Современная гимназия живет активной жизнью, знает современные проблемы общества, совершенствует учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие творческой личности, способной к самоактуализации, гуманной, высоконравственной. Библиографический список
1. Бондаревская Е. В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов - на Дону: ЮО РАО - 2007.
2. Пуйлова М. А. Актуальные проблемы общекультурной подготовки выпускников школ // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. - Таганрог: Изд. Центр Таганрог. Гос.пед.ин-та. - 2009. -№2.
Сердюкова Елена Владимировна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ №13, г. Белгород serdukova13@yandex.ru
Использование критериального подхода при осуществлении аналитико-прогностической деятельности образовательного учреждения
в направлении реализации ФГОС начального общего образования Аннотация. В данной статье описана модель мониторинга, которая позволяет осуществлять количественный и качественный анализ процесса введения и реализации ФГОС на уровне образовательного учреждения, анализировать эффективность осуществляемых образовательным учреждением мер по реализации ФГОС, выявлять факторы, препятствующие своевременному и полному введению ФГОС, определять динамику количественных и качественных показателей, характеризующих процесс введения и реализации ФГОС и осуществлять разработку рекомендаций по обеспечению введения ФГОС.
Ключевые слова: критериальный подход, объекты анализа, показатели эффективности деятельности учреждения, объекты и критерии мониторинга, реализации ФГОС нового поколения.
Термин «анализ» (от гр. апаlуsis - разложение) традиционно предполагает мысленное или реальное разделение объекта на элементы, части, что позволяет упростить познание объекта. Анализ является неотъемлемой функцией управления, позволяющей выявить проблемы (разрывы между результатами жизнедеятельности системы, желаемыми и требуемыми в будущем, и результатами, имеющими место в настоящий момент), а также выявить и объяснить причины этих проблем (разрывов) с тем, чтобы, в конечном счете, обеспечить решение проблем и общее улучшение результатов системы. Основным методом анализа деятельности учреждения (равно как и любого другого анализа) является выявление и сопоставление свойств и характеристик объектов исследования по установленным критериям и показателям для определения состояния этих объектов, их особенностей и тенденций изменения.
Актуальность использования критериального подхода обусловлена активной разработкой в теории внутришкольного управления нового направления, основанного на принципах управления качеством, а также внедрением систем внешней оценки качества образования, построенных на критериальной основе:
- показатели мониторинга реализации президентской инициативы «Наша новая школа» (федеральный уровень);
- критериальные значения основных показателей деятельности, необходимых для установления вида и категории образовательного учреждения (региональный уровень);
- критерии рейтингования общеобразовательных учреждений (региональный уровень);
- показатели социально-экономического развития учреждения (муниципальный уровень);
- критерии и показатели, применяемые при аттестации на квалификационные категории педагогических работников (региональный уровень);
- критерии стимулирования руководящих и педагогических работников (муниципальный уровень и уровень учреждения) и т. д.
Целью критериального анализа является определение результативности деятельности образовательного учреждения по обеспечению условий, процесса и качества образования.
Функции критериального анализа.
Целевая - задаёт показатели как планируемый результат;
Диагностическая - определяет степень соответствия/несоответствия показателям;
Аналитическая - позволяет выявить причину несоответствия планируемым результатам посредством включения показателей условий и процесса реализации;
Прогностическая - на основе динамики показателей делает возможным выстраивание перспективы.
Этапы осуществления критериального анализа (циклически):
- выделение объектов и критериев анализа с учётом заданных тенденций развития образования и соответствующих задач, стоящих перед учреждением;
- определение показателей эффективности деятельности учреждения на основе прогноза результативности с учётом текущего состояния и запланированных мероприятий;
- сопоставление ожидаемых показателей с достигнутыми (по данным мониторинга, внутришкольного контроля, диагностических процедур, статистических сведений и т. д.);
- формулировка проблем, задач по их решению, составление плана работы учреждения;
- определение плановых показателей эффективности деятельности учреждения;
- составление программы мониторинга на предстоящий учебный год.
