Мы предложили также в процессе рефлексивной работы по проективной деятельности студентов обсудить некоторые вопросы профессиональной и гражданской направленности, например: «Перечислите умения, которые Вы должны были приобрести в процессе проектирования»; «В чем проявлялась Ваша гражданская позиция в процессе выполнения проекта?»; «Что послужило мотивом для выполнения реального проекта?»; «Влияет ли работа в группе на характер Вашей деятельности?»; «Была ли Ваша роль достаточно активной в процессе социального проектирования и в чем она выражалась?»; «Как повлиял процесс социального проектирования на Ваше самосовершенствование?»; «Какие качества, составляющие основу гражданственности, достаточно ярко выражались в Вашей личности в процессе социального проектирования?».
В ходе рефлексивного процесса можно было услышать разные ответы, например: «В ходе выполнения проекта моя гражданская позиция проявлялась в добросовестном труде, в активном участии в коллективном деле, в стремлении не подвести других, в получении хорошего результата, в обязательном и
ответственном отношении к делу»; «В процессе выполнения проекта важно проявить свои профессиональные знания и умения, от которых будет зависеть качественный результат работы. По нашим проектам будут возводиться социальные сооружения, мы не должны допустить непоправимых ошибок, от которых могут пострадать люди. Мы должны исходить из гражданской позиции личности и проявить чувство профессионального долга и ответственности».
Таким образом, рефлексия и самореф-лексия продуктивности работы каждого участника проектирования свидетельствовала о динамике формирования гражданственности студентов технического вуза строительного профиля.
Поступила в редакцию 2.11.2008 г.
Vakurova T.N. Forming of the technical high-school of the building profile students’ citizenship. This article analyses forming of the technical high-school of the building profile students’ citizenship. The correlative system of the actions that promotes students’ inducement to the display of the citizenship is presented.
Key words: civility; technical high-school; building profile.
УДК 614-057.875-084:378.1
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СУБЪЕКТИВНОЙ И ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНОК ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ»1
© В.Н. Ирхин, Ю.И. Журавлев, Н.И. Жернакова, Ж.Ю. Чефранова, И.В. Ирхина
В статье дается анализ результатов субъективной и объективной оценок здоровья студентов Белгородского государственного университета и их отношения к здоровьесберегающей инновационной образовательной программе. Представлены показатели степени осведомленности, участия и удовлетворенности студентов качеством проводимых в университете мероприятий.
Ключевые слова: анализ субъективных и объективных оценок здоровья; здоровье студентов; инновационная образовательная программа; университет.
Одной из важнейших задач современного образования является изучение отношения студентов высших учебных заведений к сво-
1 Работа выполнена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» № 2.2.3.3./3774 «Сохранение здоровья студентов в инновационной образовательной системе университета».
ему здоровью и формирование мотивации к здоровьесберегающему поведению [1-3]. Однако в этом направлении явно недостаточно использования только методов психологической и педагогической мотивации, которые предлагаются специалистами [4, 5], требуется также создание реальных условий для реализации установок на сохранение и
укрепление здоровья (наличие материальных средств, достаточное время для досуга, его заполненность эмоциональной и физической здоровьесберегающими компонентами: доступность спортивных сооружений, различных клубов по интересам и т. д.). В частности, при опросе студентов-юношей, направленном на выявление причин невнимания их к своему физическому состоянию, выяснилось, что у 54 % студентов старших курсов это связано с необходимостью совмещения учебы с работой; у 27 % - с одновременным получением второй специальности, у 43 % -с несовершенством вузовской программы, которая не учитывает интересы студентов, у 36 % проблемы с поддержанием физической формы связаны с отсутствием спортивных сооружений рядом с домом [6].
В формировании здоровьесберегающего поведения немаловажна роль семьи, медицинская активность родителей, а также -формирование приоритета здоровья, создание системы поощрения прежде всего здоровых, а не больных. Белгородская область входит в число 10-ти регионов РФ с наибольшим значением индекса здоровья, уступая только Кабардино-Балкарской Республике (индексы здоровья равны 0,689 и 0,715 соответственно) [7].
В рамках национальных приоритетных проектов «Образование» и «Здоровье» в ГОУВПО «Белгородский государственный университет» (БелГУ) разработана и успешно реализуется целевая программа «Здоровь-есбережение», интегрированная в Инновационную образовательную программу БелГУ «Система опережающей непрерывной подготовки конкурентоспособных специалистов в области наукоемких технологий на основе взаимодействия Университета, органов государственной власти и бизнес-сообщества как фактор экономического и социального благополучия региона».
