Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http: //www. agequal. ru 2019, №3 http://www.agequal.ru/pdf/2019/AGE QUALITY 3 2019.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Игловская А.И., Сальникова А.А. Оценка эффективности систем корпоративной социальной ответственности электросетевых компаний России с использованием метода анализа среды функционирования // Электронный научный журнал «Век качества». 2019. №3. С. 86-105. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2019/319006.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Оценка эффективности систем корпоративной социальной ответственности электросетевых компаний России с использованием метода анализа среды функционирования
Игловская Анастасия Игоревна,
студентка факультета химии и высоких технологий, Кубанский государственный университет, 350040,Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская д.149,
iglovskaya97@mail. ru
Сальникова Анастасия Анатольевна,
сотрудник лаборатории управления инновациями в технических системах,
Кубанский государственный университет, 350040,Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская д.149,
nansy2004@list. ru
Аннотация. Статья посвящена вопросам применения подхода DEA (data envelopment analysis - анализ среды функционирования) к оценке эффективности корпоративной социальной ответственности (КСО) таких значимых объектов как электросетевые компании (ЭК). КСО входит в одно из ключевых свойств организации электроэнергетики как социально-экономической системы, это один из механизмов развития ЭК в настоящее время, отражающий добровольное решение компаний принимать участие в повышении уровня жизни общества и защите окружающей среды. Рассмотрены понятия, стандарты и методики оценки эффективности КСО. На основе системного представления ЭК выявлены входные и выходные параметры, наиболее актуальные для оценки эффективности деятельности. Разработан алгоритм на основе метода анализа среды функционирования, позволяющий не только количественно оценить эффективность функционирования компаний, но и определить направления ее повышения. Основу
УДК 332.1
алгоритма составляет модель CRR, ориентированная по входу. В работе представлены результаты программной реализации алгоритма, позволяющие выявить эффективные и неэффективные электросетевые компании в рамках реализации КСО.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность; анализ среды функционирования; электросетевая компания; стандарты социальной ответственности; межрегиональная распределительная сетевая компания; оценка эффективности.
Проблему обеспечения качества для российских компаний на сегодняшний день довольно сложно переоценить, так как оно перестало определяться одним лишь соответствием требованиям нормативной документации. Социальная деятельность предприятий также оказывает влияние на восприятие потребителем и обществом в целом качества продукции или услуги. Так, в настоящее время крупные компании, поддерживая свой положительный общественный имидж, всё чаще устанавливают стратегические цели, внедряют корпоративные стандарты и осуществляют тактику социально ответственного поведения.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) прошла уникальный и довольно сложный путь становления как предмет научных исследований, так как есть определенная степень двусмысленности в отношении определения понятия "корпоративная социальная ответственность" и характера основных принципов, которые ее определяют. Так, Всемирный бизнес-совет по устойчивому развитию1 трактует КСО как «постоянное стремление бизнеса внести свой вклад в экономическое развитие при одновременном повышении качества жизнь работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом». Это
1 World Business Council for Sustainable Development - Corporate Social Responsibility. - URL: https://growthorientedsustainableentrepreneurship.files.wordpress.com/2016/07/csr-wbcsd-csr-
primer.pdf.
определение подчеркивает тот факт, что сфера применения КСО гораздо шире, поскольку требует более всесторонней приверженности фирмы обществу.
В России развитие корпоративной социальной ответственности (КСО) началось в последнее десятилетие, и с тех пор число компаний, внедряющих принципы социальной ответственности, растет. Многим компаниям ещё предстоит пересмотреть свои подходы к КСО, а оценить их эффективность можно, используя различные инструменты в данной области. Проанализировать существующие показатели компании в сфере КСО можно, соотнеся их с требованиями международных стандартов, а также используя индексы или программные комплексы. За рубежом [1-3] подобная практика ведется уже более двадцати лет и задает общий вектор развития КСО.
Интерпретации понятия и стандартизация КСО
В современных условиях социально ответственный бизнес является значимым фактором притягательности компании для всех заинтересованных сторон. Само понятие КСО (Corporate Social Responsibility) впервые было употреблено 1953 г. американским ученым Г. Боуеном в монографии «Социальная ответственность бизнесмена», которая закрепила за ним славу «отца корпоративной социальной ответственности». В работе было четко озвучено, что бизнес - это часть общества, перед которым он несет ответственность [4].
Обобщая существующие определения, можно сказать, что КСО - это концепция управления, в соответствии с которой компании интегрируют социальные и экологические аспекты в свою деятельность при взаимодействии со своими заинтересованными сторонами. КСО также понимается как способ достижения баланса экономических, экологических и социальных императивов компании (triple bottom line или тройной подход), в то же время учитываются ожидания акционеров и заинтересованных сторон.