Таким образом, критерии и показатели не являются жёстко заданными и неизменяемыми. По итогам анализа ежегодно вносятся коррективы. Однако для получения показателей развития учреждения в динамике должна обеспечиваться стабильность основных показателей. Такими показателями являются те, которые заданы федеральными, региональными и муниципальными долгосрочными программами развития образования.
Выбор объектов и критериев анализа обусловлен тенденциями развития образования в стране, регионе, муниципалитете. Так, в основу положены:
- приоритетный национальный проект «Образование»;
- направления президентской инициативы «Наша новая школа»;
- требования федерального государственного образовательного стандарта началного общего образования 2009 года;
- областная целевая программа «Развитие образования Белгородской области на 2011-2015 годы»;
- программа развития МБОУ СОШ №13 г. Белгорода на 2011-2016 годы;
Объектами анализа стали:
- организационно-правовое обеспечение реализации ФГОС НОО;
- учебно-методическое и материально-техническое обеспечение введения ФГОС;
- методическое сопровождение учителей начальных классов, направленное на обеспечение готовности к реализации ФГОС НОО;
- информационное обеспечение реализации ФГОС.
1. Результаты мониторинга предметных и метапредметных результатов
Структура анализа осуществляется в следующей последовательности:
- констатация задач, стоящих перед учреждением;
- определение критериев и соответствующих показателей эффективности;
- сопоставление сведений: планируемых результатов и полученных;
- формулировка новых задач и мероприятий.
Показатели эффективности деятельности учреждения по реализации ФГОС нового поколения на ступени начального общего образования
Объекты анализа Показатели эффективности
организационно-правовое обеспечение реализации ФГОС НОО - включение в дорожную карту по реализации ФГОС НОО направлений: организационно-управленческие условия, кадровые условия и методическое сопровождение реализации ФГОС, финансовые и материально-технические условия, информационное обеспечение введения ФГОС; - наличие координационного совета и рабочей группы по введению ФГОС нового поколения; - соответствие основной образовательной программы начального общего образования, реализующей ФГОС НОО 2009 года, нормативным требованиям; - наличие утверждённой программы, модели и плана внеурочной деятельности; - наличие утверждённого Положения о Портфеле достижений ученика начальных классов как механизма учета учебных и внеучебных достижений обучающихся; - наличие системы мониторинга результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, включающий оценку достижения предметных и мета-предметных результатов;
учебно-методическое и материально-техническое обеспечение введения ФГОС - оборудование кабинетов начальных классов в соответствии с требованиями СанПиН и «Требованиями к условиям» ФГОС НОО; - 100%-ное обеспечение учебниками, соответствующими ФГОС НОО 2009 года, учащихся 1-х классов; - обновление учебников для 1-4-х классов, рекомендованных к использованию МОиН РФ; - программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности;
методическое сопровождение учителей начальных классов, направленное на обеспечение готовности к реализации ФГОС НОО - проведение тематических педагогических советов, семинаров, заседаний ШМО, посвящённых вопросам реализации ФГОС нового поколения; - наличие рубрики «Работаем по ФГОС нового поколения» в библиотеке; - высокий уровень информированности учителей начальных классов в сфере нормативных документов и методических основ реализации ФГОС НОО (оп результатам диагностики);
информационное обеспечение реализации ФГОС - рассмотрение вопросов введения и реализации ФГОС нового поколения на родительских собраниях, собраниях коллектива учреждения; - ведение информационной страницы «ФГОС нового поколения» на сайте школы; - включение в Публичный доклад о деятельности учреждения, анализ работы школы раздела «Реализация ФГОС НОО»;
результаты мониторинга предметных и метапредметных результатов - не менее 90% учащихся с высоким и средним уровнем результативности обучения (по результатам педагогической диагностики; - не менее 90% учащихся с высоким и средним уровнем усвоения предметных знаний и умений по русскому языку и математике (по результатам контрольных работ); - сформированность универсальных учебных действий не менее, чем у 80% учащихся (по результатам комплексной проверочной работы)
Критериальный подход используется при составлении программы мониторинга качества образования. Целью мониторинга является получение обратной связи о том, насколько эффективно вводится новый образовательный стандарт. Поскольку новый стандарт начальной школы вводится постепенно, важно обнаружить те «разрывы», которые необходимо преодолеть, чтобы избежать формального введения стандарта. О формальном введении стандарта можно будет говорить в том случае, если начальная школа не переориентируется на достижение новых образовательных результатов, не поставит их во главу угла. В этом случае изменение образовательной программы или изменение условий не приведет к существенной трансформации образовательного процесса.
