онитоьинг
MODERN SYSTEMS OF TRACKING AND TRANSPORT MONITORING USED AT THE MOTOR TRANSPORTATION ENTERPRISES
Kurilova Anastasia Sergeevna, Student, Chair of Economics and Management,
Nonth-Caucasian Federal University, Stavropol E-mail: kurilova0609@yandex. ru
In article the comparative analysis of modern systems of tracking and monitoring used at the automobile enterprises, and also merits and demerits of most often used systems are analyzed.
Keywords: monitoring; control; fuel consumption; satellite navigation.
УДК338.2 СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ СЛЕЖЕНИЯ
И МОНИТОРИНГА ТРАНСПОРТА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
© Курилова А.С., 2012
80
КУРИЛОВА
Анастасия Сергеевна,
студентка, кафедра
Экономики
и управления,
Северо-Кавказский
федеральный
университет,
Ставрополь
kurilova0609@yandex.ru
В статье приводится сравнительный анализ современных систем слежения и мониторинга, используемых на автомобильных предприятиях, а также анализируются достоинства и недостатки наиболее часто используемых систем.
Ключевые слова: мониторинг, контроль, расход топлива, спутниковые навигации, экономия.
Российские компании, осуществляющие перевозки, рано или поздно сталкивается с проблемой злоупотреблений со стороны работников, непосредственно эксплуатирующихтехнику. Это и "сливы топлива", и "левые рейсы", и "приписка пробега". Все эти и многие другие проблемы (контроль передвижения транспорта в реальном времени, оптимизация транспортных схем, создание полной базы данных по работе автотранспорта) поможет решить система мониторинга на основе GPS.
Большинство систем мониторинга используют методы спутниковой радионавигации.
Спутниковый мониторинг делает возможным [1]:
- контроль эксплуатации транспорта и спецтехники. Он позволяет выявлять нарушения, допущенные водителем, такие, как несоблюдение скоростного режима, работу двигателя с чрезмерной нагрузкой и т.д
- контроль расхода топлива. Система мониторинга дает возможность следить за расходом, фиксируя отклонения от нормы в большую или меньшую сторону;
- обнаружение и пресечение слива горючего и любых других махинаций с ним;
- слежение за передвижением машин и техники в режиме реального времени;
- оценка времени простоя автотранспорта и общей эффективности работы автопарка;
- сравнение характеристик работы и особенностей эксплуатации единиц транспорта, принадлежащих к одной группе.
В настоящий момент существует множество различных систем слежения и мониторинга за автомобильным транспортом. Наиболее популярными являются такие системы, как Дозор GPS, Black_box, Антики, Скаут, АвтоТрекер, FAS, АвтоГРАФ. Каждая система мониторинга имеет свои особенности, технические характеристики, достоинства и недостатка. Рассмотрим часто приобретаемые системы. [3]
Система Black_box-это современный высокотехнологичный прибор, объединяющий в компактном корпусе спутниковую приемную антенну, спутниковый приемник сигналов GPS (глобальной системы позиционирования), микропроцессор для обработки полученных сигналов, аккумулятор, устройство энергонезависимой памяти и процессор для быстрой передачи данных в диспетчерский компьютер по интерфейсу USB 2.0. Водитель подключает Black_box к разъему в
кабине автомобиля, и прибор начинает записывать в память свое местоположение, время и скорость. Процесс приема никем не отслеживается и никому не оплачивается.
По окончании рейса (либо отчетного периода, например, раз в неделю) водитель отключает прибор и сдает его диспетчеру. При подключении прибора к компьютеру Black_box автоматически передает данные о рейсе, и ПО диспетчерского пункта (программа Black_box Manager) отображает и выдает на печать результаты обработки данных:
1) дату и время начала рейса;
2) дату и время окончания рейса;
3) время в движении;
4) время простоя;
5) пробег (с точностью не хуже 10%).
