Научная статья на тему 'Оценка эффективности систем слежения за автотранспортом'

Оценка эффективности систем слежения за автотранспортом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОНАСС / GLONASS / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА / AUTOMATIC SYSTEM / ГЕОЛОКАЦИЯ / GEOLOCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров Н. О., Володенков А. Д., Рыбаков С. И., Серегин Ю. Н.

Рассмотрена проблема слежения за автотранспортом и особенности данной отрасли. Проанализирована экономическая эффективность при контроле автомобилей предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANCE EVALUATION OF CARS TRACKING SYSTEMS

The problem of tracking transport and features of this branch is considered. Economic efficiency at control of cars of the enterprise is analyzed.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности систем слежения за автотранспортом»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 1

УДК 004.418

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМ СЛЕЖЕНИЯ ЗА АВТОТРАНСПОРТОМ

Н. О. Егоров, А. Д. Володенков, С. И. Рыбаков Научный руководитель - Ю. Н. Серегин

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

Рассмотрена проблема слежения за автотранспортом и особенности данной отрасли. Проанализирована экономическая эффективность при контроле автомобилей предприятия.

Ключевые слова: ГЛОНАСС, автоматизированная система, геолокация.

PERFORMANCE EVALUATION OF CARS TRACKING SYSTEMS

N. O. Egorov, A. D. Volodenkov, S. I. Rybakov Scientific Supervisor - Y. N. Seregin

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The problem of tracking transport and features of this branch is considered. Economic efficiency at control of cars of the enterprise is analyzed.

Keywords: GLONASS, automatic system, geolocation.

Для больших сетей со своим автопарком характерна проблема недостаточного контроля за автомобилями, что вызывает проблемы у владельцев компании. Автомобили могут двигаться медленно, что увеличивает время движения, или наоборот, слишком быстро, что подвергает автомобили и водителей к повышенному риску. Вдобавок водители могут украсть часть топлива из автомобиля или просто делать вид, что работают, а на самом деле - нет. Все это сказывается на экономике предприятия из-за лишних издержек на транспортные расходы. Конечно же, контроль над автотранспортом всегда был и будет, но и методы обмана так же совершенствуются. Например, раньше следили за показаниями топлива в баке и одометра. А водители умудрялись «накручивать» одометр и часть топлива оставлять себе, при этом, не выполняя свою основную работу. Такая схема мошенничества часто использовалась в муниципальных службах, где мало кто вообще заинтересован в экономической эффективности [1] До сих пор большие экономические потери несут предприятия сельскохозяйственной отрасли, где человеческий фактор играет большую роль. И тут уже не дело в краденом топливе, а в большом количестве краденого зерна. Что только водители не придумывают ради своей выгоды.

Данные проблемы уже решаются с помощью внедрения систем мониторинга за автотранспортом. Современные системы мониторинга являются качественным эффективным и удобным в пользовании инструментом, позволяющим повысить результаты деятельности любой транспортной компании или предприятия, деятельность которого связана с использованием транспорта. В автомобиль устанавливается оборудование для слежения за транспортом со спутника, датчики веса, количества топлива в бензобаке, тахографы и др. [2]. Все данные этих датчиков передаются по радиосвязи в единый центр, где они обрабатываются и хранятся. Оператор в любой момент времени может узнать, где находится автомобиль, с какой скоростью он движется, где остановился, где заправился и т. д. Функций у таких систем очень много, некоторые из них узкоспециализированы - позволяют осуществлять контроль спецтранспорта и спецтехники (контроль дорожной техники, мониторинг перевозок нефтепродуктов и горячих веществ), часть систем универсальны и дают возможность мониторинга любого транспорта. В любом случае, практически каждая система слежения за автомобилем (за транспортом, за автотранспортом) помогает повысить эффективность работы и конкурентоспособность предпри-

Секция «Информационно-управляющие системы»

ятия. Слежение при помощи спутниковой связи за транспортом помогает повысить дисциплину персонала, предотвращая несанкционированные поездки, слив бензина, некачественную аренду автомобилей, использование спецтранспорта в личных целях. Кроме того, они помогают отслеживать угоны и вандальные действия злоумышленников, необоснованные пробеги авто. К тому же такие системы не только помогают владельцам предприятия экономить. Опять же, в сельском хозяйстве при сборе урожая система может помочь водителю комбайна или трактора выбрать оптимальный маршрут движения, при котором площадь посева или сбора урожая будет обработана максимально эффективно.

Такие системы должны быть крайне надежными и безотказными, потому что в данной сфере сбои приведут к большим затратам ресурсов на восстановление. Так же они должны быть защищенными, так как данные таких систем являются корпоративной тайной и необходимо, чтобы не происходило утечки информации. Только авторизованные люди должны иметь доступ к таким системам. Эти системы должны оперативно сообщать оператору о положении автомобилей и об их состоянии [3].

На российском рынке уже много компаний, предоставляющих услуги по установке систем мониторинга за автомобилями. Причем укомплектовать один автомобиль будет стоить по-разному. Стоимость оборудования на один автомобиль может колебаться от 15 до 180 тысяч рублей. К тому же нужно платить за каждый автомобиль от 5 до 40 тысяч рублей в месяц за обслуживание данной системы. Производители данного оборудования все равно утверждают, что по итогу заказчик останется в выигрыше. Помимо предприятий с большим парком, разработчики все чаще стали предлагать рядовым гражданам устанавливать системы мониторинга на личные автомобили. Это позволяет контролировать автомобиль каждого члена семьи.

В рамках данной статьи были опрошены две организации, занимающиеся перевозками. У каждой организации более 15 грузовых автомобилей. Ответственные лица этих организаций рассказали, что уже пользуются такими системами и очень довольны ими. Они отметили тот факт, что могут постоянно контролировать свой парк машин и воздействовать на водителей, если они нарушают ПДД и свой рабочий график. В одной организации смогли повысить количество перевозок, оптимизируя рабочий график водителей.

Проанализировав достоинства и недостатки внедрения систем мониторинга можно сделать вывод, что для крупных компаний их использование может стать достаточно эффективным вложением средств. Производители утверждают, что срок окупаемости данного оборудования составляет от 2 месяцев до одного года [4]. К тому же в Российской федерации уже на законодательном уровне обязывают устанавливать тахографы. Эти меры должны увеличить безопасность на дорогах в целом [5].

Библиографические ссылки

1. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / под общ. и науч. ред. проф. В. И. Сергеева. М. : Инфра-М, 2004. С. 303.

2. Джерихов В. Б. Управление техническими системами / СПбГАСУ. СПб., 2007. 51 с.

3. ГЛОНАСС. Принципы построения и функционирования / под ред. А. И. Перова, В. Н. Хари-сова. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Радиотехника, 2010. 800 с.: ил.

4. Системы мониторинга автомобильного транспорта [Электронный ресурс]. URL: http://www.sirius.su/ (дата обращения: 09.02.2015).

5. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 21 августа 2013 г. № 273.

© Егоров Н. О., Володенков А. Д., Рыбаков С. И., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.