Таким образом, целью мониторинга реализации ФГОС НОО в МБОУ СОШ №13 г. Белгорода является определение того, происходят ли заданные стандартом изменения в образовательной программе и условиях ее реализации и «работают» ли эти изменения на появление новых образовательных результатов.
Разработанная модель мониторинга реализации ФГОС НОО МБОУ СОШ №13 г. Белгорода позволяет:
- осуществлять количественный и качественный анализ процесса введения и реализации ФГОС на уровне образовательного учреждения;
- анализировать эффективность осуществляемых образовательным учреждением мер по реализации ФГОС;
- выявлять факторы, препятствующие своевременному и полному введению ФГОС;
- определять динамику количественных и качественных показателей, характеризующих процесс введения и реализации ФГОС;
- осуществлять разработку рекомендаций по обеспечению введения ФГОС.
Модель мониторинга МБОУ СОШ №13 г. Белгорода включает в себя две взаимодополняющие системы сбора и обработки данных: ряд анкет заполняется на уровне учреждения в режиме самооценки готовности учреждения к реализации ФГОС НОО, другие анкеты заполняются конкретными педагогами, работающими в учреждении, и характеризуют готовность конкретных классов и педагогов к реализации ФГОС НОО. Таким образом, создается взаимодополняющая система сбора данных, так как данные, собираемые на уровне учреждения, и данные, собираемые на уровне отдельных классов, частично пересекаются и могут быть использованы для сопоставления реальной и предполагаемой оценки готовности учреждения к реализации ФГОС НОО.
Обработка и анализ данных для каждой из взаимодополняющих систем сбора производится по отдельности и формирует показатели разных уровней. Сравнительные показатели по учреждению и сравнительные показатели по классам, уточняющие показатели по учреждению и демонстрирующие различные характеристики образовательной среды, на основании которых можно делать вывод о готовности отдельного класса, учреждения, муниципального образования и региона в целом к реализации ФГОС НОО. Все это обеспечивает сбалансированность системы мониторинга и точность получаемых результатов.
На школьном уровне в МБОУ СОШ №13 г. Белгорода заполняются данные об учебном плане образовательного учреждения, кадровых, информационных, финансово-экономических, материально-технических, нормативно-правовых и методических условиях реализации ФГОС. Данные по готовности педагогов к оценке универсальных учебных действий, а также методическая оснащенность для формирования универсальных учебных действий собираются при опросе педагогов, а затем автоматически складываются в целостный показатель образовательного учреждения (а затем - муниципалитета и региона) по методическим условиям введения стандарта начального общего образования.
В мониторинг входит и информация о том, какие УМК использует педагог по каждому из четырех предметов. Эта информация интересна постольку, поскольку существуют экспертные заключения относительно соответствия различных систем учебников требованиям нового стандарта. Данный раздел мониторинга позволит оценить, насколько такой ресурс, как учебно-методический комплекс (система учебников), используется педагогами в полной мере.
Релевантность мониторинга проявляется в том, что анализируются все требования ФГОС НОО: к результатам образования, к структуре образовательной программы, к условиям реализации стандарта.
В соответствии с этим в модели мониторинга МБОУ СОШ № 13 г. Белгорода выделяются следующие объекты:
- условия обеспечения введения ФГОС НОО;
- образовательная программа и учебный план образовательного учреждения;
- система оценки планируемых образовательных результатов.
Подобный выбор объектов мониторинга позволяет получить полноценную картину готовности образовательного учреждения к реализации ФГОС НОО и динамику изменения этих параметров в последующие годы.
Сравнение исходного и актуального состояния каждого из объектов мониторинга позволит сделать выводы о том, насколько успешными являются действия образовательного учреждения по созданию всей совокупности условий, обеспечивающих эффективная реализация ФГОС.
Анализ характеристик каждого объекта мониторинга позволит выявлять факторы, препятствующие своевременному и полной реализации ФГОС, обнаруживать зоны конфликтов и напряжений в учреждении, обнаруживать источник этого напряжения и проектировать действия по их устранению.
