Литература и источники
1. Анисимова Л.Н., Туманов Е.В. Формирование профессиональных знаний студентов факультета технологии и предпринимательства при решении творческих задач по инженерным дисциплинам // Фундаментальные исследования. Педагогические науки. 2012. № 6. С. 609-615.
2. Анисимова Л.Н., Туманов Е.В. Методика дистанционного преподавания начертательной геометрии в информационном пространстве университета // Вестник Московского государственного университета. Серия: «Педагогика». 2012. № 4. С.104-108.
3. Анисимова Л.Н. Инновационный подход к профессионально-графической подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства // Вестник Московского государственного университета. Серия: «Педагогика». 2014. №1. (Электронный журнал). http://evestnik-mgou.ru/Articles/View/540
4. Гурова Л.Л. Психология мышления М.: «ПЕР СЭ», 2005. 135 с.
5. Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В.Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии», 2006. 624 с.
6. Карев Б.А., Чопова Н.В. Возможности становления профессионально значимых умений при изучении инженерной графики в техническом вузе // Современная научная мысль. 2013. №1. С.178-184.
7. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 256 с.
8. Пиотрович А.А. Современные технологии обучения: опыт, проблемы и перспективы// Современная научная мысль. 2013. №1. С.194-200.
АНИСИМОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА - доктор педагогических наук, профессор Московского государственного областного университета.
ANISIMOVA, LYUDMILA N. - Doctor of Pedagogy, Professor, Moscow State Regional University (l.ani@mail.ru)/
УДК 37.012.3
ПОМАЗКОВ В.В.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ВНУТРИШКОЛЬНОГО МОНИТОРИНГА
Ключевые слова: мониторинг, математическая статистика, гипотеза, статистическая значимость, критериальные показатели.
В соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов, каждое образовательное учреждение внедряет систему внутришкольного мониторинга с учетом основных направлений и видов мониторинга, специфики образовательного учреждения и организационно-содержательных условий образовательного процесса. В статье предложены теоретические и методические подходы к конструированию системы мониторинга в образовательном учреждении. Показано, что важнейшим показателем качества является математический анализ статистической обработки представленных данных (сравнительный анализ уровня обученности, выполнение контрольно-диагностических работ и др.).
POMAZKOV, V.V.
EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF THE EDUCATION SYSTEM BY MEASURES OF INTRA-
SCHOOL MONITORING
Keywords: monitoring, mathematical statistics, hypothesis, statistical significance, criterial indicators.
In accordance with the requirements of federal state standards, each educational institution implements a system of in-school monitoring, taking into account the main directions and types of monitoring, the specifics of the educational institution and the organizational and content conditions of the educational process. In the article proposes the theoretical and methodological approaches to designing a monitoring system in an educational institution. It is shown that the most important indicator of quality is the mathematical analysis of the statistical processing of the data presented (comparative analysis of the level of training, the performance of control-diagnostic works, etc.).
Введение в российских школах новых федеральных государственных стандартов (ФГОС НОО и ФГОС ООО) заставило многих педагогов взглянуть на результаты своей деятельности с более широких позиций, прежде всего, в плане требований к конечным образовательным результатам. Сегодня качество образовательного процесса оценивается не только уровнем подготовки по отдельно взятым предметам, но и уровнем сформированности универсальных учебных действий (УУД), среди которых не только предметные УУД
(наиболее привычные для педагога), но и метапредметные УУД (познавательные, коммуникативные, регулятивные). Ориентируясь на повышение качества образовательного процесса, рассматривая оценку качества образования в масштабах всей школы, особое внимание необходимо уделять соотношению поставленных целей и достигнутых результатов. Именно поэтому, на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации, каждое образовательное учреждение по результатам года проводит процедуру самообследования.
В процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности в организации по направлениям:
- система управления организацией;
- содержание и качество подготовки выпускников;
- качество кадрового, учебно-методического и информационного обеспечения;
- материально-техническая база учреждения;
- функционирование внутренней системы оценки качества образования и др.
