Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
37
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / SPORTS GAMES / БАСКЕТБОЛ / BASKETBALL / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / STATISTICAL ANALYSIS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EFFICIENCY OF THE COMPETITIVE ACTIVITY / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ / COMPUTER PROGRAMS / МОДЕЛИРОВАНИЕ / SIMULATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Сыч Светлана Павловна, Шарикова Валерия Викторовна

В статье изложены подходы к применению современных информационных технологий для оценки соревновательной деятельности в баскетболе. Приводится пример использования компьютерной программы «OnlineBasket» для статистического анализа игровой деятельности спортсменов. Представлен расчет коэффициента полезности игроков как показателя оценки соревновательной деятельности в баскетболе. Описаны возможности применения данных, полученных в результате статистического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Сыч Светлана Павловна, Шарикова Валерия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of Efficiency of Competitive Activity of Basketball-Players Estimation with the Use of Computer Technologies

The article describes the approaches to the use of modern information technologies to assess competitive activity in basketball. An example of using a computer program «OnlineBasket» for statistical analysis of game activity of athletes. The authors present the calculation of the coefficient of utility of players as an evaluation index of competitive activity in basketball. The possibility of using data obtained by statistical analysis is described.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Информационные технологии в спортивных науках

С.П. Сыч, В.В. Шарикова

Оценка эффективности соревновательной деятельности баскетболистов с использованием компьютерных технологий

В статье изложены подходы к применению современных информационных технологий для оценки соревновательной деятельности в баскетболе. Приводится пример использования компьютерной программы «OnHneBasket» для статистического анализа игровой деятельности спортсменов. Представлен расчет коэффициента полезности игроков как показателя оценки соревновательной деятельности в баскетболе. Описаны возможности применения данных, полученных в результате статистического анализа.

Ключевые слова: спортивные игры; баскетбол; статистический анализ; эффективность соревновательной деятельности; компьютерные программы; моделирование.

Актуальность исследований. Применение в спорте компьютерных тренажеров, автоматизированных систем тренировки, нано-технологий при разработке спортивного оборудования и инвентаря является обычным делом. Сегодня перспективы связаны с применением информационных технологий в управлении тренировочным процессом, решением задач моделирования и прогнозирования соревновательной деятельности спортсменов.

Для оценки эффективности соревновательной деятельности в игровых видах спорта применяются компьютерные программы, которые дают оценку наиболее значимых показателей, определяющих эффективность игровых действий как отдельно взятого спортсмена, так и команды в целом.

Статистический анализ в игровых видах спорта. Для статистического анализа соревновательной деятельности баскетбольной команды используется методика протоколирования хода баскетбольного матча, которая позволяет зафиксировать все действия игроков на площадке: броски, фолы, потери,

передачи, подборы, блокшоты, сыгранное время; а также действия тренеров: замены игроков, фолы и таймауты [1].

В течение сезона 2013/2014 нами осуществлялось протоколирование хода матчей Первенства России среди СДЮСШОР и ДЮСШ, проводимого под эгидой Российской Федерации баскетбола, при помощи компьютерной программы «OnlineBasket».

Программа «OnlineBasket» разработана в 2012 году Департаментом информационных технологий Российской Федерации баскетбола и является усовершенствованной версией программного модуля InfoBasket Match для ведения статистики баскетбольных матчей. Первый программный модуль был разработан с использованием системы управления базами данных (Microsoft Access) еще в 1998 году.

Новая версия программы была успешно протестирована на матчах Первенства России и принята в работу Российской Федерацией баскетбола как официальный инструмент для ведения статистики баскетбольных матчей. По результатам тестирования нами был выработан ряд предложений по доработке программного продукта, касающихся, в частности, алгоритма расчета коэффициента полезности игроков.

Игровое окно программы «OnlineBasket» представлено на рисунке 1.

Qi Онлайн : ДЮСШ N43 Екатеринбург - СДЮСШОР "Динамо* Курск _ (5 X

□ □ I

Рис. 1. Игровое окно программы «OnlineBasket»

Программа позволяет:

- фиксировать все действия игроков, тренеров, а также жесты судей;

- вести электронный протокол матча;

- формировать статистический отчет после каждого игрового отрезка и по окончании матча;

- вести опНпе-трансляцию матча;

- формировать карту бросков игроков команды;

- рассчитывать коэффициенты полезности игроков команд;

- составлять рейтинги лучших игроков матчей по различным игровым показателям.

Рассмотрим игровое окно программы подробнее. В верхней части игрового окна находится главное меню программы, а также основные показатели баскетбольного матча, такие как текущий период и время, счет матча, количество командных фолов и взятых тайм-аутов. В правой части окна осуществляется протоколирование хода матча, то есть описание действий, происходящих на площадке во время матча. В левой части окна представлены составы команды и выбор возможных игровых действий (рис. 2).

