Научная статья на тему 'Алгоритм выбора инструментов для оценки корпоративной социальной ответственности'

Алгоритм выбора инструментов для оценки корпоративной социальной ответственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2481
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленческие науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / SOCIAL REPORTING / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / РЕЙТИНГ / RATING / METHOD OF EVALUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина Лариса Михайловна, Борзаков Дмитрий Владимирович

Корпоративная социальная ответственность (КСО) сегодня становится обязательной составляющей успешного бизнеса. Одна из основных проблем реализации КСО необходимость оценить деятельность организации в этой сфере. В связи с этим возникает потребность в методах оценки, причем на всех этапах: при планировании и обосновании конкретных программ по корпоративной социальной ответственности, при подведении итогов этой работы. В оценке КСО нуждается широкий круг субъектов социально-экономических отношений, интересы и ожидания которых сложны для идентификации, изменяются во времени и зачастую противоречат друг другу. Возрастающая социальная активность компаний, разнообразие практик КСО и подходов к ее реализации требуют соответствующего методического обеспечения. На основе анализа действующих стандартов в данной сфере и различных методик оценки КСО (более 50) авторы предлагают систему критериев, позволяющих классифицировать инструменты оценки: по уровню создания, концепции, охвату основных аспектов КСО, направлению и содержанию оценки. Выбор инструментов один из важнейших этапов оценки КСО, зависящий от множества факторов. В первую очередь он определяется целями и интересами стейкхолдеров, наличием необходимой для расчетов информации, особенностями оцениваемой компании. Для решения этой задачи авторами разработан алгоритм выбора инструментария, который включает в себя пять последовательных шагов: постановка целей и задач; определение направления оценки; выбор формата показателей и итогового результата; определение вида методики; подбор конкретных инструментов. Разработанные авторами алгоритм и классификация инструментов оценки социальной ответственности помогут в решении этой важной задачи всем заинтересованным сторонам, в том числе и самому предприятию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никитина Лариса Михайловна, Борзаков Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM SELECTION OF TOOLS TO ASSESS CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY

Corporate social responsibility (CSR) is becoming a necessary component of a successful business. One of the main problems of CSR implementation the need to assess the organization’s activities in this field. Therefore there is a need for methods of evaluation, and at all stages: in the planning and justification of the specific programs of corporate social responsibility, in the determination of the results of this work. In the evaluation of CSR needs a wide range of subjects of socio-economic relations whose interests and expectations are difficult to identify, change over time and often contradict each other. Increasing social activity of companies, a variety of CSR practices and approaches to its implementation require appropriate methodological support. Based on the analysis of existing standards in this field and different methods of evaluating CSR (more than 50), the authors proposed system of criteria to classify assessment tools: by the level of creation, concepts, coverage of the main aspects of CSR, orientation and content of the assessment. The choice of tools one of the most important stages of evaluation of CSR, which depends on many factors. It is primarily determined by the goals and interests of stakeholders, the sufficiency of the information required for the calculations and the characteristics of the company. To solve this problem, the authors developed an algorithm for the selection of tools, which includes five sequential steps: 1) setting goals and objectives, 2) determine the direction of assessment, 3) selection of the format of indicators and outcome, 4) definition of methods group,5) selection of specific tools. Algorithm developed by the authors and classification of assessment tools of social responsibility will help in solving this important task for all stakeholders, including the enterprise itself.

Текст научной работы на тему «Алгоритм выбора инструментов для оценки корпоративной социальной ответственности»

УДК 65.012

Алгоритм выбора инструментов для оценки корпоративной социальной ответственности

ниКитинА лАриСА михАйловнА, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления организациями Воронежского государственного университета E-mail: [email protected]

БорзАКов дмитрий влАдимирович, аспирант кафедры экономики и управления организациями Воронежского государственного университета E-mail: [email protected]

