Научная статья на тему 'К вопросу об условиях создания привлекательного инвестиционного климата в Луганской области'

К вопросу об условиях создания привлекательного инвестиционного климата в Луганской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В. Н. Тисунова

Рассматриваются вопросы инвестиционной политики в Украине в целом и в Луганской области в частности и возникающие при этом проблемы. Отмечается, что инвестиционный климат зависит от инвестиционной активности регионов, где необходимо сочетание различных создаваемых условий на макрои микроуровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об условиях создания привлекательного инвестиционного климата в Луганской области»

УДК 330.322 (477.61)

В.Н. Тисунова

К ВОПРОСУ ОБ УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В ЛУГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассматриваются вопросы инвестиционной политики в Украине в целом и в Луганской области в частности и возникающие при этом проблемы. Отмечается, что инвестиционный климат зависит от инвестиционной активности регионов, где необходимо сочетание различных создаваемых условий на макро- и микроуровне. Ист.5.

Трудный опыт проведения в Украине рыночной реформы, сопряженной с большими материальными и социальными издержками, воочию убеждает в необходимости разрешения назревших структурных проблем в различных сферах. Достаточно назвать проблемы в инвестиционной сфере, такие как: неспособность банковского сектора обеспечить долгосрочное кредитование реального сектора; низкая покупательная способность и уровень сбережений населения; отток капитала за рубеж и т.д.

Общеизвестно, что на мировом рынке спрос на свободные инвестиционные ресурсы значительно превышает предложение. С появлением нового государства - Украины, конкурентная борьба на этом рынке обострилась. Несмотря на сравнительные природные преимущества (геополитическое положение, минерально-сырьевые ресурсы, дешевую квалифицированную рабочую силу), Украина имеет один из самых низких среди стран Центральной и Восточной Европы и СНГ показатель привлечения прямых иностранных инвестиций. За десять лет независимости в экономику страны инвестировано 4 млрд. дол. США при минимальной потребности 50 млрд. дол. США. А, например, Венгрия (население 10 млн. человек) за это же время привлекла 24 млрд. дол. США (в начале 90-х годов эта страна не имела и 2 млрд. дол. США [4, 26].

Низкий уровень привлечения инвестиций в Украину частично обусловливается ее неблагоприятным инвестиционным климатом (в правовом, экономическом и инфраструктурном аспекте), а также недостатками политики приватизации.

Мировой опыт свидетельствует о том, что в первую очередь следует задействовать внутренние резервы для повышения уровня инвестиций. Одним из таких резервов внутреннего развития является активизация инвестиционной деятельности региона. Процесс привлечения инвестиций в Луганскую область неразрывно связан с общеполитическими и макроэкономическими процессами, которые происходят на Украине. На территории Луганской области сосредоточены предприятия угольной и металлургической промышленности, химии и энергетики, машиностроения и строительных материалов. Кроме того, в области имеются уникальные природные богатства, ее отличает очень выгодное географическое положение, здесь живут и трудятся миллионы людей, обладающих высоким интеллектуальным потенциалом. Социально-экономическая ситуация в Луганской области оказывает заметное влияние на положение страны в целом.

С учетом отраслевых, географических и природных условий Верховной Радой Украины было принято решение особые усилия направить на повышение инвестиционной привлекательности Луганской области. Это нашло отражение в Законе Украины от 15.07.1999г. № 970-Х1У «О специальном режиме

инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Луганской области». Выполнение положений этого Закона открыло новый этап в развитии экономики Луганской области. В регионе внедрен специальный режим инвестирования с предоставлением таможенных, налоговых и финансовых льгот предприятиям, которые реализуют инвестиционные проекты в 9 городах и районах области: г.г. Брянка, Краснодон, Красный Луч, Первомайск, Свердловск, Стаханов, районах: Антрацитовский, Краснодонский и Кременской. Сейчас к этим городам относится 24% территории и проживает 30% населения.

Анализ показывает, что в тех регионах, где успешно действуют свободные экономические зоны (СЭЗ) и территории приоритетного развития (ТПР), процесс привлечения как национального, так и иностранного капитала имеет более высокую динамику, чем в целом по Украине. Исключением является Луганская область, которая является аутсайдером в этом отношении. Для Луганской области характерны низкие показатели реализации прямых иностранных инвестиций в СЭЗ (всего 7,5%). В то же время, по результатам проведенного в 2001 г. анализа, направленность инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности СЭЗ и ТПР по регионам Украины реализуется на уровне 10-20% [4; 30].