Рис. 2. Ввод игровых действий в программу

Перемещая виртуальный мяч от игрока к игроку, мы вводим действия, происходящие на площадке, в программу. К примеру, в игровой ситуации игрок команды Б под номером 27 забивает два очка в прыжке по центру возле кольца. Оператор-статистик перемещает виртуальный мяч к игроку под номером 27, нажимая левой кнопкой мыши на изображение майки с соответствующим номером, затем выбирает игровое действие «2 очка», затем выби-

рает вид броска — бросок в прыжке, и на карте бросков отображает, в какой точке площадки был выполнен бросок.

Для того чтобы ввести данную игровую ситуацию, которая может произойти на площадке в течение всего нескольких секунд, в программу, нам понадобится осуществить 4 клика компьютерной мышкой. Скорость ввода и обработки данных — одно из главных преимуществ использования данной программы.

Таким образом, вводя все игровые действия игроков, мы получаем информационную модель игровой деятельности каждого спортсмена, используя которую мы можем оценить его полезность для команды в конкретном матче. Модель формируется в виде статистического отчета (рис. 3).

Команда А; УОР "Сгартзк"

№ Фамилия К мл О 2 £14 к. 3/В 44. 3 ачк. 3/В % с игры з/в % штраф, з/в % АП ПХ 01 Е Подбор СЩ ЧЩ ы Вс ПТ ФС и» СВ +/-

*7 С-а и-а г 1/1 1<Ю 1/1 юа 1 3 7:15 -3

10 О-к Е-д 1 1 1 Б:04 3

11 м-а А-я 4 1/1 100 »/1 а ш 50 2/6 33 1 1 2 3 5 г 2 5 г 26:39 -7

*12 Н-а М-а 6 1/2 го 1.4 25 ж 33 1/2 50 2 1 3 1 5 17:21

14 Ж-а О-а 2 1/5 20 1/5 20 2 1 а.-м -3

15 Ктя Т-а 7 у; 29 ю 29 3/4 75 1 1 2 1 3 7 3 3 26:07 -19

•и Б-а С-а Э 3/В 36 1/6 17 #14 29 1 3 1 3 3 4 г 24:46 -15

* 21 В-а М-я 19 62 В113 62 3/6 50 1 3 2 3 : 5 2 4 4 25:16 -20

23 к-а М-д 7 3/6 50 3/6 50 1/1 100 1 1 1 1 1 14:51 -6

* 27 Ш-аА-а 5 з/в 25 0/3 а г/и. 16 1/2 50 2 3 1 4 2 2 24:36 -5

28 Т-а А-а 1 012 а 0/2 а 1/2 50 2 2 1 1 5 12:13 -10

29 Г-о А-я

Тренер: Ш-а Е-а

а Ш53 42 2/14 14 24/67 36 12/23 52 б 10 7 16 13 29 23 :в 26 200: М -35

Рис. 3. Информационная модель игровой деятельности игроков команды

В статистическом отчете отображается: количество набранных очков, процент попадания двухочковых, трехочковых и штрафных бросков, количество результативных передач, перехватов, блокшотов, подборов, потерь, фолов, а также сыгранное время игроков обеих команд.

На основании данных показателей производится расчет коэффициента полезности действий (КПИ) игроков по предложенной нами формуле:

КПИ = (О + АП + 1,3 * ПХ + 1,3 * БШ + 1,2 * СЩ + 1,4 * ЧЩ + 0,5 * ФС + + 0,2 * (+/-) - СБм - 1,5 * ДБм - 0,8 * ШБм - 1,4 * ПП - ПТ - ф) / СВ, где О — набранные очки; АП — атакующие передачи; ПХ — перехваты; БШ — блокшоты; СЩ — подборы на своем щите; ЧЩ — подборы на чужом щите; ФС — фолы соперника; СБм — средние броски мимо; ДБм — дальние броски мимо; ШБм — штрафные броски мимо; ПП — потери при передаче; ПТ — технические потери; Ф — фолы; СВ — сыгранное время.

Формула учитывает так называемые «веса» действий, ведь разные действия игроков приносят разную пользу для команды. В отличие от формулы Российской Федерации баскетбола в предложенной нами формуле равноценными стали такие игровые действия, как перехваты и блок-шоты, оценка

значимости которых вызывает очень много споров. Кроме этого, при расчете КПИ предложено также учитывать такой показатель, как коэффициент +/-. Вес показателя равен 0,2 в связи с тем, что показатель относится ко всем пяти игрокам, находящимся на площадке, и делится между ними поровну.

Коэффициент +/- показывает конкретный вклад каждого игрока в победу или поражение команды.