Ключевые вопросы, обсуждаемые в рамках КСО, - это экологический менеджмент, экоэффективность, взаимодействие с заинтересованными сторонами, соблюдение стандартов труда и условий труда, отношения между работниками и
обществом, социальная справедливость, гендерный баланс, права человека, надлежащее управление и антикоррупционные меры. Правильно реализованная концепция КСО может принести ряд конкурентных преимуществ, таких как расширенный доступ к капиталу и рынкам, увеличение продаж и прибыли, снижение эксплуатационных расходов, повышение производительности и качества труда, улучшение имиджа и репутации бренда, повышение лояльности клиентов и др.
Концепция КСО в настоящее время продолжает развиваться, и появляются различные экспликации, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Интерпретации понятия КСО
Источник Понятие КСО
Европейская комиссия - свободное решение компаний участвовать в улучшении условий жизни общества и защите окружающей среды
Всемирный совет по устойчивому развитию - приверженность бизнеса концепции устойчивого развития в отношениях со своими сотрудниками, их семьями, местным населением, обществом в целом с целью улучшения качества их жизни (определение указывает на зависимость между развитием бизнеса и повышением качества жизни местного сообщества)
Институт исследований Всемирного банка - комплекс политик и мер, связанных с ключевыми заинтересованными сторонами, их ценностями, а также ориентирует бизнес на устойчивое развитие
Внешэкономбанк - добровольный вклад организации в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, напрямую связанный с основной деятельностью организации и осуществляемый преимущественно дополнительно по отношению к требованиям законодательства
ISO 26000 - ответственность организации за воздействие её решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое: о содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества; о учитывает ожидания заинтересованных сторон; о соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения; о интегрировано в деятельность всей организации и применяется в её взаимоотношениях
Э. Давиньон - председатель Европейского движения предпринимателей за социальную консолидацию - осознанная заинтересованность бизнеса, приносящая пользу для общества в целом, отражает основную идею социальной ответственности, но под КСО не следует понимать ни благотворительность, ни развитие отношений с местным сообществом
Источник: составлено авторами на основе данных [5, 6].
Ниже (рис. 1) представлены аспекты, которые предусматривает корпоративная социальная ответственность.
>-Q производство продукции и услуг, качество которых соответствует всем законодательным нормам
Ü о я я <и ■защита окружающей среды и экономия невосполнимых ресурсов
м Ü Й ш соблюдение прав сотрудников на безопасный труд при социальных гарантиях
о щ cd tu защита культурного наследия
П cd Я Я О участие в повышении квалификации и навыков персонала
« cd Я м Я содействие власти в улучшении территории, в которой находится организация
и es (X, О В помощь малоимущим семьям, инвалидам, сиротам и одиноким престарелым
А О М соблюдение общепринятых законодательных и этических норм ведения бизнеса и другие
Рисунок 1 - Аспекты, которые предусматривает корпоративная социальная
ответственность Источник: составлено авторами на основе данных [7].
Социальная ответственность, являясь ценным элементом деятельности компании, нуждается в создании систематического подхода к ее регулированию согласно установленным правилам. Стандарты в данной области способствуют устройству процесса руководства социальной активностью организации, её оценки и регулирования. В таблице 2 представлены основные стандарты в области КСО.
Таблица 2 - Основные стандарты в области КСО
Название стандарта Краткое описание
SA 8000 Стандарт, созданный компанией Social Accountability International в 1997 году, является одним из первых стандартов в области КСО. SA 8000 представляет собой новую форму добровольного «самоуправления» условиями труда. SA 8000 - эффективный инструмент для улучшения условий труда на рабочем месте, особенно в странах, где отсутствует надежное соблюдение стандартов и трудовых норм. Стандарт SA 8000 основан на Конвенции Международной организации по защите труда, на Декларации прав человека ООН и на положениях Конвенции о правах ребенка. Требования SA 8000 можно интегрировать в уже существующую систему менеджмента, базирующуюся на стандартах ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001 и др.