Аннотация. Корпоративная социальная ответственность (КСО) сегодня становится обязательной составляющей успешного бизнеса. Одна из основных проблем реализации КСО - необходимость оценить деятельность организации в этой сфере. В связи с этим возникает потребность в методах оценки, причем на всех этапах: при планировании и обосновании конкретных программ по корпоративной социальной ответственности, при подведении итогов этой работы. В оценке КСО нуждается широкий круг субъектов социально-экономических отношений, интересы и ожидания которых сложны для идентификации, изменяются во времени и зачастую противоречат друг другу. Возрастающая социальная активность компаний, разнообразие практик КСО и подходов к ее реализации требуют соответствующего методического обеспечения. На основе анализа действующих стандартов в данной сфере и различных методик оценки КСО (более 50) авторы предлагают систему критериев, позволяющих классифицировать инструменты оценки: по уровню создания, концепции, охвату основных аспектов КСО, направлению и содержанию оценки. Выбор инструментов - один из важнейших этапов оценки КСО, зависящий от множества факторов. В первую очередь он определяется целями и интересами стейкхолдеров, наличием необходимой для расчетов информации, особенностями оцениваемой компании. Для решения этой задачи авторами разработан алгоритм выбора инструментария, который включает в себя пять последовательных шагов: постановка целей и задач; определение направления оценки; выбор формата показателей и итогового результата; определение вида методики; подбор конкретных инструментов. Разработанные авторами алгоритм и классификация инструментов оценки социальной ответственности помогут в решении этой важной задачи всем заинтересованным сторонам, в том числе и самому предприятию.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, социальная отчетность, методика оценки, рейтинг.

Algorithm Selection of Tools to Assess corporate Social Responsibility

NIKITINA LARISA M., Doctor of Economics Science, professor of chair of economy and management of the organizations, Voronezh State University (Voronezh, Russia) E-mail: [email protected]

BorzAKov Dmitry v., graduate student of chair of economy and management of the organizations, Voronezh State University (Voronezh, Russia) E-mail: [email protected]

Abstract. Corporate social responsibility (CSR) is becoming a necessary component of a successful business. One of the main problems of CSR implementation - the need to assess the organization's activities in this field. Therefore there is a need for methods of evaluation, and at all stages: in the planning and justification of the specific programs of corporate social responsibility, in the determination of the results of this work. In the evaluation of CSR needs a wide range of subjects of socio-economic relations whose interests and expectations are difficult to identify, change over time and often contradict each other. Increasing social activity of companies, a variety of CSR practices and approaches to its implementation require appropriate methodological support. Based on the analysis of existing standards in this field and different methods of evaluating CSR (more than 50), the authors proposed system of criteria to classify assessment tools: by the level of creation, concepts, coverage of the main aspects of CSR, orientation and content of the assessment. The choice of tools - one of the most important stages of evaluation of CSR, which depends on many factors. It is primarily determined by the goals and interests of stakeholders, the sufficiency of the information required for the calculations and the characteristics of the company. To solve this problem, the authors developed an algorithm for the selection of tools, which includes five sequential steps: 1) setting goals and objectives, 2) determine the direction of assessment, 3) selection of the format of indicators and outcome, 4) definition of methods group,5) selection of specific tools. Algorithm developed by the authors and classification of assessment tools of social responsibility will help in solving this important task for all stakeholders, including the enterprise itself.

Keywords: corporate social responsibility, social reporting, method of evaluation, rating.

Социальная ответственность сегодня становится философией бизнеса и основной предпосылкой эффективного функционирования предприятий в будущем. Одновременно с осознанием необходимости системной деятельности в этом направлении возникает потребность в измерении и анализе социальной активности компании, что позволило бы ей активно влиять на свое текущее состояние и тенденции развития, принимать решения, выбирать направления изменений и прогнозировать их воздействие на ключевые параметры, а также составлять планы дальнейшего совершенствования. В последнее время многие крупные компании заявляют о себе как о социально ответственных, но на деле слабо реализуют в своей деятельности принципы корпоративной социальной ответственности (КСО). Поэтому заинтересованным сторонам все сложнее доверять таким заявлениям. Следовательно, необходимо не просто измерять уровень социализации компании, но и предоставлять стейкхолдерам возможность проводить такие вычисления самостоятельно, на основе публичной информации.