Расчет показателя «+/-» осуществляется следующим образом: в течение каждого игрового отрезка на площадке находится пять полевых игроков, командные действия которых ведут к тому, что команда ведет или проигрывает в счете. Если команда ведет в счете, то у каждого игрока показатель «+/-» будет всегда положительным. Если команда проигрывает, то показатель будет отрицательным. Как только в составе команды произошли замены, программа фиксирует, как эти замены повлияли на текущий счет [3].

К примеру, в первом игровом отрезке на площадке находились игроки 4, 5, 6, 7, 8. В результате их игровых действий команда А проигрывала по ходу матча 10 очков. Поэтому у всех вышеперечисленных игроков показатель «+/-» в данном игровом отрезке будет равняться -10. В следующем игровом отрезке тренер команды А осуществил замену игрока под номером 8 на игрока под номером 9, после чего команда отыграла 4 очка. В этом случае коэффициент игрока под номером 9 будет равняться +4, коэффициент игроков 4, 5, 6, 7 будет равняться -6, а коэффициент игрока под номером 8 по-прежнему -10. Таким образом, мы можем сделать вывод, что грамотно проведенная тренером замена, а также успешные действия вышедшего игрока привели к положительному рывку команды.

Полученные данные тренерский штаб команды может использовать во время матча, после матча, после окончания соревнований.

Сформированный статистический отчет вместе с картой бросков получает главный тренер команды после каждой четверти матча и в конце поединка. Наличие подробной информации об эффективности игровых действий игроков своей команды и команды соперника позволяет тренеру вносить коррективы по ходу матча, производить грамотные замены игроков, выявлять проблемные зоны в защите и нападении своей команды, а также выявлять лучших игроков команды соперника и разрабатывать методы по их нейтрализации.

После матча тренер анализирует полученные статистические данные, просматривает видеоматериал, оценивает уровень подготовленности команды, определяет величину расхождения планируемых и реальных показателей и принимает решение по корректировке плана следующего тренировочного занятия или нескольких занятий с учетом поставленных целей и задач.

После окончания соревнований на основании полученных данных и данных тестирования спортсменов тренер команды может сделать вывод о динамике эффективности соревновательной деятельности отдельных игроков и команды в целом.

На основании полученных коэффициентов эффективности спортсменов в течение всего годичного цикла подготовки нами разрабатывается база дан-

ных игроков с указанием показателей их эффективности и рейтингом лучших игроков по данным показателям, а также отображением динамики этих показателей (рис. 4) [3].

Рис. 4. Пример страницы игрока в базе данных

Выводы:

1. Современный уровень развития игровых видов спорта диктует необходимость использования информационных технологий, позволяющих проводить глубокий анализ действий игроков на площадке и решать поставленные задачи по ходу матча для оперативного контроля соревновательной деятельности спортсменов и повышения таким образом эффективности управления тренировочным процессом.

2. Статистический анализ позволяет дать оценку игровым действиям каждого игрока команды, а также определить вклад конкретного игрока в командный результат. Наличие данных о качестве соревновательной деятельности игроков позволяет провести корректировку технико-тактической подготовки спортсменов и внести коррективы в тренировочный процесс.

3. Проводимый статистический анализ позволяет дать оценку соревновательной деятельности соперников, что положительным образом сказывается на подготовке к выступлению команды в рамках какого-либо турнира. Наличие статистических данных о соревновательной деятельности соперников позволяет провести анализ их сильных и слабых сторон, изучить игровые дей-

ствия лидеров команды, а также разработать модель тактических действий для предстоящего матча.

Литература

1. ДаниловВ.А. Повышение эффективности игровых действий в баскетболе: ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1996. 43 с.

2. Dean Oliver. Basketball on Paper: Rules and Tools for Performance Analysis. Potomac Books, Inc., 2004. 376 p.

3. IT services for basketball federations, leagues and clubs helping to organize competitions, manage basketball information and interact with the fans. Press about mbt.lt. URL: http://www.mbt.lt.

Literatura

1. Danilov VA. Povy'shenie e'ffektivnosti igrovy'x dejstvij v basketbole: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 1996. 43 s.

2. Dean Oliver. Basketball on Paper: Rules and Tools for Performance Analysis. Potomac Books, Inc., 2004. 376 p.

3. IT services for basketball federations, leagues and clubs helping to organize competitions, manage basketball information and interact with the fans. Press about mbt.lt. URL: http://www.mbt.lt.

S.P. Sych, V.V. Sharikova

Estimation of Efficiency of Competitive Activity of Basketball-Players Estimation with the Use of Computer Technologies

The article describes the approaches to the use of modern information technologies to assess competitive activity in basketball. An example of using a computer program «OnlineBasket» for statistical analysis of game activity of athletes. The authors present the calculation of the coefficient of utility of players as an evaluation index of competitive activity in basketball. The possibility of using data obtained by statistical analysis is described.

Keywords: sports games; basketball; statistical analysis; efficiency of the competitive activity; computer programs; simulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.