6) тахограмму (график скорости от времении, аналогично "бумажному" тахографу типа Кинц-ле-VDO, но в более удобной форме);
Стоимость Black_box составляет примерно 7 500 руб. Эксплуатация прибора абсолютно бесплатна.
Система FAS Standard представляет собой аппаратно-программный комплекс, предназначенный для сбора, передачи, хранения и обработки данных о работе техники.
Контролируемые параметры: скорость (км/ч), частота оборотов двигателя, включение/выклю-чение зажигания, уровень топлива в топливных баках (при установке датчиков уровня топлива), значение напряжения бортовой сети, географические координаты (широта, долгота), высоту над уровнем моря, направление движения (курс);
Система позволяет получать детальную информацию о работе техники и водителя/опера-тора, потреблении топлива машиной, фиксировать время и объемы заправок топлива и его сливов, скорость движения, время работы, пройденное расстояние, местоположение техники.
Это дает возможность выявить махинации с топливом со стороны заинтересованных лиц и полностью контролировать работутехники.
Преимуществами системы являются:
- разработана на основе 11-летнего опыта работы на рынке топливного контроля и аналитики;
- данные по топливу система получает с высокоточного Датчика уровня топлива LLS Omnicomm;
- нет вмешательства в работу топливной аппаратуры и информационных систем техники;
- универсальность устройства. Система устанавливается на любое транспортное средство;
- невозможность незаметно вмешиваться в работу устройства (высокая степень защиты);
- самая эффективная в настоящее время система топливного контроля и топливной аналитики.
Стоимость комплекта оборудования (с установкой) в зависимости от типа автотехники в среднем составляет 28 000 руб.
Недостатками данной системы являются:
- высокая стоимость оборудования;
- относительно невысокая точность измерения;
- невозможность измерения расхода топлива на коротких отрезках времени, когда уровень в баке изменяется незначительно.
Система спутникового мониторинга и контроля транспорта "АвтоГРАФ" - это аппаратнопрограммный комплекс, разработанный специалистами ООО "ТехноКом" на основе самых современныхтехнологий в области спутниковой навигации, а также каналов передачи и обработки данных.
В основе системы лежит технология определения местоположения транспортного средства с помощью сигналов навигационныхспут-ников системы глобального позиционирования NAVSTAR (GPS) или ГЛОНАСС.
' ' дАпрНЛіЬ f.
Стоимость прибора "АвтоГРАФ" - 13 500 руб., монтаж оборудования - 1 200 руб., або- KNT\ нентская плата спутникового мониторинга 350 K ' руб. в месяц.
Преимущества данной системы:
- неоспоримым и основным преимуществом данных систем является определение именно 81 реального расхода топлива двигателем определенной единицы техники;
- низкая погрешность данных измерений;
- при подключении датчика моточасов, возможность контролировать сливы топлива из топливной системы (т.к. слив топлива из бака с целью воровства становится неактуальным);
- возможность контроля времени работы двигателя на холостых оборотах, а также расхода топлива за это время.
Недостатками системы "АвтоГРАФ" являются:
- достаточно высокая стоимость как самих датчиков, так и работ по монтажу;
- необходимость при применении схемы подключения с одним датчиком переделывать схему питания двигателя и закольцовывать "об-ротку", что не реализуемо как на некоторых моделях отечественных двигателей, так и на подавляющем большинстве импортных. В таких случаях приходится устанавливать дифференциальные датчики (ДРТ-77, DFM-8 D), что почти в двое увеличивает стоимость оборудования и монтажа;
- повышенная чувствительность к качеству топлива и загрязнениям, необходимость установки в топливную систему дополнительных фильтрующих элементов;
- невозможность контролировать уровень топлива в баке, место и время заправок (сливов) топлива, а также их объем;
- невозможность применения данных систем на транспорте с бензиновыми двигателями.