Целью программы явилось создание условий для построения и реализации в БелГУ здоровьесберегающей модели и внедрения в образовательный процесс вариативного комплекса здоровьесберегающих технологий. Для реализации этой цели решаются следующие задачи:
1. Создание вариативной образовательной структуры здоровьесбережения в процессе подготовки кадров.
2. Создание здоровьесберегающей модели, способствующей повышению качества подготовки кадров.
3. Развитие здоровьесберегающих комплексов БелГУ, обеспечивающих повышение качества подготовки кадров.
Ключевым звеном в программе «Здо-ровьесбережение» выступают здоровьесберегающие комплексы БелГУ, деятельность которых базируется на интегративном подходе к проблеме охраны здоровья: изучению негативных факторов, влияющих на здоровье студентов и сотрудников (проведение мониторинга здоровья) и поиску путей их устранения. При этом в поле зрения специалистов попадают на только факторы, влияющие на здоровье в процессе работы или учебы (вузовская среда), но и особенности быта, семейного окружения и досуга.
В здоровьесберегающую инфраструктуру БелГУ входят: Клиника лечебно-профилактической медицины, Научно-исследовательская лаборатория профилактической и восстановительной медицины; Центр хрономедицины; Лаборатория молекулярной генетики человека; Учебно-спортивный комплекс С. Хоркиной (УСК С. Хоркиной); Конноспортивная школа; Оздоровительный комплекс в с. Титовка с прилегающим к нему природным ландшафтным парком; Оздоровительный лагерь в г. Туапсе; Ботанический сад; комфортабельное общежитие.
В целях модификации вузовской среды в учебный процесс внедрены физкультурные упражнения в перерывах между занятиями, гимнастика для глаз с размещением обучающего фильма на сайте университета, выделено время для бесплатного посещения бассейна и спортивных залов УСК С. Хоркиной, регулярно проводятся дни здоровья в загородном оздоровительном комплексе БелГУ, организована система обеспечения экологически чистой питьевой водой, осуществляются мероприятия по установке приборов очистки воздуха учебных помещений, работающих по принципу аэроионотерапии.
В успешном осуществлении программы «Здоровьесбережение» важная роль принадлежит консолидации усилий не только специалистов в области здравоохранения, работающих на медицинском факультете и в здоровьесберегающих комплексах БелГУ, но и педагогов, инженеров, экологов, психологов.
Благодаря этому обеспечивается многофакторный анализ как состояния внешней среды, так и показателей здоровья сотрудников и студентов БелГУ. Результаты мониторинга здоровья студентов отражаются в «паспорте здоровья». Отличительной чертой организации здоровьесбережения в БелГУ, нашедшей отражение в паспорте здоровья, является принцип долгосрочного для студентов и пожизненного для преподавателей наблюдения. Такой подход отвечает основному принципу семейной медицины [8].
Целью настоящей работы является проведение анализа результатов субъективной и объективной оценки здоровья студентов БелГУ и их отношения к проводящимся в вузе здоровьесберегающим мероприятиям (степень осведомленности, участия и удовлетворенности качеством).
Изучение субъективного мнения студентов осуществлялось с помощью специальной анкеты, включающей 24 вопроса и составленной сотрудниками кафедры социологии БелГУ. Объективное изучение здоровья студентов проводилось с использованием косвенного экспресс-метода по Г. Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко (2000). Измерялись такие показатели, как рост, вес, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), артериальное давление (АД), частота сердечных сокращений (ЧСС), а также мышечная сила (кистевая динамометрия). Результаты исследований обрабатывались математически c вычислением индексов, позволяющих оценивать морфофизиологические показатели. Уровень соматического здоровья (СЗ) выражался в баллах: 7-11 баллов - оценивался как «средний», выше 11 баллов - как нижняя граница безопасного уровня. В зависимости от уровня СЗ студенты распределялись на 5 групп. Для выявления метаболического синдрома определялся индекс массы тела (ИМТ) по формуле: ИМТ = вес, кг/рост, м2 (National cholesterol educational program, 2001) и индекс объемов талии и бедер (ОТ/ОБ), за норму принимались показатели ИМТ в пределах 18,5-24,9, ОТ/ОБ - у юношей не более 0,95, у девушек не более 0,85.
В обследовании приняли участие 395 студентов (131 юноша и 262 девушки) экономического, юридического, медицинского факультетов и факультета компьютерных информационных технологий. Отклик на опрос
составил 99 %. Отклик на отдельные вопросы колебался от 99,75 до 92,66 %. Средний возраст респондентов равнялся 19,7+0,7 года. Подавляющее большинство студентов (93 %) на момент опроса учились на 1-4 курсах.