Развивающая образовательная среда учреждения обеспечивает комфортное развитие
личности ребенка. Причем особое внимание уделяется его индивидуально-психологическим особенностям. В этой связи, результаты самообследования образовательного учреждения носят разноплановый характер. При рассмотрении результативности деятельности учреждения, серьезное внимание уделяется следующим направлениям анализа эффективности образовательной среды:
1. Сфера здоровья: показатели психофизиологических особенностей развития ребенка.
2. Познавательная сфера: динамика интеллектуальных и творческих способностей детей.
3. Личностная сфера: динамика развития личностных качеств ребенка.
С учетом научно-обоснованных основных линий психического развития ребенка, составляются программы развития личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий (УУД) средствами учебных школьных предметов и занятий внеурочной деятельности в тесном сотрудничестве с системой дополнительного образования.
В научно-методической литературе понятие мониторинг не имеет однозначного толкования. Наиболее распространенное определение мониторинга можно представить как «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению» (Майоров А.Н.).
В работе методической службы образовательного учреждения необходимо разрабатывать обучающую программу по формированию у учителей навыков мониторинга, с целью его грамотного проведения. Серьезное значение необходимо уделить результатам проведенных внутришкольных мониторингов, тщательно проведя анализ. И не менее важное значение в данном контексте является наличие системы качественно-количественного анализа, компетентностный подход администрации школы и педагогов к применению математической статистики при обосновании эффективности образовательного процесса. Грамотный корреляционный анализ представленных данных позволит с уверенностью подтвердить или опровергнуть выдвинутые предположения и гипотезы образовательной программы школы.
Одним из тематических направлений повышения квалификации педагогических работников в школе, в рамках обучающих семинаров, является «Шкалирование результатов мониторинга (тестирования). Интерпретация результатов мониторинга (тестирования)».
В рамках данной темы изучаются следующие вопросы: виды шкал в образовании, этапы построения шкал для педагогических измерений, рейтинговые шкалы, математическая обработка результатов диагностики и интерпретация данных.
Приведу выдержки из основных занятий, посвященных вопросам статистической обработки результатов и интерпретации данных (Рисунки 1-6).
Основные понятия, и с л о/г ьзуем ы е в математической обработке данных
Признаки и переменные — это измеряемые педагогические и психологические явления. Такими явлениями могут быть: время решения задачи, количество допущенных ошибок, уровень тревожности, уровень интеллектуального развития!, показатель социометрического статуса
Математическая обработка — это оперирование со значениями приз на ка, полученными у испытуемых в процессе исследования. Индивидуальные результаты называют также «наблюдениями», «на бл юд а ем ы ми зн ач ен ия ми « ва р и а нта ми « и нди виду а л ьн ы м и показателями» и т.д.
Значения признака определяются при помощи специальных шкал измерения
Измерение - приписывание числовых форм объектам или событиям в соответствии с определенными правилами.
ШКАЛЫ ИЗМЕРЕНИЯ
С.Стивенсоном ( Стивенсон С1960, с.60) предложена классификация из 4типов шкал измерения:
1) номинативная или номинальная, или шкала наименований;
2)порядковая, или ординальная шкала;
3) интервальная или шкала равных интервалов;
4) шкала равных отношений
Уроени статистической значилаост и —
это вероятность того, что мы сочли различия суицественными, а они на самом деле случайны.
Когда различия достоверны на - опл уровне значимости или при р< О, 05, значит вероятность того, что различия все таки недостоверны составляет О, 05.
Когда различия достоверны на 1% - ом уровне значимости или при р< О, 01, значит вероятность того, что различия все таки недостоверны составляет О, 01.
Правило отклонения Нп^ и принятия Н^
* Если эмпирическое значение критерия равняется критическому значению, соответствующему р< О, 05 или превышает его, то Не гипотеза отклоняется, но мы еще не можем определенно принять Н^ .
