Научная статья на тему 'Оценка эффективности технологий Здоровьесбережения студентами и преподавателями Белгородского государственного университета'

Оценка эффективности технологий Здоровьесбережения студентами и преподавателями Белгородского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
251
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жернакова Н. И., Заливанский Б. В.

Одной из важнейших целей работы высшей школы в современный период является здоровьесбережение участников образовательного процесса. В статье представлены результаты социологического исследования, в рамках которого осуществлена оценка эффективности реализуемых технологий здоровьесбережения в Белгородском государственном университете. Выявлены ключевые проблемы, препятствующие организации здоровьесберегательного процесса в высшем учебном заведении, сформулированы рекомендации по их преодолению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Жернакова Н. И., Заливанский Б. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности технологий Здоровьесбережения студентами и преподавателями Белгородского государственного университета»

СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 316.344.6, 378.17

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТУДЕНТАМИ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ БЕЛГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Н. И. Жернакова 11 Б. В. Заливанский 21

Белгородский

государственный

университет

1)e-mail:

[email protected]

2)e-mail:

[email protected]

Одной из важнейших целей работы высшей школы в современный период является здоровьесбережение участников образовательного процесса. В статье представлены результаты социологического исследования, в рамках которого осуществлена оценка эффективности реализуемых технологий здоровьесбережения в Белгородском государственном университете. Выявлены ключевые проблемы, препятствующие организации здоровьесберегательного процесса в высшем учебном заведении, сформулированы рекомендации по их преодолению.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, высшие учебные заведения, студенты, преподаватели, Белгородский государственный университет.

Повышение эффективности обучения является одной из ключевых проблем деятельности любого образовательного учреждения. В современных социально-экономических условиях назрела острая необходимость рассмотрения понятия «эффективность обучения» с позиции здоровьесбережения обучаемых и контингента преподавателей1.

Проблема охраны и укрепления здоровья студентов, преподавателей и сотрудников БелГУ является одним приоритетов развития университета. Действительно, в настоящее время сложилась крайне неблагоприятная ситуация с показателями здоровья населения. Продолжает уменьшаться доля здоровых детей и подростков, одновременно наблюдается рост количества заболеваний различной направленности. Существующие проблемы по охране здоровья молодежи требуют принятия комплексных мер по профилактике заболеваний и укреплению здоровья. Пожалуй, одной из приоритетных задач становится создание благоприятной социокультурной среды, стимулирующей молодого человека к ведению здорового образа жизни.

За последние годы к проблеме здоровьесбережения студентов обращались некоторые отечественные деятели науки и ученые ближнего зарубежья2, в основном педагоги.

1 См.: Глебова Е. И. Здоровьесбережение как средство повышения эффективности обучения студентов вуза: Дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005.

2 См.: Дзодзикова Л. А. Педагогическое сопровождение здоровьесбережения студентов // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2008. № 7; Пипко Е.А. Актуальные проблемы формирования здорового образа жизни // Гуманизация образования. 2007. № 1; Сомов Д. С. Теория и методология реализации здоровьесбережения в условиях современного вуза. М., 2007; Вороній Д. Е. Формування здоров’язберігаючоі компетентності студентів вищих навчальних закладів засобами фізичного виховання: Дис. ... канд. пед. наук. Херсон, 2006.

Социологические исследования данной проблемы практически отсутствуют, и почти нет обращений к вопросу здоровьесбережения преподавателей и сотрудников высших учебных заведений.

С целью определение отношения студентов, преподавателей и сотрудников БелГУ к реализуемым в технологиям здоровьесбережения в феврале-марте 2009 года было проведено социологическое исследование, в рамках которого предполагалось решить несколько задач:

- проанализировать самооценку состояния своего здоровья студентов, преподавателей и сотрудников;

- исследовать практику проведения здоровьесберегающих мероприятий;

- определить качественные характеристики работы структурных подразделений БелГУ, участвующих в реализации технологий здоровьесбережения;

- предложить рекомендации по оптимизации здоровьесберегающих мероприятий.