GRI Стандарт, разработанный организацией Global Reporting Initiative Organization, который базируется на выпуске отчетности в области устойчивого развития. Стандарт GRI помогает предприятиям, правительствам и другим организациям понять и рассказать о влиянии бизнеса на критические вопросы устойчивого развития
АА 1000 Стандарт, созданный Институтом социальной и этической отчетности. Данный стандарт применяется для верификации отчетов и включает оценку и аудит нефинансовых итогов деятельности компании. Отличием АА 1000 является упор на постоянный, системный диалог со стейкхолдерами
Стандарты Саншайн (The Sunshine Standards) Стандарты, разработанные Альянсом стейкхолдеров США. Данные стандарты включают руководящие указания о том, какая информация должна быть включена в ежегодный «Корпоративный отчет для заинтересованных сторон». Заинтересованные стороны включают сотрудников, клиентов, сообщества, поставщиков и других лиц, которые вносят значительный вклад в успех корпорации или на которые ее деятельность оказывает значительное влияние
Стандарт ТПП РФ «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в РФ» стандарт, созданный с применением основных аспектов стандартов АА1000 и «Руководство по отчетности устойчивого развития». В нем содержатся вопросы в области КСО, которые более актуальны для России - помощь детям, уплата налогов, достойная заработная плата сотрудников, благотворительность в социальной сфере
ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности» Международный стандарт, разработанный организацией ISO, в котором описаны добровольные руководящие указания в сфере КСО, но не требования. Стандарт точно определяет значение социальной ответственности, а также действия компаний, которые необходимо выполнить, чтобы поступать социально ответственным образом. ИСО 26000 может применять любая компания вне зависимости от сферы деятельности, размера, местонахождения. Стандарт дает конкретные установки по определениям, характеристикам, практикам, принципам, проблемам и вопросам, относящимся к социальной ответственности
Источник: составлено авторами на основе данных [8, 9].
Электросетевые компании и корпоративная социальная ответственность
Электросетевые компании (ЭК) находятся под ведомством Федеральной сетевой компании (ФСК), в собственности которой находятся магистральные сети. Далее ЭК представлены крупными межрегиональными распределительными сетевыми компаниями (МРСК), которые объединены в единый холдинг - Холдинг МРСК. Крайняя группа ЭК - это малые территориальные сетевые организации (ТСО). Они обычно обслуживают электросети небольших муниципальных образований, могут находиться в собственности муниципальных властей или частных инвесторов [10]. Контролирующим органом ФСК ЕЭС является ПАО «Россети» - одна их крупнейших системообразующих электросетевых компаний, которая размещена в первой десятке энергосистем мира по уровню установленных генерирующих мощностей, производству электроэнергии, занимает 4-е место в мире по установленной мощности электростанций после США, Китая и Японии, содержит 507 тысяч подстанций, 2,35 млн км линий электропередачи, а также 217 тысяч человек в своем составе. Имущественный комплекс содержит 35 дочерних обществ, среди которых 15 межрегиональных, и магистральную сетевую организацию.
Основными сферами функционирования ЭК являются передача и распределение электроэнергии, обеспечение работоспособности электрических сетей, работа в сфере телефонной связи, консультирование по различным вопросам управления, управление холдинг-компаниями [11].
КСО является значимым элементом компаний электроэнергетики как социально-экономической системы, это один из механизмов развития ЭК в настоящее время, отражающий добровольное решение участвовать в повышении уровня жизни общества и защите окружающей среды. При применении элементов КСО в деятельности электросетевых компаний эффективность, репутация, инвестиционная привлекательность, человеческие отношения и производительность работников, внимание средств массовой информации, доверие среди целевой аудитории потребителей, структур власти и широкой общественности; лояльность клиентов, компетентность и профессионализм сотрудников, производительность
труда, показатели прибыли, качество предоставляемых услуг значительно повышаются.
Работа ПАО «Россети» в сфере КСО подробно отражена в годовых отчетах, выпускаемых на постоянной основе2, начиная с 2008 г. Благодаря им как внешние, так и внутренние потребители могут основывать свое мнение о деятельности компании. В отчетах раскрыты технологические, экономические, социальные и экологические результаты деятельности, вопросы по таким направлениям, как управление рисками, персоналом, корпоративное управление, охрана окружающей среды, охрана труда и техника безопасности, соблюдение этики, благотворительность, управление качеством предоставляемых услуг, взаимодействие со стейкхолдерами, программы партнерства на территориях присутствия и ряд других элементов деятельности. Помимо отчетов компания также имеет ряд документов, которые относятся к различным аспектам КСО, например: Кодекс корпоративной этики, коллективный договор, интегрированная система менеджмента и т.д. Стоит отметить, что в 2018 г. ПАО «Россети» признано лучшей социально эффективной компанией энергетической отрасли [13].
Большая часть дочерних электросетевых компаний ПАО «Россети» имеет внедренные, успешно функционирующие и сертифицированные системы менеджмента качества (СМК) или интегрированные системы менеджмента (ИСМ). Такие предприятия имеют «внутренние резервы» для решения проблем, связанных с изменением предпочтений потребителей в отношении качества и возрастающей экологической осознанности.