Для каждого из названных объектов в МБОУ СОШ №13 г. Белгорода были отобраны показатели, позволяющие определить, насколько выполняются учреждением требования ФГОС.
В качестве показателя используются данные о методической готовности учителей МБОУ СОШ №13 г. Белгорода оценивать метапредметные результаты. Эта группа показателей является важнейшей для данного мониторинга, поскольку ключевым отличием нового стандарта является ориентация на результаты нового типа - универсальные учебные действия. Отсутствие в образовательном учреждении системы оценки метапредметных результатов может стать тревожным сигналом о проблемах реализации федерального стандарта. Показателем наличия системы оценки метапред-метных результатов является наличие в арсенале педагога инструментария оценки универсальных учебных действий. При этом выявляется информация и о наиболее распространенных типах инструментов (их перечень задан в примерной образовательной программе НОО).
Кроме того, задается вопрос о планируемом включении оценки универсальных учебных действий в итоговую оценку по результатам начальной ступени образования. Промежуточными по данному блоку являются следующие показатели: оснащенность педагогов для оценки каждого из универсальных учебных действий по каждому предмету в конкретном классе, оснащенность педагогов для оценки каждого из универсальных учебных действий в каждом образовательном учреждении и муниципалитете. Эти данные позволят проявить, насколько педагоги готовы к формированию универсальных учебных действий и какие из учебных действий нуждаются в дополнительном методическом сопровождении.
Итоговым по данному блоку является показатель общего уровня методической оснащенности учителей для оценки метапредметных результатов. Он позволяет выяснить, какую долю составляют классы, в которых по всем видам универсальных учебных действий существует нулевая, низкая, средняя, высокая и полная оснащенность.
В мониторинге отслеживаются наличие следующих условий реализации ФГОС НОО: финансово-экономических, методических, информационных, материально-технических, нормативно-правовых, кадровых. Для выполнения требования компактности в мониторинг включены были только те показатели, которые специфичны для требований нового стандарта и направлены на появление новых образовательных результатов.
Методическое обеспечение реализации ФГОС анализируется по таким показателям, как наличие методических рекомендаций для формирования универсальных учебных действий, а также учебных пособий, позволяющих организовать работу по их формированию.
Промежуточными по данному блоку являются следующие показатели: оснащенность педагогов для формирования каждого из универсальных учебных действий по каждому предмету. Эти данные позволят проявить, насколько педагоги готовы к формированию универсальных учебных действий и какие из них вызывают наибольшие трудности у педагогов.
Итоговым по данному блоку является показатель общего уровня методической оснащенности учителей для достижения метапредметных результатов. Он позволяет выяснить, какую долю составляют классы, в которых по всем действия существует нулевая, низкая, средняя, высокая и полная оснащенность.
Кроме того, к методическому оснащению относится такой показатель, как наличие современных форм представления детских результатов (портфель достижений, творческих работ и пр.).
Нормативно-правовое обеспечение реализации ФГОС анализируется по тому, внесены ли изменения в Положение о системе оценивания, Положение о промежуточной аттестации и переводе обучающихся и в должностные инструкции учителя начальных классов, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС НОО, психолога, педагога дополнительного образования. Кроме того, через анализ степени самостоятельности учреждения в разработке положения об оплате труда.
Финансово-экономическое обеспечение реализации ФГОС анализируется по таким показателям, как наличие в образовательном учреждении собственного положения об оплате труда, позволяющего оплачивать внеаудиторные виды деятельности, а также начислять стимулирующую часть заработной платы в зависимости от результативности образовательного процесса.
Информационное обеспечение реализации ФГОС анализируется по таким показателям, как наличие информационной образовательной среды в образовательном учреждении, свободного доступа в Интернет, ведение электронной документации (дневников и журналов), а также использование Интернет-ресурсов для размещения детских образовательных продуктов.
Кадровое обеспечение реализации ФГОС анализируется по таким показателям, как прохождение курсов повышения квалификации педагогическими работниками, работающими в начальных классах. В опроснике для педагогов задаются вопросы о том, освещались ли в ходе повышения квалификации проблемы формирования и оценки сформированности универсальных учебных действий.