Процесс оценки КСО в обобщенном виде состоит из нескольких этапов.

Подготовка и планирование. На данном этапе происходит осознание необходимости оценки, принимается решение о ее проведении, ставятся соответствующие цели и задачи, определяются конкретные области, требующие оценки, составляется план ее проведения и т.д.

Сбор информации. Определяется и конкретизируется состав необходимой информации, выбираются

источники — бухгалтерская отчетность, статистическая, социальная (нефинансовая) отчетность, публикации в СМИ и др., происходит непосредственный сбор информации (преимущественно из открытых источников, за исключением самооценки).

Выбор инструментов оценки и расчет показателей. Данный этап, помимо прочего, предполагает модификацию оценочных показателей (при необходимости) и поиск дополнительной информации для расчетов.

Анализ и принятие решения по итогам оценки. Предполагает обработку и проверку полученных результатов, сопоставление с показателями других компаний, а также с рекомендованными значениями, результатами предыдущих исследований. Делаются выводы о факторах влияния и тенденциях развития, принимаются решения о закреплении, стандартизации процедуры оценки, повторном ее проведении, корректировке. Составляется отчет об итогах исследования.

Разработка методологического обеспечения процесса оценки социальной ответственности — одна из наиболее актуальных тем. В настоящее время все чаще предпринимаются попытки как поиска новых, так и усовершенствования, систематизации уже применяемых методов и подходов, позволяющих оценить социальную ответственность компании в рамках приятной оценочной системы.

Проведя анализ более 50 методик оценки социальной ответственности компаний, мы предлагаем классифицировать их, как показано в табл. 1.

Таблица 1

классификация инструментов оценки ксо

Принцип классификации Группы

Мега- (международные стандарты социальной отчетности, кодексы поведения, конкурсы и другие аналогичные инициативы)

По уровню создания и распространения Макро- (российские стандарты отчетности, инициативы различных общественных организаций, конкурсы и рейтинги федерального значения)

Мезо- (инициативы регионального уровня, в том числе и региональные конкурсы)

Микро- (внутриотраслевые методики и подходы к оценке, конкурсы, инициативы отдельных предприятий)

Авторские подходы, признанные в научной среде*

Социальные инвестиции

Корпоративная социальная ответственность

По концепции, положенной в основу оценки Устойчивое развитие

Теория стейкхолдеров

Корпоративная социальная деятельность и др.

По охвату основных сфер Всесторонние (наиболее полно изучают социально ответственную деятельность компании)

(направлений) КСО Узконаправленные [акцентируют внимание на конкретном направлении или форме реализации (внешней или внутренней) социальной ответственности]

Методики самооценки предприятий

По направлению оценки Методики внешней оценки (аудита) предприятий

Смешанные

Методики отчетности (ориентированы прежде всего на подготовку нефинансовой отчетности и не предполагают выведения некого единого значения уровня социальной ответственности)

По содержанию методики (виду) Индексы (нефондовые, которые используются для сравнительного позиционирования социальных аспектов деятельности, и фондовые, предназначенные для поддержки принятия решений в рамках социального инвестирования)

Системы оценки (комплекс определенным образом структурированных показателей, предоставляющих возможность выведения некоего общего значения КСО, но не имеющих четкой шкалы для его интерпретации)

Конкурсы и рейтинги (подходы, используемые в информационных картах, положениях и инструкциях конкурсов, рейтингов и рэнкингов различных уровней)

Индикативные методики (основаны на использовании системы индикаторов, что облегчает восприятие и интерпретацию полученного результата)

* Данная группа выделена отдельно.