Исследование проводилось в рамках реализуемой в Белгородском государственном университете целевой программы «Охрана и укрепление здоровья на 2007 - 2010 годы (Здоровьесбережение)» (далее программа Здоровьесбережения).

Исследование было проведено по методике многоступенчатой квотной выборки на четырех факультетах БелГУ: экономическом, медицинском, юридическом, компьютерных наук и телекоммуникаций. Общее количество респондентов составило: 395 студентов, 92 преподавателя и сотрудника, в том числе 32 преподавателя и сотрудника медицинского факультета. Последние в рамках исследования дали экспертную оценку реализации технологий здоровьесбережения в БелГУ.

Критическое состояние здоровья современной молодежи подтверждается результатами самооценки студентов, участвовавших в опросе, абсолютно здоровыми считают себя только пятая часть опрошенных (19.24%), большинство (65.57%) называют себя в основном здоровыми людьми. Следует также учесть специфику молодежного менталитета. Мало кто из подростков сам признается, что он действительно болен, поэтому можно предположить, что девять из десяти учащихся реально имеют какие либо проблемы со здоровьем. Тревожным фактом является то, что наибольшая доля считающих себя больными среди студентов первого курса (9.28%), для сравнения среди третьекурсников, таких 5.56%.

Результаты опроса показали, что только менее трети студентов (29.87%) в прошлом году ни разу не обращались к врачу, а более двух третей (68.87 %) делали это с разной частотой. Частые обращения к врачу показывают: состояние здоровья большинства студентов далеко не благополучно. И в этом отношении принятие программы Здоровьес-бережения в БелГУ крайне своевременно.

По мнению студентов, регулярное занятие спортом (40%) и отсутствие вредных привычек (35.44%), в первую очередь характеризуют человека, ведущего здоровый образ жизни. Примерно каждый четвертый полагает, что к этим характеристикам относятся систематическое выполнение физических упражнений (23.54%) и организация правильного питания (24.30%). Таким образом, у студентов в целом сложилось вполне адекватное представление о содержании здорового образа жизни. Однако, это представление довольно часто не трансформируется в норму жизни. Это подтверждается тем, что лишь один из десяти опрошенных студентов (10.63%) указал, что он без всяких оговорок ведет здоровый образ жизни, около половины (53.16%) считают, что такой образ жизни соответствует им в основном, а каждый четвертый студент (28.36%) практически или совсем не соблюдает правила здорового образа жизни.

Исследуя распространенность в студенческой среде вредных привычек необходимо отметить, что наибольшее распространение среди студенческой молодежи получило употребление пива, более половины опрошенных (54.94%) употребляет его с различной частотой. В меньшей степени распространено употребление крепких спиртных напитков (38.74% употребляют их с разной степенью регулярности), и табачных изделий (31.39%). Однако следует учесть, что многие студенты указывают на нерегулярность употребления ими пива и крепких спиртных напитков, но, как известно, даже нерегулярное употребление алкоголя может наносить серьезный вред здоровью.

Только каждый десятый опрошенный студент (11.90%) лично знаком с содержанием программы Здоровьесбережения, реализуемой в университете, многие (42.53%)

знакомы с ней лишь поверхностно, а почти половина студентов (45.06%) вообще ничего не знают о программе. Следовательно, мы можем утверждать, что информационное обеспечение программы пока является недостаточным и, скорее всего, носит формальный характер.

Для большей части студентов всех факультетов, в той или иной степени информированных о программе Здоровьесбережения, основным источником информации являются кураторы групп (54.88%), причем для хорошо информированных студентов этот показатель еще выше (72.34%). Таким образом, можно говорить о наличии определенной зависимости качества работы куратора группы и информированностью студентов о реализуемой целевой программе. Очевидно, улучшение уровня информированности связано, во-первых, с улучшением работы кураторов, прежде всего, на тех факультетах, где они в настоящее время работают недостаточно активно. Во-вторых, с использованием возможностей университетской газеты «Будни» и сайта университета.