Сегодня спрос внутреннего рынка Луганской области на иностранные инвестиции достаточно высок. По данным Министерства экономики Украины, потребность в них составляет около 3 млрд. дол. США. В дополнительных средствах нуждается прежде всего металлургия (0,5 млрд. дол. США), машиностроение (0,43 млрд. дол. США), химия и нефтехимия(0,39 млрд. дол. США), транспорт (0,37 млрд. дол. США).

В немалой степени улучшению инвестиционного климата в стране способствуют Указы Президента Украины от 22.02.2001г. №108/2001 «О дополнительных мерах по увеличению поступления инвестиций в экономику Украины»; от 01.04.2002г. №310/2002 «О мерах по повышению эффективности деятельности Консультативного совета по вопросам иностранных инвестиций в Украине».

В настоящее время предприятиями области разработано 120 инвестиционных проектов и бизнес-предложений сметной стоимостью 836,3 млн. дол. США, которые предусматривают создание около 30 тысяч новых и сохранение старых рабочих мест в различных отраслях промышленности и сельском хозяйстве.

Однако, несмотря на то, что приток инвестиций увеличился, спрос на них остается высоким. Луганская область входит в состав Донецко-Приднепровского региона, который является одной из четырех приоритетных зон для иностранных инвестиций в Украине. Согласно плановым разработкам правительства Украины в этом регионе необходимо произвести реконструкцию и техническое переоснащение шахт, металлургических, химических производств на базе безотходных, малоотходных и экологически чистых технологий; дать импульс развитию малоэнергоемких производств среднего и точного машиностроения. Решение данных проблем требует привлечения в экономику инвестиций с целью выхода предприятий области на мировые рынки.

Для развития рынка инвестиций следует правильно определить законодательством инвестиционный климат на макро- и микроуровне, чтобы инвесторы (в том числе и иностранные) представляли себе существующие сегодня возможности и механизмы получения прибыли. К факторам, определяющим инвестиционный климат можно отнести: состояние национальной экономики и уровень ее развития и свободы; степень стабильного функционирования правовой системы, гарантирующей права собственности;

уровень открытости экономики и ее интеграцию в мировое хозяйство; позиция страны на мировом рынке и конкурентоспособность ее продукции; соблюдение контрактных обязательств; действенность антимонопольного законодательства и др. На данный момент в Украине обеспечены прогнозируемость и стабильность ряда перечисленных элементов.

Условиями привлекательного инвестиционного климата на макро уровне являются:

- стабильность законодательства, которое можно обеспечить принятием Новых кодексов: Гражданского, Хозяйственного, Налогового и Таможенного;

- прогнозируемая и стабильная налоговая политика с определенным уровнем налогов, стимулирующими деятельность товаропроизводителей;

- надежные гарантии, защита интересов и прав инвесторов;

- борьба с коррумпированностью в органах власти, «непрозрачностью» фондового рынка и инвестиционных процессов.

Приток средств в экономику региона может быть осуществлен как за счет внутреннего инвестирования, так и внешнего.

Для активизации темпов стимулирования внутреннего инвестирования нужно задействовать следующие механизмы.

Необходимо повысить заинтересованность со стороны частных инвесторов в финансировании инвестиций, прежде всего в собственные капиталы. Аргументы достаточно очевидны: при реальном вложении собственного капитала у частных инвесторов сохраняется стимул к дальнейшим инвестициям, что будет способствовать повышению эффективности деятельности предприятия.

Основные стимулы для притока инвестиций: доходность и гарантии. Для инвесторов доходность вложений интересна, если она превышает банковский депозитный процент, то есть, если можно положить деньги в банк на депозит под 20% годовых, собственник никогда не вложит их в производство с доходностью 15% годовых. К тому же банк-достаточно надежное вложение, чего не скажешь о производстве. Чем выше риск вложений, тем выше должна быть доходность, чтобы привлечь инвесторов. При этом доходность предприятий должна быть хотя бы на уровне, соответствующем степени риска.

Обеспечению привлечения инвестиций при более низком уровне доходности могли бы способствовать гарантии руководства области, крупного банка или страховой компании. В данном отношении определенную роль должно играть непосредственно само государство и его политика поддержки инвестиций С одной стороны - государство должно отвечать за достижение наилучших результатов с позиции рыночной эффективности, принимая на себя риск инвестиционных решений, с другой - государство призвано выступать партнером частных инвесторов, в максимально возможной степени способствуя росту их эффективного производственного капитала.