СМК (ИСМ) обладает огромным потенциалом для повышения организационных возможностей в целях эффективного управления человеческими и природными ресурсами. СМК (ИСМ) направлена на эффективное использование ресурсов, в частности природных, что является основной целью корпоративного экологического менеджмента и менеджмента качества. Компаниям стоит связывать свои цели в области качества (экологии, охраны труда) с целями устойчивого
2 Годовые отчеты ПАО «Россети». - URL: http://www.rosseti.ru/investors/info/year/
развития3, так как это поможет повысить эффективность деятельности организации во всех аспектах устойчивого развития.
Методы оценки эффективности КСО
Задача увеличения прибыли не является единственной целью электросетевой компании и, соответственно, не может быть единственным критерием эффективности, поэтому КСО как составляющая системы менеджмента подлежит оценке эффективности, которая составляет отдельную методологическую проблему. Проблема связана с выбором критериев, методов оценки, способов количественного измерения и взаимной увязки показателей, соотнесением экономической выгоды и социальной эффективности.
Из всех методик оценки корпоративной социальной ответственности, результаты которых доступны широкому кругу заинтересованных сторон, наиболее популярными являются методики расчета фондовых индексов в области корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития. Назначение социальных фондовых индексов - обеспечить принятие решений в рамках социально ответственного инвестирования. В таблице 3 представлены методы оценивания КСО.
Таблица 3 - Методы оценки эффективности КСО
Название метода Краткое описание
BSC (Balanced scorecard) Система сбалансированных показателей оценки бизнеса структурно содержит 4 ключевых компонента: финансы (например, увеличение рентабельности), маркетинг (удовлетворенность потребителей), внутренние бизнес-процессы (процессы, вносящие весомый вклад результативность компании и удовлетворенность стейкхолдеров), обучение и рост. Для определения эффективности используются как финансовые, так и нефинансовые показатели
CPI (Corporate Philanthropy Index) Нефондовый индекс корпоративной ответственности, который используют для сравнительного позиционирования компаний. Оценка проводится при помощи взаимодействия с различными заинтересованными сторонами. Компания, прошедшая оценку, получает информацию о результатах деятельности и необходимые рекомендации. При максимальной величине индекса 5, индекс 4 считается свидетельством высокой КСО
3 Цели в области устойчивого развития (ООН). - URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goal s/
CRA (Corporate Responsibility Audit) Методика интегрированной системы аудита корпоративной устойчивости дает оценку деятельности организации по пяти ключевым экономическим и социальным показателям: 1) СМК; 2) энергосбережение и защита окружающей среды; 3) взаимоотношения с персоналом; 4) рабочие взаимоотношения и права человека; 5) отношения с сообществом. Аудит КСО предполагает оценку наиболее важных характеристик компании по отношению к системе ее ценностей, этике, внутренней среде, системе менеджмента и ожиданиям основных заинтересованных сторон. Индекс CRA может помочь в улучшении репутации компании, прибыльности, производительности и эффективности
DJSI (Dow Jones Sustainability Index) Индекс, который полагает проведение расчета уровня социальной ответственности компаний. Для этого необходимо заполнение анкеты, включающей 50-60 критериев. Каждый из критериев имеет свой вес (стоимость). Отличительной чертой методики является тот факт, что в зависимости от того, к какой отрасли принадлежит компания, применяется поправочный коэффициент. Внимание в данном индексе концентрируется на ESG-факторах (Environment - воздействие на окружающую среду, Social - социальное воздействие, Governance - фактор управления компанией)
FTSE4Good Социальный индекс, предусматривающий заполнение компанией опросных листов с перечнем вопросов. Индекс предполагает проведение интервью с представителем компании, все ответы должны быть достаточно полными и подкреплены доказательствами (отчеты и т.д.). Эксперты обрабатывают предоставленные данные и выстраивают рейтинг. Оценка проводится в соответствие с факторами, включающими определенные критерии. В результате компании включаются в индекс FTSE4Good Global 100 или Europe 50
Методика С.Ф. Гончарова, Н.А. Кричевского Методика содержит как качественные, так и количественные показатели КСО. Качественные показатели объединены в три группы (показатели КСО перед сотрудниками компании, показатели перед обществом, показатели экологической ответственности). Предложена система качественных показателей и интегральный показатель социальной ответственности компании, являющийся суммой качественных показателей, в которой значение показателя равняется 1, если показатель присутствует, либо 0, если отсутствует. Данные показатели, можно изменить, дополнить исходя из особенностей продукции, предприятия. Поверхностная оценка является недостатком данной методики, так как лучше определять не наличие или отсутствие определенных критериев, а степень их проявления в деятельности компании, ведь, например, наличие этического кодекса или отдела КСО в компании еще является качественной работой в данном направлении
