В1СНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХН1ЧНОГО УН1ВЕРСИТЕТУ 2003 р Вип № 13
УДК 336.2.027
Балашова О.В.*
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО РЕЖИМА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассмотрена существующая методика анализа эффективности деятельности специальных экономических зон и территорий приоритетного развития. Предложена система показателей для оценки результатов внедрения специального режима инвестиционной деятельности. Проанализирована эффективность налоговых льгот и их влияние на стимулирование инвестиционных процессов в Украине.
Под воздействием различных исторических, природно-географических, экономических факторов, в регионах Украины наблюдается существенная дифференциация уровня социально-экономического развития. В таких условиях одной из основных задач государственного регулирования экономики является привлечение инвестиций в социально неблагополучные регионы, и регионы с ярко выраженным отраслевым дисбалансом. Для решения поставленной задачи в Украине создан специальный режим инвестиционной деятельности в условиях специальных экономических зон (СЭЗ) и территорий приоритетного развития (ТПР). В настоящее время специальные экономические зоны и территории приоритетного развития Украины занимают 10,5 % площади всей страны, расположены они в 41 районе и 58 городах 12 областей [1]. На 1 января 2003 года в них было зарегистрировано 582 инвестиционных проекта на сумму более 2,6 миллиардов долларов США. Активизация инвестиционных процессов была достигнута благодаря предоставленным налоговым льготам, общий размер которых составил 1765 миллиона гривен. Осуществление инвестиционных проектов позволило создать более тридцати двух тысяч новых рабочих мест [2].
В сентябре 1999 года Постановлением Кабинета министров Украины [3] был введен мораторий на подачу заявок на создание новых СЭЗ и ТПР до проведения анализа деятельности существующих. В феврале 2001 года был утвержден Порядок проведения анализа результатов функционирования СЭЗ и ТПР [4], который, по мнению специалистов [5,6] требует значительных доработок.
Среди проблем, решаемых учеными в связи с разработкой эффективного механизма анализа деятельности СЭЗ и ТПР, на наш взгляд актуальной является оценка уровня эффективности использования предоставленных налоговых льгот, так как налоговые льготы, по существу, являются потерями государственного бюджета и должны быть использованы с максимальной отдачей.
Целью данного исследования является разработка и анализ показателей оценки эффективности функционирования специального режима инвестиционной деятельности предприятий в условиях специальных экономических зон и территорий приоритетного развития.
В соответствии с принятой методикой [4], центральные и местные органы исполнительной власти анализируют результаты деятельности СЭЗ и ТПР, определяют тенденции их развития, выявляют проблемы организационного, юридического, экономического характера и разрабатывают пути их решения. В ходе анализа определяется соответствие процессов происходящих на территории СЭЗ и ТПР задачам, которые были определены при их создании. Проводится комплексная оценка социально-экономических, финансовых, производственных показателей работы СЭЗ и ТПР.
Информационной базой анализа являются данные государственной статистки и налоговой отчетности. Критериями оценки служат следующие показатели: объем привлеченных инвестиций; количество осуществляемых инвестиционных проектов; объем произведенной продукции; объем экспортных операций; удельный вес инвестиций в
ГТГТУ, ассистент
социальную инфраструктуру; количество вновь созданных и сохраненных рабочих мест; среднемесячная заработная плата; задолженность по оплате труда; сумма предоставленных налоговых льгот; величина уплаченных налогов; задолженность по уплате налогов сборов; сумма средств направленных на улучшение экологической ситуации.
По результатам анализа каждую специальную экономическую зону и территорию приоритетного развития относят к одной из трех групп.
К первой группе относятся успешно функционирующие СЭЗ и ТПР на территории которых в полном объеме проведены организационные мероприятия по обеспечению их эффективного функционирования, выполняются поставленные задачи, существуют положительные тенденции социально-экономического развития.
Ко второй группе относятся СЭЗ и ТПР где существуют положительные тенденции развития, но потенциал региона полностью не использован по объективным причинам, например из-за небольшого срока существования специального режима инвестиционной деятельности, отсутствия нормативно-правового обеспечения, недостаточно обеспеченной инфраструктуры. Для решения выявленных проблем разрабатываются специальные организационные, информационные и прочие мероприятия. Принимается решение о проведении дополнительного анализа, по результатам которого будет сделан вывод о целесообразности сохранения особого режима инвестиционной деятельности.