Степень вовлеченности студентов в мероприятия программы варьируется в зависимости от их вида, так, например, более половины опрошенных (59.75%) принимали участие в «Днях здоровья», которые проводились в природном парке «Нежеголь» (с. Титовка), 40% респондентов в этих мероприятиях не участвовали. Основная часть студентов (59.75%), принимавших участие в «Днях здоровья» считают, что эти мероприятия способствовали укреплению их здоровья. Те студенты, которые были не удовлетворены мероприятием «День здоровья», основными отрицательными факторами называют, во-первых, редкость проведения таких мероприятий (33.33%). Во-вторых, их излишнюю массовость (32%).

Клиника лечебно-профилактической медицины и научно-исследовательская лаборатория (НИЛ) профилактической и восстановительной медицины - основные структурные подразделения университета, созданные с целью организации проведения диагностики и профилактики заболеваний среди студентов, преподавателей и сотрудников. Большая часть студентов, очевидно, благодаря организации массовой диспансеризации, проходила медицинское обследование в клинике лечебно-профилактической медицины (78.99%), лишь 3.04% опрошенных ответили, что ничего не знают о такой структуре. В то же время каждый четвертый респондент (25.32%) не знает о существовании НИЛ профилактической и восстановительной медицины.

Неудовлетворительными результаты обследования считают 16.35% от числа обследовавшихся в клинике лечебно-профилактической медицины и 15.79% проходивших обследование в НИЛ профилактической и восстановительной медицины. Основной причиной своей неудовлетворительной оценки подавляющая часть студентов (56.14%) называют формальность результатов обследования, которые никак не связаны с реальным состоянием их здоровья.

Большая часть опрошенных студентов (80.25%) занимается физической культурой и спортом в учебно-спортивном комплексе С. Хоркиной, правда в основном (67.09%) в рамках занятий по физической культуре, предусмотренных учебной программой. Доля занимающихся в спортивных секциях немного больше среди юношей. Студенты, которые вообще не занимаются в учебно-спортивном комплексе С. Хоркиной, в основном ссылаются на отсутствие свободного времени (43.48%), примерно каждый пятый (18.84%) отмечает сложную процедуру доступа в комплекс в удобное лично для него время.

Анализируя системность оздоровительных мероприятий, проводимых на факультетах, следует отметить, что лишь физкультминутки проводятся с достаточной степенью регулярности (74.43%), довольно широкое распространение получили сеансы музыкальной терапии, а гимнастика для глаз пока проводится в основном нерегулярно. Почти две трети студентов (61.27%) позитивно воспринимают проводимые оздоровительные мероприятия и они согласны с тем, что они оказывают положительное влияние на состояние их здоровья.

Такие внешние факторы, как интенсификация трудовой деятельности, напряженная социально-экономическая ситуация, неблагоприятный психологический микроклимат и экологическая обстановка провоцируют ухудшение здоровья у преподавателей и сотрудников университета. В связи с этим в ходе исследования были также опрошены преподаватели и сотрудники университета.

Опросом выявлено, что среди преподавателей и сотрудников университета примерно каждый пятый (21.13%) считает себя нездоровым или, откровенно говоря, больным человеком, и лишь один из двадцати опрошенных (5.63%) назвал себя абсолютно здоровым (таблица 33). Больше всего считающих себя нездоровыми на экономическом факультете (28.57%), меньше всего - на КНИТе (11.11%).

Большинство преподавателей и сотрудников (73.24%) полагают, что руководство университета должно уделять внимание сохранению и укреплению здоровья персонала, причем многие из них (40.85%) поддерживают активные формы такого воздействия. Тем не менее, следует учитывать и мнение каждого четвертого опрошенного (23.94%), который считает, что сохранение здоровья - это личное дело каждого человека.