* Если эмпирическое значение критерия равняется критическому значению, соответствующему р< О, 01 или превышает его, то Не гипотеза отклоняется и принимается Н^ .
Исключения: критерий знаков О, критерий Т- Вилкоксона и критерий и — Манна — Уитни. Для них установлены обратные соотношения.
Рис. 1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Рис. 5
Расчет критерия х2 при сопоставлении эмпирических показателей с равномерным распределением
N° Разряды ниазатв ли Эмпирически е частоты Теорегичес кал частота ^ -1т г.
1 Иван. 14 В +6 36 4,500
2. Куз ьм. 5 В -3 9 1,125
3 Пэ ЕЛ. а 3 о 0 0
4 Бел. 5 3 -3 9 1,125
Суммы 32 32 о 6,7 50
Рис. 6
С/ — критерий ¡VI а мы а - Уитни
Назначение *<ритерця:
Критерии предназначен для оценки различий между двумя выборка пли по уровню ка кого-л и 6о признака^ кол ичествен н о измеряепяого.
Эглпиричес кое значение критерия и отр а жает то. нас кол ько вел и ка зона совпадения между рядами. Поэтому. чем ллеыьеие Цэлчп. тем &олее вероятно, что различия ¿►ретоверны.
Гипсз тезы:
Но : Vt>o вень п риз н ака в гру п пе5 ^е ниже уровня п ризн ака в гру п пе 1. Н!. : Vt>oвень признака в группв 2 нцже иродня признакав группе 1.
Использование математической статистики в деятельности каждого педагога позволит провести качественный анализ результатов достижений не только учащихся, но и образовательной деятельности учреждения в целом. Данные показатели позволят запланировать эффективные мероприятия по ликвидации пробелов в работе учителя и ученика, наметить организационно-содержательные управленческие мероприятия по повышению качества образования в образовательной организации. Причем, именно статистика позволит указать являются ли данные изменения действительно значимыми, и на каком уровне представлена данная значимость.
Умелое применение математической статистики в работе педагога позволит не только развивать свои гностические способности, но и позволяет повысить свое педагогическое мастерство и квалификацию по направлениям:
- проектирование системы контрольных мероприятий в учреждении (классе) на основе принципов дифференциации и индивидуализации обучения;
- проведение психолого-педагогического анализа урока;
- проведение психолого-педагогической диагностики качества образования;
- использование знаний для совершенствования содержания программ базового и дополнительного образования и др.
Приведу пример использования математической статистики при обработке результатов мониторинга в профильных классах. Изучая динамику уровня обученности и качества знаний у учащихся профильных классов на протяжении двух лет (10-11 класс), можно едва заметить положительные изменения. И лишь с помощью методов математической статистики можно доказать достоверность результатов (Рис. 7).
Рис. 7
Динамика качественной специфики умственного развития у учащихся профильных 10-11
классов
Общественно-гуманитар| цикл
%
физико-
1 класс
гуманитарны
10 класс
естественнонаучн
По результатам мониторинга заметно, что учащиеся, которые обучались в соответствующей по характеру их профильного выбора образовательной среде, показали более высокий уровень обученности в 11 классе по сравнению с 10 классом. Таким образом, обучение в профильном классе способствовало дальнейшему развитию предметных способностей школьников.
Данное утверждение основано на статистическом расчете с помощью Т-критерия Вилкоксона. Различия между выборками, отражающими распределение показателей предметно-избирательной активности в начале 10 класса и в конце 11 класса, значимы:
а) для классов физико-математической направленности на уровне р < 0,01; Т=15; п
= 18;
б) для гуманитарного направления - р< 0,01; Т = 30,5; п = 19;
в) для естественнонаучного направления р < 0,05 ; Т = 51; п= 21. Профессиональная грамотность педагога позволит не только ему самому эффективно
организовать свою образовательную деятельность, но и развивать исследовательские способности каждого школьника и его компетентностные навыки по качественному анализу своей работы.