Методика В.Б. Вязового Методика предлагает оценку социального инвестирования (СИ) при использовании количественных и качественных показателей. Количественными являются финансовые затраты компании на социальные программы, качественными показателями являются наличие коллективного договора, внедрение международных стандартов социальной отчетности и т.д. Чем больше значение СИ, тем выше социальная активность организации
Методика К.А. Руденко Поэтапная оценка определения уровня социальной ответственности компании. К.А. Руденко выделяет ключевые показатели эффективности с социальными программами. Достоинством методики является определение уровней КСО компании, которые разбиты от низшей к высшей форме проявления ответственности: базовая ответственность; внутренняя
ответственность; ответственность, относящаяся к традиционной благотворительности; комбинированная социальная ответственность; стратегическая благотворительность; социальные инвестиции; венчурная филантропия; социальная полезность
Методика А.П. Жойдика Система показателей комплексной оценки КСО, позволяющая сравнивать компании и составлять их рейтинг. Методика предусматривает использование данных из открытых источников. Система показателей включает в себя показатели, сгруппированные по 6 направлениям: 1) показатели СИ и эффективности растрат на оплату труда; 2) показатели растрат на охрану труда, обеспечение промышленной безопасности и обучение в данной сфере; 3) социальные показатели найма и развития персонала; 4) показатели воздействия на окружающую среду; 5) показатели расходов на природоохранную деятельность, экологические платежи и штрафы за нарушение природоохранного законодательства; 6) показатели инновационной деятельности
Методика Г.Л. Тульчинского Методика предполагает оценку эффективности корпоративной социальной ответственности компании при помощи показателей, относящихся как к социальным инвестициям, так и просто влияющим на социальные аспекты организации. Показатели эффективности представлены в четырех разных аспектах деятельности компании, а именно: забота (подразумевает внутренние показатели эффективности, оцениваемые с позиции общества (охрана здоровья и труда, вложения в человеческий капитал и т.д.)), добросовестность (предполагает внутренние показатели, но оцениваемые с точки зрения бизнеса), сопричастность (подразумевает оценку внешних показателей со стороны общества), успех (предполагает оценку внешних показателей КСО со стороны бизнеса)
Источник: составлено авторами на основе данных [6; 12-14].
Метод DEA для оценки эффективности КСО электросетевых компаний
В теории и практике управления деятельность компании рассматривается с разных точек зрения, значимых для анализируемой организации: инженерно-технологической, организационной, социально- и финансово-экономической, а также экологической, политической и др. Взаимодействие этих аспектов деятельности конкретной рассматриваемой компании определяет содержание соответствующего ей понятия эффективности [15].
Создание совокупного критерия эффективности часто находилось в темах обсуждений исследователей. Обычно показатели рассматриваются как интегральные свертки индивидуальных показателей, в которых экспертами установлены весовые коэффициенты. Но также существует метод, исключающий применение оценок экспертов, - Data Envelopment Analysis (DEA), известный в русскоязычной литературе как метод анализа среды функционирования.
Методология DEA, разработанная в 1957 г. М. Фареллом и усовершенствованная А. Чарнесом и В. Купером [16], на сегодняшний день довольно часто применяется для анализа процессов, организаций, производств в конкретных сферах деятельности (нефтегазовой отрасли, здравоохранении и т.д.). Этот метод применяется для определения относительной эффективности объектов с несколькими разнородными и несоизмеримыми «входами» и «выходами» в случаях, когда недопустимо использовать привычные меры эффективности для сопоставления объектов. Следовательно, методология удобна благодаря получению обобщенного показателя (коэффициента относительной эффективности), учитывающего множество факторов (играющих роль переменных «входа») и многомерность получаемого результата (описываемого набором переменных «выхода»). При этом не требуется традиционного нормирования значений «входных» и «выходных» переменных. Для каждой конкретной системы и в каждом конкретном случае входные и выходные параметры могут различаться как количеством, так и составом. Как правило, выбираются наиболее значимые показатели деятельности системы [17].
Согласно DEA, в самом общем случае под эффективностью понимается соотношение полезного эффекта деятельности организации - Y (выходная величина (мера эффективности)), к затрачиваемым в ходе этой деятельности ресурсам - X (входная величина):
k = Y/X
При этом показатель, k должен принимать значения в интервале от нуля до единицы. Объекты, для которых показатель эффективности равен 1, считаются наиболее эффективными [18]. Следует отметить, что оценку эффективности с фокусом на КСО методом DEA в российских электросетевых компаниях еще не проводили, но метод использовался для оценки экологической эффективности регионов [19-22]. Зарубежные ученые в области оценки КСО используют метод DEA, основанный на учете финансовых показателей [23-25].