К третьей группе относятся проблемные СЭЗ и ТПР где отсутствуют положительные тенденции развития, не выполняются задачи, поставленные во время их образования, не проводятся мероприятия по повышению эффективности их деятельности. Результаты работы этих территориальных образований оцениваются отрицательно, применение специального режима инвестиционной деятельности считается неэффективным для региона и поэтому рекомендуется отменить его действие на территории ТПР или ликвидировать СЭЗ.
Подобный подход к группировке территорий с льготным режимом налогообложения, на наш взгляд имеет ряд недостатков, основной из них заключается в том, что анализ абсолютных показателей не учитывает различий в инвестиционной привлекательности регионов, их экономического потенциала, емкости рынка инвестиционного капитала, стадии реализации инвестиционных проектов. Очевидно, что анализируя деятельность СЭЗ и ТПР, недостаточно рассматривать только динамику абсолютных показателей стоимости утвержденных инвестиционных проектов, созданных рабочих мест. На наш взгляд инвестиционные процессы необходимо изучать с точки зрения их влияния на региональные и макроэкономические показатели, с позиции выполнения поставленных при их создании задач, и перспектив дальнейшего развития.
Для этого анализ специальных экономических зон и территорий приоритетного развития можно усовершенствовать, используя следующие относительные показатели:
1) Коэффициент освоения инвестиций, с помощью которого можно оценить степень выполнения плана финансирования инвестиционного проекта:
И
Косе =- , (1)
Ипл
где Косе - коэффициент освоения инвестиций;
И- сумма фактически осуществленных инвестиций;
Ипл - сумма планируемых инвестиций.
2) Расходы на создание одного рабочего места. Этот показатель характеризует уровень фондовооруженности новых рабочих мест, создаваемых инвестиционным проектом.
И
Срм =-, (2)
РМ
где Срм - расходы на создание одного нового рабочего места;
И - сумма фактически осуществленных инвестиций;
РМ- количество созданных рабочих мест.
3) Коэффициент соотношения налоговых платежей предприятия и суммы предоставленных налоговых льгот
Кн/л = —, (3)
НЛ
где Кн/л - коэффициент соотношения налоговых платежей и предоставленных льгот;
НП - налоговые платежи, перечисляемые предприятием в бюджет;
НЛ -сумма предоставленных налоговых льгот.
Если значение этого показателя меньше единицы, сумма предоставляемых налоговых льгот будет больше чем размер доходов бюджета от введения специального режима инвестиционной деятельности. Такая ситуация характерна на первоначальном этапе внедрения специального режима инвестиционной деятельности в регионе.
Эффективность предоставленных налоговых льгот, можно оценить с помощью следующих показателей:
4) Показатель инвестиционной отдачи налоговых льгот:
И
Иотд =-, (4)
НЛ
где
Иотд- показатель инвестиционной отдачи налоговых льгот; И - сумма фактически осуществленных инвестиций; НЛ -сумма предоставленных налоговых льгот. Этот показатель позволит оценить сумму инвестиционных средств дополнительно привлеченных в экономику региона на каждую гривну предоставленных налоговых льгот. 5) Показатель стимулирования предпринимательской деятельности :
СПД-Щ1, (5,
НЛ
где
СПД - показатель стимулирования предпринимательской деятельности; А РП - прирост объемов реализованной продукции; НЛ -сумма предоставленных налоговых льгот. С помощью этого показателя можно определить прирост объемов реализации продукции на каждую единицу предоставленных налоговых льгот.
Результаты расчетов предложенных показателей для специальных экономических зон и территорий приоритетного развития Украины представлены в таблице.
Таблица - Анализ эффективности специального режима инвестиционной деятельности
в Украине.