Анализ результатов опроса показал, что большинство студентов (65,5 %) считают себя в основном здоровыми. На долю студентов, считающих себя абсолютно здоровыми, пришлось 19,2 %, в основном нездоровыми - 6,3 %, нездоровыми - 4,8 %. В то же время только третья часть студентов (29,9 %) ни разу не обращалась к врачу за последний год, почти половина (46,1 %) посещала врача 1-2 раза в год, а 22,7 % - 3-4 и более раз.
В процессе распределения по приоритету факторов, определяющих здоровый образ жизни в порядке убывания, студенты на первое место поставили регулярное занятие спортом (40,0 %), затем отсутствие вредных привычек (35,4 %), организацию правильного питания (24,3 %), систематическое выполнение физических упражнений (23,54 %), соблюдение распорядка дня (12,6 %), периодическое прохождение медицинских осмотров (10,8 %), а 3,04 % затруднились с ответом. При этом лишь половина опрошенных считает, что они ведут в основном здоровый образ жизни (53,1 %), а 10,6 % квалифицировали его как «безусловно здоровый». Отрицательно на данный вопрос ответили 28,4 % (в «основном нет» - 21,3 % и «безусловно нет» - 7,1 %). Среди факторов, вредящих здоровью, чаще всего студенты указывают на курение (систематическое - 13,6 %, периодическое - 17,7 %); употребление крепких спиртных напитков (систематическое - 2,2 %, периодическое - 36,4 %); пива (систематическое - 4,5 %, периодическое - 50,3 %); наркотиков (систематическое - 0,25 %, периодическое - 2,78 %). Только 64,3 % студентов не курят, 56,9 % - не употребляют спиртные напитки; 41,5 % - пиво.
В ходе реализации в БелГУ целевой программы «Здоровьесбережение» осуществляется большая информационная работа. Информация о программе размещена на главной странице сайта БелГУ в Интернете, она распространяется среди студентов через кураторов групп. Большую роль играют при этом Управление по связям с общественностью (университетская газета «Будни») и музей БелГУ. Между тем почти половина сту-
дентов (46 %) ничего не знают о существовании программы «Здоровьесбережение», примерно столько же (42,5 %) «что-то слышали» о ней и только 11,9 % достаточно хорошо знакомы с ее содержанием. Среди источников информации о программе большинство студентов указывают куратора группы (54,8 %), однокурсников и других студентов (18,6 %). Из газеты «Будни», стенды с которой размещены на всех факультетах, кафедрах и в вестибюлях, информацию почерпнули лишь 2,8 %, а с сайта университета - 9,7 % студентов.
Более половины студентов принимают участие в оздоровительных мероприятиях, организуемых в БелГУ. В «днях здоровья», которые проходят в природном парке «Неже-голь», участвовало 59,7 % респондентов. Среди причин, мешающих укреплению здоровья на этом мероприятии, студенты назвали недостаточную частоту проведения -один раз в год (33,3 %), излишнюю массовость (32 %), несколько человек (5,35 %) признали свою физическую неподготовленность к «дню здоровья».
Шестая часть студентов ежегодно отдыхает в санатории-профилактории БелГУ в г. Туапсе, при этом подавляющее большинство (74,5 %) считает, что этот отдых способствовал укреплению здоровья. Между тем
15,2 % придерживаются иного мнения, называя среди недостатков нехватку медицинского персонала и отсутствие каких-либо оздоровительных мероприятий (20,8 %). Неудовлетворенность организацией питания выразили лишь трое студентов.
Среди ежедневных оздоровительных мероприятий, проводящихся в БелГУ, 65,8 % студентов отметили физкультминутки на занятиях и почти половина (45,5 %) - сеансы музыкальной терапии. Между тем, гимнастика для глаз еще не приобрела систематического характера и, по мнению большинства (41,2 %), проводится от случая к случаю. Тем не менее, пятая часть студентов участвует в проведении этой гимнастики ежедневно и столько же - еженедельно. При этом 2/3 (61,2 %) респондентов подчеркивают тот факт, что эти мероприятия способствуют укреплению здоровья, 9,6 % придерживаются иного мнения, а без малого 1/3 студентов затруднилась с ответом на этот вопрос.
В ходе реализации программы «Здоровье-сбережение» осуществлен пересмотр подхо-
дов к организации питания студентов: увеличено количество пунктов общественного питания, расширен ассортимент блюд из овощей и фруктов, стали более доступными горячие блюда. Оценивая качество рациона питания в столовой и буфетах БелГУ с позиций сохранения и укрепления здоровья,
18,2 % студентов расценили его уровень как высокий, 51,6 % - как средний. Однако почти пятая часть (19,75 %) охарактеризовали качество питания как «очень низкое».