Информированность преподавателей и сотрудников о реализуемой программе Здоровьесбережения в целом выше, чем среди студентов. Однако почти каждый десятый (11.27%) все же абсолютно ничего о ней не знает. В данной связи, очевидно, имеет смысл утверждать - недостаточная информированность студентов частично определяется некомпетентностью преподавателей, большинство из которых являются кураторами.

Для хорошо информированных о содержании программы преподавателей и сотрудников главным источником информации выступает руководство факультета (65.63%), а для владеющих информацией в меньшей степени, главным источником является официальный сайт университета (37.93%). Следовательно, на тех факультетах, где деканаты уделяют программе значительное внимание, уровень информированности о ней преподавателей и студентов существенно повышается.

Примерно третья часть респондентов затруднилась высказаться о положительном влиянии реализации программных мероприятий на состояние здоровья студентов, преподавателей и сотрудников. Это, довольно тревожный факт, связанный, либо опять-таки с недостаточной информированностью, либо с неэффективностью программы. Скорее всего, наиболее значимой является первая причина, так как, респондентов, высказавшихся в различной степени о положительных достижениях целевой программы все же несколько больше, чем тех, кто указал, что таковых достижений не имеется.

Почти половина опрошенных преподавателей и сотрудников университета (47.89%) проходили обследование в клинике лечебно-профилактической медицины, очевидно, в рамках плановой диспансеризации. Отметим, что этот показатель ниже, чем среди студентов. Каждый десятый участник опроса обследовался в НИЛ профилактической и восстановительной медицины (11.27%), а не информированных о данной структуре среди преподавателей и сотрудников (9.86%) гораздо меньше, чем среди студентов.

Из числа преподавателей и сотрудников университета, прошедших медицинское обследование, никто не дал неудовлетворительную оценку качеству обследования, проведенного в НИЛ профилактической и восстановительной медицины. В то же время каждый пятый (20.59%) негативно отозвался о качестве обследования, проведенного в клинике лечебно-профилактической медицины. Большинство преподавателей и сотрудников, давших неудовлетворительную оценку, качеству обследования, как и студенты, в первую очередь, отметили формальный подход к проведению медицинского обследования (75%), результаты которого не соотносятся с реальным состоянием здоровья.

Многим опрошенным преподавателям и сотрудникам (43.66%) приходилось обращаться за различными видами медицинской помощи в некоторые лечебные подразделения клиники лечебно-профилактической медицины университета. Из тех, кто обращался за медицинской помощью, большинство в той или иной степени (87.1%) остались удовлетворены ее качественным уровнем.

Таким образом, и среди студентов, и среди преподавателей около 16-20% респондентов дают неудовлетворительную оценку обследованию в клинике лечебнопрофилактической медицины БелГУ. Безусловно, это меньшинство, но, очевидно, полученные данные должны стать основанием для анализа организации процесса обследования. Прежде всего, его большей адресности, повышения уровня информированности обследуемых о результатах.

Менее половины (45.07%) принявших участие в опросе преподавателей и сотрудников университета занимаются физической культурой и спортом в учебно-спортивном комплексе С. Хоркиной. Более половины преподавателей и сотрудников (53.85%), не посещающих учебно-спортивный комплекс С. Хоркиной, как и студенты, ссылаются на отсутствие свободного времени. Каждый третий респондент (33.33%) отмечает сложность получения доступа в комплекс в удобное для него время. Учитывая данное обстоятельст-

во имеет смысл пересмотреть распределение времени, выделяемого в спорткомплексе для преподавателей и сотрудников, а для этого необходимо опросить их о наиболее удобных часах занятий.

Более трети опрошенных преподавателей и сотрудников университета (36.62%) полагают, что в рамках реализуемой программы Здоровьесбережения, в первую очередь, необходимо проводить профилактические и диагностические мероприятия с целью устранения возникающих проблем со здоровьем на ранней стадии.

Итак, большинство преподавателей и сотрудников БелГУ знакомы с программой Здоровьесбережения и считают ее мероприятия в той или иной степени действенными с позиции укрепления здоровья. В то же время респонденты указали на ряд проблем, осложняющих ход реализации программы и требующих скорейшего разрешения. В первую очередь это плохое информационное сопровождение и опасность формального выполнения мероприятий программы.