Для проведения оценки эффективности систем КСО электросетевых компаний на основании зарубежных и отечественных данных были выделены и использованы
показатели, которые наиболее часто встречаются в изученных исследованиях. На основании рассмотренных показателей из годовых отчетов российских РСК были отобраны те, которые оказывают влияние на социальную корпоративную среду компании. Следует отметить, что достаточное количество показателей, отображающих деятельность компаний в рамках КСО, не были применены в проводимом анализе ввиду того, что ряд компаний не раскрыли по ним необходимую информацию в годовых отчетах. Анализ показателей позволил осуществить выбор следующих входных и выходного параметров. Входными параметрами были выбраны те, которые для достижения наивысшей эффективности необходимо уменьшить, а именно:
- Х1 - SAIDI (ч) - средняя продолжительность перерывов в электроснабжении на одного потребителя;
-Х2 - SAIFI (шт.) - частота перерывов в электроснабжении на одного потребителя;
- Х3 - количество аварий (шт.);
- Х4 - платеж компании за негативное воздействие на окружающую среду (тыс. руб.);
- Х5 - потери электрической энергии (млн Квт*ч).
В качестве выходного параметра принята 1, которая характеризует максимальную эффективность компании.
Все выбранные показатели связаны с корпоративной социальной ответственностью. Во входных показателях к техническим относят количество аварий, SAIDI и SAIFI, но они также влияют на экономическую и социальную стороны деятельности компании за счет увеличения расходов на устранение аварий и ухудшения качества обслуживания потребителей. Платежи за негативное воздействие относятся к защите окружающей среды, что является важной составляющей социальной ответственности.
Для проведения оценки эффективности были выбраны дочерние компании ПАО «Россети». Расчет проведен в программе maxDEA 7.0 с базовой моделью
построения, ориентированной по входу с постоянным эффектом масштаба (Input -oriented CCR).
Результаты работы модели представлены на трех вкладках. Первая вкладка -Summary, на которой представлена базовая информация о работе модели. Основные результаты расчетов приведены на вкладках Score и Benchmarks. В первой колонке представлены названия электросетевых компаний (я терминологии DEA - decision making units или производственные объекты), во второй - их меры эффективности, т.е. основной результат моделирования. В третьей для каждой компании выводится название эталонной - то есть той, которая ближе всех к данной компании и одновременно лежит на границе эффективности. Эталонным объектом для каждой эффективной компании является она сама. Помимо значений мер эффективности, к основным результатам расчетов еще следует отнести значения целевых параметров каждого входа (в случае ориентированной по входу задачи), т.е. значений, при которых компания становится максимально эффективной. Для эффективных компаний значения целевых параметров равны соответствующим значениям входов и выходов, для неэффективных - они всегда меньше реальных входов. Разница между целевым параметром и реальным значением приведена в колонке Proportional Movement. Следует отметить, что компания при значении меры эффективности 1 является максимально эффективной относительно проанализированных компаний. Шкала эффективности ЭК выбрана следующая: o 1 - максимальная; o 0,75-0,99 - высокая; o 0,50-0,74 - средняя; o менее 0,50 - низкая.
Результаты оценки эффективности КСО представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Результаты оценки эффективности в дочерних компаниях ПАО
«Россети».
МРСК Центра МРСК Северо- Запада МРСК Урала МРСК Северного Кавказа Кубань энерго МРСК Центра и Поволжья МРСК Сибири МРСК Юга МРСК Волги
1 1 1 1 1 0,99 0,91 0,86 0,76
Источник: составлено авторами.
По результатам проведенного моделирования следует отметить, что электросетевые компании показали довольно разные результаты. Например, МРСК Центра, МРСК Северо-Запада, МРСК Урала, МРСК Северного Кавказа и Кубаньэнерго имеют меры эффективности 1, что, исходя из шкалы, говорит о максимальной эффективности их систем менеджмента в части КСО среди проанализированных электросетевых компаний. МРСК Юга, МРСК Сибири и МРСК Центра и Поволжья являются высокоэффективными компаниями, а МРСК Волги имеет меру эффективности 0,76, что показывает ее как среднеэффективную компанию. Программа maxDEA предлагает следующие целевые показатели, продемонстрированные в таблице 5, к которым необходимо стремиться МРСК с эффективностью менее 1 для того, чтобы стать максимально эффективными.
Таблица 5 - Меры эффективности и значения целевых параметров ЭК,
эффективность которых ниже 1
БМи Score SAIDI, ч SAIFI, Потери Количество Платеж за
шт. энергии, млн Квт*ч аварий, шт. негатив. на ОС, тыс.руб.