ГЧ
О
ГЧ
I-
о
1_
□
«Л
гч
I—
онитоьинг
82
Система слежения АвтоТрекер - это система дистанционного мониторинга и управления транспортными средствами, основанная на технологиях GPS-навигации и сотовой связи GSM. В отличие от простых навигационных и охранных систем, АвтоТрекер обеспечивает всесторонний контроль за состоянием автомобиля, включая его местонахождение, маршрут поездки, график движения, скоростной режим, события на борту, условия перевозки груза и др. Полученные данные сверяются с путевым заданием.
Преимущества системы АвтоТрекер:
- Универсальность. Возможность применять GPS трекеры для мониторинга работы таксопарков, автохозяйств, строительной и спецтехники, автомобилей курьерских служб, логистических компаний и транспортных подразделений компаний различного уровня.
- Простота использования. Интуитивно понятный интерфейс системы нетребуетспециальных знаний или предварительной подготовки операторов, для управления всеми функциями достаточно иметь базовые навыки работы с компьютером.
- Богатая функциональность. GPS трекер позволяет получать различные данные, включая информацию о местонахождении и скорости автотранспорта, количестве оборотов двигателя и температуре в кузове рефрижераторов, местах и времени стоянок и разгрузок и т.д. Эти сведения предоставляются системой мониторинга пользователю в виде отчетов и передаются в архив, и в дальнейшем могут учитываться при разработке оптимальных маршрутов передвижения.
- Надежность. Система спутникового мониторинга автотранспорта подходит для эксплуатации в суровых климатических регионах России. Вслучаях обрыва GPRS-связи информация с GPS трекеров записывается в память энергонезависимого устройства, а при восстановлении связи автоматически отправляется на сервер.
- Доступность. Для установки системы контроля транспорта нет необходимости покупать специальное оборудование или дорогостоящее программное обеспечение. Доступ к спутниковому мониторингу GPS трекеров осуществляется через браузер при наличии подключения к сети Интернет. Электронные карты местности предоставляются бесплатно.
- Мобильность. Система мониторинга автотранспорта доступна из любой точки планеты, где имеется доступ к GPRS или сети Интернет через стандартный КПК или ПК. Доступ к информации, передаваемой GPS трекерами, может иметь неограниченное число сотрудников компании.
- Возможность подключения различных карт. Система использует картографические
данные собственного формата, разработанные специалистами компании. Также возможно применение дополнительных как растровых, так и векторных карт от Google и Яндекс с возможностью переключения в режимы "Гибрид", "Спутник", "Карта".
Система GPS АвтоТрекер имеет трехуровневую архитектуру, включающую следующие базовые компоненты: бортовое оборудование, устанавливаемое непосредственно на автомобиль; серверная часть; рабочие места наблюдателей и администраторов.
Установка и настройка системы включает в себя [2]:
1. Анализ особенностей перевозочного процесса наданном предприятии, определение требуемого набора датчиков, исполнительных элементов и функций мониторинга.
2. Установку бортового оборудования на автомобили в соответствии с задачами, стоящими перед заказчиком.
3. Описание перевозочного процесса, возможных штатных и нештатных событий в терминах, удобных и понятных заказчику.
4. Установку программного обеспечения серверов и рабочих мест диспетчеров.
5. Регистрацию автомобилей и пользователей в системе.
6. Программирование бортовых блоков.
7. Обучение сотрудников предприятия-заказчика работе в системе АвтоТрекер.
После проведения анализа систем мониторинга и контроля транспорта можно сделать вывод, что для Ставропольских автотранспортных предприятий наиболее приемлемой является система GPS АвтоТрекер. Систему можно приобрести в компании "SIRIUS" в Ростове-на-Дону. Данная организация предлагает наиболее выгодные условия по цене и монтажу оборудования. Стоимость GPS АвтоТрекера составляет 8 000 руб., монтаж оборудования - 1500 руб., расходы на ежемесячное обслуживание при пробеге более 100 км в месяц - 500 руб.