Название СЭЗ и ТПР Коэффициент освоения инвестиций Расходы на создание одного рабочего места, тыс. грн. Отношение уплаченных налогов и предоставленных льгот Показатель инвестиционной отдачи налоговых льгот Показатель стимулирования предпринимательской деятельности
СЭЗ «Азов» 0,027 1011,3 8,98 4,96 29,29
СЭЗ «Донецк» 0,670 63,7 0,06 0,18 0,55
СЭЗ «Славутич» 0,225 201,0 0,06 6,92 4,39
СЭЗ «Курортополис Трускавец» 0,315 201,5 0,40 13,35 5,89
СЭЗ «Яворив» 0,179 64,3 0,68 5,09 6,96
СЭЗ «Закарпатье» 0,105 777,4 0,57 2,81 4,09
СЭЗ «Порто-франко» 0,287 345,4 0,17 4,67 0,95
СЭЗ "Николаев" 0,117 1401,0 3,31 0,53 10,82
ТПР Донецкой обл. 0,502 234,4 1,36 2,04 7,72
ТПР Закарпатской обл. 0,317 65,2 1,49 8,03 10,29
ТПР Волынской обл. 0,201 29,6 0,18 0,44 2,18
ТПР Луганской обл. 0,278 37,4 1,30 4,91 12,55
ТПР г Харьков 0,187 82,6 1,01 4,17 12,93
ТПР АР Крым 0,345 184,6 1,09 6,30 11,11
ТПР Житомирской обл. 0,534 152,0 0,18 3,36 3,42
ТПР Черниговской обл. 0,264 170,8 0,58 5,51 10,79
Всего по СЭЗ и ТПР 0,341 141,3 1,14 2,40 7,13
Анализ полученных данных показывает, что в целом по Украине величина реально
привлеченных средств составляет 34,7 % от планируемой стоимости инвестиционных проектов. Наибольший показатель характерен для территорий приоритетного развития Житомирской и Донецкой областей, где профинансировано более 50 % мероприятий, предусмотренных инвестиционными проектами. Большая часть инвестиционных планов осуществлена на уровне 10-30 %.
Значительное отличие имеют показатели стоимости одного вновь созданного рабочего места по областям. В среднем по всем СЭЗ и ТПР Украины на создание одного нового рабочего места затрачено 141,3 тысяч гривен. Но в зависимости от фондоемкости инвестируемых производств значение этого показателя колеблется от 1,4 миллиона гривен в Николаевской области до 29 тысяч гривен в Волынской области. Также существенен размах вариации для коэффициента соотношения величины уплаченных налогов и полученных льгот. Лидирующее место занимают предприятия Николаевской области, где общая сумма налоговых платежей более чем в три раза превышает сумму предоставленных налоговых льгот. Превышение налоговых поступлений над налоговыми льготами характерно для Донецкой, Закарпатской, Луганской и Харьковской областей. Остальные области характеризуются превышением суммы налоговых льгот над поступлениями в бюджет.
В отличие от рейтингов составленных на основе абсолютных показателей деятельности СЭЗ и ТПР [2], в которых ТПР Донецкой области занимает лидирующее место, анализ, основанный на применении относительных показателей, свидетельствует о том, что эффективность налоговых льгот в регионе невысока. В связи с принятием Программы научно-технического развития Донецкой области на период до 2020 года, актуальной темой для дальнейших исследований является разработка методики оценки эффективности специального режима инновационной деятельности технопарков и технополисов Украины.
Выводы
Существующая методика анализа результатов функционирования специальных экономических зон и территорий приоритетного развития не учитывает различий в инвестиционной привлекательности регионов, их экономического потенциала.
Использование относительных показателей оценки эффективности специального режима инвестиционной деятельности позволяет проводить сравнительный анализ результатов функционирования СЭЗ и ТПР и оценить эффективность льготного режима налогообложения.
Результаты проведенных исследований показали, что важную роль в развитии экономики играет не столько количественные характеристики, сколько качественный состав осуществляемых инвестиций, их инновационная ориентация.
Перечень ссылок
1. Иванченко И. СЭЗ «Закарпатье»: плюсы и минусы трехлетней давности / И. Иванченко, Э. Попович II Голос Украины. - 2003. - №23. - С. 16.
2. Оперативш дат основних показниюв дяльносп СЕЗ та ТПР станом на 01.01.2003р www.me.gov.ua
3. Про заходи щодо створення та функцюнування спещальних (вшьних) сконо\пчних зон \ територш м спещальним режимом швестицшно! д1яльносп : Постанова Кабшету Мшютр1в Украши вщ 24 вересня 1999 року.
4. О порядке осуществления анализа результатов функционирования специальных (свободных) экономических зон и территорий со специальным режимом инвестиционной деятельности: Постановление Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2001 года.
5. Пила В. О перспективах специальных экономических зон и территорий приоритетного развития в Украине / В.Пила, Чмырь, В. Загородний II Экономика Украины. - 2002. - №4,-С.11-16.
6. Оболенская Т.Е. Тенденции развития специальных экономических зон и территорий приоритетного развития в Украине / Т.Е. Оболенская II Проблемы развития внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций: региональный аспект. Сб. науч. тр. / ДонНУ-Донецк, 2003. - С. 556-558.
Статья поступила 27.03.2003