориального общественного самоуправления, практики взаимодействия комитетов территориального общественного самоуправления с органами власти, населения и бизнеса. Это направление может быть реализовано через открытие специальных рубрик в ведущих газетах и журналах. Например,
в 2009 г. администрация города Сочи приняла решение об организации рубрики в местных газетных изданиях «Территориальное общественное самоуправление». А в Волгоградской области в 2008 г. принято постановление о дне территориального общественного самоуправления, который проводится ежегодно в последнюю субботу мая. В качестве новаций в сфере ТОС можно отнести создание официальных Интернет-сайтов, посвященных общественному самоуправлению в муниципальной системе (Чебоксары, Саратов, Самара) или использование для информационных целей сайтов муниципальных администраций (Тюмень, Омск, Новосибирск, Сочи). Появляется практика создания органами ТОС собственных сайтов, например, ТОС «Ахазовский» (г. Чебоксары). — tosakhazov.vov.ru; ТОС «Северо-Запад» (г. Чебоксары) —tos-nordwest.ru; ТОС на Рождественских горках (г. Тверь) - tos-rg.tver.ru.
Общественные проблемы складываются на основе сочетания индивидуальных жизненных дилемм. Каждая индивидуальная проблема представляет фрагмент опыта всего местного сообщества, в котором происходит жизнедеятельность индивидов, поэтому многообразие полномочий структур ТОС зависит от интересов населения, проживающего на данной территории. Функциональность ТОС задается разрабатываемыми и проводимыми целевыми мероприятиями и программами (табл. 1 ). Отдельно стоит отметить некоторые программы, которые носят исключительный характер, являясь комплексными по своей сути и отражающие современные тенденции развития территорий. Например, ТОС на Рождественских горках (г. Тверь), выиграв в 2007 г. муниципальный грант в номинации «Поддержка развития ТОС», реализовал проект «Социально-экономическое зонирование территории деятельности совета ТОС на Рождественских горках», разработанный Тверским государственным университетом [3]. Цель проекта — выявление и развитие приоритетных социально-экономических направлений деятельности ТОС. В Волгоградской области принят комплексный проект ТОС «Мировому кризису — ТОСовское антикризисное самоуправление» [4]. КТОСом «Дальний» г. Омска в 2008 г. разработана Стратегия социально-экономического развития микро-
района на 2008 — 2012 годы. При этом комитете создан молодежный совет, который юридически оформлен как «Команда», и, выиграв муниципальный грант, совет разработал проект «Мы — команда» по развитию молодежного самоуправления в микрорайоне.
Подводя итог, следует отметить, что публичная активность индивидов находится в зависимости от финансово-экономических и политических структур муниципального уровня. В данной ситуации наиболее удобным способом мышления и принятия решений являются гражданские установки. Для того чтобы члены местного сообщества имели возможность чувствовать себя настоящими гражданами своего государства, они должны приобщаться к самоуправленческим началам в пределах своей территории проживания, чтобы вся совокупность общественных и муниципальных интересов отражалась в основе деятельности каждого индивида. Изучение положительного опыта самоуправления эффективных общественных образований, регулярное участие в решении территориальных проблем позволит членам сообществ ориентироваться в муниципальных социально-экономических процессах, обеспечит их управленческими знаниями и создаст инициативные движения, способствуя формированию гражданского общества на локальном уровне.
Библиографический список
1. Генисаретский, О. Организация территориального, общественного и гражданского самоуправления в городе. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:www. procept. ru/ publications/ organizatsia_samoupravlenia.html (дата обращения : 15.06.05).
2. Стенограмма парламентских слушаний Комитета по вопросам местного самоуправления на тему «Вопросы организации и деятельности ТОС». [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:www.duma.gov.ru/localcom/docs/meropriyatiya/2009-06-02_slushaniya_stenogramma.htm (дата обращения : 10.11.09).
3. ТОС на Рождественских горках (г. Тверь). [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http: www.tos-rg.tver.ru (дата обращения : 15.12.09).
4. Голос ТОС Сталинграда (Волгоградская область). [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http: www.golostos.ru (дата обращения : 15.12.09).
КИСЕЛЁВА Альбина Мусаевна, кандидат социологических наук, доцент (Россия), доцент кафедры региональной экономики и управления территориями. Адрес для переписки: e-mail: [email protected]. omsk.su
Статья поступила в редакцию 29.11.2010 г.
© А. М. Киселёва
УДК 316.334.2 л. ЛЕБЕДИНЦЕВА
Санкт-Петербургский государственный университет
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОЦИОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА_____________________________
Статья поднимает вопрос о необходимости создания и развития социологии интеллектуального труда. Обозначаются основные проблемные моменты, особенности раскрытия ключевых понятий и актуальность поднимаемых вопросов. Особое внимание обращается на выявление характерных черт интеллектуального труда.
Ключевые слова: интеллектуальное производство, социология интеллектуального труда, полезностный подход, инновационность.
Повышение роли интеллектуальной деятельности в современном обществе в целом, и в экономической сфере в частности, делает актуальным вопрос о ее сущности, качественных и количественных характеристиках, а также о месте и определенности знаний и информации в экономическом производстве. Практика показывает, что экономическая наука ограниченно трактует интеллектуальный труд, посвящая основное свое внимание рассмотрению труда в общем его виде и законам его функционирования в рыночных условиях с позиций затратного подхода. Вполне назревшим можно считать вопрос о создании новой отрасли социологического знания — «социологии интеллектуального труда». В рамках данной статьи хотелось бы остановиться на ключевых вопросах и основных проблемах этой области знания.
Чем же обусловлена актуальность изучения социальных проблем интеллектуального труда? На наш взгляд, она обусловлена как внутренними, так и внешними обстоятельствами современных трансформационных процессов в российском обществе, для
которого является насущной социальная проблема трудовых отношений и рынка труда, научного обоснования его наиболее приемлемых форм, способов и принципов организации. Стоит упомянуть, что данная проблема не является принципиально новой в экономикосоциологическом знании. На протяжении почти всего ХХ века (до 80-х гг.) велись дискуссии о проблематике трудовых отношений. В основе своей они сводились к трем точкам зрения при попытке дать ответ на вопрос, что же представляют собой трудовые отношения: во-первых, они рассматривались как системное, многоуровневое явление; во-вторых, как базовая социальная и ценностная величина в широком социальном контексте, а не только как экономическая и производственная категория; в-третьих, как основа социальной дифференциации населения наряду с отношениями собственности [1]. Развитие подобных взглядов являлось существенным продвижением в развитии теории социальной дифференциации и способствовало углублению научных представлений о социально-экономической структуре
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