Медицинский факультет БелГУ является одним из ключевых участников реализации программы Здоровьесбережения. Преподаватели и сотрудники факультета в рамках настоящего исследования выступили в роли экспертов и дали свою оценку различным аспектам реализуемой целевой программы.

Немногим более половины экспертов (56.25%) полагают, что информационная кампания, сопровождающая программу Здоровьесбережения, организована вполне эффективно. На неэффективную организацию информационной кампании в той или иной степени указывают треть экспертов (31.26%). Средневзвешенный коэффициент эффективности оценки информационной кампании составил 0.58 при максимально возможном 1.00. По нашему мнению, полученный результат отражает реальную ситуацию, свидетельствующую о наличии проблем в организации информационного сопровождения программы.

Главной причиной неэффективности информационной кампании по сопровождению программы Здоровьесбережения эксперты считают плохую организацию информирования студентов, преподавателей и сотрудников руководством факультетов (60%).

Прогнозируя результат внедрения «паспортов здоровья» мнения большинства экспертов разделились на две категории. В одном случае 31.25% экспертов считают, что каждый студент, преподаватель и сотрудник получит возможность регулярно следить за состоянием своего здоровья, а во втором, по мнению такого же количества экспертов, мероприятия программы Здоровьесбережения будут реализованы лишь формально.

Полученное распределение мнений дает основание утверждать о «двойственности» реализуемой программы. С одной стороны, она отражает реальные потребности и потенциально нацелена на результат. Однако, с другой стороны, неизбежны издержки механизма ее реализации, имеющего бюрократический характер, способный превратить программу в систему формальных мероприятий.

Наиболее высокую оценку эффективности деятельности эксперты выставили учебно-спортивному комплексу С. Хоркиной (84.38% отозвались о его деятельности как в той или иной степени эффективной). Довольно высокие оценки выставлены деятельности санатория-профилактория в г. Туапсе (81.25%), лечебно-профилактического комплекса в с. Титовка (75%).

Для наглядности оценок эффективности работы подразделений БелГУ приведем таблицу средневзвешенных коэффициентов оценки их деятельности, при максимально возможном 1.00 (табл. 1).

Таблица 1

Оценка эффективности работы структурных подразделений БелГУ в рамках реализации программы «Здоровьесбережение»

Подразделения БелГУ Средневзвешенный коэффициент оценки эффективности

Клиника лечебно-профилактической медицины 0.12

Научно-исследовательская лаборатория профилактической и восстановительной медицины 0.12

Санаторий-профилакторий (г. Туапсе) 0.59

Учебно-спортивный комплекс С. Хоркиной 0.64

Лечебно-профилактический комплекс университета (с. Титовка) 0.47

Оценивая качество работы подразделений клиники лечебно-профилактической медицины, эксперты высказывали примерно соотносимые суждения. Однако следует отметить ряд моментов. В частности, качество работы физиотерапевтического отделения и санатория-профилактория с дневным стационаром никем не оценивалось как низкое. Отделение социально-психологической помощи получило наименьшее количество в той или иной степени высоких оценок (34.38%), в то же время довольно большая доля экспертов затруднилась оценить (71.43%) качество работы этого подразделения.

Аналогичным образом, как это делалось выше, рассчитаем средневзвешенные коэффициенты оценок качества работы подразделений клиники лечебно-профилактической медицины (табл. 2).

Таким образом, расчеты коэффициентов подтверждают результаты, полученные при опросе студентов и преподавателей.