В БелГУ созданы условия для полноценного оказания первичной медико-санитарной помощи студентам. В основном эта работа осуществляется в Клинике лечебно-профилактической медицины (КЛПМ) и НИЛ восстановительной и профилактической медицины (НИЛ ВПМ). В этих подразделениях имеются условия для получения консультаций врачей общей практики и узких специалистов, а также - лабораторного и инструментального обследования. Анализ результатов опроса показал, что за медицинской помощью обращалось 83,7 % (78,9 % - в КЛПМ, 4,8 % - в НИЛ ПВМ). Между тем 3 % студентов не знают о существовании КЛПМ и 25,3 % - НИЛ ПВМ.
Качество оказания медицинской помощи в КЛПМ БелГУ 2/3 респондентов оценили как удовлетворительное, 10,5 % - как отличное, 16,3 % - неудовлетворительное. Аналогичную оценку студенты дали и качеству медицинской помощи в НИЛ ПВМ.
Среди недостатков в работе медицинских подразделений БелГУ более половины студентов (56,1 %) указали на формальность результатов обследования, которые не имеют никакого отношения к их здоровью, кроме того, имели место игнорирование жалоб персоналом (17,5 %), неоправданно высокие временные затраты (17,5 %), ущемление прав пациента в ознакомлении с результатами обследования (15,7 %). Лишь трое студентов подчеркнули отсутствие необходимого оборудования. Оценивая мнение студентов необходимо помнить, что в ряде случаев причиной их неудовлетворенности качеством медицинской помощи может выступать отказ в выдаче документов о временной нетрудоспособности, если к тому нет оснований.
Несмотря на то, что большинство студентов рассматривают занятия спортом как главную составляющую здорового образа
жизни, они мало используют возможности УСК С. Хоркиной: лишь 13,2 % регулярно занимаются в различных секциях, в то время когда 2/3 - только в рамках учебных занятий по физкультуре, а 17,5 % - вообще его не посещают. При этом среди причин, мешающих посещению УСК С. Хоркиной, на первом месте стоит отсутствие свободного времени (43,5 %), на втором - сложность доступа в удобное время (18,8 %). Примерно десятая часть респондентов занимается в другом физкультурно-спортивном центре и столько же - в домашних условиях. Только один студент выразил мнение, что у него нет необходимости в занятии спортом или физической культурой.
Распределение студентов в зависимости от результатов определения уровня физического здоровья показало, что на долю с низким показателем пришлось 35,7 %, ниже среднего - 35,3 %, средним - 25,2 %, выше среднего - лишь 1,1 %, а высокий не показал никто. При этом анализ абсолютных показателей выявил, что как в группах со средними показателями, так и в группах с низкими показателями физического здоровья превалируют юноши. Распределение студентов с учетом относительных показателей не выявил каких-либо половых различий в группах со средним и выше среднего уровнями физического здоровья. Между тем, в группе с низким уровнем первое место занимают юноши (юнош. - 49,6 %, дев. - 32,1 %), а с уровнем ниже среднего - девушки (дев. -
37,3 %, юнош. - 33,2 %).
Показатели ИМТ и индекса ОТ/ОБ в среднем по группе не выходили за пределы нормы и составили 20,7+0,2 и 0,67+0,49 соответственно. Однако распределение студентов по полу показало, что у 12 человек (3 юношей и 9 девушек) эти показатели выходили за пределы нормы, и, в среднем, составили соответственно 1,00+0,01 и 0,92+0,01. При этом, тесная корреляция (г = 0,765) между ИМТ и ОТ/ОБ наблюдалась лишь у 4 обследованных, что свидетельствует о наличии у них признаков метаболического синдрома и абдоминального ожирения, а у остальных - ожирения другого генеза. Установлена также зависимость уровня физического здоровья от ИМТ. В группе с низким уровнем на долю студентов, ИМТ которых превышает 24,9, пришлось 9 %, ниже средне-
го - 2,3 %, средним - 0,5 %. Среди студентов, у которых выявлен показатель выше среднего, ни один не страдает избыточным весом.
Сравнительный анализ субъективной и объективной оценок здоровья студентов показывает существенную разницу. В то время когда 84,7 % студентов субъективно считают себя в «основном» или «абсолютно» здоровыми, а 11,1 % - нездоровыми, реальное состояние их здоровья характеризуется обратными показателями: более чем две трети имеют низкие показатели физического здоровья, лишь четверть - средние, и ни одного студента с высокими. Высокая обращаемость за медицинской помощью, низкая физическая активность при наличии в вузе условий для занятия спортом, распространенность вредных привычек и избыточной массы тела, как правило, не рассматриваются студентами как симптомы нездоровья или факторы риска.