МРСК 0,743 4,021 1,548 2670,908 3980 562,356
Волги
МРСК 0,861 4,182 1,599 2283,702 5332 978,464
Юга
МРСК 0,918 3,543 1,404 4351,431 6590 1582,485
Сибири
МРСК 0,992 3,466 1,560 2768,577 2136 1016,656
Центра и Поволжья
Источник: составлено авторами.
Заключение
КСО для электросетевых компаний является важным звеном в системе менеджмента, а ее оценка дает наглядное представление об их работе в сфере социальной ответственности. Метод DEA является удобным инструментом сравнительной оценки, так как позволяет проанализировать объекты с разнородными входными и выходными параметрами, затрагивая технические, экономические, экологические и другие показатели деятельности компании. Помимо основного результата - меры эффективности, целевые значения показателей также несут в себе ценную информацию, касающуюся количественного выражения показателей, которые необходимо уменьшать, чтобы сравнительная эффективность КСО стала максимальной.
Результаты моделирования имеют несколько практических аспектов. Так, компании могут установить ключевые критерии для управления КСО в целях измерения прогресса в направлении устойчивого развития бизнеса. Также компании могут установить стратегическую цель для улучшения КСО как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Используя разработанную модель, практикующий специалист может измерять эффективность КСО, не имея углубленного понимания математических принципов, лежащих в основе DEA.
По результатам моделирования к компаниям с максимальной эффективностью КСО относятся МРСК Центра, МРСК Северо-Запада, МРСК Урала, МРСК Северного Кавказа и Кубаньэнерго; МРСК Юга, МРСК Сибири и МРСК Центра и Поволжья являются высокоэффективными, а МРСК Волги относится к среднеэффективным компаниям.
В настоящем исследовании есть некоторые ограничения. Во-первых, при оценке и измерении эффективности КСО результаты могут отличаться в зависимости от выбранных входных и выходных параметров. Следовательно, необходимо создать более полную систему показателей для измерения КСО. Во-вторых, данные для проведенного моделирования отображают результаты деятельности электросетевых компаний за 2017 год, что в первую очередь
ограничено доступностью данных. Последующие моделирования можно проводить с охватом нескольких доступных временных промежутков и для большего числа ЭК.
Список литературы
1 Gustavo, T.C. An assessment of the integration between corporate social responsibility practices and management systems aiming at sustainability in enterprises / T.C. Gustavo, R. Anholon // Journal of Cleaner Production. - 2018. - № 182. - С. 746754.
2 Tadesse, G. E. Measuring Corporate Sustainability Performance- The Case of European Food and Beverage Companies / G.E. Tadesse // Journal of Cleaner Production. - 2018. - № 110. - С. 314-321.
3 Paredes-Gazquez, J. Measuring corporate social responsibility using composite indices: Mission impossible? The case of the electricity utility industry industry / J. Paredes-Gazquez, J. Miguel-Fernandez, M. de la Cuesta-Gonzalez // Elsevier. - 2016. -№ 1. - С. 142-153.
4 Бойцова, В.А. Социальная ответственность бизнеса: обязанность или необходимость? / А.В. Бойцова // Концепт. - 2015. - № 14. - С. 1-6.
5 Третьяков, О.В. Социальные инвестиции как форма реализации корпоративной социальной ответственности крупных компаний и организаций / О.В. Третьяков // Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре общества XXI века: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. - СПб, 2016. - С. 744-750.
6 Жойдик, А.П. Развитие методов оценки корпоративной социальной ответственности российских компаний / А.П. Жойдик // Финансовый университет при правительстве РФ: дис. канд. экон. наук. - М., 2015. - 198 с.
7 Тавер, Е.И. Стандарты и социальная ответственность бизнеса / Е.И. Тавер // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. - 2015. - № 5. - С. 16.
8 Киматова, Р.Г. Международные стандарты в области социальной ответственности предприятий и организаций / Р.Г. Киматова, Г.А. Кубашева, Н.В. Злобина // Социально-экономические явления и процессы. Т. 12. - 2017. - № 3. -
9 Чудинов, О.О. Международные стандарты корпоративной социальной ответственности / О.О. Чудинов // Инновационные тенденции развития российской науки: сб. тр. Х Междунар. науч.-практ. конф. - Красноярск, 2017. - С. 284-286.
10 Мустафина, С.Д. Структура электроэнергетики в России / С.Д. Мустафина // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. - Нефтекамск, 2017. - С. 30-33.
11 Годовые отчеты ПАО «Россети» / [Электронный ресурс] // Публичное акционерное общество энергетики и электрификации. - URL: https://www.rosseti.ru/investors/info/year/ (Дата обращения: 10.06.2019).