Таблица2

Оценка качества работы подразделений клиники лечебно-профилактической медицины

Подразделения клиники Средневзвешенный коэффициент оценки качества работы

Отделение врачей общей (семейной) практики 0.22

Отделение социально-психологической помощи 0.22

Физиотерапевтическое отделение 0.37

Клинико-диагностическая лаборатория 0.27

Кабинет функциональной диагностики 0.34

Стоматологическое отделение 0.28

Санаторий-профилакторий с дневным стационаром 0.44

Наиболее качественно, как полагают эксперты, на факультетах организовано проведение «Дня здоровья» (62.50%), а наименее качественно сеансов музыкальной терапии (37.50%), оценка последнего мероприятия, впрочем, вызвала максимальное затруднение (40.63%) у экспертов.

Рассчитанные средневзвешенные коэффициенты вновь позволяют наглядно оценить качество организации проведения оздоровительных мероприятиях (таблица 3). Наиболее проблемными являются такие мероприятия, как сеансы музыкальной терапии и гимнастика для глаз.

Таблица 3

Оценка качества организации проведения на факультетах оздоровительных мероприятий

Оздоровительные мероприятия Средневзвешенный коэффициент оценки качества организации проведения мероприятий

Физкультминутки на занятиях 0.52

Гимнастика для глаз 0.42

Сеансы музыкальной терапии 0.34

День здоровья 0.72

Главными проблемами, препятствующими эффективной реализации программы Здоровьесбережения, по мнению экспертов, являются проблемы финансового характера. Это недостаток финансирования (40.63%) и низкая заработная плата персонала (31.25%). Примерно каждый четвертый отметил кадровую проблему в связи с нехваткой квалифицированных специалистов лечебно-диагностических подразделений (21.88%).

Мнение экспертов в отношении наиболее рациональной концепции здоровьесбе-режения отличается от позиции преподавателей и сотрудников других факультетов. Эксперты в первую очередь высказались за формирование здоровой среды, основанной на принципах гигиены, позитивной психологической атмосферы, безопасного и рационального питания студентов и преподавателей (43.75%), а также за акцентирование внимания студентов и преподавателей на принципах здоровья и изменении их поведения с ориентацией на здоровье (28.13%).

Профилактика заболеваний должна являться приоритетным направлением деятельности лечебно-оздоровительных подразделений университета, так считает подавляющая часть (78.13%) экспертов.

Эксперты в большей степени позитивно оценивают практику реализации программы Здоровьесбережения. Большинство положительных оценок получила работа учебно-спортивного комплекса С. Хоркиной и проведение «Дней здоровья» в лечебнопрофилактическом комплексе университета (с. Титовка). Среди проблем, требующих внимания со стороны администрации ими были названы недостаточное финансирование мероприятий программы, нехватка квалифицированных кадров и формальное отношение к реализации программы на факультетах.

Полученные в ходе проведенного социологического исследования результаты, позволяют сформулировать ряд выводов и рекомендаций, направленных на оптимизацию здоровьесберегающих технологий в высших учебных заведениях.

Необходимость организации комплексной системы здоровьесбережения, интегрированной в учебный процесс подтверждается результатами исследования. Самооценка молодежью состояния своего здоровья далека от объективной картины, но даже полученные социологические данные свидетельствуют о наличии в студенческой среде значительной доли молодых людей, испытывающих проблемы со здоровьем и регулярно обращающихся к врачам.

По мнению студентов, главными показателями ведения здорового образа жизни являются регулярные занятия спортом и отсутствие вредных привычек. Однако, большинство респондентов неоднозначно отзываются о соблюдении правил здорового образа жизни, и одновременно признаются в злоупотреблении пивом, в несколько меньшей степени спиртными напитками, курении. Вполне возможно, что многие молодые люди не вполне объективны в оценке регулярности злоупотребления спиртными напитками и табачными изделиями, так как не могут самостоятельно без помощи специалистов адекватно оценить степень наносимого ущерба здоровью алкоголем и никотином. Физкультура и спорт, к сожалению, не относятся к числу приоритетных увлечений студентов. Относительно небольшая доля студентов регулярно посещают занятия в секциях, большинство довольствуются лишь занятиями по физической культуре.

Среди преподавателей и сотрудников примерно каждый пятый заявляет от том, что он не здоров, а подавляющее большинство также не считают себя абсолютно здоровыми, и согласны с необходимостью организации здоровьесберегающих мероприятий в университете.