Материально-техническое обеспечение реализации ФГОС анализируется по таким показателям, как наличие библиотеки, соответствующей требованиям ФГОС, а также площадки для свободного самовыражения учащихся (школьного сайта, газеты и пр.).
Анализ деятельности и составление программ мониторинга МБОУ СОШ №13 г. Белгорода с использованием критериального подхода в течение 2-х лет позволяет констатировать следующие эффекты.
1. Критериальный анализ обеспечивает следующие требования к анализу деятельности учреждения: конкретность и диагностичность (у выявленных недостатков (проблем) появляется количественная или качественная шкала, позволяющая оценить степень несоответствия того, что есть, с нормой, т.е. с тем, что должно быть), обоснованность, которая обеспечивается надежностью норм, с которыми сопоставляется реальное положение дел в практике, надежность информации о реальном положении дел.
2. Наличествует логическая завершённость аналитического процесса в цикле: объект анализа - задачи школы - критерии - показатели эффективности - сведения (собственно анализ) - задача -мероприятия - показатели эффективности. Цикличность показана на примере фрагмента анализа работы с одарёнными детьми в приложении (схема осуществления критериального анализа).
3. Выявление проблемных зон в деятельности учреждения, а также их причин обеспечивается полнотой критериев и показателей не только результативности, но и условий, процесса.
4. Критериальный анализ является основанием внесения в систему школьного мониторинга критериев и показателей, актуальных для развития учреждения. Обеспечивается обоснованность и мобильность программы внутриучрежденческого мониторинга.
5. Позволяет иметь объективное представление об учреждении в образовательном пространстве города, региона, страны благодаря обусловленности критериев и показателей результативности внешне заданными планово-прогностическими программами.
6. Обеспечивается отслеживание динамики показателей эффективности деятельности учреждения в течение длительного временного периода
Кроме того, критериальный подход позволил выстроить в концептуальном и содержательном единстве следующие документы:
1. Программа мониторинга: показатели процесса, условий и результата деятельности учреждения по всем направлениям
2. Критерии стимулирования педагогических работников: обеспечивает гибкость системы стимулирования, целенаправленное использование ресурса материального стимулирования для повышения качества образования.
Тихонова Людмила Михайловна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБУ «Гимназия № 38», г. Тольятти tihonowa50@.yandex.ru
Организация профильного обучения Аннотация. В статье представлен опыт организации профильного обучения, на основе построения индивидуальной образовательной траектории каждого старшеклассника. Индивидуальная образовательная траектория рассматривается как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Учебный процесс учащихся 10-11 классов осуществляется по индивидуальным учебным планам. Такая организационная форма профильного обучения позволяет создать образовательную систему специализированной подготовки личности к профессиональному самоопределению и самореализации выпускника в его самостоятельной жизни. Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, профильное обучение является «средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования». Переход к профильному обучению на основе индивидуальной образовательной траектории требует структурных, организационных и содержательных изменений на ступени среднего (полного) общего образования. Деятельность заместителя директора по организации профильного обучения осуществляется в нескольких направлениях: организационно-педагогическая и аналитическая деятельность, научно-методическое сопровождение.
Ключевые слова: профильное обучение, индивидуальная образовательная траектория, управленческая деятельность заместителя директора.
С 2005-2006 учебного года МБУ гимназия № 38 города Тольятти перешла к профильному обучению. В рамках уже существующего лингвистического профиля на ступени среднего (полного) общего образования были открыты профильные классы с изучением русского языка, английского языка, литературы, второго иностранного языка по выбору. Однако классы филологического или лингвистического профиля больше были направлены на «специализированную подготовку» всех учащихся класса в одном направлении. Учебные планы однопрофильных классов составлялись на основе «Примерных учебных планов для некоторых возможных профилей» и содержали набор общеобразовательных предметов одинаковый для всех. Учащиеся были поставлены в ситуацию выбора только тогда, когда приступали к обучению в 10 классе. Старшеклассники имели право самостоятельного выбора элективных курсов из школьного компонента образовательного учреждения но, предлагаемый набор элективных курсов дол-