Во-первых, инструменты оценки можно классифицировать по уровню их разработки и распространения, в том числе в связи с активным развитием региональных инициатив в данной области, в рамках которых не только проводятся ежегодные конкурсы, но и утверждаются соответствующие стандарты, разрабатываются полноценные методики оценки. Примерами могут служить Стандарт КСО предприятий Воронежской области [1, с. 270-297], методика оценки добровольной КСО организаций в Саратовской области1, конкурсы «За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства», проводимые в регионах. Отдельно в рамках данного классификационного признака нами выделена группа так называемых авторских подходов, которые не имеют официального статуса, но признаны в научной среде.

Во-вторых, из-за отсутствия на сегодняшний день единого представления о содержании КСО, а также наличия разных теорий и подходов, отражающих социальную ответственность и ассоциируемых с ней, можно сгруппировать методики с позиции концепции, положенной в основу оценки, а также по охвату основных направлений КСО. Например, на социально-экологическом аспекте КСО специализируется Эколого-энергетическое рейтинговое агентство Интерфакс-ЭРА2, которое является автором нескольких рейтингов в сфере экологической ответственности.

В-третьих, методики различаются в зависимости от направления оценки (самооценка, внешняя и смешанная оценки). Для современного рынка характерны высокая степень динамичности, растущие требования потребителей, ускоренное развитие технологий, волатильность условий конкурентной борьбы, поэтому успех компании во многом определяется способностью объективно оценивать результаты своей деятельности. В качестве примеров методик самооценки КСО можно привести модель самооценки и улучшения

1 О добровольной корпоративной социальной ответственности организаций в Саратовской области (вместе с Методикой оценки добровольной корпоративной социальной ответственности организаций в Саратовской области). Постановление правительства Саратовской области от 07.03.2008 № 88-П / Официальный сайт Саратовской области. [Электронный ресурс] URL: http://saratov.news-city.info/docs/sistemse/dok_iegwqi.htm (дата обращения: 26.04.14).

2 Оценка эффективности предприятий / Эколого-энергети-ческое рейтинговое агентство Интерфакс-ЭРА. [Электрон-

ный ресурс] URL: http://interfax-era.ru/metodologiya/otsenka-

predpriyatii (дата обращения: 26.06.14).

качества управления заинтересованными сторонами «Арктурус» [2, с. 5-40], а также Рекомендации по проведению самооценки деятельности на основе стандарта ISO 260003.

В-четвертых, с определенной степенью условности на основании содержания методик можно выделить следующие их группы: методики отчетности, системы оценки, индексные, конкурсные, рейтинговые и индикативные методики.

Из-за разнообразия и многоплановости применяемых методик сделать выбор непросто, поэтому требуется соответствующий алгоритм действий, который поможет заинтересованным сторонам решить эту задачу.

Разработанный нами алгоритм выбора инструментов для оценки КСО состоит из нескольких последовательных шагов:

• определение целей и задач;

• определение круга интересов сторон, проводящих оценку, и соответствующего направления (внешняя или внутренняя оценка);

• выбор формата показателей и представления итогового результата;

• определение вида методики;

• подбор конкретных инструментов оценки.

Чтобы определиться с целью оценки, необходимо понять, относится ли компания к категории социально ответственных или следует оценить степень ее активности в данном направлении. В первом случае просто используются разные группы критериев, после определения которых можно считать, что компания следует принципам КСО, разрабатываемым на разных уровнях, в первую очередь в регионах.

Особый интерес представляет возможность сравнить компании по степени социальной ответственности, в том числе по отраслям, региональному срезу и т.д. Для этого необходимо решить, будет оцениваться отдельно взятая компания или определенная выборка (второй шаг). Для первого варианта, как уже отмечалось, оценка может быть как внешней, так и внутренней. Для самооценки компания может использовать самые разнообразные инструменты: как специализированные методики, так и любые другие, независимо от их вида и содержания.

3 Рекомендации по проведению самооценки организации деятельности компании в соответствии с принципами социальной ответственности на основе положений международного стандарта ISO 26000. [Электронный ресурс] URL: http://media.rspp. ru/document/1/8/0/80baeb05bcf228569d69ae36b4c68d9b.pdf (дата обращения: 26.04.14).