Высокий рост преступности и наличие мафиозных структур повышают риск вложения инвестиций в производство. Луганская область занимает третье место по росту преступности после Днепропетровской, Запорожской областей (согласно экспресс-информации о состоянии преступности на территории Украины). Сегодня еще не удалось полностью оказать противодействие организованной преступности. Количество выявленных на территории Луганской области организованных преступных групп и преступных организаций, так же, как и число участников данных преступных обществ в общей структуре преступности, по-прежнему достаточно высоко, о чем свидетельствуют данные обзорного статистического анализа структуры и динамики организованной преступности за 1996-2001 гг. Проблема преступности, несвоевременное

раскрытие многих преступлений побуждают граждан критически оценивать декларированные гарантии их безопасности и является приоритетом общественного мнения.

В этой ситуации, в которой находиться область, привлечь инвесторов в реальный сектор экономики вряд ли удастся, если не создавать условия привлекательного инвестиционного климата, такие как:

- осуществление государственных закупок у собственников;

- гарантирование со стороны руководства области, крупного банка, страховой компании безопасности инвестиций;

- создание «прозрачного» инвестиционного климата в регионе;

- сочетание инвестиций с инновациями благодаря выбору наиболее прогрессивных проектов;

- рациональное размещение инвестиционных проектов с учетом экономических интересов всех участников;

- предотвращение пиратства в отрасли интеллектуальной собственности;

- усиление борьбы с коррупцией и экономической преступностью.

Следующий аспект инвестирования необходимый для региона - это

внешнее инвестирование. Одним из основных источников внешнего инвестирования являются прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Существующие прямые иностранные инвестиции можно реально охарактеризовать, как реэкспорт, т.к. это возвращенный отечественный капитал в экономику страны, который ранее был вывезен.

Прямые инвестиции не увеличивают внешнюю задолженность страны, а обеспечивают эффективную интеграцию региональной экономики в мировую благодаря производственной и научно-технической кооперации. Кроме того, они служат источником капиталовложений, причем в форме современных средств производства, способствуют .быстрейшему внедрению на отечественных предприятиях передового хозяйственного опыта.

Определяющим стимулом для прямых иностранных инвестиций в Украину, является поиск новых рынков, который существенно превышает другие возможные причины (в частности использование дешевой и квалифицированной рабочей силы). Большинство инвесторов привлекает большой внутренний рынок Украины с 50 миллионами потребителей.

Как известно, могут устанавливаться три режима для иностранных инвесторов: национальный; специальный, льготный [5; 850]. В Луганской области на территориях СЭЗ установлен льготный режим, вызванный необходимостью решения вопроса трудоустройства населения, привлечения дополнительных капиталовложений. Выше приведенные статистические данные о деятельности СЭЗ свидетельствуют о том, что введение таких зон и территорий способствовало бы улучшению экономической деятельности в Луганской области. В настоящее время Комитет по вопросам территорий приоритетного развития в Луганской области инициирует вопрос отнесения к территориям приоритетного развития таких городов, как Луганск, Северодонецк, Рубежное, Алчевск, который считает, что промышленный потенциал этих городов даст мощный толчок к привлечению финансовых ресурсов по внедрению наукоемких и ресурсосберегающих технологий. Такая практика стимулирования притока иностранных инвестиций путем предоставления им льготного режима в сравнении с национальным вызывает серьезные вопросы. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации национальных инвесторов.

На наш взгляд, наиболее удачной формой привлечения иностранного капитала является создание совместных предприятий (СП). Преимущества

совместных предприятий следующие: привлекаются средства в предприятие; объединяются интересы партнеров в развитии производства и освоении новых рынков сбыта; иностранные инвесторы используют опыт и хозяйственные связи партнеров. Создание совместных предприятий способствует доступу к новым технологиям. Их формирование целесообразно в тех же отраслях, что и предприятий со 100% иностранным участием, а также в наукоемкие производства, при приватизации оборонных предприятий и в сферах, которые мы называет «эколого-сохраняющими».

Ситуация на сегодняшний день в Украине такова, что из всего объема средств около 25% составляют денежные взносы, 60%- вложения в недвижимость и поставки бывшего в употреблении оборудования, менее 1%-инвестиции в форме «ноу-хау». Это означает, *что передача технологий менеджмента и производства происходит незначительными частями. Это обстоятельство является опасным явлением в инвестиционном климате Украины, т. к. иностранные вложения не только не содействуют технологическому обновлению национального производства, но и почти не влияют на общее состояние экономики. Создание совместных предприятий изменит эту ситуацию.