Каждое образовательное учреждение отразит в системе общешкольного мониторинга свою индивидуальность и уникальность (особенности образовательного учреждения могут быть показаны в информационном и диагностическом мониторингах). Но для качественного проведения сравнительного и прогностического мониторинга необходима основополагающая модель мониторинга образовательного учреждения. Для анализа таблиц возможно использование коэффициента корреляции, т.е. измерение степени связи одной переменной с другой. На основании данных мониторинга, принимаются административные решения о дальнейшем развитии образовательной среды учреждения.
Литература и источники
1. Мониторинг качества, статистика и социология образования: учебный курс/ М.Л. Агранович, О.Я. Дымарская и др. М.: Университетская книга, 2006. 188 с.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 342 с. (Стандарты второго поколения).
3. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. -2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 224 с.
4. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка в ситуации его развития// Вопросы психологии. 2010. №3.
5. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под. ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. 48 с. (Стандарты второго поколения).
ПОМАЗКОВ ВАСИЛИЙ ВИКТОРОВИЧ - кандидат технических наук, доцент, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», г. Калуга
POMAZKOV, VASILY V. - candidate of technical sciences, Associate Professor, Director of the "Secondary school № 2", Kaluga city (v.pomazkov@mail.ru).
УДК 37.036.5:378.75
АФАНАСЬЕВА Т.С. МОТИВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ «АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСЬЮ»
Ключевые слова: мотивация обучения, рабочая программа, учебная дисциплина, академическая живопись, быстрые наброски, эскизы к учебным постановкам, зарисовки длительные, подготовительный материал.
В статье рассматривается проблема мотивирования студентов на занятиях академической живописью. Автор размышляет о мотивации обучения, о видах мотивов, о шагах, предпринятых педагогом к развитию мотивационного потенциала у студентов. Обоснован вывод о том, что для развития профессиональных навыков в рамках дисциплины «Академическая живопись» необходима самостоятельная деятельность, прежде всего, создание набросков, эскизов и зарисовок.
AFANASYEVA, T.S.
MOTIVATION POTENTIAL OF STUDENTS AT THE ACTIVITIES OF "ACADEMIC PAINTING"
Keywords: motivation of training, work program, academic discipline, academic painting, quick sketches, sketches for educational performances, long sketches, preparatory material.
The article discusses the problem of motivating students in academic painting. The author reflects on the motivation of learning, the types of motives, the steps taken by the teacher to develop the motivational potential of students. The conclusion is substantiated that for the development of professional skills within the discipline "Academic Painting", independent activity is necessary, first of all, the creation of sketches, sketches and sketches.
Проблема мотивационного потенциала относится к числу актуальных, как в отечественной, так и в зарубежной психологии и педагогике. Мотивация является основной движущей силой в повседневной деятельности человека, в том числе в процессе формирования будущего профессионала в ВУЗе. Учебно-профессиональная деятельность студентов базируется на стремлениях, целях, эмоциях, интересах, потребностях, идеалах, установках и так далее. Мотивы - это сложная система, в которую включены многие аспекты, например, анализ и оценка выбора. Мотивация должна развиваться во время обучения, потому что для студентов это эффективный способ улучшить процесс обучения [3].
В художественные вузы поступают одаренные абитуриенты, которые стремится учиться и развиваться в рамках учебной программы и не только. Сегодня образование может быть гибким и мобильным. Имея четкую цель, гораздо проще к ней стремиться. Будущий студент развивает себя на дополнительных занятиях или самостоятельно, но чаще и тем и другим способом. После поступления в ВУЗ, студенты могут потерять настрой из-за сложной программы обучения и смены среды. Задача педагога заинтересовать своим предметом, это важно, потому что мотивированные студенты лучше учатся и усваивают программу.
Само понятие мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Понятие «активное участие» является в данном случае ключевым. Именно студент, который работает дополнительно, имеет мотивационный потенциал. Работа с дополнительным материалом необходима для выполнения всех поставленных задач.