Уровень информированности студентов о реализуемой в университете программе Здоровьесбережения невысок, лишь каждый десятый студент знаком с содержанием целевой программы. Сложно ожидать от людей, не владеющих необходимой информацией, активного участия в оздоровительных мероприятиях и понимания целесообразности их проведения. Поскольку кураторы студенческих групп являются основным источником информации для учащихся, очевидно, этот информационный ресурс задействован еще не в полной мере. Следует отметить низкую эффективность использования таких информационных ресурсов, как университетская газета и официальный сайт университета.

Уровень информированности преподавателей и сотрудников университета о реализации программы Здоровьесбережения несомненно выше, чем среди студентов, однако и среди них знакомы с содержанием программы меньше половины, и как следствие менее половины респондентов отмечают наличие практического результата реализации целевой программы.

Около трети экспертов в ходе опроса подтвердили неэффективность или неполную эффективность организации кампании по информационному сопровождению программы Здоровьесбережения. Основную причину этого они видят в плохой организации информационной работы на факультетах.

Тем не менее, несмотря на не полностью использованные возможности по информационному сопровождению программы Здоровьесбережения, некоторые ее мероприятия популярны в студенческой среде. К ним следует отнести проведение «Дня здоровья. Большинство студентов позитивно отзываются о мероприятии, однако существуют и замечания, к числу наиболее существенных среди которых относятся излишняя массовость данного мероприятия и редкость его проведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преподаватели и сотрудники университета к числу проблем программы, препятствующих эффективному проведению оздоровительных мероприятий, в первую очередь, относят формальный характер их проведения. Вкупе с некоторыми другими результатами исследования можно с определенной долей уверенности констатировать наличие, хотя и не получившего всеобщего распространения, формального подхода в реализации программы Здоровьесбережения со стороны некоторых ее участников.

Аудиторные мероприятия здоровьесбережения, а именно: физкультминутки, гимнастика для глаз, сеансы музыкальной терапии пока проводятся недостаточно системно и, очевидно, требуют введения дополнительных мер контроля, тем более, что многие студенты верят: проведение этих мероприятий способствует укреплению их здоровья. В среднем около половины экспертов полагают, что оздоровительные мероприятия на факультетах организованы весьма качественно. Однако почти каждый третий указывает на наличие резервов по совершенствованию организации их проведения.

В рамках реализации программы Здоровьесбережения деятельности лечебнопрофилактических подразделений БелГУ отводится существенная роль. Значительная часть студентов, преподавателей и сотрудников университета уже прошли обследование в клинике лечебно-профилактической медицины. В меньшей степени в массовых лечебнопрофилактических мероприятиях задействована научно-исследовательская лаборатория профилактической и восстановительной медицины. Многие учащиеся и работники, прошедшие обследование в данных структурах, в основном высказывают удовлетворительные оценки их деятельности. Среди недостатков респонденты в первую очередь отмечают определенный формализм в работе персонала.

Следует отметить, что уровень экспертной оценки эффективности работы подразделений БелГУ наиболее низок в отношении клиники лечебно-профилактической медицины и научно-исследовательской лаборатории профилактической и восстановительной медицины. Более детальный анализ экспертных оценок качества работы структурных подразделений клиники, обнаруживает относительно низкий уровень оценок таких структур, как отделение врачей общей (семейной) практики и отделение социальнопсихологической помощи.

Во мнениях экспертов также отразилась потенциальная опасность формальной реализации программы Здоровьсбережения, в частности треть из них указала, что внедрение «паспортов здоровья» студентов, преподавателей и сотрудников БелГУ не будет иметь никакого практического результата.

Основные проблемы, стоящие на пути реализации программы Здоровьесбереже-ния, по мнению экспертов, это проблемы финансового и кадрового характера. Вполне возможно, что именно они способствуют возникновению потенциально возможной опасности формальной реализации большинства мероприятий, предусмотренных программой Здоровьсбережения.