Особое место в иностранном инвестировании занимает привлечение портфельных инвестиций. Их приток следует стимулировать во все отрасли экономики области. Они обеспечивают поступление финансовых ресурсов без утраты контроля украинской стороной над объектом инвестирования. Аккумулировать средства можно также через сеть региональных инвестиционных компаний. Компаниям следует иметь форму открытых акционерных обществ. При этом обязательно участие в них региональной власти, что будет свидетельствовать об их готовности проводить финансирование программы и послужит определенным гарантом защиты интересов акционеров.

По мнению специалистов, иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики. Однако в отношении Луганской области можно отметить следующее: регион насыщен производствами, связанными с непосредственной эксплуатацией национальных богатств, природных ресурсов - угледобывающая промышленность, энергетика. В этих отраслях необходимо введение ограничений на привлечение прямых инвестиций, однако могут быть использованы его альтернативные формы иностранного капитала. Это могут быть иностранные кредиты и займы. Хотя они и увеличивают внешний долг, привлечение их является оправданным с точки зрения быстрой окупаемости капиталовложений в названные сферы. Также целесообразно заключать договора о совместной деятельности.

Иностранный капитал в форме инвестиций со 100%-ным иностранным участием эффективно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство стройматериалов, строительство.

Важным фактором повышения региональной инвестиционной активности является формирование информационной открытости и привлекательного имиджа. Одним из способов повышения инвестиционной активности является максимально возможное использование локальных информационных сетей. На сегодняшний день наш регион не представлен в международной информационной сети. Отсутствует сервер региона и крупных предприятий, что не способствует поддержанию их имиджа за границей.

В целом нужно подчеркнуть, что наблюдается активизация работы по привлечению инвестиций в Луганскую область со стороны областной

администрации, Комитета по вопросам территорий приоритетного развития в Луганской области, Главного управления экономики ОГА, органов местного самоуправления ТПР. В регионе уже накоплен достаточный опыт самостоятельного хозяйствования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Украины «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития в Луганской области» от 15.07.1999 г. // ВВР Украины.-1999. - №38.- Ст.351.

2. Указ Президента Украины «О дополнительных мерах по увеличению поступления инвестиций в экономику Украины» от 22.02.2001г.// ОВУ. -2001 .-№9. - Ст.345.

3. Указ Президента Украины «О мерах по повышению эффективности деятельности Консультативного совета по вопросам иностранных инвестиций в Украине» от 01.04.2002г. //ОВУ. -2002.-№14. -Ст.715.

4. Сухорукое А. Проблемы повышения инвестиционной активности регионов // Экономика Украины. -2002. - №8. - С.26-33.

5. Хозяйственное право. Учебник/ В.К. Мамутов, Г.Л.Знаменский, К.С.Хахулин и др.; Под ред Мамутова В.К. - К.: Юринком Интер, 2002. - 912с.

Стаття надмшла до редакцп 17.10.2002 р.

УДК 336.774

Л.В. Курносенко

КОНСОРЦИУМНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ КРУПНОМАСШТАБНЫХ ПРОЕКТОВ

Рассмотрены преимущества банковского консорциумного кредитования как способа консолидации различных источников финансирования проектов и их комплексного использования. Ист. 5.

Эффективное использование средств коммерческих банков для финансирования масштабных по срокам и ресурсам проектов в сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в социальной и управленческой сфере предполагает использование консорциумного кредитования.

Прочной законодательной базы, регулирующей вопросы создания временных банковских объединений и осуществления ими совместных кредитных операций, в Украине не выработано. На сегодня единственным нормативно-правовым актом, регламентирующим отношения в сфере предоставления кредитов субъектам хозяйственной деятельности консорциумом коммерческих банков, является Положение о порядке осуществления консорциумного кредитования, утвержденное постановлением Правления НБУ от 21.02.1996г. №37, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правления НБУ от 19.01.1999 года №19, от 03.11.1999 года №533. Следует отметить, что Закон Украины "О банках и банковской деятельности" от 07.12.2000 г., а также законопроект "О банковском кредите" вообще не содержат определения такого вида банковского объединения как консорциум,

Общераспространенным определением понятия "банковский консорциум" является "временное объединение банков, которое создается для координации действий при проведении различного рода банковских операций, или для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.