28

Л. М. Никитина, Д. В. Борзаков Алгоритм выбора инструментов

При внешней оценке для выбора инструмента возникает потребность в определении формата показателей, а также результата в целом (третий шаг). Если получения некоего общего значения, характеризующего социальную ответственность компании, не требуется, могут быть использованы международные и отечественные стандарты, в том числе по подготовке нефинансовой отчетности. Стандарты закладывают базовые принципы реализации КСО и, следовательно, служат основой для ее оценки.

В ситуации, когда целью оценки является определение итоговой величины уровня КСО, в соответствии с наполнением методики могут быть избраны либо так называемые системы оценки, либо индикативные или индексные методики. Все перечисленные виды инструментов, как конкурсы и рейтинги, позволяют проводить ранжирование и мониторинг компаний по степени КСО. Однако системы оценки не содержат проработанной шкалы для интерпретации полученного результата, поэтому его необходимо изучать в динамике или путем сравнения с другими компаниями.

Наиболее привлекательны с практической точки зрения, по нашему мнению, индикативные методики. Индикаторы обладают сигнальными функциями, ограничивают предельные пороговые (минимальные и максимальные) значения, они сопоставимы, наглядны, доступны максимальному количеству пользователей и относительно просты в применении.

Для оценки и анализа КСО нескольких компаний могут быть использованы методики проведения рейтингов и конкурсов (обычно применяются для выделения по категориям и номинациям) разных уровней. Конкурсы и рейтинги поддерживают и поощряют добровольные инициативы бизнеса в области КСО, стимулируют дух соревнования, способствуют распространению положительного опыта, повышению уровня осведомленности (как внутри, так и вне организации) о целях, стратегиях и результатах, связанных с социальной ответственностью. Наиболее известны такие всероссийские конкурсы, как «Лидеры российского бизнеса: динамика и ответственность»4

4 Всероссийский конкурс «Лидеры российского бизнеса: динамика и ответственность» / Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей. [Электронный ресурс] URL: http://рспп.рф/simplepage/572 (дата обращения: 26.04.14).

и «Российская организация высокой социальной эффективности»5, а также рейтинг агентства «Репутация»6.

Для сравнительной оценки также могут быть использованы любые другие методики, позволяющие определить количественное значение уровня КСО, т.е. все представленные выше методики, за исключением методик отчетности. После определения видовой принадлежности предполагаемого к использованию инструмента оценки КСО (четвертый шаг) переходим к заключительному шагу — выбору конкретной методики в рамках выделенных групп. Это делается с учетом ряда факторов — концепции, положенной в основу оценки; практики применения и признания методики другими компаниями; уровня ее создания и распространения (международные, национальные и региональные инициативы); доступности, простоты и удобства использования; степени информационной обеспеченности расчетов; охвата необходимых сфер и направлений КСО и др.

Предложенные нами алгоритм оценки КСО и классификация инструментов для такой оценки не только структурируют представления об оценке социальной ответственности компании, но и имеют практический смысл, помогая заинтересованной стороне сформировать мнение о компании и подобрать инструментарий оценки, наиболее адекватно отвечающий ее целям и интересам, а также учитывающий особенности оцениваемой компании. Это также позволяет компании определить направление развития своей социально ответственной деятельности.

Литература

1. Никитина Л.М. Система корпоративной социальной ответственности в России: содержание, факторы развития, механизм управления. Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2011. 300 с.

2. Благов Ю.Е. Институционализация менеджмента заинтересованных сторон в российских компаниях: проблемы и перспективы использования модели «Арктурус» / Научные доклады. № 41. СПб.: НИИ менеджмента СПбГУ, 2006. С. 5-40.

5 Всероссийский конкурс «Российская организация высокой социальной эффективности-2013» / Официальный сайт Минтруда России. [Электронный ресурс] URL: http://www.rosmintrud.ru/ events/133 (дата обращения: 26.04.14).

6 Рейтинги / Рейтинговое агентство «Репутация». [Электронный ресурс] URL: http://rareputation.ru/?page_id=290 (дата обращения: 26.04.14).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.