Можно полагать, что у студентов имеет место завышение самооценки своего здоровья на фоне низкого приоритета здоровья. В том числе, и в связи с отсутствием в ближайшем окружении достаточного числа ровесников, которые могут быть примером для подражания.
1. Арефьева И.С. Формирование здоровьесберегающего поведения как основа профилактической работы среди молодежи // Зоровьес-берегающие образовательные технологии: материалы междисциплин. науч.-практ. конф. Москва, 25 окт. 2007 г. / отв. ред. Е.В. Усова. М., 2007. С. 11-21.
2. Киселева И.В. Особенности отношения к своему здоровью студентов высших учебных заведений // Аспирантский вестник Поволжья. 2008. № 3-4. С. 208-213.
3. Мельникова М.М. Система организации здоровьеориентированного образования в вузе: монография. Новосибирск, 2004.
4. Барашков С.А. Формирование готовности студентов вузов к здоровьесберегающей деятельности при профессиональной подготовке: автореф. ... дис. канд. пед. наук. Самара, 2008.
5. Кабаева В.М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков: автореф. дис. . канд. псих. наук. М., 2002.
6. Кушманова В.П. Причины невнимания студентов к своему физическому состоянию // Совершенствование педагогического процес-
са по дисциплине «Физическая культура» в условиях реформирования Российского образования в высшей школе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. В.Ф. Аникина. Саратов, 2008. С. 62-64.
7. Положение молодежи в России // Аналитический доклад / Агранович М.Л. [и др.]. М., 2005.
8. Общепрактическая и семейная медицина / под ред. М.М. Кохена; пер. с нем. М.В. До-рошко и др. Мн., 1997.
Поступила в редакцию 9.05.2009 г.
Irhin V.N., Zhuravlev Yu.I., Zhemakova N.I., Chefra-nova G.U., Irhina I.V. The comparative analysis of subjective and objective estimations of students’ health during realization of the innovative educational program of “Health-keeping”. The article gives the analysis of the results of subjective and objective estimations of health of Belgorod state university students and their attitude to the health-keeping innovative educational program. Indicators of the degree of students' information, participation and contentment of the quality of activities being spent at the university are presented.
Key words: the analysis of the results of individual and objective opinion of the health of students; student's health; innovative educational program; university.
УДК 371
ИНТЕГРАТИВНО-РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД КАК ВЕДУЩИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ОРИЕНТИР ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА-ХОРЕОГРАФА В ВУЗЕ
© М.Н. Юрьева
В статье обоснован интегративно-ресурсный подход и доказана необходимость его использования в профессиональной подготовке студента-хореографа в вузе. Раскрывается иерархическая структура индивидуальных ресурсов личности, дана характеристика принципов данного подхода, раскрывающих способ преобразования процесса личностно-профессионального становления студента-хореографа и ход его исследования в образовательном пространстве вуза.
Ключевые слова: интегративно-ресурсный подход; индивидуальный ресурс личности; личностно-профессиональное становление; студент-хореограф; принципы; образовательный процесс вуза.
Интенсификация личностно-профессионального становления студента-хореографа в вузе обусловливает необходимость поиска новых подходов, позволяющих раскрыть данный процесс в его интегративной сущности, т. е. «внутренней основе, содержании, смысле» (С.И. Ожегов), как диалектическое единство внутреннего и внешнего, личностного и профессионального, потенциального и актуального. В этой связи, в методологическом обосновании личностно-профессионального становления студента-хореографа (далее ЛПССХ) доминирующие позиции приобретает интегративно-ресурсный подход.
Основанием для выбора интегративноресурсного подхода (далее ИР-подход) являются идеи интегративной природы самого человека, понимание комплексного интегративного содержания процесса личностного и профессионального становления, интегративного характера самого образовательного процесса, профессионально-педагогических
задач и учебно-профессиональной деятельности в вузе, направленной на самореализацию человека в профессии и развитие его творческого потенциала.
Развернутое обоснование данных положений мы находим в работах К.А. Абульха-новой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, И. А. Зимней, В.П. Зинченко, Е.И. Исаева, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, B.C. Мерлина, А.В. Петровского, В.И. Слободчикова и др., в основе которых прослеживается мысль о том, что целостная личность есть интегрированный человек, продукт персоналистической и личностной направленности, трансформации когнитивно-познавательной, эмоционально-оценочной и духовно-нравственной сфер личности. По мнению ученых, индивидуальность с ее целостной организацией и саморегуляцией является результатом интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности, определяющей нача-