По результатам эксплуатации уже установленных систем АвтоТрекер было выявлено, что среднее сокращение пробега в результате внедрения системы составляет в среднем 23,5 %. Для определения экономической эффективности после установки данной системы произведем расчеты по внедрению АвтоТрекера на 10 единиц автомобилей на предприятии ОАО АТП "Ставропольское-2". Результаты расчетов и экономическая эффективность от внедрения системы представлены в таблице.
Как видно из расчетов, установка системы АвтоТрекер является выгодным для предприятия, поскольку экономия от снижения расхода на топливо во много раз превышает затраты на установку оборудования:
2 219 640 - 155 000 = 2 064 640 руб.
Таблица - Экономическая эффективность Систем спутникового мониторинга транспор-
по внедрению системы АвтоТрекер на ОАО АТП та и контроля топлива существует большое ко-"Ставропольское-2" личество, которые успешно
Наименование показателя Значение показателя до внедрения мероприятия Значение показателя после внедрения мероприятия
Среднее расстояние, проходимое за месяц одним автомобилем, км 8 833 6 757
Расхода топлива в литрах на 100 км. пробега, л /100 км 33 33
Стоимость л. топлива, руб. 27 27
Среднемесячные расходы на топливо одного автомобиля, руб. 78 702 60 205
Среднемесячные расходы на топливо на 10 автомобилей, руб. 787 020 602 050
Эффект от снижения расхода топлива в год на 10 автомобилей, руб. 2 219 640
Расходы на приобретение и обслуживание системы АвтоТрекер в год (на 10 ед.), в том числе: - стоимость оборудования - монтаж оборудования - обслуживание - 155 000 80 000 15 000 60 000
Эффект от внедрения мероприятия - 2 064 640
METHOD OF ESTIMATING THE COST SUPERVISED AND UNSUPERVISED IN ORGANIZED GROUPS
используются на многих предприятиях. Выбор кон- JN кретной модели зависит от целей, которые преследует ^ предприятие.
п О
Примечания:
1. Харисова В.Н.Глобальная Спутниковая радионавигационная система: учебное пособие/ В.Н. Харисова - М.: ИПРУР, 2005.
2. Карлащук В.И. Спутниковая навигация: учебное пособие/ В.И. Карлащук, С.В. Кар- *-0 лащук - М.: Приор, 2006.
3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.www.minsvyaz.ru
\
Frolov Dmitry Viktorovich, PhD of Economics, Specialist in Chief, 83
Management Departament the Food Markets and Services, Hell-ministratsija, Sochi E-mail: dima@msx.ru
Shevchenko Milana Viktorovna, PhD of Economics, Senior Professor, Rostov State University of Means of Communication, Rostov-on-Don E-mail: milana@msx.ru
The article touched upon the delineation and evaluation of controlled and un-controlled costs, shows the method for estimating the level of uncertainty in the system due to the transition to work in an environment provided by the World-Trade Organization.
Keywords: controllable and uncontrollable costs; the method of assessing the level of uncertainty of the collective.
РАЗГРАНИЧЕНИЕ И ОЦЕНКА КОНТРОЛИРУЕМЫХ УДК338.462:656 И НЕКОНТРОЛИРУЕМЫХ ЗАТРАТ В ОРГАНИЗОВАННОМ КОЛЛЕКТИВЕ
В статье затронута проблема разграничения и оценки контролируемых и неконтролируемых затрат, показан метод оценки уровня неопределённости в системе в связи с переходом к работе в условиях, предоставляемых Всемирной торговой организацией. Ключевые слова: контролируемые и неконтролируемые затраты; метод оценки уровня неопределённости коллектива.
© Фролов Д.В., 2012 © Шевченко М.В., 2012
Для снижения неопределённости (когда процесс в зависимости от случая может заканчиваться различными исходами) в организации или на предприятии важно учитывать всевозможные (явные и неявные) затраты. Причины многих затрат, потерь от брака и рекламаций невозможно своевременно уловить. Затраты, связанные с принятием ошибочных управленческих решений, не всегда удаётся материализовать, аргументировано доказать. Для достоверности оценки управ-