Преподаватели и сотрудники университета в большинстве своем предпочли бы видеть реализацию системы здоровьсбережения в форме постоянно действующих профилактических и диагностических мероприятий, проводимых с целью раннего устранения возникающих проблем со здоровьем у студентов и работников. Эксперты же в первую очередь высказываются за формирование здоровой среды, основанной на принципах гигиены, благоприятной психологической атмосферы, безопасного и рационального питания, но, при этом, в абсолютном большинстве поддерживают необходимость приоритетного развития технологий профилактики заболеваний.

Таким образом, основываясь на полученных результатах исследования, администрации высших учебных заведений, субъектам реализации технологий здоровьесбере-жения целесообразно предусмотреть:

- проведение дополнительных кураторских часов с целью информирования студентов о ходе и достижениях реализуемых оздоровительных мероприятий;

- представление в доступной форме информации на официальном сайте высшего учебного заведения о мероприятиях программы;

- возможность ознакомления студентов, преподавателей и сотрудников высшего учебного заведения с результатами пройденного ими медицинского обследования в лечебно-оздоровительных подразделениях;

- проведение мероприятия «День здоровья» в менее массовой форме, но более регулярно;

- сбор информации кураторами групп о студентах, желающих заниматься в учебно-спортивных секциях, и организацию предоставления им такой возможности;

- проведение имиджевых мероприятий среди студентов с целью пропаганды принципов здорового образа жизни;

- включение вопроса о ходе и достижениях реализуемых здоровьесберегательных мероприятий в повестки заседаний кафедр, советов факультетов;

- организацию на факультетах стендов, содержащих информацию о возможностях профилактики и лечения заболеваний в лечебно-профилактических подразделениях высшего учебного заведения, задействованных в реализации технологий здоровьесбе-режания;

- организацию обратной связи в деятельности сотрудников лечебнопрофилактических подразделений, например в форме книги отзывов и предложений;

- внедрение новых форм информирования преподавателей и сотрудников высшего учебного заведения о возможностях укрепления здоровья, предоставляемых в рамках реализации технологий здоровьесбережения, например ежегодной рассылки информационных сообщений на их электронные адреса;

- введение постоянной колонки в официальной газете, содержащей информацию о ходе и достижениях реализуемых оздоровительных мероприятий.

1. Глебова Е. И. Здоровьесбережение как средство повышения эффективности обучения студентов вуза : Дис. ... канд. пед. наук / Е.И. Глебова. - Екатеринбург, 2005. - 182 с.

2. Дзодзикова Л. А. Педагогическое сопровождение здоровьесбережения студентов / Л.А. Дзодзикова / / Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2008. - № 7. - С. 10-18.

3. Пипко Е.А. Актуальные проб лемы формирования здорового образа жизни / Е.А. Пипко // Гуманизация образования. - 2007. - № 1. - 0,3 п.л.

4. Сомов Д. С. Теория и методология реализации здоровьесбережения в условиях современного вуза / Д.С. Сомов. - М.: Изд-во УРАО, 2007. - 260 с.

5. Воронін Д. Е. Формування здоров’язберігаючоі компетентності студентів вищих навчальних закладів засобами фізичного виховання: Дис. ... канд. пед. наук / Д.Е. Воронин. -Херсон, 2006. - 225 с.

Список литературы

EVALUATION OF HEALTH SAVING TECHNOLOGIES STUDENTS AND TEACHERS AT BELGOROD STATE UNIVERSITY

1) e-mail:

[email protected]

Belgorod State University

N. I. Zhernakova 11 B. V. Zalivansky 21

Health saving participants of the educational process is one of the major goals of higher education during the modern period. Results of sociological research, which included evaluation of the health saving technologies implemented at the Belgorod State University, are presented in the article. The key problems, interfering with health saving process organization in higher education, are identified. Recommendations about overcoming of problems are formulated.

2)e-mail:

[email protected]

Key words: health, health saving, universities, students, teachers, Belgorod State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.