12 Ивлев, В. Система сбалансированных показателей (balanced scorecard, BSC) / В. Ивлев // Менеджмент сегодня. - 2001. - № 4. - С. 24-33.
13 Тульчинский, Г.Л. Корпоративные социальные инвестиции и социальное партнерство: технологии и оценка эффективности: учеб. пособие. - СПБ.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2012. - 236с.
14 Даньшина, В.В. Оценка компаний в области социальной ответственности бизнеса / В.В. Даньшина // Бизнес. Образование. Право. - 2016. - № 4. - С. 44-50.
15 Федотов, Ю.В. Измерение эффективности деятельности организации: особенности метода DEA (анализа свертки данных) / Ю.В. Федотов // Российский журнал менеджмента. - 2012. - № 2. - С. 51-62.
16 Charnes, A. Measuring the efficiency of decision making units / A. Charnes, W. Cooper, E. Rhodes // European Journal of Operational Research. - 1978. - № 2. -С.429-444.
17 Бондаренко, Ю.В. Алгоритм количественной оценки эффективности деятельности компаний на основе подхода DEA / Ю.В. Бондаренко, Ю.В. Глазьева, Н.А. Бутырина // Управление строительством. - 2018. - № 1. - С. 109-114.
С. 89-94.
18 Фридман, Ю.А. Выявление отраслей - лидеров в регионе на основе метода свертки данных (DEA) / Ю.А. Фридман, Ю.Ш. Блам, Г.Н. Речко // Вестник Кузбасского государственного технического университета. - 2015. - № 6. - С. 182190.
19 Сальникова, А.А. Анализ комплексной эколого-экономической эффективности регионов Южного федерального округа / А.А. Сальникова // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - № 5. - С. 845-858.
20 Сальникова, А.А. Оптимизация регионального эколого-экономического планирования с использованием анализа среды функционирования / А.А. Сальникова // Экономический анализ: теория и практика. - 2017. - № 12 (471). - С. 2332-2346.
21 Ратнер, С.В. Моделирование структуры региональной энергетической системы с использованием методологии анализа среды функционирования / С.В. Ратнер, П.Д. Ратнер // Russian Journal of Management. - 2015. - № 2. - C. 159-166.
22 Ратнер, С.В. Формирование стратегии экологического менеджмента электрогенерирующих компаний на основе методологии анализа среды функционирования / С.В. Ратнер, П.Д. Ратнер // Управление большими системами. -2016. - № 60. - С. 161-187.
23 Belu С. Strategic corporate social responsibility and economic performance / Belu С., Manescu C. // Applied Economics. - 2012. - № 45(19). - P. 2751-2764.
24 Belu, C. Ranking Corporations Based on Sustainable and Socially Responsible Practices. A Data Envelopment Analysis (DEA) Approach / Belu C. // Sustainable Development. - 2009. - № 268. - P. 257-268.
25 Waddock, S.A. The corporate social performance-financial performance link / Waddock, S. A., Graves, S. B. // Strategic Management Journal. - 1997. - № 18(4). -. 303-319.
Efficiency assessment of corporate social responsibility systems of electric grid companies of Russia using data envelopment analysis
Iglovskaya Anastasia Igorevna,
student of the faculty of chemistry and high technologies, department of analytical
chemistry,
Kuban State University, 350040, Russia, Krasnodar territory, Krasnodar, st. Stavropolskaya, d.149,
iglovskaya97@mail. ru
Salnikova Anastasia Anatolyevna,
employee of the laboratory of innovation management in engineering systems
Kuban State University, 350040, Russia, Krasnodar territory, Krasnodar, st. Stavropolskaya, d.149,
nansy2004@list. ru
Abstract. The article is devoted to the application of the DEA (data envelopment analysis) approach to assessing the effectiveness of corporate social responsibility (CSR) of such significant objects as electric grid companies (EC). CSR is one of the key properties in the field of electric power industry as a socio-economic system; it is one of the mechanisms for the development of EC at present, reflecting the voluntary decision of companies to take part in improving the societal standard of living and protecting the environment. The concepts, standards and methodologies for assessing the effectiveness of CSR are also considered in the article. Based on the systemic presentation of EC, the input and output parameters that are most relevant for assessing the effectiveness of activities are identified. The algorithm based on the data envelopment analysis has been developed, which allows not only to quantify the effectiveness of the functioning of companies, but also to determine the direction of its increase. The basis of the algorithm is the input-oriented CRR model. The paper presents the results of the software implementation of the algorithm, allowing to identify effective and inefficient grid companies in the framework of CSR implementation.
Keywords. Corporate social responsibility; data envelopment analysis; grid company; interregional distribution network company; standards of social responsibility; assessment of efficiency.